Буквы пляшут в почерке как исправить

Заставляя ребенка писать красиво, родители забывают, что каллиграфия – это искусство, иметь от природы идеальный почерк дано не всем.

Если вы переживаете из-за красоты – проблема не так велика. Ведь почерк не сказывается на успеваемости ребенка. Главное, чтобы в словах не было грамматических ошибок.

Но если почерк настолько плохой, что слов не разберешь, это уже проблема, специалисты предлагают ее решение. По каким причинам может быть плохой почерк?

Неправильное положение тела

Если ребенок неправильно сидит: у него не так сложены руки, ноги, плохая осанка – скорее всего, почерк будет получаться плохим. А если еще и плохая ручка – тем более! Чтобы ребенку было удобно писать, должны быть соблюдены все условия: освещение, хорошая ручка, правильная мебель и др.

Неправильное положение тетради

Это тоже немаловажный момент. Ширина стандартной тетради – 17 см, во время письма ее угол нужно приподнять на 8 см от края стола и немного отодвинуть от себя (для левшей все так же, просто угол поворота другой). Чтобы при письме не путать угол – специалист советует загибать тетрадь – чтобы перед ребенком была только та страница, на которой он собирается писать.

Плохо развитая моторика рук

Плохо развитая моторика влияет не только на почерк, но и на задержку речевого развития. Нельзя переставать развивать моторику рук, для этого существует разнообразные способы: школьники, например, могут вырезать из бумаги снежинки, цифры, буквы (образец можно найти в интернете). Дети помладше обычно лепят или что-то строят из кубиков.

Плохое пространственное восприятие

Обычно эта проблема не является серьезной и быстро проходит. Нередко, когда родители видят, что их ребенок путает буквы или «зависает» в воздухе, просят его переделывать то же самое по несколько раз. Но переписывание одного и того же вряд ли поможет. Пространственное восприятие может быть нарушено из-за аутизма, синдрома Аспергера и др.

Особенности мозга

Многие родители считают, что плохой почерк – признак лени и несобранности, но это не так. За письмо отвечает мозг, и для того, чтобы улучшить почерк – необходимо быстро переводить информацию, содержащую в нем, в знаки. Если проблема в особенностях мозга, то без специалиста не обойтись.

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание:

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Что делать, если у ребенка плохой почерк?

Содержание статьи

  • А нужно ли волноваться?
  • Почему ребенок пишет «как курица лапой»?
  • Распространенные причины
  • Причины плохого почерка с точки зрения нейропсихологии
  • Плохой почерк у ребенка во 2 классе
  • Дисграфия
  • Что делать?
  • Игры и задания
  • Плохой почерк у ребенка с двигательной расторможенностью или дисграфией

Плохой почерк у ребенка может стать причиной низкой успеваемости в школе: согласно критериям оценивания, разработанным Министерством образования, учителя младших классов обязаны снижать оценки за корявые строчки. Если проблему не решить в первом классе, дальше она только усугубится. В конце концов, ребенок может начать писать вовсе нечитаемый текст, который не расшифрует даже он сам.

Чтобы исправить почерк, существуют определенные упражнения. Выполняя их, ребенок постепенно научится писать красиво и правильно. Не стоит рассчитывать только на школьных педагогов. Совершенствование техники письма – это совместная работа учителя, ученика и родителей.

Ребенок учится красиво писать буквы

А нужно ли волноваться?

Первым делом стоит пояснить, что плохой почерк – понятие субъективное. Если вам самим он не нравится, это не значит, что у ребенка есть проблемы. Другое дело, когда замечание делает учитель.

Педагоги обращают внимание на действительно важные моменты:

  • текст «уезжает» вверх или вниз, находится не на линии;
  • нет интервала между словами;
  • ребенок пишет в произвольной части листа;
  • слишком мелкие или крупные буквы;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или сильный нажим;
  • неправильное соединение букв (А и О в тексте не отличаются);
  • одинаковое написание разных букв (Н, И, П, К и других).

Плохой почерк у ребенка

Почему ребенок пишет «как курица лапой»?

Многие родители объясняют плохой почерк ленью, чертами характера и даже полом ребенка. Мол, мальчики не склонны старательно выводить буквы. Это мнение ошибочно и даже опасно. Ведь как борются с ленью? Правильно, удвоенной нагрузкой. Ученика заставляют выводить буквы раз за разом, вызывая тем самым стойкую неприязнь к письму и школе в принципе.

Запомните – каждый ученик хотел бы писать красиво, получать хорошие отместки и слушать похвалу. Никто не принимает решения писать как «курица лапой». У одних красивые буквы получаются сами собой, а другие вынуждены сильно стараться, и все равно почерк получается неидеальным. Причины нужно искать глубже.

Навыки письма стоят на трех китах:

  1. Функциональная готовность к письму. Психические функции должны быть достаточно развиты, чтобы ребенок мог писать.
  2. Социально-педагогический аспект. Весомую роль играет дошкольное образование, отношение в семье к чтению, характер общения со взрослыми, и педагогами в том числе.
  3. Уровень мотивации. Чтобы красиво писать, ребенок должен хотеть учиться.

