Эвристическая беседа как составить

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Сущность эвристической беседы в обучении

Данная методика обучения относится к проблемным, поскольку предполагает постановку педагогом проблемной задачи, которую учащиеся должны самостоятельно разрешить.

Применение этого метода в обучении предполагает организацию беседы таким образом, чтобы она принимала характер постепенного развертывания. Педагог готовит вопросы, начиная с элементарных, отдаленно относящихся к теме исследования, постепенно усложняя их и приближая учащихся к поиску правильных ответов и решению образовательных задач. При этом, поставленные вопросы являются логически связанными между собой. Они не носят беспорядочного характера, а следуют друг за другом таким образом, что каждый новый вопрос является продолжением раскрытия общей тематики и вытекает из предыдущего. Ответ на вопрос выступает в данном случает отдельным мыслительным процессом, стадией, которая приводит к постепенному решению задачи.

Эвристическая беседа характеризуется следующими особенностями:

  • Все вопросы являются логическими элементами и стадиями поиска истины;
  • Вопросы беседы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом;
  • Беседа развивает самостоятельность учащихся. Все ответы на вопросы ищутся ими самостоятельно при поддержке педагога. В его задачи входит только направление учащихся на верный путь;
  • Методика направлена на поиск верного и правильного знания, доказательство истинности, принятого решения;
  • Поиск нового знания базируется на системе, уже имеющихся знаний и навыков и определяет их продуктивность.

Следует отметить, что построение эвристической беседы не ограничивается определенными границами и не проходит только в рамках, составленных вопросов и их последовательности. Она предполагает активное участие каждого ученика в беседе. любой желающий может высказать свое мнение, взгляды, открыть спор по тому или иному вопросу. Цепь вопросов может быть составлена таким образом, чтобы верный ответ на них носил объединяющий характер.

«Эвристическая беседа в педагогике и ее примеры» 👇

Замечание 1

Вопросы эвристической беседы имеют важное функциональное назначение. Они составляют фундамент подхода и от их качества зависит эффективность применения методики.

Эвристическая беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Эвристическая беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональная роль эвристической беседы сводится к выполнению ею общепедагогических и специфических функций. К таковым относятся:

  1. Образовательная.
  2. Воспитательная.
  3. Развивающая.
  4. Контрольная.
  5. Развитие навыков самостоятельности в познании.
  6. Развитие диалектического мышления.
  7. Развитие навыков поиска решения сложных проблем и задач.

Структурное построение эвристической беседы

Основными компонентами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Именно на вопросах строится вся беседа.

Вопрос можно охарактеризовать, как совокупность психологических, логических и синтаксических свойств, составляющих его предметное содержание. Вопрос не может существовать без ответа. Он тесно с ним связан определенной логикой и взаимодействует с ним по многим направлениям, с целью раскрытия тематики исследования.

Вопрос является элементом беседы, который отражает противоречивое взаимодействие между типами знаний. При этом, он выступает подталкивающим знаменателем, позволяющим получить логическое решение. Благодаря постановке вопросов беседа переходит на новый уровень. Она минует этап сохранения и поддержания усвоенных знаний и навыков и направляет учащегося на приобретение новой информации. Старые знания и навыки здесь имеют немаловажное значение. Они создают основу для направленной и познавательной мыслительной работы.

Вопрос является конкретной мыслительной задачей. Разрешение этой задачи направляет ребенка на поиск новой истины и выхода из сложной, проблемной ситуации. Постановка вопроса приближает учащихся к достижению основной цели урока, учебного занятия, курса и образования в целом.

Переход от одного вопроса к другому происходит только посредством нахождения верного ответа. Ответ – является логическим мостом между вопросами. Найденный учащимся ответ может быть дополнен педагогом, разъяснен и откорректирован при необходимости.

Ответ на вопрос отражает содержание темы исследования. Благодаря ответом происходит продуктивное усвоения познавательной информации. Ответы характеризуют итоги познавательной деятельности, говоря о ее качественности и эффективности. Ответ формируется в сознании учащегося, за счет его мозговой работы, приложенным мыслительным усилиям и накопленных ранее знаний, фактов и способности к обобщениям.

