Фас как найти экономика

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Сейчас ситуация немного изменилась, но под антимонопольное законодательство по-прежнему подпадают любые организации — неважно, какого размера и назначения. В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества. Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Так, ФАС посчитала, что два предпринимателя создали картель: они предлагали попрыгать на батутах за одинаковую цену — 50 Р. В итоге каждого предпринимателя ведомство оштрафовало на 20 000 Р, но суд штраф отменил.

Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.

Матчасть: конкуренция, монополисты и картели

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Такое объявление одна крупная торговая сеть дала на своем сайте. Оно не соответствовало действительности и вводило потребителей в заблуждение. Источник: ppt-online.org

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельные соглашения могут проявляться так:

  1. Ценовой сговор — договоренность поддерживать определенную цену на товар. Например, по 50 Р за медицинскую маску.
  2. Сговор на торгах — соглашение конкурентов об отказе одного из них участвовать в торгах в пользу другого.
  3. Сговор о разделе рынка — соглашение конкурентов, например, продавать схожие товары в разных частях города. Так, два поставщика мороженого могут договориться, что каждый продает товар только в своем районе Москвы.
  4. Сговор о создании дефицита товаров — соглашение сократить производство какого-то товара, чтобы повысить его стоимость. Например, сильное сокращение ловли рыбы приведет к росту цен на нее.
  5. Сговор об отказе покупать или продавать товар. Например, не покупать что-нибудь у определенного поставщика, чтобы выжить его с рынка.

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:

  1. Ведомство следит за тем, чтобы ценовая политика компаний соответствовала антимонопольному законодательству. Например, чтобы монополисты не задирали цены.
  2. Выявляет картельные сговоры.
  3. Контролирует договоры компаний друг с другом и потребителями, например выявляет недопустимые вертикальные соглашения — о них расскажу ниже.
  4. Контролирует закупки, госзакупки и тендеры. Госзакупки в России — это сложно: все игроки обязаны соблюдать массу технических условий. За этим следит ФАС, и в госзакупках она находит больше всего нарушений.
  5. Проверяет рекламу на достоверность и добросовестность: реклама должна сообщать потребителю правдивую информацию и никого при этом не оскорблять — ни грубыми словами, ни вызывающими картинками.
  6. Контролирует слияния, реорганизации и поглощения бизнесов. Например, следит за тем, чтобы в результате слияния двух компаний с рынка не исчезла конкуренция.

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Российское ведомство — мировой рекордсмен по расследованиям. Источник: интервью главы ФАС Игоря Артемьева для портала «Право-ру»

Монополисты от малого и среднего бизнеса

До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.

Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.

В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:

  1. Монополистами нельзя признавать предпринимателей и компании, которые учредили физлица и чья выручка меньше 400 млн рублей в год. Под иммунитет не подпадают естественные монополии, финансовые организации, например банки или МФО, и компании с муниципальным или государственным участием.
  2. ФАС теперь не занимается соглашениями между компаниями с разных и несмежных рынков, если оборот этого рынка менее 400 млн рублей в год. То есть ФАС уже не будет проверять договор между прачечной и шиномонтажом.
  3. ФАС не занимается слияниями дешевле 400 млн рублей.

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.

Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».

Несмотря на то что годовая выручка микропредприятия была гораздо меньше 400 млн рублей, а иммунитет для малого бизнеса уже действовал, это не спасло фирму от штрафа в 650 000 Р. Иммунитет не распространяется на естественные монополии, то есть на владение железной дорогой. Пути необщего пользования соединяются с путями общего пользования, а значит, фирма почти ничем не отличается от РЖД.

В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.

Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит

По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.

Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.

Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.

Вот еще пример.

В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.

Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.

Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.

ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.

Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.

ФАС до сих пор определяет границы рынка по-своему, но небольшие компании признать монополистами из-за этого уже не получится. В зоне риска только небольшие естественные монополии и компании, чья прибыль больше 400 миллионов в год. Поэтому крупному бизнесу и, например, владельцам небольших участков железных дорог, как из примера выше, нужно быть внимательными: собственность может оказаться целым рынком, а собственник — монополистом.

Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.

Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.

Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.

Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.

Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.

Например, бизнесмен из Магадана мыл и дезинфицировал транспортные контейнеры. В июне 2012 года он поднял цены на свои услуги и за полгода получил на этом сверхприбыль — 67 100 Р. Прибыль с одного помытого контейнера составляла 1814 Р.

Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.

ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.

С этим согласился суд. В итоге бизнесмен получил штраф 15 000 Р.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му»  снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.

Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.

Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.

Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.

Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Как вести бизнес по закону

И зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Картели предпринимателей и малого бизнеса

Вступить в картели может любой бизнес — независимо от размеров. Антимонопольный иммунитет для малого и среднего бизнеса не коснулся картельных сговоров.

После того как ФАС запретили возбуждать дела о злоупотреблении доминирующим положением против малого и среднего бизнеса, количество дел по картельным сговорам стало резко расти. В 2017 году их число увеличилось на 8%, в 2018 — на 13%, а в 2019 — еще на 20%: ФАС возбудила 926 дел. По оценкам экспертов, около 80% из этих дел касались малого бизнеса.

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte
Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Что ФАС может признать картельным сговором. ФАС может среагировать на любые признаки координации: ценовой сговор, сговор о разделе рынка или даже вступление в ассоциацию.

Например, в 2017 году в Магнитогорске четыре индивидуальных предпринимателя повысили цены на проезд в своих маршрутках с 20 до 25 Р.

