Геометрия как найти высоту столба

ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Индивидуальный проект по математике на тему:

«Определение высоты предмета различными способами».

Работу выполнил:

студент 1М группы

Бачурин Дмитрий

Проверил:

преподаватель

Абросимова Е.А.

Починки, 2020 г.

Оглавление:

1.Введение

2. Методы измерения в Древней Руси

3. Способы измерения на местности

3.1. Подобие треугольников.

3.2. С помощью вращающейся планки.

3.3. Измерение высоты предмета с помощью тени.

3.4. Измерение высоты предмета при отсутствии тени.

3.5. Измерение высоты предмета с помощью зеркала.

3.6. Измерение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника.

4.Практическая работа. Измерения высоты предметов различными способами

4.1. Измерение высоты предмета с помощью тени.

4.2. Измерение высоты предмета с помощью зеркала.

4.3. Измерение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника.

5.Заключение

  1. Введение

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять,

точная наука немыслима без измерения»

Д.И. Менделеев.

Геометрия — одна из древнейших наук, возникших еще до нашей эры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие». Это название объясняется тем, что его происхождение было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, строительстве зданий и различных сооружений. Другими словами, геометрия возникла из практической деятельности людей и в начале своего развития служила главным образом практическим целям.

Выбранная тема актуальна тем, что можно узнать, как определить высоту объекта без каких-либо специальных технических устройств. В частности, иногда туристам нужно оценить размер дерева, чтобы построить мост через быструю реку. У них нет под рукой высотомера. Чтобы определить, достаточно ли высоты дерева, чтобы упав, оно перекрыло реку, можно использовать предметы, которые всегда под рукой. Или, например, на садовом участке растет дерево, которое мешает по каким — то причинам. Прежде чем его спилить, нужно решить проблему — не достанет ли оно при падении до любого строения, находящегося рядом с ним. И тут снова на помощь приходят различные методы определения высоты дерева с помощью подручных средств.

Гипотеза: в настоящее время измерительные работы на местности играют важную роль.

Цель исследования: определение высоты предмета различными способами.

Объект исследования: измерения на местности.

Предмет исследования: способы измерений на местности.

Задачи:

изучить какие способы измерения длины были в древности;

— рассмотреть различные способы измерения высоты предмета;

— экспериментально проверить использование различных способов определения высоты предмета;

— проанализировать полученные данные и определить наиболее точный способ измерения высоты предмета.

Методы исследования:

— сбор информации из энциклопедий, книг, системы Интернет;

— эксперимент;

— сравнение;

— анализ.

  1. Методы измерений Древней Руси.

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя дома, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы своих единиц измерения.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца, которая равнялась половине английского ярда. Название сажень происходит от славянского слова «сяг» — «шаг». Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую. Маховая или мерная сажень — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) — расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Небольшие расстояния на Руси измерялись четвертями, пядями и аршинами. Четверть — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. Четыре четверти составляли аршин, который, в свою очередь, трижды вмещался в косую сажень.

3. Способы определения высоты предмета

Существует множество различных способов производить определение высоты предмета при помощи весьма незамысловатых приборов и даже без всяких приспособлений.

Для своей работы я отобрал только те, которые просты в применении.

3.1. Подобие треугольников

Способы определения высоты предмета с помощью подручных средств основаны на применении такого важного понятия геометрии, как подобие треугольников.

Д ва треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны, и стороны одного треугольника пропорциональны соответственным сторонам другого треугольника

Соответственные стороны – это стороны, лежащие напротив равных углов.

Коэффициент подобия – это число k, равное отношению соответственных сторон. При решении задач на местности чаще всего применяют первый признак подобия треугольников: если два угла одного треугольника равны соответственно двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

3.2. Измерение высоты предмета с помощью вращающейся планки.

Предположим, что нам нужно определить высоту какого – нибудь предмета, например высоту столба А 1 С 1. Для этого поставим на некотором расстоянии от столба шест АС с вращающейся планкой и направим планку на верхнюю точку С 1 столба. Отметим на поверхности земли точку В, в которой прямая А 1 А пересекается с поверхностью земли. Прямоугольные треугольники А 1 С 1 В и АСВ подобны по первому признаку подобия треугольников (угол А 1 = углу А = 90 о, угол В – общий). Из подобия треугольников следует;

Измерив расстояния ВА 1 и ВА (расстояние от точки В до основания столба и расстояние до шеста с вращающейся планкой), зная длину АС шеста, по полученной формуле определяем высоту А 1 С 1 столба.

