29.06.2022
Дислексия – это генетическая особенность функционирования головного мозга. По этой причине становится понятным, что функциональная особенность в работе мозга бессмысленно лечить и вылечить нельзя: она будет с человеком всю жизнь. Именно эти знания о мозге определяют термин, который используется в работе учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе – дислексия мозга или дислексический тип развития. Потому что так работает мозг при дислексии.
А вот рассогласованность в работе полушарий мозга, которая часто присутствует при дислексии, – она поддаётся коррекции даже во взрослом возрасте.
В статье расскажем, с какими проблемами живут взрослые дислексии, как у них проявляется дислексия и каким образом они могут быстро преодолеть свои трудности с чтением, письмом и в целом с обучением.
Признаки дислексии у взрослых
Проявление дислексии во взрослом возрасте мало чем отличается от «детской» дислексии. Люди также испытывают проблемы с чтением, пишут со специфическими ошибками, плохо усваивают новые информацию.
К другим «классическим» симптомам дислексии у взрослых относятся:
- сложности с концентрацией внимания;
- острая реакция на собственные ошибки;
- подверженность стрессу;
- низкая самооценка;
- нарушение зрительно-моторной координации;
- трудности при изложении собственных мыслей;
- необоснованная агрессия, повышенная раздражительность и эмоциональность;
- проблемы с ориентацией в пространстве, нарушение координации движений.
Адаптационные способности при дислексии у взрослых
Другими словами, дислексия во взрослом возрасте проявляется почти аналогично, как и у детей. Однако, по мере взросления и при отсутствии необходимых коррекционных мероприятий, дислексики постепенно учатся приспосабливаться к жизни, маскировать свои проблемы. Именно так включаются адаптационные способности при дислексии, когда человек благодаря сохранности критического мышления, понимает что надо как-то компенсировать пробелы в чтении и письме. Со стороны даже может казаться, что у человека нет никаких сложностей и тем более трудностей с элементарными навыками – чтением и письмом.
Относительное благополучие перегружает нервную систему
Но это не означает, что дислексия ушла и не беспокоит человека. Наоборот, взрослые дислексики очень сильно подвержены стрессу и нервным срывам, так как они живут в постоянном страхе, что об их проблеме узнают. Скрывать проблемы с чтением очень трудно в современном мире, поэтому нервная система работает в перегруженном состоянии.
К каким негативным последствиям может привести дислексия у взрослых?
Разумеется, постоянный стресс и повышенный уровень тревожности негативно сказываются на качестве жизни человека. У взрослых людей дислексия часто становится причиной развития различных психических расстройств:
- панические атаки;
- депрессии;
- суицидальные настроения;
- биполярное расстройство.
Но наиболее часто взрослые дислексики, да и подростки, страдают от обсессивно-компульсивного расстройства (непроизвольно возникающие мысли, чаще всего навязчивые, мешающие или даже пугающие).
При этом никуда не уходит безграмотность: человек как писал с ошибками, так и пишет. Поэтому взрослые дислексики, как правило, стараются всеми способами избегать письменной деятельности и публичного чтения.
Как помочь взрослому дислексику?
Коррекция дислексии возможна в любом возрасте: неважно сколько лет человеку – 10 или 45! Более того, коррекция дислексии у взрослых проходит даже быстрее, чем у детей, так как у них выше мотивация: они быстрее понимают, что и каким образом им нужно делать. И лобные отделы, которые отвечают за контроль и регуляцию физиологически, уже давно созрели. Так что если знать как можно использовать ресурсы созревшего мозга, то и результаты коррекции дислексии можно наблюдать в короткие сроки. Например, первые положительные эффекты сам человек может отследить уже через неделю!
А для быстрой коррекции дислексии нужно изменить работу мозговых ритмов – сделать так, чтобы доминировало левое полушарие мозга и была сформирована правильная нейродинамика чтения и письма. И для этого не нужны логопеды, психологи, невропатологи и психотерапевты. Для этого нужны регулярные занятия на активизацию функций левого полушария. Но для начала надо точно выяснить – а есть ли дислексия?
Помощь взрослым с дислексией, дисграфией в Москве
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе пройти курс коррекции дислексии могут как дети, так и взрослые. Но обязательным первоначальным этапом является биометрическое исследование, которое точно даёт ответ о наличии/отсутствии дислексии, а также помогает выстроить индивидуальную траекторию коррекции с учётом особенностей личности.