Из этих основ складывается грамотность ученика. Если один пункт нарушен, будут возникать те или иные проблемы в обучении в школе. Плохой почерк – это сигнал, что ребенку необходима помощь.

Девочка не хочет делать уроки

Распространенные причины

В это трудно поверить, но недавно специалисты установили, что первоклассники на уроках письма испытывают такие же по силе нагрузки, как космонавты во время старта. То, что кажется взрослому простым, ребенку дается неимоверно сложно.

Ситуация усугубляется, если имеют место следующие факторы:

  • Неудобное рабочее место. Если школьник сидит или держит ручку неправильно, он быстро устает. Это непременно отражается на почерке. Попробуйте сами написать предложение, заняв неудобную позу. А если еще и тетрадь постоянно сползает, а пальцы соскальзывают с ручки?
  • Недостаточный уровень развития мелкой моторики. Написание букв требует выверенных движений пальцами и кистью руки. Если моторика у ребенка развита слабо, то письмо ему будет даваться тяжело.
  • Недостаточный уровень пространственного восприятия. Чтобы выводить красивые буквы, нужно хорошо ориентироваться на листе бумаге. В 6–7 лет дети могут еще не уметь соотносить буквы с клетками, определять право и лево, рассчитывать отступы.
  • Сильное потрясение (развод родителей, смерть близкого человека, сложная адаптация к школе) или болезнь. Если в период активного обучения письму ребенок испытывал сильный стресс или тяжело болел, неудивительно, что он будет отставать от сверстников. Почерк может даже ухудшиться. Скорее всего, будет наблюдаться «откат» по всем предметам и сферам деятельности ребенка.

Девочка и строение мозга

Причины плохого почерка с точки зрения нейропсихологии

Нейропсихология помогает понять связь между поведением ребенка и функционированием головного мозга. За плохим почерком практически всегда стоит незрелость определенных его отделов.

  • Если спустя короткое время школьник начинает зевать, вертеться на стуле, ронять ручку, у него недостаточно развит первый блок. Он отвечает за активацию мозга. Чтобы «включиться», ребенку нужно больше кислорода. Для этого усиливают кровоток с помощью специальных упражнений и дыхательной гимнастики.
  • При зеркальном написании букв, путанице, неправильном расположении текста в тетради незрелым оказывается второй блок. Он включает в себя зрительный, слуховой и кожно-кинетический анализ, а также фонематический слух, ориентацию в пространстве и зрительное восприятие.
  • Если ребенок знает правила, но пишет все равно с ошибками, не соблюдает нормы поведения, то неразвит третий блок. Это блок программирования и контроля.

Неразвитые блоки можно «запустить» с помощью специальных игр и упражнений, дыхательной гимнастики, занятий на свежем воздухе. Адекватное развитие ребенка поможет преодолеть трудности. Если проблема серьезная, можно подключить нейропсихолога. С помощью специальных методик специалист может перераспределить функции структур мозга, даже если они поражены.

Девочка пишет

Плохой почерк у ребенка во 2 классе

В первом классе плохой почерк не редкость. Дети только изучают правописание и тренируются красиво выводить буквы. Почерк совершенствуется в течение учебного года. Но если проблема остается актуальной и во 2 классе, это серьезный повод задуматься. Среди возможных причин плохого почерка может быть дисграфия и синдром двигательной расторможенности.

Дисграфия

Дисграфией называют неврологическое расстройство, которое выражается в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Дословно дисграфия переводится как «трудно писать».

Характерные симптомы:

  • плохой почерк;
  • проблемы с орфографией;
  • ребенок испытывает сложности при изложении мыслей на бумаге.

Различают 3 основных вида дисграфии:

  1. Дислексия. Проявляется в неразборчивом написании букв, ошибках в произношении. Ребенок неправильно говорит и пишет. Но при этом он способен без ошибок переписать текст.
  2. Моторная дисфункция, двигательная расторможенность. Из-за проблем с двигательными навыками дети неразборчиво пишут и переписывают буквы и слова.
  3. Пространственная дисфункция. Дети плохо ориентируются в пространстве, неразборчиво пишут и переписывают. Могут начать писать в середине листа, выйти за поля, перенести слово на следующую страницу.

Поставить соответствующий диагноз могут логопед и психоневролог после 7–8 полных лет. При подозрении на дисграфию исключаются нарушения слуха и зрения.

Прописи с наклонной разлиновкой

Что делать?

В первую очередь, нужно поддержать ребенка, а не ругать. Попробуйте сесть и вместе разобраться, почему у него не получается писать буквы красиво и аккуратно. Поговорите с учителем. Если есть подозрения на расстройство, проконсультируйтесь у специалистов: логопеда, психоневролога, нейропсихолога.

