Дети подростки как найти общий язык

8 простых секретов, которые помогут найти общий язык с трудным подросткомПолезные советы

Переходный возраст – непростой период, причем как для самих подростков, так и для их родителей, педагогов, тренеров. Юношеский максимализм, дух бунтарства и противоречий, а также желание проявить свою индивидуальность – привычные явления для подростков.

Традиционные устои и незыблемые авторитеты поддаются сомнению и критике со стороны подростков, считающих представителей старшего поколения старомодными, а иногда и глупыми. Такая психологическая неустойчивость может привести самоуверенных юношей и девушек к достаточно печальным последствиям: наркомании, алкоголизму, депрессиям, суицидам.

Поэтому в этот период крайне важно, чтобы рядом с подростком были мудрые, внимательные и терпеливые взрослые, которые не будут «давить» своим авторитетом, контролировать каждый шаг или докучать чрезмерной опекой и заботой, а спокойно, шаг за шагом, рука об руку пройдут этот непростой путь вместе.

Приведем восемь простых секретов, которые помогут найти общий язык с подростками в трудный переходный период.

1. Не проявляйте свою слабость

podr3.jpg 

Подросткам нравится «играть на нервах» у взрослых, ставя под сомнение их авторитет и испытывая «на прочность». Таким образом они протестуют против мира взрослых, доказывая, что имеют право на свое собственное мнение и видение окружающего мира.

Что предпринять в таком случае нам, взрослым? Главное – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Крики, повышение тона, ограничения и наказания в подобной ситуации лишь усугубят положение и укрепят мнение подростка о том, что он не только прав, но и имеет власть над эмоциями взрослых.

Сделайте глубокий вдох, посчитайте до десяти, выдохните и спокойным тоном попросите ребенка обосновать свое мнение, но будьте готовы к тому, что Вам придется привести в ответ контраргументы. Если на момент разговора Вы этого сделать не можете, возьмите тайм-аут, при этом не забудьте сказать об этом ребенку (нет ничего предосудительного в том, что Вы чего-то можете не знать).

Если же ребенок не готов идти на диалог здесь и сейчас, отложите разговор до завтрашнего дня, что даст возможность успокоиться и Вам, и ему.

Читайте также: Фотографии подростков-бунтарей и как они изменились повзрослев

2. Не настаивайте на душевных разговорах

podr4.jpg 

Каждому из нас время от времени необходимо побыть наедине с самим собой. И подростки – не исключение. Поэтому не стоит навязывать им свое общение и уж тем более устраивать допрос с пристрастием, если Вы заметили изменения в поведении ребенка.

В данной ситуации лучше обозначить, что Вы готовы выслушать ребенка, но при условии, что он не против. Станьте слушателем, ведь иногда детям хочется просто выговориться, не получая при этом советов.

Если Вы хотите прокомментировать ситуацию или дать совет, спросите у ребенка, готов ли он Вас выслушать. При отрицательном ответе не настаивайте, а скажите, что все в порядке, при этом упомяните о том, что он всегда может обратиться к Вам за помощью в случае необходимости.

3. Установите границы для подростка

podr5.jpg 

Желание обрести независимость и самостоятельность в подростковом возрасте зачастую достигается путем нарушения существующих в обществе и в семье законов. Чтобы этого избежать, необходимо установить границы, которые должны быть четко сформулированными, справедливыми и одобренными обеими сторонами.

Такой подход, основанный на соблюдение определенных правил, будет способствовать развитию между подростком и взрослыми конструктивных отношений, в которых каждый будет четко понимать поставленные цели и круг своих обязанностей.

При этом правила лучше вводить последовательно, чтобы не вызвать у подростка новую волну протеста в связи с изменением его образа жизни. При желании можно составить список правил в письменной форме.

Не стоит забывать и о системе поощрения за выполнение задач. Но здесь важно, чтобы поощрение не превратило отношения между взрослыми и детьми в торгово-рыночные. Поэтому рекомендуется в качестве мотиватора не использовать деньги. Это могут быть поездки или приобретение того, о чем мечтает ребенок.

Помните о том, что не только подросток должен соблюдать очерченные границы, а и Вы должны придерживаться установленных правил и выполнять свои обещания, чтобы завоевать уважение ребенка и стать для него примером.

