Бой найди как играть

Бой на гитаре. Виды гитарного бояВводная информация

Содержание статьи

  • 1 Вводная информация
  • 2 Бой на гитаре – схемы и виды
  • 3 Бои на гитаре для начинающих
    • 3.1 Бой шестерка
    • 3.2 Бой восьмерка
    • 3.3 Бой четверка
    • 3.4 Блатной бой
    • 3.5 Бой Цоя
    • 3.6 Бой Высоцкого
    • 3.7 Испанский бой
    • 3.8 Бой Розенбаума
    • 3.9 Бой регги
    • 3.10 Бой кантри
    • 3.11 Вальсовый бой
    • 3.12 Чеченский бой
  • 4 Глушение струн на гитаре
  • 5 Переборы на гитаре
  • 6 Виды переборов
  • 7 Красивые переборы

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка


Гитарный бой шестеркаЭто самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Boj-vosmerka2Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка


Бой четверкаЕще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой


Блатной бойНе совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Виды боя на на гитаре 5Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Бой ВысоцкогоТак же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Испанский бойЭто один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Испанский бой 2

Бой Розенбаума

Бой Розенбаума 2Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

Бой реггиА это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

Бой регги 2

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4  (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

виды боя на гитареАльтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

как играть бой на гитареСуществует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

как научиться играть бой на гитареКонечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

На чтение 9 мин Просмотров 29.7к. Опубликовано 20.02.2022

Некоторые музыканты считают, бой – прием, с которым нужно овладеть в первую очередь начинающему музыканту. В действительности осваивать бой можно одновременно и с заучиванием аккордов. В мире музыкального гитарного творчества насчитывается большое количество видов боя.

Содержание

  1. Что такое гитарный бой
  2. Как играть бой на гитаре
  3. Гитарный бой: схемы и виды
  4. Без глушения
  5. С глушением
  6. Бой «шестерка»
  7. Бой «восьмерка»
  8. Бой «четверка»
  9. «Блатной» бой
  10. Бой Цоя
  11. Бой Высоцкого
  12. Испанский бой
  13. Бой Розенбаума
  14. Бой «регги»
  15. Бой «кантри»
  16. Вальсовый бой
  17. Чеченский кавказский бой
  18. Восходящее расгеадо
  19. Нисходящее расгеадо
  20. Кольцевое расгеадо
  21. Условные обозначения

Что такое гитарный бой

Бой – это техника игры на гитаре. Правая рука как маятник ритмически бьет по струнам (отсюда и название). От варианта удара по струнам зависит вид боя. В разных видах возможно использование всех струн, или только 4-5. Также, отличия видов заключаются в частоте ударов, применении разных длительностей, в использовании пауз.

Бой позволяет по разному исполнять ритм в композициях, расставлять акценты. При применении этого приема звучит сразу весь аккорд. За счет этого отлично прослеживается гармония песни. Про мелодию в данном случае речь не идет — эта техника в основном подразумевает аккомпанемент.

Как играть бой на гитаре

Бой позволяет создать пульсацию в композиции, то есть обеспечить музыке ритм. Что нужно для того, чтобы усвоить игру боем? Бить по струнам возможно пальцами, а также использовать медиатор. С ним звук громче и ярче. Новички задаются вопросом: каким образом можно быстро научиться играть боем любую песню? В первую очередь необходимо разобраться, как выстроена игра этим приемом.

Любой вид основан на базовых движениях, при которых музыкант должен бить по струнам:

  • Вниз;
  • Вверх;
  • Удар с глушением струн.

Движение с ударом по струнам в нисходящем направлении – необходимо выполнить взмах рукой, далее, выпрямляя пальцы, производится удар. Также, можно бить большим пальцем, совершая перед этим небольшой размах. Вариант с выпрямлением пальцев удобнее и наиболее распространен.

Движение с ударом по струнам восходящем направление совершается 1-ым и 2-ым пальцем при движении ладони вверх.

Под глушением подразумевается то, что струны не должны свободно резонировать. Их необходимо «приглушить», имеется в виду положить на них выпрямленные пальцы. Рекомендуется для начала прием глушения заучить отдельно.

