Что является корнем слова как его найти

Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать

Наименьшая значимая часть слова.

4 681

Что такое корень понятным языком

Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?

Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.

Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:

  1. Окончания: леса, лесу, лесам, лесе.
  2. Суффиксы: лесок, лесной, лесник, лесистый.
  3. Приставки: подлесок.

Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».

Вот эта наименьшая часть – корень.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

  1. Почк – сразу думаете о почке или о почках.
  2. Почт – сразу подумали о почте.
  3. Почв – о почве.

Вот так.

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.

«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?

Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.

Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».

Про Бога

Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».

От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».

Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.

И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».

Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.

Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».

То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».

Однокоренные слова и формы слов – в чем разница

У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:

  1. Формы слова «дом»: дома, дому, домах, доме.
  2. Однокоренные слова: домишко (это уже маленький дом), домище (огромный), домик (опять маленький), домовая [книга] (связанная с домом).

Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.

Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.

А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.

Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.

Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.

Спасибо.

( 7 оценок, среднее 4.57 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Узнаем, что такое корень слова, если подберем слова и вычленим в их составе общую значимую часть, которая объединяет их в одну семью.

Корень слова - это...

Корень — главная морфема

Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:

водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый.

Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

В слове может быть один или два корня

водный — водолазводосбросводохранилище.

Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:

  • гора — гористый — горный — горняк- горняцкий;
  • угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.

В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:

вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.

Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.

Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:

1. корня, суффикса, окончания

  • сельский
  •  домик   
  •  юность   
  • голосок

2. приставки, корня , окончания

  • предобрый
  •  соавтор   
  • побежим

3. приставки, корня, суффикса, окончания

  • заплывать
  •  пришкольный
  •  украшение

4. приставки, корня, суффикса, суффикса

  • подружески
  • набросив
  • уплотнив

и т. д.

Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:

  • -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
  • -у- разуть, обуть, обувь;

Стихотворение про корень слова

Как определить корень в слове?

Как определить корень?

Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:

лес — лесной — лесник — лесничий — лесничество;

Общей частью, имеющей значение «множество деревьев в природе», этого ряда однокоренных слов является морфема лес-, которую назовем корнем.

Рассмотрим другой ряд слов:

трава — травка, травинка, травушка, травяной, затравенеть.

Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 116

Уважаемые читатели, пожалуйста, напишите комментарий к этой статье. Скажите, смог ли я объяснить, в чем корень, были ли полезны мои советы и примеры. Если вам не нравится текст, если его трудно читать — не стесняйтесь критиковать, я исправлю его.

Морфема — значимая часть слова

Русский язык — один из самых богатых языков, и это благодаря морфемам. Мы можем использовать их для образования новых слов и форм. Давайте научимся делать это вместе. В этой статье объясняется, что означают морфемы, какими могут быть морфемы, какие типы морфем существуют, а также приводятся примеры.

О чем эта статья:

  • Автор Алёна Федотова
  • Рубрика 5 класс
  • Дата публикации 30.09.2022
  • Просмотры 8206

Что такое морфемы и морфемика в русском языке

Чтобы понять, что такое морфемы, давайте подробнее рассмотрим слово sill, корен ь-okon- которого указывает на лексическое значение слова. В нашем случае, например, ясно, что это что-то связанное с окнами. Это слово также имеет префикс sub-, который говорит нам о том, что речь идет о чем-то под окном. И, наконец, суффик с-nik-, который обозначает предмет.

Итак, мы проанализировали компоненты слова подоконник и поняли его значение — это предмет, который находится под окном. Поэтому ясно, что каждая часть слова имеет свое собственное значение. Эти значимые части, мельчайшие единицы языка, называются морфемами.

Теперь об определении.

Морфемы — это неделимые и минимально значимые части слов.

Существует даже научная дисциплина, которая ими занимается. Это называется морфологической наукой. Чтобы понять, какие морфемы присутствуют в слове, мы проводим морфемный анализ.