ФАС пришла к выводу, что повышение цен не было связано с экономическими факторами: предприниматели обслуживали разные маршруты, на них работало разное количество людей, условия содержания автобусов тоже различались. Значит, расходы у предпринимателей не могли повыситься одинаково и одновременно — имел место сговор.

Ведомство предписало вернуть старые цены. Суды с ФАС согласились.

В Элисте индивидуальный предприниматель возил на газели пассажиров, но автомобиль предпринимателя сломался. Чтобы люди могли передвигаться по своим делам, владелец газели попросил другого предпринимателя выйти на маршрут за него на время починки. ФАС и здесь разглядела картель.

Иногда компании из одной отрасли объединяются в ассоциации для совместного лоббирования своих интересов. Так поступили три швейные фабрики в Челябинской области.

Фабрики учредили Ассоциацию производителей школьной формы Челябинской области — без юридической регистрации — и рассылали от ее имени письма в госорганы: предложения оказать отрасли поддержку или проверить качество формы в разных школах.

Информация об этой ассоциации находилась лишь на сайтах фабрик, там же размещался ее устав.

ФАС посчитала, что швейные фабрики, будучи конкурентами, вступили в сговор — приняли устав ассоциации и подписали протоколы о вступлении. Из устава прямо не следовало, что участники обязуются не координировать свои действия, и он не был официально зарегистрирован. Само существование такого соглашения, по мнению ФАС, могло привести к ограничению конкуренции на рынке: ассоциация действительно просила Роспотребнадзор проверить качество формы в школах, с которыми работали конкуренты.

Только одной фабрике удалось доказать, что она не вступала в сговор, так как в обсуждении устава не участвовала и протокол не подписывала.

При этом картельным сговором не считаются соглашения между компаниями, которые входят в одну сеть и контролируются одним человеком или компанией.

Также картелями не считаются договоры франшизы и любые договоры об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Например, если вы продадите кому-нибудь свое ноу-хау, картелем это не назовут.

Что грозит участникам картеля. За картельный сговор грозят административные штрафы, а в некоторых случаях — уголовная ответственность. Разброс санкций — от 40 тысяч рублей по административным делам до 7 лет лишения свободы по уголовным: зависит от статуса участников сговора, цели, ущерба, суммы незаконной прибыли, угроз и т. п.

Например, директор фабрики из примера выше, который подписал протокол вступления в ассоциацию, мог заплатить 50 000 Р штрафа. А если бы в результате такого сговора удалось получить 30 млн рублей, директор мог сесть в тюрьму на 6 лет.

Как не вступить в картельный сговор. Риск стать правонарушителем есть у любой компании и предпринимателя, если они действуют на одном товарном рынке. Иммунитет касается только неконкурентных соглашений между компаниями на несмежных рынках с оборотом менее 400 миллионов в год.

Поэтому, чтобы не вступить в картельный сговор, не договаривайтесь о ценах и разделе рынка с конкурентами и не координируйте между собой объем товаров и услуг.

Картельные сговоры на госзакупках

Примерно 86% картельных сговоров ФАС выявляет на государственных закупках. Для участия в них необходимо зарегистрироваться на электронных площадках, купить ЭЦП, открыть спецсчет и т. д.

Иногда небольшие компании и предприниматели координируются между собой, чтобы принять участие в госзакупках. Например, договариваются поочередно сбивать цену контракта до тех пор, пока от торгов не откажутся конкуренты, а затем передают финальную ставку одному из участников торгов. Или просто договариваются не делать ставки ниже оговоренной суммы.

Часто картели разоблачают по одному IP-адресу, с которого в торгах участвуют сразу несколько компаний.

Так ФАС раскрыла картель малых предприятий, которые торгуют хлебом в Екатеринбурге.

Предприниматели приняли совместное участие в 17 аукционах: сбивали цену на 0,5% от начальной, поочередно отказывались от дальнейших шагов и уступали друг другу победу. Таким образом предприниматели искусственно поддерживали цену на торгах, что запрещено законом.

Что грозит за картель на госзакупках. Если соглашение между конкурентами может повлиять на цены на торгах, должностных лиц могут оштрафовать на 20—50 тысяч рублей или дисквалифицировать на срок до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет 10—50% от начальной стоимости предмета торгов, но не более 4% от размера выручки от реализации всех товаров и не менее 100 тысяч рублей. Например, для одного из продавцов хлеба из дела выше штраф составил 1 880 440 Р.

Как не вступить в картель на госзакупках. Чтобы не попасть на штраф, никогда не участвуйте в торгах совместно: это незаконно.

Опасности вертикальных соглашений

Вертикальные соглашения — это соглашения между компаниями, которые находятся на разных уровнях технологического цикла перемещения товара по цепочке от производителя к потребителю. Например, если вы печете хлеб, то договор с поставщиком муки о ее продаже будет называться вертикальным. Если этот хлеб вы продаете магазину, это тоже вертикальное соглашение.

В России с вертикальными соглашениями нужно быть предельно аккуратным.

Вертикальные соглашения запрещены в таких случаях:

  1. Если соглашение устанавливает цену перепродажи товара — за исключением максимальной цены для покупателя. Например, поставщик хлеба не может диктовать магазину минимальную или фиксированную цену для продажи хлебобулочных изделий.
  2. Если соглашение запрещает перепродавать товар конкурентам — за исключением брендированного товара продавца или производителя. Например, нельзя запрещать покупателям хлеба перепродавать его конкурентам для реализации в своих магазинах, если только между производителем хлеба и магазином нет лицензионного договора на эксклюзивную продажу этого хлеба.

Приведу пример из судебной практики.

