Агрессия у ребенка аутиста как исправить

Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.

Почему проявляется агрессия при аутизме

Почему проявляется агрессия при аутизме

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

  1. Самоагрессия (покусывание рук). Взрослым нужно ограничить ребенка от гипервнимания и назойливого навязывания шаблонов и действий. Ребенок должен быть заинтересован в контакте и выполнении задач.
  2. Агрессия к окружающим: битье взрослых, бросание предметов, преднамеренное уничтожение вещей. Чаще всего проявляется при эмоциональной перегрузке, когда появляется нежелательный контакт или непонимание со стороны взрослых.
  3. Создание агрессивных образов. Каждая ситуация позиционируется как потенциально опасная. Например, едущий велосипед – обязательно наедет, идет дождь за окном – затопит комнату. В данном случае важно не усугублять ситуацию и не акцентировать на этом внимание. Нужно уметь переключать внимание на положительные моменты.

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

  1. Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
  2. Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
  3. Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
  4. Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
  5. Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
  6. Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
  7. Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
  8. Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.

Помощь детям в общении: метод второй

  1. Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
  2. Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
  3. Посещайте занятия с психотерапевтом.

Понять причину – решить проблему: метод третий

  1. Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
  2. Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
  3. Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.

Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

  • медикаментозное лечение с использованиями препаратов для корректировки поведения, ноотропы, нейролептики и другие (только по назначению докторов);
  • регулярное посещение психиатров и психологов (разработка индивидуальных программ).

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.

Применения метода A-B-C

Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

  1. Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
  2. На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
  3. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).

Как помочь ребенку выражать свои потребности

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.

Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

  • дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
  • учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
  • впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

Агрессия при аутизме, отзывы

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться.

Положительные Отрицательные
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта) А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя)
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля) Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника)
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)).  
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии(Татьяна)  
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина)  

Агрессия у аутистов- как себя вести

Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

26.08.15

Вопрос-ответ. Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик об основных подходах к проблемному поведению при аутизме

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

problem-tips

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Советы по коррекции проблемного поведения

— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

Также смотрите:

Как определить функцию поведения при аутизме

Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением

Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме

Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное

Как научить ребенка с аутизмом использовать «слова» вместо «скандалов»

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Что делать, если ребенок с аутизмом часто и громко кричит

Что можно сделать с проблемным поведением в условиях школы

Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом

Что делать с «протестным» поведением при аутизме

Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Прежде чем корректировать поведение, нужно исключить медицинские проблемы

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Агрессию и прочие виды проблемного поведения часто считают признаком аутизма. Так ли это? Каковы причины агрессивного поведения у детей с РАС?

Перевод фрагмента руководства «Aggressive and challenging behaviors tool kit», опубликованного на платформе autismspeaks.org.

Дети с аутизмом часто ведут себя неприемлемым для общества образом: говорят и делают нечто странное, временами раздражающее или даже пугающее. И именно эти проявления становятся для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Как бы семья ни старалась удовлетворить особые потребности ребенка, могут потребоваться дополнительные ресурсы и сторонняя помощь. Очень важно абстрагироваться от неприятных аспектов поведения и научиться вовремя и правильно реагировать. Предлагаем ознакомиться со сводом рекомендаций, цель которых ─ помочь окружению ребенка с РАС определиться с подходящими стратегиями и найти соратников среди специалистов.

Что такое социально неприемлемое поведение? Это любые действия, которые:

  • угрожают здоровью лица с РАС и(ли) других людей;
  • влекут имущественный урон;
  • ограничивают доступ к обучению и участию в жизни общества;
  • приводят к изоляции и стигматизации лиц с РАС и их семей.

Такого рода поведенческие проявления могут возникать на протяжении всей жизни человека с РАС. При этом основные и сопутствующие симптомы аутизма видоизменяются с возрастом и при перемене обстоятельств, в результате чего формируются новые виды реагирования. К тому же, поведение меняется ежесекундно, ведь люди постоянно подвергаются динамичному воздействию внутренних и внешних факторов, таких как головная боль, уровень сахара в крови или громкий шум.

Почему агрессию и другие виды социально неприемлемого поведения считают признаком аутизма?

Сам по себе аутизм не вызывает проблемного поведения, как и наличие проблемных видов поведения не гарантирует диагноз. Например, ребенок, который ходит на цыпочках или бьется головой об стену, не обязательно страдает от какого-либо расстройства развития. Более того, ребенок может есть землю из цветочного горшка, но это едва ли будет связано с тем фактом, что ему месяц назад диагностировали РАС.

