Частота вращения ротора асинхронного двигателя
n2
=n1(1
— s)
= (f160/
p)(l
—
s).
(15.2)
Из
этого выражения следует, что частоту
вращения ротора асинхронного двигателя
можно регулировать изменением какой —
либо из трех величин: скольжения s,
частоты
тока в обмотке статора f1
или числа полюсов в обмотке статора 2р.
Регулирование
частоты вращения изменением скольжения
s
возможно
тремя способами: изменением подводимого
к обмотке статора напряжения, нарушением
симметрии этого напряжения и изменением
активного сопротивления обмотки ротора.
Регулировка
частоты вращения изменением скольжения
происходит только в нагруженном
двигателе. В режиме холостого хода
скольжение, а следовательно, и частота
вращения остаются практически неизменными.
Регулирование
частоты вращения изменением подводимого
напряжения. Возможность
этого способа регулирования подтверждается
графиками М = f(s),
построенными для разных значений U1
(см. рис. 13.5). При неизменной нагрузке на
валу двигателя увеличение подводимого
к двигателю напряжения вызывает рост
частоты вращения. Однако диапазон
регулирования частоты вращения
получается небольшим, что объясняется
узкой зоной устойчивой работы двигателя,
ограниченным значением критического
скольжения и недопустимостью значительного
превышения номинального значения
напряжения. Последнее объясняется тем,
что с превышением номинального напряжения
возникает опасность чрезмерного
перегрева двигателя, вызванного резким
увеличением электрических и магнитных
потерь. В то же время с уменьшением
напряжения U1
двигатель
утрачивает перегрузочную способность,
которая, как известно, пропорциональна
квадрату напряжения сети (см. § 13.2).
Подводимое
к двигателю напряжение изменяют либо
регулировочным автотрансформатором,
либо реакторами, включаемыми в разрыв
линейных проводов.
Узкий
диапазон регулирования и неэкономичность
(необходимость в дополнительных
устройствах) ограничивают область
применения этого способа регулирования
частоты вращения.
Регулирование
частоты вращения нарушением симметрии
подводимого напряжения. При
нарушении симметрии подводимой к
двигателю трехфазной системы напряжения
вращающееся поле статора становится
эллиптическим (см. § 9.4). При этом поле
приобретает обратную составляющую
(встречное поле), которая создает момент
Мобр,
направленный встречно вращающему
моменту Мпр.
В итоге результирующий электромагнитный
момент двигателя уменьшается (М = Мпр
— Мобр).
Механические
характеристики двигателя при этом
способе регулирования располагаются
в зоне между характеристикой при
симметричном напряжении (рис. 15.10, а,
кривая 1) и характеристикой при однофазном
питании двигателя (кривая 2) — пределом
несимметрии трехфазного
напряжения.
Для
регулировки несимметрии подводимого
напряжения можно в цепь одной из фаз
включить однофазный регулировочный
автотрансформатор (AT)
(рис. 15.10, б). При уменьшении напряжения
па выходе AT
несимметрия увеличивается и частота
вращения ротора уменьшается. Недостатками
этого способа регулирования являются
узкая зона
Рис.
15.10. Механические характеристики (а) и
схема включения (б) асинхронного двигателя
при регулировании частоты вращения
изменением симметрии трехфазной
системы
регулирования
и уменьшение КПД двигателя по мере
увеличения несимметрии напряжения.
Обычно этот способ регулирования частоты
вращения применяют лишь в двигателях
малой мощности.
Регулирование
частоты вращения изменением активного
сопротивления в цепи ротора. Этот
способ регулирования частоты вращения
возможен лишь в двигателях с фазным
ротором. Механические характеристики
асинхронного двигателя, построенные
для различных значений активного
сопротивления цепи ротора (см. рис.
13.6), показывают, что с увеличением
активного сопротивления ротора
возрастает скольжение, соответствующее
заданному нагрузочному моменту.
Частота вращения двигателя при этом
уменьшается. Зависимость скольжения
(частоты вращения) от активного
сопротивления цепи ротора выражается
формулой, полученной преобразованием
(13.13):
s
= m1I/22
r‘2/
(ω1
М).
