Дисграфия как найти логопеда

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

Материал с сайта www.logoped.ru

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

? пропуски букв и слогов;

 перестановка букв и (или) слогов;

 недописывание слов;

 написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;

 повторение букв и (или) слогов;

 контоминация — в одном слове слоги разных слов;

? слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
— недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
— добавление лишних элементов;
— пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
— зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он — переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста — квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое — от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк — его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ.

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Материал с сайта www.logoped.ru

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма /удалено администратором/. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы /удалено администратором/.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика — тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнение «Корректурная правка».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

Упражнение «Пишем вслух».

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).
Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

«Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и».

«Пропущенные буквы».

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!

Материал с сайта www.logoped.ru

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом…

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письмом. Известия АПН Р.- СФСР1950.-Вып.70
2. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М.,1961
3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.,1983

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Надежда Сергеевна - репетитор по другим предметам и коррекции речи

Надежда Сергеевна

Частный преподаватель
Стаж 12 лет

от 2 700 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика, дистанционно

Здравствуйте, дорогие мои!Если вы здесь, значит вам небезразлична тема развития речи и слуха ваших деток. Будьте уверены — вы попали по адресу!Меня

Развернуть

Отзывы

Со слов клиента: «Нам понравилась педагог. У нас занимались 3 детей. Репетитор нашла подход. Занятия были полезными».

Все отзывы (1)

Ирина Викторовна - репетитор по коррекции речи, подготовке к школе, русскому языку, предметам начальной школы и другим предметам

Ирина Викторовна

Частный преподаватель
Стаж 22 года

У репетитора есть видеопрезентация
смотреть
видеопрезентация

от 2 500 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

Дистанционно

Нейропсихолог, дефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной категории с правом преподавания русского языка и литературы в школе. Работаю более

Развернуть

Отзывы

Профессионал! Все чётко, каждое занятие продуктивно, достижение поставленных задач максимально быстро!

Все отзывы (79)

Наталья Викторовна - репетитор по предметам начальной школы, коррекции речи, русскому языку и подготовке к школе

Наталья Викторовна

Частный преподаватель
Стаж 23 года

от 2 000 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У репетитора, у ученика, дистанционно

Здравствуйте!Раз вы обратили внимание на мою анкету, значит вам также как и мне небезразлично развитие и обучение вашего ребенка.Я

Развернуть

Отзывы

Отличный педагог!
Рекомендую неусидчивым детям с дефицитом внимания.
Очень жаль расставаться!

Все отзывы (2)

Надежда Александровна - репетитор по коррекции речи и подготовке к школе

Надежда Александровна

Частный преподаватель
Стаж 11 лет

У репетитора есть видеопрезентация
смотреть
видеопрезентация

от 1 500 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

Дистанционно

Здравствуйте! Меня зовут Пушкина Надежда Александровна, я окончила Дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета

Развернуть

Отзывы

Дочери очень нравится заниматься, интересные занятия, разнообразные. Начало получаться правильно произносить звуки. Внимательное отношение преподавателя

Развернуть
к ребёнку, индивидуальный подход.

Все отзывы (2)

Светлана Михайловна - репетитор по подготовке к школе, предметам начальной школы, коррекции речи и другим предметам

Светлана Михайловна

Частный преподаватель
Стаж 33 года

от 2 000 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика, дистанционно

Репетитор, логопед, психолог.Репетиторская деятельность – с 1999 года (более 20 лет.. Опыт работы с детьми требующих повышенного внимания,

Развернуть

Отзывы

Светлана Михайловна хороший репетитор, ребенок нашел с ней общий язык с удовольствием занимается. Никаких жалоб нет.

Все отзывы (5)

Юлия Николаевна - репетитор по коррекции речи, подготовке к школе и предметам начальной школы

Юлия Николаевна

Частный преподаватель
Стаж 33 года

от 3 000 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика

Работала учителем-логопедом в общеобразовательной школе (23 года), опыт работы в логопедической группе (7 лет). Огромный опыт по подготовке детей к

Развернуть

Отзывы

Приносим свою благодарность за замечательного репетитора Юлию
Николаевну, образованного, грамотного педагога!!!
Мы очень довольны, результаты хорошие.
Спасибо!

