Дизартрия у детей как исправить

Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа. 

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Общие сведения

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей

Причины

Патогенез

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Классификация

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Симптомы дизартрии у детей

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Осложнения

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Лечение дизартрии у детей

Терапия и реабилитация

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Прогноз и профилактика

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Литература

1. Логопедия. Дизартрия/ Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. – 2009.

2. Основы логопедии/ Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. − 1989.

3. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/ Приходько О. Г.// Специальное образование. — 2010 — №2.

4. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – 2007.

Код МКБ-10

R47.1

Дизартрия у детей — лечение в Москве

Родители, сталкиваясь с нарушениями речи у своих детей, не всегда обращаются к логопеду или неврологу. Они надеются, что по мере взросления недостатки произношения исчезнут, и не подозревают о дизартрии.

Мальчик не может разговаривать

Этиология болезни

При дизартрии страдает «техника» речи, а не её смысловая составляющая. Пациент может излагать мысли, но окружающие не всегда понимают, что он сказал из-за нарушений артикуляции вследствие патологий речевой мускулатуры. Причинами расстройств являются:

  • парез (снижение мышечной силы);
  • спазмы и чрезмерный тонус;
  • гиперкинез (непроизвольные движения);
  • рассогласованность работы мускулов;
  • гипокинезия (недостаточный темп и объем движений);
  • псевдопарез.

Указанные состояния могут проявляться по одному или в комбинации и являются результатом поражения участков мозга.

Причины нарушения речи

Дефекты мозговых сегментов определяются наследственностью или сбоями во внутриутробном развитии:

  • токсикозами первого и третьего триместра беременности;
  • различными осложнениями в процессе родоразрешения;
  • недостатком кислорода как до родов, так и во время них;
  • преждевременным появлением на свет;
  • болезнями матери в период беременности, авитаминозом и вредными привычками (курение, употребление алкоголя).

Дизартрия может быть приобретённой, если человек в раннем возрасте переболел:

  • менингитом;
  • гидроцефалией;

    Причины дизартрии у взрослых

  • желтухой.

После перенесённых травм головы, тяжёлых отравлений и отёков мозга вероятность появления заболевания достаточно высока.

Виды патологии

Дизартрия бывает нескольких типов:

  1. Бульбарная, при которой отмечается одностороннее или двухстороннее поражение периферических нейронов в шейно-грудном отделе. Мускулатура ротовой полости вялая, частично парализованная, язык дряблый, глоточный рефлекс отсутствует.
  2. Псевдобульбарная, с двухсторонним нарушением работы кортико-бульбарных нейронов и пирамидных в шейном сегменте. Мышцы не атрофированы. Язык отогнут назад, напряжён. Параличи сочетаются со спазмами.

    Формы речевых проблем

  3. Корковая апраксическая постцентральная и премоторная. Нарушены функции коры левого полушария головного мозга, из-за чего артикуляционный аппарат не работает.
  4. Подкорковая дизартрия, возникающая из-за поражения экстрапирамидных ядер.
  5. Мозжечковая, при которой речевые действия не скоординированы.

В 95% случаев наблюдается псевдобульбарная разновидность.

Классификация псевдобульбарной формы

Заболевания может быть лёгким, средней тяжести и тяжёлым.

При лёгкой или стёртой степени пациент:

  1. затрудняется поднять кончик языка;
  2. чётко произносит отдельные звуки;
  3. хорошо управляет мимикой;
  4. удерживает названную врачом артикуляционную позу более 10 секунд;
  5. голосовые связки смыкаются.

В потоке речи звуки смазаны, дыхание равномерное.

Симптоматика речевого нарушения

Признаки состояния средней тяжести включают:

  1. затруднения с определением, до какой части лица дотронулся специалист;
  2. смазанная, нечёткая и неплавная речь;
  3. маловыразительная мимика, лицо асимметричное, открытый рот в покое;
  4. голос жёсткий, затухающий к концу фразы из-за расхождения связок;
  5. язык с широким кончиком, отклонённый в сторону;
  6. правильное в целом произношение, но отдельные группы согласных нечёткие;
  7. удерживание требуемой артикуляционной позиции с появлением дрожания.

Неправильно произносятся шипящие и фрикативные звуки. Темп речи замедлен.

При тяжёлой форме заболевания диагноз прорисован «на лице»: оно амимичное, маскообразное, асимметричное.

Другие симптомы включают:

  • открытый рот с асимметричным, атрофированным с одной стороны языком, находящимся снаружи;
  • слабое дыхание;
  • неустойчивый голос, который то затихает, то усиливается, в итоге затухая;
  • неспособность выполнить движения ртом (пожевать, облизнуть);
  • гнусавость;
  • искажения звукопроизношения.

Ребёнок говорит невнятно, неразборчиво, оглушает звонкие и озвончает глухие согласные, речевое действие осуществляется на вдохе.

Симптоматика лёгкой формы

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием протекает стёрто. Изъяны артикуляции не всегда замечаются родителями, списываются на особенности взросления. В возрасте 5 лет лёгкая дизартрия диагностируется во время осмотра логопедом детей, посещающих дошкольные воспитательные заведения.

Первые признаки

Внимательные папа и мама замечают предпосылки болезни уже в младенчестве. У малыша слабый сосательный рефлекс, поэтому грудь быстро заменяется бутылочкой. Порядок появления двигательных навыков нарушен: сначала встаёт, затем учится сидеть; ходить начинает раньше, чем ползать, при этом ходьба его быстро утомляет. Прыжки и переступание по ступенькам лестницы не получаются. Затруднено удержание мяча. Долгое время мелкие предметы захватываются всей ладонью, а не пальцами.