(15.3)
Практически
изменение активного сопротивления цепи
ротора достигается включением в цепь
ротора регулировочного реостата (РР),
подобного пусковому реостату (ПР) (см.
рис. 15.2), но рассчитанного на длительный
режим работы. Электрические потери в
роторе пропорциональны скольжению (Рэ2
= sPэм),
поэтому уменьшение частоты вращения
(увеличение скольжения) сопровождается
ростом электрических потерь в цепи
ротора и снижением КПД двигателя. Так,
если при неизменном нагрузочном моменте
на валу двигателя увеличить скольжение
от 0,02 до 0,5, что соответствует уменьшению
частоты вращения примерно вдвое, то
потери в цепи ротора составят почти
половину электромагнитной мощности
двигателя. Это свидетельствует о
неэкономичности рассматриваемого
способа регулирования. К тому же
необходимо иметь в виду, что рост потерь
в роторе сопровождается ухудшением
условий вентиляции из-за снижения
частоты вращения, что приводит к перегреву
двигателя (см. § 31.1).
Рассматриваемый
способ регулирования имеет еще и тот
недостаток, что участок механической
характеристики, соответствующий
устойчивой работе двигателя, при
введении в цепь ротора добавочного
сопротивления становится более
пологим и колебания нагрузочного
момента на валу двигателя сопровождаются
значительными изменениями частоты
вращения ротора. Это иллюстрирует
рис. 15.11, на котором видно, что если
нагрузочный момент двигателя изменится
на ΔМст
= М/ст
– М//ст,
то изменение частоты
вращения при выведенном регулировочном
реостате ( rд‘
= 0 ) составит Δn2I,
а при введенном реостате — Δn2II.
Рис.
15.11. Влияние сопротивления цепи ротора
на
колебания
частоты вращения при изменении нагрузки
В
последнем случае изменение частоты
вращения значительно больше.
Но
несмотря на указанные недостатки,
рассмотренный способ регулирования
частоты вращения широко применяется в
асинхронных двигателях с фазным ротором.
В зависимости от конструкции
регулировочного реостата этот способ
регулирования частоты вращения может
быть плавным (при плавном изменении
сопротивления РР) или ступенчатым (при
ступенчатом изменении сопротивления
РР).
Способ
обеспечивает регулирование частоты
вращения в широком диапазоне, но
только вниз от синхронной частоты
вращения. Вместе с тем он обеспечивает
двигателю улучшенные пусковые
свойства (см. § 15.1).
Регулирование
частоты вращения изменением частоты
тока в статоре. Этот
способ регулирования (частотное
регулирование) основан на изменении
синхронной частоты вращения n1
= f1
60/ р
.
Для
осуществления этого способа регулирования
необходим источник питания двигателя
переменным током с регулируемой частотой.
В качестве таких источников могут
применяться электромашинные, ионные
или полупроводниковые преобразователи
частоты (ПЧ). Чтобы регулировать частоту
вращения, достаточно изменить частоту
тока f1.
Но с изменением частоты f1
= ω1p/
(2π) будет изменяться и максимальный
момент [см. (13.18)]. Поэтому для сохранения
неизменными перегрузочной способности,
коэффициента мощности и КПД двигателя
на требуемом уровне необходимо
одновременно с изменением частоты
f1
изменять и напряжение питания U1.
Характер одновременного изменения f1
и U1
зависит от закона изменения момента
нагрузки и определяется уравнением
U/1
/U1
= (f1
//f1)
(15.4)
где
U1
и М — напряжение и момент при частоте
f1
; U’1
и М’ -напряжение и момент при частоте f
‘1.
Если
частота вращения двигателя регулируется
при условии постоянства момента нагрузки
( М = М’ = const),
то подводимое к двигателю напряжение
необходимо изменять пропорционально
изменению частоты тока:
U‘1
= U1
f
‘1/f1
(15.5)
При
этом мощность двигателя увеличивается
пропорционально нарастанию частоты
вращения. Если же регулирование
производится при условии постоянства
мощности двигателя ( Рэм
= Мω1
= const),
то подводимое напряжение следует
изменять в соответствии с законом
U‘1
= U1.
