Гиперактивный ребенок как найти общий язык

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу. 

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

При обучении гиперактивных детей обычно возникает много сложностей

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Большинство детей в своем безграничном стремлении познать окружающий мир готовы обежать своими маленькими ножками всю планету, сунуть любопытный носик во все интересные места и замучить родителей вопросами, что это и почему. А много ли вы знаете первоклашек, кто не бегает на переменах и не вертится на уроках? Неусидчивость и невнимание еще не говорят о патологии – просто он непоседа.

А вот если малыш не может наладить общение с другими ребятами, постоянно совершает одни и те же ошибки, не принимая во внимание отрицательный опыт, и никак не реагирует на переживания и чувства окружающих, тогда пора обратиться к неврологу, чтобы исключить или подтвердить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Мы подробно расскажем, что такое СДВГ и как справиться с гиперактивным ребенком: как успокоить непоседу и что делать, чтобы направить его неуемную энергию в мирное русло.

Содержание

  1. Когда появляется?
  2. Причины гиперактивности
  3. Признаки СДВГ
  4. Разновидности СДВГ
  5. Положительные стороны гиперактивного ребенка
  6. Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
  7. Лечение
  8. Рекомендованные лекарства

Когда появляется?

Гиперактивность идентифицируется практически с рождения: у ребенка нарушен сон, он может плакать без причины всю ночь напролет, постоянно выпутывается из пеленок и пытается упасть при любой возможности. Когда малыши начинают ходить, то манежи и коляски воспринимаются как очередное препятствие, которое нужно срочно преодолеть, а каждый предмет необходимо уронить и проверить на прочность.

Но ярче всего признаки проявляются у детсадовских детей и первоклашек, когда они попадают в новый коллектив. Вот тут-то малыш и начинает затевать бесконечные драки, лить беспричинные слезы, капризничать, грубить, отказываться заниматься и слушать педагога – в общем, поступает так, как обычно и ведет себя стандартный гиперактивный ребенок.

Причины гиперактивности

Главные причины развития СДВГ в случае первичного (врожденного) синдрома – генетическая предрасположенность, родовая травма или внутриутробные повреждения клеток головного мозга вследствие инфекции или гипоксии плода. Вторичный (приобретенный) синдром является следствием неприемлемых условий проживания и/или обстановки в семье, отсутствия должного воспитания и внимания к ребенку, а также болезней и черепно-мозговых травм после рождения, которые привели к поражению мозговых клеток.

Признаки СДВГ

Если вы заметили у ребенка некоторые из следующих симптомов, это повод обратиться к неврологу:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • чрезмерная подвижность, часто не имеющая причины;
  • неусидчивость;
  • перебивание других, даже если разговаривают не с ним;
  • неумение контролировать свои чувства и эмоции;
  • быстрое переключение интересов с одного занятия на другое;
  • трудность выдержать очередь (начинаются капризы и приставания к взрослым);
  • проблемы со сном (вплоть до бессонницы);
  • безразличие к переживаниям и чувствам окружающих;
  • неумение ладить со сверстниками (пристает, вклинивается в игры других, не умеет дружить).

Разновидности СДВГ

Существует три вида синдрома:

  1. есть гиперактивность, но нет дефицита внимания (чрезвычайно умные непоседы);
  2. присутствует дефицит внимания, но нет гиперактивности (спокойные и сообразительные, но постоянно витающие в облаках дети);
  3. наблюдается и то, и другое (не могут сосредоточиться и усидеть на одном месте, переключают тему разговора, эмоционально нестабильные).

Если у малыша к указанным выше признакам добавляются частые головные боли, энурез, заикание или нервный тик, это свидетельствует о том, что простая форма заболевания перешла в осложненную, и лечение следует начинать незамедлительно.

Положительные стороны гиперактивного ребенка

СДВГ достаточно легко поддается корректировке, если диагностировать его на ранних сроках. Это состояние не такое страшное и непоправимое, как думают многие. У непоседы с синдромом гиперактивности много удивительных черт, на которые следует обратить повышенное внимание.

