Дети аутисты как найти подход к

Как вести себя с ребенком аутистом?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 1 августа, 2020

Обновлено: 25 марта, 2021

Мама пытается общаться с аутистом

Аутизм – психическое врожденное отклонение у детей и взрослых. Характеризуется специфическим восприятием мира, приводящим к проблемам с социализацией. Но проблемами решаемыми.

Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе, из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.

Расстройство начинает проявляться рано, в 2-3 года, к 5 дети-аутисты уже сформированы, и поэтому вопрос как с ними общаться, как себя вести, актуален уже с первых лет жизни.

Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определенные правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.

Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?

Формировать социальные навыки, в конкретном случае помогут психиатр и педагоги, занимающиеся коррекционной деятельностью с такими пациентами.

Семья с особенным ребенком выделяется

Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:

Вести себя тише

  • Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству.
  • Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
  • Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС. Общаясь в семье употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
  • Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная, спокойная классика лучше подойдут для нервной системы особенных детей.

Уважение и порядок

Пытайтесь привлечь внимание касаниями

  • Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
  • Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
  • Чтобы рассказать о чем-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребенка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
  • Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережет от внутреннего дискомфорта.

Жизнь с таким специфичным членом семьи вызывает определенные трудности, но к ним можно привыкнуть, тем более, что последовательное соблюдение приемлемых правил в итоге положительно влияет на общение аутичных детей, помогает им контактировать с окружающими, социализироваться.

Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.

Что делать нельзя?

Разбираясь, как вести себя с ребенком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.

Большинство страдающих РАС, даже легкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.

Аутисты легко отказываются от контакта

Одна неудачно оброненная фраза может свести к нулю общение с ребенком-аутистом. Который может прекратить взаимодействовать как с конкретным человеком, так и с другими, на долгий срок.

Особенные и в общении

Общаясь с детьми-аутистами:

  • Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписанным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос.
  • Не игнорируйте аутиста, не говорите о нем в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчеркивая отличие от окружающих, он еще больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.

Аутист отталкивает женщину от личного пространства

  • Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.

Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение.  Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.

  • Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведет себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же решили вмешаться, то перед тем как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.

Объяснить другим – облегчить общение

Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.

Объясняем детям особенности аутиста

Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребенком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.

Список использованной литературы

  1. A ‘choice’, an ‘addiction’, a way ‘out of the lost’: exploring self-injury in autistic people without intellectual disability. L. Moseley, N. J. Gregory, P. Smith, C. Allison, S. Baron-Cohen, Mol Autism. 2019; 10: 18. Published online 2019 Apr 11. doi: 10.1186/s13229-019-0267-3.
  2. Saito, Aya et al. “Association Between Autistic Traits in Preschool Children and Later Emotional/Behavioral Outcomes.” Journal of autism and developmental disorders 47,11 (2017): 3333-3346. doi:10.1007/s10803-017-3245-7
  3. Gillespie-Lynch, Kristen et al. “Whose Expertise Is It? Evidence for Autistic Adults as Critical Autism Experts.” Frontiers in psychology 8 438. 28 Mar. 2017, doi:10.3389/fpsyg.2017.00438
  4. Неменчинская Светлана Михайловна. “Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма” Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, том. 3, №. 4, 2014, стр. 58-65.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей  до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья  собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным.  Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ АУТИЗМА ДО 3 ЛЕТ

Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

  • психомоторной;
  • эмоциональной;
  • познавательной.

Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

  • активизировать любые проявления ребенка;
  • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
  • владеть разными методами снятия у него напряжения.

Такая работа с телом – важное направление, необходимое  для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии  расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть.  Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и  имя ребенка, и различные просьбы к нему, и  рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация.  Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными.  Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

  • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
  • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
  • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).

Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике.  Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

Очень полезными также могут стать такие игры:

  1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
  2. Катание на больших мячах.
  3. Сжимание резиновых груш.
  4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
  5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
  6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
  7. Обрисовка собственных частей тела.
  8. Копирование фигур.
  9. Игры с мячом.
  10. Упражнения с мишенями.

Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет.  Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой.  Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим,  то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того,  чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования.  Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание  рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть»  изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).

Особое внимание следует  обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.

Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют  о том, что  ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой.  Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

  • самостоятельное выполнение последовательных действий;
  • воспроизведение наглядных образцов;
  • планирование и контроль своих действий;
  • умение действовать согласно устной инструкции;
  • подчинение своих действий правилам.

Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

  • способность к целенаправленным действиям;
  • концентрация внимания;
  • владение своим эмоциональным состоянием.

Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

  • списать текст;
  • ответить на вопрос;
  • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.

При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

Что касается формированию таких важных предпосылок  учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

ЗНАЧЕНИЕ ПООПЕРАЦИОННЫХ КАРТОЧЕК В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему  детским аутизмом. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем  материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов  будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша.  Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него  негативизма.

Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Декларативный язык

Высказывания делятся на императивные и декларативные. Императивной фразой мы просим или приказываем, например: “Скажи “спасибо!”, “Убери игрушки!”, “Раскрась страницу”. Декларативная реплика не требует ответной реакции. Ребенок может дать обратную связь, если захочет. Примеры декларативных фраз: “Какое высокое дерево!”, “Мы собираемся на прогулку”, “А вот и кошка!”.

Дети с аутизмом начинают теряться, нервничать и пугаться, если их постоянно к чему-либо призывают. Не торопите события, пусть сын/дочь ответит вам, когда захочет. Императивные выражения тоже нужны, но в небольших количествах. Они не должны превышать 20 % от всех предложений,которые вы проговариваете.

Контакт глазами

Исследования показывают, что прямой взгляд в глаза вызывает у людей с аутизмом тревогу. Они начинают паниковать, забывают, что хотели сказать.

Не форсируйте зрительный контакт. Не просите смотреть на вас. Не хвалите за «хороший взгляд». Способность смотреть смотреть в глаза без смущения и страха приходит постепенно, естественно. Наберитесь терпения. Сядьте рядом, периодически смотрите на ребенка, слушайте внимательно. Когда он станет старше, ему можно объяснять, что люди обычно смотрят друг на друга, так им проще общаться, понимать, чего хочет собеседник.

Акцент на главном

Как общаться с ребенком-аутистом? Не перегружайте его длинными фразами. Пусть длина предложений и сложность слов соответствуют возможностям вашего ребенка. Возможно, он воспринимает только несколько слов в одной реплике. Упрощать речь – не значит «сюсюкать»! Не говорите с дошкольником, как с младенцем, просто говорите меньше и медленнее, выделяйте ключевые слова.

Невербальная коммуникация

Невербальный – значит неязыковой. Дополните свои слова жестами и активной мимикой.

Сопровождайте речь фотографиями и рисунками, используйте указательный жест. Ребенок с аутизмом мыслит образами, а не словами.

Пространство для общения

Не старайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты! Расположитесь от него не дальше, чем на расстояние вытянутой руки. Пусть ваши глаза будут на уровне его глаз: наклонитесь, присядьте, посадите малыша выше.

Позитивный пример

Хотите, чтобы ребенок говорил “спасибо”, “извини”, “доброе утро”? А как часто вы сами произносите эти слова? Повторяйте малышу то, что хотите услышать от него.

Время на осмысление

Ребенку с РАС необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Не торопите, пусть он подумает, подготовит свой ответ. Если он не среагировал на первый вопрос, не задавайте второй. Это сбивает его с толку, создает “кашу в голове”.

Вот основные правила общения с ребенком-аутистом. А теперь последний момент. Даже очень умные люди испытывают сложности с восприятием устной речи, поэтому не думайте, что ваш малыш глупее остальных. Он просто видит мир по-другому! Помните: дело здесь не в интеллекте, а в способе обработке информации. Ваша задача – подстроиться, донести сообщение понятным ему способом, а затем показать ему, как и зачем понимать других людей, как с ними взаимодействовать. Другими словами, вам нужно проникнуть в его реальность, а затем приоткрыть ему дверь в свою.

Полезные статьи:

  • Логопед для детей с аутизмом
  • Обучение чтению детей с аутизмом
  • Правильно развиваем мелкую моторику детям с ДЦП

Автор: Киселева Вера Иванова

Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?

По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.

Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.

Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.

Аутизм у детей. Особенности развития

Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):

  • повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
  • склонность к «застреванию» на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
  • сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком. 

Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.

Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения

  1. Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое «боковое зрение».
  2. Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: «Посмотри на меня», «Где глазки?». Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
  3. Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
  4. «Играйте» с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки («пиу-пиу», «ап», «ой» и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
  5. Используйте простые, короткие высказывания: «Смотри! У меня есть машинка», «это было весело», «ух ты, мыльные пузыри».
  6.  Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка («я поставлю сюда этот мяч»). Комментируя, используйте описательные предложения: «У тебя классные ботинки», «ты нашла красную звездочку». Можно делиться своими эмоциями: «Да, мне тоже это нравится», «это была отличная прогулка!»
  7. Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
  8. Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
  9. Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
  10. Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: «Какие машины тебе больше нравятся?». Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. «О, мне тоже нравится этот фрукт!», «да, это красивая собака, у меня есть такая же!»
  11. Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
  12. Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
  13. Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
  14. Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.

Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!

13.11.15

Вопрос-ответ. Как наладить контакт с аутичным ребенком?

Поведенческий аналитик о том, с чего начать работу с ребенком с РАС

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

pairing-procedure

Построение раппорта с ребенком также известное как «сочетание с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Сочетание — это прикладная стратегия, основанная на поощрении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель сочетания с приятными стимулами в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

На самом простом уровне сочетание означает, что вы становитесь воплощением игрушки. Когда мне удается провести успешное сочетание я чувствую себя гигантской игрушкой. Ребенок тянет и тащит меня, пытаясь со мной взаимодействовать, или даже командует («Нет, садитесь со мной мисс Тамеика!»). Ребенок радуется, когда я прихожу, и огорчается, когда я ухожу — вместе с мисс Тамеикой все делать веселее.

Возможно, вы один из тех терапевтов, которым установление раппорта дается без малейшего труда, и вы сами готовы поделиться опытом. Если же вам обычно нужна в этом помощь, то продолжайте читать!

Терапевтические отношения всегда должны начинаться с построения раппорта. Даже если вы уже знаете этого ребенка, никогда нельзя просто набрасываться на него и закидывать инструкциями. Сочетание с приятными стимулами — это процесс, во время которого терапевт устанавливает руководящий контроль, узнает больше об интересах ребенка, завоевывает его доверие и связывает себя с поощрением (постепенно превращаясь в поощрение).

Если вы решите «пропустить» процесс сочетания с поощрением, то это может привести к росту проблемного поведения, убить руководящий контроль и испортить отношения терапевта и ребенка. Если я не провела правильное сочетание с поощрением для нового клиента, если я просто пришла на занятие и начала давать ценные указания, то с какой стати ребенку делать то, что я говорю? Какая у ребенка может быть мотивация, чтобы подойти и поиграть со мной?

Без правильного сочетания с поощрением вы можете невольно создать ситуацию, когда ребенок выполняет задания только с одной целью — поскорее от вас избавиться. Вы предъявляете инструкцию, ребенок отвечает, вы предоставляете ему поощрение за правильный ответ, и ребенок пытается уйти/покинуть помещение/убежать куда подальше. И это точно НЕ та ситуация, в которой вы заинтересованы. Нет ничего приятного в работе с ребенком, которого приходится постоянно отлавливать, чтобы вернуть на занятие.

Вы поймете, что сочетание прошло успешно, если ребенок часто подходит или приближается к вам и не пытается уйти или убежать от вас. Любые ситуации из серии «Я тут поиграю один, повернувшись к вам спиной» — это тревожный звоночек о том, что вам нужно еще поработать над раппортом. Если же вы зашли в комнату и начали доставать материалы, а ребенок стремглав бросился в вашу сторону, то ваш процесс сочетания прошел успешно.

Сочетание с приятными стимулами — это не что-то, что достаточно сделать за несколько дней с новым клиентам, а потом про него можно забыть. Эту процедуру нужно заново повторять каждый раз, когда отношения специалиста и ребенка ослабнут или ухудшатся. Часто повторение процедуры нужно после каникул или продолжительной болезни, при появлении нового специалиста в команде, или если у ребенка недавно обострились поведенческие проблемы.

