Эмоциональная незрелость как исправить взрослого человека

Эмоциональная незрелость – это неумение строить доверительные отношения, неспособность открыто испытывать глубокие чувства. Практикующий врач-психотерапевт Рушель Блаво специально для издания sb.by подробно рассказал об этой проблеме и дал профессиональные советы.

иллюстративное фото

Эмоционально незрелому человеку трудно выражать свои эмоции в отношениях, он боится показать глубокие чувства, строить эмоционально близкие отношения, а также неспособен справляться со стрессом.

Признаки эмоциональной незрелости: 

1) Боязнь ответственности. Такой человек винит во всем других людей, он не способен к самоанализу, не способен признать собственные ошибки. Таким людям легче, чтобы их контролировал другой человек, чтобы решения принимались за них, а не самостоятельно.
2) Неуравновешенность. Неумение объяснять свою точку зрения, слышать другое мнение. Плаксивость, обиды, раздражение, непонимание и другое – все это внешнее проявление нежелания понять другого человека, допустить возможность, что существуют другие точки зрения.
3) Импульсивность. Эмоционально незрелые люди склонны совершать необдуманные, импульсивные поступки, вести себя неразумно и нелогично, не думая о последствиях.
4) Уход в крайности. Все либо черное, либо белое, все либо плохо, либо хорошо. Эмоционально незрелые люди бросаются из крайности в крайность, не умеют замечать детали, идти на компромиссы.
5) Эгоцентричность. Такие люди считают, что правда только у них, все остальные глупы и плохи. Такие люди любят разговаривать только о себе, при разговоре о другом они будут всем видом демонстрировать скуку и безразличие к теме. Только их проблемы и жизнь являются для них интересной и главной темой. Также эмоционально незрелые люди не способны испытывать эмпатию.

иллюстративное фото
PIXABAY.COM

Почему же возникает эмоциональная незрелость?

Корень проблемы уходит далеко в детство, во взаимоотношения ребенка и родителя. В детстве ребенка не научили выражать свои эмоции, а проявление чувств считалось слабостью. В семье эмоции и чувства показывать было неуместно, ужасно, неприемлемо. Все это служит формированию эмоциональной незрелости. Также к причинам ее возникновения относят различные психические расстройства.

иллюстративное фото
PIXABAY.COM

Последствия

Эмоционально незрелые люди не могут выстроить крепкие, долгие и доверительные отношения, найти близких и верных друзей. Также им трудно анализировать себя, а следовательно, и находить свое предназначение в жизни, трудно принимать самостоятельно правильные и взвешенные решения. Такие люди часто совершают необдуманные поступки, не умеют распознавать свои эмоции и контролировать их, из-за чего могут возникать различные плохие ситуации.

Как достичь эмоциональной зрелости?

1) Развивайте личную ответственность. Учитесь принимать решения самостоятельно и отвечать за них.
2) Научитесь контролировать себя. Прислушивайтесь к себе каждый раз, когда чувствуете сильную раздражительность, агрессию, подумайте, что за ситуация повлияла на вас.
3) Посетите тренинги. На занятиях вас будут учить, как управлять эмоциями, покажут упражнения, которые вам будут полезны в тех или иных ситуациях.
4) Обратитесь к специалисту. На личных консультациях со специалистом вам будет легче разобраться в причинах данного поведения, подобрать индивидуальные практики, найти решение, чтобы избавиться от эмоциональной незрелости. 

Самое главное – запаситесь терпением! Настройтесь на продолжительную работу и увидите, как меняетесь вы и ваша жизнь в лучшую сторону! 
 

Даже взрослый человек психологически продолжает оставаться ребенком. Причины этого — социальное сознание, отсутствие сепарации от родительской семьи, комфорт современной жизни. Признаки выражаются в безответственности, страхах, жестокости и прочее. Об этом в статье.

Инфантильность молодого поколения в современном обществе налицо: период взросления в XX веке слишком затянулся. Немало юношей и девушек не желают заниматься саморазвитием, обеспечивать себя, брать ответственность. 

В переводе с латинского «infant» означает «младенец». Инфантилизм, инфантильность это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту, простыми словами это ребенок во взрослом теле;

Причины инфантилизма

Сейчас человек живет в комфортных условиях, когда практически любая потребность удовлетворяется быстро и без усилий. Можно ради примера сравнить обстановку в наше время и в XVI столетии. Тогда продолжительность жизни составляла приблизительно от 20 до 35 лет.