О том, как можно самостоятельно значительно улучшить своё состояние при дислексии и какие упражнения для этого надо выполнять, вы можете прочитать в этом материале.
Дислексический тип мышления
Мы приглашаем дислексиков всех возрастов на курс коррекции и смело заявляем, что помогаем не только избавиться от дислексических трудностей, но и развиваем новый тип мышления – дислексический. Благодаря этому дислексики учатся пользоваться преимуществами дислексии и обретают уверенность в себе и своих силах.
Дислексия – одна из наиболее распространенных проблем с обучением, освоением родного языка. Проблема затрагивает чтение, орфографию и обработку информации, в той или иной мере возникая примерно у 10% населения. Дислексия часто возникает в сочетании с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ), дисграфия и дискалькулия. Дислексия обычно диагностируется, когда ребенок впервые идет в школу и испытывает трудности с этими навыками. Но как пожизненное состояние симптомы могут сохраняться или впервые развиваются в зрелом возрасте.
Дислексия у взрослых может проявляться разными и неожиданными вариантами. Симптомы дислексии у взрослых могут затруднить достижение успехов в таких сферах, как карьера и отношения, и приводят к заниженной самооценке, особенно если диагноз не поставлен в детстве и лечение не проводилось много лет.
Дислексия – это нарушение способности к чтению, которое возникает у людей с нормальным интеллектом. Это нарушение чтения, несмотря на интеллект, мотивацию и образовательные возможности, которое возникает, когда мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом. «Dys» означает «трудность», а «lexia» означает «слова», таким образом, «дислексия» означает проблемы со словами.
Дислексия – это заболевание, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Приблизительно 5 — 17% населения мира страдают дислексией различной степени. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный язык. Это пожизненное состояние, поэтому проблема может по-разному влиять на человека на разных этапах жизни. Даже если ребенок-дислексик с большим трудом справляется с обычной школьной работой, он может интересоваться другими аспектами, такими как спорт или внеклассные занятия. Именно здесь ребенка нужно сильно воодушевить, чтобы он смог преодолеть заниженную самооценку и тогда он реализуется в жизни. Если проблему не обнаруживают в начальных классах, дети с дислексией вырастают и становятся взрослыми, страдающими дислексией. От этой болезни нет лекарства, и они должны научиться компенсировать свои проблемы.
Среди людей с дислексией и необычайным интеллектом выделяются Альберт Эйнштейн, Александр Грэм Белл, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Джон Леннон.
Причины дислексии у взрослых
Выделены нейроанатомические особенности людей с этой проблемой. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный, родной язык. Было доказано, что мозг человека с дислексией структурно и функционально отличается от мозга других людей. Исследования показали, что врожденная структура нервной системы мозга, связанная с развитием умственных способностей, у дислексиков отличается, и это основная причина патологии.
Система проводки мозга или нервные пути – это структуры, которые кодируют информацию, получаемую органами чувств. Они сохраняет ее в мозге для дальнейшего усвоения. Эта информация позже используется для оценки ситуаций и разработки моделей реакции на ситуации, улучшения мышечной координации в соответствии с ситуациями или даже для помощи в понимании и осмыслении постоянных потоков информации, которые мозг получает в отношении повседневной деятельности, работы и т.п. У человека с дислексией даже эти незначительные акты понимания и использования могут потребовать гораздо больше времени и навыков, чем у обычного взрослого.
Также дислексия была связана с генетическими причинами. Согласно исследованию, проведенному М. Нотеном и другими, неспособность выучить написанное может быть связана с генами на хромосомах 6 и 15.
Симптомы дислексии у взрослых
Есть три основных типа дислексии. У большинства людей отмечаются признаки всех трех типов, обычно на разных уровнях.
Диснемкинезия – данный тип связан с моторикой и с трудностями в понимании того, как нужно правильно писать буквы. Люди с этим типом обычно пишут буквы задом наперед.
Дисфония – этот тип включает проблемы слушания или расстройства слуховых навыков. Она также вызывает трудности с произношением слов или пониманием незнакомых слов.
Дизедезия – этот тип затрагивает формирование визуальных навыков, вызывает трудности или неспособность распознать либо понимать написанные слова. Это также формирует трудности при распознавании слов по звуку.
Некоторые симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых включают проблемы:
- с чтением;
- с решением математических задач;
- с запоминанием.