  1. Творческое мышление. С таким ребенком очень интересно общаться, креативные идеи из него буквально фонтанируют. Если его увлечь, то он способен заниматься понравившимся делом длительное время.
  2. Скука – это не про него. Яркая индивидуальность и энтузиаст живо интересуется многими окружающими его вещами и явлениями.
  3. Энергия бьет ключом. Если его замотивировать, то он справляется с поставленной задачей гораздо быстрее остальных детей.
  4. Нестандартный подход к обыденным вещам. Невероятно гибкая психика и незаурядный интеллект позволяют ему найти решение проблемы там, где испытывают затруднение даже взрослые.

Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы

Так что же делать родителям с гиперактивными детьми? Потакать их капризам или запирать в жесткие рамки правил и послушания?

  • Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания: вместе делать задания, внимательно слушать, часто хвалить и одобрять его поступки – повышайте его самооценку!
  • Для воспитания выберите мягкие методики. Беспрекословное повиновение и суровые запреты здесь не подойдут.
  • Прежде чем наказать, вспомните, что он ослушался не из вредности, а просто потому, что такова особенность его психики. Откажитесь от статических наказаний (поставить в угол), лучше выбрать лишения, но не ограничение его подвижности.
  • Больше гуляйте и ходите в походы, чтобы чадо смогло максимально выплеснуть свою энергию.
  • Отдайте его в спортивную секцию.
  • Развивайте его творческие способности в художественных или танцевальных секциях, актерских курсах.
  • Узнайте, может ему понравится лепка из глины или другие ремесла, которым он будет уделять много внимания.
  • Организуйте четкий распорядок дня.
  • Просите помочь в домашних делах.
  • Давайте ему свободное время каждый день – пусть делает, что хочет.
  • Сообщите воспитателю детского сада об особенностях ребенка и проследите, чтобы у него была возможность активно двигаться в группе.
  • Побеседуйте с учителем о том, как грамотно избежать отрицательных проявлений СДВГ и организовать его эффективное обучение.

Лечение

Диагноз СДВГ ставит детский невропатолог или невролог. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, чтобы лечение проходило легко и без последствий для психики.

Что делает врач, если признает ребенка гиперактивным? При простой форме СДВГ обычно назначается курс психотерапии совместно с грамотной организацией воспитания и поведения в семье, детском саду и школе. Эффективным будет прием легких успокоительных средств и препаратов магния.

При осложненной форме помимо психотерапии применяют рефлексо- и лазеротерапию, ЛФК, БОС-терапию, массаж шейно-воротниковой зоны и медикаментозное лечение антидепрессантами и ноотропными веществами.

Рекомендованные лекарства

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Все перечисленные лекарственные средства являются нерецептурными препаратами.

Легкие успокоительные

  • Тенотен детский – эффективное, быстродействующее и безопасное средство со сладким вкусом помогает концентрации, улучшению памяти, преодолению тревожности, агрессии и повышенных нагрузок. После курса препарата дети объективно лучше учатся.
  • Глицин – недорогой и совершенно безопасный седативный препарат. Нормализует нервную систему, метаболизм и психоэмоциональный фон. Питает мозг и повышает его активность, одновременно с ноотропным действием проявляя функцию тормозного нейромедиатора.
  • Нотта – одно из наиболее популярных успокоительных средств в виде капель. Действует аналогично транквилизаторам. Снимает нервное перенапряжение и чувство усталости, борется со стрессом и депрессией.
  • Зайчонок – сироп отечественного производства. Нормализует работу эндокринной системы, оказывает легкое обезболивающее действие. Эффективен при усиленных нагрузках на нервную систему и невротических состояниях. Улучшает настроение, не вызывает сонливости. Разрешен даже младенцам.
  • Эдас-306 Пассамбра – сироп со сладким вкусом. Помогает при проблемах со сном, гипервозбудимости, неврозах и прочих отклонениях нервной системы. Полностью безопасен, не вызывает сонливость и аллергию, не имеет побочных реакций.
  • Помогуша – сироп растительного происхождения имеет в составе витамины группы В, С, РР и магний, что обеспечивает общеукрепляющий эффект.
  • Фитоуспоковенок – детский сироп повышает устойчивость к перегрузкам и стрессам. Содержит в составе витамин С.

БАДы

  • Лецитин Форте защищает нейроны головного мозга от повреждений и улучшает их взаимосвязь, а также укрепляет миелин.
  • Магний + В6 со вкусом вишни или лимона для детей удобнее всего приобрести в виде раствора. Поддерживает устойчивость нервной системы, снимает тревожность и борется с повышенными физическими и психическими нагрузками.