3.3. Измерение высоты предмета с помощью тени.

Этот способ называется способом Фалеса. В честь греческого мудреца Фалеса Милетского, который еще за шесть веков до нашей эры научил египтян определять высоту пирамиды по длину ее тени.

Измерение следует проводить в солнечную погоду. Например, для измерения длины дерева. Для этого измерим длину тени дерева и длину тени человека. Построим два прямоугольных треугольника, они подобны. Используя подобие треугольников, составим пропорцию (отношение соответственных сторон), из которой и найдём высоту дерева.

3. 4. Измерение высоты предмета при отсутствии тени.

При отсутствии тени высота вертикальных предметов определяется следующим образом. Рядом с измеряемым предметом установить вертикально палку известной длины и отойти на 25 – 30 шагов. В вытянутой руке держать перед глазами вертикально карандаш или ровную палочку. Отметить на карандаше высоту вертикальной палки и измерить это расстояние. Мысленно умножить это расстояние на измеренный предмет. Умножив полученное количество раз на длину палки, можно получить искомую величину.

3.5. Измерение высоты предмета с помощью зеркала.

Д ля определения высоты предмета можно использовать зеркало, расположенное на земле горизонтально. Луч света, отражаясь от зеркала, попадает в глаз человека. Используя подобие треугольников можно найти высоту предмета, зная рост человека (до глаз), расстояние от глаз до макушки человека и измеряя расстояние от человека до зеркала, расстояние от зеркала до предмета (учитывая, что угол падения луча равен углу отражения).

3 .6. Измерение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника.

На уровне глаз расположим прямоугольный равнобедренный треугольник, направив один катет горизонтально поверхности земли, другой катет, направив на предмет, высоту которого измеряем. Отходим от предмета на такое расстояние, чтобы второй катет совпадал с верхней точкой предмета, которого измеряем, т.к. треугольник равнобедренный, то высота предмета равна расстоянию от человека до основания предмета (прибавив рост человека).

Если треугольник не равнобедренный, то используется снова подобие треугольников, измеряя катеты треугольника и расстояние от человека до предмета (используется и построение прямоугольных треугольников в выбранном масштабе). Если треугольник имеет угол в 30 0 , то используется свойство прямоугольного треугольника: против угла в 30 0 лежит катет вдвое меньше гипотенузы.

4. Практическая работа. Измерение высоты предметов различными способами.

4.1. Измерение высоты предмета с помощью тени

Помимо измерительной ленты нам нужен солнечный день, чтобы получить свою четкую тень, и тень предмета. Зная свой рост, измерив, тень предмета и свою тень и используя основное свойство пропорции можно вычислить высоту предмета.

1) Высота дерева:

Я встал рядом с деревом. Тень дерева и моя тень образовали параллельные прямые. Потом измерил тень дерева и мою тень.

Мой рост 177см

Моя тень 259см

Тень дерева 1100см

Высота дерева x

По свойствам пропорции:

177: 259 = x : 1100

x = (177*1100):259=752см=7,52м

Ответ: высота дерева 7,52м

2) Высота столба.

Мой рост 177см

Моя тень 215см

Тень столба 1000см

Высота столба x м

Составили пропорцию и вычислили искомую высоту.

177: 215= х: 1000

х = (177 *1000): 215 = 8,2м

Ответ: высота столба

8,2 м.

Таким образом, я измерил высоту дерева, и высоту столба.

4.2.Измерение высоты предмета с помощью зеркала

Я положил зеркало на землю, отошел в сторону до того момента, пока в зеркале не отразится верхушка дерева. Измерил расстояния от себя до зеркала, от зеркала до дерева и свой рост до глаз. 

Мой рост до уровня глаз 165см 
Расстояние от меня до зеркала 100см 
Расстояние от зеркала до дерева 900см 
Высота дерева x 
По свойствам пропорции: x=(165*900):100=1485 см=14.8 м

Ответ: высота дерева 14.8 м

4.3. Измерение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника.