Общие советы и правила, которые помогут исправить плохой почерк у ребенка:

  • Правильное и комфортное рабочее место. Парта должна соответствовать росту ребенка. Важно, чтобы его ноги стояли на полной ступне, сгибались под прямым углом, а спина поддерживалась высокой спинкой стула. Столешница должна находиться чуть ниже солнечного сплетения. Во время письма спина опирается на спинку, а локти слегка выпирают за край стола. Такое расположение позволяет долго не уставать, а еще предупреждает проблемы с осанкой. Также поможет улучшить почерк наклон столешницы – 10–15 градусов. Он обеспечивает легкое скольжение и перемещение руки по строке.
  • Полиэтиленовые обложки. Полиэтилен липнет к столу и не дает тетради скользить. Поэтому в начальных классах школы нужно отдать предпочтение тоненьким полиэтиленовым обложкам вместо твердых пластиковых.
  • Правильная ручка и способ ее удержания. Важно, чтобы пальцы школьника не скользили по ручке, а сама она легко писала. Оптимальная длина – 15 см, диаметр – 6–7 мм. Во избежание соскальзывания пальцев стоит выбрать ручку с резиновой накладкой или зазубринами в месте удержания. Также стоит проконтролировать захват. Правильно, если ручка лежит на левой стороне среднего пальца, а указательный палец только поддерживает ее и может легко подниматься. Расстояние до кончика стержня – 2 см – должно быть свободным, чтобы ребенок видел, что он пишет и как.
  • Пальчиковая гимнастика и игры на развитие мелкой моторики. Написание букв – сложная задача для первоклассника. Она требует мелких движений, которые еще не совсем привычны. Чтобы снять напряжение с пальцев, нужно каждые 15 минут делать гимнастику – сжимать и разжимать кулачки, стряхивать кисти, «играть на пианино». Также не будут лишними занятия и игры на развитие мелкой моторики. Полезно расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать узелки, нанизывать бусинки на нитку, плести косички, перебирать крупы, лепить фигурки из пластилина.
  • Развитие пространственного восприятия. Отсутствие отступов, путаница в написании схожих букв (Х и Ж, М и Ш, Ш и Щ) – следствие плохой ориентации на листе бумаги. Чтобы ее развить, следует писать графические диктанты и играть в «найди сокровище» (см. далее).
  • Калька. Сверху рабочей страницы положите кальку. Через нее будут видны буквы. Пусть ребенок обведет через нее напечатанный образец, напишет букву через кальку 2–3 раза. После этого нужно сразу писать в чистовик. Так рука привыкнет писать красивым почерком и не будет уставать от длительных тренировок в черновике.
  • Зебра. Подкладывайте под страничку тетрадки разлинованный листок с наклонными линиями – зебру. Это полезное приспособление поможет соблюдать наклон и одинаковый размер букв.

Следует помнить, что дети достаточно быстро устают. По истечении 15 минут непрерывного письма буквы начнут «плясать» даже у самого прилежного ученика или ученицы. Необходим отдых. Устройте перерыв и поиграйте в увлекательные и полезные игры. Чередуйте 15 минут занятий и 10 минут игр.

Ребенок учится писать

Игры и задания

Игра – лучший способ обучения детей. Она позволяет весело и с пользой провести время. Ребенок совершенствует навыки незаметно для себя.

Во что полезно играть при плохом почерке?

  • Графический диктант. Суть игры заключается в том, чтобы нарисовать рисунок, двигаясь по клеточкам по заданному алгоритму. Ребенку выдается листок бумаги в клетку и ручка. Взрослый задает направление: 1 клетку вверх, 2 клетки вправо и т. д. В конце, если все выполнено правильно, получается фигурка животного, самолет, машинка. Фигуру можно раскрасить.
  • Найди сокровище. Спрячьте игрушку в комнате и опишите путь, который ребенок должен преодолеть, чтобы ее найти. Например: сделай 2 шага вперед, от стола 3 шага направо, повернись налево и пройди еще 5 шагов к шкафу.
  • Гарри Поттер. Предложите ребенку окунуться в мир волшебства и написать послание любимым героям перьевой ручкой. Дело в том, что писать ею можно только при правильном наклоне и удержании, иначе чернила либо не будут вытекать, либо оставят кляксы. Многочисленные исследования подтвердили, что написание пером помогает выработать красивый почерк. А чтобы ребенку было интересно заниматься, можно провести параллель между Гарри Поттером, где все герои использовали перья вместо ручек.
  • Пальчиковый твистер. Это миниатюрная версия популярной игры. Она улучшает мелкую моторику и способствует развитию координации пальцев. Правила практически такие же, как в обычном твистере. Игроки по очереди кидают кубики. На одном указан цвет, на втором – палец, который нужно переместить. Рабочая рука располагается на поле с разноцветными кружками. Когда нужное положение принято, нужно сплясать пальчиками. Кто не сможет выполнить, выбывает из игры.
  • Театр теней. Выключите свет, включите фонарик и направьте его на стену. Подойдите поближе к световому пятну и переплетите руки. Они будут отбрасывать замысловатую тень. Научитесь делать бабочку, собаку, зайца, лебедя, цветок. Придумайте с ребенком сюжет и покажите его на стене.

Тетрадь ребенка с дисграфией

Плохой почерк у ребенка с двигательной расторможенностью или дисграфией

Активные дети, которые не могут усидеть на месте, вполне закономерно имеют очень плохой почерк. Если вашему ребенку поставлен диагноз «синдром двигательной расторможенности» или «дисгафия», то заниматься коррекцией нужно со специалистами. Они помогут составить индивидуальный план работы, который может включать медикаментозное лечение, гимнастику, физические упражнения, домашние задания и игры, а также занятия с логопедом-дефектологом.