Источники

  • Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. // Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи // М.: Программа «Внимание» // 2007;
  • Баулина М.Е. // Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013. 

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны.

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны.

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

На заметку!

Наиболее активно нервная система ребенка развивается до 10-11 лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития.

В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты.

Узнать подробности

Программа «Здоровье школьника» - пройдите Экспресс диспансеризацию за 1 день!

Рекомендации родителям детей с СДВГ от психолога: как общаться с ребенком, что делать для коррекции поведения

По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей. Патология выражается в чрезмерной активности, неусидчивости, невнимательности. Мальчикам в 5-6 раз чаще диагностируют синдром, чем девочкам. Часто у таких ребят процесс обучения в детском саду и школе затруднен. В тяжелых случаях дети вынуждены заниматься на дому.

Родители таких детей нередко растеряны и не знают, как вести себя с малышом, чтобы не усугубить ситуацию. Ниже собраны советы психолога при диагнозе СДВГ у ребенка. Рекомендации помогут как родителям, так и педагогам выстроить гармоничное взаимодействие с детьми.

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

СДВГ: что это такое

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который является не болезнью, а нейробиологическим состоянием, связанным с нарушениями в работе отдельных структур и систем головного мозга. Проявляется поведенческими и психическими отклонениями, которые возникают в дошкольном возрасте.

Для детей с СДВГ характерны легкие неврологические расстройства, эмоциональная лабильность, нарушения речи и произношения. Люди с таким синдромом могут испытывать дефицит внимания, трудности с восприятием, плохо включаются в учебный процесс, чувствуют повышенную утомляемость. Часто патология сопровождается чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью.

Ребята с СДВГ не могут контролировать свои импульсы, поведение. У них наблюдается нарушение мотивационной сферы и отставание навыков коммуникации. При этом у большинства детей интеллект и физические способности хорошо развиты.

Специалисты выделяют четыре основные причины возникновения СДВГ:

  1. генетические;
  2. биологические;
  3. социально-психологические;
  4. вызванные влиянием окружающей среды.

С медицинской точки зрения СДВГ является стойким и хроническим состоянием, для которого пока не найдено единого лечения. Существует мнение, что дети к подростковому возрасту перерастают проявления или приспосабливаются к взрослой жизни.

Известный педиатр Комаровский считает, что СДВГ в подавляющем большинстве является особенностью характера. Если гиперактивность не мешает ребенку адаптироваться в коллективе, выполнять задания, занимать себя деятельностью, то такое проявление можно относить к норме.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ

Родители ребят, столкнувшись с диагнозом, часто испытывают самые разные чувства – отрицание, разочарование, гнев, стыд, страх и тревогу за будущее.

Часто к этим проблемам прибавляется эмоциональное выгорание. Папам и мамам приходится тратить значительно больше сил, чтобы усмирить своего «неспокойного» ребенка и выдержать все особенности его состояния.

Коррекция СДВГ всегда подбирается индивидуально и должна быть комплексной исходя из тяжести проявлений. При избрании методики учитывается симптоматика и наличие сопутствующей патологии. Коррекционный комплекс должен включать работу с детским психологом или психотерапевтом, логопедом, дефектологом, а также прием медикаментов.

Методики, помогающие корректировать поведение

Детям с диагнозом СДВГ показана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс двигательных и умственных упражнений, который проводится в игровой форме. Такие занятия тренируют базовые психические процессы. С каждым уроком сложность постепенно повышается.

Специалисты клиники La Salute проводят нейропсихологическую коррекцию, используя собственные авторские программы, так и разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.

Родителям также следует быть максимально вовлеченными в терапевтический процесс. Рекомендуется проводить коррекционные игры в домашних условиях. Они помогут развить внимание, наблюдательность, усидчивость, контролировать импульсивность, движения и активность, соблюдать правила. Рассмотрим некоторые из них.

Игра «Мельница»

Члены семьи собираются в круг и поочередно бросают друг другу мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Тот, кто не поймал мяч, покидает игру. Побеждает человек, который остается последним.

Игра «Найди отличие»

Ребенок должен нарисовать любой предмет – собаку, дерево и т.п., отдать ее взрослому и отвернуться. Взрослому нужно добавить немного деталей, а ребенку после этого необходимо показать, что поменялось.