Однако биохимические процессы в организме, ответственные за аутистические проявления, могут также провоцировать поведение, неподконтрольное человеку. Это сравнимо с тремором рук при болезни Паркинсона. Кроме того, некоторые из проблемных поведенческих ответов представляют собой автоматические реакции на определенный раздражитель, т.е. рефлекс, наподобие коленного. Таким образом, некорректно всё сводить к тому, что ребенок ведет себя «плохо», потому что он аутист.

Аутизм выявляют на основании двух «ядерных» симптомов: 1) характерных нарушений общения и социального взаимодействия; 2) повторяющихся, однообразных действий, занятий и интересов. Поведенческий «язык» детей с РАС расходится с ожиданиями окружающих: сопутствующие затруднения становятся причиной тревоги, непонимания происходящего, чувства беспомощности и раздражения, и это, в свою очередь, влияет на поведение ребенка. Так, не говорящий и не любящий крики детей на площадке мальчик скорее самостоятельно отправится искать тихое место, чем попросит маму уйти вместе. Ребенок также может выбежать на дорогу, лишь завидев хозяина собаки, которую панически боится, хотя фактически ему ничего не угрожает. Проблемное поведение чаще возникает в условиях стресса и плохого самочувствия. Физиологические и неврологические состояния, поток ощущений от органов чувств могут причинять дискомфорт и боль ребенку с РАС, о чём сложно догадаться ввиду недостатка общения.

«Помнится, Марку исполнилось восемь, когда он внезапно увлекся упорядочиванием мира. Перемена произошла буквально за ночь. Мы открывали шкафчик ─ сын тут же закрывал. Поверьте, очень затруднительно загрузить тарелки в посудомойку, когда ребенок не даёт держать дверцу открытой. Он не мог остановиться, и мы сходили от этого с ума. К счастью, наш семейный врач провел анализ на наличие антител к стрептококку. Оказалось, что навязчивое поведение ─ это проявление аутоиммунного нейропсихического расстройства, ассоциированного со стрептококковой инфекцией. Лечение потребовало времени и сил. Зная, что сын болен, мы стали более спокойно относиться к происходящему. Марк не отвечал за свои действия. Используя положительное подкрепление, мы стали учить Марка сохранять спокойствие в ответ на признаки «беспорядка». Шаг за шагом, у нас получилось отвоевывать прежнюю гибкость поведения. Но чтобы помочь Марку, нам самим пришлось приспособиться. Так мы победили».

С.П., отец

Наконец, нежелательное поведение объясняется прошлым опытом. Малыш начинает лепетать чаще, если до этого мама подкрепляла его лепет улыбкой. Это справедливо для любого поведения. Если ранее крик приводил к освобождению от требований, с большой вероятностью ребенок будет кричать и возможно даже топать ногами в следующий раз.

Итак, получается, что причины социально неприемлемого поведения лежат в плоскости воздействия биологических переменных, различных внутренних и внешних факторов, дефиците навыков общения и истории подкрепления. Поэтому нет смысла винить во всём аутизм, в противном случае мы ничего не могли бы сделать, так как, строго говоря, РАС не лечится. Что же тогда предпринять?

Наши действия в ответ на поведение ребенка могут значимо повлиять на то, как он будет в будущем вести себя в сходных ситуациях.

Дети с аутизмом требуют индивидуального подхода в обучении, и это касается не только развития речи, но и работы над адаптивным поведением. Например, нейротипичного двухлетнего ребенка вполне может остановить строгий окрик или серьезное выражение лица воспитателя. Те же действия окажутся бесполезными, когда речь о взрослом аутисте, не умеющем распознавать сигналы в форме интонаций и мимики. Люди с РАС, лишенные базового арсенала навыков, накапливаемых нами в ходе жизни, вынуждены пользоваться тем, что есть: например, криком, плачем или даже способностью кусаться. Следовательно, их поведение можно и нужно изменять путем расширения социально приемлемого поведенческого репертуара. Как именно улучшать? Учить общаться, распознавать свои эмоциональные состояния, отдавать отчет в плохом самочувствии, формировать навыки самоуправления и самоуспокоения.