(15.6)
Частотное
регулирование двигателей позволяет
плавно изменять частоту вращения в
широком диапазоне (до 12:1). Однако источники
питания с регулируемой частотой тока
удорожают установку. Поэтому частотное
регулирование до последнего времени
применялось в основном для одновременного
регулирования группы двигателей,
работающих в одинаковых условиях
(например, рольганговых двигателей).
Но благодаря развитию силовой
полупроводниковой техники в последние
годы созданы устройства частотного
регулирования, технико-экономические
показатели которых оправдывают их
индивидуальное применение для
регулирования частоты вращения
одиночных двигателей.
Использование
асинхронных двигателей, укомплектованных
такими устройствами для частотного
регулирования, наиболее целесообразно
в пожаро- и взрывоопасных средах
(химическая и нефтеперерабатывающая
промышленность), где применение
коллекторных двигателей (см. гл. 29)
недопустимо.
Регулирование
частоты вращения изменением числа
полюсов обмотки статора. Этот
способ регулирования частоты вращения
дает ступенчатую регулировку. Так, при
f1
=50 Гц и р = 1÷5 пар полюсов можно получить
следующие синхронные частоты вращения:
3000, 1500, 1000, 750, 600 об/мин.
Изменять
число полюсов в обмотке статора можно
либо укладкой
на
статоре двух обмоток с разным числом
полюсов, либо укладкой на статоре одной
обмотки, конструкция которой позволяет
путем переключения катушечных групп
получать различное число полюсов.
Последний способ получил наибольшее
применение.
Принцип преобразования
четырехполюсной обмотки в двухполюсную
(для одной фазы) показан на рис. 15.12: при
последовательном согласном соединении
двух катушек возбуждаемое ими магнитное
поле образует четыре полюса (рис. 15.12,
а); при последовательном
встречном (рис. 15.12, б) или параллельном
соединениях (рис. 15.12, в) — два полюса.
Таким образом, принцип образования
полюсно переключаемой обмотки основан
на том, что
каждая фаза обмотки делится на части
(катушечные группы), изменяя на разное
число
полюсов
схему
соединения которых получают разное
число полюсов.
Рис
15.12. Схемы включения обмотки
статора
Возможны
два режима работы асинхронных двигателей
с полюсно переключаемыми обмотками:
режим
постоянного момента (рис. 15.13, а) — при
переключении двигателя с одной частоты
вращения на другую вращающий момент на
валу двигателя М2
остается неизменным, а мощность Р2
изменяется пропорционально частоте
вращения n2:
Р2
= 0,105 М2
n2
(15.7)
режим
постоянной мощности (рис. 15.13, б) — при
переключении двигателя с одной частоты
вращения на другую мощность P2
остается примерно одинаковой, а момент
на валу M2
изменяется соответственно изменению
частоты вращения n2:
М2
=
9,55 Р2/
n2.
(15.8)
Рис.
15.13. Схемы переключения числа полюсов
и механические характеристики в
режимах постоянного момента (а) и
постоянной скорости (б)
Если
на статоре расположить две полюсно
переключаемые обмотки, то получим
четырехскоростной двигатель. Однако
возможно применение и одной обмотки,
допускающей путем переключения
катушечных групп получение до четырех
вариантов различных чисел полюсов.
Например, асинхронный двигатель типа
4А180М12/8/6/4 имеет на статоре обмотку,
допускающую переключение на 12,8,6,4
полюса.
Регулирование
частоты вращения изменением числа
полюсов на статоре применяют исключительно
в асинхронных двигателях с короткозамкнутым
ротором, так как число полюсов в обмотке
этого ротора всегда равно числу полюсов
статора и для изменения частоты вращения
достаточно изменить число полюсов в
обмотке ротора. В случае же фазного
ротора пришлось бы и на роторе применить
полюсно переключаемую обмотку, что
привело бы к недопустимому усложнению
двигателя.