Приходилось или знать и уметь все необходимое уже к 15 годам; или погибать. Так что уже в этом возрасте люди обзаводились собственной семьей. В нашу же эпоху в 15 лет подростка расценивают практически как ребенка, полностью зависимого от родителей.

Психологическое слияние с родительской семьей

Причиной инфантилизации молодежи часто выступает незавершенная сепарация от родителей. Под этим термином понимается расставание с близким, с которым человек находился в психологическом слиянии.

Чаще всего речь идет о матери. Если взрослеющий ребенок отделяется от родителей, происходит становление личности. Он постепенно начинает совершать самостоятельные поступки, берет принятие решений на себя.

сепарация сына от мамы

Фото kelli mcclintock on Unsplash

Если сепарация завершается успешно, молодой человек обретает самодостаточность, становится взрослым. «Ребенок вырос, а родители и не заметили». Это можно сказать сегодня по отношению к молодым людям в нашей стране.

Ведь есть немало условий, мешающих завершиться сепарации. Невысокие доходы, сложности при трудоустройстве, неизвестность — все это мешает развиваться. Дети достигают возраста совершеннолетия, но остаются зависимыми от родителей.

В некоторых семьях ребенок является «центром вселенной», и все другие родственники вертятся около него, как планеты вокруг светила. Но приходит время выпустить чадо из родного гнезда.

личное пространство

Фото Daniel H. Tong on Unsplash

Например, для выезда на учебу в другой город, прохождения военной службы. Ради работы, в конце концов. Вся семья остро переживает этот момент. Возникает «синдром гнезда, из которого улетел повзрослевший птенец».

Современная культура не имеет традиций, которые инициируют получение нового статуса в социуме. Нередки ситуации, когда в жизнь уже женатого «ребенка» продолжает вмешиваться мать; или отец взрослой женщины диктует ей, как одеваться и с кем встречаться.

Социальное сознание

Во многом влияет на процессы инфантилизации и само общественное мнение. Вообразите на секунду, как вас знакомят с 16-летним человеком. Каким будет ваше отношение? Расцените ли вы его как ребенка, или как взрослого? Или ни то, ни другое?

Современный подросток

Современный подросток

Не так давно — еще в эпоху Шекспира — в 14 лет уже вступали в брак. Александр Сергеевич Пушкин назвал свою героиню повести «Метель» немолодой. Проблема в том, что «ей шел 20-й год». Возраст старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского составлял 42 года.

Долгие столетия длительность человеческой жизни была равна порядка 20-35 годам. Лишь на заре ХХ столетия средняя продолжительность увеличилась до 50 лет. Питание стало более качественным; медицина вышла на другой уровень.

Все это не говорит о том, что раньше не было инфантилов. Несомненно, они были; но в силу того, что они умирали еще раньше, нам ничего о них не известно.

Симптомы инфантильности

Существуют разные формы, признаки, поведенческие реакции, свидетельствующие о психологической инфантильности.

человек без комплексов

Мужчина развлекается

Молодые люди не желают и не готовы к ответственности ни за свою, ни за чужую жизнь. Они избегают ситуаций, когда на них оказывается давление; уходят от принятия решений, взваливают свои проблемы на окружающих. Другие признаки инфантилизма таковы:

  • Неумение обустраивать быт. Они не способны приготовить, постирать или убрать дома – это скучно. Лучше заплатить, чем делать самой (самому).
  • Проявления эгоцентризма. Если их пожелания и просьбы не реализуются сразу, они могут закатить истерику. А вот сам инфант не спешит выполнять любые поручения.
  • Стремление к красивой жизни, но нежелание прикладывать усилия для ее достижения. Человек хочет удовольствий за чужой счет.
  • Мечты, что явится кто-то «сильный и влиятельный», и решит все проблемы. Удивительно, но даже в 40 , 50 и старше лет инфантилы все еще ждут «волшебника в голубом вертолете».
  • Страхи, связанные с сексуальной сферой. Инфантил нередко и выглядит либо как ребенок, либо как бесполое создание. Он боится выражать собственную сексуальность; нередко избегает отношений с противоположным полом.
  • Обвинения в адрес родителей, начальства, правительства. Кто угодно повинен в бедах инфантила, но только не он сам.
  • Неоправданная жестокость, отсутствие милосердия, сострадания к людям и всему живому.
  • Желание сбежать от реального мира в иллюзии: злоупотребление алкоголем, круглосуточный просмотр сериалов или погружение в компьютерные игры. В реальном мире человек ничего не добивается и не стремится к этому; в виртуальном же он легко становится величественным, «крутым».
  • Акцентирование внимания на внешней форме вещей, а не на их содержании. Инфантил, в первую очередь, видит не профессиональные достижения человека, а материальную составляющую его жизни: насколько дорогая у него машина, привлекательная жена, большой дом и так далее.