4. Проявите уважение к ребенку

podr2.jpg 

Подросток – сформировавшаяся личность, мнение и желания которой следует уважать. Прямые указания и нравоучения он воспринимает как навязывание взрослым своего мнения, что в итоге может сделать Вас «врагом №1». Позвольте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, особенно если он не просит у Вас помощи и совета. Тем самым Вы проявите не только уважение, а и доверие к нему.

В то же время любой человек, независимо от возраста, нуждается в поддержке, внимании и участии (важно не путать участие с сочувствием). Поэтому в трудной ситуации, если ребенок Вам доверяет, он обязательно обратится за помощью. И здесь важно не просто дать совет, а рассмотреть несколько вариантов развития событий, предоставив ему сделать самостоятельный выбор.

5. Привлекайте подростка к решению взрослых проблем

podr6.jpg 

Одной из распространенных ошибок взрослых является то, что мы считаем детей неспособными решать взрослые проблемы. Такое поведение мы зачастую оправдываем тем, что хотим оградить детей от лишних переживаний. И это, несомненно, правильно.

Но ведь не каждый день мы сталкиваемся с серьезными жизненными ситуациями, о которых детям лучше не знать. Зачастую мы игнорируем мнение детей даже в элементарных вопросах. Наше неумение слушать рано или поздно становится причиной отдаления детей от взрослых.

Чтобы этого не произошло, вовлекайте подростков в решение тех проблем, с которыми им под силу справиться. Давайте им возможность высказать свое мнение, хвалите за грамотные решения, которые можно и нужно претворять в жизнь, тем самым мотивируя самостоятельность.

А вот за нерациональные решения не критикуйте: лучше объясните, почему в данной ситуации лучше поступить по-другому. Помните о том, что постоянная критика убивает всякую инициативу и желание действовать

Читайте также: 10 фактов, которые каждый родитель должен знать о мозге своего подростка

6. Запрещайте правильно

podr7.jpg 

Категоричные высказывания и жесткие запреты абсолютно не действуют в отношении трудных подростков. Напротив, такая модель поведения взрослых побуждает их к еще большему нарушению правил и границ дозволенного, что неизбежно ведет к негативным последствиям.

Поэтому если ребенок не хочет проявлять благоразумие, не надо учить его жизни, ведь он уверен, что и без Вас прекрасно все знает. Лучше объяснить ему на примерах, к чему может привести подобное поведение. При этом все Ваши высказывания должны быть четко сформулированными и аргументированными.

И если в первый раз такая тактика не даст плодов, то впоследствии, убедившись в правоте Ваших доводов, подросток обязательно прислушается к Вашим словам.

7. Предоставьте подростку свободу действий

podr8.jpg 

Все подростки стремятся к независимости и самовыражению. Предоставьте им такую возможность. Конечно, это не означает, что они вольны делать все, что им вздумается. Поэтому заранее оговорите рамки дозволенного.

Если Вы переживаете, что ребенок может попасть под влияние плохой компании, предложите ему пригласить друзей в гости. Таким образом Вы сможете составить собственное мнение о круге его общения и защитить при необходимости от негативного влияния друзей.

В то же время, если Вам не нравится компания ребенка, не стоит заявлять об этом открыто и запрещать общение, поскольку такими действиями Вы лишь оттолкнете ребенка и укрепите позиции псевдодрузей.

Постарайтесь узнать больше о тех друзьях, которые Вам не пришлись по душе, и ненавязчиво наведите ребенка на размышления.

Читайте также: 15 признаков того, что вы вырастите гения

8. Выделите лидера в группе трудных подростков

podr9.jpg 

Если Вы имеете дело с группой трудных подростков, выделите лидера и наладьте с ним коммуникацию. Это избавит Вас от необходимости воздействовать на каждого подростка с непростым характером в отдельности, поскольку за Вас это сделает авторитет лидера.

Еще один метод воздействия на группу предполагает ее разделение на несколько небольших подгрупп, что также позволит более продуктивно работать с подростками.

И помните: спокойствие, терпение и понимание являются теми составляющими, которые обязательно принесут положительные результаты при взаимодействии с трудными подростками.

Переходный возраст ─ особый период. Даже спокойные домашние дети, вошедшие в пубертат, превращаются в «ёжиков». Вместе с психологом Антоном Скобелевым разбираемся, как найти общий язык с подростком и сохранить доверие.