-
Понятие
о несимметричных режимах. Работа при
несимметричном напряжении
-
И
несимметрия сопротивлений
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
При рассмотрении вопроса о получении переменного тока указывают, что за один оборот ротора индуктированная в проводниках обмотки генератора электродвижущая сила (ЭДС) имела один период. Если ротор генератора делает, например 5 об/сек, то ЭДС будет иметь 5 пер/сек или частота тока генератора будет равна 5 Гц. Следовательно, число оборотов в секунду ротора генератора численно равно частоте тока.
Частота тока f выражается следующим соотношением:
где n – число оборотов ротора в минуту.
Для получения от генератора стандартной частоты тока – 50 Гц ротор должен делать 3000 об/мин, то есть
Однако наши рассуждения были справедливы только для двухполюсного генератора, то есть для машины с одной парой полюсов p.
Если машина четырехполюсная, то есть число пар полюсов равно двум: p = 2 (рисунок 1), то один полный период изменения тока будет иметь место за пол-оборота ротора (1 – 5 положения проводника на чертеже). За второй полуоборот ротора ток будет иметь еще один период. Следовательно, за один оборот ротора четырехполюсной машины ток в проводнике имеет два периода. В шестиполюсной машине (p = 3) ток в проводнике за один оборот ротора будет иметь три периода.
Рисунок 1. Изменение переменного тока в проводнике ротора четырехполюсного генератора
Таким образом, для машин, имеющих p пар полюсов, частота тока при об/сек будет в p раз больше, чем для двухполюсной машины, то есть
Отсюда формула зависимости скорости вращения от частоты и числа пар полюсов будет иметь следующий вид:
Пример 1. Определить частоту переменного тока, получаемого от генератора с восемью полюсами (p = 4), скорость вращения ротора которого n = 750 об/мин. Подставляя в формулу для определения частоты тока значение p и n получим:
Пример 2. Определить скорость вращения ротора двадцатиполюсного генератора (p = 10), если частотомер показал частоту тока f = 25 Гц. Подставляя в формулу для определения числа оборотов ротора n значения p и f, получим:
Пример 3. Скорость вращения ротора асинхронного двигателя, составляет 250 об/мин. Определить число пар полюсов асинхронного двигателя, если частота тока питающей сети равна 50 Гц:
Следовательно, двигатель имеет 24 полюса.
Источник: Кузнецов М. И., «Основы электротехники» — 9-е издание, исправленное — Москва: Высшая школа, 1964 — 560 с.
Главная / Техническая информация / Механические характеристики асинхронного двигателя
Механические характеристики асинхронного двигателя — зависимость частоты вращения ротора от нагрузки (вращающегося момента на валу).
Электромагнитный момент М, развиваемый асинхронным двигателем, можно определять двумя способами: через электромагнитную мощность Рэм и через полную механическую мощность двигателя Р2:
М=Р2‘/ω, (39)
где Р2 —полная механическая мощность, Вт; ω=2πn/60 — механическая угловая скорость вращения ротора, 1/с; n — частота вращения ротора, об/мин.
Скорость ω связана с синхронной ω1 соотношением
Подставляя выражение для ω и Р2‘ по уравнению (36) в уравнение (39), получаем
(40)
Выражение для момента через электромагнитную мощность имеет вид
М=Рэм/ω1,
Значение Рэм находится по уравнению (35), после чего представляем
Таким образом мы получим тождественное выражение для момента. Поскольку независимой величиной является не ток, а приложенное напряжение, то для получения окончательного выражения момента подставим в (40) значение тока I2‘ по уравнению (32):
(41)
где М — момент, Н∙м; ω1 — синхронная скорость, с-1; U1 — напряжение, В; r1, r2‘, x1, x2‘ —сопротивления, Ом; s — скольжение, отн. ед.
Если необходимо иметь значение момента во внесистемных единицах — в килограммах силы-метрах, то полученный по (41) результат следует разделить на 9,81.