Гитарный бой: схемы и виды

В гитарной музыке существует огромное количество ритмических рисунков, а значит и гитарных боев. Основные виды гитарного боя:

  • «Шестерка»;
  • «Восьмерка»;
  • «Четверка»;
  • Блатной;
  • Бой Цоя;
  • Бой Высоцкого;
  • Бой Розенбаума;
  • Испанский;
  • Регги;
  • Кантри;
  • Вальсовый;
  • Армейский гитарный бой;
  • Чеченский (кавказский).

Как уже говорилось выше, бой – это смена разнообразных ударов и движений. Последовательность движений зависит от размера песни и ее ритма. В схемах ударные движения могут быть обозначены галочками (V  — вниз, ^ — вверх) чаще стрелочками, соответственно. Также, в них можно встреть «крестик»  — он обозначает глушение.

Без глушения

Некоторые популярные бои играются без приглушки струн. Для их исполнения достаточно провести по струнам вниз или вверх.

С глушением

С использованием глушения струн легче добиться постановки верных акцентов. Чтобы отметить слабую долю, достаточно приглушить ладонью струны, от чего у них не будет возможности резонировать.

Бой «шестерка»

Также он имеет название «эстрадный». Это очень известный прием. Он простой и поэтому не труден для освоениям новичками. Схема шестерки довольно легкая:

Бой строится на 6-ти движениях в одном такте. Начинающим рекомендуется разделить схему на 2 части: сначала сделать первые 3 движения, выдержать небольшую паузу и после этого сыграть остальные 3 движения. Это поможет быстрее выучить бой. Со временем, эти паузы не будут слышны. Или же их можно будет нарочно делать в мелодичных, неспешных песнях.

Шестерку можно играть и с глушением. В таком случае схема будет такая:

Бой шестерка

Бой «восьмерка»

У данного вида боя ритм звучит интереснее, чем у шестерки. В нем 8 движений на такт, но всего 2 акцента, которые приходятся на 3-й удар. «Восьмерка» позволяет использовать необычный ритм. Подробнее о бое восьмерка.

Схема боя «восьмерка»:

Бой восьмерка без глушения

Бой «четверка»

Это самый стандартный и простой в исполнении прием. Он заключает в себе последовательность ударов по струнам и . Четверка редко звучит в течении всей композиции. Это от ощущения монотонности, которое данный вид боя может создавать. Но он достаточно часто употребляется во вступлении или проигрыше композиций.

Схема «четверки» выглядит так:

Бой четверка

«Блатной» бой

Очень часто музыканты отождествляют его с понятием «дворовый» бой. Среди современных музыкантов-любителей использование этого приема встречается редко. Но все же начинающим гитаристам его стоит изучить и освоить, дабы разнообразить свой репертуар.

Звучание блатного боя нередко напоминает аккомпанемент к простой песне. Главный принцип этого боя заключается в поочередном проигрывании басовых струн. Блатной бой полезен для совершенствования координационных навыков рук.

Схема боя: берем 6-ую стр. – удар  – 5-ая стр. –    –  :

Блатной бой

Это основной вариант блатного боя. Существуют и другие. Например, с заглушением.

Выбор того или иного варианта зависит от характера песни.

Бой Цоя

Появлению этого вида боя способствовала узнаваемая манера исполнения песен под гитару В. Цоя. Первоначально, с помощью этого приема представлялось возможным заменить ритм-секцию. Его использовали и другие музыканты прошлого столетия.

Бой Цоя сложнее в исполнении. Как правило, его нужно исполнять в быстром темпе. Исходя из этого, нужно заучить цоевский бой и постоянно упражняться.

Этот бой можно назвать видоизмененной восьмеркой. Схема:

Бой Цоя

Также, бой Цоя можно играть с заглушением.

Здесь важны акценты: каждый 2-ой длинный удар вниз. Рекомендуется исполнять этот бой медиатором. Но не стоит забывать расслаблять руки. Иначе, долго играть боем Цоя не получится.