Кадр из фильма
Источник: Кадр из фильма

Переходный возраст накрывает ребёнка с головой — ему нужно быстро адаптироваться к колоссальным биологическим и психологическим переменам в своём организме. Взросление забирает огромные ресурсы. Чтобы успешно пройти через этот бурный поток изменений, подростку необходима наша помощь и поддержка.

При этом любые детские кризисы роста ─ это и родительские кризисы.

Ребёнок изменился, перешёл на новый этап развития, а родители всё ещё держатся за старый образ их малыша и не торопятся менять подходы к воспитанию. Именно поэтому чем раньше мы начинаем готовиться к кризису, тем легче он проходит для обеих сторон ─ и для родителей, и для самого подростка.

К сожалению, многие воспринимают ситуацию так: был у меня хороший ребёнок, а тут взял и испортился. Не понимая, что подростку сейчас самому тяжело, у него одновременно запущено много внутренних процессов. Это как на маломощном компьютере открыть сразу десяток программ ─ всё начинает тормозить и медленно работать. Родители должны понимать, что происходит с ребёнком, и адекватно реагировать на изменения.

6 правил общения с подростком

Ослабляем контроль

Отстаньте от ребёнка. Это уже не тот малыш, которого вы водили за ручку в школу. Он вырос и с каждым годом ощущает себя всё самостоятельнее. Нужно постепенно отпускать контроль в тех областях, в которых ребёнок уже свободен, в которых он уже может сам.

В противном случае подростку ничего не остаётся, как идти против родителей, противопоставлять себя их авторитету. Подростковый бунт ─ это во многом реакция на наши не совсем корректные действия в отношении ребёнка.

Чтобы действительно помочь подростку, а не ставить его в условия сопротивления, нужно уменьшить контроль, предоставить ему свободу выбора, задавать больше вопросов, а не давать прямых указаний.

Если ваш тинейджер в целом ведёт себя ответственно (не нарушает договорённости, возвращается вовремя домой, не делает секрета из своего местонахождения), то нет оснований шпионить за ним и контролировать каждый его шаг. Ребёнок, которому доверяли, и который сам доверял родителям, вырастет успешным, независимым, классным и свободным.

Не критикуем

Подростковый возраст ─ время экспериментов. Тинейджерам нравится преодолевать и узнавать себя, выясняя, что они могут, а что не могут, какие запреты и ограничения уже можно обойти, а какие — пока нет. Дети красят волосы во все цвета радуги, мечтают прыгнуть с парашютом, прогуливают уроки, остаются на ночь у друзей.

Посмотрите, как меньше ссориться с детьми:

А что в это время делают родители? Чаще всего критикуют, запугивают и навязывают свою точку зрения. Все вот эти: сделаешь пирсинг ─ домой не приходи, что за дрянь ты слушаешь, тебе ничего не интересно, сидишь весь день в телефоне.

Даже если допустить, что взрослые правы с их точки зрения, то всё равно ─ мы критикуем ребёнка, которого сами и воспитывали. Всё, что окружает подростка, так или иначе наших же рук дело и наш выбор ─ это мы отдали его в эту конкретную школу, это мы подарили ему смартфон, это мы не развивали его музыкальный вкус.

Тинейджеру в первую очередь нужна наша безусловная поддержка и понимание.

«Я люблю тебя, я поддержу твои лучшие качества, твоё любопытство, я всегда на твоей стороне. А твои синие волосы выглядят невероятно круто, у меня на такое никогда не хватало смелости».

Уважаем личные границы

Если я заставляю подростка убираться в его собственной комнате, то получается, что это не его комната, а моя. Если я регулярно говорю ребёнку, что пока он живёт в моей квартире, он будет жить по моим правилам, то я не только показываю своё неуважение, но и теряю свой родительский авторитет. Мы как бы даём ребёнку понять, что он ни на что не имеет права: «Я здесь главный. Как я скажу, так и будет, и мне плевать, что ты там думаешь».

  • стучать, перед тем, как войти к нему в комнату,
  • не читать его личную переписку,
  • не исследовать карманы, если нет каких-то серьёзных подозрений.

Ребёнок должен видеть, что вы ему доверяете, принимаете и не критикуете. Только в этом случае ребёнок повернётся к вам лицом.