Такие люди сравнимы с бабочками-однодневками, так как у них нет желания совершенствоваться. Если инфант оказывается в сложной ситуации, он дезориентируется, впадает в депрессию. А затем ищет человека, который бы (желательно бесплатно) разрешил за него все проблемы. Навык принятия самостоятельных решений не вырабатывается; и такая модель повторяется из раза в раз.

Как устранить инфантильность у детей?

Если родители заметили, что малыш слаб характером и инфантилен, психологи, как правило, дают следующие рекомендации.

  • Больше общаться и проводить время с ребенком. Покупая одежду, игрушки, предоставьте ему немного свободы.
  • Обратить внимание на социальную адаптацию малыша. Такому ребенку обычно трудно общаться с ровесниками. Узнайте, почему, и постарайтесь вместе с ним решить проблему. Малыш должен почувствовать уверенность. Для этого можно записать ребенка в секцию, где много других детей. Он должен постепенно привыкать к коллективу и даже самостоятельно решать некоторые проблемы.
  • При необходимости обратиться к детскому психологу. Нередко родители сами поощряют зависимость ребенка, его незрелость. Специалист же видит семью со стороны, и даст старшим необходимые указания, которые помогут скорректировать развитие ребенка.

Не стоит запускать ситуацию, когда из инфантильного мальчика вырастает не мужчина, а «маменькин сынок». Если родители не помогут своим детям на ранней стадии выбраться из сетей инфантилизма, в дальнейшем они получат не самостоятельную личность, а человека-ребенка.

Способы преодоления незрелости для взрослого

Среди инфантилов самокритичных людей не так много. Но если незрелый человек отдает себе отчет в том, что с ним что-то не так — это похвально. Начать путь к взрослой и ответственной жизни можно со следующих шагов.

Принимать самостоятельные решения

Не нужно дожидаться, пока мамочка или супруга одобрят ваши планы. Делайте выбор самостоятельно, стараясь правильно оценить возможные выгоды и потенциальные риски.

Отделиться от родителей физически

Многие считают, что если с финансами туго, то жить в 30 лет с родителями — нормально. Спешим вас разочаровать: это отнюдь не так. Начать жить собственной жизнью — означает сделать шаг в неизвестное. Но те молодые люди, что все же решаются на перемены, не жалеют о потраченных деньгах.

молодой человек уезжает

Фото Mike Kotsch on Unsplash

Съехав от родителей, они начинают понимать: финансовое благосостояние зависит лишь от них самих. И зачастую предпринимают более правильные карьерные решения, чем те, что продолжают жить в родительском гнезде десятилетиями.

Обустроить жизнь по своему вкусу

Слышать собственные желания и следовать им — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. У инфантилов психика слабая, зачастую наполненная интроектами — идеями, усвоенными когда-то от других людей.

Например, ребенок частенько слышит от школьного учителя, что невозможно зарабатывать много честным путем. Во взрослой жизни он может забыть об этих словах, но сама идея (интроект) продолжит свое существование в его бессознательном.

урок математики

Фото Shubham Sharan on Unsplash

Для отделения интроектов от личных желаний часто требуется регулярная и качественная психотерапия. Но что-то вполне реально сделать и самому. Можно начать прислушиваться к себе в мелочах: какой фильм хотелось бы посмотреть? Что хочется выбрать на ужин — суши или лапшу? Потом можно переходить к более серьезным и судьбоносным решениям.

Учиться стоять на своем

Инфантилами бывают не только капризные барышни или юноши, но и тихие скромники. Такие люди — настоящее «золотое дно» для работодателей. Они и слова не скажут поперек, даже если их в десятый раз попросить задержаться на работе без дополнительной платы.

Завал на работе

Завал на работе

Не стоит считать, что спорят только люди недалекого ума. Это на самом деле так — но только когда речь идет о несущественных вещах. Если же дело касается вашей жизни и личного комфорта, настоять на своем — значит, продемонстрировать зрелую позицию.

«Внутренний ребенок» живет в каждом взрослом; и проявления инфнатилизма могут встречаться и у вполне зрелых и солидных людей. Но в любом случае важно не поддаваться влиянию детскости, ощущая себя постоянно недовольным и разочарованным ребенком. Ведь качество нашей жизни, как и способность быть психологически зрелым, всегда находится у нас в руках.