Агрессия и аутизм

Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Люди с РАС чаще склонны проявлять агрессию в отношении близких, осуществляющих за ними уход, по сравнению с нейротипичной выборкой и другими лицами с когнитивными нарушениями.
  • Аутисты обоих полов демонстрируют примерно одинаковую склонность к агрессии, что отличает их от остальной популяции. В то же время, обычные факторы риска (более низкий уровень интеллектуального развития, образования, речевых навыков) не повышают вероятность агрессивного поведения среди лиц с РАС.
  • Как и в случае нейротипичной выборки, возраст является фактором риска. Чем моложе лицо с РАС, тем выше уровень агрессии. Предположительно, созревание и обучение благоприятно влияют на поведение.
  • Наиболее склонны к агрессии те, у которых более выражена симптоматика. В зоне риска дети, интенсивно практикующие повторяющееся поведение, особенно это касается самоповреждения и ритуалов, а также повышенной чувствительности к нарушениям рутины. Также с агрессивными проявлениями при аутизме связывают более глобальные трудности социального взаимодействия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.

Что полезно знать о поведении

Социально неприемлемое поведение ─ это такое же поведение, как и любое другое, и подчиняется оно тем же законам. Что из себя представляет поведение в целом? Грубо говоря, взаимодействие организма со средой. Например, мы наделены набором реакций, которые выполняют строго определенные биологические функции (поглощение пищи, различные рефлексы), необходимые для выживания. Но мы ими не ограничены. Понять, что из себя представляет то или иное поведение, можно, проследив последующие изменения в среде. Мы закрываем уши, тем самым приглушая пронзительный звук, но иногда мы делаем что-то похожее, пытаясь сообщить собеседнику о нежелании слушать дальше. Движения похожи ─ функции разные.

Важно помнить, что имеющиеся навыки, образование, состояние физического и психического здоровья, а также прошлый опыт диктуют образ наших действий. Один ест с помощью приборов и вытирает лицо салфеткой, другой орудует руками и облизывает пальцы. Оба просто едят, но по-разному. Социально неприемлемые виды поведения не нацелены на «плохое», а являются таковыми, потому что большинство людей их не одобряет. Поэтому так важно сначала пронаблюдать и проанализировать действия другого. Вдумчивый подход позволит установить функцию поведения и спланировать оптимальный вариант помощи. Одновременно с этим, можно снизить собственный уровень стресса. Ведь, с описываемой точки зрения, действия другого человека не имеют ничего общего со злым роком или волей.

Однако понимание не означает принятие. Например, мы выяснили, что ребенок пинается, когда приходится долго идти пешком. Отлично! Научим ребенка просить о передышке. Видите разницу? Мы понимаем, почему кто-то себя ведет так, а не иначе, однако не останавливаемся на этом и ищем способ обучить более приемлемой форме поведения. Точно так же мы должны выявлять и по возможности устранять медицинские причины проблемного поведения.

«Учитель Сэма переехал в другой город, и его место занял знакомый, но менее подготовленный педагог. В начале нового учебного года сын внезапно стал постоянным посетителем кабинета медсестры: первые два урока он проводил лежа на койке. Школа считала, что поведение Сэма ─ это либо попытки отделаться от занятий по развитию социальных навыков, либо следствие тревоги в ответ на неуверенность учителя.

Однажды утром сына даже стошнило, но дома этим же вечером болезнь как рукой сняло. Вскоре сотрудники заметили, что сразу после второго завтрака с Сэмом творилось вот что: сын поворачивал голову и сидел так, с закатанными глазами. Дома после ужина мальчик тоже стремился прилечь на диван. Тогда мы решили проконсультироваться у гастроэнтеролога, и, конечно же, тот обнаружил рефлюкс. Грамотная терапия сразу свела на нет все странные действия и побеги в кабинет медсестры».

Э.Д., мать

Нежелательное поведение не определяет суть вашего близкого, у которого обязательно есть свои сильные стороны. Старайтесь уважать чувства и мысли другого. Возможно, он осознает свои действия, а может быть, и нет. И это тоже следует брать в расчет. Не рекомендуется обсуждать человека с РАС в его присутствии. Он может понимать больше, чем кажется со стороны. По возможности выбирайте диалог. Почему бы и не поделиться информацией, даже если вы не уверены, что сказанное будет воспринято? Очень важно выстроить доверительные отношения и убедить дорогого вам человека в необходимости выработать более приемлемые формы поведения.

Функция поведения

Недостаточно наблюдать только за поведением. Важно установить, почему человек ведет себя именно так, т.е. определить функцию. Одни виды поведения вызваны биологическими потребностями, другие же формируются в течение жизни под влиянием предшествующих факторов (антецедентов) и последствий. Кроме того, функция, как правило, не прикреплена намертво к конкретному поведению и иногда уступает место другой. Можно почесать щеку, чтобы избавиться от зуда, а можно тем же самым действием привлечь взгляд одноклассника.