Прислушиваемся к его мнению

Слушайте своего ребёнка. Его мнение для вас должно быть действительно стоящим рассмотрения и внимания. Если подросток начинает что-то высказывать, не игнорируйте его мысли, прислушайтесь к ним, даже если они вам кажутся неуместными и глупыми. Иначе вы будете всё больше отдаляться друг от друга.

1d7cac9e-001b-4360-bde3-86230b212c51
Источник: Кадр из фильма «Твой выход, детка!»

Когда ребёнок что-то рассказывает о своих желаниях или планах на будущее, ни в коем случае не оценивайте его слова, особенно негативно. Даже если эти мечты вам совсем не нравятся. Он говорит: «Я вот думаю татуху себе набить». Первый вариант реакции: «Что за бред? Ты что, идиот? Как тебе такая чушь в голову пришла?» Такими словами мы не только обесцениваем его желания, но и разрушаем доверие.

Другой вариант реакции: «Слушай, тату ─ это интересно, я сам в юности думал себе набить, один раз даже сидел в салоне, но ничего не смог выбрать. Давай обсудим, что тебя привело к этой мысли. Я помню, что меня тогда навело на эту мысль, мы можем это с тобой обсудить». Ребёнок понимает, что его желания ─ это важно, его мнение учитывается и вызывает интерес. Так мы взращиваем доверие, и постепенно человек нам открывается.

А если всё, что говорит подросток, ─ это бред, то скоро он не захочет с нами вообще что-либо обсуждать. А потом мы начинаем: «Он со мной не говорит, клещами ничего не вытянешь».

А не надо из другого человека что-то тащить клещами, нужно создать атмосферу доверия.

Даём получить собственный опыт

Не пытайтесь подменить опыт ребёнка своим собственным, родительским опытом. Поговорить и рассказать о нём ─ да: «Слушай, у тебя интересная идея. Если хочешь, я расскажу, как было у меня в подобной ситуации. А хочешь пройти это сам ─ действуй». Или: «Слушай, у меня такой ситуации не было, мне это в голову никогда не приходило. Но мы можем с тобой её обсудить, вместе подумать, как лучше сделать, если хочешь».

Ваши открытия ─ только ваши, ребёнок ─ это другой человек, у него в любом случае всё будет иначе. Даже если подросток делает, на ваш взгляд, полную ерунду ─ он изучает мир, для него это не ерунда, а удивительный опыт.

Да, иногда сложный и проблемный опыт, но это и есть жизнь ─ череда проб и ошибок. 

Основной мотив в пубертате ─ это свобода, желание избавиться от контроля родителей. Ответственности пока что ребёнку не хватает, он не готов отвечать за последствия своего выбора. Но он уже не готов слепо верить родителям и хочет выяснить всё на практике. И это его право.

Не культивируем чувство вины

Запрет на культивацию чувства вины и долженствования ─ это, пожалуй, ключевой запрет при общении с подростком. «Ты мой ребёнок, а значит, ты должен делать так, как я говорю, иначе ты мне не сын или не дочь». Это всё про вину: если ты не соответствуешь моим представлениям о тебе, то ты виноват.

f21c96dd-77f8-439b-becb-c2e43fcc736b
Источник: Кадр из сериала «Старгерл»

«Я представляю, что мой сын ─ отличник, а ты не такой, значит, ты плохой. А раз другого сына у меня нет, а ты моим представлениям не соответствуешь, тогда лучше бы тебя вовсе не было». Это, конечно, не прямая речь, но вполне рабочая схема внушения чувства вины.

Чувство вины ─ это попытка всё решать через наказания.

Ты поступил по-своему, ты будешь наказан ─ через моё молчание, через мои истерики или крики. Такой подход в итоге загоняет человека в угол, в котором беречь ему становится нечего, ─ и родитель теряет последний контроль над ситуацией. Когда подросток говорит: «А что ты мне сделаешь? Ты всего меня лишил! А я не буду!» Это бунт на уровне жизни: «И что, ты меня убьёшь? Как ты меня заставишь тебе подчиняться? Не буду и всё».

Это единственная свобода, которая у него остаётся. Через наказание в виде лишений и запретов можно отобрать у ребёнка все, что ему интересно: не пойдёшь гулять, не будешь встречаться с друзьями, телефон отдай, компьютер выключи, денег не получишь. И что ему делать тогда? Только сопротивляться из последних сил.