Результат грубых педагогических ошибок в воспитании — задержка социальной адаптации ребенка — уже в первые годы жизни становится не только психологической, но и медицинской проблемой. 

Неумение впитать нормы общественного поведения перерастает в тревожно-депрессивные расстройства. Подобное расстройство становится повседневной заботой врачей-психиатров, требует длительной коррекции нарушений и реабилитации. 

Психический инфантилизм — что значит, как проявляется

Психический инфантилизм — задержка темпов эмоционально-волевого развития личности, несоответствие поведения требованиям возраста с длительно сохраняющимися детскими чертами.


Неспособность принять самостоятельное решение, общественные нормы и установки распространена среди населения независимо от пола и достигает 1,6% в общей популяции.


В обыденной жизни инфантильными считают детей, которые отличаются от сверстников наивностью и отсутствием элементарных социально-бытовых навыков.

Термин происходит от латинского слова infantilis — детский. В научной литературе первые описания органического психического инфантилизма появились в 30-40-е г.г. XIX века. Речь шла о взрослых, на “всю жизнь остававшихся детьми”. Такое явление отнесли к патологии щитовидной железы — ее врожденной недостаточности. Французский ученый Ласег наблюдал задержку развития психики у ребенка после инфекционной болезни и сильной интоксикации.

В ХХ в. Начали рассматривать инфантилизм как психическое заболевание. Некоторые авторы относили его к проявлениям шизофрении, затяжного психоза и даже возрастной деменции.

В Международной классификации болезней (МКБ 10) психический инфантилизм выделен в самостоятельное заболевание под кодом F60.8 — инфантильное расстройство личности. 

Современные клиницисты едины во мнении, что такая патология не приравнивается к задержке умственного развития. Инфантильные дети:

  • В достаточном объеме овладевают фразовой речью, делают это в общепринятые сроки. 
  • Обучаются письму, чтению и арифметике вовремя, способны формулировать свои мысли и идеи, радоваться окружающему миру.
  • Одновременно с нормальным возрастным развитием интеллекта уже на этапе детского сада воспитатели обращают внимание на их чрезмерную наивность, неприспособленность жить в коллективе. 
  • Их поведение не соответствует своим сверстникам, оно свойственно детям, которые младше на 1,5-2 года.
  • Общение с другими детьми затрудняется крайней несамостоятельностью, невозможностью что-либо сделать без помощи взрослых. 

Следствием психического инфантилизма может выступать развитие истерического невроза: излишняя детскость прочно закрепляется в манере поведения. В школьной среде инфантильный ребенок сталкивается с реальностью, удивляется ей, но приспособиться не может. Реакцией на хронический стресс становится формирование психопатии со всеми характеристиками инфантилизма как психического расстройства.

Симптомы заболевания

Зная, как проявляется психический инфантилизм, можно выделить его главный признак: человеку не удается приспособиться к жизни взрослого и от этого он сильно страдает. Не складываются отношения на работе, в семье, не выстраивается карьера.

Есть и менее существенные признаки инфантильной личности. Симптомы психического инфантилизма и черты характера сливаются воедино:

  • Несамостоятельность. Нужды и потребности такого человека удовлетворяет не он, а кто-либо из родственников, иногда друзей. В детском возрасте ребенок сам не принимает никаких решений и даже не пытается искать варианты самостоятельно. Типичный пример инфантильного взрослого — проживание совместно с престарелыми родителями, при этом “ребенок” не ищет работу, а питанием его обеспечивают старшие в семье.
  • Эгоцентризм. В раннем детском возрасте малыш считает, что весь мир подчинен ему — это норма для крохи. Став старше, человек постоянно доказывает свою правоту, по-детски не понимает потребности других людей — интересы ближних ему просто неведомы.
  • Уход от ответственности. В любой неприятности инфантильный человек обвиняет других. Он не признает своей роли в конфликте, не видит необходимости заниматься самовоспитанием  и самосовершенствованием.
  • Отсутствие долговременных планов. Сиюминутная выгода, неспособность мыслить с перспективой на будущее и четко планировать свои действия — характерные черты такой личности.
  • Неумение придерживаться обязательств. “Взрослый ребенок” предпочитает уделять внимание лишь себе, не связываться с работой, требующей четко обозначенных сроков и границ.
  • Нелогичное поведение, импульсивность. Детское мышление подсказывает совершенно необдуманные, безрассудные решения. Например, поступок совершается только лишь на основании примет и предсказаний. Не смущают больного и последствия своего поведения.
  • Сложность в сдерживании эмоций. Подобно ребенку взрослый проявляет свое раздражение и агрессию даже в малозначимой ситуации. Неразвитый эмоциональный интеллект не позволяет проявить выдержку, поступить более тактично. Результат — отверженность, состояние изгоя в обществе.