«Почему бы педагогам [и родителям] не уделить внимание талантам ребенка, а не его недостаткам? Можно же подключить сильные стороны и обучить навыкам на основе имеющихся предпочтений. Зачем помещать людей в прокрустово ложе дислексии, СДВГ или аутизма? Зачем сужать горизонт до диагноза? Дети, на которых навесили ярлык, как раз часто страдают от дисгармоничного развития. В каких-то областях такой ребенок успешен, другие даются ему с трудом. Конечно, нельзя игнорировать дефицит навыков, однако чрезмерный акцент на них не должен подавлять потенциал сильных сторон».

Темпл Грандин, американская ученая и всемирно известный человек с аутизмом

Хороший пример приемлемого поведения ─ это просьба. Мы просим дать печенье (поведение) и получаем его (функция). Ребенок, не умеющий говорить, будет иначе добиваться угощения. Тем не менее, какое бы ни было поведение, предполагаемый результат один и тот же ─ любимое печенье. Если мальчик Вова будет безуспешно тянуться к печенью, то со временем он найдет более действенные и возможно менее безобидные способы.

Функции социально неприемлемых видов поведения

«Проблемные виды поведения, такие как агрессия, деструктивные действия или самоповреждение, становятся главной заботой тех, кто воспитывает и обучает людей с аутизмом и другими расстройствами. Такое поведение формируется и поддерживается тем, что происходит непосредственно до и после эпизода. Иными словами, присутствует момент научения, поэтому мы можем изменить ситуацию путем контроля значимых факторов среды: предшествующих событий и последствий В большинстве случаев неприемлемое поведение ─ это попытка получить желаемое (например, доступ к игрушкам, еде, контакту или прекращению неприятной деятельности). Цель в том, чтобы заменить неуместный «запрос» более адаптивной (адекватной и эффективной) формой общения».

Из учебного пособия «Targeting the big three», стр. 72

Предположить функцию помогут следующие вопросы:

  • Возникло ли поведение внезапно? Если да, то стоит ли за этим медицинская проблема или иное резкое изменение в среде?
  • Есть ли какие-то медицинские причины, которые повышают уровень возбудимости, утомляемости или стресса?
  • В чем выгода вести себя так? Избегает ли ребенок чего-нибудь?
  • Что он мне пытается «сказать»? Какие выводы я могу сделать?
  • В каких местах, в присутствии каких людей и при каких других обстоятельствах поведение случается чаще всего? Можно ли улучшить ситуацию, внеся изменения в среду?
  • Что предшествует поведению? Что провоцирует неприемлемые действия?
  • Что происходит сразу после поведения? Что поддерживает действия ребенка, делает их эффективными?
  • Как я (или кто-то еще) веду себя в ответ, чтобы скорее прекратить поведение? Уговариваю и успокаиваю (внимание), предоставляю желаемое?

Выявление функции (значимых факторов среды) открывает дверь, за которой скрывались простые и эффективные пути улучшения ситуации и последующего снижения уровня проблемного поведения.

Однако не стоит забывать: люди приспосабливаются, поведение изменчиво. Ребенок может реагировать похожим образом в разных ситуациях и по разным причинам. Например, двухлетний Петя утром укусил старшего брата, чтобы тот его отпустил, в обед ─ чтобы завладеть машинкой, а вечером машинально прикусил мамину руку, ощутив резкую зубную боль. Одно и то же по виду поведение, а функции различны.

Какие бывают функции?

  • Получение доступа к желаемым предметам, видам деятельности, результатам;
  • Избегание требований или ситуаций;
  • Привлечение внимания, положительного (похвала, ласка) или негативного (ругань, замечания);
  • Самоуспокоение, концентрация внимания, получение приятных ощущений;
  • Избегание неприятной стимуляции (яркий свет, громкие звуки);
  • Реакция на боль или физический дискомфорт;
  • Попытка установить контроль над ситуацией.

Мы можем повлиять на поведение, управляя факторами среды, антецедентами и последствиями. При этом мы обязаны обучить ребенка более приемлемой альтернативе: например, просить желаемое посредством жестов, выражать свой протест в более мирной форме и т.п.

«Когда-то я не владела речью, и поэтому избавлялась от неприятных мне ситуаций и людей единственно доступными способами: я дралась, кусалась, убегала. Я не стремилась никому навредить, однако не могла сообщить, насколько невыносимы для меня условия. Когда вокруг слишком много неприятного ─ как будто испытываешь постоянную боль. После множества лет обучения языку жестов и другим способам общения я стала свободна в выражении своих мыслей и чувств понятным образом: теперь я не нуждаюсь в агрессии, чтобы попросить об отдыхе или тишине. И это замечательно!»