Примеры прохождения эвристической беседы

Организация эвристической беседы осуществляется, исходя из тематики прохождения уроков, возрастных особенностей развития учащихся, особенностей изучаемой дисциплины.

Например, в младшей школе дети изучают окружающий мир посредством наблюдения. Педагог может построить урок, темой которого является изучение снегопада, путем эвристической беседы. Можно начать с вопроса о том, какое сейчас время года. Затем продолжить вопросами: «А какие времена года еще бывают?» «Какая погода зимой?». Дети не дадут сразу полного и обоснованного ответа на него. Они могут сказать, что зимой холодно. Тогда педагог вводит дополнительные вопросы, чтобы привести учащихся к размышлению о снегопаде.

В средней школе, например, на уроке географии, темой которого являются великие географические открытия, педагог начинает урок с вопроса о том, почему эти открытия произошли. Далее педагог может задать вопросы, касающиеся открытия новых стран и континентов, выявления закономерностей и особенностей открытия континентов, островов, стран и т.д. Постановка вопросов может быть скорректирована, исходя из направления размышлений учащихся.

Пример эвристической беседы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пример эвристической беседы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Эвристическая беседа – метод развития
речи – доказательства.

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Эта особенность заложена от природы. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Т.е.

Создаваемая на занятии проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Характерные признаки проблемного обучения:

  1. возникает состояние интеллектуального затруднения;
  2. возникает противоречивая ситуация;
  3. появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
  4. проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

— Чем похожи, и чем отличаются: дерево и куст?

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Основными формами проблемного обучения являются:

а) проблемное изложение;

б) частично-поисковая деятельность;

а) самостоятельная исследовательская деятельность.

Частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.

В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых. Вот мы  вплотную подошли к рассматриваемому вопросу. Что же подразумевает эвристическая беседа?

Эвристическая беседа — один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч.эвристика — отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель  путем постановки перед  детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом воспитатель  побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания,  сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.

         Вместе с тем использование  эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения. Во-первых, она как метод обучения требует наличия у дошкольников определенного запаса  знаний, опыта. Во-вторых, эвристическая беседа — коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации пед.процесса.  В-третьих, проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки  воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов. Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путем умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.

Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный воспитателем, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.

          Для эвристической беседы характерны вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие). С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов; на уточнение сущности обсуждаемых понятий; на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях; на объяснение причин; на выявление последствий действий, применения различных способов; на доказательство, приведение доводов; на выявление межпредметных связей и др.

В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.

Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните

Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.

Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос воспитателя — это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы.
Требования к вопросам:
— посильность;
— четкость формулировки;
— направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка;
— каждый последующий вопрос — логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;
— опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;
— необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.

При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы. Эвристические  беседы в процессе ознакомления с природой часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Есть у этого метода отличительные особенности. Для того чтобы выяснить эти особенности сравним два вида бесед: обычная беседа и эвристическая беседа и посмотрим, в чём их сходство и различие.

1. Беседа по рассматриваемой картине.

— Посмотрите, кто это?

— Где живет собака?

— Как выглядит ее жилье?

— Что она умеет делать?

— Какую пользу приносит собака?

2. Беседа на участке. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами.

— Посмотрите на наш участок, как вы думаете, отчего он стал таким красивым?

—  Почему этот желтый цветок назвали таким словом – одуванчик?

— Вы заметили, что на нашем участке есть одуванчики только с бутончиками, есть цветущие, а есть уже с зонтиками семян? Почему так?

—  Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за песочницей и под елью — еще только бутоны?
Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.
Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.
В и т я. А под елкой  долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя. На полянке одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, под елью. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Конечно, можно сделать вывод, что  обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. И в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит простая систематизация знаний.

Второй  пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления. Посредством мыслительных усилий дети открывают для себя новые знания. И если в обычной беседе, когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок, то в эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает рассогласование между детьми. Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав.