Взрослые с дислексией также не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Иногда проблемы с чтением у взрослых с дислексией незаметны, поэтому это состояние могло не быть диагностировано в детстве.
Помимо этих симптомов, мешать повседневной работе могут другие проблемы:
- человек с трудом может сосредоточиться на одной задаче;
- старается избегать встреч, которые касаются планирования;
- испытывает затруднения или ступор, если его попросят заполнить длинную форму;
- остро реагирует на свои ошибки, навязывая себе строгие правила;
- лучше учится визуально или через тактильный опыт, повторение;
- легко подвержен стрессу;
- имеет низкую самооценку.
В целом, для дислексии типичны:
- сложность речевых навыков, абстрактное мышление;
- нарушение зрительно-моторной координации;
- плохая концентрация, восприятие и память;
- нарушение социальной адаптации.
Эти проблемы приводят к тому, что ребенок получает плохие оценки и классифицируется как не успевающий. Из-за этого ребенка с дислексией часто называют ленивым, с низким интеллектом и немотивированным. В конце концов, это влияет на личность, что приводит к заниженной самооценке уже у взрослых.
Лечение дислексии у взрослых
После того, как врач-невролог или логопед, психолог оценят тяжесть дислексии, они составят план лечения, который поможет человеку управлять своим состоянием.
Диагностика
Врачи общей практики не диагностируют дислексию. Обычно это не считается заболеванием или физическим дефектом, но требует оценки и оказания помощи у психолога, невролога или логопеда. Специалист проведет оценку и поставит диагноз. Дислексия у взрослых имеет множество симптомов, которые обычно требуют личной консультации, поэтому не стоит ставить диагноз по интернет-тестам.
Специалист может провести несколько видов тестов, чтобы определить уровень или серьезность дислексии. Эти тесты могут включать:
- проверку зрения и слуха;
- тест по чтению;
- психологические тесты;
- анкеты об образе жизни или работе.
Другие состояния и проблемы, которые часто встречаются у людей с дислексией, включают:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- проблемы с организацией;
- диспраксия или проблемы с базовой координацией;
- краткосрочные проблемы с памятью.
Современные методы лечения
План лечения может включать:
- обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения, что очень важно при дислексии в любом возрасте;
- трудотерапия поможет научиться обходить и решать проблемы, которые вызывает дислексия на рабочем месте;
- просьба произносить инструкции, а не писать их текстами, которые помогут распознать информацию и запомнить ее;
- дополнительное обучение предметам или задачам, которые доставляют дискомфорт.
Технологии также могут быть важной частью лечения дислексии, особенно для работающих взрослых. Вот некоторые вещи, которые могут помочь:
- запись встреч или важных разговоров, чтобы послушать их позже, если вы пропустили важную информацию;
- помощь приложений и программного обеспечения для преобразования речи в текст, чтобы вам не приходилось писать или вводить все;
- использование корпоративных приложений или электронных органайзеров, чтобы держать вас в курсе и свести к минимуму отвлекающие факторы.
Профилактика дислексии у взрослых в домашних условиях
Дислексия – это пожизненное состояние, поэтому первым шагом в лечении является раннее распознавание и вмешательство, за которым следует мультисенсорный подход к обучению и эмоциональная поддержка.
Популярные вопросы и ответы
Мы обсудили проблему с врачом-неврологом высшей категории Евгением Мосиным.
Если дислексия не распознана в детстве — это плохо?
Чем раньше у ребенка с дислексией будет диагностировано состояние, тем легче психологам помочь им. При надлежащем руководстве ребенок с дислексией может в значительной степени преодолеть свои трудности и добиться лучшей жизни. Это делается в двухэтапном подходе. Первый этап – обучение ребенка с использованием процедуры мультисенсорного обучения. Второй этап – эмоциональная поддержка со стороны консультанта и родителей.
Чем можно помочь людям с дислексией?
На рынках доступны некоторые вспомогательные технологии, которые могут помочь людям с дислексией в чтении, письме, математике и организации. Примеры:
● компьютерное программное обеспечение для написания или чтения текстов;
● приложения на портативных электронных устройствах для чтения текстов, общения и организации работы и обучения;
● специализированные устройства, такие как ручки и сканеры, калькуляторы или говорящие словари, для решения повседневных задач;
● программа распознавания голоса, в которой вы можете диктовать свои идеи, и они будут переведены на экран компьютера.
Каковы осложнения дислексии?
