Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью. Рассмотрим, какие бывают подчинительные словосочетания в русском языке. Приведем примеры подчинительных словосочетаний.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
- рисовать картину;
- рисовать красками;
- рисовать быстро.
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
- писать (что?) письмо;
- любоваться (чем?) пейзажем;
- склонный (к чему?) к анализу.
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
- красивый цветок;
- читать книгу;
- девочка читает.
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
- сильный ветер;
- бушует за стеной;
- бушует ночью;
- этой ночью.
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
- согласования;
- управления;
- примыкания.
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
- красное солнце;
- босоногая девчонка;
- зеленое поле;
- осенние дожди;
- твой товарищ;
- вторая ракета;
- до третьих петухов;
- что-то серое;
- на затонувшем корабле;
- среди спеющей пшеницы;
- у древних развалин.
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку;
- открыть дверь;
- слыть чудаком;
- размышлять над проблемой;
- обрадоваться успеху;
- обидеться на шутку;
- подтолкнуть к занятиям спортом;
- предупредить об опасности;
- сомневаться в правильности решения;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева;
- мост через реку;
- альтернатива поездке;
- выбор между семьей и карьерой;
- беспокойство о детях;
- командующий армией;
- тоска по нас.
3. Главным словом является числительное:
- три тополя;
- тринадцать страниц;
- трое друзей;
- шестеро малышей;
- оба ученика.
4. В роли главного слова употребляется наречие:
- правее дома;
- выше крыши;
- слева от постройки;
- наедине с матерью;
- невдалеке от леса.
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Например:
- идти напрямую;
- схватиться врукопашную;
- идти вразвалку;
- наткнуться сослепу;
- ответить сгоряча;
- цвет беж;
- краска индиго;
- юбка плиссе;
- девочка повыше;
- пояс подлиннее;
- желание присесть;
- идти не спеша;
- говорит не переставая;
- её родные;
- его рубашка;
- их дом.
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Тест
Подчинительная связь — это смысловая и интонационная зависимости одной части предложения от другой. Часто словесная конструкция даже не нуждается в дополнительных скрепах, если не считать за таковые факт зависимости одной части предложения от другой.
Мышление и русский язык
Чтобы читателю было понятнее, что такое подчинительная связь, разберем для начала простой случай — словосочетание.
В русском языке слова не соединяются абы как. Они всегда используются для выражения мыслей — своеобразного продукта мышления. Правильные мысли всегда выдержаны в строгости и служат адекватным отражением объективной реальности или собственных чувств.
Но чтобы мысль была не только верной, но и понятной окружающим, всегда следует соблюдать правила русского языка. Иначе человек прослывет неграмотным и останется непонятым другими людьми.
Правила русского языка формируются не наугад. Это результат многих столетий естественного развития, в ходе которого люди научились замечать реально существующие связи между разными элементами окружающего мира, в том числе элементы подчинения или зависимости. В этом разрезе подчинительная связь — просто частный случай всеобщей закономерности, которая была понята и усвоена людьми.
Примеры
Чтобы что-то сделать, необходимо наличие всех элементов, без которых действие невозможно. Например, если художник пишет картину, он использует кисти, краски, холст. Рассмотрим несколько мыслей, которые выражены по всем правилам русского языка:
- Художник пишет картину.
- Художник пишет красками.
- Художник пишет на холсте.
Теперь приглядимся к этим мыслям. Первое и второе слова в этом предложении равнозначны. Это подлежащее и сказуемое — грамматическая основа. Но вот третье слово напрямую зависит от сказуемого. Оно имеет смысл только потому, что существует сказуемое, и лишь уточняет действие художника, показывает процесс написания картины с какой-то определенной стороны.
Это и есть подчинительная связь примеры которой мог только что увидеть читатель. Проще всего понять смысл подчинения в русском языке на примере окружающего мира и повседневных действий, которые совершаются. Всякий раз, когда человек берет чашку, посуда превращается в зависимый от человека предмет. Если постараться выразить действие на русском языке, эта зависимость сохраняется и закрепляется в определенных правилах русской словесности.