Какие бывают морфемы

Морфемы включают корень, суффикс, суффикс, связующую гласную, префикс и суффикс. Они делятся на две группы: Саженцы и стебли.

Словообразовательные морфемы — это те морфемы, которые используются для образования новых слов.

К этим морфемам относятся словообразовательные суффиксы, суффиксы и префиксы.

Пример №1.

Примеры словообразующих морфем

Морфемы — это те морфемы, которые используются для образования новых форм слов.

К этим морфемам относятся суффиксы, суффиксы и суффиксы.

Пример №2.

Примеры формообразующих морфем

Давайте теперь проанализируем каждый тип морфем отдельно, на примерах.

Корень

Корень является самой важной частью слова и содержит лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — самая важная морфема. Хотя слово не может иметь суффиксов, префиксов или даже окончаний, оно не может существовать без корня. Исключением является слово «take out», которое не имеет этой морфемы. Корень также связывает все однокоренные слова и придает им смысл.

Пример №3.

  • -мороз-/-морож-:МорозМороз,МорозЧтобы,МорозОбморожение,замороженныйзамороженный, дляМорозки
  • -клад-: выСокровищанакопление,СокровищаКаменная кладка, дляСокровищаКаменная кладка, отСокровищаной
  • -мест-:Запчастио, изЗапчастиЧтобы,Запчастиный

Прочитайте следующие слова и отметьте их корни.

Рыбак, еженедельник, похищение, похищение, беспокойство, приятный, левый, помощник, стол, укус, граница.

Окончание

Суффикс — это изменяемая субстантивная часть слова, которая используется для образования форм и соединения слов в предложении и в словосочетаниях.

Он указывает по крайней мере на одну характеристику слова, а именно лицо, число, род или падеж.

Пример 4.

go: gone (fem.), gone (m.), gone o (cf.

Префикс — это существительное, которое предшествует корневому слову или другому префиксу и используется для образования новых слов.

Префикс — это частица, образующая слова. Мы можем использовать его для образования последовательностей слов с одним и тем же корнем и разными значениями.

Пример № 5.

идти: at to go, by to go, under to go, for to go

talk: from talk, under talk, once talk, for talk, y talk.

Прочитайте следующие слова и отметьте префиксы, которые в них встречаются.

Приставка

Прыгайте, уклоняйтесь, подбегайте, бегите, блокируйте, успокаивайте, сигнализируйте, шепчите, молчите, побеждайте, устраняйте.

Позвольте мне сразу же объяснить это на примере. Что означает буква «л»? Ничего. В голове ничего нет. Что означает слово «le»? Ничего. Что означает слово «лес»? Упс! В голове сразу же «вспыхивает» образ — вы сразу же видите высокие сосны, густые стволы деревьев, словом, вы видите лес.

Получается, что «лес» — именно эти три буквы — самая маленькая часть слова, которая что-то значит, то есть она «важна», то есть содержит лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличить», добавив его:

Но «меньшая» часть, соединяющая все слова, по-прежнему будет «лес».

Эта меньшая часть является корнем.

Существует две стратегии. Наиболее популярным является сбор корневых слов. Тот, кто не изменится, будет корнем. Например, вам нужно найти корень слова «подводный». Мы будем искать один и тот же корень: Под водой, вода, вода, вода. Корень — «вода».

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Другая стратегия. Вы должны отделить буквы от корня слова и проверить, не упустили ли вы лексическое значение. Например, вы анализируете слово «почка». И вы путаетесь и задаетесь вопросом: «почка» или «почка». Стоит задуматься, сохранили ли буквы «почка» свое лексическое значение. Нет. Буква после «ch» также включается в корень слова, потому что она полностью меняет смысл. Сравните это:

С помощью этих двух стратегий вы сможете понять 80% слов. Но русский язык сложный, поэтому нужно запомнить еще одну вещь.

