Часть с как найти проблемы в тексте

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.

Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.

При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.

Как найти проблему в тексте?

Содержание статьи

  • 1 Как определить проблему текста?
    • 1.1 Первый способ определения проблемы текста
    • 1.2 Второй способ определения проблемы текста
  • 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
    • 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
  • 3 Как найти проблему в художественном тексте
    • 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
  • 4 Лайфхаки для определения проблем текста
    • 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
    • 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
    • 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
    • 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
  • 5 Заключение

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.
  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.
  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Заключение

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»

Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.

Методы определения проблемы сочинения ЕГЭ

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.

Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.

Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.

Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.

Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.

Алгоритм определения проблемы в сочинении

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.

  1. Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
  2. От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
  3. Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.

Как определить, какая проблема в сочинении ЕГЭ

Что нужно избегать при формулировке проблемы

Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.

Итак, в сочинении следует избегать:

  • общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
  • лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
  • определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
  • формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).

Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.

Ободеева Людмила  Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Студенокская СОШ» Рыльского района

ГОТОВИМСЯ
К ЕГЭ (ЧАСТЬ С).   КАК ОПРЕДЕЛИТЬ  ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА.

   Задание
части С – это задание с развернутым ответом, и оно представляет собой сочинение
на основе прочитанного текста. Чтобы успешно выполнить эту часть ЕГЭ,
необходимо очень внимательно прочитать текст, определить проблему, поднимаемую
в этом тексте, обозначить  авторскую позицию. Конечным итогом подготовительной
работы будет написание сочинения по указанному материалу.

  К
такому сочинению предъявляются следующие требования:

-понимание
содержания первичного текста ( проблематика, авторские аргументы);

-понимание
позиции автора или рассказчика;

-личностная
позиция учащегося ( согласие или несогласие с автором);

-аргументы
из произведений художественной литературы, подтверждающие мнение учащегося;

-соответствие
сочинения требованиям, предъявляемым к коммуникативным качествам речи:
сочинение должно быть стройным композиционно, речь – правильной и связной.

РАБОТА
НАД ПРОБЛЕМОЙ ТЕКСТА.

 
Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявить и
сформулировать проблему – важный и ответственный этап работы над сочинением,
потому что по всем остальным критериям учащийся будет работать только с этой
проблемой: именно ее необходимо будет прокомментировать, выразить отношение
автора к этой проблеме, высказать свое  мнение о позиции автора и
аргументировать свою точку зрения.

Как
выявит проблему? Для этого необходимо помнить, что за конкретными поступками
героев, фактами биографии разных людей, историческими событиями и многими
другими сведениями необходимо увидеть общий вопрос , рассматриваемый автором.
Например, в одном тексте рассказывается о загрязнении малых рек, в другом – о сокращении
популяции какого-либо вида животных, в третьем – о быстром таянии ледников. Все
эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой   – неразумного
вмешательства человека в жизнь природы. В более широком  смысле это ПРОБЛЕМА
ЭКОЛОГИИ.

В самом
общем виде можно выделить следующие типы проблем:

-ФИЛОСОФСКИЕ;

-СОЦИАЛЬНЫЕ;

ПОЛИТИЧЕСКИЕ;

-НРАВСТВЕННЫЕ;

 -ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ;

-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ.

 
Для каждого типа проблем свойственны свои вопросы. Например, нравственные
проблемы затрагивают духовную жизнь человека, взаимоотношения людей друг с
другом (духовность и бездуховность, дружба и предательство, конфликт поколений
(отцы и дети), доброта и жестокость  и т.д.).

 
Философские проблемы затрагивают самые общие вопросы развития общества,
природы, человека ( в чем заключается смысл жизни, познание и самопознание,
свобода и ответственность, человек и история).

 
Эстетические проблемы это то, как человек  воспринимает прекрасное и здесь
можно говорить о роли книги в жизни человека, о массовой культуре, Интернете и
телевидении, о воспитании эстетического вкуса и т.д.

 
Чтобы выявить проблему необходимо:

1.    
Проанализировать
поступки, отношения, речь героев.

2.    
Определить,
какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в
поступках , отношениях.

3.    
Определить,
какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие
качества (совесть, благородство, честь, равнодушие, эгоизм).

4.    
Сформулировать
проблему, используя выделенные ключевые слова.

Необходимо 
помнить о том, что в тексте может быть НЕСКОЛЬКО проблем, но на экзамене
предлагается сформулировать ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ текста.