Для реализации этого способа, я взял равнобедренный треугольник и приложил его к глазу так, чтобы одна его сторона была параллельна земле, а другая совпадала с верхней точкой здания (моего дома). Я измерил расстояние от дома до места где я стоял, плюс мой рост до уровня глаз 6400+165=6605 см, оно оказалось равным 6, 60м, значит и высота дома тоже равна 6,60метрам.

1.Держа равнобедренный прямоугольный треугольник на уровне глаз вертикально, отойдите от дома на такое расстояние, чтобы, глядя вдоль гипотенузы, видно было верх дома.

2.Измерить расстояние от места измерения до дома

3.Измерить катет треугольника.

4.Измерить рост до уровня глаз.

Геометрическая постановка задачи. Рассмотреть по двум углам треугольники АВС и А1В1С1 и составить отношение соответственных сторон , где АС – расстояние от точки измерения до основания дерева, А1С1 — длина катета равнобедренного прямоугольного треугольника, ВС – искомая величина, В1С1 — длина катета равнобедренного прямоугольного треугольника .

5. Заключение

В данной работе рассмотрены различные способы определения высоты предмета, некоторые из методов были реализованы на практике.

Выполняя практические задания на местности, я научился видеть подобные треугольники в разных ситуациях; правильно записывать соотношения соответственных сторон; используя свойство пропорции, вычислять неизвестные элементы.

Во время эксперимента самым простым для меня способом было измерить высоту дома с помощью равнобедренного прямоугольного треугольника, так как это занимает минимум времени и не требует большого количества приборов.

Относительная погрешность измерений, полученных в ходе эксперимента, различна. Наиболее точным оказался метод определения высоты с помощью треугольника, а наименее точным – по тени. Трудно сказать, каким способом лучше пользоваться для определения высоты объекта. Все зависит от имеющихся подручных средств, от места положения объекта, от точности, которая необходима. Таким образом, поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.

Эта работа ясно показывает, что геометрия — это не просто школьный предмет, а наука, которая используется в жизни.

Список используемых источников:

1. Болтянский В.Г. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1982

2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 2005

3.Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1983

4. Большая Российская Энциклопедия.М, том 11,2008

5. Виленкин Н.Я., Шибасов Л.Т. «За страницами учебника

математики» – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

6. http:// festival.1september.ru

7. http://www.pandia.ru/

Слайд 1Проект по геометрии «Измерительные работы на местности. Измерение высоты столба с

использованием зеркала и рулетки.»
МБОУ Лукояновская СШ №1
Руководитель: Руднева О.Н.
Выполнили учащиеся 8-го класса:
Меркушова А.,
Агеева В., Мартынова И., Лазарева Д., Поляева Л., Селивёрстова М.

Проект по геометрии «Измерительные работы на местности. Измерение высоты столба с использованием зеркала и рулетки.» МБОУ Лукояновская


Слайд 2Цели исследования
Применение признаков подобия треугольников при выполнении измерительных работ на местности;
Применение

знаний в бытовых ситуациях;
Развитие чувства ответственности и коллективизма;
Развитие познания и умения решать проблемы.

Цели исследованияПрименение признаков подобия треугольников при выполнении измерительных работ на местности;Применение знаний в бытовых ситуациях;Развитие чувства ответственности


Слайд 3Важность исследования
Безусловно, роль измерений в нашей жизни очень большая.
Мы используем в

нашей жизни только измерительные приборы, но совсем забываем про математические способы измерения предметов, а ведь это очень полезно для собственного развития.

Важность исследованияБезусловно, роль измерений в нашей жизни очень большая.Мы используем в нашей жизни только измерительные приборы, но


Слайд 4Какие есть способы измерения высоты недоступных объектов?
Определение размеров недоступных объектов проще

всего выполнять при помощи специализированного геодезического оборудования. Современные электронные тахеометры с режимом безотражательных измерений, лазерные рулетки и высотомеры существенно упрощают задачу, позволяя измерить высоту дерева или ширину реки
Воздушный шарик 
Для работы нам понадобится шарик, наполненный инертным газом, веревка и рулетка. Аккуратно отпускаем шарик на ниточке параллельно измеряемому объекту, при достижении им вершины фиксируем высоту нити, спускаем шарик и измеряем необходимое расстояние рулеткой. Для получения более точного значения ваш помощник должен отойти на значительное расстояние для более точной визуализации места, когда высота шарика и объекта сравняется.
Зеркальный метод
Угол падения, как известно, равен углу отражения. Этот постулат мы и применим для вычисления недоступной высоты. Кладем зеркало на землю примерно так, как показано на фото, отходим в сторону до того момента, пока в зеркале не отразится верхушка измеряемого объекта. Измеряем необходимые расстояния от человека до зеркала, от зеркала до столба, и получаем требуемую высоту после вычисления пропорции.