Подростковый возраст ─ это само по себе испытание для человека, у него меняются физиология и психика, он внутренне и внешне становится другим. В этот момент единственное, что ему нужно, ─ это наши поддержка и принятие, наши любовь и доверие.

  • Друг плохо влияет на моего ребенка — что делать?
  • Родительская вина: как простить себя
  • 10 стоп-фраз, которые никогда нельзя говорить детям
  • Как научить ребенка убирать за собой игрушки
  • 10 фраз, которые нужно говорить малышу каждый день

Все материалы

Когда подростка наказывают за плохую отметку в школе, он грубит. Не пускают гулять — он убегает: «Я взрослый, сам могу решать, что и как мне делать», «Не желаю жить под вашу диктовку» — такие обвинения часто летят в сторону родителей. Почему еще вчера милый и вежливый ребенок буквально на глазах превращается в невоспитанного грубияна, объясняет Александра Палашина, завотделением ранней профилактики семейного неблагополучия семейного центра «Гармония».

Такими действиями ваш ребенок пытается заявить окружающему миру о себе, о том, что он повзрослел. Подросток стремится изменить свой статус в семье и в обществе. А родители по-прежнему все еще видят в нем маленького ребенка, и потому некоторые из них стремятся ограничить детскую свободу, чтобы не выпускать отпрыска из гнезда.

«Повышенная конфликтность подростка, обидчивость и нередко плохое настроение и раздражительность часто бывают следствием серьезных внутренних перестроек. Грубость и вспыльчивость — это результат расхождения между тем положением, которое ребенок стремится занимать, и тем, которое он занимает фактически», — объясняет Палашина.

Как действовать родителям

  • Дайте ребенку почувствовать себя значимым.
    Дайте подростку понять, что его мнение очень важно для вас. Часто своим бессмысленным протестом он хочет добиться того, чтобы с его мнением считались и принимали как равного.
  • Учитесь доверять ему.
    Допустим, он обещал что-то сделать к определенному сроку. Не надо постоянно напоминать ему об этом. Особенно если вы знаете, что у вашего ребенка хорошая память. Займитесь своими делами, а его предоставьте самому себе.
  • Ослабьте контроль.
    Не стоит постоянно контролировать подростка, чтобы он не сделал вдруг чего-то плохого. Эффективность такого способа воспитания будет не слишком высокой. Ваш ребенок, скорее всего, будет все делать наоборот, что только усилит недопонимание между вами. Чем больше вы будете давить на него, тем больше вероятность, что он сделает именно то, что вы ему запрещаете.
  • Чаще вспоминайте себя в этом возрасте.
    Даже если вы были совсем другим, то подумайте: неужели вам никогда не хотелось делать не то, что говорят родители? Возможно, это поможет понять его и принимать его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
  • Не прекращайте искать в нем хорошее.
    Найдите в своем дорогом подростке хорошие качества и говорите ему о них. Даже не сомневайтесь: скоро эта ваша убежденность перейдет и к нему. А когда подросток уважает себя, он уважает и своих родителей.

Источник публикации

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Почти 80% российских школьников переживают из-за отметок. Эти данные подтвердились в ходе опроса учителей. При этом больше половины учеников нервничают, когда их сравнивают с другими, — показало Международное исследование «Уверенность в процессе обучения». В школе ребят оценивают чаще всего, однако и дома ученики получают свою долю критики. Как ни парадоксально, но из желания предостеречь и научить, подготовить к будущему родители ругают детей. Наказания и замечания не лучший способ поддержать школьника и помочь ему стать успешным. Что делать вместо критики и как найти общий язык с подростком, рассказываем в статье.

как найти общий язык с подростком

«Отдай плюшку! Во-первых, сладкое портит фигуру! Во-вторых, иди спать! В третьих, делай уроки! А что ещё, что-то ещё надо. Да! Вспомнила! Вымой руки!»

Дайте свободу действий

Жизнь детей подчинена регламентам образовательной системы и указаниям взрослых. Что делать и как себя вести в школе, говорят учителя, дома — родители. Чаще всего ошибки подростка связаны с нарушением чужих требований. «Надень шапку! Вынеси мусор! Помоги сестре! Позвони, как доедешь!» — родители хотят позаботиться о своём ребёнке и не замечают, что он вырос и может взять на себя часть ответственности.