Все отзывы (3)

Анна Николаевна - репетитор по коррекции речи и подготовке к школе

Анна Николаевна

Частный преподаватель
Стаж 18 лет

от 1 350 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика, дистанционно

Приветствую Вас на страничке своей анкеты! Если Вы сюда заглянули значит Вам определенно нужна помощь, чтобы разобраться в вопросах речевого развития

Развернуть

Отзывы

Анна нам очень нравится. Занятия еще продолжаются. На сегодняшний момент ребенку интересно заниматься, а это не маловажно. Подход к ребенку найден, очень

Развернуть
довольны

Все отзывы (14)

Оксана Евгеньевна - репетитор по коррекции речи, подготовке к школе и предметам начальной школы

Оксана Евгеньевна

Частный преподаватель
Стаж 23 года

от 2 000 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика, дистанционно

Учитель- логопед. Преподаватель по подготовке детей к школе.

Виктория Ярославовна - репетитор по английскому языку и коррекции речи

Виктория Ярославовна

Частный преподаватель
Стаж 16 лет

от 2 500 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика

Проведение индивидуальной коррекционно-речевой работы с детьми.Логопедический массаж, постановка звуков, формирование грамматического

Развернуть

Отзывы

Мы очень довольны работой Виктории! Она очень приятный, ответственный человек. Сразу расположил к себе ребенка. Занятия проходят интересно и интенсивно.
Задействован

Развернуть
и логопедический массаж, и мелкая моторика, игры и другие методики. Ребенок очень плохо говорил, но сейчас у нас серьезные успехи. Мы поставили все звуки, сейчас занимаемся слогам и выговариванием сложных слов. Будем продолжать заниматься и дальше.
С радостью рекомендую Викторию! .

Все отзывы (38)

Любовь  Анатольевна - репетитор по русскому языку, подготовке к школе, предметам начальной школы и коррекции речи

Любовь Анатольевна

Частный преподаватель
Стаж 17 лет

от 1 200 руб / час


свободен

Репетитор по коррекции речи

У ученика, дистанционно

Я – дипломированный педагог и логопед-дефектолог. Более 15 лет работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, последние 6 лет в области

Развернуть

Отзывы

Со слов клиента: «Положительно. Репетитор меня устраивает. Будем и дальше работать».

Все отзывы (3)

Дисграфия у младших школьников встречается довольно часто. Дети с таким диагнозом совершают много ошибок при письме. К тому же они пишут довольно медленно и неаккуратно. Однако нарушений в интеллектуальном развитии у таких пациентов обычно не наблюдается. Чтобы справиться с этим расстройством, необходимо вовремя его диагностировать. Лечить дисграфию нужно комплексно.

Что такое дисграфия в логопедии — определение болезни

Дисграфия — это в логопедии довольно распространенное нарушение. Обычно его удается выявить только в начальной школе.

Итак, что такое дисграфия у детей? Под этим термином понимают специфическое нарушение письма, когда ребенок допускает фонетические ошибки или неправильно записывает консонантные звуки. Вместо «п» он может писать «б», а «т» — заменять буквой «д».

Важно! Дети с таким диагнозом неправильно формируют слоги, добавляют лишние буквы, но при этом пропускают нужные. Они могут писать слитно несколько слов.

2 Суть заболевания кроется в появлении проблем при письме.Зачастую люди не понимают, что это такое — дисграфия у детей школьного возраста. Потому ее ошибочно принимают за незнание грамматических правил. Но проблема кроется более глубоко.

Такие дети часто имеют неровный и неразборчивый почерк. Ребенок для письма прилагает много усилий, но это получается медленно.

При обучении в классе с обычными детьми такой ребенок может волноваться из-за своих ошибок и медлительности. В речи тоже могут присутствовать проблемы. Ребенку бывает сложно формулировать длинные предложения. Он старается молчать или говорить краткими фразами. Это влечет различные проблемы в общении со сверстниками.

Общие сведения, причины возникновения

Возникновение дисграфии может быть связано с различными факторами. Все причины условно делятся на 2 большие категории, каждая из которых имеет свои характеристики:

  • Органические — это может быть поражение мозга, сложное протекание беременности, травмы во время родов. Также в эту группу входят различные патологии — соматические, инфекционные, воспалительные.
  • Социально-психологические — в качестве примера стоит привести билингвизм в семье, нехватку речевых контактов, невнимание взрослых к речи ребенка, слишком раннее обучение иностранным языкам или грамоте. Дисграфия часто наблюдается у детей, которых учат писать на неродном языке. Иногда отклонения появляются у тех, кто пишет левой рукой или переучивается с левой руки на правую.

Внимание! Если ваш ребенок плохо усваивает уроки письменности, вероятно, стоит проконсультироваться у опытных логопедов в речевом центре ЗЕЛЕНОВОЙ.