Использование методов проблемного обучения в процессе формирования экологических начал у дошкольников, позволяет правильно моделировать учебные занятия, четко определять конкретные результаты и основные виды деятельности на каждой ступени обучения и на каждом этапе занятия.   В процессе ознакомления с природой  у ребенка расширяет ся кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыс лительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитив но влияет на развитие связной речи, овладение сложно подчиненным предложением. На конкретном (фрагменте занятия) примере мы рассмотрим, как  использование  метода  эвристической беседы способствуют решению задач речевой направленности.

Приведу пример: — Сегодня я расскажу историю, которая произошла осенним днем.

«Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

– А как точнее и правильнее называется  гриб, который растет под березой, давайте порассуждаем.

— Как назовем гриб, который растет по осиной?

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности  на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию  изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Эвристическая беседа с помощью рассуждений предполагает установление причин разнообразных явлений природы. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательны задач развитие речи-доказательства.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения.  Важно помнить, что как бы ни хорош был этот метод, метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу занятия, воспитатель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы.

Использование эвристической беседы в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Елена СМОЛЕР,

кандидат педагогических наук,
доцент, Белорусский государственный
педагогический университет им. М. Танка

Умение интересно (не только для родственников), понятно (не только самому себе) и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог — одно из важнейших интеллектуальных достижений ребёнка дошкольного возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей старшего дошкольного возраста играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

В дошкольной педагогике по содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные, по дидактическим целям — вводные и обобщающие (итоговые). При формировании системы представлений или элементарных понятий решающее значение принадлежит итоговой беседе эвристического характера, которая в силу своей сложности доступна, как правило, лишь детям старшего дошкольного возраста.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений, и направлена на углубление представлений о взаимо-связях, существующих в природе, на самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

В ходе эвристической беседы с помощью вопросов и заданий педагога дети воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях. Путём анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети приходят к обобщённым суждениям о сущности явлений, их характере. Таким образом, можно утверждать, что эвристическая беседа  должна строиться так, чтобы наводящими вопросами проблемного характера подвести детей к их собственным открытиям.

Особую продуктивно-познавательную функцию в ходе такой беседы играет вопрос, который является формой мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием, предшествующей и в то же время способствующей образованию новых суждений. Существует следующая типология вопросов:

  • на уточнение Можешь ли ты привести пример?», «Можешь чтото добавить?»);
  • на поиск причин и доказательств Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
  • о точке зрения и подходе Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);
  • о подтексте и последствиях Если это произойдёт, что может получиться в результате? Почему?»);
  • вопросы о вопросах Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?»).

Выделяют следующие основные признаки эвристической беседы:

  • каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
  • все вопросы взаимосвязаны;
  • поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога — педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
  • поиск ориентирован на получение знаний либо на доказательство их истинности;
  • успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений.

Основные структурные элементы эвристической беседы — вопрос и ответ, причём первый является ведущим. Вопрос вместе с ответом составляют шаг. Движение к последующему шагу возможно, если завершён процесс предыдущего, то есть каждый новый вопрос можно задавать в том случае, если получен ответ на предыдущий. Если последовал ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов должен раскрыть в ответах ребёнка ошибку, подвести к самостоятельному нахождению верного ответа и только потом задать следующий вопрос.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:

1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка.

2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Дидактические условия, обеспечивающие эффективность эвристической беседы, следующие:

  • наличие достаточного объёма представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);
  • логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли воспитанников;
  • разнообразие приёмов, обеспечивающих активность всех участников беседы;
  • результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.

Эвристические беседы с детьми 5—6 лет

Тема «Эти удивительные одуванчики»

Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний.

Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования.

Ход беседы

Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам:

— Как выглядят одуванчики? (Цветущие, с зонтиком семян и нераспустившимися бутонами.)

— Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (На открытом месте больше света и теплее, поэтому они раньше появлялись весной на проталинках. За верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому одуванчики появились позднее, и только теперь образовались бутоны. А у забора одуванчики цветут, там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет, и от этого становится  немножко теплее.)

— Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (На деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо освещаемых и прогреваемых местах, листья и цветы распускаются раньше. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляются раньше, чем в тени, и растут быстрее.)

Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям.

Тема «Мир вещей вокруг нас»

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

Ход беседы

Вопросы:

— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленные руками человека, есть предметы, сотворённые природой.)

— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)

— Какими свойствами обладают различные материалы?

— Твёрдые или мягкие?

— Гладкие или шершавые?

— Тяжёлые или лёгкие?

— Прозрачные или нет?

— Притягиваются ли магнитом?

— Нагреваются ли в руках?

— Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Тема «Особенности произрастания растений»

Цель: обучение поиску ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.

Материал: картинки с изображениями растений.

Ход беседы

Вопросы:

— Какую пользу приносят растения? (Выделяют кислород, который нужен для дыхания людям и животным; поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные.)

— Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду и минеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влиянием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей для растений.)

— Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующий год появятся новые цветы.)

— Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают к шкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семена растут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.

Эвристические беседы с детьми 6—7 лет

Тема «Мир звука»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».

Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой,  камешки, резиновый мяч.

Ход беседы

Вопросы:

— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)

— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)

— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гул автомобиля.)

— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)

— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)

— С помощью чего мы слышим звук? (С помощью уха.)

— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)

— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)

Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.

Опыт «Дрожалка и пищалка».

1. Ученическую линейку положить на стол так, чтобы один конец выступал за край стола. Прижать с силой конец, находящийся на столе, а по выступающему ударить. Линейка должна издать «бархатистый» звук — дрожит. Чем короче кончик, тем тоньше звук, а чем длиннее — тем «более сердитый».

2. Тонкую проволоку зацепить за что-либо, натянуть. Дёрнуть посередине — проволока загудела. Натянуть сильнее и снова дёрнуть — проволока пискнет тоненько. (Дети обращают внимание на то, что звук издают только дрожащие предметы.)

Тема «Воздух вокруг нас»

Цель: систематизация представления детей о свойствах воздуха; обучение умению ставить вопросы и отвечать на них.

Материал: полиэтиленовый пакет, стакан, кусочек пластилина, салфетка, тарелка с водой, два шарика (один из них надутый, а другой — нет), весы.

Ход беседы

Вопросы:

— Чем мы с вами дышим? (Воздухом.)

— Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нём что-нибудь находится? (Воздух.)

— У меня на столе стакан. Как вы думаете, в нём есть воздух? Опустим в стакан салфетку и прижмём её ко дну, прикрепив кусочком пластилина. А теперь, повернув отверстием вниз, опустим стакан резко в воду, чтобы он был полностью погружён. Достаём стакан из воды и трогаем рукой салфетку — она сухая. (Воздух не дал войти воде в стакан.)

— У меня два одинаковых шарика, один из них надут. Как вы думаете, они весят одинаково? Положим шарики на чаши весов. Почему одна чаша опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (Воздух имеет вес, надутый шарик тяжелее.)

— Есть ли в камне, земле, меле, кусочке кирпича воздух? (Он есть везде — в комнате, стакане, воде. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха — всего несколько минут.)

— Надо ли защищать воздух, сохранять его чистоту? (Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги он загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.)

— А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждёт сюрприз — воздушные шары, они наполнены воздухом. (Дети играют с шарами.)

Тема «Наши друзья — птицы»

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).

Ход беседы

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:

— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц? (Ответы детей.)

— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)

— Какое значение имеет для птиц умение летать? (Защита от врагов, поиск пищи, быстрое перемещение на длительные расстояния.)

— Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу.)

Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.

Тема «Живая и неживая природа  вокруг нас»

Цель: формирование понятий «живая природа» и «неживая природа»; упражнение детей в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, отвечать на вопросы и делать выводы.

Материал: картинки с изображением кошки с котятами, рака, деревьев с зелёными листьями и во время листопада.

Ход беседы

Педагог напоминает детям, что все предметы на Земле делятся на живые и неживые и предлагает подумать, чем они отличаются друг от друга.

— Какие важные свойства есть у живых организмов? (Они способны расти, залечивать раны, в состоянии размножаться, приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители.)