В Сыктывкаре ФАС посчитала незаконным вертикальное соглашение между двумя предпринимателями о том, что один из них поставит другому краску для волос, чтобы продать клиентам.

Этот договор содержал минимальную цену розничной продажи краски, а вертикальными соглашениями разрешается устанавливать только максимальную цену реализации. Кроме того, по мнению ФАС, поставщик краски занимал в Сыктывкаре больше 20% рынка поставок этой краски.

Однако поставщику удалось оспорить решение ФАС: антимонопольщики не смогли доказать, что доля предпринимателя на рынке была больше 20%. Все претензии ФАС были отклонены.

Получается, если доля компании на рынке менее 20%, то она может заключать вертикальные соглашения. Еще разрешены договоры франшизы, по которым правообладатель разрешает пользователю использовать его товарный знак, деловую репутацию, секреты производства, коммерческий опыт и т. д.

Что грозит за незаконные вертикальные соглашения. Должностным лицам грозит штраф от 15 до 30 тысяч рублей или дисквалификация на срок до года. Штраф для юридических лиц — от 1 до 5% выручки от реализации товара или услуги или в сумме расходов правонарушителя на приобретение товара или услуги, но не менее 100 тысяч рублей.

Если расходы на товары или услуги либо выручка от их реализации превышают 75% совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров и услуг, штраф составит от 0,2 до 2% всей выручки правонарушителя, но не менее 50 тысяч рублей.

Как не нарушить закон вертикальным соглашением. Не заключайте вертикальные соглашения, которые устанавливают цену перепродажи товара, если только это не максимальная цена для потребителя. Не запрещайте перепродавать товар своим конкурентам.

Если ваша доля на рынке меньше 20% или вы заключаете договор франшизы, опасаться нечего.

ТСЖ-монополисты

Товарищества собственников жилья — это не бизнес, поэтому иммунитет их не коснулся. На ТСЖ в полной мере продолжает распространяться антимонопольное законодательство.

Когда ФАС может признать ТСЖ монополистом. ТСЖ всегда будет монополистом в пределах своей же собственности. Но еще раз напомню, что статус монополиста не нарушает закон: запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением.

Проблема в том, что ФАС выявляет злоупотребления практически в чем угодно: в договорах аренды имущества МКД, в повышении цен на любые услуги ТСЖ и т. д. При этом ФАС охраняет «интересы» конкурентов и потребителей — нарушать чьи-то права для столкновения с ней необязательно.

Например, в 2017 году в Казани ФАС обратила внимание на повышение цен на тепло. Оно поставлялось из котельной одного дома в другие дома, управляемые разными ТСЖ.

ТСЖ дома с котельной ФАС признала монополистом, потому что других управляющих домом нет. Товариществу вручили предписание о недопустимости ущемления интересов потребителей, но ТСЖ оспорило его в суде. Оказалось, что ТСЖ лишь обслуживает котельную, а тепло не продает и тарифы не устанавливает.

Верховный суд в 2019 году поддержал ТСЖ в этом споре.

Вот еще пример.

В Новосибирске ТСЖ не пустило МТС на крышу дома, где находилось оборудование сотовой компании. Оборудование там появилось по договору с одним из жильцов дома, но ТСЖ возражало: крыша находится в ведении товарищества, а не отдельного жильца.

МТС пожаловалась в ФАС, которая сотовую компанию поддержала. Ведомство назвало ТСЖ монополистом в пределах крыши и посчитало, что товарищество препятствует выходу МТС на рынок связи. В итоге ФАС выдала ТСЖ предписание пустить оператора на крышу.

Решение ФАС устояло в трех судебных инстанциях, но в конце концов его отменил Верховный суд. Он посчитал, что крышей действительно управляет ТСЖ, но при этом товарищество не является монополистом по смыслу антимонопольного закона и не ущемляет права сотового оператора. А сотовый оператор должен заключить договор с ТСЖ, чтобы получить доступ к крыше.

Иногда ТСЖ грешат координацией действий сотовых операторов: устанавливают им условия входа на рынок в пределах дома, например просят денег.

Так, в Новом Уренгое председатель трех ТСЖ затребовал у сотового оператора плату за размещение сетей связи в многоквартирном доме. Сотовый оператор посчитал это ущемлением своих прав и обратился в ФАС.

ФАС признала ТСЖ монополистами в пределах своих домов и обвинила их в координации экономической деятельности сотовых операторов. ТСЖ затрудняли доступ к общему имуществу МКД, введя плату за его использование. ФАС ссылалась на то, что в доме живут абоненты оператора — тот вправе использовать имущество, чтобы обслуживать своих клиентов.

Суды первой и второй инстанции поддержали позицию ФАС и указали, что ТСЖ не проводило общее собрание жильцов и не устанавливало цену на использование общего имущества МКД. А вот кассационная инстанция встала на сторону ТСЖ, посчитав, что, во-первых, без общего собрания экономическая координация невозможна, а во-вторых, даже без общего собрания оператор связи обязан заключить договор аренды.

Что грозит ТСЖ-монополистам. ТСЖ грозят те же штрафы, что и бизнесу. Оштрафовать могут, например, за препятствование провайдеру протянуть провод на крышу.

Специфичными для ТСЖ являются нарушения, касающиеся координации экономической деятельности фирм. Например, если ТСЖ договаривается с разными рекламными агентствами о минимальной цене аренды стены многоквартирного дома, ФАС может посчитать это недопустимой координацией. Это повлечет для председателя ТСЖ штраф от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет. Штраф для самого ТСЖ может составить от 1 до 5 млн рублей.