Основные виды дисграфии, особенности проявления

В логопедии выделяют несколько видов дисграфии:

  • 3 Причиной дисграфии может быть сложное течение беременности.Артикуляторно-акустическая. Это нарушение связано с тем, что ребенок неправильно произносит звуки. В результате еще в начальной школе возникают логопедические ошибки на письме. Для устранения этого вида заболевания требуется работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В таком случае ребенок правильно произносит звуки. Однако он путает их с похожими по звучанию. Также присутствуют сложности с различением мягкости некоторых звуков.
  • Оптическая. При таком диагнозе есть трудности с написанием и различием букв. Ребенок может добавлять к ним лишние детали, пропускать нужные или писать в зеркальную сторону.
  • Связанная с проблемами языкового анализа и синтеза. В этом случае пациент пропускает или повторяет слова, меняет местами слоги и буквы, пишет слова слитно.
  • Аграмматическая. Эту форму обычно выявляют после 1-2 класса. В этом случае у ребенка не получается правильно склонять слова по родам и падежам. У него возникают сложности с согласованием прилагательных и существительных. Эта форма заболевания часто появляется в билингвальных семьях.

Как понять, что у ребенка дисграфия, методы диагностики

Самостоятельное определение дисграфии может быть затруднительным. Это нарушение часто путают с незнанием грамматики. При развитии патологии появление ошибок на письме не связано с неумением использовать правила орфографии. К тому же они являются однотипными и повторяющимися.

Заподозрить дисграфию можно по таким признакам:

  • замена букв похожими;
  • слитное или раздельное написание слов, которые не требуют этого;
  • пропуск или перестановка букв в словах;
  • неправильное изменение слова или неспособность сформировать новое;
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • неразборчивый почерк.

Довольно часто родители сталкиваются с упреками учителей или логопедов, что поздно заметили проблему.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

4 Диагностикой заболевания занимается логопедОднако заметить симптомы заболевания в дошкольном возрасте весьма проблематично. Это удается сделать лишь после того, как ребенок начинает писать. Это обычно происходит в 1-2 классе.

В любом случае вначале нужно пройти обследование у узких специалистов — отоларинголога и невролога. Также требуется обратиться к офтальмологу, чтобы проверить зрение.

Выявить заболевание поможет только опытный логопед. Для этого он делает следующее:

  • предлагает ребенку переписать текст;
  • оценивает способность воспринимать устную речь при помощи диктанта;
  • определяет словарный запас;
  • анализирует внимательность.

Как исправить дисграфию у детей младшего школьного возраста

Лечение дисграфии у школьников нужно начинать как можно раньше. После выявления проблемы необходимо сразу приступать к занятиям. При наличии дисграфии нужна помощь логопеда и психолога.

Для коррекции дисграфии у младших школьников можно применять такие методы:

  • проводить занятия, направленные на улучшение памяти;
  • увеличить словарный запас;
  • запоминать нормы правописания;
  • выполнять различные письменные задания.

Важно! Бороться с детской дисграфией помогает массаж. Также при необходимости назначают успокоительные препараты.

Способы лечения, что можно сделать в домашних условиях

Для исправления дисграфии и устранения проблем в общении с ровесниками, стоит выполнять коррекционные упражнения, каждое из которых имеет свои особенности. Также можно использовать специальные логопедические игротеки и пособия. В домашних условиях для преодоления проблем используют следующее:

  • Магнитная азбука. Ребенку требуется складывать из нее слова и слоги. Он должен их произносить и запоминать графические образы.
  • Диктанты. Это помогает отработать речевое восприятие.
  • Разделение текстов на фрагменты по смыслу. Этим нужно заниматься в том случае, если требуется много писать.
  • Улучшение почерка. Для этого желательно использовать тетрадь в клетку.
  • Игра в писателя. Для этого следует использовать перо и чернила. Это поможет сформировать правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  • Корректурная правка. Для этого нужно взять толстую книгу с крупным шрифтом и попросить ребенка одни буквы подчеркнуть, другие — обвести в кружок, третьи — зачеркнуть. Начинать требуется с одной, наиболее проблемной, буквы.
  • Комментированное письмо. В этом случае нужно проговаривать звуки написанных букв. Причем ребенку требуется произносить именно фонемы.
  • Пропущенные буквы. В этом случае нужно дать ребенку текст с пропущенными буквами. Одновременно необходимо предложить тот же фрагмент со вставленными буквами. Задача заключается в переписывании букв в пропуски. Это поможет развить внимательность.

Важно! При работе с дисграфиком нужно не исправлять его ошибки, а предотвращать их появление. Поэтому проверять упражнения всегда следует самостоятельно.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

5 Коррекция нарушения осуществляется при помощи специальных упражненийЧтобы помочь малышу справиться с проблемой, нужно обратиться к логопеду. Опытный специалист знает, как исправить дисграфию у ребенка. Для этого используются разные методы и системы, которые подбирают с учетом разновидности расстройства.

