Дивергентная карта как составить

3. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография [Текст] / Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.

4. Гинецинский, В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук [Текст] / В.И. Гвинецкий. — Л., 1988. — 34 с.

5. Ершов, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура): Пособие для учителя [Текст] / А.П. Ершов, В.М. Букатов. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 168 с.

б.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2 изд., доп., испр. и перераб. [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2002. — 384 с.

7. Колесникова, И.Л. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмаль-ной рефлексии [Текст] / И.Л. Колесникова. — М.: Детство-Пресс, 1993. — 288 с.

8. Кон, И.С. Социология личности [Текст]/И.С. Кон. — М.: ИПЛ, 1967.

— 383 с.

9. Масленникова В.Ш. Современная идеология социальноориентированной личности [Текст] / В.Ш. Масленникова. — Казань: РИЦ «Школа», 2004. — 176 с.

10. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. [Текст] / М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.

11. Педагогический словарь. Т. 1. [Текст] / М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 184 с.

12. Поляков, С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. … д-ра пед. наук [Текст] / С.Д. Поляков. — Ульяновск: 1993. — 398 с.

13. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. [Текст]. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.

14. Симонов, В.П. Что такое эмоция? [Текст] / В.П. Симонов. — М., 1966. — 93 с.

ДИВЕРГЕНТНАЯ КАРТА: РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

© Дегтярев С.Н.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье анализируются возможности дивергентных карт (интеллект-карт) в развитии творческого мышления учащихся. Показан опыт применения дивергентных карт в учебном процессе. В качестве нового

* Директор гимназии Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, отличник просвещения РФ.

показаны возможности использования дивергентных карт как диагностического средства анализа затруднений учащихся в решении задач и качества усвоения ими учебного материала. Даны результаты эмпирического исследования.

Для современной мировой педагогики характерны активный поиск, разработка, внедрение средств и методов развития творческого начала личности. Это явилось следствием осознания того факта, что социальное развитие, решение многочисленных экономических проблем связано с воспитанием людей креативно мыслящих, способных предлагать и осуществить инновационные пути развития. И естественно, большие надежды в решении этой проблемы возложены на систему образования, в частности на школу.

Одной из новых идей в развитии творческого мышления людей различных профессий стала идея Т. Бьюзена (1974 г.) графически отображать ассоциации (понятия, символы) при решении какой-либо проблемы. Этот метод графического представления и связывания мыслей с целью поиска новой идеи получил достаточно широкое распространение за рубежом, прежде всего в европейских странах и США. Назван был метод «Mind Map» — интеллект-карта. В основу составления интеллект-карт положен принцип «радиантного мышления» (по Т. и Б. Бьюзену). Термин «ради-антное мышление» (от «радианта» — точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел, с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относятся к ассоциативным мыслительным процессам, стартовой точкой или точкой приложения которых является центральный объект [1, с. 56].

Мышление Т. Бьюзен представляет в виде большой ассоциативной машины (БАМ). А интеллект-карту определяет как графическое выражение процесса радиантного мышления. Применять этот метод он рекомендует в любой сфере жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности.

Идея интеллект-карт получила зеленый свет в подготовке креативных менеджеров, лидеров бизнеса и политической сферы. Используется психологами при проведении тренингов по развитию креативности, преподавателями для подготовки презентаций, составления обобщающих конспектов, схем. По этому поводу высказался Барри Бьюзен: «Я со временем осознал, что наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха применительно к научной, учебной работе…» [1, с. 13].

В литературе можно встретить различные названия интеллект-карт: «умственные карты», «карты ума», «карты памяти», «ментальные карты» (Э. Босс, 2008 г.), «карты сознания» (М. Микалко, 2009 г.), семантические когнитивные карты (А.А. Плигин, 2007 г.). Даются различные примеры их применения.

Мы бы хотели представить свой опыт применения интеллект-карт (в нашей терминологии дивергентных карт) в качестве дидактических средств в учебном процессе и показать их возможности в организации индивидуальной работы с учащимися по формированию креативного потенциала. Наш подход имеет свои особенности и отличия от методики использования интеллект-карт Т. Бьюзена.

