Гиперактивный ребенок как найти общи

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу. 

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

При обучении гиперактивных детей обычно возникает много сложностей

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивный ребенок — лечение в Москве

Большинство детей в своем безграничном стремлении познать окружающий мир готовы обежать своими маленькими ножками всю планету, сунуть любопытный носик во все интересные места и замучить родителей вопросами, что это и почему. А много ли вы знаете первоклашек, кто не бегает на переменах и не вертится на уроках? Неусидчивость и невнимание еще не говорят о патологии – просто он непоседа.

А вот если малыш не может наладить общение с другими ребятами, постоянно совершает одни и те же ошибки, не принимая во внимание отрицательный опыт, и никак не реагирует на переживания и чувства окружающих, тогда пора обратиться к неврологу, чтобы исключить или подтвердить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Мы подробно расскажем, что такое СДВГ и как справиться с гиперактивным ребенком: как успокоить непоседу и что делать, чтобы направить его неуемную энергию в мирное русло.

Содержание

  1. Когда появляется?
  2. Причины гиперактивности
  3. Признаки СДВГ
  4. Разновидности СДВГ
  5. Положительные стороны гиперактивного ребенка
  6. Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
  7. Лечение
  8. Рекомендованные лекарства

Когда появляется?

Гиперактивность идентифицируется практически с рождения: у ребенка нарушен сон, он может плакать без причины всю ночь напролет, постоянно выпутывается из пеленок и пытается упасть при любой возможности. Когда малыши начинают ходить, то манежи и коляски воспринимаются как очередное препятствие, которое нужно срочно преодолеть, а каждый предмет необходимо уронить и проверить на прочность.

Но ярче всего признаки проявляются у детсадовских детей и первоклашек, когда они попадают в новый коллектив. Вот тут-то малыш и начинает затевать бесконечные драки, лить беспричинные слезы, капризничать, грубить, отказываться заниматься и слушать педагога – в общем, поступает так, как обычно и ведет себя стандартный гиперактивный ребенок.

Причины гиперактивности

Главные причины развития СДВГ в случае первичного (врожденного) синдрома – генетическая предрасположенность, родовая травма или внутриутробные повреждения клеток головного мозга вследствие инфекции или гипоксии плода. Вторичный (приобретенный) синдром является следствием неприемлемых условий проживания и/или обстановки в семье, отсутствия должного воспитания и внимания к ребенку, а также болезней и черепно-мозговых травм после рождения, которые привели к поражению мозговых клеток.

Признаки СДВГ

Если вы заметили у ребенка некоторые из следующих симптомов, это повод обратиться к неврологу:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • чрезмерная подвижность, часто не имеющая причины;
  • неусидчивость;
  • перебивание других, даже если разговаривают не с ним;
  • неумение контролировать свои чувства и эмоции;
  • быстрое переключение интересов с одного занятия на другое;
  • трудность выдержать очередь (начинаются капризы и приставания к взрослым);
  • проблемы со сном (вплоть до бессонницы);
  • безразличие к переживаниям и чувствам окружающих;
  • неумение ладить со сверстниками (пристает, вклинивается в игры других, не умеет дружить).

Разновидности СДВГ

Существует три вида синдрома:

  1. есть гиперактивность, но нет дефицита внимания (чрезвычайно умные непоседы);
  2. присутствует дефицит внимания, но нет гиперактивности (спокойные и сообразительные, но постоянно витающие в облаках дети);
  3. наблюдается и то, и другое (не могут сосредоточиться и усидеть на одном месте, переключают тему разговора, эмоционально нестабильные).

Если у малыша к указанным выше признакам добавляются частые головные боли, энурез, заикание или нервный тик, это свидетельствует о том, что простая форма заболевания перешла в осложненную, и лечение следует начинать незамедлительно.

Положительные стороны гиперактивного ребенка

СДВГ достаточно легко поддается корректировке, если диагностировать его на ранних сроках. Это состояние не такое страшное и непоправимое, как думают многие. У непоседы с синдромом гиперактивности много удивительных черт, на которые следует обратить повышенное внимание.