 
Учащийся может сформулировать проблему своими словами, возможно цитирование
автора ,также допускается указание номера предложения из текста.

Задание
1.

Определите,
к какому типу относятся указанные проблемы.

1.    
В чем
опасность проявления равнодушия?

2.    
В чем
смысл человеческой жизни?

3.    
Можно ли
избежать техногенной катастрофы?

4.    
Что
значит быть воспитанным?

5.    
Каковы
основные качества интеллигентного человека?

Задание
2.

Прочитайте
текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек
выделяется как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял
себя как мыслящее, творческое существо. Познание доставляло подлинное
удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может
быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И
потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,
создает. Он творец, он создатель, он бог.  Человечество было сформировано не
императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет,
кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники,
радиоволны.

                                                                      
                       (Д.Гранин)

1.
Что такое гармония?

2.Какова
роль познания в процессе развития человека и человечества?

3. 
Каковы границы познания окружающего мира?

4. 
Каковы перспективы технического прогресса?

Задание
3.

Прочитайте
текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У
человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом
прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше
страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как
они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются
потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

                                                                                      
    (В. Солоухин)

1.Какова
роль детства в жизни человека?

2. 
Почему все, что связано с детством, представляется интересным?

3. 
Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4. 
Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

Задание
4.

Прочитайте
текст. Сформулируйте проблему текста.

Для
выполнения данного задания предлагается тест И.С. Тургенева «Русский язык».

Начиная
письменную работу, руководствуйтесь типовыми конструкциями для формулировки
проблемы. Примеры типовых  конструкций.

Проблема
(какая?) – сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая,
нерешенная и т.д.

Проблема
(чего?)  — воспитания, образования, героизма, смысла жизни, отцов и детей,
формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на
человека и т.д.

Типовые
конструкции

Автор
размышляет над проблемой…

Автор
текста затрагивает проблему…

Предложенный
для анализа текст ( указать автора) посвящен проблеме…

Текст
(указать автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

Как
(зачем, почему)? Именно эта проблема привлекает внимание автора.

В
тексте (указать автора ) поднимается проблема…

Источники
информации:

1.    
Л.Н.Федосеева,
Русский язык. Комплексная подготовка. Айрис Пресс, Москва, 2010

2.    
Н.А.Сенина,
А.Г.Нарушевич, Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Легион-М, Ростов — на – Дону, 2010

3.    
И.П.
Цыбулько, В.Н.Александров и др. Федеральный институт педагогических измерений.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым
ответом. Русский язык. Москва,
2007                                                                 

smileyenlightenedМетодика работы над сочинением

  1. Внимательно прочитайте предложенный вам текст.
  2. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую в тексте и авторскую позицию.
  3. Сформулируйте и запишите эту проблему.
  4. Сформулируйте позицию автора (запишите предложением)
  5. Подумайте, согласны ли вы с мнением автора. Может быть,  его взгляд на проблему для вас неприемлем.
  6. Вспомните художественные произведения, жизненные ситуации, которые помогут доказать вам свою точку зрения, запишите их.
  7. Сформулируйте введение (начало) вашего сочинения. Наиболее выигрышным является аналитическое введение: оно заявляет о вас как о личности мысляшей.
  8. Составьте подробный план своего высказывания.
  9. Напишите сочинение.
  10. Не забудьте проверить грамотность и логичность своей работы.
  11. Теперь переписывайте!!!!

Методические рекомендацииyes

Ваше сочинение-рассуждение может быть построено по схме: ВСТУПЛЕНИЕ — ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Во вступлении (лучше использовать аналитическое) после 2-3-х предложений формулируем проблему текста. В основной части комментируем позицию автора, выражаем свое аргументированное мнениие. Заключение представляет собой  итог всех размышлений, может содержать риторический вопрос.

Логика построения текста сочинения соответствует последовательности критериев оценивания части С ( они приводятся во всех сборниках контрольно-измерительных материалов)

В сочинении очень хорошо будет ипотребление таких слов: проблема (вопрос, задача (в скобках привожу синонимы, чтобы Вам избегать повторов)), комментарии (интерпретация, объяснение, пояснение, толкование), позиция автора (авторское мнение, взгляд на проблему, точка зрения), арнументация(доказательства, примеры, подтверждения, доводы).