Многие пытаются улучшить почерк, заставляя ребенка переписывать буквы снова и снова. Однако этот метод не работает. Таким образом можно лишь вызвать отвращение к учебе. К решению проблемы необходимо подходить творчески. Используйте игры и интересные задания. Замечайте и хвалите даже небольшие достижения юного ученика. Не наседайте и действуйте мягко. Если чувствуете, что не справляетесь, подключите специалистов. Общими усилиями вы быстро достигните успеха.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Как курица лапой: как улучшить свой почерк в короткие сроки и зачем это надоПолезные советы

У вас ужасный почерк? Причем, настолько ужасный, что без специальной экспертизы не разобрать, что вы вообще написали?

«Так это не моя проблема!» — могут ответить на это многие из тех, кто пишет, как курица лапой.

В таком случае, эта статья не для них, а для тех, кого беспокоит тот факт, что их письмо никто не может разобрать. И для последних у нас имеется отличная новость.

Даже если вы забыли, как разборчиво писать, или ваш почерк никогда и не был разборчивым, существует комплекс мер, позволяющих в течение относительного короткого времени получить вполне читабельный почерк.

8 шагов, которые помогут улучшить почерк

1. Выберите правильное «оружие»

2.jpg
shiffti/Getty Images

Жил в Англии в IX-ом веке такой писатель – Эдуард Булвер-Литтон, чьи произведения, кстати, уже на протяжении 150 лет переводятся на русский язык. Так вот он сказал как-то, что «перо сильнее клинка». Трактовать данное высказывание можно по-разному, однако, скорее всего, писатель намекал на силу слова, которое выходит из-под пера автора.

Как бы то ни было, совершать настоящие подвиги в бою, имея в руках ржавый и тупой клинок (меч, рапиру, саблю или другое колюще-режущее оружие), вряд ли по плечу даже опытным воинам. Поэтому ожидать результата в виде аккуратного каллиграфически написанного текста, если у вас в руках старая шариковая ручка с погрызанным колпачком, также не приходится.

Читайте также: Как писать так, чтобы вас читали: 15 дельных советов начинающим

Впрочем, не стоит впадать из крайности в крайность: необходимости в инкрустированной золотом авторучке (а-ля Pilot или Parker) с шариковым наконечником из драгоценного камня
также нет (разве что вам по статусу положено использовать только такой пишущий инструментарий!).

3.jpg
Pixabay/Pexels

Благо рынок сейчас предлагает широчайший набор пишущих инструментов – от перьевых и шариковых ручек до ручек гелевых и даже ручек, в которых используются пасты с биополимерными чернилами. Выбрать наиболее удобную для вас ручку сможете только вы, попробовав каждую из них. Заскочите в магазин канцелярских товаров и потратьте там необходимое количество времени, чтобы выбрать то самое правильное «оружие».

Почему важно выбрать хорошую ручку?

Дело в том, что даже очень хорошая шариковая ручка может, как говорится, лажать: ее паста заполнена маслянистыми чернила с очень густой консистенцией, поэтому такие ручки иногда просто не пишут, если находятся в не совсем вертикальном положении. Если в помещении прохладно, шариковая ручка также может плохо писать.

Гладкое и плавное письмо обеспечивают гелевые ручки. Очень удобны ручки с биполярными чернилами, которые иногда ошибочно называют гелевыми. И те и другие неплохо пишут
в прохладных помещениях и на улице, хотя вторые, все же, предпочтительнее. Попробуйте разные ручки, остановив свой выбор на той, которой вы пишите с большим удовольствием.

Ручка, на которую надо сильно давить, чтобы чернила оставались на бумаге, для практики письма не подходит!

4.jpg
Pixabay/Pexels

Еще один немаловажный момент – толщина линий. Обратите внимание на то, какие линии у вас выходят более плавными, более красивыми лично для вас, если хотите. Если почерк получается более читабельный при написании ручкой, у которой паста имеет тонкий кончик с маленьким шариком (если речь идет о шариковой ручке), тогда пользуйтесь ею.

Если вам сподручнее писать более разборчиво с помощью ручки, которая оставляет толстые объемные линии, тогда совершенствуйте свое письмо с помощью такого инструмента. И очень важно, чтобы вам было удобно зажимать пишущий инструмент между пальцев! Тонкая ручка, толстая или средней толщины – все это является делом вкуса.

Многие считают, что очень удобно писать ручкой, которая имеет три грани (это удобно с точки расположения пальцев, о чем мы расскажем чуть ниже). Если корпус ручки состоит из большего числа граней, велика вероятность того, что они будут больно давить на подушечки пальцев – долго писать такой ручкой сложновато. Есть также ручки с мягкими прорезиненными насадками как раз в том месте, где мы держим ее пальцами.

