Цепочки слов как найти

Скачать перевод в виде документа Mathematica, который содержит весь код использованный в статье, можно здесь (архив, ~5 МБ).

Введение

В русском языке, как и во многих других языках, существуют слова, которые имеют одинаковую длину, но при этом отличаются всего лишь одной буквой. Такого рода пары слов называются метаграммами.

Предположим, что у нас есть несколько последовательных метаграмм, скажем:

мнение-мление-тление-трение-прение-поение-роение-рдение-бдение-биение

они образуют цепь метаграмм, или цепочку слов.

Отсюда проистекает игра под названием цепь слов (word ladder), которую придумал в далеком 1879 году Льюис Кэрролл.

Ясно, что далеко не для каждого начального слова может быть составлена такого рода цепь, а некоторые слова, по-видимому, должны порождать довольно длинные цепи.

В этом посте мы постараемся проанализировать цепочки слов, которые могут быть построены в русском языке, а также найдем цепочки наибольшей длины.

Импорт списка слов русского языка

Для построения и анализа цепочек слов нам потребуется список слов, которые мы можем встретить в русском языке. В данном посте мы не будем делать ограничение на часть речи, которая может быть использована, но при этом будем рассматривать только форму слова, соответствующую именительному падежу в парадигме слова. Мы используем, как и в одном из предыдущих постов (Поиск наилучшей последовательности просмотра списка 250 лучших фильмов с помощью языка Wolfram Language (Mathematica)), морфологический словарь русского языка, созданный академиком Андреем Анатольевичем Зализняком:

In[1]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_2.gif

In[3]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_3.png

Обработаем данные словаря, составив на его основе список слов русского языка russianWords:

In[4]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_4.png

Функция, определяющая звено цепочки слов

Создадим функцию chainLinkQ, которая будут определять, могут ли два слова быть звеном цепочки слов, другими словами, эта функция отвечает на вопрос — являются ли два слова метаграммой.

При этом рассмотрим два варианта:

  • слова отличаются одной буквой (в данном случае достаточно воспользоваться для проверки функцией EditDistance, которая вычисляет расстояние Левенштейна, результат вычисления которой должен равняться 1):

In[5]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_5.png

  • слова отличаются n соседними буквами:

In[6]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_6.png

Функция поиска всех метаграмм слов фиксированной длины

Теперь найдем все звенья цепочек слов (метаграммы).

Для начала, разобьем все слова русского языка в классы эквивалентности, т. е., по сути мы построим фактор-множество слов русского языка по их длине, другими словами, разобьем список всех слов на множества слов из 1-й, 2-х, 3-х, 4-х и т. д. букв.

In[7]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_7.png

Найдем минимальную и максимальную длину слова в русском языке:

In[8]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_8.png

Out[8]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_9.png

Посмотрим на распределение слов русского языка по длине:

In[9]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_10.png

Out[9]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_11.png

Теперь создадим функцию, сохраняющую свои вычисленные значения, которая будет отбирать среди всех возможных пар слов заданной длины те, которые могут быть звеньями цепочек слов:

In[10]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_12.png

Вычислим эту функцию для каждого класса эквивалентности слов русского языка, при этом мы будет сейчас рассматривать только слова, отличающиеся на одну букву:

In[11]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_13.png

Пример результата вычислений:

In[12]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_14.png

Out[12]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_15.png

Графы цепочек слов

После того, как мы вычислили функцию поиска всех звеньев цепочек слов для каждого класса эквивалентности, мы можем построить соответствующие им графы, которые позволят наглядно изучить устройство цепочек слов каждого типа (если граф отсутствует, значит для слов данной длины нет ни одного звена).

При наведении на каждую из вершин графа вы можете получить всплывающую подсказку со словом, которому соответствует данная вершина графа (скачать документ с интерактивными графами и исходным кодом вы можете по ссылке, приведенной в самом начале поста).

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_16.png

In[13]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_17.png

In[14]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_18.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 1 букву

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_19.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 2 буквы

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_20.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_21.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_22.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_23.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_24.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_25.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 8 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_26.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 9 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_27.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 10 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_28.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 11 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_29.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 12 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_30.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 13 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_31.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 14 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_32.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 15 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_33.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 16 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_34.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 17 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_35.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 18 букв

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_36.png

Граф цепочек слов русского языка, содержащих 21 букву

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_37.png

Из графов выше видно, как сильно меняется их структура в зависимости от длины слов, из которых он строится, при этом можно наблюдать, что большинство графов имеют более одной компоненты связности.