Проблема

Тексты, как правило, многоплановы — в них затрагивается несколько волнующих автора или смежных проблем. Вы работаете только с одной проблемой, которую вычленили из текста.

В формулировании проблемы вам помогут ключевые слова и предложения, котоые вы можете подчеркнуть в тексте. Проблему можно сформулировать своими словами, процитировать автора, указать номер предложения, в котором сформулирована проблема.

Проблемы бывают:

  • политичекие
  • философские
  • этические (морально-этические, морально-нравственные)
  • социальные
  • зкологические
  • культурные

Комментарий к пробле

Комментарий не сводится к пересказу авторского текста.  Это расшифровка авторских мыслей. Комментарий свидетельствует, насколько глубоко вы поняли авторский текст.

Позиция автора

Охарактеризовать позицию автора — значит понять , как он отвечает на заявленный им в тексте вопрос. Позици автора может быть выражена прямо или косвенно ( отдельные слова и реплики, настроение автора).

Аргументы

Первым делом необходимо выразить свое мнение по отношению к позиции автора   ( согласиться или выразить противоположную точку зрения), а затем уже приводить аргументы в доказательство своей позиции.

Вы должны привести не менее двух аргументов (если более, то они не учитываются при проверке работы). Итак, вы приводите два аргумента:

  • два аргумента из произведений художественной литературы ( не путайте при этом имена авторов и героев, названия текстов);
  • один аргумент из произведений литературы (можно использовать публицистические тексты, художественные фильмы), другой — на основе своего жизненного опыта.
  • два аргумента, основанные на вашем жизненном опыте.

Не стоит забывать и о   абзацном членении текта (красные строки).

Абзацы должны совпадать с композиционным строением текста. Переходы между частями должны быть логичными, страйтесь использовать различные средства связи. ( см. таблицу).

В сочинении  недопустимы диалектизмы, просторечьные слова, жаргонная и бранная лексика. Текст вашей работы не должен содержать резких выпадов, угорз или намешек в чей-либо адрес. Один из критериев оценки- соблюдение этических норм (1 балл).

Объем сочинения не должен быть менее 150 слов! Конечно, ловить вас на плюс-минус 10 слов никто не будет. Но, если вы не выдерживаете заявленого объема, то по некоторым критериям вы получаете меньшее  количество баллов (орфография, пунктуация, речевое и грамматическое оформление высказывания) при условии, что вы не допустили ошибок( или их количество минимально).  Работа объемом менее 70 слов оценивается 0 баллов. Работа, написанная не на основе предложенного текста, оценивается 0 баллов.

Желаю вам удачи на экзаменах!

Сочинение

Вот несколько заготовок, которые возможно использовать в своей работе:

        Основная проблема, заявленная в тексте, — это проблема…. Автор затрагивает проблему….., предлагает поразмышлять о….. Проблема, поднятая автором, заключается в том, что… Это проблема является сегодня особенно актуальной…. Проблема, заявленная в тексте, является очень серьезной… Проблема, которую ставит автор, на мой взгляд, очень актуальна (серьезна)…  Автор (заменяем на фамилию) считает, что….  Автору удается привлечь внимание к проблемам, касающимся каждого… Из размышлений автора следует, что он не сторонний  наблюдатель, а человек с активной жизненной позицией, глубоко знающий человеческие души…. Поднятая автором проблема заставляет читателя задуматься над…..,  поразмышлять о….,  остановиться и подумать…., лучше понять себя и окружающих….

        Позиция автора заключается в том, что…  Автор считает, что… Авторская позиция такова:…. Позиция автора предельно ясна…. Авторская позиция раскрывается в ……., раскрывается через….( используем материал конкретного текста)… Позиция автора вызывает восхищение и уважение….. Раскрывая проблемы, автор говорит….. (приводим цитаты из текста) …. (Фамилия автора) приглашает нас к разговору о непростых проблемах нашей жизни, ставит перед нами цель — найти ответы на наиболее важные жизненные вопросы…

        Я согласен с мнением автора…. Я тоже считаю, что…. Я разделяю позицию автора…. Мне понятны и близки его мысли….   я уважаю позицию автора, но хочу высказать свое мнение по данному вопросу…. Моя точка зрения иная….. Мое мнение  на данную проблему несколько другое… Я принципиально не согласен с мнением автора…… Мне кажется, что….. Так, например, …… Известны случаи….. Хочется вспомнить…… В качестве примера могу привести (хочу привести)…..     Обратимся к……  Я подумал о том, что…

Анализ исходного текста

(ЕГЭ по русскому языку часть С)

и создание сочинения. Теория

  • анализ исходного текста
  • аргументация текста
  • ЕГЭ часть С
  • русский язык

Теория. Работа над содержанием сочинения.