Как ТСЖ не нарушить антимонопольное законодательство. Следует внимательно относиться к договорам и внутреннему делопроизводству. Все решения ТСЖ нужно оформлять правильно, проводить настоящие собрания и составлять протоколы. Это поможет избежать проблем в будущем: суд не сможет признать решения недействительными.

Как монополисту защитить свои права

ФАС может начать проверку из-за жалобы или просто после 3 лет существования фирмы или ИП.

По результатам проверки ФАС принимает решение о производстве по делу. Если ФАС заметит нарушения — выдаст нарушителю предписание исправить их. По результатам дела ФАС может также вынести постановление об административном правонарушении и, например, оштрафовать нарушителя.

Если вы не согласны с решением или предписанием территориального антимонопольного органа, можете подать жалобу в апелляционную коллегию ФАС или обратиться в суд.

Если ФАС быстро выдала постановление об административном правонарушении, его можно обжаловать в суде вместе с предписанием. Если ФАС с постановлением затягивает, сперва нужно оспаривать предписание, а затем — постановление.

Апелляционная жалоба в ФАС. Пожаловаться в апелляционную коллегию можно, если территориальный антимонопольный орган нарушил единообразие практики применения антимонопольного законодательства: раньше федеральный закон «О защите конкуренции» толковали так, а в вашем случае что-то вдруг пошло иначе. Поэтому в жалобе важно ссылаться на решения ФАС по аналогичным делам.

Срок на обжалование в апелляционной коллегии составляет всего один месяц со дня принятия решения и выдачи предписания территориальным органом, то есть со дня их изготовления в полном объеме.

В полном объеме решение изготавливается в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Предписание изготавливается одновременно с решением.

Обжаловать можно сразу и решение, и предписание или что-то одно. По итогам рассмотрения жалобы коллегиальный орган вправе:

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить решение и/или предписание территориального антимонопольного органа;
  3. изменить решение и/или предписание.

При этом подача жалобы не приостанавливает исполнение предписаний — монополисту придется устранить нарушения в срок, несмотря на жалобу.

Если компания или предприниматель пропустит срок обжалования, остается только обращаться в суд.

Заявление в суд. Это наиболее эффективный способ отстаивать свои права — и, как показывает практика, далеко не безнадежный. В суде обжаловать решение или предписание антимонопольного органа можно в течение 3 месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания. Исполнение предписания при обращении в суд приостанавливается.

Спорами с ФАС занимаются арбитражные суды. Подавать заявление о признании недействительными решения и предписания необходимо в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения ответчика — территориального органа ФАС.

Часто суды встают на сторону монополистов из-за ошибок антимонопольных органов в анализе состояния конкуренции. Но без профильного юриста защитить себя в судах против ФАС очень тяжело: здесь нужен скрупулезный разбор каждого случая в отдельности.

Кроме того, нужно быть готовым, что придется пройти не одну судебную инстанцию. С каждой инстанцией шансы на выигрыш увеличиваются, немало дел доходят до Верховного суда. Главное правило здесь — не сдаваться и методично отстаивать свои интересы.

Что делать, чтобы не нарушить конкуренцию

  1. Если у вас крупный бизнес, слушайте своих юристов — они должны хорошо разбираться в антимонопольном законодательстве.
  2. Если бизнес небольшой, остерегайтесь заключать какие-либо соглашения со своими конкурентами. В России отказ от соперничества вне закона.
  3. Не заключайте вертикальные соглашения, если ваша доля на рынке больше 20%, а это не соглашение о франшизе.
  4. Не договаривайтесь о ценах с конкурентами.
  5. Не договаривайтесь с конкурентами об объеме товаров и услуг на рынке.
  6. Избегайте случайного установления одинаковой с конкурентами цены на схожие товары или услуги.
  7. Не участвуйте в торгах совместно с конкурентами.
  8. Если вы председатель ТСЖ, внимательно относитесь к договорам и внутренней документации товарищества.
  9. Оформляйте все решения ТСЖ письменно.
  10. Если ФАС привлекает вас к ответственности и вы с ней не согласны, найдите профильного юриста и отстаивайте свои интересы.

Menu activator icon 8b24fce22e53752bbc08607e3009b739d73dea40ccd3036edcefdbf284f41227

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Вышестоящие организации
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Учебно-методический центр ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
    • Конкурсы (закупки)
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Соглашения о взаимодействии
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Буклеты о лучших практиках
    • Опросы
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
  • Международное сотрудничество
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные мероприятия
    • Международные рабочие группы
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов
  • Направления деятельности
    • Антимонопольное регулирование
      • Антимонопольный комплаенс
      • Контроль проведения торгов
      • Контроль распределения государственного и муниципального имущества
      • В сфере распределения природных ресурсов
      • В сфере связи
      • В ТЭК
      • В химической промышленности
      • В сфере информационных технологий
      • В сфере строительства и недвижимости
      • В ЖКХ
      • В социальной сфере
      • В сфере транспорта
      • В агропромышленном комплексе
      • В электроэнергетике
      • В промышленности
      • Контроль органов власти
      • Оборонно-промышленного комплекса
      • Контроль в сфере здравоохранения
      • На финансовых рынках
      • Рынки услуг в сфере таможенного дела
      • Рынки алкогольной продукции
      • Рынки никотиносодержащей продукции
      • Контроль недобросовестной конкуренции
      • Контроль в сфере непроизводственных услуг
      • Охранная деятельность
      • Борьба с картелями
      • Обзор практики административной апелляции
      • Контроль государственных и муниципальных преференций
    • Тарифное регулирование
      • Контроль госзакупок
        • Контроль рекламы
          • Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
          • Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе
          • Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации
          • Сведения о лицах, в действиях которых усматриваются признаки нарушения ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
        • Контроль гособоронзаказа
          • Контроль иностранных инвестиций
            • Контроль в сфере торговли
            • Информационные системы
              • Мониторинг цен на нефтепродукты
              • Показатели для вычета акциза
              • Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
              • Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
              • Калькулятор КУ
              • Раскрытие информации в ЖКХ
              • Реестр жалоб
              • Реестр недобросовестных поставщиков
              • Реестр субъектов естественных монополий
              • Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
              • Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
              • Реестр недобросовестных участников аукциона
              • Горячая линия
              • Результаты мониторинга соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
              • Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
              • ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
              • Индикативный тариф на транспортировку нефти
              • ИС «Электронное ходатайство»
            • Поиск
              • Карта сайта
                • Теги
                  • Подписка на рассылку ФАС
                    • Картина дня
                      • Личный кабинет
                      • Конкурсы
                        • Конкурс для СМИ
                          • Конкурс для студентов