Во-первых, мы считаем термин «интеллект-карта» не совсем удачным. В основе составления интеллект-карты лежит ассоциативный механизм мышления (или ассоциативное мышление), интеллект же включает в себя не только механизм ассоциаций, но и весь комплекс познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), процессы логической обработки информации (аналитико-синтетическую деятельность, моделирование, абстрагирование, теоретическое обобщение и др.). Таким образом, по своему механизму интеллект-карта задействует только часть общих интеллектуальных способностей человека, следовательно, более удачным было бы название «ассоциативная карта» или «дивергентная карта». Свой выбор мы остановили на варианте «дивергентная карта», учитывая, что при ее составлении актуализируется дивергентное мышление, т.е. мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей [3, с. 250] (Шуе^еге (лат.) — обнаруживать расхождение [4, с. 162]).

Во-вторых, каноническое следование правилам составления интеллект-карта не всегда может позволить составителю карты («майнд-мэперу» по Т. Бьюзену) графически выразить первичные ассоциации. Увлеченность форматом может привести к потере содержания, реальной структуры и связей в знаниях и субъектном опыте. В ряде случаев скорость фиксирования ассоциаций, порядок их возникновения имеет более существенное значение, чем их оформление и представляет большую ценность для анализа ментального опыта субъекта и качества его знаний.

В-третьих, авторы (Т. и Б. Бьюзен) разрабатывают концепцию «радиант-ного мышления», на основе которой объясняют психологические механизмы создания субъектом интеллект-карты. Однако ничего нового данная концепция, кроме самого термина «радиантное мышление», не содержит, поскольку повторяет по своему содержанию концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и ассоциативную теорию творческого процесса С. Медника, разработанные еще в середине ХХ века. Нет необходимости вводить в науку новые понятия, если они не включают в себя нового содержания.

Смысл критических замечаний в адрес разработчиков технологии интеллект-карт состоит в том, чтобы показать, что даже такое замечательное изобретение как интеллект-карта (дивергентная карта) не является универсальным, фундаментальным (как его иногда представляют) средством развития интеллекта и творческих способностей человека, а имеет свои возможности и ограничения.

Плюсы дивергентной карты (интеллект-карты) очевидны: графическое сопровождение мыслительного процесса позволяет активизировать работу правого полушария мозга, что делает мыслительный процесс более образным, творческим. Дивергентные карты помогают визуализировать опыт, знания человека, через это возможно прийти к новым идеям, пониманию определенных вещей. Карты способствуют целостному восприятию информации. Но сама по себе дивергентная карта не является новым знанием, это срество выстраивания структуры знаний, отработки ассоциативных линейных и разветвленных связей информации, хранящейся в памяти человека. Это связано с тем, что когнитивное творчество включает в себя не только общую базу знаний и дивергентное мышление, но и конвергентное или логическое мышление, критическое мышление, когнитивные процессы анализа и синтеза, специальные знания и умения, относящиеся к отдельным видам деятельности. В процессе творческого познания важны и мотивы, увлеченность задачей, настойчивость в достижении цели, самоактуализация. Но работа по составлению дивергентной карты может привести к появлению новых идей, необычным решениям проблем, задач.

Метафорически дивергентную карту можно представить как рентгеновский снимок. На снимке отображается не весь объект, не вся его структура и элементы, а только часть, которая фиксируется с помощью электромагнитных волн и фотопластины (экрана), тем не менее мы получаем важную для диагностики информацию. Дивергентная карта — это тоже своего рода «рентгеновский снимок» определенного кластера памяти, сознания ученика.

Дивергентная карта — это имеющее узловую структуру графическое отображение знаний и опыта субъекта, логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного (дивергентного) мышления вокруг некоторого центрального понятия (слова-стимула) [2, с. 53].

При создании дивергентной карты учащийся сначала записывает на бумаге то, что в первую очередь ассоциируется у него со словом — стимулом (центральным понятием карты, определяющим ее предметную тематику). Таким образом формируется и фиксируется первый круг ассоциаций (понятий, образов, формул, символов). Учащимся создается понятийно-знаковый кластер (cluster — группа, концентрация, скопление), под которым понимают графическую организацию учебного материала, выявляющую смысловые (семантические) поля центрального понятия кластера. Например, центральное понятие «сила» у ученика может вызвать ассоциативный ряд: сила трения, сила тяжести, сила упругости, сила гравитации, сила Кулона, сила Архимеда и т.д. Затем возникают и фиксируются вторичные ассоциации и логические связи вокруг первичных ассоциаций (понятий), которые теперь сами играют роль ассоциативно-логических стимулов. Например, с понятием «сила трения» могут быть установлены связи: «сила трения покоя», «сила реакции опоры», «коэффициент трения», «трение скольжения», «трение качения» и другие.