Из графика, представленного ниже можно видеть зависимость количества компонент связности различной длины среди всех рассмотренных выше графов, из которого следует, что зависимость должна иметь вид Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_38.png, где x — размер компоненты связности, y — число компонент связности.

In[15]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_39.gif

Out[16]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_40.png

Действительно:

In[17]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_41.gif

Out[17]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_42.png

In[19]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_43.png

Out[19]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_44.png

Предположение Дональда Кнута применительно к цепочкам слов в русском языке

Дональд Кнут одним из первых применил компьютер для исследования цепочек английского языка. Он изучал цепочки слов, состоящих из 5 букв, так как полагал, что слова из меньшего числа букв, скажем, 3-х слишком просты для изучения (хотя Льюис Кэрролл составил цепочку из 6 звеньев от слова APE до слова MAN), а слова из большего числа букв не смогут привести к длинным цепочкам, в том числе и потому, что соответствующий граф имеет много компонент связности.

Проверим предположение Кнута для цепочек слов русского языка.

График, представленный ниже, показывает то, как с увеличением числа букв в словах, из которых строятся цепочки меняется положение точки с координатами:

{количество компонент связности графа, количество рёбер графа}.

Верхний левый угол соответствует “идеальному графу” у которого одна компонента связности, при этом у него максимальное число рёбер. Граф, соответствующий наиболее близкой точке рассматриваемой траектории к данной точке, очевидно, может рассматриваться как “наилучший”. Соответствующая точка, найденная автоматически, помечена двумя красными окружностями и соответствует графу цепочек пятибуквенных слов.

Таким образом, можно утверждать, что предположение Дональда Кнута, сделанное для цепочек слов английского языка, так же, как это не удивительно, верно и для русского языка. Возможно в этом лежат довольно глубинные свойства человеческой психологии, завязанные на числа 5 и 10, соответствующие пальцам на одной и двух ладонях, соответственно.

In[20]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_45.gif

Out[25]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_46.png

Поиск самой длинной цепочки слов в русском языке

Итак, пройдя довольно долгий путь, мы наконец готовы найти самую длинную цепочку слов, которая существует в русском языке. Как следует из предыдущего раздела, она должна быть среди цепочек слов из пяти букв.

In[26]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_47.png

Out[26]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_48.png

Итак, мы получили две самые длинные цепочки слов в русском языке, при этом, как и ожидалось, они содержатся в “наилучшем” графе цепочек пятибуквенных слов.

Поиск самых длинных цепочек n-буквенных слов русского языка

В предыдущем разделе мы искали самую длинную цепочку слов русского языка, и нами были найдены две цепочки из 40 пятибуквенных слов.

Давайте теперь посмотрим на самые длинные возможные цепочки n-буквенных слов:

In[27]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_49.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 2 буквы, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_50.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 3 буквы, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_51.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_52.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_53.png

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_54.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 7 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_55.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 8 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_56.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 9 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_57.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 10 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_58.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 11 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_59.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 12 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_60.png

Цепочки слов русского языка, содержащих 13 букв, с количеством слов не менее 5

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_61.png

Заключение

Надеюсь, что мой пост смог заинтересовать вас, а некоторые идеи и программы, представленные в нем окажутся вам полезны. Безусловно, можно придумать еще массу интересных исследований русского языка. Скажем, в начале поста была создана функция chainLinkQ, функционал которой позволяет произвести аналогичное исследование для метаграмм, отличающихся двумя буквами — что соответствует, по сути, небольшой модификации правил игры в цепочки слов. Из двух графов, представленных ниже, видно, что граф четырёхбуквенных метаграмм, отличающихся двумя буквами является связным, по сравнению с графом метаграмм, отличающихся только лишь одной буквой. Это говорит о том, что результаты исследования таких графов и цепочек будут совершенно иными.