Лучше всего не дожидаться бунта, а составить список вещей, которые подросток мог бы при желании делать сам. Например, выполнять домашние задания, собирать школьный рюкзак, следить за уровнем заряда батареи телефона. Ребёнку трудно повзрослеть, пока вы воспринимаете его незрелым.

Поговорите в спокойном доверительном тоне, скажите, что заметили, насколько ваш сын или дочь стали взрослее, внимательнее, самостоятельнее. Пообещайте меньше докучать напоминаниями и постарайтесь сдержать слово. Попытайтесь увидеть в подростке сознательную личность. Учитесь реагировать так, будто это не ваш ребёнок, а ваш друг оплошал. Вы ведь не станете ругать подругу, если она гуляет на морозе в лёгкой куртке или критиковать друга за провал на экзамене.

Не ждите мгновенных изменений. Чудо случится, только дайте срок. Поначалу подросток, скорее всего, с недоверием отнесётся к вашим словам и будет проверять на прочность данные обещания. Сохраняйте спокойствие: берите тайм-аут, медитируйте, ведите дневник — главное не возвращайтесь к старым способам реагировать.

Делитесь своими соображениями

Многие взрослые мастерски ведут внутренние диалоги. Мы рассуждаем над повседневными решениями самого разного масштаба: что съесть на завтрак, можно ли сегодня опоздать на работу, купить куртку сейчас или дождаться распродажи? Дети видят результаты принятых решений, но не догадываются об этапах процесса.

Рассказывайте  подросткам, почему вы отказались от предложения возглавить отдел продаж, зачем купили 16 килограммов гречки и почему решили пригласить гостей в выходные. Спрашивайте, что думает ваш ребёнок, как бы он поступил, с чем он согласен и отвечайте на его вопросы. Это поможет создать пространство безопасного общения. Сначала вы делитесь своими размышлениями и сомнениями, а потом ребёнок сможет поделиться с вами.

Перестаньте спасать ситуацию

Иногда на приёме у психолога родители жалуются: «Дочь потеряла смартфон. Мы купили ей новый. Через месяц она забыла его в такси. Мы купили ещё один. Она его разбила. Купили другой, да сколько это может продолжаться!?» Типичная ситуация со стороны выглядит очень ясно: перестаньте решать проблемы, которые создаёт подросток. Забыл сменку — пришлось возвращаться домой или весь день ходить по школе в бахилах. Учиться на чужих ошибках крайне сложно, но прожить жизнь без собственных невозможно.

Чем раньше вы подарите ребёнку опыт собственных ошибок, тем легче ему придётся в будущем. Позвольте подростку уже сейчас научиться решать свои проблемы. Чтобы одолжить денег на обед или договориться о пересдаче зачёта, нужны определённые навыки. Эти же навыки пригодятся во взрослой жизни, чтобы одолжить денег на крупную покупку или перенести сроки дедлайна на работе.

Признавайте собственные ошибки и дарите ребёнку второй шанс

Если вы забыли перечислить деньги репетитору или опоздали забрать ребёнка с секции, скажите: «Прости, это моя вина». Пусть подросток видит в вас живого человека, а не безгрешного обвинителя. Ведь дети всё равно видят и понимают, когда взрослые неправы. Признание собственных ошибок делает вас более честными и достойными доверия.

Когда подросток забывает сделать что-то, давайте ему понять, что всё поправимо. Грязную посуду ещё не поздно вымыть. Вместо видеоигр можно взяться за алгебру. Будьте примером, показывайте, как вы сами используете второй шанс. В следующем месяце оплатите услуги репетитора заранее, чтобы школьник был спокоен. Приедьте за подростком пораньше и предложите послушать его любимую музыку по пути домой.

Научитесь не бояться ошибок и не будьте слишком строги к самим себе, даже если найти общий язык с подростком быстро не получается. Дайте себе право и возможность всё исправить. Тогда вам будет легче принимать несовершенства в других. Ребёнок учится относиться к самому себе благодаря вам. Если вы принимаете его, прощаете, доверяете, то и он сможет принимать себя и быть самим собой.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

По минному полю: как найти общий язык с подростком

Общение с подростком напоминает переход по минному полю: никогда не знаешь, какая фраза станет причиной эмоционального взрыва. Почему так происходит и как найти общий язык с подростком, рассказывает Карина Рихтере, профессиональный психолог, эксперт по теории привязанности и детско-родительским отношениям.