Каждый новый отображенный образ или понятие в свою очередь порождает новый ассоциативно-логический ряд и т.д. Вся эта совокупность понятийных кластеров формирует дивергентную карту, которая и будет некоторым отображением знаниевой когнитивной структуры, сформированной у учащихся при изучении понятия «сила».

Ассоциативный поток учащихся будет значительно шире задаваемой темы, и, чтобы карта не была перегружена лишними элементами, не связанными с физикой (или другим предметом), нужно объяснить учащимся, что именно должно быть отражено на карте. Для того чтобы правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление, воображение, память работало более активно, при выполнении карты следует придерживаться правил:

— использовать выделение цветом однородных блоков, ассоциативно-логических линий;

— использовать символические обозначения, образы, рисунки;

— должно быть свободное отображение ассоциаций на бумаге, не следует заранее в строгом порядке продумывать блоки карты, проектировать ее структуру, достаточно просто наметить основные линии развертывания материала карты.

Теперь рассмотрим вопрос, а какая же польза ученику от такой работы? Составление карты — творческий процесс на основе дивергентного мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы -усовершенствовать «сетевую» структуру знаний, структурировать знания и опыт учебной деятельности, зафиксировать, сделать более сильными связи между важнейшими элементами знаний ученика, что в совокупности формирует когнитивную составляющую креативного потенциала как базового ресурса творческого мышления. Выполняя дивергентную карту, учащийся совершенствует, развивает соответствующую ментальную структуру (вербальную сеть, ментальное пространство), которая становится более разветвленной, мобильной и гибкой, что позволяет при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить различные варианты решения, в том числе оригинальные, наиболее рациональные.

Однако следует иметь в виду, что составление учеником дивергентной карты — это только часть работы по систематизации, структурированию знаний и опыта, по формированию креативного потенциала. Выполненные учеником карты будут содержать ошибки, ложные ассоциации. В них не всегда будут отражены наиболее важные элементы и связи. Поэтому необходим второй этап работы с картой. На этом этапе дивергентная карта выступает в качестве диагностического средства (данная функция не предусмотрена в методике интеллект-карт Т. Бьюзена), позволяющего организовать индивидуальную работу с учеником. Графически отображенный учеником материал дает учителю информацию о полноте, структуре знаний, их упорядоченности, особенностях запоминания и воспроизведения, осмысленности, логичности.

Учитель может понять, что лучше усвоено учеником, что хуже; над чем необходима дополнительная индивидуальная работа. Возможной становится оценка способности ученика выполнять задания высокого уровня сложности, решать нестандартные, олимпиадные задачи. На данном этапе работы учитель, находя «проблемные» места карты, определяет область перспективной работы с учеником. Намечает пути совершенствования структуры знаний. Организует работу по уточнению, дополнению самой карты. Учитель может давать подсказки, прямые указание на исправление ошибок. Может предлагать дополнительные задания по изучению теоретического материала или задачи (упражнения), решая которые учащийся найдет, установит недостающие элементы карты или существенные связи.

Такие возможности карты были проверены в ходе несложного исследования в экспериментальной группы учащихся, которым после изучения одного из разделов физики (в нашем случае — электродинамики), было предложено самостоятельно составить дивергентную карту. На основе каждой карты было подготовлено индивидуальное для каждого ученика задание по изученной теме и учащиеся вновь демонстрировали свои знания, но уже в обычной традиционной форме (контрольная работа). Задачи для каждого учащегося подбирались особым способом, исходя из особенностей составленной им дивергентной карты. Предлагалось три типа задач: I тип — задачи, требующие актуализации элементов знаний с «короткими» ассоциативными связями (близкие элементы на дивергентной карте), II — задачи, требующие актуализации элементов знаний с «длинными» ассоциативными связями (удаленные друг от друга элементы карты), III — задачи, для решения которых требуются знания, не отраженные учеником на карте.