5.jpg
Bich Tran/Pexels

Между прочим, на почерк некоторых людей влияет даже цвет пасты. Ядовито-зеленые чернила или слишком блеклый синий цвет могут раздражать. Но все это – на ваш вкус! Если вы левша, тогда рекомендуется выбрать ручку, дизайн которой был специально разработан для леворуких людей. Иными словами, вы должны выбрать такое «оружие», чтобы его использование доставляло вам удовольствие.

2. Отработайте то, как вы держите ручку

Исходим из того, что мы все – взрослые люди, которые учились в школе и знают, как держать ручку в руке. Однако и тут есть некоторые нюансы, о которых вы, должны быть, подзабыли. Ручку надо обхватить таким образом, чтобы она оставляла на бумаге четкие следы без того, чтобы вы слишком давили на нее.

Стоит ли заморачиваться, если вы используете не совсем те пальцы, которые нас заставляли использовать для того, чтобы держать ручку правильно? Скорее всего, вы так делаете еще со школьной скамьи. Вряд ли вас можно переучить, тем более что делать этого и не нужно – то, какими именно пальцами вы держите ручку, уже является слабым оправданием плохого почерка, коль скоро вы так привыкли писать. Главное – чтобы вам было комфортно ее держать.

6.jpg
Catalin

И все же – как правильно держать ручку?

Многим стоило бы напомнить, как необходимо правильно держать ручку: для фиксации пишущего инструмента при письме необходимо использовать три пальца – большой, указательный, средний. У каждого из этих пальцев имеется своя функция. И если вы с раннего детства держите ее правильно, тогда шансов, что у вас почерк будет более-менее читабельный (или даже каллиграфический!), гораздо больше.

Функция левой стороны среднего пальца заключается в том, чтобы поддерживать ручку – ручка как бы лежит на этом пальце. Указательный палец ложится на ручку, фиксируя ее сверху, а большой палец фиксирует пишущий инструмент слева (именно ручку, а не указательный палец!). Важную функцию выполняет даже мизинец, на верхний сустав которого рука опирается во время письма (как и на внешнюю часть ладони).

Для того чтобы не прилагать усилий при письме, расстояние от кончика ручки до пальцев должно быть примерно полтора-два сантиметра. Наклон ручки по отношению к бумаге – примерно 45 градусов. При этом стремитесь к тому, чтобы обратный конец ручки не был слишком отставлен в сторону от правого плеча. Но и стараться, чтобы он был направлен на правое плечо, тоже не надо – тогда большой палец будет мешать видеть то, что вы пишете.

7.jpg
4maksym/Getty Images Pro

Многие шариковые ручки пишут достаточно плохо, если угол наклона самой ручки по отношению к столу будет слишком острым. Иногда приходится держать ее чуть ли не под углом в 90 градусов, чтобы паста «вытекала» равномерно. Однако такой способ письма не способствует формированию хорошего почерка, так как при этом мы тратим на сам процесс гораздо больше усилий.

Не менее важным для развития или тренировки хорошего почерка является и то, как расположен лист бумаги, на котором вы пишите. Его левый нижний угол должен «смотреть» вам прямо в центр груди, располагаясь примерно там же. Угол наклона листа бумаги по отношению к плоскости, в которой находится ваше тело, должен быть примерно 30 градусов.

Почему ручка для левшей стоит дороже

Пишущий левша всегда вызывает необычный интерес. Причем, не столько из-за того, что он держит ручку в левой руке, сколько из-за того, КАК ИМЕННО он ее держит. Позиция выглядит достаточно неестественно, но в том нет вины леворуких людей. Природа распорядилась таким образом, что если левша будет держать ручку в левой руке точно так же, как правша (только зеркально, естественно), тогда он просто не будет видеть тот текст, который наносит на бумагу.

8.jpg
MichalLudwiczak/Getty Images

Мы уже говорили о том, что для левшей существуют специальные ручки (вернее, ручки, которые имеют специальный дизайн). Такие пишущие инструменты дают возможность левшам не изгибать руку противоестественным образом. Однако рука скользит по тексту и есть риск размазать пасту. Поэтому ручки для левшей имеют не только специальный дизайн, но и оснащены пастой с чернилами, которые быстро засыхают при попадании на бумагу. Стоит ли говорить, что такая ручка стоит значительно дороже ручек для правшей?

3. Следите за своей осанкой

Вы думаете, что вам постоянно напоминали в школе о важности правильной осанки исключительно с точки зрения профилактики сколиоза? А вот и нет! Правильная осанка влияет также и на разборчивость вашего почерка. Спину необходимо держать ровно, однако не стоит ее напрягать. Про позиции пальцев руки, которые не держат ручку, мы уже говорили – они выполняют поддерживающую функцию с мизинцем и внешней частью ладони, лежащими на столе.

Чтобы затрачивать меньше усилий при письме, на вашем письменном столе должно быть достаточно место для того, чтобы почерк получался элегантным, «свободным». Поэтому прочь всякие чашки с кофе, калькуляторы, ноутбуки, папки и прочую кухонную и офисную атрибутику!

9.jpg
Dekdoyjaidee/Getty Images

Освободите стол от всего лишнего, чтобы отставить лист бумаги подальше от вас. Насколько далеко? Так, чтобы оба локтя могли покоиться на столе. Грудью упираться в стол не надо – , как говорится, соблюдайте дистанцию (примерно в два сантиметра).