Д.Р., девушка с РАС

Перед началом вмешательства необходимо досконально проанализировать целый набор факторов, потенциально влияющих на поведение, в том числе биологических. То, насколько мы будем успешны в обнаружении функциональных зависимостей, определит эффективность плана по коррекции поведения. Представьте картину: утро, время заправлять постель. Дочь бьет свою мать по рукам, потому что та протягивает одеяло и заставляет его сложить. Уместно ли тут в ответ отправить девочку посидеть на стуле (тайм-аут)? Не совсем, так как тем самым мы устраним требования. И в следующий раз ребенок снова прибегнет к доказавшей свою эффективность агрессии. Давайте подумаем, почему девочка сопротивляется требованию? Может быть, оно слишком трудное? В таком случае упрощение задачи потребует меньше усилий: девочка будет более успешна и включена в процесс, и перестанет отбиваться. Как это сделать? Родитель, например, вполне может помочь ребенку в самом трудном, оставив для самостоятельного выполнения легкие шаги.

Важно учитывать не только проблемные виды поведения, но и сильные стороны человека. Даже в проявлениях агрессии, не очень приятных для окружающих действиях, присутствует вполне положительный момент: ребенок старается отстоять свои интересы. Навыки самоопределения и самозащиты никогда не помешают.

С точки зрения многих аутистов, их окружает много чего непонятного и тревожного. Поэтому меры поддержки обычно включают создание более предсказуемой и безопасной обстановки, а также развитие навыков саморегуляции, общения и самоопределения. Начните с того, что оцените реальные возможности ребенка, и шаг за шагом обучайте новым навыкам, укрепляйте доверие, постепенно приспосабливая его к реалиям семьи и общества.

Важно запомнить!

  • Возьмите на вооружение стратегии поведенческого подхода. Так вы научите ребенка достигать своих целей (внимания, отдыха, мотивационных предметов) более приемлемым способом.
  • Будьте систематичны. Вмешательство на основе функции эффективно, однако успех также зависит от регулярной, хорошо согласованной работы как можно большего количества причастных к ребенку людей.
  • Поддерживайте вмешательство до достижения стабильного результата. Даже если частота эпизодов нежелательного поведения снизилась, продолжайте работу! Терапию, диеты и прием лекарств не бросают на полпути. Не надейтесь на авось: неприемлемое поведение может вернуться на круги своя. Очередной виток принесет разочарование и снизит уверенность в своих силах. Действуйте согласно плану, и тогда вас ждут постепенные изменения в лучшую сторону.

Из учебного пособия «Targeting the big three», стр. 72

Нежелательное поведение — это поведение противоречащее общепринятым нормам. Неприемлемое поведение детей с расстройством аутистического спектра часто становится для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Для того, чтобы решить проблему трудного поведения, в первую очередь нужно понять, что его вызывает. Дети с расстройством аутистического спектра могут проявлять самое разное проблемное поведение. Ребенок с РАС может: игнорировать просьбы, отказываться их исполнять; вести себя социально неприемлемым образом, например снимать с себя одежду в общественных местах; проявлять агрессию, закатывать истерику; заниматься самостимуляцией (стимминг), например раскачиваться из стороны в сторону, щёлкать пальцами; наносить самоповреждения или причинять вред другим детям и взрослым (например, биться головой, кусаться).

Эти виды поведения могут доставлять неприятности родителям и затруднять полноценное развитие ребенка. Проблемное поведение может осложнять или даже делать невозможным выполнение повседневных задач, таких как: одевание, прием пищи или поход в магазин. Поведение, которое ребенок демонстрирует неоднократно, всегда преследует определенную цель. Такое поведение формируется эпизодически. Родители могут изменить ситуацию путем контроля значимых факторов среды предшествующих этим событиям.

Первый шаг: Определение форм проявления нежелательного поведения.

Нежелательное поведение может проявляться в различных формах:

  • Истерики
  • Агрессия по отношению к себе, другим, или к окружающим предметам.
  • Самостимуляции (махи руками, прыжки, раскачивания, постукивания и т.д.).
  • Обсессивно-компульсивное поведение и стереотипы (выстраивание предметов, открывание, закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды).
  • Неадекватное поведение (ребенок издает громкие звуки, раздевается в публичных местах, берет продукты из мусорного ведра, не осознает опасности: выбегает на дорогу, манипулирует опасными предметами, также пробует на вкус несъедобные предметы: пластилин, песок, клей, краски и т.д.).