— Приведите примеры, как живые организмы растут. (Из жёлудя вырастает дуб. Из семени вырастает цветок. Из котёнка вырастает кошка.) Но растёт и сосулька на крыше, можно ли её назвать живой? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела могут залечивать свои раны? (У деревьев вместо старых листьев появляются новые. У человека порезанная ранка заживает. У рака на месте оторванной клешни вырастает новая.) Но мы говорим, что «обновляются» и реки: весной они наполняются водой, а летом пересыхают. Значит, они живые? (Нет.) Тогда давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела размножаются? (У человека рождаются дети. У животных рождаются детёныши. У растений появляются отростки.) Но камень под воздействием ветра, снега, дождя, жары тоже разделяется на множество мелких камешков — как бы «размножается». Значит, камни живые? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела приспосабливаются к окружающей среде? (Растения сбрасывают листья. Зайцы линяют.) Но ручей обогнёт камень, который встретится на его пути. Значит, он тоже умеет «приспособиться» и  живой? (Нет.) Давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела реагируют на внешние раздражители? (Цветы тянутся к солнцу. Мы, прикоснувшись к горячему чайнику, одёргиваем руку. Голодный человек, почувствовав запах вкусной пищи, поворачивает голову.) Но магнит притягивает железо. Значит, он живой? (Нет.)

В конце беседы педагог вместе с детьми делает следующие выводы.

— Получается, что все перечисленные нами свойства должны быть одновременно у тела, чтобы назвать его живым. Значит, предметы «живой природы» должны обладать следующими способностями: расти, залечивать раны, размножаться, уметь приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители. Если хотя бы одним из этих свойств они не обладают, то это предметы «неживой природы».

Для того чтобы эвристическая беседа проходила более эффективно, педагогам следует обращать внимание на необходимость развития и обогащения представлений ребёнка об окружающем мире (мире людей, предметов, природы, техники, искусства и т.д.) и самом себе. Важно также поддерживать и стимулировать самостоятельность дошкольника, его активное отношение к окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград, 1998.

2. ВахрушеваЛ.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.

3. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. — 2008. — № 2.

4. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

Теоретическая основа проблемного обучения включает в себя несколько различных подходов. Одним из них является метод эвристической беседы. Это особый способ донесения знаний, существующий с давних времен. Считается, что данный подход был создан Сократом.

эвристические беседы это

Эвристическая беседа – что такое?

Наиболее продуктивное изучение этого подхода началось в середине 50-х гг. XX в. В этот период как раз стала разрабатываться теоретическая основа проблемного обучения. Подход исследовали разные педагоги. В результате была сформулирована сущность, определены структура, функции, классификация эвристической беседы. Впоследствии педагоги разработали систему приемов, позволяющую использовать подход в образовательном процессе. Эвристические беседы – это вопросно-ответный способ обучения. Она предполагает не сообщение педагогом готовых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий. Сценарий эвристической беседы должен включать в себя правильно поставленные вопросы. Ответы на них обучающиеся находят, используя свой опыт, наблюдения и знания.

Специфика

Одна из особенностей, которой обладают эвристические беседы, — это выдвижение проблемы, требующей решения. Педагог задает детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый из них формулирует небольшую проблему. Вместе с этим в комплексе они приводят к решению главной задачи, поставленной преподавателем. Вопросы, которые включаются в эвристические беседы, — это основной компонент подхода. Они исполняют важнейшую познавательную функцию.

сценарий эвристической беседы

Пример эвристической беседы

В начальной школе дети активно изучают окружающую среду. Как правило, большую часть сведений они получают из наблюдений. Для более эффективного понимания детьми происходящего в природе преподавателем может использоваться эвристическая беседа. Так, педагог задает вопрос: «Какая в городе зима?» Он может получить короткий ответ: «Короткая и теплая». Тогда педагог начинает задавать дополнительные подвопросы. Они необходимы, так как полученный короткий ответ недостаточный и не дает ребенку возможности его обосновать. Преподаватель может спросить о расположении города на карте относительно лесополосы или водного объекта, уточняя при этом климатические особенности региона. После этого «горизонт» вопроса расширяется: учитель спрашивает, одинакова ли зима на всей территории области. В результате педагог подводит детей к исходному вопросу. Однако теперь обучающиеся могут дать на него более развернутый ответ и обосновать свое мнение. В результате может получиться весьма увлекательная эвристическая беседа. Пример: по истории изучается период правления какого-либо князя. Вопросы педагога могут начинаться со слов «прочтите и скажите», «вспомните», «проанализируйте поступки». Отвечая на каждый поставленный вопрос, дети четче понимают происходившие события, оценивают действия лиц, делают выводы, обосновывают мнение.