Понять, что из этих симптомов является признаком психического заболевания, а что — просто особенностью характера, может лишь специалист-психолог или психиатр.

При первом ощущении неблагополучия в психике близкого человека нужно обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья.

Причины появления

Современные ученые считают, что причинами психического инфантилизма являются:

  • незрелость мозговых структур;
  • травмы;
  • неадекватное родительское воспитание;
  • сочетание нескольких факторов между собой.

Наиболее часто расстройства психики формируются после психологических, черепно-мозговых, родовых травм и патологии раннего детского возраста. Нарушения учащаются при различных видах зависимостей у матери — никотиновой, алкогольной, наркотической. Все они становятся причиной замедленного формирования головного мозга у младенца, тормозят развитие высшей нервной деятельности.

Распространенные ошибки в воспитании совершают взрослые:

  • Гиперопека, неуемное желание отвести любые проблемы от любимого малыша ведут к стремлению подросшего ребенка переложить заботу о себе на родителей, воспитателей, школьных учителей, а в дальнейшем — на коллег.

Проведенные социальные опросы показывают, что 36% россиян уверены: в детстве ребенок должен быть огражден от каких-либо трудностей. На практике оказывается, что у таких детей в будущем высок риск  психических отклонений и нарушений социальной адаптации.

  • Еще одна крайность — пренебрежение детскими интересами. Все решения родители принимают без учета желаний ребенка. Ему не дают возможности выбора одежды, друзей, дополнительных занятий помимо школьных. Дожив до взрослого состояния, человек ждет решений от других.
  • Позднее отлучение от семьи. Еще 50 лет назад молодые люди покидали родительский дом для получения образования или поиска подходящей работы в 17-18 лет, сейчас — в 23-25 лет. 

Часто понятие зрелости не связаны с обучением какой-либо профессии и наличием собственной семьей. Один вид образования сменяется другим, меняются и партнеры-спутники жизни. Все эти годы молодежь опекают родители, лишают их вероятных трудностей. 

Новая реальность в распространении психических болезней — цифровые технологии. Живое общение между людьми ушло в виртуальный мир. Возрос риск ухода от действительности, а значит, и эмоциональной незрелости.

Расширились жизненные возможности: человек неоднократно меняет профессию и образовательные учреждения, а окончательный выбор откладывает. Это одна из современных причин психического инфантилизма.

Инфантильность — проявление задержки в созревании мозга. Под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды разные его области развиваются несинхронно. Наиболее уязвимыми оказываются те, которые в процессе эволюции появились позже других. В результате у физически здорового, внешне взрослого человека клетки коры остаются еще детскими, физиологически незрелыми.

Стадии развития

Деление болезни на стадии весьма условно. Специалисты считают, что инфантилизм проявляется в 2-х формах:

  • компенсированной;
  • декомпенсированной.

До определенного момента все симптомы психического расстройства выражены умеренно. Хотя и с трудом, но они поддаются коррекции усилиями педагогов и родителей.

Степень тяжести инфантилизма определяют:

  • уровень социальной адаптации в семье и детском коллективе;
  • выраженность признаков эмоциональной незрелости;
  • наличие органических психических расстройств.

При благоприятном течении заболевания все признаки постепенно сглаживаются: дозревает мозг, ребенку удается адаптироваться, и найти приемлемые для себя и общества варианты поведения.

О наступлении стадии декомпенсации говорят признаки ухудшения. Психические расстройства прогрессируют, а патология приобретает формы клинически выраженного психоза. Психолого-педагогических усилий здесь оказывается недостаточно, такие пациенты нуждаются в специализированной психиатрической помощи.

Больной человек полностью утрачивает критическое отношение к собственному поведению. Разбираются с особенностями психического состояния врачи специализированной клиники психического здоровья.

Классификация инфантилизма

Отечественные психиатры и психологи выделяют 3 группы патологии:

  • с недостаточным (гармоничным) развитием;
  • асинхронным (дисгармоничным);
  • поврежденным (органическим вариантом).

Гармоничное развитие.

Его типичный представитель выглядит моложе сверстников, он активный и непосредственный. Его психика вполне соответствует моложавому телосложению. Эмоциональное развитие находится на более ранней ступени, как и в младшем возрасте.

При этом виде психического инфантилизма у детей преобладают игровые интересы, их сопровождают яркие и живые эмоции. Дети готовы играть бесконечно, но фактическая работоспособность, возможность познания сложной информации очень низкая. Интеллектуальная нагрузка быстро утомляет. Следовать каким-либо принятым нормам поведения им затруднительно.