При эксплуатации часто необходимо определять момент по известной механической мощности Р2 (кВт) и частоте вращения n (об/мин). В этом случае формула (39) имеет вид, Н/м,
(42)
Отсюда мощность Р2 связана с моментом и частотой вращения соотношением
(43)
где М — момент, Н∙м; n — частота вращения, об/мин.
Если момент выражен в килограммах силы-метрах, то формулы (42), (43) преобразуются к виду
Зависимость между моментом и скольжением (41) при постоянном напряжении U1 и частоте f1 сети называется механической характеристикой. Естественная механическая характеристика асинхронного двигателя приведена на рис. 20. Там же приведена механическая характеристика M=f (n), часто встречающаяся на практике и полученная из характеристики M = φ(s) пересчетом (s=0 соответствует синхронной частоте вращения n1, s =1-n=0 и т. д.).
Рис. 20. Естественная механическая характеристика асинхронного двигателя: a —M=f(s); б – n =f(М); А—генераторный режим; Б — режим двигателя; В — режим электромагнитного тормоза
Используя формулу (41), можно получить достаточно полное представление о механических характеристиках асинхронного двигателя. Обратим прежде всего внимание на то, что механический момент двигателя зависит от трех групп величин: во-первых, это величины, определяемые конструкцией двигателя, к их числу относятся r1 и r’2, x1, х’2; во-вторых, величины, характеризующие напряжение, подводимое к двигателю, — напряжение на его зажимах U и частота питающего напряжения f (так как ω1 = 2πf); наконец, последняя величина, определяющая момент, развиваемый двигателем, зависит от режима его работы — это скольжение s.
Рассмотрим физические явления, обусловливающие такую форму механической характеристики. При частоте вращения ротора, равной синхронной, проводники ротора движутся с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле. Поэтому ЭДС, а следовательно, и ток в роторе равны нулю. Поэтому равен нулю и вращающий момент двигателя. При уменьшении частоты вращения ротора ниже синхронной проводники обмотки ротора начинают пересекать магнитное поле машины, в результате чего в обмотке ротора наводится ЭДС, пропорциональная скольжению ротора [см. формулу (14)]. При малых скольжениях (в пределах от s=0 до s=sкр) ток ротора также изменяется почти пропорционально скольжению. К такому выводу можно прийти, рассматривая уравнение (25) или (32). Так, в уравнении (25) при малых значениях s можно пренебречь составляющей sx2 в знаменателе по сравнению со значением r2, а в (32) можно пренебречь всеми составляющими в знаменателе по сравнению со значением r’2/s.
Таким образом, ток ротора в этом диапазоне скольжений практически определяется величиной ЭДС ротора, деленной на постоянное активное сопротивление r2 [уравнение (25)].
Как видно из рис. 20, механическая характеристика в зоне малых скольжений s<sкр линейна. В этой же области скольжений находится и номинальное скольжение sном=0,01—0,1 (большие значения номинального скольжения относятся к двигателям мощностью до 1 кВт).
По мере увеличения скольжения увеличивается частота токов в роторе и возрастает влияние на характеристику индуктивного сопротивления ротора. Изменение тока, определяемое в зоне малых скольжений в основном активным сопротивлением [см. формулу (25)], замедляется, и при некотором скольжении, называемом критическим sкр, достигается максимальное значение момента. При дальнейшем увеличении скольжения (уменьшении частоты вращения ротора) момент будет уменьшаться.
Критическое скольжение находится по формуле
(44)
где знак плюс соответствует двигательному режиму работы, а минус — генераторному (как следует из рис. 20, генераторный режим соответствует области отрицательных скольжений).
Поскольку для двигателей мощностью более 1 кВт практически всегда r1<<(х1 + х’2), то формулу для критического скольжения можно упростить:
(44а)
Теперь, подставляя значение s=sкр в формулу (41), получим выражение для максимального момента
(45)
Взяв теперь отношение текущего значения момента к максимальному М/Мmax при условии r1≈0, получим
(46)
Формула (46) оказывается весьма удобной, так как позволяет построить механическую характеристику двигателя M=f(s) при известных значениях максимального момента и соответствующего ему критического скольжения. Задавая текущее значение скольжения в диапазоне 0<s≤1, решают уравнение (46) относительно текущего момента М. Можно поступить иначе — строить механическую характеристику в относительных единицах, т. е. получать характеристику M/Mmax=f (s).