Им тоже сложно

В какой-то момент ваш милый и горячо любимы ребенок вдруг превращается в колючего ежика. Он грубит, повышает голос по малейшему поводу, горячо отстаивает свою точку или уходит в себя и неделями ни с кем не разговаривает. Это значит, что ваш ребенок вошел в период полового созревания и у него начался подростковый возраст.

Его основные психологические характеристики:

  • резкие перемены настроения;
  • изменения самооценки и самовосприятия;
  • активный или пассивный протест против сложившихся семейных правил;
  • грубость и дерзость в общении;
  • частые срывы на крик;
  • повышенная плаксивость;
  • периоды одиночества и затворничества.

Подростку и самому непросто. Он, возможно, и сам не хочет плакать, кричать и уходить, громко хлопнув дверью. Ему самому сложно, когда его эмоциональные качели сначала поднимают его на вершину блаженства и абсолютного счастья, а через 10 минут роняют его в пропасть самоуничижения.

Это происходит из-за физиологических и психических изменений:

  • Гормональные взрывы. В крови подростка бушует настоящий коктейль из самых разных гормонов, которые дают его мозгу противоречивые сигналы.
  • Изменения в теле. Тело резко меняется. У мальчиков ломается голос и начинается стремительный рост, начинает расти борода и случаются поллюции. У девочек появляется грудь, начинаются месячные, тело становится более женственным. Подростку кажется, что его тело ему не принадлежит и не подчиняется. Он еще не взрослый, но уже не ребенок.
  • Психическое развитие. В мозге подростка тоже происходят значительные изменения. Идет активная перестройка всех его структур, начиная с самых древних и заканчивая прогрессивными. В мозге активно формируются новые нейронные связи. Префронтальная кора, которая отвечает за наше сознательное поведение, полностью разовьется только к 25. Подросток часто действует инстинктивно, а не рационально.

Подростковый период может начинаться в 11 лет и завершается к 20. Это не значит, что весь этот период вас ждут гормональные штормы и подростковые протесты. У многих этот период вполне безболезненно.

Меняйте правила

Ребенок меняется. И часто именно родители не готовы к этим изменениями. Именно они продолжают относиться к подростку как к ребенку и не принимают того, что происходит. Для подростка такое отношение вдвойне унизительно, потому что он-то считает себя взрослым, и думает, что может сам принимать решения и ни от кого не зависеть.

Подростковый возраст — время пересмотреть приоритеты и изменить правила:

  1. Больше ответственности. Несмотря на кажущуюся занятость подростка и стремление максимально его разгрузить, найдите для него ежедневные и еженедельные домашние обязанности. Он может покупать хлеб или какие-то другие продукты ежедневной необходимости, убирать у себя в комнате, мыть посуду. При этом если ребенок не сделал то, что должен. Не купил хлеб — все едят без хлеба. Не вымыл посуду — достаете новую. Он должен понимать последствия своих поступков и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности.
  2. Больше свободы. Установите четкие правила и ответственность за них. Разделите их на три категории: допустимо, недопустимо, допустимо с оговорками. Например, недопустимо не отвечать на звонки и в сообщения в мессенджерах или уезжать в другой город без предупреждения. Допустимо выбирать одежду, красить волосы в розовый цвет или делать пирсинг. Допустимо с оговорками оставаться ночевать у друзей или ходить на концерты с соблюдением некоторых правил. Не устанавливайте эти правила в одностороннем порядке. Обсудите их с ребенком и найдите устраивающий всех компромисс.
  3. Больше личного пространства. Подростковый возраст — время, когда ребенок начинает сепарироваться от родителей. У него появляются свои интересы. Он начинает отдаляться от семьи и больше времени проводить с друзьями. Дайте ему это пространство. Не стремитесь стать «своими» и ходить вместе на тусовки. Лучше заведите новые интересы только для вашей семьи. На концерт модной группы он может сходить и с друзьями. А вот полюбить классическую музыку или джаз сможет только с вашей помощью. Не забывайте, что его комната и его вещи — это его пространство. Не заходите в нее без стука и не копайтесь в его вещах в поисках дневников и компромата.
  4. Больше уважения. Очень сложно уважать человека, который постоянно обесценивает все, что ты делаешь, относится к тебе с позиции сверху и постоянно критикует. Если вы хотите, чтобы подросток уважал вас, начните уважать его. Даже если вам кажется, что его увлечение — бесполезная трата времени, оставьте свое мнение при себе. Вы можете рассказать, почему вы так считаете, но не можете давить на ребенка и запрещать ему что-то делать. Если увлечение дорогостоящее, обсудите, как найти выход из ситуации. Подросток может начать подрабатывать или откладывать карманные деньги на свое хобби.