Это самый важный принцип. Почему мы имеем корень «лес» в словах «лесник», «кустарник», «лес», «лесничество»? Потому что все они связаны с лесом. И вот еще два примера.

  1. Окончания: леса, лесу, лесам, лесе.
  2. Суффиксы: лесок, лесной, лесник, лесистый.
  3. Приставки: подлесок.

«Богатство». Студент начинает анализировать и думает: «Хм. Какой это корень: богатство или Бог?». Это действительно интересный вопрос. Я даже слышал выражение: «Богатство приходит от слова «Бог», а бедность — от слова «я не в счет». Так как же я могу его вытащить?

Кто такой Бог? Всемогущий. Когда мы произносим это слово, мы представляем себе кого-то, кто находится, скажем, на небесах. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, украшения,

Как найти корень слова

Связь между словами «Бог» и «богатый» нарушена. В современном русском языке они никак не связаны. Именно поэтому мы подчеркиваем корень «богатый», а не «Бог».

То же самое относится и к слову «работа». В прошлом работа была уделом рабов, но сегодня рабства нет. Но есть и работа. Творческие люди могут работать, бизнесмены и политики могут работать. Связь с «рабами» была нарушена. По этой причине мы подчеркиваем корневое слово «работа», а не слово «раб».

  1. Почк – сразу думаете о почке или о почках.
  2. Почт – сразу подумали о почте.
  3. Почв – о почве.

Каждый из них состоит из основной части и префиксов, суффиксов и окончаний. Что является корнем каждого выражения?

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Корень в русском языке — это основной компонент слова, значение и то, что связывает родственные слова в группе. Элементы, имеющие один и тот же корень, называются однородными.

Помогите. На школьных уроках корень традиционно обозначается буквой «ˆ» (поклон) над ним.

Морфема — это наименьшая часть языка, которая имеет значение. Они делятся на два основных типа: Основные и прилагательные. Корень отражает первоначальное значение, поэтому эту часть можно назвать основной морфемой. Более того, хотя слово может существовать без аффиксов, без корня могут быть только союзы и интерполяции.

Это важно: корень не имеет значения во всех случаях. Ярким примером этого являются слова «положить» и «снять», оба из которых имеют корень «y». Значение передается прилагательными, в данном случае приставками «over» и «once».

Стержень — это корень, который связывает родственные слова общим значением.

sel o — sel ok — seleniye.

Они родственны, потому что имеют одно и то же семя «sel». Кроме того, их роднит то, что они выступают в качестве объектов или признаков населенных пунктов, что, в свою очередь, подтверждается объединяющей морфемой.

Слова, имеющие одинаковый корень и не схожие по значению, не являются однокоренными. Например: gor, mountain, burn, burn, имеют один и тот же корень «gor», но разные значения, что не позволяет нам объединить их в одну морфологическую группу.

Иногда слова образуются из нескольких основ и называются полисиллабическими. Обычно они состоят из двух таких частей.

Голубь в глазах, вода в постели, теплая любовь.

Стебли соединяются с помощью соединительных гласных, т.е. букв «о» и «е».

Это делается путем:

Корень — главная часть слова в русском языке

Научившись выделять корень слова, человек понимает, что слова встречаются не по отдельности, а имеют связанные элементы и вместе образуют определенный морфологический порядок. С лексической точки зрения нахождение корня помогает проверить правильность написания. Это помогает понять образование слова

Что такое корень

Отличительные признаки

  • Располагается в центре, что подчеркивает его значимость.
  • Является смысловым ядром.
  • Основной смысл выпадает на эту часть, аффиксы только могут его модифицировать .

Корень это

Как определить корень

  1. Подобрать родственные слова: стол – настольный – столовый — столешница.
  2. Находим основную часть: «стол».
  3. Выделить морфему: стол – на стол ьный – стол овый — стол ешница.

Что такое корень в русском языке

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 30

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- — «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь. 