  1. Творческое мышление. С таким ребенком очень интересно общаться, креативные идеи из него буквально фонтанируют. Если его увлечь, то он способен заниматься понравившимся делом длительное время.
  2. Скука – это не про него. Яркая индивидуальность и энтузиаст живо интересуется многими окружающими его вещами и явлениями.
  3. Энергия бьет ключом. Если его замотивировать, то он справляется с поставленной задачей гораздо быстрее остальных детей.
  4. Нестандартный подход к обыденным вещам. Невероятно гибкая психика и незаурядный интеллект позволяют ему найти решение проблемы там, где испытывают затруднение даже взрослые.

Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы

Так что же делать родителям с гиперактивными детьми? Потакать их капризам или запирать в жесткие рамки правил и послушания?

  • Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания: вместе делать задания, внимательно слушать, часто хвалить и одобрять его поступки – повышайте его самооценку!
  • Для воспитания выберите мягкие методики. Беспрекословное повиновение и суровые запреты здесь не подойдут.
  • Прежде чем наказать, вспомните, что он ослушался не из вредности, а просто потому, что такова особенность его психики. Откажитесь от статических наказаний (поставить в угол), лучше выбрать лишения, но не ограничение его подвижности.
  • Больше гуляйте и ходите в походы, чтобы чадо смогло максимально выплеснуть свою энергию.
  • Отдайте его в спортивную секцию.
  • Развивайте его творческие способности в художественных или танцевальных секциях, актерских курсах.
  • Узнайте, может ему понравится лепка из глины или другие ремесла, которым он будет уделять много внимания.
  • Организуйте четкий распорядок дня.
  • Просите помочь в домашних делах.
  • Давайте ему свободное время каждый день – пусть делает, что хочет.
  • Сообщите воспитателю детского сада об особенностях ребенка и проследите, чтобы у него была возможность активно двигаться в группе.
  • Побеседуйте с учителем о том, как грамотно избежать отрицательных проявлений СДВГ и организовать его эффективное обучение.

Лечение

Диагноз СДВГ ставит детский невропатолог или невролог. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, чтобы лечение проходило легко и без последствий для психики.

Что делает врач, если признает ребенка гиперактивным? При простой форме СДВГ обычно назначается курс психотерапии совместно с грамотной организацией воспитания и поведения в семье, детском саду и школе. Эффективным будет прием легких успокоительных средств и препаратов магния.

При осложненной форме помимо психотерапии применяют рефлексо- и лазеротерапию, ЛФК, БОС-терапию, массаж шейно-воротниковой зоны и медикаментозное лечение антидепрессантами и ноотропными веществами.

Рекомендованные лекарства

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Все перечисленные лекарственные средства являются нерецептурными препаратами.

Легкие успокоительные

  • Тенотен детский – эффективное, быстродействующее и безопасное средство со сладким вкусом помогает концентрации, улучшению памяти, преодолению тревожности, агрессии и повышенных нагрузок. После курса препарата дети объективно лучше учатся.
  • Глицин – недорогой и совершенно безопасный седативный препарат. Нормализует нервную систему, метаболизм и психоэмоциональный фон. Питает мозг и повышает его активность, одновременно с ноотропным действием проявляя функцию тормозного нейромедиатора.
  • Нотта – одно из наиболее популярных успокоительных средств в виде капель. Действует аналогично транквилизаторам. Снимает нервное перенапряжение и чувство усталости, борется со стрессом и депрессией.
  • Зайчонок – сироп отечественного производства. Нормализует работу эндокринной системы, оказывает легкое обезболивающее действие. Эффективен при усиленных нагрузках на нервную систему и невротических состояниях. Улучшает настроение, не вызывает сонливости. Разрешен даже младенцам.
  • Эдас-306 Пассамбра – сироп со сладким вкусом. Помогает при проблемах со сном, гипервозбудимости, неврозах и прочих отклонениях нервной системы. Полностью безопасен, не вызывает сонливость и аллергию, не имеет побочных реакций.
  • Помогуша – сироп растительного происхождения имеет в составе витамины группы В, С, РР и магний, что обеспечивает общеукрепляющий эффект.
  • Фитоуспоковенок – детский сироп повышает устойчивость к перегрузкам и стрессам. Содержит в составе витамин С.