В процессе написания текста по столу перемещается рука. Положение корпуса, его наклон остаются изначальными. Если, по мере продвижения руки вниз по листу, писать становится неудобно, не надо менять наклон корпуса или слишком загибать руку – вместо этого второй рукой отодвиньте подальше сам лист.

4. Пишите от плеча

Вы подобрали абсолютно устраивающую вас ручку, научились правильно ее держать, приноровились к необходимой осанке. Так почему же на выходе у вас получается прыгающий почерк, а рука устает до такой степени, что ее сводит судорогой? Дело, скорее всего, в том, что в процессе письма вы активно двигаете кистью по отношению к предплечью.

Кисть должна составлять с предплечьем неподвижный тандем. Иными словами, кисть руки не должна изгибаться. А перемещать ручку или перо по бумаге необходимо особым движением, двигая этот тандем с помощью специфического движения плеча. Движение это похоже на то, как будто бы вы внешней частью ладони что-то отодвигаете от себя.

10.jpg
Billion Photos

Итак, пальцы и кисть должны оставаться в исходном положении. Это способствует тому, что почерк получается более беглым, но остается при этом вполне себе читабельным. Правильное перемещение руки по листу бумаги требует определенной практики. Будет возникать искушение изгибать при письме кисть, как вы привыкли делать раньше. Однако вы почувствуете, что кисть и пальцы при таком письме практически не устают. Да и мышцы плеча не чувствуют нагрузки.

Если вам сложно понять, чем именно необходимо двигать, а чем нет при письме, возьмите в руки ручку и сделайте вид, что вы пишите в воздухе – точно так же, как писали на школьной доске в свое время. И тогда вы обратите внимание на то, что кисть ваша совершенно неподвижна по отношению к предплечью, а движение идет как бы от плеча. Такое же движение требуется от нас и при письме на бумаге, расположенной на столе.

5. Не следует торопиться!

Каким образом графологам (то есть специалистам по почерку) удается отличать то, что написано одним человеком, от того, что написано сотнями и даже тысячами других людей? Дело в том, что многие нюансы письма формируются еще в детском возрасте, после чего остаются неизменными на протяжении всей жизни.

11.jpg
Melnikof/Getty Images Pro

Это не означает, что изменить почерк невозможно. Это означает лишь то, что вам вряд ли удастся при беглом письме как-то иначе, чем вы привыкли, соединять между собой буквы, полностью поменять стиль написания некоторых отдельных букв и символов. Конечно, если уделить этому месяцы или даже годы тренировок, тогда есть вероятность, что вы сделаете свой почерк абсолютно неузнаваемым для непрофессионала, который решит сравнить его с тем почерком, который был у вас ранее.

А вот серьезную графологическую экспертизу обмануть достаточно сложно. Сформированный почерк обычно остается таким же, потому что происходит это на уровне рефлекса. Радует то, что рефлекс этот – условный, то есть приобретенный. А это означает, что вам необходимо теперь приобрести другие навыки. Секрет заключается в том, что навыки письма быстро не приобретаются. Основа всего – практика!

Прежде чем вы приноровитесь писать красивее в быстром ритме, поработайте над тем, чтобы сформировать заново базовые навыки письма. Иными словами, учитесь заново соединять буквы, только делайте это так, как положено, руководствуясь общеизвестными правилами письма (да, не поленитесь найти обычный школьный учебник по письму – скачайте с Интернета, в конце концов).

6. Начните с простых вещей

12.jpg
Ralf Geithe/Getty Images Pro

Если помните, все в начальных классах школы (а многие и в дошкольном возрасте) начинали с того, что исписывали уйму страниц всякими черточками, кружочками и прочими закорючками. Коль скоро это не помогло вам сформировать красивый почерк в школьные годы чудесные, рекомендуется вновь вернуться к этому простому заданию.

Хочется верить, что в этот раз никто не будет ронять на лист бумаги обильные слезы, выводя ненавистные фигуры!

Начните с самого простого – с линий. Испишите несколько страниц вертикальными линиями, а затем горизонтальными. Добейтесь того, чтобы линии получались ровными, имели одинаковую длину и были параллельны друг другу. Поработайте над этим упражнением до тех пор, пока не почувствуете, что необходимые линии получаются у вас автоматически.

7. Поработайте над ошибками

Если вам приходится немало писать в течение дня, тогда у вас есть большой материал для того, чтобы поработать над ошибками. В частности, обратите внимание на те символы, которые могут вызывать у вас затруднение. К примеру, вам никак не удается должным образом соблюдать расстояние между буквами. Или у вас некоторые буквы «пляшут», «западают» и тому подобное.

13.jpg
iCantar

Уделите для начала особое внимание какой-то одной вашей ошибке. Теперь, когда вы пишите, старайтесь делать акцент на том, чтобы исправлять именно эту ошибку. Если у вас много ошибок, не стоит пытаться акцентироваться на все сразу во время письма – тогда вы будете писать очень медленно. Поработайте сначала над одной ошибкой, доведите до автоматизма правильное написание, а затем переходите к работе над другой.

