Если ребенок заменяет на в как исправить

Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Что делать, если ребенок учится от рассвета до заката, а пишет с ошибками? Причем с очень странными и специфическими? Для начала — пойти на консультацию к логопеду. Возможно, он произнесет слово «дисграфия». Что это за зверь? Давайте разбираться.

24 августа 2020

Яна Полей

Первое, что обычно спрашивают родители, когда обнаруживается дисграфия у школьников: «А мой ребенок недоразвитый?» Не думаю, что недоразвитый. Просто у него не созрели некоторые мозговые функции. Обычно на прием приходят умные, симпатичные дети. Но пишут они с какими-то странными, невероятными ошибками, причем пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова залезают на поля, сползают со строки. Их тетрадки красны от учительских исправлений. Правила учат, но все без толку. Часто не любят письменные виды работ. Старшеклассники стараются писать короткими предложениями, младшие ученики очень долго осваивают письмо.

Это и есть главные признаки дисграфии — частичного расстройства письма или трудностей овладения навыками письма (если речь идет о младшем школьнике), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Группа риска по дисграфии

Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:

  • дети с общим недоразвитием речи;

  • дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;

  • дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;

  • если ребенок левша или переученный левша;

  • если у ребенка были травмы головы;

  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;

  • если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;

  • часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;

  • ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.

Почему и отчего возникает дисграфия

Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто — услышал и записал, увидел — и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. Но чтение и письмо — это искусственное и относительно недавнее приобретение цивилизации. Есть народы, до сих пор обходящиеся без них, и есть люди, обладающие чудесным умом, но беспомощные перед ручкой и бумагой.

В норме, прежде чем овладеть письмом, человеку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.

Виды дисграфии

Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» — «лот», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти). Как же исправить дисграфию у ребенка?

На приеме у логопеда

Если в школе намекают, что неплохо бы посетить логопеда, не откладывайте визит. Посетить логопеда следует и в том случае, если вы заметили у школьника перечисленные нарушения. Самостоятельно их исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии — дело сложное, этим должен заниматься профессионал.

На прием к логопеду обязательно захватите тетрадки школьника по русскому языку, парочку тетрадок по математике, в идеале — даже его рисунки. Логопеда будет интересовать буквально все: как протекали роды и моторное развитие ребенка, как развивалась его речь, не было ли у членов семьи речевых проблем. Логопед попросит ребенка прочитать текст, пересказать его и написать небольшой диктант.

Скорей всего, потребуется и консультация опытного нейропсихолога. Занятия с этим специалистом помогут развить межполушарные связи, которые у юных дисграфиков недостаточно сформированы.

Коррекция зависит от выявленных нарушений. Посещать занятия придется минимум год, а то и несколько лет. Все зависит от ребенка, от выраженности его проблем. По моему мнению, в несложных случаях заниматься надо примерно два года. А потом понадобятся контроль и поддерживающие курсы занятий с нейропсихологом, логопедом или опытным учителем.

Важней всего — погода в доме

Встречала такую точку зрения, что дисграфия — это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.

Помогает, как уже говорилось, комплексная работа с нейропсихологом, логопедом, неврологом, учителем. И в первую очередь — дружеская и теплая атмосфера дома.

Игры в помощь ребенку с дисграфией

Есть некоторые вещи, которыми можно немного подстегнуть работу мозга. Полезно с ранних лет любить игры, которые развивают чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, кратковременную память. Хорошо, если ребенок любит находить дорожки в лабиринтах, отличия в похожих картинках, дорисовывать недостающие детали, играть в такие словесные игры, как «Цепочка слов», «Назови пять слов», «Эрудит», «Виселица», составлять и разгадывать шарады и анаграммы, кроссворды, придумывать тексты на определенную букву. Тем более, что сейчас продаются подобные игры в виде удобных и готовых карточек.

«Виселица»

Играют двое, по очереди становясь ведущими. Ведущий задумывает слово, обязательно известное второму игроку, и рисует на листке пустые клетки по числу букв в загаданном слове. Когда схема готова, игрок называет букву. Если она есть в задуманном слове, ее пишут в соответствующей пустой клеточке. Если ее в слове нет, ведущий записывает эту букву на том же листе бумаги в стороне и начинает рисовать виселицу. Когда виселица готова, начинает рисовать человечка. Каждый проигрыш рисуется одна деталь рисунка — ножка от табуретки, часть тела. Играют до тех пор, пока не будет отгадано слово или не будет завершен рисунок человечка на виселице. Победителем считается тот, кто отгадал слово до того, как был завершен рисунок виселицы.