БАДы

  • Лецитин Форте защищает нейроны головного мозга от повреждений и улучшает их взаимосвязь, а также укрепляет миелин.
  • Магний + В6 со вкусом вишни или лимона для детей удобнее всего приобрести в виде раствора. Поддерживает устойчивость нервной системы, снимает тревожность и борется с повышенными физическими и психическими нагрузками.

Источники

  • Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. // Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи // М.: Программа «Внимание» // 2007;
  • Баулина М.Е. // Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013. 

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

Всем родителям знакомо понятие «гиперактивный ребенок», некоторые даже так характеризуют своих малышей. Но это не совсем корректно. Нужно понимать, что сидром гиперактивного поведения – это не синоним здоровой активности у детей, а серьезное заболевание, связанное с нарушением функций головного мозга. Эта болезнь сказывается на жизни ребенка, на отношениях с родителями, со сверстниками, на поведении в социуме.

СДВ и гиперактивность: что это такое?

Гиперактивность – это повышенная возбудимость у ребенка, которая проявляется излишней речевой и физической активностью. Нередко гиперактивность может сопровождаться нарушением внимания. Такое сочетание симптомов в медицине получило название «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.

СДВГ представляет собой комплекс нарушений, нехарактерных для определенного возраста, и проявляется такими симптомами, как:

  1.  Дефицит внимания. Этот симптом является ключевым во время диагностики гиперактивности. С ним связаны проблемы в социуме (сад, школа, дом, кружки). Выделяют возрастные нормы удержания внимания (фокусирование, переключение и др.). При диагнозе СДВГ эти нормы нарушены, поэтому наблюдается расстройство внимания. То есть ребенок не может долго концентрироваться на одной задаче, переключается на другие объекты, которые его окружают, или в его голове «всплывают» различные события, воспоминания.
  2.  Импульсивность. Часто про таких малышей говорят, что они легкомысленные, но это не совсем корректно. Ведь они не могут контролировать свое поведение в определенных ситуациях. У детей с симптомами гиперактивности импульсивность проявляется в:

· невозможности дать адекватную оценку своим поступкам, поэтому такие дети нередко попадают в опасные ситуации;

· нетерпимостью, они не могут дослушать инструкции до конца, начинают решать задачи раньше времени, нередко выполняют их неправильно;

· проблемах с причинно-следственной связью, как результат – дети подвергают себя необоснованному риску, который, как правило, заканчивается травмами, переломами, ушибами.

3. Гиперактивность. Часто ее путают с особенностями темперамента, но это не совсем правильно. Гиперактивность – состояние чрезмерной возбудимости и, как следствие, активности, которая не соответствует общепринятым нормам. Нужно учитывать, что ребенок так себя ведет не из-за плохого воспитания. Просто он не может контролировать свое поведение в силу проблем с ЦНС.

Дети с симптомами СДВГ постоянно чувствуют нервное напряжение, которое трансформируют в физическую активность. Они не способны контролировать свои эмоции, поэтому им нелегко адаптироваться в обществе. Для малышей с диагнозом СДВГ являются «нормой»:

·  проблемы в садике (гиперактивные дети очень «неудобные» для воспитателей);

·  конфликты в школе (плохое поведение на уроках, неуспеваемость, проблемы с учителями, одноклассниками);

·  проблемы в коммуникации со сверстниками на кружках, секциях, детских площадках;

·  неспособность к самостоятельному выполнению ряда домашних задач.

Важно, что ребенок не специально идет на конфликты или плохо себя ведет. По-другому он просто не может в силу своих психоэмоциональных особенностей.