Общая черта у всех представителей группы — задержка развития  эмоциональной и познавательной сферы. Страдает регуляция поведения и целенаправленной деятельности.

Дисгармонический вариант.

При таком типе инфантильной личности познавательные возможности значительно преобладают над способностью регулировать свое поведение и управлять эмоциями. Внешне дети выглядят младше. Они часто болеют, заболевания приобретают хронический характер, страдает иммунитет. В этой группе чаще обнаруживаются левши.

Дети испытывают сложности в общении со сверстниками, они легко ранимы и считают себя незаслуженно обиженными, обделенными вниманием окружающих взрослых.

“Хромает” самооценка — она бывает как завышена, так и занижена. Способность обучаться, усваивать новые сложные знания сохраняется на достаточном, иногда даже повышенном уровне, но чаще соответствует реальному возрасту.

Органический инфантилизм.

Наиболее сложно поддающаяся коррекции форма психического инфантилизма развивается на фоне врожденных или приобретенных заболеваний. Она часто бывает следствием неблагополучно протекавшего внутриутробного периода жизни, перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний в младенчестве. В дальнейшем такие дети длительно наблюдаются у неврологов, психиатров и логопедов. Типичные для них диагнозы — гиперактивность, минимальная мозговая дисфункция, дефицит внимания, недостаточное развитие речи, нарушенное звукопроизношение.

К особенностям физического и психического развития у представителей этой группы относятся:

  • невысокий рост;
  • неловкость и неуклюжесть движений;
  • скудность речи
  • частые тики, заикания, энурез;
  • сопутствующие аллергии, дисбактериозы кишечника, болезни органов дыхания.

В школьном возрасте таких детей преследуют неудачи в обучении, появляются тревожность, заниженная самооценка, конфликтность и агрессивность. Нередко инфантильные подростки становятся учащимися коррекционных классов специальных школ.

Осложнения

У инфантильных детей проблемы адаптации в коллективе проявляются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Такой ребенок может быть как гиперактивным, так и слишком вялым — внешне он кажется заторможенным. Нередко сверстники считают его умственно отсталым.

Особенно страдают дети с органическими мозговыми нарушениями. Вследствие перенесенного ранее заболевания ребенок остается недостаточно подвижным, он терпит насмешки со стороны одноклассников. В душе он тяжело переживает по этому поводу, в конечном итоге у него развивается невроз, который требует лечения у специалиста.

Гиперактивный ребенок, наоборот, расторможен, не может сосредоточиться на каком-либо занятии. Его любопытство не переходит в любознательность, без специальных усилий он по-настоящему никогда не приобретет глубокие знания. Его преследуют частые упреки и наказания, а вслед за ними — истерический невроз.


Если взрослым не удалось скорректировать нарушения в детском возрасте, в дальнейшем подросшего ребенка ожидают отверженность и изоляция в коллективе.


Поведенческие изменения могут прогрессировать и перерастать в более грубую патологию психики. На окружающих такие пациенты производят впечатление людей, которые утратили былой запас знаний и навыков, примитивно и нелогично мыслят. Истеричные припадки, грубые изменения личности ведут к утрате трудоспособности и инвалидности по психическому заболеванию.

Наблюдаться у врача специализированной клиники необходимо всем детям, перенесшим тяжелые заболевания вскоре после рождения.

Первые отклонения в психическом здоровье заметны уже в детском саду, поэтому не стоит дожидаться, пока они перерастут в более серьезные формы. Таким пациентам требуется медицинская помощь профессионалов, а не дешевых лекарей-шарлатанов на дому.

Легкие формы психического инфантилизма успешно поддаются коррекции в течение сравнительно короткого промежутка времени, к 10-11 годам полностью проходят. Первый шаг в лечении — обращение к опытному специалисту.

Диагностика и лечение

На прием приходят пациенты и их родственники по поводу трудной адаптации ребенка к детскому саду, школе. Врач-психиатр:

  • Беседует с ребенком, узнает, когда и при каких обстоятельствах появились признаки расстройства, оценивает эмоции и поведение.
  • Проводит тестирование — предлагает нарисовать картинку на заданную тему, ответить на вопросы, описать ситуации.

Заранее подготовленные тесты отличаются для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Диагноз психического инфантилизма устанавливается с учетом несоответствия психологического развития возрасту, характерных нарушений поведения и наличия психических расстройств.