Проблемы адаптации и беспокойства. Люди, страдающие дислексией, часто ведут себя непоследовательно. То, что они могут делать хорошо сегодня, им трудно повторить в другой день. Даже если они делают ошибки в своих выводах, природа ошибок может каждый раз меняться, сбивая с толку как людей с дислексией, так и их наставников. Следовательно, часто человек с дислексией в течение дня испытывает большее беспокойство, чем любой другой человек с ограниченными возможностями.
Социальные и эмоциональные проблемы. Было замечено, что люди с дислексией менее зрелы в социальном и эмоциональном плане, чем их сверстники. Это может привести к ухудшению самооценки и меньшему принятию со стороны сверстников. Человек с дислексией может по-разному реагировать на социальные ситуации из-за своей социальной незрелости, вызывая смущение у других. Позже, когда язык становится одним из важных способов выражения, человек с дислексией может чувствовать себя неспособным устанавливать эмоциональную связь и социальные отношения.
Некоторые другие эмоции, которые чаще всего испытывают люди с дислексией, – это гнев на себя и других, депрессия из-за неспособности приспособиться к окружению и разочарования из-за невозможности выполнять свои функции так, как им нравится.
Дислексия у взрослых – серьезная проблема, которая может привести к различным эмоционально-мотивационным последствиям, в частности, к депрессивным расстройствам. Она же – распространенная причина того, что человек неспособен реализовать себя полностью, испытывает сложности с личностным и карьерным ростом
Дислексия – это специфическое когнитивное расстройство обучения. Оно имеет нейробиологическую основу и характеризуется трудностями в правильном и/или быстром распознавании слов при чтении или письме.
По оценкам специалистов, каждый десятый школьник в той или иной степени страдает дислексией. Масштабы этой проблемы у взрослых трудно оценить из-за отсутствия общих исследований. Многие взрослые, испытывающие трудности с чтением и письмом, даже не слышали о таком расстройстве. На протяжении всей своей жизни они пытаются скрыть свое состояние, чаще всего приписывая это своим низким интеллектуальным способностям.
Наш мир, наполненный цифровыми технологиями, всевозможными шифрами и PIN-кодами, становится большим испытанием для людей, страдающих дислексией. Зачастую в стремлении интегрироваться в общество они выбирают профессии, в которых их проблемы не являются карьерными барьерами, используют техническую поддержку или компенсируют свои дисфункции любыми другими способами.
Природа дислексии
Дислексия бывает либо врожденной, либо приобретенной. Расстройства восприятия могут возникать уже в пренатальной фазе. Основной причиной дислексических затруднений является неравномерное психомоторное развитие. Некоторые функции развиваются нормально или даже ускоренно, другие медленнее, а иногда с большой задержкой.
Приобретенная дислексия – это потеря уже имеющихся навыков чтения и письма, как правило, взрослыми вследствие повреждения мозга или поражения нервной системы. Серьезная болезнь или травма – частые причины дислексии у взрослых.
Типы дислексии
Различают три основных типа этого расстройства:
• зрительный – возникают нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти
• слуховой – в его основе лежат нарушения слухового восприятия и слуховой памяти, часто связанные с языковыми расстройствами
• интегративный – нарушается координация, то есть возникают проблемы перцептивно-моторной интеграции.
У большинства взрослых дислектиков отмечаются признаки всех трех типов, имеющие разную степень выраженности.
Как проявляется
Симптомы дислексии у взрослых аналогичны ее проявлениям у детей:
• затруднения при чтении, в том числе при чтении вслух
• орфографические расстройства (в частности, большое количество ошибок при письме)
• нарушения арифметических навыков
• проблемы с решением математических задач
• трудности с определением левой и правой стороны
• непонимание шуток и идиом.
Как распознать дислексию у взрослых? Взрослые дислексики испытывают трудности не только с чтением и письмом, но и с планированием работы, распорядком дня, организацией встреч и поездок, составлением официальных писем, а также использованием инструкций по эксплуатации и получением водительских прав. Такие люди обычно избегают публичных выступлений, поскольку боятся, что не смогут построить связные предложения.
Как бороться
Это расстройство может существенно ограничивать личностное развитие. Следовательно, данную проблему нельзя игнорировать. Признаки дислексии у взрослых могут быть разными, поэтому для постановки точного диагноза необходима личная консультация у специалиста – психолога, невролога или логопеда.