Виды гиперактивности при СДВ

Как ведут себя гиперактивные дети? Однозначного ответа не существует. Это зависит от типа заболевания. Самые распространенные виды гиперактивности при СДВ:

·   расстройство внимания, чрезмерная подвижность;

·   дефицит внимания, отсутствие гиперактивности;

·   импульсивность, плохое поведение, неумение концентрироваться и выполнять важные задачи;

·   смешанный тип.

Важно, что поставить диагноз СДВГ и определить вид и признаки расстройства у гиперактивных детей может только специалист.

Причины появления СДВ и гиперактивности

Доказательной медицине неизвестны причины СДВГ. Но считается, что заболевание может возникнуть из-за таких факторов:

  1.  Биологического. Это внутриутробное повреждение центральной нервной системы плода вследствие:

·   гипоксии (во время родовой деятельности или в течение беременности);

·   различных заболеваний матери;

·   ранней (до 18 лет) или поздней (после 40 лет) беременности;

·    преждевременных родов;

·    гипотрофии;

·    вредных привычек матери во время беременности (курение, наркотики, алкоголь);

·    вынужденного приема лекарств.

Перечисленные выше причины являются лишь факторами риска, если у вас совпадают какие-либо пункты, это не значит, что у вас родится гиперактивный ребенок.

2.  Генетического. СДВГ, вероятней всего, передастся генетически, если:

·       один из родителей или оба родителя имеют диагноз СДВГ;

·       у старших братьев или сестер будущего ребенка диагностировали СДВГ;

·       в роду были случаи СДВГ.

Согласно статистическим данным у 50 % детей диагноз СДВГ является наследственным.

3. Психосоциального. При диагнозе СДВГ не стоит недооценивать роль ряда психосоциальных факторов:

·  алкоголизм, наркотическая зависимость у одного или у обоих родителей;

·  насилие в семье и по отношению к ребенку;

·  тяжелые психоэмоциональные отношения в семье;

·  низкий социальный статус семьи в обществе.

4. Экологического. Данный фактор тесно связан с пищевыми предпочтениями малышей. Поэтому в зону риска возникновения СДВГ попадают дети, у которых:

·       дефицит белковой пищи;

·       в ежедневном рационе преобладают «плохие» углеводы (особенно по утрам);

·       дефицит микроэлементов, макроэлементов, витаминов.

Чтобы снизить вероятность возникновения СДВГ у ребенка, нужно наладить его режим питания, обеспечить ему комфортную атмосферу в семье. Это необходимо для правильной работы нервной системы.

Диагностика СДВ и гиперактивности

Воспитатели, учителя, тренеры, психологи могут обратить внимание на гиперактивное поведение, отсутствие внимания и другие трудности в общении ребенка в коллективе, но распознать, поставить такой диагноз, как СДВГ, его лечить должен только невролог или психиатр.

СДВГ не может быть поставлен за 1 прием. Сначала врач должен исключить:

  • возможные патологии ЦНС;
  • нарушения физического или умственного развития;
  • последствия психологических травм;
  • тревожные расстройства;
  • другие болезни (эпилепсия, эндокринные патологии, шизофрения).

Далее – разобраться с возможными причинами возникновения СДВГ и назначить гиперактивному ребенку необходимые исследования:

  • биохимический, общий анализ крови;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • измерение внутричерепного давления;
  • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • электрокардиограмму.

После анализа результатов исследований и симптомов врач может поставить диагноз, назначить гиперактивному ребенку лечение, а также порекомендовать занятия с узкими специалистами (массажистом, дефектологом, мануальным терапевтом, психологом).

В чем разница между гиперактивностью и активностью: признаки СДВГ или нет?

Почему энергичные и гиперактивные дети – не синонимы? Потому что энергичность является нормой для здорового ребенка, а излишняя физическая и бурная психоэмоциональная деятельность – нет.