Относительный максимальный момент определяет его перегрузочную способность, т. е. способность двигателя кратковременно выдерживать нагрузки, большие номинальной. В электрических машинах перегрузочная способность обозначает kм и определяется как
kм = Mmax/Mном (47)
Важное значение имеет пусковой момент, который можно рассчитывать по общей формуле (41) при подстановке в нее s= 1:
(48)
Относительное значение пускового момента kп определяет способность двигателя разгоняться до рабочей частоты вращения с полной нагрузкой на валу и определяется как
kп = Mп/Mном
В ряде случаев вместо (46) удобнее пользоваться формулой, в которой текущий момент двигателя отнесен не к максимальному, а к номинальному моменту. В этом случае
(49)
где sкр, sном — значения критического и номинального скольжения двигателя; ρ=r1/r’2 (для двигателей серии 4А с высотой оси вращения 56—132 мм пользуются значением ρ≈1,32).
Если пренебречь величиной r1 (т. е. положить ρ=0), то из (49) следует
(50)
Анализ выражения (41) для электромагнитного момента показывает, чт момент зависит от квадрата напряжения сети, что является недостатком асинхронных двигателей. Так, при снижении напряжения на 10 % момент уменьшается на 19%, а при снижении напряжения на 20 % уменьшение момента составляет 36%. На рис. 21 изображены механические характеристики двигателя при номинальном питающем напряжении (естественная характеристика) и при пониженном напряжении.
При уменьшении напряжения, питающего двигатель, который работает под нагрузкой, его вращающий момент снижается. В результате этого происходит снижение частоты вращения двигателя. Частота снижается (и соответственно увеличивается скольжение) до тех пор, пока вращающий момент двигателя не станет равным статическому моменту сопротивления Мс, обусловленному (приводом (соответствующие частоты вращения показаны точками на механических характеристиках рис. 21). При сильном уменьшении напряжения может случиться, что максимальный момент окажется меньше момента сопротивления Мс. В этом случае двигатель опрокидывается, т. е. его частота вращения уменьшается и в конце концов он останавливается. При заторможенном роторе по обмоткам двигателя протекают большие токи, и во избежание аварии сам двигатель должен быть отключен от сети (эти функции выполняет тепловая защита).
Рис. 21. Механические характеристики асинхронного двигателя при различных значениях питающего напряжения
Асинхронный генератор. Частота
Частота асинхронного генератора при холостом ходе и нагрузке
Разница между частотой вращения магнитного поля и ротора в асинхронных генераторах определяется коэффициентом s, называемым скольжением, который выражается соотношением:
s = (n — nr )/n .
Здесь:
n — частота вращения магнитного поля.
nr — частота вращения ротора.
Связь между угловой частотой вращения магнитного поля ω и угловой частотой вращения ротора ωr асинхронной машины можно выразить следующим образом:
ω = ωr /(1 — s) ,
что следует из определения скольжения.
В общем случае угловая частота вращения магнитного поля
ω = 2πn .
Так как частота генерируемых колебаний
f = pn ,
где р — число пар полюсов, то
ω = 2πf /p .
Аналогично угловая частота вращения ротора
ωr = 2πnr или ωr = 2πfr /p ,
где fr = pnr — электрическая частота вращения ротора.
Электрическая угловая частота вращения ротора
ωr p = 2πfr
В режиме автономного асинхронного генератора частота вращения магнитного поля, определяющая частоту генерируемых колебаний, зависит от частоты вращения ротора и от нагрузки, характеризуемой скольжением. Если нагрузка отсутствует, а включенная емкость и частота вращения ротора остаются постоянными, т.е. C = cоnst и ωr = cоnst, то частоту генерируемых колебаний можно выразить через параметры колебательного контура, который образуется собственной индуктивностью статорной обмотки и емкостью конденсатора.