Все виды подчинительной связи в русском языке служат отражением объективной реальности подобно тому, как правильно выраженные мысли отражают объективный окружающий мир или субъективный мир человека.
Определение подчинения
Поскольку подчинительная связь это отношение зависимости одного слова от другого, ее можно изучить. Для этого придется разобрать выраженную мысль и определить, что значит каждое слово и к месту ли оно употреблено.
Рассмотрим знакомую мысль: «Художник пишет картину». В этом предложении существует грамматическая основа:
- Художник — подлежащее, выражено существительным.
- Пишет — сказуемое, выражено глаголом.
Определяется грамматическая основа вопросами «кто?» и «что делает?». Теперь определим тип зависимости слова «картину» от «пишет». Последнее слово в предложении отвечает на вопрос «что?».
Любое явление в окружающем нас мире всегда имеет множество сторон. Например, идущий дождь может быть интересен с точки зрения естественного полива растений, с точки зрения возможных неудобств для пешехода или с точки зрения указания на конкретное время года.
Нередко в предложениях используются разные типы подчинительной связи, служащие для указания конкретных рассматриваемых сторон предмета.
Русскому языку знакома сочинительная и подчинительная связь. Если отношения подчинения уже разобраны, то сочинительная связь выходит за рамки рассмотрения в этом материале, представляя собой другую форму соединения слов — равноправную.
Впрочем, читатели, решившие воспользоваться подчинительной связью в собственных произведениях, должны иметь представление о разных типах соединения слов.
Типы подчинения
Чтобы читателю было удобно воспринимать информацию, ниже предлагается специальная таблица.
Тип подчинения |
Примеры подчинения |
Описание формы подчинения |
Согласование |
Доступное жилье. Красивый закат. Интересная книга. |
Форма названа из-за того, что зависимое слово напрямую согласуется с главным в роде, числе и падеже. |
Управление |
Читают книгу. Отдыхал в отеле. |
Зависимое слово приобретает падеж, который требует главное. |
Примыкание |
Читаю про себя. Читаю шепотом. Стрижка полубокс. |
Зависимое слово подчиняется главному по смыслу, но форма при этом может быть другой. |
Указанные выше сведения относятся к подчинительной связи в рамках отдельных словосочетаний. Но русский язык предлагает гораздо более интересные взаимосвязи между словами и даже частями сложного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение напоминает простое с подчинительной связью. Разница лишь в том, что в сложном предложении одна часть зависит от другой. Иногда может использоваться последовательное подчинение. Это такие способы подчинительной связи, при которых одновременно используется подчинение нескольких придаточных частей.
Филологи знают: иногда правильно выраженная мысль требует использовать сложные предложения с большим количеством взаимосвязей между отдельными элементами. Но начинающим писателям рекомендуется выбирать относительно простой тип подчинительной связи. В противном случае можно запутаться в собственном предложении, неграмотно его составить. Вряд ли такой писатель будет популярен у читателя, особенно если тому известен используемый вид подчинительной связи и для него ошибка очевидна.
Подчинительные союзы
Если литератором используются подчинительные связи в сложном предложении, порой необходимо призвать на помощь союзы. Определить, где подчинительный, а где сочинительный союз, бывает непросто. Главное — обращать внимание на смысловое наполнение предложения.
Если подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союза, почти всегда он же служит вопросом от главной к зависимой части.
Приведем пример такого предложения с подчинительной связью:
«Нужно узнать, что творится на палубе корабля»
В этом предложении существует главная часть, которая выражена исключительно грамматической основой и звучит «нужно узнать». Сразу после нее наблюдается подчинительный союз «что», который одновременно задает вопрос зависимой части.
