Диаманта как составить

Мастер-класс «Составление диаманты»

Пупкова Екатерина Александровна
Муниципальное Автономное  Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №91 
 Свердловская область, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы 

                                                    Составление диаманты
Цель:
Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы 
Задачи:
Научить  правилам составления диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования

 Шаг 1.  Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения


Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых — понятия с противоположным  значением.

Схема построения
 строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
 

Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.

Шаг 2. Цели применения  на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Шаг 3.   Попытаемся  сами создать диаманту.
Поскольку я — учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке). 
Подбираем прилагательные  глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:

      

Шаг 4. 

Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира  можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия), использия математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химиии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:

Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.

 

Даманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:

 

Тоталитаризм
      бесчеловечный, …
разрушающий, …, подавляющий,
репресии, …, ГУЛАГ, …
… , жизнеутвержающая, … 
гуманистическая, …
демократия.

 

Шаг 5. В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя  в ситации успеха,  смогут выражать  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.

Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.

Применение диаманты помагает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны. 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Диамантом называется стихотворение, которое по своей форме напоминает алмаз. Обычно оно состоит из 7 строк, где первое и заключительное слова обычно синонимы (вроде «лист» и «лепесток») или антонимы (вроде «огонь» и «вода»).[1]
Хотя форма этого стихотворения весьма необычна, но его написание не займет много времени.
И вот как это сделать.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Diamante Step 1

    1

    Первая строка стихотворения должна состоять из одного слова. Начните с существительного или местоимения. Для первой строки выберите-что-то, что будете описывать на протяжении последующих двух или трех строк.

  2. Изображение с названием Write a Diamante Step 2

    2

    Для второй строки подойдут два прилагательных. Вторая строка служит описанием первой и выражает ваши чувства, вызванные первой строкой.

  3. Изображение с названием Write a Diamante Step 3

    3

    Следующая строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий. Она описывает действия, связанные с первой строкой.

  4. Изображение с названием Write a Diamante Step 4

    4

    Четвертая строка состоит из четырех любых частей речи и описывает отношения, которые связывают начало и конец диаманта. Эту строку можно создать двумя путями:

    • Комбинацией из четырех существительных. Это сделает стихотворение более образным.
    • Целой фразой, которая будет по размеру больше последующей.
  5. Изображение с названием Write a Diamante Step 5

    5

    Пятая строка снова состоит из трех глаголов. Она решает каким по характеру будет диамант. Как уже говорилось выше, он может заканчиваться синонимом или антонимом первого слова. Синоним — слово, близкое или равное по значению к исходному слову. Антоним — слово, противоположенное по значению.

  6. Изображение с названием Write a Diamante Step 6

    6

    Для шестой строки вновь выберите два прилагательных. Они могут быть либо синонимами, если вы выбрали синонимичный диамант, или антонимами.

  7. Изображение с названием Write a Diamante Step 7

    7

    Завершите свой диамант последним существительным. Эта строка представляет или антипод первого существительного или его метаморфозу.

    Реклама

Советы

  • Последняя строка может быть и просто синонимом первой.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 518 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас
на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным
и вы останетесь довольны проведённой работой.

Я хочу поделиться своим опытом и провести мастер класс по
теме «
Формирование
читательской грамотности с применением приёма технологии критического мышления –
диаманта.

Как
говорил Василий Александрович Сухомлинский «Чтение — это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь
тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые
раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом»

А чтобы научить ребёнка понимать и находить для
себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее
эффективные методы и приемы обучения, которые бы давали стабильный результат в
освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой
активности.

На мой взгляд, одним из эффективных и не побитых приемов
развития читательской грамотности является – это диаманта.

Прием «Диаманта» способствует развитию
критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных
произведений.

Цели применения  диаманты на уроке:
1. Снятие
эмоционального напряжения.

2.
Формирование интереса к предмету

3.
Обогащение словарного запаса

4.
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Давайте посмотрим, что же такое диаманта.

Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и
последняя  из которых — понятия с противоположным  значением.

Обращаясь к диаманте на своих уроках,  я
отрабатываю навыки анализа текста, развиваю внимание учащихся к слову, побуждаю
ребят анализировать свои ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс
творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Как и у синквейна, у диаманты есть свои правила
построения. Давайте рассмотрим.

Схема
построения
 строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

Использование
диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений,
понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира  можно составлять
диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия),
используя математические знаки или понятия (сложение — вычитание), при изучении
химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке
литературного чтения
к
произведению И. А. Крылова « Стрекоза и муравей»

стрекоза

легкомысленная, беспечная

прыгать, скакать, петь

безответственность, лень трудолюбие, усердие

работает, заготавливает, воспитывает

запасливый, умный
муравей

Так же, как и при составлении синквейна, в
диаманте нельзя использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).

Попытаемся  сами
создать диаманту.

Поскольку мы — учителя, сделаем нашу
профессию темой диаманты (это будет первая строка). И противоположной темой 
сделаем — ученик. (запишу его в последней строчке). 

Подбираем прилагательные, глаголы,
записываем ассоциации. ( Работа с аудиторией).

Вот что получилось у
меня:

Учитель
Опытный, талантливый
Обучающий, воспитывающий, развивающий
Школа, звонок, знание, дети
Старающийся, повышающий, реализующий
Творческий, одарённый
Ученик

В
результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя  в ситации
успеха,  смогут выражать  своё отношение к рассматриваемой
проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.

И в
заключении, хотелось бы составить диаманту об участниках конкурса – Учитель
года.

Давайте
выберем две противоположные темы, я предлагая выбрать:

Жюри

Объективное
опытное

Смотрит
оценивает награждает

Эксперты
строгость, волнение таланты

Творческий
активный

Участник

Активное  включение
данного приема  в учебный процесс создают оптимальные условия для развития
личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает
главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие
ума, чувств и воли детей.

Творческие задания
всегда интересны учащимся, хотя любое творчество — это нелегкий труд, который,
несмотря ни на что, приносит огромное удовольствие и осязаемые результаты.

Спасибо за работу.

03.04.2021

diamanta1

Несмотря на бурное развитие информационно-образовательных технологий и использование в учебном процессе приёмов цифровой дидактики, без сомнения, по-прежнему актуальными и востребованными являются приёмы педагогической техники. Они используются как на обычных уроках, так и в рамках удалённого обучения. В условиях переизбытка информации очень важно использовать дидактические приёмы критического мышления, чтобы лучше ориентироваться в изобилии противоречивых  фактов, событий, теорий и явлений. Среди педагогов всё больше распространяется оригинальный приём, являющийся своеобразным продолжением приёма синквейн (пять строчек).

Приём педагогической техники диаманта часто называют двойным синквейном.

Как и в случае с синквейном, это тоже стихотворение. Но на этот раз оно состоит из семи строк, в каждой из которых определено количество слов и  части речи. Конечный результат диаманты — установление сходства и различий между двумя противоположными по значению фактами, событиями, явлениями, историческими деятелями или литературными персонажами.

Какова схема диаманты?

diamanta3

Первая и седьмая строки — это заданные темы.

Вторая и шестая строки — определения, наиболее существенные признаки, связанные с этими темами.

Третья и пятая строки — действия, наиболее важные, ключевые процессы, происходящие с данными темами.

Четвёртая строка — ассоциации, сравнения двух тем, выраженные четырьмя существительными или двумя фразами.

Некоторые педагоги считают, что диаманту составлять сложнее, чем синквейн. На мой взгляд, наоборот — легче. Особенно если её составлять одновременно с начала и с конца. Ученик начинает описывать каждое из существительных — тем. Два понятия встречаются на четвёртой строке.

Примеры

Чаще диаманту применяют на уроках литературы и истории. Но каждый учитель-предметник сможет найти свои способы использования данного приёма.

Литература

diamanta5

Химия

diamanta6

Использование приёма диаманта возможно уже в начальной школе. Уже тогда формируется умение учеников сравнивать, выделять главное, существенное в каждом из понятий, явлений и т.д. Критически переосмысливать прочитанное.

В старших классах можно предложить ученикам при составлении диаманты самостоятельно подобрать вторую тему-антипод.

Примеры диамантов я нашёл на различных источников. Предлагаю использовать в диамантах изображения как напоминание ученику о предмете сравнения, противопоставления. Глядя на рисунок или фотографию, он вспомнит признаки, процессы, происходящие с предметом описания.

Фадеева Ольга Ростиславовна

учитель русского языка и литературы, высшая категория

МБОУ Гремячевская школа №2

Составление диаманты

Цель: Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы.

Задачи: Научить составлению диаманты.

Показать многообразие вариантов ее использования.

Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения

Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

Схема построения

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия или глагола )

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия или глагола)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.

Шаг 2. Цели применения диаманты на уроке:

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование интереса к предмету

Обогащение словарного запаса

Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Шаг 3. Попытаемся создать диаманту.

Поскольку я учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).

Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:

Шаг 4. Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.

Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континентах (Европа-Азия), используя математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:

Онегин

равнодушный, надменный,

скучающий, иронизирующий, непонятый,

свет, Петербург, сплин, дуэль.

Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,

томный, романтичный

Ленский.

Диаманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.

Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:

Тоталитаризм

бесчеловечный, …

разрушающий, …, подавляющий,

репрессии, …, ГУЛАГ, …

…, жизнеутверждающая, …

гуманистическая, …

демократия.

Шаг 5. Работая над диамантой, ваши учащиеся почувствуют себя в ситуации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.

Буратино

веселый, непоседливый,

шкодит, поет, смеется,

ключик, букварь, нос, полено.

Плачет, грустит, смиряется,

унылый, влюбленный

Пьеро.

Применение диаманты помогает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.

Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta

http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?

Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011

Дерзайте, творите!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план для лабораторной работы
  • Как найти файл ключа whatsapp
  • Как найти страницу в вк через телеграм
  • Как найти div поля
  • Как найти катет по прилегающему углу