Какие есть способы измерения высоты недоступных объектов?Определение размеров недоступных объектов проще всего выполнять при помощи специализированного геодезического


Слайд 5Подумав, мы решили, что зеркальный метод нам нравится больше, и решили,

что мы воспользуемся им для измерения столба, находящегося рядом с нашей школой.

Подумав, мы решили, что зеркальный метод нам нравится больше, и решили, что мы воспользуемся им для измерения


Слайд 6Ход работы
1. Постановка проблемы.
2. Поиск необходимой информации.
3. Выполнение нужных расчётов при

проведении нашего исследования.
4.Оборудование.
5. Ожидаемый результат работы.
6. Решение задачи.
7. Общий вывод.

Ход работы1. Постановка проблемы.2. Поиск необходимой информации.3. Выполнение нужных расчётов при проведении нашего исследования.4.Оборудование.5. Ожидаемый результат работы.6.


Слайд 7Цель задачи: научиться применять подобие треугольников для измерения высоты столба.
Оборудование: зеркало,

рулетка.
Ожидаемый результат: отработать методы применения подобия треугольников в жизни.

Цель задачи: научиться применять подобие треугольников для измерения высоты столба.Оборудование: зеркало, рулетка.Ожидаемый результат: отработать методы применения подобия


Слайд 9 Ход работы
1. Мы измерили рост Иры. Её рост равен 165

см

Ход работы 1. Мы измерили рост Иры. Её рост равен 165 см


Слайд 10Ход работы
2. Мы определили длину расстояния от зеркала до столба, которая

равна 1087 см

Ход работы 2. Мы определили длину расстояния от зеркала до столба, которая равна 1087 см


Слайд 11Ход работы
3. Мы измерили расстояние от зеркала до Иры, которое равно70

см

Ход работы 3. Мы измерили расстояние от зеркала до Иры, которое равно70 см


Слайд 12Решение
Дано: ▲АБВ и▲БГД, ВА = 165 см. – рост человека, АБ

РешениеДано: ▲АБВ и▲БГД, ВА = 165 см. – рост человека, АБ = 70 см, БД = 1087


Слайд 13Вывод
Для измерения высоты столба мы применяли признаки подобия треугольников. Мы поняли,

что этот вид измерения очень удобный. Можно пользоваться им в жизни, и нам не нужно забираться на исследуемый предмет.

ВыводДля измерения высоты столба мы применяли признаки подобия треугольников. Мы поняли, что этот вид измерения очень удобный.


СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИИИИИТЕЕЕЕ !ПРОШУ ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!!ДАМ 30 БАЛЛОВ!!!!!ПОМОГИТЕ ПОЖАААААЛУЙСТА!!!!!НУЖНО ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ПО ГЕОМЕТРИИ КАК В ОПИСАНИИ.
Определение высоты предмета.
Предположим, что нам нужно определить высоту какого-нибудь предмета, например высоту телеграфного столба A1C1, изображённого на рисунке 199.Для этого поставим на некотором расстоянии от столба шест AC с вращающейся планкой и направим планку на верхнюю точку A1, столба, как показано на рисунке.Отметим на поверхности земли точку B, в которой прямая A1A пересекается с поверхностью земли.Прямоугольные треугольники A1C1B и ACB подобны по первому признаку подобия треугольников ( Измерив расстояние BC1 и BC и зная длину AC шеста, по полученной формуле определяем высоту A1C1 телеграфного столба.Если, например, BC1=6, 3 м, BC=2, 1 м, AC=1, 7 м, то A1C1=1, 7*6, 3/2,1 =5, 1 М.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти телефон в выключенном виде
  • Четырехугольник описанный около окружности как найти стороны
  • Как найти площадь квадрата через интеграл
  • Как найти свою наколку
  • Как найти свои страхи книга