Конечно же, задачи второго и третьего типов должны вызвать у учащегося наибольшие затруднения в решении (если он не видит внутрило-гических связей задачи или не понял содержание учебного материала). Понятно, что задача может быть точно не решена, если соответствующие элементы знаний у учащихся не сформированы. Таким образом, дивергентная карта с большой вероятностью должна позволить определить, какие именно задания (задачи) будут успешно выполнены учеником, а какие вызовут затруднения; какой материал усвоен системно, а какой требует дополнительной с ним работы; какие задачи нужно подбирать для ученика, чтобы они максимально способствовали развитию его физического мышления, систематизации знаний, умений решать задачи различного уровня сложности, в том числе и олимпиадные. Наперёд заметим, что данный метод оказался очень хорошим для индивидуальной подготовки учащихся к олимпиадам по физике. Результаты выполнения контрольной работы учениками экспериментальных физико-математических классов отражены в таблице. В общей сложности протестировано 70 учащихся с 2006 по 2008 годы. В таблице показана процентная доля выполнения учащимися задач различного типа.

Таблица 1

Качество выполнения контрольной работы

Тип задачи I II III

% выполнения 2006 г. (10 кл.) 70 % 38 % 19 %

% выполнения 2007 г. (11 кл.) 89 % 72 % 48 %

% выполнения 2008 г. (10 кл.) 76 % 52 % 24 %

Числовые данные измерений показывают различную успешность решения выделенных нами типов задач, а это значит, что дивергентная карта действительно позволяет индивидуально подбирать трудные (а не просто сложные) для учащихся задачи, содержащие для данного ученика наибольший развивающий потенциал.

Данный эксперимент подтвердил возможность использования дивергентных карт в качестве средства диагностики затруднений учащихся в решении задач, в понимании учебного материала.

Накопление опыта решения задач, осмысление теоретических сведений через их использование в учебных задачах позволяют учащимся затем анализировать реальные физические явления и проблемы, давать объяснение, казалось бы, необъяснимым физическим явлениям и процессам.

Список литературы:

1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов. — 3-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 304 с.

2. Дегтярев С.Н. Стратегия обучения на основе креативного инварианта: монография. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. — 84 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

4. Словарь иностранных слов. — М.: Сирин, 1996. — 608 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКОМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Егорова А.М.*

Уральский государственный педагогическийуниверситет, г. Екатеринбург

Познание окружающего нас мира во всем его многообразии, познание себе подобных и самих себя мы осуществляем с помощью эмпирического и сознательного, эмоционального и рационального, субъективного и объективного опыта знаний. Сегодня как никогда, в век тоталь-

* Аспирант.

Пример интеллект-карты (дивергентной)

Наименование дисциплины: «Основы проектной деятельности»

Группа: ТОР21-1

Дата занятия: 03. 02. 2022 г.

Ф. И. О. преподавателя: Каренгина Татьяна Максимовна

Срок выполнения (сдачи) задания: 03. 02. 2022 г. до 16. 00

Добрый день, уважаемый студент!

Задание можно выполнить:

1. В тетради или на листе, затем его сфотографировать/отсканировать, отправить.

2. Адрес электронной почты tatmaks62@mail. ru.  Страничка в ВКонтакте https: //vk. com/id140647629

Тема: Составлениеинтеллект-карты (дивергентной)

Теория

Интеллекткарта (дивергентная)это имеющее узловую структуру графическое отображение знаний и опыта субъекта, логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного (дивергентного) мышления вокруг некоторого центрального понятия (слова-стимула)

Пример интеллект-карты (дивергентной)

Центральное понятие или слово-стимул в данной карте «Части речи». От него в разные стороны расходятся названия частей речи. Каждая из этих частей речи имеет свои свойства, которые далее прописываются.

Задание.

Составить интеллект-карту (дивергентную) по своей специальности с помощью ФГОС, скриншот которого приложен.

Обратите внимание во ФГОС на общие компетенции (ОК), основные виды деятельности, в которых есть профессиональные компетенции (ПК), требования к основным видам деятельности: знать, уметь, иметь практический опыт.

Интеллект-карты (mind map) – это эффективная графическая техника управления творческим мышлением. Создание ментальной карты помогает осмыслить сложную проблему и найти оригинальные, нестандартные пути ее решения. Придумал метод интеллект-карт или, как их еще называют, «умственных карт» английский журналист Тони Бьюзен, а доработал и популяризировал его вместе со своим братом-психологом Барри.

Достаточно часто мы сталкиваемся с необходимостью принятия нестандартных решений, когда возникшая проблема не решается привычными методами. Как придумать что-то оригинальное, если большинство людей даже толком не могут объяснить, что это такое: «придумать»? Вот здесь нам и поможет техника интеллект-карт, не просто активизирующая мышление, но и помогающая найти выход из самой запутанной жизненной ситуации.