Определив форму нежелательного поведения, задайте себе ряд вопросов: 

  1. Что ребенок хочет сказать этим?
  2. Что привело к тому, что именно такая форма поведения сформировалась в репертуаре у ребенка?
  3. В каких условиях возникает поведение?
  4. Что на данный момент поддерживает это поведение, или почему это поведение постоянно возникает в определенных условиях?
  5. Что может предотвратить возникновение подобного поведения?
Второй шаг: Анализ фиксации проблемного поведения.

Для изменения поведения важно понять, что вызывает поведенческую реакцию и что может являться стимулом предшествующим данному поведению. Самый надежный способ узнать о поведении больше – наблюдать за поведением ребенка и записывать информацию, относящуюся к проблемам поведения.

Третий шаг: Определение функций проблемного поведения.

На этом этапе важно выяснить, что проблемное поведение дает ребенку, для чего служит, и как оно меняет ситуацию.

Функции проблемного поведения.

1. Доступ к желаемому предмету или действию.

Когда ребенок при помощи проблемного поведения стремится получить что-либо ему необходимое: требует какой-нибудь конкретный, привлекательный для него предмет, стремится к выполнению какого-то действия.

Пример: Находясь в продуктовом магазине, ребенок кричит и кусает себя до тех пор, пока ему не купят шоколад.

Действия родителя: если ребенок требует, какой- либо конкретный предмет, привлекательный для него. Необходимо учить вербально или невербально выражать свои желания. Проблемное поведение в данной ситуации должно игнорироваться. То есть, мы учим ребенка просить то, что он хочет, при этом поощряем ребенка за приемлемое поведение, если же он выражает желание, например, криком, он не получает желаемого.

2. Прекращение/избегание неприятных стимулов или действий.

Такая форма поведения часто проявляется в следующих ситуациях: нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего, общение в форме некомфортной для ребенка; непривлекательные для него занятия; сложные для него задания; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт.

Пример: Каждый раз, когда мама ребенка пытается изменить маршрут прогулки, ребенок падает на землю и кричит (место нарушения стереотипа).Ребенок, услышав работу пылесоса, который включили взрослые, затыкает уши и начинает громко кричать (сверхсильный звуковой стимул привел к появлению нежелательного поведения). В течение занятия с педагогом ребенком много кричал, плакал, кусал себя. После занятия оказалось, что ребенок хотел в туалет, потянув взрослого в сторону туалета (проблема поведения, внутренний дискомфорт).

Действия родителя: Если мы знаем, что ребенок своим поведением говорит, что не хочет это делать, следует понять, почему он не хочет это делать. Может задание слишком сложное или слишком длинное. Если же ребенок дошел до истерики во время выполнения задания, то проблема, скорей всего в характере задания в том, как его преподносит взрослый. Поощряем ребенка в те моменты, когда неприемлемое поведение отсутствует.

3. Привлечение внимания.

Ребенок демонстрирует поведение, чтобы получить внимание или любую реакцию от взрослого.

Пример: мама разговаривает по телефону, ребенок начинает кричать. Или мама уходит из комнаты, а ребенок начинает бить себя по лицу.

Действия родителя: обучить ребенка просить внимание приемлемым путем. Вы можете гасить крик, аутоагрессию, усиливать спокойное поведение, но если мы не научим ребенка просить внимания, эти методы не приведут к успеху.

4. Получение сенсорной аутостимуляции.

Данная функция не связана с окружающей действительностью, ребенок хочет получить физиологическое удовольствие через «самостимуляцию», получить приятные ощущения.

Пример: ребенок сосет палец на улице, прыгает или размахивает руками, раскачивается назад-вперед, повторяет один и тот же звук и т.д. Данное поведение возникает с разными людьми и в разной обстановке.

Действия родителя: Ребенок перебирает пальцами или размахивает руками во время занятия, просим положить руки на стол, колени или помогаем это сделать. Ребенок выстраивает непонятные конструкции из различных предметов, вместо этого мы учим его собирать из конструктора дом.

После проведения анализа проблемного поведения и определения его функций родителю важно придерживаться следующих правил во взаимодействии с ребенком.

