Алгоритм как найти в слове суффикс

Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов: снег — снежок, снежинка, снежный.

Обрати внимание!

ПРОИЗНОСИТЕ ПРАВИЛЬНО!
конé[шн]о

Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти суффикс, например, в слове зёрнышко, нужно действовать так:
1. Изменить слово (зёрнышко, зёрнышки, зёрнышком), найти и выделить изменяемую
часть слова — окончание -о.
2. Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть — корень -зёрн-.
3. Найти часть слова, которая стоит после корня перед окончанием. Это суффикс -ышк- с
уменьшительно-ласкательным значением.
4. Выделить суффикс знаком знак суффикса.png.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением

ул.png

ул1.png

ул2.png

ул3.png

Обрати внимание!

Словарное слово

картофель.png  КАРТОФЕЛЬ    Растение с растущими в земле и употребляемыми в пищу клубнями .

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова


шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

шарады для детейВторое — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. 
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: 
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. 
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? 
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. 
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова. 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.


шарады для детейТретье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).
  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

порядок разбора слов по составу

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-


шарады для детейЧетвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —остьун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицообладающее качеством (медикстарик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девицакурицатигрица)
  • ист, щик, ач — лицопринадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительноласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист

Суффиксы глаголов

а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (былспалплыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нестиделать, беречь)

шарады для детейПятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
конь лето плакучий мягкий  
подтянул локоток мясник молодость  
вписать проходить зима мяч  
прожить водитель книга сады  
заяц часы кормовой земляной  
срок котёнок мир ножницы  
заря школа лесник радость  
ссора покрасить низкий лодка  
стул сиреневый погода карандаш  
подъезд поле крыша полк  

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

 20 слоговых таблиц в подарокВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа № 7 имени Нади Лисановой»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

298600, Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 9, телефон 23-50-60

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ: «СУФФИКС – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ СУФФИКСА»

3 КЛАСС

Учитель начальных классов

Нуриева Эльвина Рустемовна

Ялта, 2019

Конспект урока

Учитель: Нуриева Э.Р

Дата проведения: 12.11.

Класс: 3-б

Предмет : Русский язык

Тема: Суффикс — значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Тип урока: Постановка и решение учебных задач.

Педагогические цели: Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями.

Планируемые результаты (предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные :Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия и термины

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Используемые современные образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающая технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В. Ф., обучение в игре, ИКТ.

Средства обучения: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г.Горецкий, рабочая тетрадь, карточки для работы в группах ,схема «Состав слова», интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Двенадцатое ноября

Классная работа

(Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе, уровень конторки, коврик под ногами)

II. Чистописание

— Прочитайте написанные на доске слова.

бумага гиря ряд

-Определите букву, которую мы будем писать: она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.

— Какая это буква?

-В корне, какого слова она находится?

(Мы будем писать букву «гэ». В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук)

— Вырабатывают каллиграфический почерк

IV . Актуализация знаний

Игра «Да – нет — как». (работа на ковре, технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В. Ф. )

— Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

— Слово состоит из предложений? – Нет

— Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

— Корень – это главная часть слова? — Да

— Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

— Может ли слово быть без корня? – Нет

— Окончание служит для образования новых слов? – Нет

— У родственных слов одинаковый корень? – Да

— Мы выучили все части слова? – Нет

б) Назовите, все изученные части слова.

(корень, окончание, приставка)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

V. Постановка учебной задачи

— К доске пойдет (_____________)

— Запиши слова:

вода, водичка, водяной, водный

— Что мы можем сказать об этих словах?

(Это однокоренные слова)

— Выделим известные нам части слова (корень и окончание)

— Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

— Какой возникает вопрос?

— Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс)

— Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(Тема урока – «Часть  слова – суффикс»)

-Какие цели мы поставим перед собой.

(Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Знакомство с признаками суффикса

1.ДОМ 2. ЗВЕЗДА 3.ШКОЛА

ДОМИК ЗВЁЗДОЧКА ШКОЛЬНИК

ДОМИЩЕ ЗВЁЗДНЫЙ ШКОЛЬНИЦА

— Сейчас мы поработаем в группах.

— Вспомним правила работы в группе:

— В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат.

— Один говорит, другие слушают.

— Если не понял, переспроси.

— Своё несогласие высказывай вежливо.

— Итак, у каждой группы по три слова.

1.ДОМ 2. ЗВЕЗДА 3.ШКОЛА

ДОМИК ЗВЁЗДОЧКА ШКОЛЬНИК

ДОМИЩЕ ЗВЁЗДНЫЙ ШКОЛЬНИЦА

— Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы:

— Где находится суффикс?

(в слове после корня)

— Для чего он служит?

(для образования новых слов)

— Итак, первая группа — какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие?

— Вторая группа, представьте свои суффиксы.

— Третья группа ваши суффиксы.

— Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс.

Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов

2. Работас определением суффикса

— Давайте попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы

— Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное лексическое значение в слово)

— Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня)

— Для чего служит? (Служит для образования слов)

— Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так.

— Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов)

— Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ)

— Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом).

— Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши.

Пробуют дать определение.

Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса

Зрительная гимнастика

hello_html_m5a30db24.jpg

3. Работа по учебнику учебнику (упр.167)

-Выполним упр. 167. Прочитайте стихотворение, которое здесь написано.

— В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс -ишк-, в слове лапки -к-)

-Спишите, выделите в именах существительных суффиксы.

Выполняют задание упражнения

VI. Закрепление знаний и способов действий.

  1. Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка

(рабочая тетрадь, упр. 115)

— Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак, пары есть, находим упр. 115 и выполняем его.

Выполняют задание письменно в парах.