Необходимость реорганизации мышления

Нас с детства учат логическому мышлению, убеждают, что оно самое правильное, высшее, истинно человеческое, так как рациональное. Но когда перед нами встает сложная задача, не имеющая одного единственно верного решения, то линейное логическое мышление дает сбой.

Т. Бьюзен говорит, что в этом случае нужно другое мышление – радиантное (радианта – точка, из которой как бы расходятся в разные стороны пути небесных тел, например, метеоритов в потоке). Психолог Дж. Гилфорд такой тип мышления назвал дивергентным – разнонаправленным, Э. де Боно – латеральным – идущим вбок.

Именно этот тип мыслительной деятельности является основой творчества и позволяет находить самые оригинальные, неожиданные и эффективные решения проблем. Но у него есть существенный недостаток – радиантное мышление хаотично, в нем отсутствует характерная для логического мышления, четкая последовательность операций. Этот хаос в мыслях, наверное, ощущал каждый. Кажется, что мысли разбегаются в стороны, путаются, и мелькнувшая гениальная догадка тут же теряется в хаосе менее значимых идей.

Тони Бьюзен разработал уникальный графический метод организации мышления, который и назвал интеллект-картой.

Основные правила составления интеллект-карты

В качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать образы и ассоциации.

  • Без образного мышления невозможно увидеть ситуацию проблему целиком, с разных сторон. Да и в творчестве образы играют ведущую роль.
  • Ассоциативное мышление дает доступ к хранящейся в нашей памяти информации из самых разных сфер и областей, позволяет выйти за пределы стандартного смыслового поля и использовать в решении задачи самые неожиданные данные.

Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.

Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Как сделать сайт

Этапы составления интеллект-карты

Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.

  • Этап 1. Центральная идея – образ.

Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы.  Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.

Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.

Карта для решения проблем

Карта для решения проблем

Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для ведения ежедневника Bullet Journal.

Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.

Читайте по теме: «Как сделать карту желаний, используя метод интеллект-карт»

В настоящее время есть специальные программы, позволяющие составлять интеллект-карту с использованием готовых рисунков. В этом случае вы облегчите себе задачу, но такая работа значительно менее эффективна, так как не работает рука, и не столь активно образное мышление.

интеллект-карта

Примеры готовых ментальных карт:

Составить креативные и полезные интеллект карты помогут наши 3 упражнения для развития творческих способностей

Автор – Марина Голубева

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 15.05.2023 19:15

Рафейкова Любовь Степановна

учитель физики

65 лет

рейтинг1 534
место27 663

Местоположение

Россия, Заводоуковск, Тюменская область

Разработка экскурсии на кирпичный завод. Дивергентная карта.

21.02.2018 21:05

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (физика+география+химия). Разработка вопросов при посещении завода. Заполнение дивергентной карты.

Просмотр содержимого документа

«Разработка экскурсии на кирпичный завод. Дивергентная карта.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

02.02.2018

Составление ментальных карт как способ формирования универсального учебного умения – моделирования

Косоверова Виктория Александровна

Что такое интеллект-карта? Интеллект-карта – это некая схема, позволяющая структурировать материал в определенном порядке. Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся.

Оценить




1016

Содержимое разработки

(1)Особую группу обще учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: Основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. 

(2)Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого — к знакомому,  то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

(3)Привычный способ обработки информации – прочел или послушал, запомнил или записал то, что показалось важным, обдумал. Если надо запомнить, прочел еще раз свои записи. Записи составляются либо в виде хаотичного текста – неорганизованные, бестолковые конспекты. Либо в виде структурированного списка – с пунктами, выделением и, возможно, диаграммами или иными графически отображающими структуру элементами.

(4)При этом способе максимально задействовано левое полушарие, отвечающее за вербальную информацию (речь) и линейную логику – семантические последовательности. Правое полушарие, обрабатывающее образную информацию, практически не задействовано. Исключение составляют люди художественного склада ума, но они пока не «увидят» в воображении картинку, не смогут понять внутреннюю структуру нового знания. В случае сложной информации это не всегда возможно.

Такую информацию тяжело понять с наскока, еще сложнее запомнить. Есть ли выход из данной ситуации? Да. (5)Это картирование мышления. За счет использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков), визуального представления (рисования карты), радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр) достигается эффект глубокого понимания и отличного запоминания информации.