Бой Высоцкого

Данный бой стал популярен, благодаря В. Высоцкому. Артист зачастую в своем музыкальном творчестве использует именно этот бой.

Бой Высоцкого известен среди российских профессиональных музыкантов, начинающих гитаристов. Бой включает в себя комбинирование вальсовых приемов игры, переборов. Это помогает выстраивать ритм, с которым легче передать эмоциональную часть композиции.

Схемы боя напоминают блатной бой, так как здесь также чередуются басовые ноты.

Классическая и распространенная схема боя Высоцкого: бас – удар вниз – удар вверх – бас – удар вниз.

Бой Высоцкого

Существует несколько вариантов этого боя:

  1. Вальсовые варианты;
  2. Ударные.

Большое количество вариантов боя Высоцкого обусловлено тем, что певец в своих треках использовал разные схемы своего характерного боя.

Испанский бой

Используется в музыке фламенко. Этот вид довольно узнаваемый и интересный. Испанский бой является трудным для начинающих. Но благодаря практике, можно научиться использовать его во множестве композиций, в любом темпе без каких либо затруднений.

Главная отличительная особенность – бой «веером»: на первый в такте удар вниз используется расгеадо.

Расгеадо – быстрый удар по всем струнам поочередно всеми пальцами. Такие движения напоминают веер. Отсюда бытует название «бой веером». Этот способ исполнения придают песням особенный колорит.

Бой Розенбаума

Популярный и известный бой. Он представляет в себе комбинирование блатного и шестерки. Александр Розенбаум часто в своих песнях использует его, отсюда и название.

Схема боя Розенбаума может показаться очень трудной для новичков — она схожа с блатным боем, только здесь изменены места ударов вверх и вниз. Примечательно, что бас берется вместе с первыми тремя струнами, которые берутся ударами вверх. Это тот момент, который отличает бой Розенбаума от блатного. Схема:

Бой Розенбаума

Стоит отметить, что в зависимости от песен, Александр Розенбаум немного видоизменял свой характерный бой. Но принцип оставался тем же.

Бой «регги»

Этот бой придает песням очень необычный ритм. Он определяет настроение произведения в целом. Характерная черта боя скрыта в акцентах на 2-ую и 4-ую долю в такте. Этот нюанс делает песни узнаваемыми.

Исполняется бой регги, проходясь по струнам только вниз. После каждого 2-го удара идет заглушение струн, то есть при помощи барре. Этот прием позволяет выделить слабый аккорд в такте.

Схема регги представлена ниже:

бой reggi

Бой «кантри»

Этот бой является для новичков посложнее. Но он отлично подходит для развития координации. В кантри главное место занимает игра на басовых струнах. Смена баса позволяет «оживить» песню, добавить разнообразия в мелодию.

Существует 15 разновидностей этого боя. Но новичкам достаточно освоить самый базовый способ:

кантри бой

Вальсовый бой

Его выбирают для создания в композиции настроения танца. Здесь характерно выделять первую сильную долю такта. Исполнять вальсовый бой можно щипком, при помощи медиатора или играть перебором, чередуя басовые струны. При этом нужно выдерживать ровный ритм. Чтобы добиться плавности звучания этого боя, новичкам необходимо больше тренироваться. Сходу освоить его практически невозможно, хоть он и кажется довольно простым на первый взгляд.

Схем и вариантов исполнения вальсового боя несколько. Начинающим  также рекомендуется использовать наиболее легкую:

Вальсовый бой

Чеченский кавказский бой

Этот бой нередко встречается в нынешней музыке, хоть он и характерен для чеченского искусства. Как правило, бой используется в композициях, которые предполагают быстрый темп. Отличает от других видов боя и то, что акценты делаются не на ударах ↓, а наоборот – ↑. Этот момент представляет главную сложность исполнения чеченского боя. Поэтому для начала его стоит освоить в медленном темпе. При игре чеченским боем важно соблюдать акценты.

Чеченский бой также имеет много вариантов исполнения. Часто используется прием нисходящего расгеадо. Поэтому сначала нужно освоить этот прием, а затем уже кавказский бой. Также, некоторые схемы подразумевают глушение струн.