По мере того как ваш почерк начнет действительно улучшаться, можно добавить некоторую изюминку к собственному же стилю написания – к примеру, округлять нижнюю часть строчной буквы «р» или верхнюю часть строчной буквы «в» и так далее. Эти маленькие «шалости» сделают ваш стиль письма более индивидуальным и писать будет приятнее. Не будет лишним, если вы начнете украшать вензелями прописные буквы (только не переусердствуйте – текст должен быть разборчивым!).

8. Не упускайте не единой возможно писать от руки

Если появляется хоть малейшая возможность написать что-либо от руки, не упускайте ее и пишите, пишите, пишите… Собрались в магазин – напишите список от руки. Не на клочке бумаги, стоя и огрызком карандаша, а на нормальном листе, соблюдая те условия, которые были предложены для отработки хорошего почерка выше. Даже если у вас отличная память, напишите список, не ленитесь.

14.jpg
southtownboy/Getty Images Pro

Заведите себе обычный ежедневник, в который каждый день записывайте планы на ближайший период. Не сокращайте, пишите полностью. Если у вас необходимость что-либо писать возникает крайне редко, но есть желание улучшить свой почерк (к примеру, чтобы не было стыдно перед своими же детьми школьного возраста, которые пишут разборчивее вас!), заведите рукописный дневник.

Польза будет двойная – и почерк появляется возможность отработать, и самоанализом позаниматься.

Реальную пользу принесет сравнительный анализ текстов, написанных вашей рукой в разные периоды времени. Сравните, к примеру, то, как вы пишете сегодня с тем, как вы писали неделю назад; две недели назад и так далее. Если вы регулярно тренируетесь, тогда прогресс будет налицо. Это означает, что вы увидите воочию результаты своих трудов. Воодушевляться на дальнейшее совершенствование собственными же успехами – что может быть лучше и эффективнее?

Рекомендуется также попросить кого-то из своих знакомых, у кого отличный почерк, написать несколько строк на листе бумаги, которые имеет смысл держать всегда в зоне видимости, когда вы, к примеру, находитесь на своем рабочем месте в офисе или даже дома. Не надо качать каллиграфический текст какого-то гипотетического человека из Интернета! Пусть перед вашими глазами всегда будет реальный пример из жизни, который будет вас стимулировать в вашем стремлении писать красивее.

15.jpg
Pixabay/Pexels

Если прочтение описанных выше упражнений не отбили у вас желания потратить некоторое количество времени и усовершенствовать свой почерк – в добрый час. Если же вы неожиданно передумали заморачиваться данным вопросом… Что же, пусть вас утешает тот факт, что у многих известных исторических личностей (к примеру, у Фрейда и даже у Наполеона) был просто ужасающий почерк!

5 причин, чтобы улучшить почерк

На самом деле, это праздный вопрос. Работа над улучшением письма – это не тот случай, когда от вашей конечной цели зависит подход. Иными словами, совершенно неважно:

·         необходим ли вам каллиграфический почерк;

·         хотите ли вы хотя бы незначительно улучить свое письмо.

На самом деле, немалое число людей в наши дни ручку берет в руки лишь для того, чтобы что-то подписать. Другое дело – это люди тех специальностей, которым часто приходиться писать рукой, а не набивать текст на компьютере. И если лично вы довольно часто пишете от руки, однако крайне недовольны своим почерком, у вас, при известном старании, есть все шансы его исправить.

16.jpg
Visivasnc/Getty Images Pro

Как правило, больше всего рукой приходится писать людям определенных профессий – к примеру, медицинским работникам, преподавателям, юристам и так далее. И у многих из них (особенно у врачей!) настолько отвратительный почерк, что они, наверное, сами не могут ничего понять из перечня продуктов, который составили себе же несколько часов назад для вечернего похода в продуктовый.

Многим часто приходится не на компьютерах писать объяснительные, заявления, приказы и прочее, прочее, прочее…

В общем, мотивация, то есть причины, по которым человек может хотеть улучшить свой почерк, у каждого своя. А вот подходы и принципы, позволяющие исправить почерк (даже тот, который, похож на следы хаотично перемещающегося по бумаге паука, только что выбравшегося из чернильницы), будут одинаковы для всех. Однако вернемся к мотивации…

1. Письмо от руки делает вас умнее

И это не пустое заявление! Результаты исследования (ссылка дана в конце статьи), опубликованного в ежедневной американской газете «Уолл-стрит джорнэл» (The Wall Street Journal), показывают, что письмо от руки улучшает в целом способность людей к обучению.

17.jpg
halfpoint collection

В рамках исследования, проведенного специалистами Индианского университета, штат Индиана, США, были сняты показатели нейронной активности мозга детей четырех и пяти лет от роду. Затем детей разделили на две группы. С каждой группой детей поработали определенный период времени, обучая их буквам и умению различать их. Но в одной из групп детей еще учили и навыкам письма.

Снятая после данного эксперимента активность мозга детей из двух разных групп отличалась коренным образом! Те дети, которых учили не только различать буквы, но и писать их, активность нейронных связей в соответствующих областях практически приблизилась к активности таких связей у взрослого человека.