Наше правое полушарие мыслит целостно. Образное мышление большей частью бессознательно. Скорость обработки информации сознанием ничтожно мало. Задействуем подсознание, и скорость возрастет не в десятки, а в сотни раз!

Одним из способов задействовать подсознание является составление ментальных-карт.

(6)Ментальная-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.  Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.(7-8)

Технология интеллект-карт – одна из новых технологий, которая уже достаточно широко используется учителями на уроках.

(9)Что такое интеллект-карта? Интеллект-карта – это некая схема, позволяющая структурировать материал в определенном порядке. Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: (10)

1.  «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

3.  «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Технология интеллект-карт включает в себя несколько теорий:

— теорию радиантного мышления,

— теорию семантических сетей,

— теорию установки,

— теорию ассоциаций.

Каждая из этих четырех теорий довольно интересная. Остановлюсь на одной из них – теории установки. Очень важно, какую установку мы получаем при восприятии информации.

(11)Как вы думаете, что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый миг информации, поступающий в мозг,- каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, ритмический удар, ноту, прикосновение к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков» (12).

В чем заключается принцип составление ментальных-карт.

(13)Основой является белый лист А-4. Лист располагается горизонтально (альбомный разворот).

(14)Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в середине листа.

К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею (15).

К ветвям первого уровня при необходимости добавляются ветви 2-го уровня со словами-ассоциациями, раскрывающими идеи ветвей 1-го уровня

При построении интеллект-карты используется максимальное количество разных цветов, отображающих разнообразие идей.

По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветвях. Этот мнемонический приём связывает пару – слово-образ.

(16)С помощью двухсторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.

Иерархия идей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

(17)Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

С помощью интеллект-карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию,  сжимать, кодировать в форме интеллект-карты .

(18)Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логические мышление учащихся. При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся. Теперь рассмотрим вопрос, а какая же польза ученику от такой работы?

Составление карты — творческий процесс на основе дивергентного мышления, ассоциативно-логического развертывания знаний. Цель такой работы — зафиксировать, сделать более сильными связи между элементами знаний ученика, структурировать знания и опыт учебной деятельности, усовершенствовать «сетевую» структуру знаний. Выполняя интеллект-карту, учащийся совершенствует, развивает соответствующую когнитивную структуру (вербальную сеть, ментальное пространство), которая становится более разветвленной, мобильной и гибкой. Развитые когнитивные структуры позволяют при решении учебной задачи или реальной проблемы эффективнее находить различные варианты решения, в том числе оригинальные, наиболее рациональные. Таким образом, составляя интеллект-карты, учащиеся развивают своё мышление.

Необходимо отметить еще один вариант использования интеллект-карты — дивергентная карта дается учащемуся в «полу готовом» виде: на ней указывают все связи, логические цепочки, но не отражены некоторые элементы, которые и должны восполнить учащиеся. Это получается карта-тест. У нее двойное назначение:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Фиксация в памяти важнейших связей между элементами знаний, отображение в сознании структуры знания, которая изначально в карте задается учителем.

В данном случае очевидно преимущество интеллект- карт перед обычным тестом, ведь отвечая на вопросы обычного теста, в сознании учащегося вопросы теста не предстают в виде некоторой целостной системы, он не фиксирует связи между ними, воспринимает каждый вопрос как изолированный элемент теста.

Учитывая загруженность учителя (согласитесь, не всегда есть время создать качественную презентацию к уроку), я предпочитаю, когда карта составлена самими учащимися, и она будет представлять собой полноценный образовательный продукт. Технология создания ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной. Если использовать ее систематически, то она принесет свои плоды, но для этого нужно время. Результат вряд ли будет радовать, если использовать карту на уроке время от времени. Конечно не на каждом уроке, есть множество других технологий. Ведь технологию мы подбираем под тему урока, а главное цель и задачи урока

(19)Для меня как для учителя открываются возможности

повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

активизировать деятельность.

(21-28)

Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное «Я». При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели. Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга. (29)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/297025-sostavlenie-mentalnyh-kart-kak-sposob-formir

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Excel как найти недопустимую ссылку
  • Потерял телефон как найти по емейл
  • Как правильно пишется найди здесь ошибку
  • Как найти сульфат калия формула
  • Как найти работу ролик