пример эвристической беседы в начальной школе

Характеристики

Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов. Благодаря им диалог принимает развертывающийся характер. Вопросы в цепочке соединяются не механически, а логически. Они располагаются так, чтобы каждый последующий вытекал из ответа. Последний, в свою очередь, является своего рода отдельной мыслительной ступенькой. Она выступает как часть решения исходной задачи. Таким образом, к основным характеристикам, которыми обладает эвристическая беседа в начальной школе, можно отнести:

  1. Каждый поставленный вопрос выступает как логический шаг поиска.
  2. Все звенья цепи взаимосвязаны и исходят одно из другого.
  3. Поиск ответов осуществляется детьми самостоятельно при частичной поддержке педагога. Преподаватель направляет, а обучающиеся решают каждый шаг единой задачи.
  4. Поиск ориентирован на варианты получения знаний либо на обоснование их правильности.
  5. В успехе решения особое значение имеет запас знаний.

Структурно-функциональные особенности

Как выше было сказано, вопросы и ответы являются ключевыми элементами, из которых состоит эвристическая беседа. История древнего мира, география, литература могут эффективно изучаться с использованием этого подхода. Цепочка вопросов предполагает ответы, приводящие в итоге к общему выводу. Каждое отдельное решение (ответ) формирует определенный шаг. Движение к следующему вопросу возможно только в том случае, когда получен ответ на предыдущий. Внутри каждого такого шага педагог может высказать корректирующие замечания или дать разъяснения. Они наделяются вспомогательной функцией. Вне зависимости от того, где используется эвристическая беседа – в детском саду, младших или старших классах, — она не имеет жестких рамок чередующихся и последовательных вопросов и ответов. В нее включаются высказывания обучающихся, оценочные суждения, разъяснения педагога. Цепочки вопросов могут формироваться так, чтобы ответ объединял их все.

эвристическая беседа в детском саду

Особенности элементов

Вопрос в эвристической беседе выступает в качестве сложного взаимодействия разнообразных отношений синтаксического, логического, психологического, предметного характера. Он считается обязательным элементом диалога, рассматриваемого в форме общепедагогической категории. Вопросы и ответы органически связываются друг с другом, имеют ряд точек соприкосновения. У каждого элемента свое назначение. В частности, вопрос выступает как компонент, несущий противоречивое отношение между видами знаний. Вместе с этим он исполняет побудительную функцию. Вопрос в эвристических беседах выступает как первый шаг выхода за рамки уже имеющихся знаний, но без которых направленное и познавательное мыслительное движение неосуществимо. Это связано с тем, что его форма указывает на наличие проблемы и определяет ее. Вопрос – это мыслительная задача. Ее решение открывает детям путь к дальнейшему поиску истины. Вопрос помогает найти выход тогда, когда кажется, что новое решение отсутствует. В этой связи данный компонент в эвристических беседах выступает как шаг в направлении мысли к достижению конкретной цели. Каждый новый вопрос побуждает детей искать выход. Это, в свою очередь, способствует актуализации имеющихся знаний, которые необходимы для решения задачи.

Разница функций

Несмотря на разные роли, которые играют ответы и вопросы, они тесно друг с другом связаны. Последние предназначены для определения предмета искомого. Ответы, в свою очередь, устанавливают содержание найденного. В эвристической беседе они выступают не только как представление результата знаний, но и как процесс их усвоения. Постановка каждого вопроса указывает на незаконченность познавательной деятельности. Поэтому они побуждают детей пополнить имеющиеся знания. Ответ на поставленный вопрос ученик формулирует самостоятельно. Он не видел решения в учебнике, не слышал его от педагога. Ответ ребенка формируется в процессе мыслительной деятельности на базе тех обобщений и фактов, которые у него вырабатываются собственными усилиями.