Это нормально, если ребенок не испытывает постоянного восторга по поводу занятий с вами. Тем не менее, если дошло до того, что ребенок регулярно выражает неодобрение ваших занятий («Нет!»), сбегает с них или с трудом переходит к работе, то в отношениях специалиста и ребенка явно есть проблемы и пора снова вернуться к сочетанию с приятными стимулами.

Руководящий контроль — это процесс установления авторитета специалиста. Во время сочетания с приятными стимулами вы позиционируете себя как источник хороших и приятных предметов и явлений. Вам кажется, что эти две концепции противоречат друг другу? На самом деле именно правильно проведенное сочетание с приятными стимулами помогает вам добиться руководящего контроля. Причина в том, что во время этого процесса я ограничиваю доступ к самым мотивирующим для ребенка предметам, я их контролирую, и ребенку нужно хоть как-то взаимодействовать со мной, чтобы их получить.

Наконец, есть еще один плюс процесса сочетания, о котором часто забывают. Успешный процесс сочетания с приятными стимулами учит ребенка, что со мной в общем и целом весело, и когда я появляюсь, происходит что-то хорошее. Так что в будущем, если у нас будет неудачное занятие или ребенок возненавидит программу, по которой я пытаюсь работать, он сможет отделить задание от меня самой. Другими словами, ему может не понравится то, что я прошу его сделать, но ему все равно будет нравится работать со мной.

Вот пример плана по сочетанию с приятными стимулами с новым клиентом, чтобы вы лучше представляли себе, как происходит этот процесс.

Сочетание с приятными стимулами

День первый. Представьтесь ребенку. Наблюдайте за ним в течение дня во время привычных для него занятий. Будьте скорее наблюдателем, чем активным участником. Будьте рядом с родителями, когда они взаимодействуют с ребенком, чтобы провести связь с приятными ребенку людьми. Ребенку предъявляется 0 требований.

День второй. Поприветствуйте ребенка. Начните объединять себя с известными поощрениями. Если ребенок любит качели, то раскачивайте его, когда он качается. Хвалите ребенка за самостоятельное и уместное поведение, например, если он посмотрел в глаза или поделился («Спасибо, что поделился со мной!») Как можно чаще взаимодействуйте с ребенком в игровой форме, делайте то, что ребенок хочет делать. Как можно больше комментируйте или повторяйте за ребенком (если он вербальный) во время игры. Следуйте за инициативой ребенка.

День третий. Поприветствуйте ребенка и подскажите ответное приветствие. Ограничьте доступ к поощрениям, контролируя интересные ребенку предметы. Отдавайте предметы ребенку, ничего от него не требуя, на протяжении всего занятия. Начните добавлять социальные поощрения в игру, например, притворитесь, что кукла целует ребенка. Хвалите уместное и независимое поведение, как можно чаще взаимодействуйте с ребенком в игровой форме, делайте то, что хочет делать ребенок. Как можно больше комментируйте или повторяйте за ребенком (если он вербальный) во время игры. Например: «Мы раскрашиваем картинку». Продолжайте следовать за инициативой ребенка.

День четвертый. Поприветствуйте ребенка и подождите, пока он ответит. Принесите с собой мешок предметов для поощрения и предъявляйте их в течение занятия. Ограничьте доступ к поощрению, выставляя минимальные требования для их получения. Например, если ребенок хочет поиграть с рулеткой, то попросите его один раз покрутить ее (подскажите, если нужно), а затем немедленно похвалите его и передайте ему игрушку. Если ребенок говорит, то попросите его называть предметы, которые вы ему даете (протяните ребенку мячик, но не отпускайте от него руку, пока ребенок не скажет «мяч»). Увеличьте объем социальных поощрений во время занятия до нескольких в течение часа. Например, поднимите ребенка в воздух и скажите: «Теперь ты самолет!» Побуждайте ребенка следовать за вашей инициативой. Например, во время игры вскочите и выкрикните «Догоняй меня!», а потом убегайте в соседнее помещение. Наградите ребенка за то, что он последовал за вами, щекоткой.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Брандмауэр windows не удалось изменить некоторые параметры 0x80070422 как исправить
  • Как исправить дистальный прикус у подростка
  • Как правильно составить декларацию на возврат налога за медицинские услуги
  • Как найти сумму цифр четырехзначного числа
  • Бланк как правильно составить письмо