  1. Поощряем отсутствие нежелательного поведения.
  2. Не подкрепляем (не даём ребёнку добиться своим поведением того, что он хочет).
  3. Перенаправляем и видоизменяем действия ребёнка. Если ребёнок трясёт ручками, то даём ему вещь, которую приемлемо трясти колокольчик). Если ребёнок прыгает, делаем физкультминутку с прыжками.
  4. Учим просить желаемое социально приемлемыми способами (если ребёнок не владеет речью, то жестами, карточками, допустимыми прикосновениями).
  5. Если ребёнок избегает чего-то, то «подаём» это маленькими порциями и хвалим за отсутствие нежелательного поведения.
  6. Во время нежелательного поведения не смотрим на ребёнка, даже в случае блокирования, и не говорим ему ничего. Когда он успокаивается – хвалим.

Важно! Научить ребенка самостоятельно регулировать свое поведение социально приемлемым способом, давать ребенку больше самостоятельности и возможностей выбора, прислушиваться к его потребностям.

Используемая литература
1. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В
2. Интернет-ресурс: Ава-Центр ШАГ ВПЕРЕД https://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism/
3. И.В.Леонова, И.В.Карпенкова, М.С.Кляузер, М.В.Михайлина, А.А.Михайлова, Я.Л.Падерина, А.К.Штейман НАВСТРЕЧУ МИРУ. РУКОВОДСТВО для родителей, воспитывающих подростков с РАС и другими ментальными нарушениями

Материал подготовила педагог-психолог МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра Алексеева Дарья Сергеевна

Аутизм представляет собой психическое расстройство, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни и возникает из-за нарушения развития нервной системы. Людей, имеющих данную патологию, можно распознать по стремлению к социальному одиночеству, акцентуации внимания на своем внутреннем мире и специфическом нарушении эмоционального фона.

Причины аутизма

Заболевание может проявляться в разных формах: от нежелания контактировать с другими до полной неспособности взаимодействовать с обществом, смотреть за собой. Последний вариант подразумевает помощь со стороны для поддержания жизненной деятельности.

Обращаясь к статистике, можно увидеть, что рост данного заболевания активно повышается во всем мире. Чаще встречается у мужчин. Различие между полами существует не только в количественном измерении, но и качественном. Мужчины, страдающие аутизмом, чаще склоны к коллекционированию, посвящают свое время хобби, а на работе остаются на одной должности на протяжении многих лет. Интересным явлением у женщин является следование шаблонному поведению, поэтому они хорошо вписываются в нормальную социальную жизнь. Но, в дополнение, часто страдают депрессивными расстройствами, навязчивыми идеями и действиями.

К основной причине аутизма относят наследственность. При этом не всегда у родственников отмечается наличие этой патологии. Чаще всего определяются другие нарушения со стороны нервной системы (эпилепсия, задержка развития).

Еще одна часто встречающаяся причина аутизма — структурные изменения лобных отделов коры головного мозга и мозжечка.

Функциональные изменения в коре головного мозга определяются с помощью дополнительной диагностики (ЭЭГ). В этом случае проводится контроль эпиактивности головного мозга.

Основные признаки аутизма и способы его диагностики

Основные признаки аутизма и способы его диагностики

Первые симптомы аутизма можно заметить в раннем возрасте, но первые подозрения у специалистов могут возникнуть не раньше, чем ребёнку исполнится 2 года. В наиболее тяжелых случаях диагноз аутизм могут поставить в 3 года, когда отклонения в поведении малыша становятся более заметными.

Признаки аутизма могут меняться в пределах одной личности в зависимости от ее возраста и уровня развития. Основные симптомы можно поделить на несколько подгрупп:

Нарушение социальных навыков и поведения:

  • Не устанавливаются крепкие связи с людьми, нет друзей.
  • Нет стремления поделиться своими проблемами с близкими, потому что это не считается важным.
  • Характерна ритуальность в действиях: определенная последовательность мытья рук или прогулки.
  • Сильная привязанность к домашнему питомцу или одному определенному человеку.

Нарушение общения и коммуникации:

  • Отсутствует контакт «глаза в глаза» при общении, пациент всегда их отводит или зафиксировано смотрит в одну точку.
  • Нет жестов и проявления мимики.
  • Нет отклика на свое имя.
  • Присутствует повторение слов или фраз.

При этом при аутизме возможно наличие всех четырех пунктов в различных вариациях, так и полное их отсутствие.