По окончании работы представляют ее классу.

2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради

— Объясняет задание.

— При необходимости помогает детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов

Самостоятельно выполняют задание, подбирают соответствующие суффиксы

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Закончите предложения(Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока):

— Урок помог мне…

— Для меня было сложным…

— Мне понравилось…

Домашнее задание 

(рабочая тетрадь, упр. 117)

!!! Моя Знайка.png

Мой друг, сегодня на занятии мы будем изучать, что такое суффикс, как его выделить в слове.

Суффиксом называется значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов: дорож–к–а, камен–н–ый.

Чтобы в слове определить суффикс, необходимо подобрать однокоренные слова или формы слова без суффикса. Часть слова, которая находится после корня, но перед окончанием, является суффиксом: городской (города, городок), садок (сад, сады).

Некоторые суффиксы обладают определённым значением. Например, существуют уменьшительно-ласкательные (дружок, ножка, ночка) и уничижительные (слониха, умишко), суффиксы со значением «детёныш животного, птицы» (слонёнок, орлёнок), «представитель профессии, рода занятий» (гитарист, вокалист) и др.

Обрати внимание!

1. Суффикс находится после корня перед окончанием.

2. Чтобы в слове определить суффикс, необходимо подобрать однокоренные слова или формы слова без суффикса.

3. Некоторые суффиксы обладают определённым значением.

4.        Составить развернутый конспект урока на знакомство с новым знанием с методическим обоснованием в предложенной теме.

Урок русского языка

3 класс

Программа «Школа России»,

Тема. Суффикс — значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Цель

Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

 Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Планируемые результаты (предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия и термины

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные ресурсы

  1. Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2013 год.
  2.  Рабочая тетрадь

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-задания для групповой работы  учащихся, индивидуальные карточки «дерево успеха».

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

— Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  —  А теперь  проверьте все ли у вас готово к уроку,  приготовились работать.

Какое  сегодня  число? Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.

_____________ ноября

Классная работа

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании (на доске)

Груз, мороз, арбуз, глаз.

 — Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

— Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

— Спишите с доски, продолжив закономерность сзс З зсз С сзс З

— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.(на интерактивной доске)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

— Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

— Назовите слова с парными согласными на конце слова.

III. Проверка

домашнего

задания

Парная.

Словесный. Чтение

— Проверим домашнее задание. (учебник упр. 163 стр. 88). Вам нужно было составить предложения к рисунку и записать их в тетрадь, кто желает прочесть составленные предложения?

IV . Актуализация знаний

Фронтальная словесный

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл (на доске)

Землю согрело, не опоздай с посевом.

Разлитую воду не соберешь.

Найдите слова с приставками, выпишите слова с приставками.

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

—  К доске пойдет (_____________)

— Запиши слова:

дом, домик, надомный, домовой

— Что мы можем сказать об этих словах?

(Это однокоренные слова)

— Выделим известные нам части слова (корень и окончание)

— Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

— Какой возникает вопрос?

— Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс)

— Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

 (Тема урока – «Часть  слова – суффикс»)

-Какие цели мы поставим перед собой.

(Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью)

V. Усвоение

новых знаний

и способов действий.

  1. Знакомство с признаками суффикса

Групповая. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

— Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на группы. Каждая группа получает карточки- задания :

1 группа: ЗОНТ , ЗОНТИК, ЗОНТИЩЕ;

2 группа: РОЗА  , РОЗОЧКА, РОЗОВЫЙ;

3 группа:  ДАЧА , ДАЧНИК, ДАЧНИЦА

—  Вспомним правила работы в группе:

— В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат

— Один говорит, другие слушают.

— Если не понял, переспроси.

— Своё несогласие высказывай вежливо.

— Итак, у каждой группы по три слова.  Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы (на интерактивной доске):

— Где находится суффикс?

— Для чего он служит?

— Итак, первая группа  — какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие?

— Вторая группа, представьте свои суффиксы. (-чк-, -ов-).

— Третья группа ваши суффиксы.(-ник, -ниц-)

Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс.

2. Работа

с определением суффикса

Коллективная. Словесный, проблемный.

— Давайте попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы.

— Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное  лексическое значение в слово)

— Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня)

Для чего служит? (Служит для образования  слов)

— Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так.

— Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов)

— Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ)

— Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом).

Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Коллективная. Практический

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

3. Выполнение упражнения в учебнике

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

 -Выполним упр. 167.  Прочитайте стихотворение, которое здесь написано.

— В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс   -ишк-, в слове лапки -к-)

-Спишите, выделите в именах существительных суффиксы.

VI. Закрепление знаний

и способов действий.

1.Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка

(рабочая тетрадь, упр. 115)

Фронтальная. Парная.

Словесный.

Письмо

 — Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак,  пары есть, находим упр. 115 и выполняем его.

2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради

Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

— Прочитайте слова, при помощи суффиксов, образуйте от данных слов однокоренные, посмотрите на пример.

— Запишите получившиеся слова в столбик, выделите суффиксы.

При необходимости помогает

детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов.

VII. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный. Беседа

А сейчас с помощью «дерева успеха» оцените свою работу на уроке:

hello_html_m3f4140ba.pnghello_html_385a6165.jpg

(красный листочек- мне было все понятно, зеленый- немного не понял материал, желтый листочек- на уроке было трудно)

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 117)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

— Посмотрите на упражнение 117 стр. 47 в рабочей тетради, внимательно прочитайте задание к упражнению. Кому задание не понятно?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ограничения по номеру документа
  • Как составить рацион питания по кбжу
  • Как правильно составить заявление в службу судебных приставов
  • Как мне в компьютере найти блютуз
  • Я плохой отец как это исправить