Существует ряд признаков СДВГ, по которым родители могут заподозрить отклонение у своих отпрысков:

  • чрезмерная активность по сравнению со сверстниками;
  • рассеянность;
  • расторможенность;
  • невнимательность;
  • неумение выполнять задачи, требующие концентрации внимания;
  • излишняя эмоциональность;
  • неусидчивость;
  • нарушение координации;
  • проблемы в поведении: не выполнение правил, отсутствие навыка договариваться (для детей 5-6 и более лет).

Обратитесь к специалисту, если у вашего ребенка более 6 месяцев сохраняются все эти симптомы, так как дети просто не смогут «перерасти» СДВГ. Да, в периоде пубертата активность и расторможенность снизятся, но появится суетливость, безответственность, трудности в самоорганизации, ощущение внутреннего беспокойства.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Если диагноз СДВГ был поставлен, то родителям необходимо:

  1.  Не поддаваться панике. При коррекции образа жизни и лечении состояние малыша можно значительно улучшить.
  2.  Привлекать к процессу реабилитации родственников и ближайшее окружение ребенка.
  3.  Следовать рекомендациям врача. В доказательной медицине, к сожалению, нет единого протокола лечения СДВГ. Но симптоматику можно облегчить медикаментозно.
  4.  Заниматься со специалистами. В зависимости от симптомов, возраста гиперактивного ребенка (2, 3, 4 года) психологи и логопеды-дефектологи разрабатывают программы для коррекции нарушений.
  5.  Проходить специализированные курсы. Например, курс нейропсихологической коррекции. Его программа предусматривает массажи, растяжки, упражнения для разработки речевого аппарата, развития моторики. Все это необходимо для реструктурирования функций головного мозга.

Также важно не иметь слишком завышенных требований по отношению к отпрыску, особенно, если у вас гиперактивный ребенок, нельзя унижать и высказывать постоянную неудовлетворенность его достижениями, так как это может стать причиной СДВГ или усугубить его симптоматику.

Советы психолога родителям детей с СДВ и гиперактивностью

Процесс выздоровления малыша с симптомами гиперактивности – непростой и требующий постоянной работы. Поэтому психологи рекомендуют следовать таким советам:

  1.  Позаботьтесь о своем внутреннем ресурсе. Родители малышей с СДВГ склонны к тревожности, самобичеванию, агрессии. Это связано с тем, что такие дети требуют много внимания и сил. Поэтому обоим партнерам необходимо пополнять собственные ресурсы посредством отдыха, полноценного сна, психотерапии, различной активности.
  2.  Не стесняйтесь говорить окружающим о том, что у вашего малыша СДВГ. Заручитесь их поддержкой в коррекции заболевания, объяснив, как с такими детьми следует себя вести и коммуницировать.
  3.  Создайте в семье комфортную для сына или дочери атмосферу. Помните, что крики и ссоры негативно сказываются на состоянии детей с симптомами гиперактивности.
  4.  Придерживайтесь экологичности в воспитании. Избегайте физической расправы. Помните, что малыш невнимательный или рассеянный не потому, что делает это вам назло, а потому, что по-другому он не может.
  5.  Несколько раз в день обнимайте своих детей. Тактильный контакт особенно важен для ребенка с СДВГ, когда он сильно возбужден и не может справиться со своими эмоциями.
  6.  Соблюдайте режим дня. Для малышей с симптомами гиперактивности это очень важно.
  7.  Обеспечьте сбалансированное питание. Уберите из детского рациона неполезную пищу, введите еду с высоким содержанием белка.
  8.  Помогите сыну или дочери правильно организовать свой быт. Таким детям сложно все раскладывать по местам, поэтому нужно их заинтересовать. Например, можно купить контейнеры для хранения с изображениями любимых супергероев.
  9.  Пишите напоминания и составляйте списки вместе с младшими членами вашей семьи. Это поможет справиться с рассеянностью и приучить их к порядку.
  10.  Заботьтесь о здоровье своего гиперактивного малыша. Не забывайте о сезонных обострениях симптомов СДВГ и, если необходимо, обращайтесь к специалисту.
  11.  Подберите сыну или дочери спортивную секцию (плавание, ритмика, конный спорт). Детям с симптомами гиперактивности противопоказаны командные и соревновательные игры
  12.  Тренируйте внимание малыша. Это можно делать с помощью книг, игр и различных упражнений.
  13.  Учите сына или дочь правильно коммуницировать с окружающими. Разъясняйте правила общения, обсуждайте неудачи, причины конфликтов.
  14.  Берегите психику гиперактивных отпрысков. Не допускайте переутомления, избегайте большого скопления людей и мероприятий, которые могут привести к нарастанию психоэмоционального напряжения сына или дочери.
  15.  Научите младшего члена семьи избавляться от стресса и напряжения. Это может быть арт-терапия, занятия творчеством, книги и специальная дыхательная гимнастика.