Рабочий процесс может включать следующее:

  • Модель слова. Для применения этого метода ученику дается изображение предмета со схемой слова. Его задача заключается в том, чтобы произнести его название по буквам и написать.
  • Метод Эббигауза. Ребенку требуется вставить в слова пропущенные буквы и переписать правильно.
  • Звукобуквенный анализ. Школьнику нужно назвать объект на картинке, записать его название и сделать анализ. Для этого слово необходимо разделить на слоги, посчитать количество букв, отметить гласные и согласные, поставить ударение.

Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Профилактика дисграфии начинается еще в период беременности. Будущей матери нужно правильно питаться, исключить вредные привычки, травмы и стрессы.

Рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников включают развитие речи, памяти, мелкой моторики и мышления. При наличии нарушений дикции или проблем со словарным запасом стоит обратиться к логопеду.

Дисграфия представляет собой довольно сложное нарушение, которое приводит к проблемам во время обучения и создает сложности при общении со сверстниками. Поэтому так важно выполнять советы специалистов по профилактике этого заболевания. Чтобы своевременно выявить патологию, нужно изучить описание ее признаков. При появлении симптомов необходимо начинать лечение как можно раньше.

Дисграфия коррекция, симптомы, причины и исправление

Акция! Дисграфия — Пробное занятие онлайн бесплатно

Дисграфия

частичное специфическое нарушение процесса письма

Результат работы с логопедом онлайн

Видимый результат Ведем детальную диагностическую карту каждого клиента.

Гибкий подход

Гибкий подход При необходимости заменим педагога и скорректируем расписание.

Дистанционные занятия с логопедом из любой точки мира

Мы — рядом! Дистанционные или очные (в центре или на дому) занятия из любой
точки мира по удобному графику.

Бесплатное пробное занятие с логопедом онлайн

Попробуйте бесплатно! Протестируйте онлайн-формат на пробном установочном
занятии.

« БУДУ ГОВОРИТЬ — одна из ведущих
компаний России в сфере ЛОГОПЕДИИ »

Дисграфия — это нарушение письменной речи, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках.

Нарушения письма влекут за собой ряд психологических проблем и, как следствие, снижение самооценки при взаимодействии с социумом. Чем раньше начнется коррекция данного нарушения, тем лучше это повлияет на развитие человека и его адаптацию в обществе.

6000
клиентов уже исправили речевые нарушения

4000+
очных и онлайн-консультаций в месяц

300+
практикующих специалистов в нашей базе

73
логопедических кабинетов подключено к сервису

Лучшие специалисты по диагнозу Дисграфия

Получить бесплатное пробное

занятие онлайн

Написать нам в WhatsApp

Написать нам в TG

Почему стоит лечить дисграфию у нас?

Бесплатная диагностика

На пробном занятии с планом лечения и индивидуальным подбором инструментов коррекции.

Опытные специалисты

В нашей компании работают опытные логопеды-дефектологи с узкой специализацией и авторскими методиками. Мы подберем вам специалиста, успешно работающего с этим конкретным нарушением.

Экспертный совет

При необходимости мы объединяем наших специалистов для обсуждения сложных или необычных случаев заболеваний.

У нас большой опыт.

Мы работаем с 2014 года и за это время помогли более 6000 ученикам.

Как проходят онлайн занятия?

Оставьте заявку на занятие

Оставьте заявку
на занятие

С Вами свяжется администратор, чтобы определить критерии подбора специалиста

Выбираем дату занятия

Подбираем
специалиста

Из 300 логопедов и дефектологов нашей компании администратор подберет специалиста, который вам
поможет!

Подбираем специалиста

Тестовое
занятие

Специалист проведет бесплатную диагностику-консультацию. Расскажет, как будут проходить дальнейшие
занятия.

Составляем индивидуальный график

Начните
заниматься

После тестового занятия вы уточняете удобный график и приступаете к занятиям

Результаты онлайн занятий с логопедом

Онлайн занятия с логопедами Буду Говорить эффективнее многих очных занятий.
Посмотрите, каких
результатов добиваются наши клиенты!

Остались вопросы?

Ребенок не пишет в словах мягкий знак. Может ли это быть признаком дисграфии?

Вполне вероятно, что у ребенка нарушены фонематические процессы. Нужно проверить, как он различает звуки на слух — попросить ребенка повторить слоговые ряды. Ребенок должен повторить точно так же, как сказал взрослый. Если в случае диагностики выяснится, что ребенок не различает звонкие и глухие буквы на слух, то ему необходима логопедическая коррекция.

Как отличить аграмматизмы в письме ребёнка от обычных ошибок из-за невнимательности?