Можно заменить виселицу чем-нибудь иным. Например, рисовать за проигрыш грустную рожицу, за удачно подобранную букву — веселую. Или за каждый проигрыш рисовать одну деталь от пирата, а за удачные ответы — корону. Кто отгадал слово, тот принц или принцесса.

«Эрудит»

Русская версия английской игры «Скрэббл». Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача — составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.

«Цепочка слов»

Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА — АвтобуС — СанкИ — ИголкА — АвтомаТ — ТигР — Ромашка… Можно ограничить слова одной темой — называть только животных, только растения и так далее.

«Назови пять…»

Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта, минералов» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять иностранных имен девочек», «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.

Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться — не страшно. А учить можно своим примером.

Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка — тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.

Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.

Поиграйте в старину. Добудьте чернильную или перьевую ручку и пишите ею записки Деду Морозу, логопедические упражнения, описания зарытых кладов… Такой ручкой невозможно писать неправильно, это еще сказывается положительно на почерке. Вообще полезно придумать какую-нибудь игру на долгий срок, связанную с письмом. Обычно дисграфики не любят писать. Но, бывает, тема так увлечет, что начинают писать фантастические романы про зомби-космонавтов, составлять каталог любимых машин, список блюд для свадьбы принцессы и т.п. Главное, поймать момент, помогать, но не исправлять, а если исправлять, то деликатно. Мне мамы рассказывали, как их недоросли, которых обычно не усадить за уроки, проводили часы, переписывая сложносочиненное имя любимого динозавра или раскрашивая название любезной сердцу музыкальной группы узорами. Что приятно удивляло, ошибки исчезали.

Упражнения для дисграфиков

«Корректурная правка»

Предложите ребенку скучный текст, набранный крупным шрифтом. Ежедневно по 5 минут в день в нем надо вычеркивать определенные буквы. Например, сначала «у», через несколько дней — «а». Потом беремся за согласные, лучше всего начать с тех, которые ребенок путает. Например, дней пять ученик вычеркивает «Б», потом «Д». Затем задание усложняется: надо одновременно выискивать в тексте сразу две буквы. Одну, например, зачеркивать, другую — обводить в кружок. Чаще всего дети путают такие пары «М/Л», «П/Т», «Д/Г», «У/Ю», «Д/Б».

«Пропущенные буквы»

Можно купить готовые сборники упражнений с пропущенными буквами. Ребенку останется только вставить нужную букву. Лучше проработать слова заранее и выбирать сначала совсем коротенькие упражнения. Проговорить «опасные» места вслух, показать правильный вариант, списать его. Потом спрятать и спросить: «А какую букву ты здесь напишешь?» И только после этого заполнять пробелы в словах из упражнения, причем делать это надо карандашом, ведь тогда ошибку легко стереть и написать правильный вариант.

«Зачеркивания, или «заборчики»

Прочитайте ребенку небольшой по объему текст. Потом ребенок должен написать его под диктовку, после чего взять в руки карандаш и самостоятельно проверить написанное, сверяясь с образцом. Проверять следует таким образом. Например, в образце написано: «Наступила осень». Ребенок читает «Н», смотрит у себя и зачеркивает карандашом «Н» в своей тетрадке. Дальше опять смотрит в образец и вслух говорит: «А», у себя зачеркивает в слове «наступила» букву «А». И так весь текст. К концу проверки текст становится похожим на частокол. Делать рекомендуется не более пяти минут в день! Занятие, что и говорить, нудное, но через пару недель ошибок становится заметно меньше.

«Портрет «любимой буквы»

Если ученик упорно путает буквы или их элементы, можно предложить сделать портрет «любимой» буквы: нарисовать ее в виде сказочного существа, здания, вылепить из пластилина, испечь в духовке (и съесть потом), выложить из бисера, крупы на пластилине, вышить, вырезать из бархатной или блестящей бумаги, лишь бы получилось ярко и необычно.