Объем лечебных мероприятий зависит от вида нарушений. В случае их органического варианта врач старается устранить основную патологию нервной системы, а затем провести коррекцию психических расстройств. Он использует:

  • Лекарственную терапию — назначает медикаменты, улучшающие питание мозговой ткани, успокаивающие средства. Облегчают запоминание новой информации ноотропные препараты.
  • Психотерапевтическое воздействие — работа с эмоциональными и поведенческими установками, обучение способам адаптации. Ребенок учится ставить цели, самостоятельно их достигать, планировать действия, выполнять домашние задания без участия взрослых.
  • Консультативную помощь родителям. Специалист по детской психике рассказывает об этапах развития личности и влиянии на них родителей, особенностях воспитания в разные возрастные периоды. Он объясняет, как взаимосвязаны имеющиеся нарушения с гиперопекой и прочими воспитательными ошибками.

Лечение психического инфантилизма у детей проводится в амбулаторных условиях не реже 1 раза в 6 месяцев. Нахождение ребенка в стационаре требуется только при осложнениях и подозрении на хроническое расстройство психики.

phone

Рекомендации

Если у близкого человека стали проявляться инфантильные черты характера, нужно убедить его обратиться к врачу семейной клиники психического здоровья.


При лечении психического инфантилизма у детей помощь психотерапевта полезна и близким ребенка.


Специалист обучает родственников, как реагировать на его необычное поведение, не поддаваться на попытки манипуляций.  

Инфантилизм можно и нужно преодолевать. Детский поведенческий шаблон у взрослых создает непрерывную череду проблем и последствий: теряется работа, разрываются отношения, не получается грамотно распорядиться деньгами. Если самостоятельно справиться со сложностями не удается, нужно идти к специалисту, который разовьет недостающие качества эмоционально зрелого человека.

Своевременное распознавание психологических нарушений в детском возрасте и работа с психическим инфантилизмом — это профилактика расстройств психики у взрослых.

Психотерапия инфантилизма

Психотерапия инфантилизма

В обществе можно наблюдать людей, которые достигли зрелого возраста, но при этом сохраняют элементы детской модели поведения и логики. Чтобы понять, насколько это нормально, нужно определить, является ли это единичной ситуацией или же это постоянная модель поведения. Если за человеком замечают наивность в действиях, нежелание и неумение брать на себя ответственность, можно судить об инфантильности личности.

Признаки инфантилизма

Понятие инфантилизм отличается в психиатрии и психологии. Для психиатрии этот термин обозначает патологию, явную задержку в эмоционально-психическом развитии человека, который при этом состоялся умственно. В психологии значение слова «инфантилизм» означает незрелость, сохранение эмоциональных черт предыдущих этапов формирования личности. Нет никакой патологии психического развития, есть только несоответствие поступков жизненному этапу.  Человек с инфантилизмом не хочет взрослеть в психологическом плане, но не перестает от этого взрослеть физически.

Инфантилизма сложно выявить на начальных этапах жизни, потому что детям и подросткам свойственно не принимать важные решения, не думать о последствия, не контролировать эмоции. Ребенку сложнее учиться и развиваться в реальном мире, предпочтения ограничиваются играми и фантазиями. Без коррекции модели поведения эти черты переносятся во взрослую жизнь, где доставляют много проблем. Признаками сформировавшегося инфантилизма выступают:

  • Слабая эмоционально-волевая база – фундамент, на котором закладывается характер, мотивация, расстановка приоритетов.
  • Присутствие инфантильной триады: нарциссизм, паразитизм и эгоцентризм.
  • Нежелание и неумение принимать решения, особенно если они серьезно могут повлиять на дальнейшую жизнь.
  • Неспособность нести ответственность за результаты собственных решений или действий.
  • Неумение решать проблемы и искать выход из непростых ситуаций.
  • Попытки избегать ответственности и перекладывание ее на чужие плечи.
  • Неспособность оценить возможные последствия и их тяжесть.
  • Неумение расставлять приоритеты и смещение выбора в сторону развлечений и удовольствия.

Причины формирования инфантильности

Психологический инфантилизм – это приобретенное качество, фундамент которого закладывают в детстве. Родители не всегда могут оценить, как своими словами и поступками они лишают ребенка возможности учиться быть самостоятельным и ответственным.