Помните, что ни советы специалистов, ни медикаментозное лечение не заменят любви и адекватности родителей в воспитании гиперактивных детей. Отсутствие поддержки ребенка в семье и его неприятие могут замедлить коррекцию СДВГ.

«Не может усидеть на месте», «постоянно крутится», «не умолкает ни на секунду», «носится как заведенный», «на занятиях отвлекается и считает ворон» — родители слишком активных детей нередко именно с таких фраз начинают свой рассказ в кабинете у доктора. В ряде случаев такое поведение — вариант нормы, но все чаще детям в нашей стране и во всем мире диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, как распознать болезнь и к кому обратиться при появлении тревожных симптомов, рассказывает учитель-дефектолог Калужского государственного института развития образования Елена Иконникова.

Что такое СДВГ

Помните известную киноновеллу «Вождь краснокожих» из фильма Леонида Гайдая «Деловые люди»? Мальчика из очень богатой семьи решили украсть два злодея — ради выкупа. Но в результате этот сорванец довел незадачливых похитителей до такого состояния, что они готовы были сами заплатить деньги, лишь бы родители забрали его обратно.

Можно сказать, что герой фильма — яркий пример ребенка с чрезмерно повышенной активностью и импульсивностью или синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

То же самое, кстати, можно сказать и о героине популярного сегодня мультфильма «Маша и Медведь» — ведь она буквально не может усидеть на месте.

С медицинской точки зрения синдром дефицита внимания и гиперактивности — это длительное состояние ребенка, характеризующееся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и чрезмерной активности.

В литературе и в медучреждениях это заболевание еще называют гипердинамическим синдромом, синдромом двигательной расторможенности, синдромом детской гиперактивности, гиперкинетическим расстройством, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания (ГРДВ).

Сегодня проблема СДВГ у детей во всем мире до конца не изучена, как и не найдено способов полной коррекции этого состояния. Более того, в некоторых странах проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности является общенациональной. В нашей стране, к сожалению, число таких детей тоже довольно велико.

Во многих случаях СДВГ — это наследственная, семейная болезнь, чаще всего она передается по мужской линии.

Также на возникновение СДВГ может влиять раннее органическое повреждение центральной нервной системы, например, травмы при родах, болезни мамы во время беременности, генные мутации и даже негативные социально-психологические факторы во время беременности и в первые годы жизни малыша.

Основные проявления СДВГ у детей

Главными проявлениями СДВГ принято считать:

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • чрезмерную активность.

Первые симптомы заболевания должны встретиться у ребенка до 7 лет, также они должны сохраняться в течение 6 месяцев и более.

Нарушение внимания — это, прежде всего, проблемы с концентрацией на важных деталях. Такой ребенок часто допускает ошибки, из-за чего страдает учеба в школе или успеваемость на занятиях в детском саду. Также такие дети не могут долго удерживать внимание на чем-то одном.

Нередко родители говорят о том, что ребенку сложно сосредоточиться дольше, чем на несколько минут, он неусидчивый. А если отвлекся — то будто не слышит и «витает в облаках».

Психологи нередко называют такое явление гиперфокусом, когда человек сконцентрировался на чем-то одном и буквально не замечает ничего вокруг. Чтобы снова привлечь внимание ребенка, лучше не кричать и не одергивать его, а мягко к нему прикоснуться.