Полезные советы

Дисграфию легче преодолеть, если первое время писать карандашом или специальной ручкой, которую можно стереть. Ошибся, стер, написал правильный вариант. У ребенка появляется уверенность в своих силах, он меньше фиксирует внимание на ошибках, в результате действительно начинает лучше писать. Также лучше не исправлять ребенку ошибки, а предлагать ему самому найти места, где он ошибся. Удобной ручкой для дисграфика будет ручка с пупырышками для пальцев и трехгранным корпусом. В продаже часто есть также трехгранные насадки для ручек и карандашей. Кроме того, ребенку легче писать гелевой ручкой.

Даже если ребенок умеет читать про себя — пусть читает вслух. Всего минут 15-20, но веселое, не занудливое. Все домашние упражнения тоже рекомендуется проговаривать вслух. Сначала читать вслух, а потом, при списывании, опять все проговаривать.

Старайтесь дробить задания. Лучше выполнять небольшие порции письменных упражнений по 10 минут, чем много часов переписывать испорченные тексты. Дети быстро устают, внимание падает, ошибок становится все больше, и ребенку кажется, что он загнан в тупик, что он с этим не справится никогда. А если сделать одно упражнение, получить за него похвалу, потом другое, между ними отвлечься на гимнастику для глаз или для рук, то вроде уже не так все страшно. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на ошибках. Первое время лучше вообще на них не обращать внимания, а видеть только улучшения и отмечать только их.

Сейчас продается много книг и пособий по преодолению нарушений письма. Например, альбомы Е.В Мазановой, серия прекрасных пособий Г. М. Зегебарт и много-много других. Обычно логопед или учитель помогает подобрать соответствующую литературу.

Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Классификация

Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:

1. Парасигматизмы (от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:

  • губно-зубной – звонкие [З] и [Ж] заменяются на [В], глухие [С] и [Ш] – на [Ф] («сани» — «фани», «зеленый» — «веленый»);
  • призубный – замена [С] и [Ш] на [Т], а [З] и [Ж] на [Д] («слон» — «тлон», «зубы» — «дубы»);
  • шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» — «шанки», «зайка» — «жайка»)
  • свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» — «сайба», «живот» — «зивот»).

2. Параламбдацизмы (от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).

3. Параротацизмы (от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).

4. Парайотацизмы (от греч. «йота») ‒ замена звука [Й] на [Л′] («майка» — «малька»).

5. Замены заднеязычных звуков (от греч. букв «каппа», «гамма», «хи»): паракаппацизмы – [К] на [Т] («Коля» — «Толя»), парагаммацизмы – [Г] на [Д] («голова» — «долова»), парахитизмы – [Х] на [Т] («хвост» — «твост»).

Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими – «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами – «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, т. е. взаимная заменяемость, путаница фонем.

Причины замены звуков

Физиологическое косноязычие

Различные виды замены звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой, физиологической дислалии. Замены встречаются в речевом развитии всех младших дошкольников, они связаны с физиологической незрелостью артикуляционного аппарата и речевого слуха.

Период овладения звуком в онтогенезе занимает от 1-1,5 месяцев и дольше. Он протекает в несколько этапов. Сначала дети используют в речи звуки-заменители. Затем, «нащупав» правильную артикуляцию и соотнеся новый звук с акустическим образцом, ребенок начинает произносить его параллельно со старым звуком-заменителем. На следующем этапе новый звук постепенно вытесняет субститут, через некоторое время полностью заменяя его.

При физиологической дислалии чаще встречаются следующие виды замен:

  • замена твердых согласных мягкими («лук» ‒ «люк»);
  • дефекты смягчения («дядя» ‒ «дада»);
  • замена шипящих свистящими («кошка» ‒ «коска»);
  • параротацизмы («рак» ‒ «лак», «вак», «йак»);
  • параламбдацизмы («булка» ‒ «буйка», «бувка»);
  • дефекты задненебных.

Физиологические несовершенства речи, а вместе с ними и звуковые замены при нормальном речевом онтогенезе самостоятельно исчезают к 4,5-5 годам.

Функциональная дислалия

Явление субституции типично для артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии. В первом случае замены обусловлены несформированность звуковых укладов, употреблением в речи более простых по артикуляции фонем. Во втором – неразвитым оказывается речевой слух, в результате чего звуки распознаются неправильно.