По мнению ученых, как раз рисование двухмерных рисунков (буквы тоже можно считать двухмерными рисунками!) способствует улучшению способности к усваиванию информации. И это касается не только детей – существуют и другие аналогичные исследования, которые зафиксировали факт улучшения мозговой деятельности у взрослых после некоторого периода тренировки письма от руки.

18.jpg
gvictoria/Getty Images Pro

Более того: некоторые из этих исследований выявили пользу для различных когнитивных процессов,у тех, кто упражнялся в так называемом беглом письме. Примечательно, письмо печатных букв давало гораздо более скромные результаты. Конечно, само по себе письмо не делает нас умнее. А вот работа над развитием каллиграфического почерка способна стимулировать мозговую деятельность.

2. Ручка и бумага во многих случаях удобнее компьютера

Записывать необходимую информацию можно даже на обычный смартфон, не говоря уже о том, если у вас под рукой имеется ноутбук и подходящие условия для его использования. Однако попробуйте в течение короткого периода времени набросать с помощью смартфона определенное количество текста!

Можно не сомневаться, что если организовать этакое соревнование между тем, кто будет записывать текст в смартфон, и тем, кто пишет от руки на бумаге, второй закончит писать гораздо раньше и напишет гораздо больше. Кстати, замечали ли, что на различных официальных мероприятиях или просто в процессе интервью многие журналисты делают заметки в обычном блокноте обычной ручкой?

19.jpg
Poike/Getty Images Pro

Да и на собрания в подавляющем большинстве компаний люди ходят с ручкой и блокнотом (или листом бумаги). Ведь из всего потока слов, высказанных вашим начальством, необходимо выделить главные мысли и успеть зафиксировать их, что невозможно сделать быстро ни при помощи смартфона, ни даже при помощи компьютера (да и на собрание его не притащишь).

3. Ручка и бумага не нуждаются в батарейках

Кто-то может посчитать данный довод притянутым за уши, однако давайте говорить серьезно: в жизни есть ситуации, когда поступающую информацию можно зафиксировать только при помощи ручки и бумаги! Ученые-натуралисты, археологи, геологи и многие прочие представители других достойных направлений деятельности всегда имеют под рукой ручку и блокнот для того, чтобы быстро набросать туда свои наблюдения.

Можно, конечно, записывать важные вещи на диктофон (опять же батарейки нужны!), однако затем информацию необходимо «вытащить». А для этого ее надо… перенести на бумагу или внести в компьютер, потому как с информацией в письменном виде работать удобнее. Но если у того же геолога или археолога почерк, как у заправского семейного врача, тогда времени на расшифровку записей уйдет немало.

4. Написанное от руки сообщение выглядит более индивидуальным

20.jpg
librakv/Getty Images Pro

Почерк позволяет увидеть индивидуальность человека. Для этого совершенно не обязательно быть графологом – достаточно иметь за плечами хоть какое-то образование и жизненный опыт. И если вы хотите произвести на кого-то впечатление, отправив кому-либо личное приглашение или предложение о сотрудничестве, грамотный текст, написанный от руки (грамотный и близкий к каллиграфическому) расположит этого человека к вам гораздо быстрее, чем шаблонные печатные буковки.

Более того – письмо от руки позволяет передавать свои эмоции, которые невозможно передать, напечатав текст на компьютере. Согласитесь, приятнее получать те же поздравительные открытки от своих родных, подписанные от руки. От таких открыток веет естественной душевной теплотой. Да что там говорить – если понадобится вручить записку предмету ваших воздыханий со словами «Я люблю тебя!», вряд ли вы выберите компьютер для написания этой записки!

В конце концов, каллиграфический текст выглядит красивее печатного. Возможно, и этот довод покажется вам малоубедительным, однако попробуйте сравнить два текста: один, написанный печатными буквами, а второй – курсивом. По-любому курсив выглядит более приятно и эстетично.

5. Умение красиво писать от руки позволяет лучше понимать рукописные тексты других людей

21.jpg
Miguel A. Padrinan/Pexels

И это абсолютно логично! Многие историки, работающие с архивными документами, вынуждены буквально продираться сквозь дебри чужих почерков людей, которые давно канули в лету. А ведь далеко не все из этих людей обладали тем самым каллиграфическим почерком! Умение же писать красиво и разборчиво, как результат многолетней работы над собой, позволяет разбираться лучше в чужих каракулях.

Читайте также: Тест: Узнай свое здоровье по почерку

А попробуйте предложить какую-нибудь более-менее старинную рукопись человеку, который, образно говоря, кроме букв шрифта Time New Roman ни с какими другими вариантами написания и не сталкивался никогда! Никаких нервов такой персоне не хватит, чтобы понять, что там писали наши деды и прадеды. Кстати, о нервах: если вы много пишете от руки и делаете это с удовольствием и красиво, ваши нервы почти наверняка будут значительно крепче нервов того человека, который все пишет строго на компьютере.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нажал открывать всегда как исправить windows 10
  • Как составить открытку на немецком языке
  • Как составить договор на неотделимые улучшения при продаже
  • Как найти абонента по телефону через геолокацию
  • Как найти настоящего человека паука