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

биле’т-ик

биле’т-ец

билет-ѐр → билетѐр-ш-а

биле’т → биле’т-н-ый

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

Обратим внимание!

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] — просить, прошу

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Правильный ответ

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Правильный ответ

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

  1. Горевать
  2. Горный
  3. Огородить

Правильный ответ

Горевать.

Повышенный уровень

Установите соответствие.

Модельер

Пишет

Писатель

Строить

Переводчик

Мода

Строитель

Переводить

Правильный ответ

Модельер

Мода

Писатель

Пишет

Переводчик

Переводить

Строитель

Строить

Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.

Вспоминаем родственные слова:

восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).

Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.

Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:

похитить, похищение, хищение.

Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.

Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано «на засыпку», конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:

у-креп-ление.

Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:

крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,

не учитывая корневого чередования:

б//бл гребет — гребл-я;

п//пл сыпать — сыпл-ю;

в//вл любить — любл-ю;

м//мл кормить — кормл-ю;

ф//фл графить — раз-графл-енный.

В слове «укрепление» — корень крепл-.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zummy out off
[226K]

5 лет назад 

Знать, какой корень у слова нужно не только для выполнения заданий по разбору слова, но иногда и для объяснения правильного написания слова.

Как же определить, какой корень в слове?

Методом подбора: вспомнить как можно больше родственных именно по значению этому слову других слов, имеющих одинаковую часть, и, сравнив все найденные слова, выделить общую часть, которая и будет являться корнем слова.

Пример нахождения корня в слове «игрушка»:

найдём родственные слова (по смыслу связанные с понятием «игра»): игра, игрок, поиграть, заигрывать, игривый, игральный, розыгрыш.

Общая часть «ИГР» — корень всех этих слов, в том числе и слова «игрушка».

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Естественно нужно подобрать однокоренные слова. Например слово пришкольный. Тут можно обойтись одним проверочным словом «школа» (можно и добавить: школота, дошкольный, школы, школьная). Мы видим что отсекается приставка -при- и суффикс -н- (естественно и окончание -ый-). Правда корень будет не -школ-, а -школь-. Так как мягкому знаку больше не куда деваться.

Подведем итог: чтобы определить корень слова, нужно подобрать такие слова в которых отсутствовали все морфемы, кроме корня (если это конечно возможно, ведь некоторые слова , например, без приставки вообще не употребляются). Тот же корень будет и в требуемом слове. Пример я уже привела

З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Что нужно помнить?

Ищите корень только в самостоятельных частях речи. В служебных корня, как правило, нет, поэтому не нужно силиться искать корни в словах «из», «с», «в», «за» и так далее.

Корень может состоять из одной буквы (редко), а может и включать в себя всё слово (чаще). Поэтому не думайте, что корень — это нечто фонетически завершённое. Всякое бывает.

Корень может иметь разный вид в разных однокоренных словах. Некоторые буквы (и гласные, и согласные) способны чередоваться (чередующиеся) или исчезать (беглые). Например: выРАСТу — выРАЩивает.

Как определять?

Вдумайтесь в смысл слова. Подберите все известные вам однокоренные слова и выставьте их в один ряд. Подчеркните совпадающие места.

У нас образовалась наглядная картина. Теперь вернёмся к нужному слову и проверим: есть ли там такая часть? Совпадает ли с соответствующими частями других слов? Если Да, то корень найден правильно. Например: КУПить, поКУПка, переКУПаю.

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Для того, чтобы определить корень в слове, нужно чётко представлять, какое лексическое значение имеет данное слово и что оно означает. Это позволит понять, какие слова являются однокоренными — и на основе этого можно будет определить, какой корень имеет анализируемое слово.

Кроме того, нужно помнить правила словообразования той или иной части речи.

Иногда корень может состоять из одной буквы, а иногда в слове может быть несколько корней одновременно.


Например, выделим корень в слове «перекресток».

Подберём однокоренные слова — крест, окрестность, окрест.