При функциональной дислалии обычно шипящие заменяются на свистящие; соноры [Р], [Л], аффрикаты [Ц], [Ч]– друг другом; задненебные ‒ взрывными переднеязычными; твердые ‒ их мягкими парами. Такие дефекты не склонны к самостоятельному исчезновению и требуют логопедической помощи по коррекции ФФН.

Дизартрия

Для дизартрии характерны дефекты смягчения, озвончения, смешение звуков, недифференцированная артикуляция. Замены звуков в большом количестве встречаются при псевдобульбарной, бульбарной, корковой, стертой дизартрии.

Палатализация согласных связана с повышенной спастичностью средней части спинки и кончика языка. Дефекты озвончения объясняются нарушением голоса, его недостаточной силой. Следствием артикуляционной диспраксии становятся специфические замены согласных: [Г] на [Д], [К] на [Т], [Л′] на [Й], употребление вместо аффрикат более простых звуков ‒ [Ц-С′], [Ч‒Т′] и пр.

Ринолалия

Для открытой формы ринолалии более характерны фонетические дефекты звукопроизношения, однако в ряде случаев встречаются и звуковые замены. Так вместо взрывных согласных [Б], [П] употребляются фрикативные [В], [Ф]; вместо вибранта [Р] произносится гласный [Ы] с сильным выдохом, свистящий [С] заменяется на [Ф].

Специфичными являются замены и смешение свистящих и шипящих, упрощение аффрикат, употребление носовых согласных [М], [Н] взамен [Б] и [П]. При закрытой ринолалии, наоборот, назальные звуки замещаются ротовыми.

Сенсорная алалия

Нарушение дифференцированного восприятия речи при сенсорной алалии ведет к такому же недифференцированному произнесению звуков и слов. Для данной формы речевого нарушения типичны неустойчивые замены звуков, т. е. при каждом проговаривании ребенком используются разные субституты. Звуковые замены многочисленны и разнообразны, сочетаются с искажением слоговой структуры слова.

Афазия

Замены звуков и букв, возникающие при афазии, носят название литеральной парафазии. Такие дефекты встречаются при акустико-гностической, афферентной моторной афазии, когда распадается связь «фонема-артикулема-графема-лексема».

При сенсорной форме афазии у больного нарушается акустический гнозис, речевые звуки перестают различаться на слух. Это приводит к заменам фонематически близких звуков (чаще звонких их глухими парами и наоборот). При афферентной моторной афазии страдает кинестетический праксис, распадаются тонкие артикуляционные движения. Данный механизм влечет за собой замены звуков, близких по артикуляции: [М] на [Б], [Л] на [Н].

Неправильный прикус

Некоторые виды аномального прикуса могут способствовать формированию звуковых замен. У детей с дефектами смыкания зубных рядов часто встречается призубный парасигматизм. Для прогнатии характерны замены [С] на [Ф]. Прогения может являться причиной шипящего парасигматизма, смягченного произнесения [Т] и [Д].

Снижение слуха

У детей, страдающих тугоухостью, часто встречаются дефекты озвончения, звонкие согласные заменяются глухими: [Б-П], [В-Ф], [Г-К], [Д-Т], [Ж-Ш], [З-С]. Из-за недоступности слуху высоких тонов взамен свистящих часто произносятся взрывные согласные («зуб» — «дуб», «санки» — «танки»). Шипящие подменяются свистящими, аффрикаты ‒ их элементами. Замены звуков в устной речи переносятся на письмо в виде буквенных замен.

Диагностика

При наличии в речи ребенка или взрослого звуковых замен диагностика выстраивается с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование речевой функции, врачи-специалисты (сурдолог, ортодонт) – состояния слухового анализатора, зубо-челюстной системы:

  • Обследование устной речи. Выполняется в соответствии с алгоритмами, принятыми при различных речевых патологиях (дислалии, ринолалии, дизартрии, афазии). Выясняются все заменяемые и смешиваемые звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На данном этапе необходимо определить, следствием чего являются звуковые замены: нарушения речевого или физического слуха, артикуляционных трудностей.
  • Исследование слухового анализатора. Для исключения снижения слуха, как причины замены звуков, необходимо обследование слуховой функции. С целью установления степени тугоухости выполняется аудиометрия, акустическая импедансометрия, исследование слуховых ВП.
  • Ортодонтическая диагностика. При неправильном смыкании зубных рядов выполняется телерентгенография, снимаются диагностические слепки, производится фотографирование лица и зубов. На основе этих данных планируется последующее лечение.