В русском языке не существует правил, согласно которым главная часть должна быть больше по размеру или количеству дополнений с обстоятельствами. Допускается совершенно любой размер. Главное — отношение зависимости. Подчиненная часть предложения всегда зависит от главной, отвечает на какой-то вопрос или дополняет.
Описанная выше форма зависимости называется сложноподчиненным предложением с зависимым изъяснительным.
Но взглянем теперь на другой пример:
«Павел сел в автомобиль и поехал в город, где прошла молодость»
Здесь налицо зависимое определительное предложение, ведь от слова «город» можно задать вопрос «какой?». Тогда получим прямой ответ — «где прошла молодость».
Взглянем на последний пример сложноподчиненных предложений:
«Кошка мяукнула и тут же отошла в сторонку, чтобы ей открыли дверь»
Здесь налицо подчинение к зависимому предложению придаточной цели. Можно задать вопрос «зачем?» от слова «отошла» и тогда получим такой же прямой ответ — «чтобы ей открыли дверь».
Наверняка читатель найдет и свои примеры.
Заключение
Подчинительная связь в русском языке требует изрядного мастерства и умения пользоваться словами. Каждое слово — это только небольшой «кирпичик» для фразы, которой выражаются мысли.
Чтобы окружающие понимали вас, а выраженные мысли соответствовали действительной сути вещей, необходимо очень внимательно изучать правила русского языка, уметь пользоваться этим инструментом. В противном случае неправильно выраженные мысли приведут к непониманию собеседником, и вместо обсуждения реальных задач придется сначала определиться с причинами недопонимания.
Выявлять эти причины, а значит отвлекаться на несущественные мелочи, придется тем чаще, чем менее грамотно человек выражает свои мысли на русском языке.
На чтение 4 мин Просмотров 6.9к. Опубликовано 21.03.2021 Обновлено 26.05.2023
Здравствуйте, дорогие читатели. В данном уроке мы будем разбираться, что такое подчинительная связь в словосочетаниях, какой эта связь бывает, а также рассмотрим трудные случаи её определения. А для начала стоит вспомнить некоторые базовые понятия: что вообще такое словосочетание, какие бывают виды связи.
Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.
Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя
и т. п.
Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи. Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной, но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.
Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.
Например: потолок (какой?) белый
, идти (куда?) на север
, смотреть (как?) пристально
, хочется (что делать?) смотреть
, играть (каким образом?) наблюдая
.
Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.
!!! Важно не путать: бежим (кто?) мы
– предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим
– слова в данном примере связаны равноправно.
Оглавление
- 1 Типы связи у подчинительных словосочетаний
- 1.1 Словосочетания со связью согласования
- 1.2 Словосочетания со связью управления
- 1.3 Словосочетания со связью примыкания
- 2 Сложно-определимые случаи в примерах
Типы связи у подчинительных словосочетаний
Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.
Словосочетания со связью согласования
Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.
Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.
В последнем примере более подходящим был бы вопрос «чья?», но в этом заключается своего рода лайфхак. В подобном словосочетании всегда можно использовать вопросы прилагательного.
Словосочетания со связью управления
Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное, числительное + существительное, два имени существительных между собой или наречие + существительное.
Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.
Ругать (кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего?) страницы.
Словосочетания со связью примыкания
Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.
Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать? и что сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.
В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.
Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.
Сложно-определимые случаи в примерах
Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.
Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.
Приведём несколько примеров сложных случаев.
Первый пример
Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям (примыкание).
На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу (управление).
Второй пример
После как наречие; Увидимся после (примыкание).
После как предлог; Узнаешь после урока (управление).
Третий пример
Вдали как наречие; Виднелся вдали (примыкание).
В дали как существительное; Светился в дали ущелья (управление).
Четвёртый пример
Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую (примыкание).
В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю (согласование).
Пятый пример
Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую (примыкание).
В слепую как прилагательное; В слепую зону (согласование).
Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.
- Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца <согласование>;
- Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна <управление>;
- Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа <управление>;
- Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома <управление>.
Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании. Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.
План урока:
Подчинительная связь: определение и особенности
Согласование как способ подчинительной связи
Управление как способ подчинительной связи
Примыкание как способ подчинительной связи
Подчинительная связь: определение и особенности
Все высказывания имеют основу, базовый центр. Эту роль играет главное слово, которое «собирает» вокруг себя зависимые слова.
Давайте придумаем зависимые слова к слову «трудиться»:
- трудиться усердно;
- трудиться на заводе;
- трудиться по хозяйству;
- трудиться до полуночи;
- трудиться в поте лица.
Вариантов зависимых слов – десятки.
При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:
- идти (куда?) домой;
- рисовать (что?) картину;
- зима (какая?) снежная.
Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.
Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:
Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.
Предлагаю сравнить несколько высказываний:
- Чуткая женщина.
- Бежать в школу.
- Щенок лает.
Первое предложение имеет центр высказывания — «женщина». Это имя существительное, которое называет предмет. От него задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Чуткая». Слова грамматически согласованы, и между ними наблюдается подчинительная связь.
Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.
А вот в третьем примере подчинительной связи нет. Сочетание «щенок лает» — это два равноправных слова, действия и непосредственно само действие. Вместе они выражают законченную мысль, оформленную в короткое предложение.
Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.
Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:
Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.
Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:
- солнце ушло;
- дети продолжали читать.
Разобьем предложение на словосочетания:
- солнце (какое?) майское;
- ушло (когда?) давно;
- ушло (куда?) за горизонт;
- продолжали (что делать?) читать;
- читать (что?) книгу.
Способы образования словосочетаний — разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.
Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.
Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:
Рассмотрим каждый вид детальнее.
Согласование как способ подчинительной связи
Давайте выясним научное определение термина:
В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.
Научимся определять согласование с помощью примеров.
Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:
Чудесный дом стоял на окраине поселка.
У него не было чудесного дома.
Он рос в чудесном доме.
Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование.
Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.
Рассмотрим пример:
Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.
Мы видим согласование имени существительного «врач» с прилагательным «наша» только в числе и падеже. Согласование в роде отсутствует. Такие языковые ситуации являются исключением и применяются к названиям общих профессий.
Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:
Эта архитектор – молодец!
Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:
Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.
Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.
С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.
Рассмотрим таблицу.
Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.
Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.
Управление как способ подчинительной связи
Дадим определение подчинительной связи управление.
Так, форма глагола «гордиться» дает представление, что второстепенный компонент будет стоять в творительном падеже:
- гордиться (кем?) сыном;
- гордиться (чем?) достижениями;
- гордиться (кем?) ими.
Научимся определять управление с помощью примеров.
При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.
Проследим это в предложениях:
Продать квартиру – дело непростое.
Она продала квартиру в прошлом году.
Они продали квартиру и переехали в частный дом.
В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.
Обратите внимание! Зависимое слово «квартиру» во всех высказываниях осталось прежним, своей формы не изменило.
При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.
Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.
Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.
Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.
Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.
Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:
Приведем еще несколько примеров управления:
- Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
- Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
- Букет (чего?) цветов стоял в вазе.
Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.
Примыкание как способ подчинительной связи
Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.
Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.
Проследим примыкание в предложениях.
В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:
Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.
Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.
При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:
Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.
Рассмотрим несколько примеров:
Поговорим после собрания.
Главное слово – глагол, зависимое – имя существительное в предложном падеже.Правильный вопрос от главного слова к зависимому «Когда?», но можно и перефразировать «После чего?». Смысл фразы от этого не изменится. Между словами– управление.
Поговорим после.
От главного слова «поговорим» к зависимому можно задать только один вопрос — «Когда?» В этом случае зависимое слово «после» — явное наречие. Вид связи между словами – примыкание.
Различаем:
- повернуть (куда?) в школу – управление;
- повернуть (куда?) направо – примыкание;
- отправиться (куда?) в сад – управление;
- отправиться (куда?) туда – примыкание;
- сидеть (где?) в салоне автомобиля – управление;
- сидеть (где?) наверху – примыкание.
Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.
Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:
- Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.
Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).
Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:
- Ирина (какая?) несчастная – согласование;
- сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
- смотрела (как?) молча – примыкание;
- смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
- Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.
В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.
- Вернулся (куда?) домой – управление.
- села (когда?) уже – примыкание;
- села (что делать?) ужинать – примыкание.
- Елена зашла в новый супермаркет на центральной площади города.
Грамматическая основа: Елена зашла.
- Зашла (куда?) в супермаркет – управление.
- супермаркет (какой?) новый – согласование;
- супермаркет (где?) на площади – управление;
- на площади (какой?) центральной – согласование;
- площади (чего?) города – управление.
Проверим ваши знания с помощью тестирования.
- Что такое подчинительная связь?
- Подчинительная связь в словосочетаниях
- Подчинительная связь в предложении
Что такое подчинительная связь?
Подчинительная связь — это зависимость одного слова от другого или одного предложения от другого.
Например:
- писать картину, где «писать» — это главное слово, а «картину» — зависимое,
- рисовать карандашами,
- рисовать медленно.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
- писать (что?) картину,
- рисовать (чем?) карандашами,
- рисовать (как?) медленно.
В этих словосочетаниях наблюдается грамматическая зависимость одного слова от другого.
Сравним следующие синтаксические единицы:
- красивое платье,
- двигать шкаф,
- мама готовит.
Функции этих словосочетаний в речи различны. Сочетание «красивое платье» называет предмет более конкретно, чем просто одно слово «платье». Сочетание «двигать шкаф» называет действие (двигать), которое направлено на предмет (шкаф).
Однако, перечисленные словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «мама готовит» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. В сочетании «мама готовит» имеется и подлежащее (мама), и сказуемое (готовит), поэтому данное сочетание является предложением.
Приведем пример:
- За окном этой ночью разбушевался грозный ураган.
Выделим грамматическую основу в этом предложении:
разбушевался (сказуемое) ураган (подлежащее).
Укажем словосочетания в этом предложении:
- грозный ураган;
- разбушевался за окном;
- разбушевался ночью;
- этой ночью.
Подчинительная связь в словосочетаниях
В русском языке существует три вида подчинительной связи:
- согласование;
- управление;
- примыкание.
Согласование — это подчинительная связь, при которой в словосочетании зависимое слово употребляется в такой же форме рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
- яркое солнце;
- сухое поле;
- проливные дожди;
- твой друг;
- что-то серое;
- на затонувшем корабле.
Управление — это подчинительная связь, при которой форма существительного (с предлогом или без) зависит от главного слова.
Приведем примеры, где главным словом является глагол:
- нести рюкзак;
- открыть окно;
- думать над задачей;
- обрадоваться оценке;
- предупредить об урагане.
Приведем примеры, где главным словом является существительное:
- тень дома;
- мост через реку;
- альтернатива операции;
- выбор между домом и карьерой;
- беспокойство о родных;
- тоска по дому.
Приведем примеры, где главным словом является числительное:
- два богатыря;
- тринадцать листов;
- трое напарников;
- семеро друзей.
Приведем примеры, где главным словом является наречие:
- выше неба;
- слева от дома;
- наедине с родителями;
- невдалеке от дома.
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, которое выражено глаголом, именем или наречием.
Например:
- идти вслепую;
- схватиться насмерть;
- крикнуть сгоряча;
- юбка плиссе;
- девочка пониже;
- пояс пошире;
- желание прилечь.
Подчинительная связь в предложении
В сложноподчиненном предложении одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Это и является подчинительной связью в предложении.
Части сложноподчиненного предложения соединены следующими подчинительными союзами:
- что,
- чтобы,
- как,
- как будто,
- пока,
- с тех пор как,
- словно,
- точно,
- только и пр.
или союзными словами:
- кто,
- что,
- какой,
- который,
- сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью:
- Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
- Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
- Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
- Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).