Но начинающим гитаристам, конечно, рекомендуется освоить сначала базовый вариант игры чеченского боя:

бой чеченский

Восходящее расгеадо

Или «бой веером». Этот прием подразумевает поочередное прохождением пальцами с 1-ой по 5-ую струну. Если рассмотреть более детально, то выходит, что сначала 4-ый палец бьет с 6-ой по 1-ую струну, далее 3-й п. и т.д. Отсюда ассоциация с веером.

Новичкам лучше отрабатывать этот прием сначала в медленном темпе. Иначе вместо красивого звучания, получится смазанный и непонятный звук.

Нисходящее расгеадо

Аналогичный прием с восходящим расгеадо. Только здесь удары совершаются поочередно снизу вверх. Аппликатура такая же: от 4-го пальца к 1-му.

Кольцевое расгеадо

Это, собственно, соединение восходящего и нисходящего расгеадо. Для отработки этих приемов лучше брать медленный темп. И по мере их освоения можно ускорять темп.

Условные обозначения

В схеме боя указаны следующие условные обозначения. Их нужно запомнить, чтобы чтение схем не вызывало трудностей.

 (движение руки сверху вниз);

(движение руки снизу вверх);

P (удар большим пальцем);

i (удар 1-ым пальцем);

_ (пауза);

X (заглушение);

Б (басовая нота).

Для освоения игры на шестиструнной гитаре, начинающим гитаристам необходимо выучить популярные виды боя на гитаре и главные шесть аккордов. Двигаясь в своем музыкальном развитии, навыки игры необходимо совершенствовать и играть больше песен и композиций в разнообразных жанрах.

Гитарный бой (штрих, чес) – это наиболее популярный и простой способ игры на гитаре. Поэтому именно с него новички начинают освоение инструмента.

Существует множество видов гитарного боя. Некоторые из них названы по количеству ударов по струнам («четверка», «шестерка», «восьмерка»), а другие по характерной манере игры определенного исполнителя (бой Розенбаума, Цоя, Высоцкого и т.д.).

В нашей статье мы расскажем о 12 самых популярных видах гитарного боя.

Начнем с небольшой теоретической справки.

Что такое гитарный бой

Гитарный бой – это резкие ритмичные удары сразу по нескольким струнам. В результате звучат не отдельные ноты, а целые аккорды. Таким образом, звук инструмента становится плотнее и монолитнее.

С помощью боя гитарист обыгрывает ритмический рисунок песни. Так лучше слышна гармония песни, но при этом теряется ее мелодия.

Если играют две гитары, то одна держит ритм, а вторая ведет мелодическую линию.

Гитарный бой ведет свое начало от фламенко. В этой испанской музыке гитаристу требовалось аккомпанировать танцору или певцу. Так как других инструментов в ритм-секции не было, то гитара одновременно задавала темп и ритм композиции и вела основную мелодию.

Со временем такой способ звукоизвлечения перекочевал в популярную музыку.

Как играть бой на гитаре

Гитарный бой играется пальцами или медиатором.

Основная суть этого технического приема – чередование скользящих ударов вверх и вниз по струнам. Таким образом гитарист выделяет сильные и слабые доли и расставляет акценты в песне.

В отличие от перебора здесь чаще всего звучат все струны, входящие в аккорд. Хотя есть виды штриха, где нужно играть только несколько струн. О них мы расскажем ниже.

Бой на гитаре – схемы и виды

Схема гитарного боя – это последовательность восходящих и нисходящих ударов по струнам. Графически изображается в виде стрелочек, направленных вверх и вниз.

Существует множество видов и схем гитарного штриха. Каждый гитарист при сочинении песни придумывает собственный способ, больше всего подходящий для композиции.

Поэтому, если вы хотите играть каждую песню абсолютно так же как в оригинале, вам придется полностью снимать ритмический рисунок трека.

Для всех остальных случаев есть 12 популярных видов гитарного боя. Их вам хватит для игры 99% всех песен.

Бой «шестерка»

Это самый популярный штрих. Его еще называют «эстрадным». Он состоит из 6 ударов по струнам на 1 такт. Его схема выглядит следующим образом.

Этим способом сыграно бесчисленное количество песен, как в отечественной, так и в зарубежной музыке. Например, «California Dreamin» и «Что такое осень».

Скачать табулатуру (Бой Шестерка)

Бой «восьмерка»

«Восьмерка» – это уже более сложный вид штриха. Как ясно из названия, он состоит из 8 ударов по струнам. На первый взгляд, его схема выглядит несколько сложной. Но, если послушаете аудиопример, то сразу поймете, как нужно играть этим способом.

Скачать табулатуру (Бой Восьмерка)

Бой «четверка»

«Четверку» в среде музыкантов чаще всего называют чесом из-за последовательных движений вверх-вниз.

Это самый монотонный вид боя. Из-за своей специфичности он редко применяется на протяжении всей песни. Зато этот штрих незаменим во вступлениях, проигрышах и бриджах.

Например, им сыграно вступление песни «Кино» «Звезда по имени солнце» и песня «Кукушка» в интерпретации Земфиры.

Скачать табулатуру (Бой Четверка)

Блатной бой

Существует несколько разновидностей блатного боя. Самая популярная схема выглядит следующим образом:

Схема блатного боя

Суть этого штриха состоит в смене басовых струн, благодаря чему создается узнаваемое «блатное» звучание.

И, хотя играть блатным боем среди музыкантов считается моветоном, изучение этого штриха полезно для развития координации пальцев правой руки.

Скачать табулатуру (Блатной бой)

Бой Цоя

Этот вид гитарного чеса назван так из-за манеры игры на гитаре Виктора Цоя. В своих акустических выступлениях артист часто использовал этот штрих, имитируя звучание отсутствовавшей ритм-секции.

На самом деле этот способ звукоизвлечения использовали многие артисты русского рока в 80-х годах. Например, К. Кинчев («Завтра может быть поздно»), А. Башлачев («Поезд») и другие.

Скачать табулатуру (Бой Цоя)

Бой Высоцкого

Эта вариация гитарного штриха была популярна в городской песне в середине 50-х – 60-х годах. Популяризовал этот вид в своих песнях В.С. Высоцкий, чье раннее творчество является классическим примером городской песни.

В более поздних произведениях Высоцкий стал комбинировать блатной штрих с «восьмеркой».

Скачать табулатуру (Бой Высоцкого)

Испанский бой

Отличительной особенностью этой разновидности гитарного штриха является использование всех пальцев правой руки для удара по струнам. Вы как будто раскрываете веер. Получается, что каждая струна звучит не 1 раз, а 4.

Второй отличительной особенностью является исполнение 2 ударов (вверх-вниз) на каждую долю.

Испанский штрих – один из самых сложных. Он требует большой подвижности правой руки и развитого чувства ритма. В противном случае все извлекаемые звуки сливаются в кашу.

Скачать табулатуру (Испанский бой)

Бой Розенбаума

Стиль игры на гитаре Александра Розенбаума уходит корнями в городскую песню. Поэтому его манера исполнения похожа на блатной бой.

Игре этого артиста присущи глушение ладонью струн на сильной доле и акцентирование первой доли скользящим ударом большого пальца.

Самым ярким примером такого вида боя является песня «Вальс Бостон».

Скачать табулатуру (Бой Розенбаума)

ВАЖНО!

Не удивляйтесь, если у вас не получится сразу сыграть песни А. Розенбаума. Дело в том, что артист использовал другой гитарный строй, который называется open-G. Впрочем, в интернете вы можете найти много переложений для стандартного строя.

Бой регги

Это традиционный способ игры на гитаре в музыке регги. Его суть заключается в выделении слабой доли в такте. Удар по струнам на сильную долю глушится ладонью. Это главное правило этого вида гитарного боя. В остальном ритмический рисунок может меняться произвольным образом. Главное – делать акцент на слабой доле.

Скачать табулатуру (Бой Регги)

Бой кантри

Этот штрих – своеобразная комбинация «четверки» и блатного боя. Отличительный признак – чередующийся бас. В медленных песнях схема выглядит так: бас – текстура, бас – текстура.