Коррекция

Логопедическая коррекция

Фонематические нарушения, имеющие место у детей с физиологической дислалией, не требуют логопедического вмешательства. Коррекция произносительных ошибок, обусловленных другими речевыми нарушениями, проводится по следующим направлениям:

  • уточнение артикуляции заменяемых звуков и звуков-субститутов;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование навыков звукового анализа, синтеза;
  • развитие дифференцированного восприятия речевых звуков.

Из методов логопедического воздействия используется артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логомассаж. При тяжелых патологиях речи, затрагивающих не только звуковую сторону, но и другие ее компоненты, ведется работа над всеми нарушенными процессами: просодикой, голосом, словарным запасом, грамматикой, лексикой, пониманием речи в целом.

Медицинские мероприятия

Коррекция неправильного прикуса может осуществляться различными методами. Это зависит от типа нарушения, возраста, выраженности проблемы. В дошкольном возрасте широко используются функциональные ортодонтические аппараты, миогимнастика. При постоянном прикусе лечение проводится с помощью брекетов, элайнеров, при необходимости выполняются ортогнатические операции.

Реабилитация лиц со сниженным слухом осуществляется посредством слухопротезирования. После подбора и настройки слухового аппарата таким детям необходимы занятия с сурдопедагогом и логопедом.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ДОПУСКАЕТ

ЗАМЕНЫ и смешения БУКВ

ПРИ ПИСЬМЕ.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители и педагоги! Чтобы помочь ученику избавиться от
замены букв при письме, соблюдайте, пожалуйста, следующие правила проведения
занятий.

Правило 1. Чистая речь.

Прежде чем начинать работу над устранением замен или смешения букв,
проверьте, умеет ли ребёнок правильно произносить каждый из пары
соответствующих звуков. Если имеются нарушения звукопроизношения, то вначале
надо исправить этот дефект в устной речи и только потом переходить к
дифференцировке соответствующих букв на письме.

Правило 2. Анализ письменных работ.

Чтобы эффективно помочь ребёнку, уточните, просмотрев его письменные
работы, смешивает или заменяет он буквы. При заменах букв всегда вместо
одной буквы будет писаться другая. Например, ребёнок, заменяющий «б» на «п»,
предложение «Папа привёз большой арбуз» напишет так: «Папа принёс польшой
арпуз».

Если же ученик смешивает буквы «б» и «п», то возможны самые
разнообразные варианты написания этой фразы, например, такой: «Папа бринёс
польшой арбуз».

Работу при заменах букв надо начинать с заменяемой буквы. В
примере, приведённом выше, следует 2 – 5 занятий посвятить звуку и букве «б»,
потом 1 – 2 занятия отвести звуку и букве «п» и только затем приступить к их
дифференциации.

При смешении букв каждой из них отводится по 1 – 2 занятя, а
потом проводится дифференциация. В лёгких случаях, когда смешение букв в
письменных работах встречается сравнительно редко,  можно сразу на одном
занятии поработать с каждой из букв и приступить к дифференциации.

Дифференциацию каждой пары смешиваемых букв надо проводить
последовательно, соблюдая определённый порядок.

Правило 3. Не надо спешить.

Дифференциация букв проводится постепенно. Вначале учим различать на
слух отдельные звуки, читать и записывать соответствующие буквы. Затем
переходим к дифференциации звуков и букв в слогах и словах. Если всё получается
хорошо, то можно переходить к работе с предложениями и связными текстами. В среднем
на каждую пару букв требуется 3 – 5 занятий. В сложных случаях их количество
может увеличиться до 10 – 15. Если у вас именно такой случай, не спешите,
прояите терпение. Рано или поздно ребёнок обязательно научится правильно писать
смешиваемые или заменяемые буквы.

Правило 4. Учение с увлечением.

Формируйте у ребёнка положительное отношение к занятиям. Радуйтесь даже
небольшим успехам, вселяйте в него уверенность в своих силах. Не сравнивайте
его с одноклассниками, сравнивайте только с самим собой. Например, вчера
ребёнок допустил девять ошибок в письменной работе, а сегодня только пять. И
хотя это по-прежнему «двойка», для ребёнка это значительное достижение. Похвалите
его.