эвристическая беседа в начальной школе

Содержание подхода

В связи с тем, что вопрос и ответ присущи любой беседе, необходимо обозначить их специфику в рамках эвристического диалога. Первым этапом в общем обсуждении выступает искомое. Эвристические беседы в старшей группе, младших, старших классах выступают подведением к истине, ее постановкой, выражающейся в проблеме. Задача является осознанием того, что еще не узнано, но должно стать известным. Учебная проблема выступает в качестве понимания детьми познавательного вопроса. Его решение невозможно только на основании имеющихся знаний. Однако найти ответ необходимо для того, чтобы преодолеть затруднение. Вместе с этим нельзя отождествлять вопрос и проблему. Между ними, несомненно, есть связь. Но проблема в эвристической беседе выступает как своего рода разновидность вопроса.

Путь поиска

Предмет, который необходимо познать, основывается на противоречии материала, имеющегося у детей, и сведений, которые нужно изучить. Это активизирует мыслительный процесс. Он, в свою очередь, устраняет противоречивость. При этом запас знаний, заложенный в ней, не указывает непосредственно само решение. Имеющийся у детей материал направляет их на путь поиска новых данных. В эвристической беседе именно этот процесс имеет место. Началом выступает постановка искомого, а завершением – нахождение правильного ответа. Как выше было сказано, знания сами по себе не указывают путь, поэтому необходимо пройти все шаги и отыскать решение самостоятельно. Ответ на поставленный вопрос зачастую является недостаточным. В этой связи возникает необходимость проверять решение каждый раз. Только в этом случае можно установить, удовлетворяет ответ или нет. Из всего вышесказанного можно составить следующую структуру эвристической беседы:

  1. Искомое.
  2. Вариант решения.
  3. Непосредственный вывод, построение преподавателем шагов поиска и исполнение их детьми.
  4. Результат.

    эвристические беседы в старшей группе

Функции

Эвристическая беседа выполняет общие и специальные задачи. Диалог обладает такими функциями, как:

  1. Побудительная.
  2. Образовательная.
  3. Контрольно-коррекционная.
  4. Развивающая.
  5. Воспитательная.

К специфическим относят следующие задачи:

  1. Формирование диалектического образа мышления.
  2. Обучение разным методам решения проблемы, руководство познавательной деятельностью детей. Последнее реализуется посредством раскрытия и показа пути поиска, его стимулирования и обоснования его правильности, а также через формирование способности выстраивать систему доказательств.
  3. Формирование у детей познавательной самостоятельности.

Классификация

Достичь общепедагогических и специальных целей помогает установление роли, места, типов эвристической беседы. К основным видам можно отнести диалоги, направленные на поиск:

  1. Ответов, когда детям известен способ. В этом случае воедино сливаются определение пути и его прохождение. В такой ситуации познавательная деятельность предполагает следующее. Система вопросов, которые ставит педагог, указывает на шаги поиска. При этом каждый последующий ответ дети ищут самостоятельно. Таким образом, ученики задействованы в поиске по элементам.
  2. Метода, когда известно решение. В данном случае предполагается раскрытие пути, по которому идет поиск, обоснование истинности знаний. Познавательная деятельность состоит из упорядочивания педагогом воспроизведения имеющегося у детей материала в последовательности, необходимой для построения знаний при нахождении ответа. Система вопросов актуализирует имеющиеся сведения. При этом непосредственный поиск не производится.
  3. Способа и ответов. В этом случае деятельность детей направлена на поиск ответов, обоснование этапов, позволяющих найти метод решения. Данный тип считается промежуточным между первым и вторым.

    эвристическая беседа история древнего мира

Эвристическая беседа способствует получению прочных и глубоких знаний, побуждает к определению закономерностей и связей, обеспечивает проникновение в суть материала.