В более быстрых композициях количество ударов по всем струнам может увеличиться до 2-3.

Вторая разновидность этого штриха выглядит следующим образом. На сильную долю вы играете 1 и 6 струны одновременно, затем 5 струну, а затем быстро бьете вверх-вниз по остальным струнам.

В классической манере кантри свои песни исполнял Джонни Кэш. Например, Ring of fire, Man in Black.

Скачать табулатуру (Бой Кантри)

Вальсовый бой

Этот вид гитарного боя называется вальсовым, потому что играется в размере 3/4. А 3/4 – это размер, в котором исполняются вальсы.

Хотя, например, песня «Штиль» группы «Ария» тоже играется в трех четвертях.

Простейшая схема выглядит следующим образом: раз, раз-два, раз-два. Основной акцент делается на сильной первой доле.

При игре этим штрихом очень важно держать размер и не сбиваться. На первых порах считайте про себя доли.

Скачать табулатуру (Вальсовый бой)

Чеченский (кавказский) бой

Из-за своей ритмичности и акцентирования этот штрих очень похож на испанский.

Играть его нужно очень быстро, но при этом обязательно сохранять все акценты и длительности нот.

Кроме того, внимание нужно уделить и левой руке. Если вы слабо зажимаете струны, то вместо звонкого резкого звука, получите глухие короткие шлепки.

Отрабатывать штрих стоит отдельно от исполнения песен под метроном. Начинайте с темпа 60-70 ударов. Поначалу это может быть нудно. Но это вид штриха очень сильно разовьет скорость движения вашей правой руки и чувство ритма.

Скачать табулатуру (Чеченский бой)

Полезные советы

  1. Пробуйте самостоятельно подбирать способ игры каждой песни. Ориентируйтесь на ее звучание и настроение. Например, для более размеренных балладных композиций лучше подходит «восьмерка». Для быстрых песен – «четверка» или «кантри».
  2. Помните, что любую песню можно сыграть «шестеркой». Это универсальный способ исполнить композицию, если у вас нет времени детально ее разобрать.
  3. Если вы предпочитаете играть пальцами, то лучше ставьте на гитару нейлоновые струны. Металлические тоже можно, но не больше 9 калибра. На более толстых металлических струнах удобнее играть медиатором. Это убережет ваши пальцы от травм.
  4. Если вы играете пальцами, то, чтобы не повредить их, старайтесь играть серединой ногтя. Также не стригите слишком сильно ногти на правой руке.
  5. Играйте кистью. Не нужно делать замах от плеча. Во-первых, это негативно сказывается на строе вашего инструмента. Во-вторых, рука быстрее устает. В-третьих, ваше звукоизвлечение будет хромать. Часть аккордов прозвучит громче, другая часть тише. Ваши движения должны быть экономными. Так вы будет держать все под своим контролем.
  6. Если вы играете медиатором, не пытайтесь «утопить» его в струнах. Играйте самым кончиком.
  7. Еще один совет про медиатор. Держите медиатор немного под углом, чтобы его острый край находился выше широкого основания. Этот прием улучшит ваше звукоизвлечение.
  8. Комбинируйте выученные виды боя, но используйте не более 2 на одну песню. Например, «восьмеркой» играйте куплет, а «шестеркой» припев. Так композиция будет звучать более разнообразно.
  9. Модифицируйте ритмические рисунки. Добавляйте глушение струн правой и левой рукой. Увеличивайте количество ударов по струнам на один такт. Это добавит изюминки в исполнение даже самой обычной песни.

Заключение

Несмотря на то, что гитарный чес является самым простым способом звукоизвлечения, некоторые его виды новичку будет освоить тяжело. Тем не менее, мы советуем вам проработать каждую схему.

Во-первых, это значительно обогатит ваш технический арсенал. А, во-вторых, изучение разных видов гитарного боя отлично развивает чувство ритма, а также технику и выносливость правой руки.

Как подобрать бой к любой песне на гитаре — инструкция для начинающих

Этот пост для тех, кому надоело исполнять заученную армейскую отмашку и хочется музыкального прогресса. Сегодня мы научимся определять ритмический рисунок композиций. Этот навык осваивается за 2-3 часа практики. Гитару в руки – можно начать.