Используйте на занятиях игровые приёмы, сказки, стихи, загадки,
дидактические игры. Ребёнок должен заниматься с увлечением.

Правило 5. Самопроверка.

Развивайте навыки самоконтроля. Возьмите себе за правило: никогда не
исправлять допущенных ошибок. Вы можете только сказать ребёнку: «В этой работе
у тебя восемь ошибок. Если ты все ошибки найдёшь, оценка снижаться не будет».
Чтобы ребёнку было интересно, организуйте самопроверку в виде игры в учителя.

Встречаются дети с низким уровнем концентрации внимания, нарушениями
работоспособности. Таким детям давайте более развёрнутую инструкцию: «В первой
строчке у тебя три ошибки, во второй строчке две (и так далее). Найди ошибки и
исправь простым карандашом. Если всё исправишь сам, получишь «пятёрку» как
лучший учитель». Если же ребёнок не может сам найти все ошибки в строчке, даём ещё
более конкретное указание, например: «в этом слове у тебя одна ошибка». В таком
случае ошибки уже считаются и оценка снижается. Наши ученики, даже самые
слабые, обычно изо всех сил стараются найти ошибке в строчке самостоятельно.
Ошибки обязательно надо исправлять простым карандашом, чтобы можно было
стереть, если ребёнок исправит не ту букву.. после исправления ошибок ученик
должен объяснить, почему надо писать именно так.

Правило 6. Слышим, видим, чувствуем.

Старайтесь включить в работу над проблемными буквами как можно большее
количество анализаторов. Если ученик заменяет буквы, звуки которых сходны
акустически, т. е. на слух, обязательно перед зеркалом уточните артикуляцию
звуков. Пусть ребёнок увидит, что делает язычок, в каком положении губы, почувствует,
дрожит ли горлышко. Задавайте вопросы: «Чем похожи звуки по артикуляции? Чем
они отличаются?». Тем самым вы подключаете к работе зрительный, двигательный и
тактильный анализаторы. Можно показывать буквы с помощью пальцев и телесных
поз, выкладывать из верёвочки, лепить из пластилина, собирать из палочек и
соответствующих элементов. 

Сын заменяет буквы

анонимно

Здраствуйте! Сыну 5 лет. Он заменяет буквы Д на Г и Т на К,но только твердые. Не дом,а «гом» и не танк, а «канк». А также плохо произносит Р и Л. Подскажите какие упражнения можно делать дома самим-посетить логопеда нет возможности.

Добрый день! Если ребенок говорит заднеязычные(к г х) вместо переднеязычных, значит или тонус в корне языка повышен , или тонус понижен в кончике языка. В любом случае нужно тренировать кончик языка, чтобы его активность повысилась. Упражнения: кончик языка прятать за нижн е зубы, а затем за верхние поднимать; кончик языка выталкивать из- за нижних зубов , а потом из-за верхних; кончиком языка проводить по нижним ( внутри рта), а потом по верхним; делать болтушку( как индюк болбочет); щелкать кончиком языка( лошадка
скачет) и т. Д. Для звука»л»нужно сделать узкий язык, слегка прикупить его зубами и потягать звук «ы». Появится звук «л». Если нет звука «р», нужно посмотреть что делается со звуками «ш»,»ж». Скорее всего и они неправильные по артикуляции. Тогда нужно делать комплекс упражнений для верхнего положения языка. Если нужно, пишите, расскажу с ув нтн

Консультация врача логопеда на тему «Сын заменяет буквы» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Ответ опубликован 17 декабря 2012

Обычно речь детей к четырем-пяти годам становится правильной, богатой, разнообразной, а произношение — четким и чистым. Однако некоторые звуки все еще могут вызывать трудности.

Чаще всего затруднения возникают со звуками трех групп:

1) группа шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’];

2) группа свистящих: [с], [с’], [з], [з’], [ц];

3) группа сонорных: [р], [р’], [л], [л’] (также к сонорным согласным относятся [м], [м’], [н], [н’], [й], но они, как правило, трудностей не вызывают).