Примеры воспитания, способствующие развитию инфантильного поведения:

  1. Сильный контроль и опека со стороны родителей, которые не позволяют ребенку пробовать делать самостоятельные шаги. Таким поведением родители хотят уберечь ребенка от совершения ошибок, забывая, что промахи – это тоже ценный жизненный опыт.
  2. Желание родителей быть нужными и ценными, которое выражается в слишком активном участии в жизни ребенка и создании максимального комфорта вокруг. В таких условиях человек просто не видит смысла что-либо решать и делать самостоятельно, за него это сделают другие.
  3. Чрезмерная критика и строгость воспитания. Постоянная неудовлетворенность действиями ребенка подавляют его желание и мотивацию быть самостоятельным и активным, им все равно останутся недовольны.
  4. Жестокие наказания за проступки и промахи приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельности из страха ошибиться и быть наказанным за это.

Страх перед неудачей, отсутствие мотивации, подавленная воля способствуют развитию черт инфантильности. Ребенок рискует вырасти в несамостоятельного, нерешительного человека, который всячески старается избежать любой ответственности.

Проблемы инфантильного поведения

Инфантильный человек иногда проявляет особенности характера не везде, а только в одной жизненной сфере. Первое, что приходит на ум – проблемы на работе. Действительно, некоторым инфантильным людям процесс работы дается очень тяжело. Они быстро теряют сосредоточенность, неприятности выбивают из ритма, трудности приводят к срыву сроков. Продвижение по карьерной лестнице становится невозможным из-за страха перед новыми задачами. Инфантилизм делает человека несамостоятельным, и необязательно это происходит в профессиональной среде.

Особенности поведения могут затрагивать бытовую и семейную сторону жизни. Для инфантильных людей свойственно быть хорошими специалистами, но быть беспомощным перед простыми бытовыми проблемами. Человек с таким характером может состоять в успешных отношениях, но чаще всего такие личности ищут себе в партнеры того, кто сможет позаботиться о них. Но это не решает проблему, инфантильная личность все равно остается уязвимой перед реальной жизнью, в его характере и поведении нет целостности.

При внешней беззаботности инфантилизма люди с этой особенностью поведения имеют множество очевидных или скрытых проблем, которые решаются работой над собой.

Психотерапия инфантилизма

С умеренным инфантилизмом человек может попытаться справиться самостоятельно, как только осознает, что больше не хочет зависеть от других. Ответить на телефонный звонок, сделать ответственную покупку, записаться к врачу – это маленькие шаги на пути к развитию самостоятельности. Не стоит сразу хвататься за глобальные вещи, без опыта решения серьезных вопросов человека может сковать страх провала и постичь неудача. Если есть ощущение, что самостоятельно инфантильной личности не справится, следует предпринять единственный ответственный шаг – записаться на сеансы психотерапии.

Инфантилизм — это не врожденная патология, а приобретенная деформация характера, которую можно исправить. Психотерапевт, как и при других нарушениях, процесс знакомства начинает с выявления причин. В некоторых случаях пациент осознает, что послужило началом его несамостоятельности, в других – просто делится историей детства и взросления. После сбора анамнеза психотерапевт подберет терапию для конкретного пациента.

Из способов коррекции инфантильного поведения стоит отметить: сеансы бесед с психотерапевтом в комфортной обстановке, психоанализ, когнитивно-бихевиоральная психотерапия – КБП и даже гипноз. В КБП психотерапевт отрабатывает с пациентом ситуации, которые провоцируют инфантильное поведение и реакцию пациента на них. Этот метод позволят в более короткие сроки – 10-20 сеансов – скорректировать нынешнюю модель поведения. За время курса психотерапевт помогает  трансформировать ошибочные утверждения и мысли человека, за которыми следуют инфантильные поступки.

Психоанализ требует от пациента более продолжительной работы. Для полного курса потребуется 2-3 года работы над собой со специалистом. Много времени уделяется разбору причин детства, которые привели к проблемам во взрослой жизни.

В отягощенных случаях инфантилизма используют сеансы гипноза. Предпочтение отдают эриксоновскому методу как варианту мягкого воздействия. Гипноз сочетается с другими видами психологической и психотерапевтической помощи.

Записаться на консультацию

Если болезнь не отступает, она прогрессирует! Консультация врача в нашем медцентре — это шаг к выздоровлению.

Психотерапевт в этом процессе поможет выбрать верное направление работы, ускорить появление первых результатов и профилактировать возвращение к инфантильному образу жизни. Пациент тоже вносит большой вклад в психотерапию через интенсивную работу над собой и попытки принимать взвешенные самостоятельные решения.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти начальную скорость если известно ускорение
  • Как составить вариационный ряд по выборке онлайн
  • Как найти недавно удаленный номер телефона
  • Как найти редкую запчасть для авто
  • Как найти модуль заряда конденсатора