К сожалению, избавиться от дислексии невозможно, она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Однако нарушения можно значительно уменьшить, если своевременно начать лечение. Чем раньше дислексия будет диагностирована, тем лучше. Если не лечить, болезнь может привести к серьезным проблемам, таким как заниженная самооценка, поведенческие расстройства, тревога, агрессия или депрессия.
Положительные моменты
Существует и другая сторона медали. Поскольку расстройство связано не с интеллектом, а с тем, как мозг обрабатывает информацию, люди с дислексией зачастую обладают стратегическим видением и творческими способностями. Взрослые дислектики, которым приходилось систематически преодолевать свои зрительно-слуховые и моторные дисфункции в детстве, бывают более настойчивыми в достижении поставленных целей и очень амбициозными.
Многочисленные исследования показывают, что наш мозг обладает пластичностью и способностью адаптироваться к различным изменениям в любом возрасте. Даже поздняя диагностика дислексии приводит человека к пониманию причин собственных неудач, позволяет овладеть компенсационными стратегиями и обрести контроль над своей жизнью. Кроме того, достигается чувство когерентности, то есть когнитивной, эмоциональной и мотивационной согласованности, которая дает возможность эффективно адаптироваться в обществе.
Дислексия
Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать неспособность к чтению.
Общие сведения
Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.
Причины дислексии
Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройство может быть обусловлено биологическими и социальными причинами.
Биологические факторы
Большинство специалистов склоняются к тому, что в большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:
- поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
- гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
- инфекционное поражение мозга;
- травматизация во время сложных родов.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Социальные факторы
Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических.
К ним относятся:
- недостаток общения у ребенка;
- погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
- двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
- слишком ранее начало обучения;
- дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).
Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.
Влияние дислексии
Орфография
Образование
Чтение
Здоровье
Жизнь
Карьера
Самооценка
Математика
Патогенез
Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексии следует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.
Наши преимущества
Высокая квалификация специалистов
Более 200 сертифицированных профессионалов со стажем от 10 лет
Круглосуточный выезд на дом
Звоните в любое время и наши специалисты помогут вам
Полная анонимность
Гарантируем полную конфиденциальность, пациентов не ставят на диспансерный учет
Программа «Двойной диагноз»
Комплексное лечение зависимости и психического расстройства
VIP отделение
Повышенный уровень комфорта и полное уединение
Классификация
Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждая из форм требует особого внимания специалистов и семьи.
оптическая
зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);
фонематическая
самая распространенная проблема (искажение структуры слов, перестановка слогов);
аграмматическая
ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);
семантическая
беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;
мнестическая
трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);
тактильная
типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).
Симптомы дислексии
Расстройство выявляется в возрасте 6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.
Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.
Фонематическая дислексия
Фонематическая форма дислексии вызвана недоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединением составных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» — «дом», «ток» — «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.
Семантическая дислексия
Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедности словарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не может зафиксировать смысл прочитанного.
Аграмматическая дислексия
В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, может путать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.
Мнестическая дислексия
Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.
Оптическая дислексия
Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.
Тактильная дислексия
Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.
Диагностика
Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:
- отсутствие диагностированной умственной отсталости;
- отсутствие патологий слуха и зрения;
- отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
- не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
- ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
- сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.
Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.
Взрослому человеку официальный диагноз дислексия впервые должен поставить врач-психиатр. Запишитесь на прием к платному психиатру клиники доктора Исаева.
Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева
Если обнаружить признаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможность оперативно и эффективно корректировать проблему. Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениями речевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.
В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру +7 (495) 463-09-45.
Варианты лечения
- Консультация специалиста
от 4000 ₽ за прием - Стационарное лечение
от 6000 ₽ за сутки - Реабилитация
от 2900 ₽ за сутки
- у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
- у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
- консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
- на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.
Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!
от 4000 ₽
- это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
- для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
- мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
- мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
- мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
- мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
- мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.
Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!
от 6000 ₽
- в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
- реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
- с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
- мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
- в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
- мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
- мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.
Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!
от 2900 ₽
Часто задаваемые вопросы
Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?
Современная клиническая психология делает акцент на необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.
Дислексия проходит с годами?
Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.
Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?
Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
Дискалькулия
Ваш ребенок никак не может «подружиться» с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят? Не спешите делать поспешных выводов об умственных способностях малыша, опускать руки и тем более наказывать…
Подробнее
Расстройства речи
В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях…
Подробнее
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Подробнее
Умственная отсталость
Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей…
Подробнее
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
- нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону: