Что такое ребус как правильно его составить

Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр.

Как насчёт разминки для ума? Любите ли вы в свободную минутку погадать кроссворды и покумекать над логическими задачками? Превращать сложное в увлекательное люди стали очень давно, рисуя абракадабры и замысловатые схемы. Головоломки на расшифровку спрятанных слов, или в простонародье – ребусы, — это целое искусство, которое живёт по своим правилам составления и разгадки.

Знаете ли вы, как решать ребусы или зашифрованные загадки для вас – дремучий лес? Оказывается, здесь существуют свои техники и приёмы, позволяющие «включить мозг». Итак, будем знакомы – ребус.

Что такое ребус?

Что такое ребус?

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей») – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.

История возникновения ребусов

История возникновения ребусов

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее — в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. Чтобы разгадать ребус, важно не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга, и это достигается практикой. Есть некоторые негласные правила, по которым составляют ребусы, и разгадывать их легче тоже по тем же правилам.

В первом материале из серии «Ребусы» мы познакомимся с этими правилами, рассмотрим на конкретных примерах все варианты «чтения» ребусов.

О пользе разгадывания ребусов

О пользе разгадывания ребусов

«Мы знаем немало серьёзных людей, — писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…».

К этому можно еще добавить, что расшифровка ребусов оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

Способствуют развитию мышления.

Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Виды ребусов

Виды ребусов

Ребусы можно разделить на несколько категорий:

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки — это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус — это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача — это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы — это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Общие правила решения ребусов:

Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

Ребус читается слева направо, реже сверху вниз;

Названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

Если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

Если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;

Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

Если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

Если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 — опять; 100Г — стог);

Если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

Многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог «Из».

Рассмотрим на конкретных примерах, как при расшифровке ребусов опираться на вышеперечисленные правила.

Ребусы в картинках

Ребусы в картинках

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.

ВОЛ ОКНО = ВОЛОКНО

СЛЕД ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ОКО ЛИЦА = ОКОЛИЦА

Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица — общее название; стриж, ласточка, курица — частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».

Перевёрнутый НОС = СОН

Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв — это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

КОЛБА СА = КОЛБАСА

Х ЛЕВ = ХЛЕВ

Ребусы с запятыми

Ребусы с запятыми

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.

ВОЛК — К = ВОЛ

ГАМАК — ГА = МАК

БАРАБАН — БААН = РАБ

Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.

КОМОД — КО = МОД читаем справа налево = ДОМ

Ребусы с буквами и цифрами

Ребусы с буквами и цифрами

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.

ОРЁЛ = ОСЁЛ

БАБОЧКА БА = БОЧКА

КОРОВА = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».

НЕУЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.

Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.

РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

Буква Р + ОДИН + АРКА (отбрасываем 2 первые буквы) = РОДИНКА

ПОВАР (убираем 3 буквы справа) + цифра ДВА + ЛЕС (без 2-х последних букв) = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.

СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.

МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.

АЛЛИГАТОР = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.

ПАЛАТКА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

ЗАМОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.

Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как «НА» (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как «ПОЛ» (половина).

З делим на К = ЗНАК

Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак «=» между картинками следует читать как «НЕ».

И не Й = ИНЕЙ

Ребусы по типу «буквы в букве», «буквы на или под буквой»

Ребусы по типу «буквы в букве», «буквы на или под буквой»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога «В» перед или между названиями.

В букве О буква З = ВОЗ

Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога «ПЕРЕД» или «ЗА».

За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов «НА»«НАД»«ПОД».

На букве С буква Т = НАСТ

Под буквой С кок = ПОДСКОК

С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Если какая-либо буква сложена из других букв, название читается с прибавлением «ИЗ».

Из букв Б буква А = ИЗБА

Если по какой-либо букве разбросаны другие, то читают с прибавлением «ПО».

По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ

Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.

Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением «У». Аналогично могут использоваться предлоги «С»«ОТ»«К»«ПО», и другие.

Буква Л у буквы К = ЛУК

От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК

Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог «К».

К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ

Если какая-либо фигура или буква в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры (буквы) нужно прибавить соответствующий глагол в 3-м лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит…)

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ, А КОСА НА УЛИЦЕ

В ребусах возможны и другие знаки: ноты, названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» — собачка, «#» — диез, «%» — процент, «&» — амперсанд, «()» — скобки, «~» — тильда, 🙂 — смайлик, «§» — параграф и пр.

Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.

Число ПИ + нота ФА + ГОРА = ПИФАГОР

К ОЛОВО РОТ = КОЛОВОРОТ

Встречается использование общеизвестных иностранных слов, которые необходимо перевести на русский язык.

В букве О ДА = ВОДА

Примеры комбинированных ребусов

Примеры комбинированных ребусов

ЗАТВОР

ПОДКОВА

ВАТРУШКА

Правила составления ребусов

При составлении ребусов нужно учитывать следующие правила:

Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно.

Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком — необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

Расшифровка ребусов – это настолько увлекательное занятие, что оторваться от них тяжело не только юному эрудиту, но и взрослому. Да и совместная игра сближает гораздо лучше, чем просмотр фильма или подготовка домашнего задания.

При подготовке материала была использована информация сайта graycell.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание. Правописание уведомления вебмастера

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и так далее.

Что такое ребус?

Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию).

Ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков (Ожегов С.)

Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус — значит “перевести” всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Требование к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса”.
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: “Отгадай причастие”).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай пословицу”).
  5. Ребус должен составляться слева направо.
  6. При составлении ребусов всегда учитывайте целевую аудиторию.

Как составлять и разгадывать образовательные ребусы

Простые правила:

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;
  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;
  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 – опять; 100Г – стог);
  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Когда можно использовать ребусы в преподавании?

  1. На этапе закрепления материала. При этом обучающиеся не просто воспроизводят знания в том виде , в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
  2. На этапе самостоятельной работы обучающихся. Организация активного самостоятельного поиска, нахождения и использования научной информации.
  3. На этапе переключения и активизации внимания (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Метод ребусов используется:

В обучении чтению дошкольников – Ребус-метод Льва Штернберга, 

В обучении взрослых – ребусы по Анатомии для студентов первого курса обучения в качестве дополнительного средства проверки знаний по отдельным разделам дисциплины “Анатомия и физиология человека” или по Экономике, как этап проектной деятельности студентов.

В обучении школьников – ребусы по литературе, математики и т.д.

Сегодня существуют даже генератор ребусов:

Rebus1

Рис.1. Генератор ребусов

Ответ: Причастие.

Еще ребусы, созданные с помощью генератора:

Ответ: глагол

Ответ: Битва под Москвой

Ответ: Оксюморон

Примеры ребусов по Истории Отечества (автор Р. Китаев).

Ответ: Аврора

Ответ: Китайская стена

Ответ: День Победы

Ответ: Крепостное право

Ответ: Царь Пушка

Ответ: Наполеон

Еще почитать про составление кроссвордов.

Авторы:

  Китаев Руслан Сергеевич – историк, автор учебных пособий и статей по истории.

Ребус — это загадка, головоломка. Ребус сразу не прочтёшь. Для этого требуются сообразительность, фантазия, работа мысли.

Разгадывать ребусы особенно полезно детям. Решая такие задачи, ребёнок не только пополняет словарный запас, но и развивает смекалку, наглядно-образное и логическое мышление. Разгадывание ребусов способствует тренировке внимания, выдержки, терпения, усидчивости.

Содержание

  1. Правила отгадывания ребусов
  2. Как самим составить ребус?
  3. Интересные ребусы для детей
  4. Ребусы с буквами
  5. Ребусы с нотами

Для создания ребусов используются буквы, цифры, различные предметы в виде рисунков, геометрические фигуры и даже ноты. Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать некоторые правила.

Правила отгадывания ребусов

правила разгадывания ребусов

Правила разгадывания ребусов

Правила разгадывания ребусов

Используя эти основные правила отгадывания ребусов, вы вместе со своим ребёнком не только сможете расшифровывать любые ребусы, но и придумывать свои. Такое задание может встретиться ребенку в школе на любом предмете.

Как составить ребусы?

Это совсем несложное, но очень интересное и увлекательное занятие, которое, освоив, можно превратить в развивающую игру. Ведь одно и то же слово можно зашифровать совершенно по-разному! Придумывать каждый раз несколько вариантов — это мощный инструмент для развития мышления и воображения ребёнка.

Например: вы хотите зашифровать слово ЧАЙНИК.

  1. Мысленно разделите слово на части.

В данном случае достаточно разделить слово на две части ЧАЙ и НИК.

2. Смотрите на начало слова.

В каких ещё словах встречается ЧА или ЧАЙ? Это может быть ЧАЙка, ЧАшка или ЧАЙ. Длинные слова брать не стоит, т.к. иначе придётся рисовать много запятых, убирая ненужные буквы. Я бы остановилась на слове ЧАЙКА. Эту птицу легко нарисовать и её все знают.

как составить ребусы

Далее необходимо справа пририсовать к этому рисунку две запятые, т.к. две последние буквы нам не нужны.

как составить ребусы,,

3. Смотрим на вторую часть слова.

В каких словах встречается сочетание букв НИК или близкое к НИК, например, ЛИК, ВИК, РИК и т.д.? Желательно не брать слова, написанные в уменьшительно-ласкательной форме (слоник, столик, клювик и т.д.). Это затрудняет отгадывание ребусов.

Можно взять слово УЧЕБНИК. Но в данном случае придётся ставить четыре запятые слева. Получается не очень красиво. Во-первых, четыре запятые это достаточно много, а во-вторых, у нас рядом будут стоять запятые, относящиеся к первому слову.

Поэтому находим другие варианты. Как правило, они более сложные.

Например, подбираем слово, которое будет читаться с конца. Но для этого, как ранее было сказано в  правилах отгадывания ребусов, картинку нужно перевернуть вверх ногами. Например, слово КИТ. Перевернув изображение, мы получим ТИК, а нам надо НИК. Это легко исправить, заменив одну букву на другую Т=Н.

Т=Н как составить ребусы

4. Объединяем составленные части и получаем единый ребус.

как составить ребусы,,

как составить ребусы

Т=Н

5. Придумываем еще способы зашифровывания данного слова.

6. Выбираем лучший вариант.

Интересные ребусы для детей

Разгадывать и составлять ребусы — очень увлекательное и развивающее занятие, которое я всегда включаю в работу с детьми. А еще у меня есть замечательная книжка. Я ее очень люблю.

Она называется «Ребусландия. Учимся отгадывать головоломки».

В ней вы найдете не только много различных простых и сложных ребусов. В этой книге ребёнок попадёт в сказочную страну Ребусландию и, помогая медвежатам, научится разгадывать головоломки и ребусы. И наряду с этим разовьёт смекалку, мышление, логику, речь.

Разгадывание ребусов также способствует развитию:

  • внимания и усидчивости,
  • выдержки и терпения,
  • настойчивости,
  • повышает работоспособность.

У детей расширяется кругозор, обогащается словарный запас.

Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.

Книга рекомендована для занятий с детьми от 4 лет.

О. Наумова Ребусландия

Вот пара страничек из этой книги.

Ребусы для детей

Ребусы для детей

В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.

Ребусы с буквами

Очень полезно отгадывать ребусы где нет картинок, а встречаются только буквы.

ребусы с буквами

Взято из книги О. Наумова «Игры с буквами»

Ребусы с нотами

О данном виде ребусов более подробно я писала в статье «Музыкальные задания для детей».

О. Наумова Скоро в школу

Множество уникальных интересных заданий, в том числе и ребусов, в книге «Веселые нотки»

Скачать  книгу О. Наумова «Веселые нотки»

музыкальные ребусы для детей

Отгадывание и придумывание ребусов также способствует развитию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, повышает работоспособность. У детей расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

САЙТ НАУМЁНОК

Полезности для дошкольников

+

Помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Как составлять и разгадывать ребусы? Правила и примеры

23 Сентябрь 2016      

      

    

Просмотров:  
5114

2016-09-23_143710Среди различных видов головоломок большой популярностью пользуются ребусы. Разгадыванием, расшифровкой их любят заниматься как взрослые, так и дети. Имеются и любители придумывать, составлять ребусы.

История происхождения

По внешнему виду ребус напоминает древнее письмо. Когда люди ещё не умели ни читать, ни писать, они изображали отдельные слова с помощью рисунков или знаков. Так, например, если нужно было написать слово «человек», то просто рисовали фигуру человека, а если надо было изобразить какое-либо отвлечённое понятие, например «силу», то рисовали то, что это понятие символизирует, скажем — льва. Рисунок трубки говорил о мире, копьё — о войне, натянутый лук — о нападении. С течением времени рисунки, с помощью которых изображались слова, упрощались, заменялись знаками.

Особенно близки к современным ребусам древние египетские письмена, в которых одни знаки обозначали слова, другие — отдельные слоги, третьи — только буквы. По этим рисункам и знакам надо было уметь прочитать содержание письма.

2016-09-23_143522Что означает слово «ребус»?

Ребус в современной его форме— это занимательная задача, в которой отдельные слова, фразы специально зашифровываются с помощью рисунков или условных знаков. Зашифровка производится в соответствии с установленными правилами и приёмами. Их надо знать для решения ребусов, а также для их составления. Кратко изложим некоторые правила и приёмы составления, разгадывания, решения ребусов.

Правила ребусов: как составлять и разгадывать

1. Названия всех предметов, изображённых в ребусе, читаются только в именительном падеже.

2. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь два или больше названий, например: «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п.; или же он может иметь общее и частное названия, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». В процессе расшифровки ребуса нужно выбирать название, подходящее по смыслу. Умение определить и правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.

3. Что значит запятая в ребусе, кавычки? Иногда название предмета не может быть использовано целиком, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка — значит, от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка,— то последнюю. Если стоят две запятые, то, соответственно, отбрасываются две буквы и т. д. «Хвостик» запятой должен быть обращен к рисунку, к которому запятая относится. Кавычки — это те же запятые, только две. Две запятые значат вычеркивание двух букв, в зависимости от того, где они стоят. Перевернутая вверх запятая — знак вычеркивания крайней буквы.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть «омут», нарисован «парус», надо прочесть «пар». Вот как это выглядит в ребусе:

2016-09-23_140626

4. Как разгадывать ребусы с буквами? Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в». Например: «В-о-да» или «В-о-семь»:

2016-09-23_140635

5. Если какая-либо буква состоит из начертаний другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например, «Из-б-а» или «Вн-из-у»:

2016-09-23_140645

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь» или «За-я-ц»:

2016-09-23_140653

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под». Например, «Фо-на-ри» или «Под-у-шка»:

2016-09-23_140701

Фразу «Нашёл Тит подкову и подарил её Насте» можно изобразить так:

2016-09-23_142055

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например, «По-р-т» или «По-я-с»:

2016-09-23_140710

9. Если одна буква лежит у другой или прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к» или «Д-у-б»:

2016-09-23_140720

10. Если у ребуса встречается изображение предмета в перевёрнутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», а читать нужно «ток», нарисован «нос», а читать нужно «сон»:

2016-09-23_140730

11. Что означает стрелка в ребусе? Если в ребусе стрелка указывает налево — слово нужно прочитать задом наперед. Если стрелка нарисована от одной буквы к другой, она указывает на замену букв.

Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: буква «у», далее — стрелка вправо и слово «сок». Все вместе «кусок».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, значит букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачёркнутой буквой стоит другая, значит ею нужно заменить зачёркнутую. Например, «глаз» читаем «газ» или «кость» читаем «гость» :

2016-09-23_140738

12. Что означают цифры в ребусах? Если над рисунком стоят цифры: 4, 2, 3, 1, это значит, вначале читается четвёртая буква названия рисунка, потом вторая, за ней — третья и т. д. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг». Буквы читаются в том порядке, который указан цифрами:

2016-09-23_140746

13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры чадо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.).

14. Такие слоги, как «до», «ре», «ми», «фа» и др., изображаются нотами. Вот, например, слова, записанные нотами: «до-ля», «фа-соль»:

2016-09-23_140756

Так как не все знают ноты, приводим их названия:

2016-09-23_140807

Теперь, когда вы усвоили правила ребусов, как составлять и разгадывать их, попробуйте решить:

Примеры ребусов с ответами:

12016-09-23_142814

2016-09-23_142844

2016-09-23_143022

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСА

Введение

Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» —
«вещь».

Суть ребуса — загадка, сформулированная в виде рисунка
(либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус — значит «перевести» всё, что он
содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Общие положения

Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение
(обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).

Количество отдельных элементов, входящих в ребус
(рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так
далее), не ограничивается.

Для составления ребуса используются особые приёмы,
отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».

Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и
в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.

Количество используемых в одном ребусе приёмов и их
сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно.
Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди
два решения этого ребуса».

Загадываемое слово или предложение не должно содержать
орфографических ошибок.

Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно
быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в
именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в
условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).

Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т.
п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и
глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать
соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).

Ребус должен составляться слева направо.

Основные приёмы составления ребуса

Переворачивание «вверх ногами» рисунка (либо
фотографии), знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и
цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно
читаться задом наперёд.

Применение запятых (также и перевёрнутых запятых)
слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью
картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных
букв. При этом:

количество запятых соответствует количеству удаляемых
букв;

запятые, стоящие слева от картинки, указывают на
удаление начальных букв слова;

запятые, стоящие справа от картинки, указывают на
удаление конечных букв слова.

Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки
служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце
загадываемого слова.

Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею
другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в
загаданном слове.

Проставление математического знака равенства между
двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.

Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой,
тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может
расшифровываться как предлог «к». Например: слово «сок», далее — стрелка,
направленная вправо, и буква «у» — всё это читается так: «кусок».

Помещение над рисунком (или над символом, над
сочетанием букв) горизонтальной стрелки, направленной остриём влево, служит для
указания, что после расшифровки слово или его часть надо прочитать задом
наперёд.

Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так
далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую
букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). При этом:

изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените
порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы
показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ:
«липа»;

употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в
загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать
только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры:
4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы:
четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;

употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в
загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой
пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в
слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра
может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)

Использование горизонтальной черты между размещёнными
друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний
«на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом
загадывается какая-либо фраза.

Использование различного расположения картинок, букв
относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по
другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для
зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из»,
«на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а
также буквы «и», являющейся союзом. Например:

наложение картинок, букв друг на друга, когда они как
бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к
другу, служит для зашифровывания «за», «перед», «на», «под», «сквозь», «у», «к»
и т. п. (например, буквы «ка» «спрятались» за букву «н» — это «казан»);

«разбрасывание» по картинке или по букве каких-либо
одинаковых букв служит для зашифровывания «по» (например, буквы «и» как бы
рассыпаны по букве «н» — это «пони»);

вписывание в картинку или в букву других букв служит
для зашифровывания «в» (например, буквы «сли» вписаны в букву «а» — это
«слива»);

изображение букв, фигур, взявшихся «за руки», служит
для зашифровывания «и», «с» (например, взявшиеся «за руки» буквы «к» и «т» —
это «кит», а «о» и «а» — «оса»);

изображение букв, фигур, убегающих друг от друга,
подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо,
входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее — для зашифровывания «к»,
«от», «из», «на», «в», «по» и т. п.

Использование перечисленных и других аналогичных
приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование
одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти плюс в проводке автомобиля мультиметром
  • Как найти другой телефон со своего телефона
  • Как составить заявление на сверку налогов
  • Как найти периметр квадрата со стороной 6см
  • Как найти ветклинику в симс 4