Игра на гитаре

Общая информация

Умение подобрать бой на гитаре – это навык продвинутого уровня. Для него нужно обладать минимальным музыкальным слухом и «наслушанностью». 

Хоть это кажется сложным, в европейской системе популярных ритмических рисунков не так много, они повторяются. Со временем вы набьете руку и сможете находить верный за одно прослушивание.

Для чего подбирать гитарный бой

Представим квартирник. Вы сидите с друзьями, вас просят сыграть песню, которую вы не знаете или слышали 1-2 раза. Можно зайти на сайт с аккордами, потратить время на поиск там. А можно сориентироваться на ходу, послушав трек 1 раз, понять принцип исполнения и наслаждаться аплодисментами. Красиво звучит?

Бывают другие ситуации: игра в 2 гитары, эксперименты. 

Умение подобрать бой на гитаре позволит экспериментировать с аранжировками, исполнять «мгновенные каверы». 

Развивая этот навык, вы развиваете музыкальный слух, чувство такта, общее качество исполнения.

Как подобрать бой к песне. Пошаговая инструкция

Подобрать ритмический рисунок для исполнения на гитаре можно за несколько шагов. Сначала каждый будет занимать определенное время, но потом они сольются в одно действие, и весь процесс займет пару минут.

Прослушивание композиции

Песню, бой к которой нужно подобрать, прослушайте несколько раз. Если только начинаете практиковаться, замедлите ее. Если она в оригинале исполнена на гитаре, прислушайтесь к партии. Чаще всего удары вниз-вверх легко различить. Простучите рукой бой, который удалось услышать.

Определение размера

Размер – это самый размеренный базовый ритм, который есть в песне. В основном в музыке встречается стандартный размер 4/4. Часто его задают барабаны. А на концертах барабанщик иногда стучит палочками друг о друга. Это размер. Как его определить?

Во многих композициях вступление – самая тихая часть, где слышен только голос с нужным нам ритмом. Нужно послушать его, отстукивая равные доли. После этого определить, какие из них сильные и слабые, чтобы понять, на какие доли бить по струнам гитары.

Такт

Подбор боя

Мы подобрали размер, теперь должны подобрать бой. Здесь надо вспомнить классические ритмы: шестерку, восьмерку, четверку. Все они подходят для четырехчетвертного размера, но играются с разной скоростью. 

Значит, теоретически одну и ту же песню можно сыграть на гитаре разными боями. Вам нужно только выбрать самый подходящий.

Экспериментируйте! Послушайте, сыграйте, пропойте один и тот же трек с разным аккомпанементом гитары. Выбирайте самый удобный и простой вариант.

Вальсовый размер

В некоторых песнях встречается размер вальса или же 3/4. Его составляют 1 сильная доля и 2 слабых. Послушайте любой вальс, чтобы вспомнить. Это то самое «раз-два-три, раз-два-три». 

В этом случае играть тоже надо вальсовым боем. Вот примерная схема. Здесь первый удар вниз дольше, чем следующие четыре. Они играются попарно. По сути вальс состоит из 3 долей, но на вторую и третью долю мы делаем по 2 удара, чтобы аранжировка была объемной. Это значит, что за время одной доли надо успеть ударить по струнам гитары дважды.

Бой на гитаре

Нахождение фишек и дополнительных элементов

Когда самый удобный аккомпанемент подобран, наступает время сделать его разнообразным. Для этого включите в схему акценты:

  1. Заглушку – хлопните по струнам гитары на одну из долей.
  2. Пропуск удара – вместо него вы проносите пальцы над струнами, не задевая их, и сразу переходите на следующую долю, сделав паузу. Так выглядит шестерка с пропусками.
  3. Дополнительные удары – вместо 1 удара, как в классическом варианте, попробуйте сделать 2 («вниз-вверх» вместо «вниз»).
  4. Перебор – его тоже надо учить или придумывать самому. Куплет с припевом иногда слишком разные, чтобы сыграть их одинаково. Каждому популярному бою соответствует свой перебор, это вопрос заучивания.