Сенсорное восприятие и эмоции:

  • Частое сосредоточение на информации, которая исходит из одного анализатора, а другие ощущения отключены. Поэтому ребёнок может читать книгу и ничего вокруг не слышать.
  • Порог чувствительности может быть завышен или занижен в отличие от среднестатистических показателей человека.
  • Возможно нарушение восприятия собственного тела.
  • Агрессия в поведении аутистов присутствует крайне редко, иногда принимая формы аутоагрессии (активность, направленная на причинение себе вреда).

Аутизм у ребёнка

В зависимости от степени и формы заболевания, первые симптомы могут протекать абсолютно незаметно. Какие-либо явные проявления развиваются по мере взросления ребёнка. Если у родителей возникает подозрение, что непонятное поведение малыша, это не что иное, как признаки аутизма, то стоит обратиться к врачу. Это может быть и личный педиатр, который выразит свою точку зрения по результатам обследования. Но, как правило, они могут быть некомпетентны в данной узкой области. Поэтому лучше обратится к специалистам — неврологу и психиатру.

При проявлении признаков аутизма проводится обследование реакции на внешние факторы, внимание с помощью дополнительных предметов. Проводят тест на все когнитивные способности. Также используется специальная шкала наблюдения. При выполнении любых заданий, специалисты смотрят на то, как ведет себя ребёнок, и на колебания его эмоционального фона. Осуществляется попытка установить контакт и непринужденную беседу с маленьким пациентом.

Иногда подключают дополнительные методы исследования для исключения той или иной патологии. Например, это может быть электроэнцефалограмма или МРТ головного мозга.

Расстройства акустического спектра

Расстройства акустического спектра

Довольно часто после обследования ребёнка специалисты говорят не об аутизме, а о расстройстве акустического спектра (РАС) или аутосиндроме. Что это значит? Такой диагноз свидетельствует о наличии одного-двух симптомов, характерных для аутизма, но которых недостаточно для постановки полноценного диагноза. Очень часто у таких малышей отмечается задержка речевого развития с дефицитом слов, они плохо идут на контакт с окружающими людьми. В садике они зачастую не играют с основной группой детей, а потихоньку занимаются в уголке своими делами. В дальнейшем такая особенность может стать причиной проблем с социализацией. Подросший ребёнок пытается наладить контакт со сверстниками (например, на деткой площадке), но задержка речи и отсутствие навыков совместной игры не позволяют ему это сделать.

Лечение аутизма и его коррекция

Близким и родственникам нужно хорошо осознавать тот факт, что на данный момент аутизм не лечится медикаментозным препаратом, который помог бы полностью победить проблему. Но при этом в терапии заболевания используется ряд лекарственных препаратов, позволяющих справиться с отдельными симптомами.

Успешное лечение аутизма возможно только при совместном усилии и регулярном выполнении всех методик и правил. Для начала родителям нужно наладить доверительные отношения. Обеспечить эмоционально-психологический комфорт для ребёнка. При таких условиях будет легче наблюдать, быть рядом в трудной ситуации, понимать и правильно интерпретировать действия.

Если ребёнок любит логические игры, то этот интерес можно использовать для развития речи, мышления и внимания. Если ребёнка заинтересовал какой-то предмет, нужно о нем рассказать, описать, предоставить информацию о возможном применении. При этом дать поддержать в руках, призывая действовать большинство анализаторов. Или сделать вид, что сами забыли название, чтобы ребёнок помог, провоцируя его на контакт.

Хорошим способом является использование ролевых игр, во время которых нужно комментировать действия, объяснять, почему так. Просмотр мультфильмов или театральных выступлений, где ярко выражены эмоции, мимика и жесты, показаны моменты дружбы.

Не последним моментом в лечении аутизма является обучение справляться с обычными жизненными ситуациями. Дополнительно следует показать ребёнку, как можно контролировать вспышки агрессии и гнева.

Лечение аутизма возможно и с помощью центров, ассоциаций, специализированных школ. Там на профессиональном уровне применяются методики, которые выбираются под индивидуальный случай. Доступен обмен достоверной информацией по данной тематике и поддержка.

Аутизм — не приговор

Аутизм — не приговор

Данная болезнь никогда не покидает человека, но совместными усилиями родителей и специалистов ее присутствие можно сделать более легким и выносимым. История знает немало знаменитых людей, которые имели такую же патологию, но при этом сумели достичь хороших результатов в жизни. Поэтому стоит не опускать руки, а делать совместную с ребёнком жизнь более качественной и счастливой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить договор передачи денег за дом
  • Как найти плотность масла формула
  • Как по геолокации найти самсунг галакси
  • Как исправить ошибку джава скрипт
  • Как найти морфологический разбор слова существительного