                          Main logo d6ce0707cadd0e4bddf558958779cbcd0deb683b7aa50e8c9673512b93ba8c6f

                          Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

                          Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

                          Реестр субъектов естественных монополий

                          В случае возникновения вопросов по наполнению реестра субъектов естественных монополий обращайтесь на электронные адреса gorskaya@fas.gov.ru, ebelookaya@fas.gov.ru.

                          Наверх

                          • Подведомственные организации:
                          • Учебно-методический центр ФАС России
                          • ФБУ «ИТЦ ФАС России»
                          • Пресс-служба
                            • Важное

                              • Публичные декларации ФАС России
                              • Противодействие коррупции
                              • Реформа контрольно-надзорной деятельности ФАС России
                              • План деятельности
                              • Информация о кадровом резерве
                              • Биржевой комитет
                              • Открытые данные
                            • Полезные ссылки

                              • Правительство Российской Федерации
                              • Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
                              • Государственная информационная система промышленности (ГИСП)
                              • ФАС России на портале государственных услуг
                              • ФАС России на портале госзакупок
                              • Реформа контрольной и надзорной деятельности
                              • Международный центр конкуретного права и политики БРИКС
                            • Конкурсы

                              • Конкурс для СМИ
                              • Конкурс для студентов
                            • Навигация

                              • Карта сайта
                              • Теги
                              • Статистика посещаемости

                            ФАС опубликовала рекомендации о применении антимонопольных законов. В них ведомство разъяснило спорные ситуации. Например, уточнило понятие «неопределённый круг потребителей», при этом оно сослалось на определение Верховного суда от 20 декабря 2017 по делу № А64-2941/2016. В нём указано: термин используется в отношении участников рынка, которые пострадали от лица, злоупотребившего своим положением и рыночной властью.

                            Рекомендации о применении антимонопольных законов будут направлены в территориальные органы ФАС. «Это повысит предсказуемость и единообразие результатов рассмотрения соответствующих дел. Должно сократиться число противоречивых и спорных решений», – отметил партнер Максим Бульба, глава практики антимонопольного права



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            Ритейл, FMCG, общественное питание


                            группа
                            Страховое право


                            группа
                            Финансовое/Банковское право


                            группа
                            АПК и сельское хозяйство


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Регистрация)


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


                            группа
                            Трудовое и миграционное право (включая споры)


                            группа
                            Фармацевтика и здравоохранение


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Экологическое право


                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


                            группа
                            Частный капитал



                            . Он рассказал про случаи, когда территориальные органы ФАС по-своему трактовали положения законодательства, а их решения вызывали определенный резонанс. «Теперь, вероятно, таких случаев будет меньше», – говорит Бульба.

                            Временной интервал

                            Рекомендации устанавливают, как осуществлять временной анализ состояния конкуренции. Этот анализ проводится в рамках рассмотрения материалов, заявлений и дел об установлении доминирующего положения (ст. 10 закона о защите конкуренции). Ссылаясь на постановление Президиума ВАС по делу № А03-1338/2012, авторы рекомендаций говорят, что для установления доминирующего положения нужно анализировать время совершения нарушения.

                            При этом если надо определить последствия для конкуренции, которые возникнут от сделки экономической концентрации, то проводится перспективный анализ. Он определяет возможные значения в будущем. Ретроспективный анализ делается, когда необходимо установить сложившиеся в прошлом характеристики товарного рынка. 

                            Чтобы признать действия хозяйствующего субъекта неправомерными, необходимо достоверно установить, что в момент совершения таких действий он занимал доминирующее положение на рынке и мог этим злоупотребить.

                            Антимонопольному органу не следует ограничиваться имеющейся у него информацией и во всех случаях устанавливать доминирующее положение в период совершения нарушения.

                            Виктор Фадеев, старший юрист практики антимонопольного права



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


                            группа
                            Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


                            группа
                            Банкротство (споры high market)


                            группа
                            ГЧП/Инфраструктурные проекты


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


                            группа
                            Недвижимость, земля, строительство


                            группа
                            Семейное и наследственное право


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            Уголовное право

                            Профайл компании


                             

                            Между тем в рекомендациях сделана оговорка: если ранее уже проводился анализ и у антимонопольного органа есть информация о нем, можно использовать этот анализ. «Такой подход вряд ли обоснован. Ведь, согласно ст. 25 закона о конкуренции, ФАС вправе истребовать необходимую ей информацию у любых субъектов», – считает старший юрист практики антимонопольного права



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


                            группа
                            Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


                            группа
                            Банкротство (споры high market)


                            группа
                            ГЧП/Инфраструктурные проекты


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


                            группа
                            Недвижимость, земля, строительство


                            группа
                            Семейное и наследственное право


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            Уголовное право

                            Профайл компании


                            Виктор Фадеев. Если адресат не предоставит такую информацию, он может быть оштрафован (ст. 19.8 КоАП).

                            Монопольная цена

                            Документ разъясняет, как выбрать метод определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Для этого следует понять, есть ли сопоставимые конкурентные рынки, и выяснить цену товара на этих рынках.

                            Чтобы доказать существование сопоставимого рынка, часто приходится прибегать к помощи экономистов. «Это не означает, что ФАС обязана во что бы то ни стало изучить рынок или что заключение международных экономистов-экспертов будет основано на полной информации. Бывает, достаточно набора признаков того, что рынок является сопоставимым. А вот дальше встает задача сравнить цены и их образование. Сделать это без достаточного объема данных не получится», – уверен управляющий партнер консалтинговой компании Kulik & Partners Law. Economics Ярослав Кулик.

                            При рассмотрении такой категории дел важно правильно определить границы товарного рынка. «Существует много рынков, границы которых выходят за пределы РФ (мировые и макрорегиональные рынки). ФАС часто не соглашается с доводами ответчиков и ограничивает объем исследуемых данных. В таких условиях оценка уровня цен ответчика оказывается неполной, возрастает риск ошибки», – отметил Кулик.

                            Складывается мнение, что хозяйствующий субъект-доминант во всех случаях обязан доказать экономическую обоснованность цен под угрозой обвинения в установлении монопольно высокой цены. Такое прочтение не соответствует ст. 6 закона о защите конкуренции.

                            Виталий Дианов, к. ю. н., партнер антимонопольной практики



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            ГЧП/Инфраструктурные проекты


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


                            группа
                            Международный арбитраж


                            группа
                            Недвижимость, земля, строительство


                            группа
                            Ритейл, FMCG, общественное питание


                            группа
                            ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


                            группа
                            Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


                            группа
                            ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


                            группа
                            Комплаенс


                            группа
                            Международные судебные разбирательства


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


                            группа
                            Природные ресурсы/Энергетика


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            Трудовое и миграционное право (включая споры)


                            группа
                            Фармацевтика и здравоохранение


                            группа
                            Финансовое/Банковское право


                            группа
                            Частный капитал

                            Профайл компании


                            Рекомендации предусматривают: если нет обоснования повышения или поддержания ранее установленной цены товара, можно говорить о монопольно высокой цене. «Это положение не соответствует действующему закону, согласно которому доказать нарушения антимонопольного законодательства должен антимонопольный орган», – считает советник



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


                            группа
                            Банкротство (споры mid market)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Регистрация)


                            группа
                            Комплаенс


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


                            группа
                            Недвижимость, земля, строительство


                            группа
                            Природные ресурсы/Энергетика


                            группа
                            Ритейл, FMCG, общественное питание


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            Трудовое и миграционное право (включая споры)


                            группа
                            Фармацевтика и здравоохранение


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


                            группа
                            ГЧП/Инфраструктурные проекты


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


                            группа
                            Международные судебные разбирательства


                            группа
                            Международный арбитраж


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


                            группа
                            Разрешение споров в судах общей юрисдикции


                            группа
                            ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


                            группа
                            Транспортное право


                            группа
                            Финансовое/Банковское право


                            группа
                            ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


                            группа
                            Частный капитал

                            Профайл компании


                            Радмила Никитина. Она также отметила: рекомендации не говорят, какие затраты и какая норма прибыли должны быть учтены. «В настоящее время эти вопросы остаются целиком на усмотрение правоприменителя», – говорит Никитина.

                            Субсидирование

                            Отдельный раздел эксперты посвятили вопросам субсидирования. Авторы считают: субсидирование некоммерческих организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, может содержать признаки ограничения конкуренции. Поэтому ФАС будет проверять ведомства, которые занимаются таким субсидированием. Отмечается, что если некоммерческая компания осуществляет коммерческую деятельность и выступает в качестве хозяйствующего субъекта, то получение такой компанией субсидии может рассматриваться как ограничение конкуренции.

                            «Некоммерческая организация, получившая субсидию, оказывается в привилегированном положении по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Такая организация за счет полученной субсидии может предложить более низкие цены на свою продукцию», – говорит Бульба.

                            Подход ФАС к предоставлению субсидий некоммерческим организациям позволит сделать взаимодействие на товарных рынках транспарентным и более конкурентным.

                            Радмила Никитина, советник



                            Федеральный рейтинг.

                            группа
                            Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


                            группа
                            Банкротство (споры mid market)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Регистрация)


                            группа
                            Комплаенс


                            группа
                            Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


                            группа
                            Недвижимость, земля, строительство


                            группа
                            Природные ресурсы/Энергетика


                            группа
                            Ритейл, FMCG, общественное питание


                            группа
                            Санкционное право


                            группа
                            Трудовое и миграционное право (включая споры)


                            группа
                            Фармацевтика и здравоохранение


                            группа
                            Цифровая экономика


                            группа
                            Антимонопольное право (включая споры)


                            группа
                            Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


                            группа
                            ГЧП/Инфраструктурные проекты


                            группа
                            Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


                            группа
                            Международные судебные разбирательства


                            группа
                            Международный арбитраж


                            группа
                            Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


                            группа
                            Разрешение споров в судах общей юрисдикции


                            группа
                            ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


                            группа
                            Транспортное право


                            группа
                            Финансовое/Банковское право


                            группа
                            ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


                            группа
                            Частный капитал

                            Профайл компании


                            Нарушением антимонопольного законодательства может стать и субсидирование предприятий, подведомственных органам власти и местного самоуправления: ФГУП, МУП, БУ и АУ. Иногда органы власти создают подведомственные организации, чтобы те вели деятельность, связанную с обеспечением государственных и муниципальных нужд. Такие схемы ФАС тоже рассматривает в качестве ухода от конкурентных процедур.

                            Экономическая концентрация, согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», включает в себя сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. В определенных случаях этот Закон предписывает антимонопольному органу осуществлять контроль за совершением сделок с акциями, долями, имуществом, правами управления в отношении хозяйствующих субъектов.

                            Антимонопольный контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России). Контроль за экономической концентрацией осуществляется в форме выдачи (или отказе в выдаче) предварительного согласия на совершение соответствующих сделок в ответ на соответствующее ходатайство стороны сделки. В отношении внутригрупповых сделок предусмотрено последующее уведомление ФАС России.

                            Под контроль подпадают сделки, направленные на:

                            • приобретение акций, если лицо получает право распоряжаться более чем 25 %, 50 % и 75 % голосующих акций;
                            • приобретение долей в уставном капитале ООО, если лицо получает право распоряжаться более чем 1/3, 1/2, 2/3 долей в уставном капитале ООО;
                            • приобретение лицом в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции исполнительного органа общества;

                            а также некоторые иные сделки.

                            Для коммерческих организаций и иных хозяйствующих субъектов, не являющихся финансовыми организациями, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, если:

                            1. суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка от реализации товаров указанных лиц за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

                            и при этом

                            2. суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 800 млн руб.

                            Для финансовых организаций (например, кредитных, страховых, лизинговых) необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, если стоимость активов финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ[1].

                            С 14 июля 2022 года федеральным законом[2] установлен особый порядок осуществления контроля со стороны ФАС России за экономической концентрацией в текущем году.

                            В 2022 году ряд сделок может быть совершен без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением ФАС России об их осуществлении. Это касается:

                            • сделок с акциями (долями), имуществом, правами управления в отношении организаций, не являющихся финансовыми — если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц составляет от 800 млн руб. до 2 млрд руб.;
                            • сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами управления в отношении финансовых организаций.

                            Уведомление должно быть подано в ФАС России не позднее чем через 30 дней после даты осуществления соответствующих сделок. Вместе с тем введенный новым законом уведомительный порядок не препятствует соответствующим лицам обратиться в федеральный антимонопольный орган с ходатайством о выдаче предварительного согласия на совершение указанных сделок.

                            * * *

                            Этот обзор не является исчерпывающим описанием положений Закона № 286-ФЗ, не представляет собой юридическое заключение по изложенным в нем вопросам, не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной практической ситуации.

                            Эксперты Правового департамента компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения положений законодательства, а также оказать поддержку в их применении.

                            Узнайте больше о наших услугах налогового и правового консалтинга

                            Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
                            Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.

                            Подписаться


                            [1] Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № 1072 «Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля».

                            [2] Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

                            Функции и полномочия антимонопольной службы

                            Содержание статьи

                            • Из истории ФАС
                            • Законодательные акты
                            • Структура ФАС
                            • Функции ФАС России
                              • Защита конкуренции
                              • Картели и картельные сговоры
                              • Контроль соблюдения закона о рекламе
                              • Оборонный заказ
                              • Иностранные инвестиции
                              • Контроль в сфере торговли и услуг
                              • Контроль госзакупок
                              • Вертикальные соглашения
                              • Тарифное регулирование
                            • Какие полномочия у ФАС?
                            • Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?
                            • Как не стать монополистом в глазах ФАС

                            Из истории ФАС

                            История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. 

                            Федеральная антимонопольная служба — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

                            Законодательные акты

                            В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

                            • антимонопольным законодательством;
                            • законодательством о государственных закупках;
                            • законодательством о государственном оборонном заказе;
                            • законодательством о рекламе;
                            • законодательством о торговле;
                            • тарифным законодательством;
                            • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

                            Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

                            • ФЗ «О защите конкуренции»;
                            • ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд»;
                            • ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
                            • ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
                            • ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
                            • ФЗ «О рекламе»;
                            • ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
                            • ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
                            • ФЗ «О естественных монополиях».

                            Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

                            Структура ФАС

                            Функции и полномочия антимонопольной службы ФАС

                            Структура представлена с официального сайта ФАС России

                            Функции ФАС России

                            Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

                            1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
                            2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
                            3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
                            4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

                            Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

                            • проведения проверок;
                            • рассмотрения дел;
                            • выдачи предписаний;
                            • наложения административных взысканий;
                            • взаимодействия с правоохранительными органами.

                            Защита конкуренции

                            Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

                            Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

                            Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

                            Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

                            Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

                            1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
                            2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
                            3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
                            4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
                            5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
                            6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
                            7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
                            8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
                            9. осуществлять иные полномочия, установленные законом. 

                            Картели и картельные сговоры

                            Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.

                            Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

                            Консультация юриста в Москве

                            Юридическое сопровождение проверок ФАС

                            Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

                            Контроль соблюдения закона о рекламе

                            Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе

                            1. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
                            2. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

                            Должностные лица антимонопольного органа имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.

                            По результатам рассмотрения возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, антимонопольными органами выносятся предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (недостоверная, неэтичная, недобросовестная реклама, нарушение требований к рекламе по отдельным видам товаров). Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой административную ответственность.

                            Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

                            Оборонный заказ

                            Деятельность ФАС по контролю и надзору ГОЗ, охватывает все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.

                            ФАС контролирует:

                            • порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
                            • соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.

                            Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок. В случае установления нарушения законодательства ФАС выдает обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения. Невыполнение в установленный срок предписания или требования ФАС влечет административную ответственность.

                            Иностранные инвестиции

                            ФАС России также осуществляет мониторинг сделок, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, со стороны иностранных государств, международных организаций, в том числе созданных на территории Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности ФАС осуществляет предварительное согласование сделок, заключаемых иностранными инвесторами со стратегическими организациями (например, по приобретению доли (пакета акций) такого хозяйственного общества. 

                            Контроль в сфере торговли и услуг

                            ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также в области оказания различных услуг. Так, например, антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных норм и правил, включенных в Закон о торговле. Особенно это касается взаимодействия торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговлю продовольственными товарами. Важным направлением деятельности ФАС является развитие конкуренции между частными и государственными организациями на рынках оказания услуг в сферах: образования, организации отдыха и оздоровления детей, спорта, культуры, ритуальных услуг и др.

                            Контроль госзакупок

                            Деятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России. Антимонопольными органами в досудебном порядке осуществляется рассмотрение жалоб участников конкурсов и аукционов на заключение госконтрактов. 

                            Вертикальные соглашения

                            Под вертикальным соглашением понимаются договоренности между хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях в цепочке производства и реализации товара. Согласно ч.2 ст.11 135-ФЗ, запрещены вертикальные соглашения, которыми:

                            • устанавливается стоимость перепродажи товара (кроме случаев фиксации максимальной цены для покупателя);
                            • устанавливается запрет для покупателя на продажу товаров иных субъектов, конкурирующих с продавцом.

                            В ряде случаев разрешается заключать вертикальные соглашения. В частности, это допустимо, если доля каждого участника на определенном товарном рынке не превышает 20 %.

                            За совершение рассматриваемого правонарушения компания может быть привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ.

                            Тарифное регулирование

                            ФАС регулирует государственные цены и тарифы на тот или иной вид продукции или сервисов, которые оказывают естественные монополии. Данная сфера деятельности ФАС связана с нарушениями, допускаемыми региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), которые оказывают негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, являются следствием несовершенства действующей системы нормативного правового регулирования ценообразования. Тарифным регулированием охватываются вопросы ценообразования в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, железнодорожном и воздушном транспорте, в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, коммунальной сфере в части установления тарифов на тепло- водоснабжение и водоотведение,  и иных сферах, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. К полномочиям ФАС в данной сфере относится также рассмотрение разногласий и споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. 

                            Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

                            Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

                            Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

                            Какие полномочия у ФАС? 

                            Основные полномочия ФАС включают в себя:

                            1. контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
                            2. контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
                            3. контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
                            4. контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
                            5. контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
                            6. контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
                            7. определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в установленных законом сферах;
                            8. рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах естественных монополий, и потребителями;
                            9. рассмотрение жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей;
                            10. контроль в сфере обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на продажу государственного (муниципального) имущества, имущественных прав и природных ресурсов;
                            11. рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при установлении и применении цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
                            12. урегулирование споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение в сфере электроэнергетики и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

                            Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?

                            На сайте ФАС России есть очень хорошая методичка-комикс, которая иллюстрирует наиболее частые ситуации из жизни, когда не просто стоит, а необходимо обратиться в этот государственный орган. Все нарушения безусловно связаны с нарушением ваших законных прав.

                            Когда пора обратиться в ФАС?

                            Как не стать монополистом в глазах ФАС

                            Избежать проблем с ФАС могут следующие рекомендации.

                            1. Не заключайте соглашений антиконкурентного характера – как вертикальные, так и горизонтальные. Причем речь идет не только и не столько о письменных договорах, сколько об устных договоренностях. Факт сговора антимонопольные органы могут обнаружить по косвенным признакам, например, по подаче заявок на участие в торгах с одних и тех же IP-адресов, неконкурентному поведению участников торгов и т.д. Так, о сговоре может свидетельствовать заключение победителем торгов договора поставки (субподряда) с проигравшей компанией.
                            2. Не отказывайтесь от антимонопольного аудита – он поможет оценить риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы иметь полное представление о рисках и скрытых проблемах, проводится тщательный анализ документов компании, ее переписки с контрагентами, прошлого опыта привлечения компании к ответственности и т.д.
                            3. Создайте в компании систему внутреннего комплаенса – такую возможность предусматривает ст.9.1 135-ФЗ. Сюда относится разработка ряда внутренних актов, назначение ответственного лица, повышение уровня правовой грамотности сотрудников и т.д. Разработанный пакет документов можно согласовать с ФАС: в этом случае вы будете уверены, что их содержание соответствует закону. Антимонопольный комплаенс особенно необходим фирмам, работающим в сфере госзаказов, а также крупным компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке.
                            4. Если ФАС предъявляет вам претензии – обратитесь к опытному юристу. Специалист поможет избежать административной (а в некоторых случаях и уголовной) ответственности, либо максимально смягчить наказание.

                            Рекомендуем к прочтению:

                            Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                          • Как найти импульс авто
                          • Как найти работу с зарплатой 50000
                          • Лопнул дермантин на диване как исправить
                          • Как исправить накладную образец
                          • Как найти посылку почта россии по адресу