Аграмматизмы – это ошибки при написании или восприятии предложений и словосочетаний. Например:  “идут дождь” или “идёт дожди”. Если эти ошибки не единоразовые, а систематические, то нужно искать источник проблемы со специалистом. Заставлять ребенка бесконечно исправлять ошибки и ругать его – не выход. Это нарушение ребенок не сможет скорректировать сам. Такой подход только добавит психологических проблем. Мы рекомендуем обратиться к специалисту. Первое пробное занятие в нашем центре – бесплатно.

Может ли дисграфия развиться у взрослых?

Да, дисграфия у взрослых может возникнуть как следствие травм головного мозга либо после проведения хирургических операций, в результате опухоли мозга, инсульта, асфиксии, перенесенных инфекционных заболеваний (например, менингококковой инфекции). Дисграфия у взрослых может также сопутствовать афазии. У наших специалистов большой опыт по коррекции данных речевых нарушений у пациентов любого возраста.

У ребенка очень неразборчивый почерк, буквы сливаются. Что делать?

Такое неразборчивое письмо может быть признаком оптической дисграфии. При этой форме нарушения дети часто заменяют или смешивают на письме графически сходные буквы. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание элементов букв или, наоборот, добавление лишних элементов («л» вместо «м»; «х» вместо «ж», «и» вместо «ш» и наоборот). Также часто встречается зеркальное написание букв. Такое письмо требует тщательной диагностики и логопедической коррекции. Ребенку будет крайне трудно, а зачастую и невозможно, справиться с этим нарушением самостоятельно.

Что делать, если ребенок часто «теряет» буквы в словах или переставляет их местами в разговоре и письме?

Систематический пропуск, замена или перестановка букв местами (чаще всего согласных) — это нарушения в слоговой структуре слова. В качестве самодиагностики попросите ребенка несколько раз подряд повторить в слух фразу со сложной слоговой структурой, например, “сиреневенькая гусеничка”. Если ребенок не может несколько раз произнести эту фразу, не сбившись, значит стоит показать его логопеду. Вполне возможно, что у него присутствуют речевые нарушения.

У нас в семье говорят на двух языках. Из-за этого у сына часто бывает путаница при письме в английской школе. Можно ли это скорректировать на онлайн-занятиях с вашими специалистами?

Да, у нас большой опыт в работе с детьми-билингвами по коррекции дисграфии и многих других речевых нарушений. Вы можете подобрать среди наших логопедов специалиста вашей языковой группы и попробовать онлайн-формат на бесплатном пробном занятии.

Ребенок все слова как слышит, так и пишет. Можно проработать это с логопедом?

Такое написание – признак артикуляторно-акустической формы дисграфии. Суть ее состоит в том, что дети с нарушением звукопроизношения фиксируют ошибки произношения на письме. В такой ситуации бесполезно исправлять письмо с опорой на проговаривание слов. И здесь действительно нужна профессиональная помощь логопеда. Необходимо начинать работать со звукопроизношением, а письмо выправится само по мере улучшения ситуации.

У дочки-второклашки буквы скачут по строчке, хотя она старается. Это можно исправить?

Если Ваш ребёнок систематически пишет буквы разного размера, меняет наклон и не может соблюдать строчки, делает много помарок и исправлений, то, возможно, у него дисграфия. Для первоклашек такие ошибки в пределах нормы, так как идет процесс становления письма. А вот со второго класса и старше на подобные особенности письма стоит обратить внимание. Пройдите диагностику у наших специалистов и вы узнаете как помочь ребенку быстро и легко преодолеть это нарушение без психологического дискомфорта.

Можно ли занятия по дисграфии проводить онлайн?

Да, у специалистов компании «Буду говорить» большой опыт успешной коррекции дисграфии в онлайн-формате. Мы проводим занятия в игровой форме с использованием интерактивных презентаций по авторским методикам наших логопедов-дефектологов. Запишитесь на бесплатное пробное занятие, чтобы убедиться, что вам подходит такой формат занятий.

Мой ребенок левша. Часто пишет буквы зеркально. Как ему помочь?

У левшей зеркальное отображение букв при письме – одна из частых проблем, причиняющих им много неудобств и дискомфорта при обучении. Это также касается левшей, переученных на правую руку. Оставлять таких детей один на один со своей проблемой не стоит. Помощь опытного логопеда может сократить период становления письма без вреда для самооценки ребенка и его школьных успехов. Запишитесь к нам на бесплатное пробное занятие с логопедом, чтобы узнать какая методика подойдет для коррекции дисграфии в вашем конкретном случае.

Как начать заниматься?

Нужна консультация логопеда?

Есть вопросы? Звоните прямо сейчас!

