помощью чего он будет определять, эффективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «приращении» функциональных и личностных качеств воспитанников?
13. Перспектива развития проекта: автор проекта должен прописать возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указать ресурсы для дальнейшего продолжения проекта.
14. Список используемой литературы
15. Приложения
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Педагогический проект в ДОУ:
структура, особенности, оформление.
Уважаемы коллеги!
Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по написанию педагогического проекта для реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогический проект предполагает ограниченную во времени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в педагогической практике.
Базовая структура педагогического проекта:
- Титульный лист (полное наименование ОУ, тема, автор, год написания)
- Методический паспорт проекта
1 |
Тема |
педагогический проект «НАЗВАНИЕ» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа. |
2 |
Тип проекта |
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы); 3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). |
3 |
Руководитель проекта |
Ф.И.О. руководителя проекта Кто отвечает за организацию деятельности соисполнителей и конечный результат? |
4 |
Сроки реализации проекта |
краткосрочные (1-3нед); средней продолжительности (до 1 мес.); долгосрочные (до 1 года); |
5 |
Участники проекта |
Участниками могут быть педагоги, дети, родители. На кого рассчитан проект? Кому предназначен проект? Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников. Обязательно указать, на какой возраст детей рассчитан проект. |
3. Пояснительная записка (обоснование темы, суть проекта)
4. Актуальность проекта: определяя актуальность оздоровительного проекта, педагогу нужно ответить на вопросы: «Что именно его не устраивает в сложившийся системе оздоровления ДОУ?» «Какие особенности состояния воспитанников волнуют его больше всего?» Нужно раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.
5. Цель и задачи
6. Практическая значимость
7. Ожидаемые результаты: педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании прогнозируемых (ожидаемых) результатов нужно выделить разные стороны: Какой должен быть эффект от внедрения проекта? Что будет создано педагогами, детьми, родителями (участниками проекта)?
8. Принципы проекта
9. Основные методы реализации проекта
10. Материально-технические ресуры
11. Этапы реализации проекта: раздел «Этапы реализации проекта» включает в себя определение этапов проекта (подготовительный, практический, аналитический) с детальным содержанием каждого этапа и распределением функций реализации проекта.
Этапы проекта должны включать подробное описание мероприятий проводимых на каждом этапе с указанием сроков и задач каждого этапа, а также ответственного за проведение каждого мероприятия.
12. Эффективность реализации проекта: и результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка результатов. Необходимо описать критерии оценки эффективности реализации проекта.
Описывая систему оценки эффективности реализации оздоровительного проекта, педагог должен ответить на следующие вопросы: Какие изменения в детях, их физическом и психическом состоянии могут произойти в результате реализации проекта, и как педагог будет их фиксировать? С
Структура оформления проекта в ДОУ ПО ФГОС
Документальное оформление проекта
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно
ориентированных технологий обучения.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
Типы проектов:
Исследовательско — творческие проекты:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского
дизайна;
Ролево — игровые проекты
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по—своему
поставленные проблемы);
Информационно—практико—ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление
и дизайн группы, витражи и др.);
Творческие проекты в детском саду
(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная
неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего
возраста, используются ролево —игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука
здоровья» и др.
Основная часть проекта
Постановка проблемы: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для
чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению;
Цель проекта: должна быть понятна, конкретна, реалистична;
Задачи: (триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие)
конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на
какую аудиторию направлен проект и т. д. ;
Методы и формы работы: направленные на реализацию задач проекта;
Ожидаемые результаты: что необходимо получить для выполнения поставленных задач,
количественный и качественный результат.
Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
План—график мероприятий
Этот раздел состоит из 3—х ЭТАПОВ:
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов
- Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 23 «Радость»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОУ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬПодготовила: Багдасарян А.А.