In[28]:=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_62.png

Out[28]=

Poisk-samyh-dlinnyh-cepochek-slov-v-russkom-jazyke-s-pomoshhju-jazyka-Wolfram-Language-Mathematica_63.png

Ресурсы для изучения Wolfram Language (Mathematica) на русском языке: http://habrahabr.ru/post/244451

Понятия словообразовательная ЦЕПОЧКА и словообразовательное ГНЕЗДО

относятся к однокоренным (родственным) словам.

ЦЕПОЧКА — это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.

Например, имеется слово лицо, от него можно образовать глагол лицевать, а от этого глагола можно образовать другой глагол — облицевать, далее — существительное облицовка, от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.

Таким способом получилась словообразовательная цепочка.

При этом обязательно должна быть соблюдена строгая последовательность в этой цепочке: каждое предыдущее слово в цепочке со следующим за ним образует словообразовательную пару, в которой первое слово — это мотивирующее, а второе — мотивированное. О словообразовательной паре подробней можно прочитать в ответе здесь.

От одного мотивирующего слова может быть образовано несколько цепочек. Например, лицо => обезличить => обезличивать.

Еще примеры.

1) Соловей = соловьиный = по-соловьиному.

2) Делить => разделить => раздельный => безраздельный => безраздельно.

ГНЕЗДО — это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек. Все слова, входящие в гнездо, имеют не только общий корень, но они должны объединяться общим смысловым значением. Например, череп => черепок; черепочек; черепной; череповой — это одно словообразовательное гнездо, а **черепица => черепичник; черепичный; череитчатый — это уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень «череп». Но смысл-то разный. Поэтому считается, что это два различных словообразовательных гнезда.

Каждое гнездо состоит из своих цепочек, которых у одних слов может быть много и которые имеют разную длину, а у других — совсем мало.

Словообразовательная цепочка русский язык

Краткое описание

Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.

Словообразовательная цепочка определение

Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.

Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.

В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.

Техническая сторона

Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.

 слова для словообразовательной цепочки

Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.

Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.

Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.

Предназначение словообразовательной цепи

Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:

Как построить словообразовательную цепочку

  • Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
  • Найти производящую форму.
  • Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
  • Определить характерную мотивирующую основу.
  • Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.

Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.

Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.

 словообразовательная цепочка правила

Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.

Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.

Особенности выбора однокоренных слов

Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.

Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:

Как составить словообразовательную цепочку

  1. Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
  2. Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
  3. Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
  4. Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
  5. Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.

Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.

Алгоритм действий

Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:

Словообразовательная цепочка примеры

  1. Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
  2. Следует выделить все присутствующие аффиксы.
  3. Нужно определить способ формирования цепочки.
  4. Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
  5. На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.

К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.

Важные нюансы

При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:

  • Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
  • Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
  • В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
  • Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.

Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.

Поиск недостающей информации в словарях

Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.

Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:

 словообразовательная цепочка

  1. Из слова «развеселиться» нужно выделить префиксы, а также формообразующие суффиксы. Эта разновидность словообразования относится к приставочно-суффиксальному типу.
  2. Нужно определить аффиксы. В слове присутствуют следующие суффиксы: основной формообразующий «и», неопределённой формы — «ть», постфикс возвратной формы глагола «ся». Также присутствует корень — «весел», префикс — «раз».
  3. Нужно правильно выделить смысловую нагрузку: развеселиться — поднять настроение, стать весёлым.
  4. На финальном этапе нужно путём упрощения найти производящую единицу слова. Невозвратный тип глагола «развеселить» является мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться». Присутствующая приставка «раз» указывает на совершение действия с определённой интенсивностью.

В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.

Получить навык того, как правильно построить словообразовательную цепочку, очень важно. Это умение позволит проследить последовательность создания новой речевой единицы и в дальнейшем избежать грубых ошибок.

словообразовательная цепочка

Производное и производящее слова

Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц.

Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах.

Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов:

  • Стакан <= под-стакан-ник, где стакан – мотивирующая единица. Подстаканник – производная.
  • Бить <= вы-бить, где бить – производящее слово. Выбить – мотивированное.

Непроизводное (немотивированное) слово

В русском языке есть речевые единицы, которые не образованы от других слов, имеющих тот же корень. Про такие формы говорят, что они имеют непроизводную основу. Словообразовательная цепочка слова, имеющего немотивированную основу, может быть образована с такой единицей только следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей <= мотивированная форма. То есть базовым является слово, наиболее простое по составу.

Немотивированные речевые единицы, как правило, состоят из одного корня. Например: брат, стул, день.