+7 495 741-19-20

Речевое развитие включает в себя навыки владения речью для нормального общения и культурного развития. Для комфортной жизни необходимо активно пополнять свой словарный запас и развиваться. Это позволяет строить грамматически правильный диалог, выработать монологическую речь. Развитие в различных творческих направлениях, развитие слуха для правильного воспроизведения звуков также важны. Не стоит забывать знакомить детей с книгами и литературой различных жанров. Формирование звукового восприятия и синтетической активности является предпосылками к обучению грамоте в будущем.

Занятия с логопедом-дефектологом строятся на основании того, какие задачи и проблемы необходимо решить. Как правило, необходимо провести корректировку произношения различных звуков, либо подготовить ребёнка к началу обучения грамоте или устранить имеющуюся дисграфию.

Для лучшего понимая все занятия проводят в игровой форме различного направления. Применяют все виды деятельности, которыми занимаются дети дошкольного возраста. Дополнительно терапия включает в себя работу с песком и разными сказками.

Для достижения хорошего результата и избежания переутомления занятия продолжаются от 30 до 45 минут.

Как проходят занятия по постановке, автоматическом произношении и дифференциации звуков.

Основная задача данной работы заключается в подготовке речевого аппарата и слуха к правильному пониманию и дальнейшему повторению звуков.

В программу занятий включена артикуляционная гимнастика. Развитие правильного дыхания диафрагмой, умение дышать во время общения и понимание фонетики произношения также прорабатываются. Дополнительно включаются упражнения для развития мелкой моторики, ВПФ, правильной связанной речи и структуры её построения. Если проблема связана с особенностями развития мышц, отвечающих за произношение, то логопед учит малыша правильному положению языка в ротовой полости и носовому дыханию. Эта методика будет полезна не только проблемным детям, но и укрепит здоровье любого ребёнка в целом.

Как подготовить ребёнка к обучению грамоте

В наше время существует большой список требований к начальному обучению детей дошкольного возраста. Это помогает им в дальнейшем успешно поступить в школу и понимать предложенный материал. Первоначальные успехи в школьном периоде зависят от базовой подготовки к ней. Для школьников более старшего возраста решение проблемы имеет уже психологическую направленность и помогает устранить проблему социальной адаптации в обществе.

Работа по коррекции речевых отклонений направлена на развитие восприятие и анализирование синтеза слов. Ребёнок должен грамотно складывать буквы в слоги и слова, а также воспроизводить их. На занятиях уделяют особенное внимание профилактике дисграфии. Дополнительно справиться с этой задачей помогут упражнения для развития памяти и внимания, логического мышления и мелкой моторики. Наряду с этим важно выработать правильное носовое и диафрагмальное дыхание.

 Занятия по коррекции дисграфии

Дети начальных классов достаточно часто страдают дисграфией.  Заболевание характеризуется тем, что ученики пишут слова не правильно, а как их слышать. Они пропускают буквы и слоги, меняют окончания слов. Это очень серьёзная проблема, которая требует длительной коррекционной работы и внимания.

Именно поэтому с детьми младшего школьного возраста лучше всего проводить профилактику сразу всех видом дисграфических отклонений. Логопед помогает развить психические функции ребёнка, логическое мышление и память. Дополнительно включают занятия на улучшение навыков и техники чтения.

Максимальной эффективности можно добиться, если методика проводится в комплексе с другими воздействиями. К ним относятся:

  • специальный логопедический массаж;
  • работа с остеопатом;
  • консультация и посещение невролога;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • общий укрепляющий массаж;
  • кинезиотейпирование.

Материалы и игры при Дисграфия

Это может быть интересно

купон на бесплатное занятие

Заполните форму и получите купон на одно бесплатное занятие действует один месяц

Ваша заявка
успешно отправлена!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Купон успешно отправлен!

Ваш подарок был отправлен Вашему другу

Ошибка

Вы неверно ввели номер телефона!
Пожалуйста, введите корректный номер телефона

Анкета успешно отправлена!

Ваша анкета на рассмотрении, с Вами свяжутся в течении двух рабочих дней

Покупай сейчас – плати потом!

Приобретайте услуги в рассрочку с сервисом «PAYLATE — доверительная оплата». Всё очень просто: Вы получаете
услугу сейчас, а платите позже, когда у Вас будут деньги!

Преимущества сервиса «Доверительная оплата»:

  • Настоящий онлайн. От регистрации до покупки 15 минут;
  • До 30 дней без переплат;
  • Выгодно – процентная ставка после льготного периода от 1,9% в месяц;
  • Срок предоставления сервиса — до 12 месяцев.