Инфоурок


Другое

ПрезентацииЭвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

Скачать материал

Эвристическая (сократическая) беседа какметод обучения

Скачать материал

  • Сейчас обучается 267 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Эвристическая (сократическая) беседа какметод обучения

    1 слайд

    Эвристическая
    (сократическая) беседа как
    метод
    обучения

  • Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель...

    2 слайд

    Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)

  • Функции эвристической беседы: раскрытие пути поиска решения или доказательств...

    3 слайд

    Функции эвристической беседы:
    раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения;
    стимулирование поиска;
    формирование умения учащихся строить систему рассуждений;
    текущий контроль.

  • Структурные элементы эвристической беседы: 
Вопросы учителя. 
Ответы ученика....

    4 слайд

    Структурные элементы эвристической беседы:

    Вопросы учителя.
    Ответы ученика.
    (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы)
    3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…», «прочитай оба предложения и скажи…», «вспомните…», «опишите…», оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага)

  • Признаки эвристической беседы: Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача....

    5 слайд

    Признаки эвристической беседы:
    Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.
    Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.
    Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.
    Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.
    Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

  • Типы эвристической беседы по характеру искомого: Учащиеся не знают ни ответа,...

    6 слайд

    Типы эвристической беседы по характеру искомого:
    Учащиеся не знают ни ответа, ни способа
    решения. Вначале ищут способ,
    а затем находят ответ.
    Учащиеся знают ответ.
    Решение сводится к
    мотивировке,
    доказательству ответа
    Учащиеся не знают ответа,
    но знают способ решения.
    Решение сводится к
    поиску ответа.

  • Типы эвристических  бесед по месту в структуре урока: 1. Вводная (при актуали...

    7 слайд

    Типы эвристических бесед по месту в структуре урока:
    1. Вводная (при актуализации опорных знаний).
    2. Сообщающая:
    а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;
    б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;
    в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа;
    г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений.
    3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).

  • Место эвристической беседы на уроке зависит от: уровня развития учащихся; 
ло...

    8 слайд

    Место эвристической беседы на уроке зависит от:
    уровня развития учащихся;
    логической структуры учебного материала;
    наличия достаточного запаса исходных знаний.

  • Этапы проведения эвристической беседы: 
Организационно-подготовительный (логи...

    9 слайд

    Этапы проведения эвристической беседы:

    Организационно-подготовительный (логико-теоретический анализ материала, выстраивание шагов).

    Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).

  • Приемы создания познавательной напряженности: сопоставление фактов, событий;...

    10 слайд

    Приемы создания познавательной напряженности:
    сопоставление фактов, событий;
    практическая работа, демонстрация лабораторного опыта;
    обобщение новых фактов;
    создание фона трудностей и противоречий;
    подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.

  • Способы постановки искомого: Его может выдвинуть сам учитель. 
К нему учащиес...

    11 слайд

    Способы постановки искомого:
    Его может выдвинуть сам учитель.
    К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем.
    Учащиеся усматривают искомое сами.

  • Условия  успешного применения эвристической беседы: вопросы должны быть посил...

    12 слайд

    Условия успешного применения эвристической беседы:
    вопросы должны быть посильными для учащихся и
    вызывать у учащихся познавательный интерес;
    2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся;
    3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся;
    диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя;
    в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;
    6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 016 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 17.12.2020
  • 237
  • 0
  • 12.11.2020
  • 162
  • 0
  • 02.11.2020
  • 207
  • 0
  • 01.11.2020
  • 211
  • 1
  • 13.10.2020
  • 439
  • 0
  • 11.10.2020
  • 119
  • 0
  • 19.09.2020
  • 276
  • 0
  • 24.07.2020
  • 148
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Шапкова Альбина Назиповна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Шапкова Альбина Назиповна

    • На сайте: 2 года и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67878
    • Всего материалов:

      241

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Play market как найти по qr коду
  • Как найти все факелы
  • Как найти человека по нику в соцсетях
  • Как исправить ошибку не удается продолжить выполнение кода поскольку система не обнаружила msvcp120
  • Stop c0000145 application error 0xc000000d windows 7 как исправить