(первая часть из цикла статей, вторую часть цикла вы найдете здесь: «

Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика«)

Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на ЕГЭ по русскому языку в части С текст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся несколько проблем, а не одна. Выпускник имеет право выбрать любую из поставленных проблем, но определять позицию автора, комментировать, высказывать свою позицию он обязан по выбранной им проблеме. Поэтому целесообразно найти основную проблему текста и работать именно с ней, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало всем критериям проверки и оценки ЕГЭ по русскому языку части С.

1.       Определение проблемы текста.

Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте — это вопрос возмущённого автора: почему это так?

Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

  • начало текста,
  • начало основной части,
  • конец основной части или абсолютный конец текста.

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

  • проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,
  • проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
  • проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

2.       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Ещё раз нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:

  • оценочной и специальной лексики,
  • эмоционального тона текста,
  • художественных средств,
  • композиции произведения и т.д.

Также автор может рассказать о истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны с сформулированной выпускником проблемой.

3.       Отражение позиции (основной мысли, идеи) автора текста.

Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора — это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.

4.       Формулировка своей позиции по проблеме исходного текста.

Не будет лишним повторить, что свою позицию выпускник формулирует по проблеме, уже выбранной им из текста и прокомментированной. По той самой проблеме, решение которой уже предложено автором текста, и это решение выпускник сформулировал как позицию автора. Выпускник должен не просто обозначить своё согласие или несогласие с мнением автора, а четко, тезисно выразить своё отношение к проблеме и авторской позиции.

5.       Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Это самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку в части С, за него ставится 3 балла. Здесь выпускник может продемонстрировать свой уровень общего развития и степень зрелости личности. Выпускнику желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и понимать аргументы в исходном тексте, давать им оценку с точки зрения силы/слабости и, самое главное, самому уметь подбирать аргументацию разных типов к своим рассуждениям. Можно выделить несколько типов аргументов.

  • Естественные. Называются конкретные факты, или цифры, или свидетельства.
  • Логические. В сочинении должен быть четко сформулирован тезис, к нему приводятся логические доказательства (аргументы), приведение аргументов завершается объяснением, почему они подходят к этому тезису. Вводятся логические аргументы в текст с помощью слов — предположим, допустим, следовательно, очевидно и т. д.
  • Эмоциональные. Приводимые факты рассчитаны на приятные или неприятные ассоциации, при этом признаки других типов доказательств отсутствуют.
  • Этические. Приводимые факты рассчитаны на положительную или отрицательную оценку с точки зрения ценностей, традиций, принятых в обществе.
  • Ссылка на авторитеты. Приводится ссылка на известного в данной области человека, специалиста, или очевидца, участника событий, или типичного представителя некоего политического, религиозного или другого типа сообщества.

Нужно помнить о том, что целесообразно подбирать аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Такие аргументы относятся к сильным. Чтобы получить максимальное количество баллов, один из приведённых аргументов обязательно должен быть из художественной, публицистической или научной литературы. Но если художественное произведение, из которого берётся пример в качестве аргумента, прочитано только в кратком изложении, вряд ли оно понято, не стоит рисковать и пользоваться им для аргументации собственного мнения.

6.       Выстраивание композиции.

Созданные выпускником части текста должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связи, существующих в русском языке: повторов, синонимов, местоимений, вводных слов и выражений и т.д. Пишущий сочинение постоянно должен обращаться к сформулированной им проблеме текста, соотносить с ней комментарии, затем позицию автора, свою позицию, и наконец, аргументы. Когда работа готова, следует проверить эту связь ещё раз.

В завершении работы следует подумать о подборе зачина (вводной части, вступления) и концовки (заключения).

Теперь можно проверить речевое оформление.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить клавиатуру на ноутбуке asus
  • Как найти кто продвинет сайт
  • Как найти игру которые в играх майнкрафт
  • Как найти площадь заштрихованной поверхности круга
  • Как найти второй наушник ксиаоми