Условия предоставления

  • Гражданство РФ, с постоянной регистрацией на территории РФ*;
  • Минимальный возраст заёмщика — от 18 лет;
  • Стоимость покупки, оформленная в кредит от 3 000 – 150 000 рублей;
  • Наличие постоянного источника дохода.

Как воспользоваться сервисом

  • Выберите тариф на нашем сайте;
  • Оформите заказ и выберете способ оплаты «В рассрочку»;
  • Пройдите регистрацию в сервисе PAYLATE;
  • Начните занятия

Подробнее о возможности приобретения услуги в кредит или рассрочку можете узнать
по телефону горячей линии PayLate 8 (800) 333-31-44

5 причин почему выбрать нас?

сейчас подробно расскажем

Работаем с 2015 года

Работаем с 2015 года.

Качество специалистов, доказанное временем

Несем ответственность за занятия

Несем ответственность за занятия

Все, без исключения занятия оплачиваются через онлайн кассу и подотчетны в Государственных
органах

Несем ответственность за специалиста

Несем ответственность за специалиста

Со всеми специалистами заключены официальные договора о качественном оказании услуг

Только профессиональные логопеды, дефектологи

Только профессиональные логопеды, дефектологи

Все специалисты прошли собеседования с проф. советом компании, предоставили рекомендации
работодателей и своих учеников

Контроль безопасности здоровья клиентов

Контроль безопасности здоровья клиентов

Без наличия действующей медицинской книжки мы специалиста не допускаем к занятиям

Перейти в корзину

Закрыть корзину
Ваша корзина

Содержание статьи

  1. Общие сведения
  2. Причины развития патологии
  3. Симптомы дисграфии
  4. Виды расстройства
  5. Диагностика патологии
  6. Лечение дисграфии
  7. Прогноз
  8. Вопросы и ответы
  9. Источники и литература

rasseyannyj-skleroz.jpg

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, не связанное с интеллектуальными возможностями человека. Симптомы патологии специфичны: пациент совершает однотипные повторяющиеся ошибки в письменной речи. Диагностика дисграфии осуществляется логопедами и неврологами. При отсутствии коррекции расстройство может стать причиной низкой успеваемости ребёнка и проблем в общении со сверстниками.

Общие сведения

Специфические недостатки письма становятся следствием дефектов психических функций, участвующих в формирование письменной речи. Признаки дисграфии выявляются у половины российских первоклассников и 35–40% учащихся пятых классов. Распространённость нарушения среди детей младшего школьного возраста объясняется общим недоразвитием речи, которое характерно для выпускников детских садов.

Логопеды выделяют два расстройства письменной речи — дисграфию и аграфию. В первом случае основным симптомом нарушения становятся заметные искажения написанных слов, во втором — полная утрата навыков письма.

Причины развития патологии

Патология может развиваться как осложнение расстройств, затрагивающих центральную нервную систему :

  • вирусных, бактериальных и грибковых инфекций;
  • интоксикаций организма;
  • родовых травм;
  • черепно-мозговых травм;
  • менингитов;
  • энцефалитов и т. д.

В некоторых случаях дисграфия становится следствием социально-психологических условий воспитания ребёнка. Нарушения письменной речи характерны для школьников, проживающих в условиях билингвизма (родители пользуются разными языками для общения внутри семьи). Нередко неспособность к письменной речи формируется у пациентов с ограниченным числом собеседников, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

В группу риска входят дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями и врождёнными поражениями центральной нервной системы. Взрослые сталкиваются с симптомами дисграфии после травм головы, инсультов, опухолей головного мозга и нейрохирургических вмешательств.

Симптомы дисграфии

Проявления расстройства типичны. В письменной речи ребенка или взрослого систематически повторяются следующие ошибки:

  • замена схожих по начертанию букв аналогами;
  • употребление звонких букв вместо глухих и наоборот;
  • раздельное написание приставок;
  • объединение предлогов и слов в одну конструкцию;
  • отсутствие согласования между членами предложения.

Лица, страдающие от нарушения, обладают неустойчивым почерком с переменным размером букв.⁠

Виды расстройства

Современная логопедия классифицирует расстройства письменной речи с учётом типа нарушений, приводящих к появлению повторяющихся ошибок. В медицинских справочниках упоминаются следующие формы дисграфии:

  • артикулярно-акустическая;
  • акустическая;
  • лингвистическая;
  • аграмматическая;
  • оптическая.

Артикулярно-акустический тип расстройства связан с неправильным произношением звуков. Ребёнок пишет слова с ошибками из-за того, что не способен произнести их правильно. Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи.

Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие — глухими и наоборот.

Лингвистический тип расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза. В процессе письма школьник переставляет местами отдельные буквы или целые слоги, добавляет к словам лишние части, отделяет приставки от корней. Эта форма нарушения наиболее часто диагностируется у учащихся 1–3 классов.