Что такое словообразовательная цепочка

Мельчайшей единицей словообразования является производящая форма. На ее основе выстраиваются все связанные элементы. Словообразовательная цепочка представляет собой последовательность речевых форм, имеющих один корень. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего. То есть данная последовательность имеет иерархическую структуру.

Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.

Рассмотрим пример. В цепочке ткать<= ткач<= ткачиха «ткач» является производным по отношению к «ткать», тогда как по отношению к «ткачиха» оно является мотивирующим.

словообразовательные цепочки примеры

Для чего нужна словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усваивания.

Для формирования умения и закрепления навыков построения последовательностей уместно выполнять различные задания типа:

  • составить словообразовательную цепочку заданного слова;
  • найти производящую форму;
  • определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность;
  • выявить мотивирующую основу;
  • определить, сколько словообразовательных цепочек в данном гнезде.

словообразовательная цепочка сложных слов

Словообразовательные гнезда

С помощью словообразовательных цепочек, объединяющих однокоренные единицы речи с общим смысловым значением, может быть составлена еще одна последовательность. Ее называют гнездом. Это самое обширное понятие в системе построения новых лексических форм.

Словообразовательные гнезда – это совокупность цепочек, объединяющих речевые единицы с общим смысловым значением. Важно учитывать не только общий корень, но и факт семантической близости. Вершиной словообразовательного гнезда является самая простая единица. Только выделив простейшее в ряду однокоренных речевых элементов, можно определить, сколько последовательностей на основании него можно построить.

Например, словообразовательная цепочка: лицо <= обезличить <= обезличивать образует гнездо с вереницей: лицо<= лицевой<= облицовывать. Речевая единица «лицо» является производным в данном гнезде.

как составить словообразовательную цепочку

Способы словообразования

Для того чтобы не допускать ошибок при составлении словообразовательных цепочек, следует понимать, каким образом в русском языке происходит построение новых речевых элементов.

Выделяют несколько способов:

1. Сложение. Новая единица образуется путем присоединения основы одного слова к основе другого (или большего количества основ). Различают следующие способы:

  • производящая основа + соединительная гласная + мотивирующее слово: газ-о-силикатный, полн-о-гласие. В некоторых случаях соединительная гласная может отсутствовать: Калининград;
  • производящая основа+производящая основа: диван-кровать, юбка-клеш, унтер-офицер;
  • производящая основа+производящая основа+суффикс: голово-лом-к-а;
  • аббревиация: образование сложных слов путем сложения полностью или частично усеченных основ: ВУЗ, комбат, завсклад.

2. Морфологический способ – при помощи аффиксов:

  • суффиксальный (при помощи суффиксов): малин-ник <= малина;
  • префиксальный (при помощи приставок); пере-бежа-ть <= бежать;
  • постфиксальный (-то, -либо, -нибудь, -ся): женить-ся <= женить;
  • комбинированные (приставочно-суффиксальный, суффиксально-префиксальный и др.)

3. Конверсия (морфолого-синтаксический способ). В данном случае слово не подвергается никаким изменениям. Процесс образования новой единицы осуществляется посредством перехода из одной части речи в другую.

  • субстантивации – образование имени существительного из другой части речи: дневальный, работающие, бодрствующие;
  • адъективация – образование прилагательного путем перехода из другой части речи: горящие глаза (сравните: горящие в печи угли);
  • прономинализация (переход в местоимения): данный контекст, в одном городе;
  • адвербиализация (переход в наречия): поступлю по-своему (сравните: действую по своему плану);
  • переход в предлоги: благодаря счастливому случаю (сравните: благодаря его за помощь).

4. Лексико-семантический способ. Слово не меняет свою морфологическую структуру, приобретая другую смысловую нагрузку: лук (растение) – лук (оружие), кисть (для рисования) – кисть (рябины).

5. Лексико-синтаксический способ: слияние двух или более единиц в одну. Например: нижеперечисленные (перечисленные ниже), малоэффективный (мало эффективный).

сколько словообразовательных цепочек

Алгоритм составления словообразовательной цепочки

Для того чтобы понимать, как составить словообразовательную цепочку, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу.

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень.
  3. Определить способ образования.
  4. Найти семантическое значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря).
  5. В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением.