Такая особенность у детей с СДВГ возникает за счет специфической работы мозга — функциональной незрелости коры в лобных (префронтальных) отделах. Именно они отвечают за планирование, программирование, регуляцию, контроль, внимание, чувство самосохранения, мотивацию и т. д.

Еще один признак нарушения внимания в том, что ребенок не следует инструкции. Чаще всего такие дети выполняют задания неправильно, ломают/портят игрушки или новые вещи, испытывают сложности в самостоятельной деятельности. Особенно это заметно у дошкольников. Например, мама говорит малышу: «Иди убери игрушки», а он не понимает, что именно нужно делать. Таким детям нужно давать последовательные инструкции: «Убери сначала пирамидку в ящик, потом положи мишку в шкаф и т. д.». Точно так же и со школьниками — какое-то время нужно будет помогать ребенку с выполнением домашней работы.

Дети с СДВГ также чаще всего избегают занятий, требующих умственного напряжения. Ведь они кажутся им слишком сложными и не стоящими того, чтобы тратить на них драгоценную энергию. Также такой ребенок часто рассеянный, много отвлекается и постоянно что-то забывает и теряет.

Гиперактивность и импульсивность в поведении ребенка чаще всего могут проявляться в виде нескольких признаков. Например, ребенок беспокойно двигает кистями рук, ногами или даже подергивает головой. Нередко родители говорят, что он «как на шарнирах».

Также дети с СДВГ неусидчивы и проявляют бесцельную двигательную активность. Например, все во дворе играют в догонялки, а он может просто бегать, не соблюдая правила игры.

Ребенок с СДВГ не способен тихо заниматься чем-либо — он часто громко говорит или даже кричит.

Также родители отмечают, что сын или дочка очень много говорит, часто отвечает, не дослушав вопрос, перебивает. Таким детям сложно дождаться своей очереди — на горке, карусели, при ответе в классе: они нетерпеливы. Мамы этих детей рассказывают, что им бывает сложно поговорить с кем-то из знакомых на улице или по телефону: ребенок все время будет влезать в разговор и мешать, привлекая к себе внимание.

Опросник для родителей

Также для родителей, которые замечают некоторые признаки СДВГ у своего ребенка, но сомневаются, стоит ли обращаться к врачу, был разработан специальный опросник. Вы можете пройти его прямо сейчас.

Отметьте, проявлялись ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие особенности. Важное условие: проявления особенностей должны быть чрезмерными, они должны были наблюдаться часто, в течение более чем 6 месяцев и в различных обстоятельствах (в школе, дома, в саду, на улице и т. д.).

  1. Ребенок суетливо двигает руками или ногами.
  2. Ребенок с трудом может усидеть на стуле при выполнении каких-либо заданий.
  3. Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. Ребенок с трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  5. Ребенок отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен.
  6. Ребенок с трудом исполняет инструкции других.
  7. Ребенок с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  8. Ребенок часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  9. Во время игр ребенок беспокоен.
  10. Ребенок часто чрезмерно разговорчив.
  11. В разговоре ребенок часто прерывает, навязывает свое мнение.
  12. Часто кажется, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  13. Ребенок часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе.
  14. Ребенок игнорирует физическую опасность и возможные последствия, например, бежит по улице без оглядки.

Если вы восемь раз и более ответили «да», вам лучше обратиться с ребенком к врачу-неврологу или к психологу.

Важно также знать, что в условиях адаптации, например, при первом посещении врача, ребенок может себя мобилизовать и концентрировать — и не проявлять характерных для СДВГ признаков.

Поэтому на первом приеме доктору довольно сложно выявить нарушения. Маме и папе нужно максимально подробно все рассказать, а еще лучше — вести небольшой дневник: когда проявились первые симптомы, как долго они длились, как часто повторялись и т. д.

Отличия между активным и гиперактивным ребенком

Разумеется, не все активные и подвижные дети — гиперактивные.