Агграматическиая дисграфия проявляется при изменении слов по родам, числам или падежам. Ребёнок не способен подобрать правильное окончание для любой части речи. В предложениях встречается инверсия слов, пропуски подлежащих или сказуемых.

При оптическом типе расстройства ребёнок заменяет или смешивает буквы со схожим начертанием: вместо «л» употребляет «м», вместо «ж» — «х». Нередко встречается зеркальное написание символов.

Диагностика патологии

При расстройстве письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога и отоларинголога. Эти специалисты выявят органические причины нарушения и исключат из анамнеза ребёнка или взрослого патологии зрения и слуха. Анализ уровня сформированности речевой функции осуществляется логопедами.

Диагностика письменной речи призвана разграничить проявления дисграфии и незнание правил грамматики, характерное для детей младшего школьного возраста. Во время логопедического обследования врачу предстоит:

  • провести анализ письменных работ;
  • оценить уровень речевого развития школьника;
  • выявить возможные патологии центральной нервной системы, органов зрения и слуха;
  • исследовать строение артикуляционного аппарата, оценить объёмы речевой и ручной моторики, определить ведущую руку;
  • оценить целостность звукопроизношения, способности ребёнка к фонематическому анализу и синтезу, уровень слуховой дифференциации звуков;
  • исследовать особенности словарного запаса.

Перечисленные меры рассматриваются логопедами как подготовительные. Полученная во время предварительного обследования информация используется при изучении письменной речи пациентов. Взрослым или детям с симптомами дисграфии предлагается списать текст, выполнить запись под диктовку, сопоставить описание с иллюстрацией, прочесть слова по слогам и т. д. Эти тесты позволяют логопедам выделить типичные повторяющиеся ошибки, характерные для конкретного пациента.

Лечение дисграфии

Коррекция нарушений письменной речи выполняется логопедом. Врачу необходимо устранить дефекты в звукопроизношении, понимании ребёнком фонематических процессов. Во время логопедических сессий пациент работает над расширением словарного запаса, улучшением грамматических знаний, развитием всех форм речи.

Значимой частью терапевтического курса становится развитие аналитико-синтетических навыков школьника, его слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления. Навыки устной речи закрепляются посредством письменных упражнений.

В качестве вспомогательных терапевтических мер назначаются:

  • стимуляторы ЦНС;
  • антидепрессанты;
  • витаминные комплексы;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • сеансы массажа.

Продолжительность коррекционного курса зависит от формы дисграфии.

Прогноз

Устранение симптомов расстройства письменной речи требует совместных усилий от логопеда, невролога и школьника. Родителям не следует рассчитывать на то, что дисграфия исчезнет самостоятельно. Своевременно начало коррекционного курса позволит ребёнку повысить успеваемость и избежать академических проблем при переходе из начальной школы в среднюю. Логопедические сессии отличаются высокой эффективностью: свыше 70% пациентов добиваются нормализации письменной речи в первый год занятий.

Предотвратить развитие нарушения можно до начала обучения ребёнка в школе. Родителям следует уделять внимание развивающим играм с сыном или дочерью. Взрослые могут помочь детям овладеть базовыми навыками письма и чтения, расширить словарный запас, уяснить простейшие грамматические конструкции. Мамам и папам следует корректировать детские ошибки в произношении слов. Благодаря этому в памяти дошкольника не закрепятся несуществующие фонетические нормы, провоцирующие развитие дисграфии.

Вопросы и ответы

Какой врач занимается лечением дисграфии?

— Постановка диагноза и разработка тактики лечения осуществляется логопедом. Детям и взрослым пациентам могут потребоваться консультации неврологов, психиатров, кардиологов или терапевтов.

Какова продолжительность коррекционного курса при дисграфии?

— Продолжительность лечения зависит от формы патологии и наличия у ребёнка или взрослого сопутствующих расстройств. До 70% пациентов добиваются исчезновения симптомов дисграфии после года работы с логопедом.

Какие осложнения могут развиться у человека на фоне дисграфии?

— Расстройство письменной речи не приводит к развитию поражений отдельных органов или систем. Пациент может страдать от низкой успеваемости в школе, что станет причиной стресса, депрессивного расстройства и конфликтов с преподавателями.⁠

Источники и литература

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, — 400 с. — 25 000 экз.
  • Губа Г. П. Справочник по неврологической семиологии. — 2-е изд. — Киев. 1983 г. — 520 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хозяина дома по фамилии
  • Как найти значение противоположного числа
  • Как исправить царапину на линолеум
  • Как найти среднюю заработную плату по учреждению
  • Как найти площадь елки 5 класс