Например, требуется найти производящее для слова «подстаканник».

Выделяем аффиксы и корень: под-стакан-ник, где под – префикс, ник – суффикс, стакан – корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Определяем семантическое значение: подстаканник – это предмет, который ставится под стакан. Значит производящим в данном случае будет выступать слово «стакан».

Примеры словообразовательных цепочек

Рассмотрим несколько примеров составления последовательностей.

Требуется словообразовательная цепочка со словом «развеселиться».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – «развеселиться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-весел-и-ть-ся. Суффиксы: формообразующий —и-, неопределенной формы ь-, постфикс возвратной формы глагола -ся. Префикс раз-. Корень -весел-.
  3. Определяем тип словообразования: нам удалось выделить формообразующие суффиксы и префикс. Значит, способ – приставочно-суффиксальный.
  4. Выделяем смысловую нагрузку речевого элемента: «развеселиться»: прийти в хорошее настроение, стать веселым.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Ищем производящую единицу путем упрощения. Мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться» является невозвратный глагол «развеселить». Приставка раз- в данном случае имеет значение совершения действия с большой интенсивностью. Производящим словом глагола «развеселить» является более простой элемент «веселить», который образован, в свою очередь, от прилагательного «веселый». Таким образом, словообразовательная цепочка будет:

Веселый<=веселить<=развеселить<=развеселиться

Составить словообразовательную цепочку для существительного «засолка».

По алгоритму:

  1. Начальная форма – «засолка».
  2. Выделяем аффиксы и корень: за-сол-к-а. Префикс: за-, корень: -сол-, суффикс: -к-, флексия: .
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «засолка»: консервирование при помощи соли.
  5. Ищем более простое по составу производящее слово. Суффикс –к— указывает на то, что речевой элемент обозначает название действия и образовано от глагола. Словообразовательной парой к данному существительному является глагол «засолить». В свою очередь, приставка за- означает завершенность действия – глагол образован от более простой формы «солить». «Солить» — сделать что-то соленым при помощи соли. Производящее слово «соль». Словообразовательная цепочка будет вида:

Соль<=солить<=засолить<=засолка

Построить словообразовательную цепочку для прилагательного «непедагогичный».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – непедагогичный.
  2. Выделяем морфемы: не-падагог-ичн-ый. Приставка не-, корень –педагог-, суффикс -ичн-, флексия -ый.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «непедагогичный»: не соответствующий нормам педагогики.
  5. Способ словообразования – префиксально-суффиксальный. Ищем более простую по морфемному составу единицу. Прилагательное «непедагогичный» образовано от той же части речи «педагогичный» при помощи приставки с отрицательным значением не-. Таким образом, производящей единицей в данной паре является слово «педагогичный». В свою очередь, прилагательное «педагогичный» образовано при помощи формообразующего суффикса —ичн- от существительного «педагогика». Данное слво является производным от более простого по составу существительного «педагог». Таким образом, производящей единицей (вершиной) этой последовательности является существительное «педагог». Словообразовательная цепочка выглядит следующим образом:

педагог<=педагогика<=педагогичный<=непедагогичный

Составить словообразовательную цепочку глагола «разгримироваться».

Выполняем последовательность действий согласно алгоритма:

  1. Неопределенная форма – «разгримироваться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-грим-ирова-ть-ся. Префикс: раз-, корень: -грим-, формообразующий суффикс глагола —ирова- и аффикс неопределенной формы -ть, постфикс -ся.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение глагола «разгримироваться»: снять с себя грим.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, значит ищем более простую по морфемному составу единицу. Возвратный глагол «разгримироваться» образован от возвратного глагола «гримироваться» при помощи приставки раз- со значением аннулирования предшествующего действия. В свою очередь, возвратный глагол «гримироваться» — от невозвратного глагола «гримировать». Производящим словом глагола «гримировать» является непроизводное существительное «грим», которое и является вершиной данной последовательности. Словообразовательная цепочка представляет из себя следующую схему:

грим<=гримировать<=гримироваться<=разгримироваться

словообразовательная цепочка со словом

Следует обратить внимание

При составлении словообразовательных цепочек рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:

  • нельзя путать словообразовательный и формообразовательный разборы. Последний направлен на выявление форм одного и того же слова. Например: бегу – бежишь – бежал. В то время как конечной целью словообразовательного анализа является цепочка новых лексических единиц;
  • основа новообразованного речевого элемента, как правило, состоит из большего количества аффиксов, чем у мотивирующего. Например, в словообразовательной паре: зима<=зимний производящая основа включает один аффикс – корень —зим-, в то время как основа мотивированного слова состоит из корня —зим- и суффикса —н-.
  • в речевых парах, обозначающих лица или названия животных мужского и женского пола, производящим словом, как правило, является существительное мужского рода. Например: ткач <=ткачиха; гусь<=гусыня;
  • в парах, включающих в себя разные части речи – глагол, обозначающий отвлеченное действие, и существительное или прилагательное, указывающее на признак, производным словом, как правило, является имя существительное. Например: старый<=старость, печь<=выпечка;
  • основная часть возвратных глаголов образована от невозвратных. Например: учить<=учиться, женить<=жениться;
  • при словообразовании глаголов чаще всего работает следующая схема: непроизводный глагол несовершенного вида без приставки <=глагол совершенного вида с префиксом <=глагол с приставкой и суффиксом несовершенного вида: смотреть<=просмотреть<=просматривать, сеять<=засеять<=засеивать;
  • в словообразовании наречий на -о производящей единицей, как правило, является прилагательное: хороший<=хорошо, бурный<=бурно.

    словообразовательная цепочка слова

Использование словарей при составлении словообразовательных цепочек

Даже при четком соблюдении алгоритма составление словообразовательных цепочек иногда вызывает определенные затруднения. В таком случае уместно воспользоваться словарями. Существуют специализированные издания, при помощи которых возможно подобрать однокоренные формы практически к любому речевому элементу. В них приведены словообразовательные цепочки – примеры с непроизводными единицами и со всеми его новообразованиями. Указываются способы и виды построения языковых форм.Также здесь можно найти подсказки, как сделать словообразовательную цепочку к тому или иному речевому элементу.

Непроизводные формы располагаются в пособии в алфавитном порядке. Наиболее полным изданием является «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах.

Использование словарей помогает в выстраивании цепочек, а также способствует усваиванию новой лексики.

Игры по автоматизации звуков «Цепочка слов».

Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Варианты игры:
1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):

Последовательность работы с картинками:

1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.

2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.

Автоматизация звука «С»

1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас — самокат – танкист

2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус

3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька

4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь

Автоматизация звук «З»

1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы

2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука

3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы

4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята

Автоматизация звука «Ц»

1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы

2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец

3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент

4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр

Автоматизация звука «Ш»

1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин

2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка

3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша

4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка

Автоматизация звука «Ж»

1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь

2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда

Автоматизация звука «Ч»

1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок

2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок

3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника

4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик

Автоматизация звука «Л»

1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон

2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа

3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла

4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла

Автоматизация звука «ЛЬ»

1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша

2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён

3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка

4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень

Автоматизация звука «Р»

1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка

2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета

3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира

4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок

5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон

6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей

7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка

Автоматизация звука «РЬ»

1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос

2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина

3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица

4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл

5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль

6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина

7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи — массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
— развитие фонематического слуха;
— закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
— развитие словаря, грамматического строя речи;
— развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» — определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» — назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» — если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» — составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» — если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » — разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» — определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» — назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» — подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» — составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» — автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» — повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» — проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» — заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» — повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» — договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» — определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» — назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» — образование притяжательных прилагательных (у волка — волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» — назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» — образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» — образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» — согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» — назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» — обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» — назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» — закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» — назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» — катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» — прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» — прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» — перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» — катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» — с силой сжимать мячик каждой рукой.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.

Игры для развития речи в картинках

Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих детей, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Педагог: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Игра «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Педагог следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Игра «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
— К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
— Что это? (Это ноги)
— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Педагог:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Педагог (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?»

Игра «Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Педагог. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропивают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Игра «Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Игра «Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Игра «Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
— Зевают, отдыхают, спят…
— Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
— обедают, благодарят…
— одеваются, прощаются…
— лепят снежную бабу, катаются на санках

Игра «Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Педагог: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Игры с буквами для дошколят

Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.