Для того чтобы определить, какие именно звуки Ваш ребенок произносит неправильно, достаточно прислушаться к тому, как он читает стихи, рассказывает сказки или пересказывает какой-нибудь текст. Тексты хорошо бы выбирать такие, в которых вышеперечисленные звуки встречаются довольно часто. Отмечайте те звуки, которые вызывают затруднение у ребенка (лучше для этих целей завести тетрадь или блокнот).

После того, как Вы определите звуки, произнесение которых дается ребенку с трудом, необходимо проверить правильность произнесения этих звуков в словах. Для этого выпишите такие слова, чтобы проверяемые звуки были в различных положениях: в начале слова, в середине и в конце, в твердом и мягком варианте, в сочетании с другими согласными (хорошо, если Вы подберете к словам еще и картинки).

Очень важно установить, каким образом нарушено звукопроизношение: искажает ли ребенок конкретный звук, опускает его или заменяет один другим, присутствует ли неправильное произнесение во всех словах или это зависит от позиции звука в слове.

Далее необходимо проверить, как ребенок произносит звук отдельно от других. Произнесите тот звук, который вызывает у ребенка затруднение, и попросите его за Вами повторить.

Все эти действия нужны для того, чтобы определить план по исправлению звукопроизношения, поскольку в зависимости от характера нарушения звука упражнения будут отличаться. Если ребенок искажает звуки, то необходимо работать с артикуляционным аппаратом, добиваясь правильного положения его органов (языка, губ, нижней челюсти). Если опускает их, то необходимо сначала вызвать этот звук, а затем закрепить его в слогах, словах и фразах. Если ребенок заменяет один звук другим, необходимо заниматься не только получением недостающего звука (его постановкой) и закреплением его в речи, но и работать над различением этих звуков (развивать речевой слух). Если же в некоторых словах ребенок произносит конкретный звук верно, а в других неверно, то необходимо закрепить правильный вариант звукопроизношения в речи ребенка.

Чтобы преодолеть трудности в произнесении звуков, Вам вместе с ребенком необходимо преодолеть 3 ступени:

1. Подготовительные упражнения.

2. Постановка звука.

3. Закрепление звука.

Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы научить ребенка на слух отличать звук, произносимый верно, от звука, произносимого неверно (развить речевой слух), чтобы укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить речевое дыхание (в частности, силу и длительность выдоха). От того, насколько хорошо пройдена первая ступень, зависит то, насколько быстро ребенок научится правильно произносить звуки.

Постановка звука. Основная задача прохождения этой ступени – научить ребенка правильно произносить конкретный звук. Для этого нужно добиться правильного положения губ, зубов и языка ребенка при произнесении звука с помощью определенных упражнений (вызов звука по подражанию, артикуляционная гимнастика и др.). Все упражнения этой ступени желательно выполнять перед зеркалом.

Закрепление звука. Следует знать, что закреплять звук необходимо в определенном порядке: сперва в слогах, после этого – в словах и в последнюю очередь – во фразах. Также важно положение звука в слове: сначала закрепляйте звук в начале слова, затем в конце, и только потом – в середине. Вашими помощниками станут картинки со словами, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, стихи, наполненные отрабатываемыми звуками.

Прохождение каждой ступени исправления звукопроизношения неравномерно по времени: одну ступень вы можете преодолеть очень быстро, за 2-3 занятия, на другой остановиться на несколько недель и даже месяцев. Это нормально. Не форсируйте события, не подгоняйте ребенка, не требуйте от него идеального выполнения упражнений. Отмечайте любой, даже самый маленький, успех ребенка, хвалите и поощряйте его. В среднем исправление недостатков произношения звуков занимает от 2 недель до 4 месяцев.

Если ребенок неправильно произносит не один звук, а несколько, то начинать исправление нужно с того звука, который получается у него лучше всего. Переходить к отработке следующего звука можно только после того, как ребенок четко усвоил предыдущее упражнение.

Делайте упражнения, направленные на исправление звукопроизношения, регулярно: в среднем 2 раза в день по 5-10 минут. Помните о том, что все занятия должны проводиться исключительно в игровой форме, в хорошем настроении и самочувствии, как мамы, так и ребенка. Пусть занятия доставляют вам удовольствие, тогда и результат не заставит себя долго ждать. Успехов вам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить диаграмму график в excel
  • Как правильно составить исходящее письмо
  • Как найти вк понравившиеся публикации в приложении
  • Как найти номер телефона в латвии
  • Отец как мне его найти песня