В раннем, а затем в младшем дошкольном возрасте дети:

  • едят без аппетита;
  • отказываются от мяса, твёрдых овощей и фруктов из-за трудностей с жеванием;

    Что указывает на то, что ребенок не будет говорить

  • помещают пищу за щёку;
  • не умеют полоскать рот;
  • не могут завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнию;
  • карандаш и кисточку держат неправильно, не контролируют их нажим;
  • неуклюжи на занятиях по физической культуре и танцах;
  • не могут прыгать и стоять на одной ноге, так как теряют равновесие.

Они не чувствуют музыкальный темп и ритм, поэтому сложно обучить их синхронным с мелодией действиям и пению.

Формирование речевых навыков

Дефекты моторной стороны артикуляции приводят к нарушениям слухового восприятия звуковой системы языка.

Невнятное произношение мешает формированию чёткого слуха и контроля. Неправильное фонематическое восприятие вызывает задержку развития грамматических навыков. В старшем дошкольном возрасте дети не различают грамматические формы, в частности окончания слов.

Выделяют три типа стёртой дизартрии: фонетическое, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи (ОНР).

Центры развития речи в мозге

Разновидность Признаки
фонетическая
  • многие звуки искажаются и пропускаются;
  • слух хороший;
  • речь связная, согласно возрасту;
  • слоги выделяются правильно.
фонетико-фонематическая
  • звуки заменяются и коверкаются;
  • слоги переставляются;
  • словарный запас отстаёт от нормы;
  • допускаются грамматические ошибки при монологическом говорении;
  • предложения простые, состоят из двух слов.
ОНР
  • звуки не различаются на слух;
  • выразительность отсутствует;
  • наблюдается множество грамматических и лексических ошибок;
  • слоги не выделяются;
  • нарушена связность.

Коррекционные методы выбираются специалистами в зависимости от формы и осуществляются в течение длительного времени.

Лечебные мероприятия

Чем раньше родители посетят врача, тем больше вероятность полного избавления от косноязычия.

При лёгкой степени дизартрии и нормальном психофизическом развитии вовремя начатая терапия гарантирует, что ребёнок к 6 годам будет как его сверстники.

При первых признаках болезни нужно пройти обследование у невролога и логопеда, которые оценят степень поражения головного мозга и поставят точный диагноз. Могут быть назначены:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электроэнцефалография;

    Диагностика нарушений центров речи

  • нейросонография и т. п.

После постановки диагноза проводится медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, самостоятельные упражнения и работа с логопедом.

Виды лечения

Невролог обычно назначает ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения. Рекомендуются упражнения, акцентированные на лице и верхнем плечевом поясе. Массаж проводится ежедневно начиная с 2 минут в первый раз, и постепенно его продолжительность доводится до 15 минут. Основные движения – пощипывания и поглаживания всех участков нижней части лица, а также мягкого нёба. Регулярный массаж уменьшает парез, снимает гипертонус, способствует отзывчивости и согласованной работе мускулов артикуляционного аппарата.

Упражнения при дизартрии

Хорошо зарекомендовали себя дыхательные упражнения по методу А. Стрельниковой. При наклоне делается выдох, при подъёме туловища – вдох.

Применяются и другие способы курсового лечения: иглоукалывание, гирудотерапия, дельфинотерапия.

Ребёнок должен выполнять некоторые упражнения самостоятельно под контролем родителей. Эффективно имитировать движения рта окружающих людей, вытягивать губы вперёд и растягивать в улыбке.

Для укрепления мышц челюсти можно поместить ребёнку в рот кусок бинта и попытаться его выдернуть. Для улучшения сопротивления пригодится и леденец на палочке, который нужно удержать во рту, когда взрослый потянет за палочку.

[media=https://youtu.be/4N6Ml_D6u6c]

Занятия с логопедом

Логопедическая работа комплексная и направлена на коррекцию моторики речевых мышц, мелкой моторики, исправление дефектов произношения и фонематического слуха.

Каждое индивидуальное занятие состоит из нескольких частей:

  1. массажа лица и внутренней поверхности ротовой полости;
  2. постановки звуков и правильного артикуляционного уклада;

    Упражнения с логопедом для речи

  3. формирования навыков произношения согласных и гласных;
  4. тренировки проговаривания слов с изученными звуками.

Родителям следует набраться терпения и оказывать психолого-педагогическую поддержку сыну или дочери. Без положительного настроя терапия осуществляется медленнее. Даже самое незначительное достижение маленького пациента не должно остаться без похвалы. Залог успешного лечения – регулярность, поэтому пропускать занятия и игнорировать назначения врача нельзя.

Дата публикации 3 сентября 2019Обновлено 26 апреля 2021

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9]. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

Менингит у детей

 

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты. Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9].

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение «Лошадка») и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение «каши во рту» у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11]. Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Центральная и периферическая нервная система

 

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, следовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9].

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9].

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Черепно-мозговые нервы

 

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Подкорковые узлы

 

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Мозжечок

 

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Кора головного мозга

 

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6]:

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8].

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6][10].

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Артикуляционный аппарат

 

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

МРТ головного мозга

 

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12].

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1][6].

Логопедический массаж

 

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Кружки дополнительного образования (лепка)

 

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата. Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи. При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным. Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения. Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу. Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома. Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим. Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.
  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.
  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести. Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков. Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса. Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны. У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

девочка с дизартрией

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов. Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики. Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью. Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования. Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений. Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие. Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние. В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются. Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях. Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту. В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как на госуслугах найти социальный контракт
  • Как найти один множитель если известно произведение
  • 0x80070660 как исправить ошибку windows 10
  • Как найти жестки диск который исчез
  • Как будет на английском найти работу