Мутационная дисфония (Патологическая мутация голоса)
Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.
Общие сведения
Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.
Мутационная дисфония
Причины
Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:
- Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.
- Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.
- Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.
- Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.
- Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.
Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.
Патогенез
Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.
При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.
Классификация
Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:
- Преждевременная. Смена детского голоса на взрослый происходит в возрасте до 8-10 лет. Ранняя мутация связана с преждевременным половым развитием.
- Поздняя. Начинается на 2 и более года позже нормальной мутации. При этом размеры гортани соответствуют взрослым параметрам, но голос остается детским. Встречается у лиц, страдающих эндокринопатиями, неврологическими нарушениями, а также певцов, длительное время использующих фальцет.
- Пролонгированная (затянувшаяся, неполная). Несмотря на нормально протекающий пубертат, трансформации тембра не происходит. Взрослый мужчина продолжает разговаривать высоким, иногда писклявым голосом. Причиной такой мутационной дисфонии служит отсутствие согласованности между дыханием и вибрацией голосовых складок.
Симптомы мутационной дисфонии
Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.
Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.
Осложнения
Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.
Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.
Диагностика
Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:
- Ларингоскопия. Объективная эндоскопическая картина характеризуется гиперемией, утолщением, отечностью голосовых складок, повышенной секрецией слизи. При фонации складки не смыкаются, образуется так называемый «мутационный треугольник» или овал.
- Видеостробоскопия. Динамический осмотр голосовых складок позволяет оценить их подвижность. Для мутационной дисфонии характерны несогласованные, разноамплитудные колебания.
- Электроглоттография. Позволяет объективно оценить степень смыкания голосовых складок при фонации. Коэффициент контакта указывает на неполное закрытие голосовой щели.
- Фонетография. Осуществляется запись голоса и его компьютерный акустический анализ. Минимальная частота тона и частота основного тона выше значений, характерных для постмутационной стабилизации.
- Логопедическая диагностика. Включает оценку силы, звучности, тембра голоса, исследование фонационного дыхания. При прослушивании подростка с мутационной дисфонией отмечается нестабильность фонации, диплофония, дискоординация между речевым дыханием и голосоподачей.
Лечение мутационной дисфонии
Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.
Психокоррекция
Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.
Лечебная и дыхательная гимнастика
Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.
Логопедическая коррекция
При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.
После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.
Прогноз и профилактика
Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.
Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.
Литература 1. Нарушения голоса/ Лаврова E.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. — 2006. 2. Нарушения голоса у детей/ Орлова О. С. – 2005. 3. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция. Автореферат диссертации/ Эстрова П. А. 4. Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах. Автореферат диссертации / Султонова К. Б. – 2013. |
Код МКБ-10 R49.0 |
Мутационная дисфония — лечение в Москве
Loading…
Protected by AntiBot.Cloud
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
На приеме у врача-фониатраДетский голос — тонкие струны души вашего ребенка
«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»
Наталья Зайцева, г. Ростов
С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.
Осторожно – голос!
Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.
К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.
Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам.
Почему теряется «серебристость»?
Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.
Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс
Развития голоса у детей проходит 4 периода:
- Дошкольный (6-7 лет)
- Домутационный (7-12 лет)
- Мутационный (12-15 лет)
- Постмутационный (15-19 лет)
Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.
Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.
К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.
Затем наступает собственно мутация — период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.
Трудности подросткового возраста
Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.
Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.
Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.
Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.
Доктор вам поможет
Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.
Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.
При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.
Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.
При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.
Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.
Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.
В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.
Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.
Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.
Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.
Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.
Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.
Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.
Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.
Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.
Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.
Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.
Массаж при дизартрии
Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.
Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.
Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.
Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.
Нормализация и развитие голоса при дизартрии
Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.
Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.
Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».
Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.
Особое внимание обращается на следующие условия:
- активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
- вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
- все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.
Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией
Детям можно предлагать следующие упражнения:
1. «Ладошки».
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
2. «Погончики».
Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
3. «Насос».
Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.
5. «Обними плечи».
Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.
Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.
- исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
- исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
- исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
- движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
- надувание щек;
- доставание кончиком языка мягкого нёба;
- поднятие мягкого нёба при зевке.
Голосовые упражнения
Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:
1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…
2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.
ма-мо на-но
ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.
3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.
4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.
Закрепление сформированных голосовых навыков
Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:
1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.
2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.
3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.
4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.
5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:
Откуда лакал Полкан?
Чей Полкан из Байкала лакал?
Что делал Полкан?
9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.
Эмоциональное состояние |
Тексты, которыми необходимо выразить данное эмоциональное состояние |
Гнев | Три сороки-тараторки тараторили на горке. Тришкина шавка укусила Пашку. |
печаль | Сачок зацепился за сучок. Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали. |
Страх | Жутко жуку жить на суку. От топота копыт пыль по полю летит. |
Удивление | Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. У осы не усы, не усищи, а усики. |
Отвращение | Шёл Егор через двор с топором чинить забор. На то Хавронье и дано рыло, чтоб она им землю рыла. |
Радость | По семеро в сани уселись сами. Павка на лавке плетёт лапти Клавке. |
Восхищение | Ценит цеп косец по косовице. Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой. |
раскаяние | Вымыли мышки миски для мишки. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. |
На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации.
Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
По степени сохранности голоса выделяют две группы: афония и дисфония.
При афонии голос теряется полностью, пациент может общаться только шёпотом. А при дисфонии – частично: нарушается чистота, сила и тембр. Сопровождается дисфония хрипотой, осиплостью, реже – кашлем и затруднённой речью.
Оба заболевания могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. При своевременной терапии – легко поддаются лечению, самостоятельно не пропадают.
Причинами возникновения проблем с голосом могут стать пыль, вредные привычки, инфекционные заболевания дыхательных путей, ларингит, операции на органах шеи, ДЦП, психологические факторы.
Нарушения классифицируют согласно следующим причинам:
- Центральные органические нарушения (параличи гортани) – проявляется при травмировании коры головного мозга, часто сопутствует детскому церебральному параличу.
- Центральные функциональные нарушения – возникает при большом стрессе или при других психотравмирующих обстоятельствах. Афония такого типа протекает длительно, а после лечения вероятны рецидивы.
- Периферические органические нарушения – возникают после ларингита, тяжелых операций по удалению опухолей, при парезах и рубцовых изменениях голосового аппарата, а также при параличе гортани.
Ларингит опасен тем, что меняет слизистую, чем сопутствует к поражению нерв и мышц гортани и стойкому дефекту голоса, который сопровождается болью. Голос теряет свою силу и звучность, появляется утомляемость, вплоть до полной неспособности говорить.
После инфекционных поражений или других травм гортани – образовываются периферические парезы и параличи, которые сбивают дыхание и нарушают голос.
Опухоли – являются одной из самых распространённых причини нарушения голоса. Большое скопление папиллом зачастую наблюдается у детей, опухоли накапливаются в гортани, а после удаления могут рецидивировать.
Органические периферические нарушения голоса могут иметь врождённый характер, к таким относят:
- Порок развития гортани — у пациента нарушена структура хрящевой ткани, обвисает надгортанник, соответственно вход в гортань не открывается полностью;
- Подголосовой стеноз гортани – голосовые складки недоразвиты, стенозу сопутствует кашель, отдышка и хрипы;
- Врождённый порок развития гортани – нарушение функций гортани, которая возникает ещё в утробе матери.
- Периферическое функциональное нарушение — является следствием переутомления голоса, по причине инфекционных заболеваний или неправильной постановки голоса. Отсутствуют воспаления и анатомические изменения, легко поддаётся лечению.
Начать восстанавливать голос, необходимо как можно раньше, чтобы избежать патологий. При лечении выделяют две задачи – выявление компенсаторных возможностей организма и ликвидация патологий.
Для осуществления этого необходимо:
1. Стимуляция мышц и нервов гортани;
2. Предотвратить развитие вторичных дефектов;
3. Работа с психотерапевтом;
4. Восстановление фонации;
5. Координация дыхания.
Для лечения проблем с голосом существуют следующие этапы:
• Общение с психотерапевтом;
• Коррекция дыхания;
• Тренировка мышц гортани, с помощью фонопедических упражнений;
• Закрепление исправленной фонации.
Перед занятиями важно наладить взаимопонимание с пациентом, чтобы определить, что влияет на его настроение и поведение. Это позволит выбрать правильную тактику в предстоящей работе. На первом занятии объясняется сущность нарушения и этапы лечения. Механическое повторение заданий не исправит ситуацию, поэтому стоит замотивировать пациента, объяснив, что патологию несложно исправить.
После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.
Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.
Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:
Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:
1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;
2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;
3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;
4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;
5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;
6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;
7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;
Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.
Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.
Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:
1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;
2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;
3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;
4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;
5) Надуйте щёки;
6) Достаньте кончиком языка нёба;
7) Поднимайте нёбо при зевке.
Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.
При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.
Начинается коррекция с произношения буквы {м}, что позволяет установить правильную фонацию.
Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.
Упражнение 2. Сначала проговорите один звук {м}, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.
Упражнение 3. Произнесите следующие слоги:
— ма-ма на-на;
— ма-мо на-но;
— ма-му на-ну и так далее.
Упражнение 4. Произнесите следующие слоги:
мама-мама-мамама;
нана-нана-нанана и так далее.
Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию.
Упражнение 5. Проговорите звук {й}в сочетании с гласными
Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук {й} продолжительно: ай… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…
После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе.
Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.
Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом, после самостоятельно.
Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.
В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.
Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.
Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.
Если ребёнок перенёс несколько операций, вследствие чего, образовались рубцы в гортани – стоит начинать лечение с коррекционной работы над дыханием, восстановить голос и исправить звукопроизношение.
Вызвать голос у пациента с рубцами и афонией – сложнейшая задача в коррекционных занятиях. Чтобы получить звук подбирается любой звонкий согласный. Например – {м}и {ж}, эти слоги фрмируются при стоне, мычании и жужании. Чтобы закрепить прогресс выполняют вокальные упражнения.
В случае фоноастении, для оперативного восстановления важно найти причину возникновения. Если проблема возникла, в следствие постоянного форсирования, нужно урегулировать речевую нагрузку и избегать психотравмирующих моментов.
Фоноастения протекает без охриплости, поэтому нагружать голосовой аппарат не стоит, проводите тренировки с минимальной нагрузкой. Чтобы определится с правильной позицией, во время фонации – постарайтесь произносить звук {м} как можно продолжительнее.
Чтобы возобновить голос при гипо- или гипертонусных нарушениях – необходимо работать над установлением дыхательной опоры. Важно активизировать голос при гипотонусных расстройствах и восстановить координацию. Как только дыхание удается наладить, переходят к выполнению комплекса Б. За ним следует комплекс голосовых упражнений в обычной последовательности.
При гипертонусных нарушениях используется придыхательная атака звука. Она расслабляет мышечный тонус. Для этой цели выполняют упражнения для дыхания комплекса А:
Сядьте прямо на стуле и повторяйте:
1) Вдыхайте и выдыхайте носом, имитируя стоны;
2) Вдыхайте носом и выдыхайте ртом, со звуком а;
3) Вдыхайте ртом и выдыхайте носом, имитируя стон;
4) Вдыхайте носом, а выдыхайте продолжительно носом, имитируя в конце усиленный стон;
5) Вдыхайте носом, выдыхайте ртом с неплотно сжатыми губами, произнося глухо звук в;
6) Вдыхайте носом, выдыхайте носом толчками, имитируя прерывистый стон.
Стоит в комплексе с этими упражнениями проводить массаж шеи для расслабления мышц. Таким образом, данный комплекс подготовит голосовой аппарат к фонации и произнесению громкого полнозвучного м. После образования полноценного «мычания» дальнейшие упражнения затруднений не вызовут.
Восстановить голосовой аппарат при афонии психогенно-функционального типа – очень сложная задача. После прохождения тщательной подготовки с психотерапевтом приступают к выработке звучности в голосе. При данной проблеме, проще проявить голос, с помощью кашлевого рефлекса и введением его в следующие слоги: ка, ко, ку, ки, ке, а затем – как, кок, кук, кик, кек и т.д. Так называемое «жужжание», тоже окажет позитивное влияние на реабилитацию. Для этого проговаривайте следующие слоги: жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.
Чтобы избежать расстройств и проблем с голосом, нужно воспитывать и оберегать голос с самого детства. Каждый учитель знает, что детский голосовой аппарат слаб, поэтому форсирование может нанести огромный вред. Основной профилактикой предупреждения таких проблем, является диафрагмальное дыхание и мягкая атака голосоподачи.
Для профессий, где постоянно используется голос, необходимо соблюдать ограничения в курении, алкоголе, не переусердствовать с горячей или наоборот, сильно охлаждённой пищей, потому что всё это раздражает слизистую гортани и вызывает воспаления. Простуды также негативно влияют на голосовой аппарат, в частности, когда люди продолжают напрягать голос.
Во время завершения восстановления голоса, не стоит забывать о профилактике. Важно продолжать наблюдение у логопеда, чтобы контролировать состояние голосовых связок.
По завершению восстановления, пациенты получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Чтобы предотвратить вероятнось рецидивов, нужно соблюдать профилактические меры и регулярно наблюдаться в диспансере, эти мероприятия обеспечат устойчивость достигнутых результатов.