Конечно, новая реальность требует новых методов коммуникации.

Как разговаривать с подростком, чтобы слушать и слышать?

Подросток — это уже не ребенок, который ловит каждое ваше слово и соглашается со всем, что вы говорите. Но это еще и не взрослый, который может сам принимать решения. Вместе с тем, подросток хочет стать взрослее и брать на себя больше ответственности, чем может потянуть.

Общение с подростком — это постоянный поиск баланса. Нельзя выстроить одну коммуникативную стратегию и постоянно ей следовать. Однако есть несколько общих правил, соблюдение которых поможет вам выстроить конструктивные отношения с ребенком:

  1. Уважайте его чувства. Все чувства подростка обострены до предела. Если он любит, то, кажется, до конца жизни. Если ненавидит, то хочет, чтобы этот человек испытывал страдания и мучился. Не потому, что он садист или психопат. Его нервная система работает на максимальных настройках и остро реагирует на любое явление. Не отмахиваясь от этих чувств. Не говорите, что они пройдут или через год будут не важны. Подросток не может оценить того, что будет через год. Он живет здесь и сейчас. И здесь и сейчас ему нужна ваша поддержка и ваше понимание. Говорите, что понимаете его чувства. Рассказывайте истории из личного опыта. Подростку, конечно, кажется, что родители ничего не понимают, но вместе с тем, он будет знать, что вы на одной волне и что вы принимаете его в любом состоянии.
  2. Говорите и слушайте. Заведите привычку обсуждать, как прошел день и что интересного в нем случилось. Слушайте, не давайте оценок и не забывайте поддерживать. Это очень трудно, потому что в нас есть естественное стремление уберечь от ошибок и сложностей. Но вам придется этому научиться. Если ребенок не спрашивает вашего мнения или совета, не стоит их говорить. Опять же можно рассказать истории из своей юности. Но не более того. И тем более не стоит читать нотации. Это приведет к тому, что ребенок вообще перестанет вам что-то рассказывать.
  3. Не сравнивайте. У подростка итак огромные сложности с самооценкой и принятием себя. Если добавить к ним сравнения с ним самим, вами в его возрасте или другими детьми, это пошатнет его итак невысокую самооценку. Сравнения не стимулируют быть лучше. Они заставляют подростка испытывать вину, страх не оправдать чужие ожидания и быть отвергнутым, если он не будет достаточно хорошим.
  4. Помогайте. Вместо прямых советов и нотаций, помогите ребенку найти альтернативы. Вы можете покупать ему книги, с помощью которых он будет лучше понимать себя, присылать ссылки на статьи или видео психологов, смотреть фильмы, в которых герои проживают схожие проблемы. Вы предлагаете ему решение проблемы, но не делаете это с позиции сверху.
  5. Оставайтесь взрослым. Не забывайте о том, что взрослый в ваших отношениях вы, поэтому не стоит кричать, когда подросток повышает на вас голос или говорит, что ненавидит вас. Спокойно и уверенно говорите, что совсем необязательно повышать голос и старайтесь переводить разговор в конструктивное русло. Подросток себя не контролирует, но вы-то можете. Это может быть сложно. В такие моменты сделайте несколько глубоких вдохов или посчитайте про себя до 10. И только потом начинайте говорить. Это поможет избежать усугубления конфликта.

Помните, что самое важное в любых отношениях — это доверие и взаимное уважение. Когда в семье есть доверие и уважение, даже подростковый возраст проходит без сильных бурь.

Рекомендуем для изучения

Бесплатный мастер-класс для мамы ребенка 7-16 лет «Трудный возраст»

Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос

Что еще почитать:

Обойдемся без истерик: 6 советов, как быстро уложить ребенка спать

Не хочу проигрывать: как научить ребенка переживать неудачи

Быть командой: почему родители должны быть последовательны в воспитании

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить телефонный диалог на английском
  • Как найти благоприятные дни
  • Как составить список всех знакомых
  • Как найти опенсорс проект
  • Как найти два неизвестных в одном уравнении