Более того, находиться в движении, быть любознательным, говорливым — норма для дошколенка и младшего школьника. Приведем также несколько примеров различий между активным и гиперактивным ребенком.

Активные дети бо́льшую часть дня не сидят на месте, но при этом могут позаниматься спокойно, почитать с мамой книжку, собрать до конца пазл или разгадать головоломку. Они редко проявляют агрессию.

Гиперактивные дети, наоборот, не могут себя контролировать, раздражительны, возбудимы, часто плачут и закатывают истерики, затевают конфликты, не реагируют на запреты; долго чем-то заниматься — проблема для них.

Активный ребенок быстро и много говорит, задает много вопросов. Гиперактивный — к тому же глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает много вопросов, но редко слушает ответы. У многих детей с СДВГ встречается задержка речи.

Также гиперактивные дети часто имеют проблемы со сном, их сложно уложить спать, сон беспокойный. Возможны и кишечные расстройства, энурез, аллергии.

Родителям важно помнить, что поставить диагноз и назначить лечение может только врач! А близкие люди могут заметить некоторые симптомы и вовремя обратиться к специалисту.

В каком возрасте проявляется СДВГ

Первые признаки СДВГ проявляются у ребенка обычно до 7 лет.

У дошкольников чаще всего проявляется СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. У детей постарше — СДВГ с преобладанием невнимательности. Существует также комбинированный вариант — когда в равной степени нарушено внимание, проявляются чрезмерная активность и импульсивность.

Также вариантами СДВГ могут быть: дисграфия (частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках), дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения), дискалькулия (неспособность к изучению арифметики), минимально-мозговые дисфункции (ММД), расстройство учебных навыков, гипоактивность.

В подростковом возрасте синдром имеет уже свои проявления: гиперактивность значительно уменьшается или исчезает, нередко ухудшается успеваемость в школе, нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и в детском коллективе. У многих ребят с СДВГ появляется склонность к употреблению психоактивных препаратов (алкоголь, сигареты) и/или к совершению правонарушений. Такие дети чаще всего более ведомые, чем все остальные.

Многие специалисты сходятся во мнении, что при вовремя поставленном диагнозе, верном лечении и слаженной работе доктора, родителей и самого ребенка большинство признаков болезни к 12 годам компенсируются и становятся не так заметны.

Что нужно делать родителям

В первую очередь родителям, которые заметили у ребенка тревожные признаки, необходимо обратиться к врачу — неврологу или психологу. Возможно, есть смысл пройти консультацию и обследование у нескольких специалистов.

Сначала доктор проведет анкетирование — устно или с помощью компьютера. Также специалист может рекомендовать сделать энцефалограмму головного мозга, исследования сосудов головного мозга и шеи. Очень часто именно по энцефалограмме врач может определить, что у ребенка есть СДВГ.

В качестве лечения врач может назначить психотерапию, нейротерапию (один из методов непосредственной тренировки мозговой активности), кинезиотерапию (реабилитационная методика, вариант лечебной физкультуры), лечебные массажи и т. д.

Также не стоит бояться и лекарственной терапии. В нашей стране не назначают психостимуляторы. Чаще всего врачи выписывают достаточно легкие препараты, стимулирующие работу мозга (ноотропы), которые не принесут вреда.

Одно из самых главных правил для родителей и близких ребенка с СДВГ — понимание и принятие проблемы. Важно знать, что ребенок не виноват в том, что с ним происходит. Он не вредничает, не капризничает, это не результат плохого воспитания, все дело в особенностях развития головного мозга. Окружающим нужно проявить максимальное терпение и постараться помочь ребенку жить с таким состоянием: влиться в коллектив, научиться заниматься и сосредотачиваться.

Для человека с СДВГ, как взрослого, так и ребенка, главное — это поддержка семьи, терпение близких, способность понять, принять и помочь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти драйвер для android
  • Файл открыт как найти его путь
  • Как найти протяженность материка в градусах австралия
  • Как найти молярную массу эквивалента соли
  • Как найти обратный код отрицательного числа