При отмеченных условиях уравнение электрического равновесия, выраженное через мгновенные значения напряжений на синхронном индуктивном сопротивлении XL = ωL и на конденсаторе XC = ωC, принимает вид:
uL + uC = 0 .
После подстановок:
uL = Ldi/dt и di/dt = C d 2u/dt 2
где
i = C duC /dt ,
и преобразований, уравнение примет вид
d 2uC /dt 2 + uC /LC = 0
Примем, что напряжение на конденсаторе изменяется по синусоидальному закону:
uC = UC sinωt ,
тогда
d 2uC /dt 2 = -ω 2UC sinωt ,
С учетом последних соотношений из дифференциального уравнения находим:
ω = 1/√LC ,
откуда
f = 1/2π√LC
Таким образом, частота генерируемых колебаний при холостом ходе автономного асинхронного генератора определяется из условия резонанса емкости конденсатора и собственной индуктивности обмотки статора.
Если принять, что при холостом ходе скольжение s = 0, то получим
ω ≈ ωr
Тогда
f ≈ pnr = fr
Последнее выражение можно представить в виде
fr ≈ 1/2π√LC
Следовательно, при холостом ходе асинхронного самовозбуждающегося генератора параметры колебательного контура автоматически
настраиваются на частоту, равную электрической частоте вращения ротора.
Изменение значения включенной емкости при ωr = cоnst или частоты вращения ротора при С = cоnst не нарушает вышеописанных равенств, если генератор остается в области устойчивой работы. В первом случае мы имеем одну характеристику намагничивания машины, соответствующую данному значению частоты вращения и семейство вольтамперных характеристик возбуждающей емкости, причем каждая из характеристик составляет с положительным направлением оси абсцисс угол
αk = arctg(1/ωCk ) ,
где k = 1, 2, 3 …
Произведение собственных индуктивностей статорной обмотки и емкости конденсаторов остается практически постоянным, т.е.
LkCk = cоnst ,
так как вследствие нелинейности кривой намагничивания происходит соответствующее изменение индуктивности. Так с увеличением емкости ток холостого хода и степень насыщения магнитной цепи возрастают, а индуктивность уменьшается. Значение установившегося напряжения определяется точкой пересечения кривой намагничивания и вольтамперной характеристики конденсаторов.
Во втором случае, т.е. при переходе к новым значениям установившихся частот вращения с емкостью С = cоnst, мы имеем семейство кривых намагничивания и семейство вольтамперных характеристик возбуждающей емкости. Углы наклона последних к положительному направлению оси абсцисс находятся теперь по соотношению
αk = arctg(1/ωC ) ,
Значение установившегося напряжения в каждом случае определяется точкой пересечения кривой намагничивания и вольтампер ной характеристики конденсаторов для данной угловой частоты ωk .
Получим теперь выражение для частоты генерируемых колебаний при нагрузке, полагая, что емкость конденсаторов и частота вращения ротора не изменяются. Выполнив необходимые преобразования из вышеописанных формул, получим:
f = fr /(1 — s ) ,
или
f = pnr /(1 — s ) ,
Заметим, что частота вращения ротора в большинстве случаев выражается в об/мин а не в сек/мин, тогда запишем
f = pnr /60(1 — s ) ,
Частота генерируемых колебаний при постоянной частоте вращения ротора и возрастающей нагрузке несколько уменьшается, так как на устойчивой части механической характеристики асинхронной машины скольжение пропорционально нагрузке.
С другой стороны, уменьшение частоты f при С = cоnst объясняется увеличением собственной индуктивности фазы статора вследствие возрастания коэффициента взаимоиндукции. Последнее вызывается размагничивающим действием тока ротора.
Продолжение следует.
Ещё статьи для ознакомления:
Синхронный и асинхронный генератор. Отличия.
Асинхронный генератор. Характеристики.
Дизель-генераторы.
Замечания и предложения принимаются и приветствуются!