«Найди ошибку»

Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображение буквы. Например: я, е, и, р, у, э, з.

«Узнай букву»

Ребенку закрывают глаза, а логопед проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Логопат называет, какую букву «написал» учитель на его руке.

«Чудесный мешочек»

Учитель или воспитатель кладут в непрозрачный «волшебный» мешочек известные воспитаннику объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее.

«Сложи букву»

Родители или воспитатель предлагают ребенку сложить мозаику — картинку из разных частей и назвать полученную букву. (Карточка с нарисованной буквой, разрезается на несколько частей.) Целесообразно проводить такую работу после изучения данной буквы.

«Выложи букву»

Ребенку предлагается выложить знакомую, ранее изученную букву из различных материалов: мозаики, пуговиц, веток, семечек, мелких орешков, семян, кусочков бумаги, толстых ниток и палочек.

«Смастери букву»

Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву, по образцу, из пластилина, проволоки ,методом сгиба или бумаги. А затем выполнить самостоятельно.

«Волшебный карандаш»

Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить.

«Напиши букву»

Родители предлагают своему ребенку написать знакомую ему букву указательным пальчиком доминантной руки в воздухе, по поверхности стола, обвести по трафарету, нарисовать палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Ребенку предлагают рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква. Как эти элементы расположены. Например: буква Л состоит из двух наклонных линий.

«Волшебник»

Родители предлагают ребенку сложить из счетных палочек знакомую ему букву, или как вариант согнуть из проволоки. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например : превратить букву б из буквы в; выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т.д.

Игры для развития сенсорики у дошколят

Сенсорное развитие ребёнка — это формирование представлений малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Предлагаю Вам поиграть с детьми в эти развивающие игры, которые, безусловно, помогут развитию у них представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.

Радуга

Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга, радуга покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Светофор

Детям раздаются круги красного и зелёного цвета. Педагог предлагает детям разные варианты ответов на поставленные вопросы и предлагает на правильный ответ показать зелёный круг, а неправильный ответ обозначить кружком красного цвета.

Чтобы научить малыша подбирать одинаковые цвета, предложите ему поиграть в эти разноцветные игры:

Воздушные шары

Надуваются воздушные шары красного, желтого, зеленого и синего цвета. Ребёнку предлагается подарить подходящие по цвету шарики гостям: жёлтому цыплёнку, зелёному крокодилу, синему дельфину и красному раку.

Разноцветная посуда

Для игры необходима детская посудка (чашечки и блюдца) разных цветов. Педагог предлагает ребёнку подобрать к чашечкам подходящие по цвету блюдца.

Весёлые медвежата

Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Чудесный мешочек
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Педагог предлагает ребёнку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Отгадай цифру (букву)

Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и т.д.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы ручкой бумаге.

Золушка

Дети с завязанными глазами сидят за столом. Перед каждым ребёнком лежит кучка из перемешанных семян гороха и фасоли. За определённое количество времени каждому ребёнку необходимо разобрать горох и фасоль по кучкам.

Из каких фигур состоит машина?

Ребёнку предлагается по рисунку определить из каких геометрических фигур построена эта грузовая машина и сосчитать сколько для этого понадобилось кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов.

Логопедические игры для детей

Многолетний опыт работы учителем-логопедом показывает, что речь и движения – взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому, развивая общую и мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и развитие речи у детей.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры, которые логопеды могут использовать в качестве динамических пауз в процессе своей образовательной деятельности, а воспитатели с пользой могут применять эти подвижные игры на прогулке.


«Мушки и стрекозы»

(дети делятся на две комаенды: «Стрекозки» и «Мушки»

Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»

(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)


«Крот»

(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)

Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!

(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)


«Воробышек»

(дети хором проговаривают слова)

«Воробышек — воробей,
Улетай-ка поскорей
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»

(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Лиса-Лизавета»

(дети хором проговаривают слова)

«Лиса — лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»

(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Пчёлы и медведи»

(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)

Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем,
Мишка мёд там не найдёт!

(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)

Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!

(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти родную тетю
  • Как найти коэффициент теплопроводности воздуха при
  • Заблокированные люди в инстаграме как найти
  • Как составить портрет целевой аудитории пример
  • Как найти силу трения скольжения при торможении