Перебор на гитаре

Я назвал только базовые приемы. А есть еще флажолеты, щипки, слайды. Чем больше фишек вы знаете, тем больше открывается возможностей для аранжировки. Так вы придете к полноценному каверу от простенького повторения размера.

Оригинальные примеры боя с фишками и дополнениями

Попробуем подобрать бой на примерах.

Монеточка – Крошка

Следуйте пошаговой инструкции: слушайте песню, определяйте размер. Отстукивайте ритм.

Люди с хорошим музыкальным слухом смогли определить вальсовый размер.

Просчитайте «раз-два-три», пока слушаете с акцентом на «раз». Совпало?

Но играть всю композицию вальсовым скучно. Давайте добавим перебор в куплетах, ведь они звучат намного тише припева. А припев сыграем ударами вниз, соблюдая размер: первый сильный удар, второй и третий слабее.

Соблюдая ритмический рисунок, мы создали полноценный кавер.

Монеточка – Крошка:

Дайте танк (!) – Друг

Повторите все шаги. Какой ритм вы слышите: обычный или вальсовый?

Если вы верно услышали, то определили здесь размер 4/4. Здесь четко слышны акценты на каждой четвертой, особенно во вступлении.

Интересная деталь – из-за такого четкого ритма этот трек легко играть как шестеркой в темпе ниже среднего, так и быстрой восьмеркой.

Дайте танк (!) – Друг:

Теперь вы поняли, как подобрать бой на гитаре. Освойте его, практикуясь на любимых песнях. К концу тренировки вы пополните репертуар несколькими каверами.

Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось подобрать свою первую песню.

Смотрите видео, как подобрать бой к любой песне, как подобрать перебор на гитаре:

Использованные сайты:

  • https://pereborom.ru/kak-podobrat-boj/
  • https://yandex.ru/q/question/kak_podobrat_boi_k_pesne_b9be5f1e/
  • https://guitaruser.ru/kak-podobrat-boj/
  • https://mychords.net/video/igra-boyem-vidy-boya-i-ritmy/kak-podobrat-boy-k-lyuboy-pesne-na-slukh/

Дата публикации: 06.11.2020
Просмотров: 21777

Теги: самоучитель, игра на гитаре, бой

Комментарии (0)

Как научиться играть боем на гитаре.

Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцами правой руки.

В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Со временем вы будете интуитивно использовать тот рисунок боя, который наиболее подходит исполняемой песни.

Для начала же освоим самый простой вариант игры боем.

Схема Простого Боя

       Am
      |A---V---A---V---A---V---A---V---|A---V---A---V---A---V---A---V---|
               >               >                >               >
счёт   1   и   2   и   3   и   4   и    1   и   2   и   3   и   4   и 

При записи рисунка боя показывается направление удара по струнам или характер звукоизвлечения:

A — удар по струнам сверху вниз (в направлении от шестой струны к первой)

V — удар по струнам снизу вверх (в направлении от первой струны к шестой)

> — показывает акцент (более сильный удар по струнам)


Как играть Простой бой


Упражнение на отработку Простого боя

Цель данного упражнения: отработать ритмическую составляющую боя

Левая рука глушит струны.

Правая рука играет бой.

Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почуствуете, что вы можете играть бой правой рукой легко и уверено.



Как переставлять аккорды при игре боем

Левую руку убираем с предыдущего аккорда на последний удар и зажимаем новый аккорд одновременно с ударом по струнам правой руки.

Для игры боем необходимо уметь одновременно переставлять пальцы с одного аккорда на другой.


Песни, которые можно сыграть Простым боем на аккордах Am, E, Dm, A7, C и G:

  • Бомж — Сектор газа
  • Синяя птица — Машина времени

Смотрите также:

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

МЕНЮ РАЗДЕЛА


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти видео на youtube shorts
  • Как найти певчих птиц
  • Наш неутомимый попугай снова составил кроссворд все слова в нем вода как она
  • Как составить инвентаризационную опись основных средств в 1с
  • Как исправить царапины на раковине