-
-
-
-
5 слайд
ТИПЫ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ
по составу участников и их объединению:
групповой
подгрупповой
межгрупповой
партнерский
индивидуальный
семейный
с привлечением родителей
фронтальныйпо срокам проведения:
долгосрочный
среднесрочный
краткосрочныйпо видам деятельности:
творческий
исследовательский
комплексный
игровой
информационный
практико-ориентированный -
-
-
8 слайд
Содержание проекта
1.Целеполагание (формулировка проблемы)
2.Участники
3.Цель проекта
4.Определение формата и типа проекта
5.Задачи
6. Обеспечение проектной деятельности (методическое, материально-техническое)
7.Предполагаемые итоги реализации проекта, результат
8. Предмет исследования
9.Гипотеза проекта (если ……,то возможна ………)
10. Методы проекта
11. Составление комплексно-тематического плана реализации проекта (стратегия осуществления проекта) -
9 слайд
МЕТОДЫ ПРОЕКТА
НАБЛЮДЕНИЕ
СОВМЕСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
МОНИТОРИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ-СКАЗКИ, ДРАМАТИЗАЦИИ
ПЕСОЧНАЯ И СКАЗКОТЕРАПИЯ
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПРЕЗЕНТАЦИИ -
10 слайд
Этапы разработки и проведения проекта
1. Поисковый этап
Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы
Вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель»)
Планирующий этап
Составление плана движения к цели
Обсуждение плана работы с родителями воспитанников
Обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск)
Изготовление плана-схемы реализации проекта, ознакомление
Сбор информации, материалов для реализации проекта при помощи различных средств
3. Основной этап (практический)
Организация разнообразной деятельности (игры, праздники, наблюдения,экскурсии, опыты,творческие задания и др.)
Домашние задания родителям и детям
Самостоятельные творческие работы: поделки,рисунки, альбомы ,выпуск газет,выставка плакатов и пр., подбор материалов. -
11 слайд
4. Заключительный этап (итоговый)
Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др.Выдвижение новых проблем, идей.
Подведение итогов (обобщение опыта педагогов через различные формы)
-
12 слайд
Формирование ключевых компетентностей в процессе реализации проекта
ЭТАПЫ:
I этап : вводно-ознакомительный, поисковый –
сбор информации
Информационная компетентность: умение получать информацию, использовать разные источники информации, задавать вопросы на интересующую тему, вживание в игровую ситуацию.
Технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, выбрать, какими способами будем решать проблему-(прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать…)
Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения.
II этап: планирующий
Технологическая компетентность: умение планировать этапы деятельности (с чего начнем, что для этого необходимо., как это будем делать); умение понимать инструкцию и алгоритм деятельности. Планировать, где и у кого получить конкретную информацию., как зафиксировать результаты деятельности.
Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, выбирать, убеждать, приходить к общему решению..
Информационная компетентность: умение искать и подбирать различные материалы для планируемой практической деятельности, поиск необходимых источников информации. -
13 слайд
III этап: реализационный -практический
Социально-коммуникативная компетентность: умение защищать свою гипотезу, идею, умение общаться и вести диалог не только со сверстниками ,но и взрослыми; умение обращаться за помощью и принимать помощь ,если она необходима; выслушивать и не перебивать другого, соотносить свои желания с интересами других
Информационная компетентность: умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности по проекту, умение оценивать социальные привычки, связанные с проблемой(экология города, деятельность человека и др.)
Технологическая компетентность: умение принимать решения, применять полученные знания, умение организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца, умения вносить изменения,дополнения, делать выводы.
IV этап: заключительный-презентационный
Социально-коммуникативная компетентность: умение договариваться, кто о чем сообщает, как разместить материалы, умение распределять обязанности, приглашение гостей-детей из других групп на защиту проекта.
Технологическая компетентность: умение рассказывать по плану, делать выводы.
V этап: заключительный –контрольный
Технологическая компетентность: умение выдвигать новую проблему, ставить новую цель. -
14 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
-
15 слайд
На всех этапах проектной деятельности решаются практически все задачи по формированию ключевых компетентностей дошкольника.
Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные представления, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
Использование метода проектов эффективно в процессе формирования умений в области:
Технологической
Информационной
Социально-коммуникативной компетентностей
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 265 155 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.07.2017
- 628
- 1
- 10.07.2017
- 1887
- 1
- 10.07.2017
- 552
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 10.07.2017
- 656
- 1
- 10.07.2017
- 486
- 1
- 10.07.2017
- 397
- 1
- 10.07.2017
- 693
- 6
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
Методические рекомендации
Педагогический проект: разработка, осуществление, результат
Являясь много лет экспертом по аттестации педагогических работников, сталкиваюсь с проблемой в разработке и оформлении педагогических проектов у педагогов детского сада, поэтому хочу поделиться моделью написания педагогического проекта, которая является методической разработкой по его написанию. Надеюсь, что она будет полезной в работе.
1. Титульный лист.
- Полное наименование образовательного учреждения
- Название проекта
- По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
- По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
- Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательного учреждения).
- По продолжительности: — краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); — среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);
— долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).
- Заявитель: дети (возрастная группа).
- Автор проекта: должность Ф.И.О.
- 20… год
2. Структура проекта.
- Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
- Актуальность темы:
Формулировка проблемы пойдет в цель проекта. (Методика Светенко Т.В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)
проблема |
цель |
Не сформированы представления о том, для чего нужна мама |
Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна |
причины |
задачи |
|
|
(проблема, целеполагание – организационный этап)
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:
Что мы знаем? |
Все ответы, которые дали дети |
Что мы хотим узнать? |
|
С помощью чего узнаем? |
(проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся , воспитатель задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?» — организационный этап.
- Цель проекта: ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
- Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
3. Этапы проекта.
1. Организационный.
1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.
2. Педагог — определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.
3. Дети — вхождение в проект.
4. Родители — вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.
2. Планирование деятельности.
1. Педагог — изготовление пособий для проекта;
— беседы (например, о геометрических фигурах);
— беседы (например, о цветах);
— изготовление игр; подбор имеющихся игр;
— обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,
— продумывание практической, экспериментальной деятельности;
— продуктивная деятельность.
— чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.
2. Дети — разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..
3. Заключительный
- ожидаемый результат
- продукт
результат |
продукт |
|
То, что можно подержать в руках:
|
На какие результаты вы рассчитываете? |
Что будет являться продуктом вашего проекта? |
Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д. |
|
4. Паутинка проекта.
По образовательным областям. (например)
Здоровье. Релаксация П/гимн. Логоритм. упр Лечебн. физ « Рифмопластика и т.д. |
Физическая культура. |
Безопасность. |
Социализация. |
Тема…. Главное событие….. |
Художественное творчество. |
Познание. |
Коммуникация. |
Чтение худож. литературы. |
Труд. |
Музыка. |
Развивающая среда. |
5. План осуществления проекта. (основной этап)
Режимные моменты |
Совместная работа педагога с детьми |
Совместная работа родителей с детьми |
Свободная творческая деятельность детей |
1. 2. |
|
1. 2. |
1. 2. |
(заключительный этап)
6. Ожидаемый результат:
Критерии оценки результатов по диагностике……
(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).
Низкий……
Средний…..
Высокий…..
7. Продукт проекта:
8. Диагностика детей на начало работы по проекту.
Ф.И.ребенка |
Знание 8 цветов |
Знание 8 форм |
И т.д. |
|
Иванов В. |
В |
С |
||
Диагностика детей на конец работы по проекту.
Ф.И.ребенка |
Знание 8 цветов |
Знание 8 форм |
И т.д. |
|
Иванов В. |
В |
С |
||
9. Презентация проекта.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.
10. Рефлексия.
- Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
- Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
- результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:
— Узнали ли вы что-нибудь новое?
— Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
— Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:
Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?
Что нужно изменить или учесть в следующий раз?
Что удалось, что не удалось и почему?
(Описываются ответы на поставленные вопросы).
11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Негативные последствия |
Способы коррекции |
Желаю всем успехов в педагогической деятельности!
Список литературы:
1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
2. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
Статья «Как грамотно разработать проект».
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).
По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».
«Проект» ( лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Зачем нужны проекты?
Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей.
Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.
Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
Развитие умения наблюдать, слушать.
Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.
Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.
Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Виды проектов
По количеству участников в проекте:
индивидуальные
групповые
коллективные
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные (1-3нед.)
среднесрочные (до 1 мес.)
долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду деятельности: (по Л.В.Киселевой)
Исследовательско-творческие
Информационно-практико-ориентированные
Творческие
Ролево- игровые
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Роль педагога при использовании метода проектов:
учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей,
строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве,
мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.
Роль дошкольника:
является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).
план проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
IIэтап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза– это и есть цель проекта).Сначала проводится общее обсуждение,чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?»Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка,тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании,сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план,.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. При разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической (творческое решение задач) и поисковой деятельности.
Работая над проектом в книжном уголке можно поставить энциклопедии для детей нужной тематики. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры по теме проекта. Сюжетно-ролевые игры будут организовываться тоже по теме проекта.
К организации поисковой и творческой деятельности необходимо подключить родителей, если ребенок не справляется с выполнением задания.
Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают.
Задание не должно быть слишком трудоемким и выполняться с «желанием и радостью».
Для усвоения понятий по теме проекта достаточно организовать совместную работу воспитателей, детей в процессе занятий, бесед, игровой деятельности.
А для формирования осознанного отношения к проблеме необходима практическая деятельность детей, направленная на получение результатов.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, рассказ, спектакль, праздник. При защите проекта должны быть продемонстрированы вклад ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Литература:
1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М., 1993.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
4. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.
7. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003.
8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.
9. Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 С. 567..
10. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М., 2001.
11. Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2002.
Юдина Диана
< Предыдущая | Следующая > |
---|