Становится понятно, что слово «перекресток» было образовано приставочно-суффиксальным способом. Оно имеет корень «крест», приставку «пере» и суффикс «ок».

дольф­аника
[379K]

8 лет назад 

Корень слова это не основа слова, куда входят еще приставка и суффикс, а корень слова — это та часть, которая не изменяется ни в каких словах, эти слова называют однокоренные.

Например, слово «погода», однокоренные «распогодилось», «погодные» условия, а вот «ну погоди», сюда не входит, смысл другой. Корень в слове «погод».

берем другое слово «прекрасный», однокоренные слова «прекрасен», «красна» девица, «красить». Корень в словах «крас».

Чем больше однокоренных слов найдете, тем меньше допустите ошибок при разборе слова.

Есть слова трудные, определить корень трудновато из-за беглых букв,поэтому некоторые слова лучше запомнить, где у них корень

Ольга сама
[1.5K]

3 года назад 

Кто определил, что корень укрепления — крепл, а не креп, оно точно также образовано от слова креп (крепкая) и лен (линия).

Какой прекрасный человек определил, что в слове именно такой корень, где та грань которая определяет степень неизменяемости корня, если все слова, особенно в русском языке образованы из букв, имеющие свою смысловую нагрузку.

Например со словами блудить и блуждать, наши филологи определяют корень — блуд, а во втором слове — блужд. Да как такое возможно! это абсолютно родственные слова образованные от слова блуд, а блуд образован от слов бл (болтание = множество (Б) направлений (Л)) и уд (отходящее (У) от целого (Д)).

А придумано это для того чтобы даже филологи, увидев похожие слова в русском и иностранном языке, даже и не подумали искать корни и истоки в русском языке, и отметали даже любые попытки, потому что там -а- в корне а за границей -о-.

ALeSk­A
[11.1K]

5 лет назад 

Нас в школе учили так , чтобы определить корень слова, нужно подобрать к данному слову , слова с таким же лексическим значением (это и будут однокоренные слова) . Например, нужно определить корень в слове -Дворик (подбираем слова):

Дворовой

Дворник

Дворец

Дворянин ,итак, мы должны определить часть, которая повторяется у все этих слов и не меняется, эта часть и будет корнем слова : ДВОР (часть с лексическим значением и есть корень)

Но есть слова не только однокоренные, а и те у которых корней два и более, они называются многокоренными . Прежде, чем определить корни у таких слов, их нужно разбить на слова из которых они состоят :

снегопад — снег и падает

Деревообрабатывающий — дерево и работа

Водоросль — вода и рост

А затем разобрав слово на его составляющие, нужно определять при помощи подбора слов.

Alen4­uk
[161K]

8 лет назад 

Корень в слове представляет собой главную значимую часть и выражает основное лексическое значение данного слова.

Для того, чтобы определить корень слова, нужно подбирать однокоренные слова. Эта общая часть однокоренных слов и будет конем.

Например, беглец, бег, прибежать, бегать, побег,разбег,бегун. В данном случае у всех общая часть — слово «бег». Оно и будет корнем всех этих слов.

valen­tina5­1
[20.3K]

8 лет назад 

Подбираются однокоренные слова (не формы одного слова, а именно однокоренные) лес лесничий, лесной, перелесок и т д. выделяется общая часть. желательно подобрать однокоренные разные части речи, обычно выделить нетрудно, в трудных случаях обратитесь к словарю.

morel­juba
[62.5K]

5 лет назад 

Для того чтобы определить корень в слове нужно изменяя слово в разные формы найти его неизменяемую часть. При определении корня нужно подбирать однокоренные слова и вычленять общую неизменяемую часть. Например, найдём корень в слове пробегусь.

Пробегусь — бежит — бег. Корень — бег.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить осанку если она в видео
  • Неверный hwid как исправить
  • Как составить план график контроля выбросов
  • Как найти плотность упаковки
  • Как исправить безграмотное письмо