Игра «Говори»

Детей информируют, что будут задавать им разные вопросы. Но отвечать на них можно только после команды – «Говори». «Какая у меня кофта?» (пауза) – «Говори». «Сегодня солнечно или дождливо?» — «Говори».

Игра «Кричалки – шепталки — молчалки»

Для игры понадобятся три ладошки, обведенные по контору и вырезанные из красного, желтого, синего картона. Ведущий должен поднимать их по очереди. Красная ладошка – можно бегать, кричать и шуметь. Желтая – тихо передвигаться и шептать. Синяя – участники должны прекратить активность, лечь на пол и замереть.

Как не допустить выгорания

Родители и близкие родственники часто не умеют справляться с проявлениями СДВГ. Мать или отец жалуются, что невозможно найти ключик к сыну или дочке. Любые попытки заканчиваются срывом. Они находятся в хроническом стрессе, и как следствие испытывают эмоциональное выгорание.

На школьников и дошкольников с СДВГ часто поступают жалобы от учителей и воспитателей. Мамы и папы подвергаются критике, что они недостаточно занимаются детьми. В школах на ребят устраивают травлю. К сожалению, большинство людей в силу своей некомпетентности списывают все проявления синдрома на педагогическую запущенность.

Нередко другие родители также показывают негативное отношение к гиперактивным ребятам, запрещают своим детям общаться и дружить с «непоседами». Дети с СДВГ могут также испытывать сложности во взаимодействии с ровесниками. Во избежание конфликтов родители прекращают гулять с ними на детских площадках, а также перестают появляться в людных местах. Чувство стыда и вины усиливаются, только усугубляя угнетенное психологическое состояние.

Поэтому очень важно мамам и папам не допускать эмоционального истощения и вовремя обратиться к психологу или психотерапевту за помощью. Специалист разъяснит особенности ребенка, поможет лучше понимать его. В совместной работе получится создать индивидуальный подход.

Как наладить контакт с ребенком

Практические рекомендации, которые помогут:

  1. Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей.
  2. Следить за выполнением заданий и хвалить ребенка за достижение результата.
  3. Не нужно стремиться делать что-либо за малыша. Можно ему только помогать.
  4. Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось.
  5. Не водить ребенка в места скопления людей, на шумные мероприятия, если он эмоционально восприимчив.
  6. Избегать перевозбуждения. Выполнять домашние задания с перерывом 20 минут.
  7. Хвалить ребенка за самое незначительное достижение.

Мамы и папы должны понимать, что в первые годы обучения придется совместно делать уроки. Задача родителей – контролировать, чтобы все выполнялось до конца. Можно проговаривать упражнения вслух и совместно искать решение.

Очень важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались единого стиля воспитания.

Как правильно разговаривать

Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно, когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Например: «сходи на кухню, принеси мне кружку, а потом найди мою книгу» – это неправильное обращение. Малыш выполнит только половину просьбы. Задания необходимо разбивать, чтобы не перегружать ребенка.

Что нельзя делать при воспитании гиперактивных детей

Родителям детей необходимо помнить, что малыши не виноваты в гиперактивности. Бесполезно их ругать и наказывать за это, игнорировать, устраивать бойкоты, унижать, применять грубую физическую силу. Негативные методы воспитания стирают самооценку и формируют чувство вины. Дети бессознательно начинают ругать себя, что они «неправильные» и не в состоянии угодить папе и маме.

В воспитании рекомендуется избегать вседозволенности и завышенных требований. Детям необходимо четко разъяснять правила поведения. Количество запретов и ограничений также должно быть сведено к разумному минимуму.

Нельзя забывать про социализацию, изолировать ребят от игр, кружков, секций, походов по интересным местам.

Можно ли повышать голос

Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Дети с СДВГ часто эмоционально лабильны, более восприимчивы и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.

Советы учителям и воспитателям

Стандартные учебные программы могут не подойти для ребенка с диагнозом СДВГ. В зависимости от степени выраженности проявлений может понадобиться коррекционная школа или класс, учебное заведение с инклюзией, где учитывают особенности таких ребят.

Педагогам необходимо относиться с пониманием к детям, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. А также быть в постоянном контакте с родителями. Обучающий персонал должен осознать тот факт, что ребенок и родители не виноваты в имеющихся особенностях. Поэтому стоит избегать нравоучительного тона. Необходимо относиться с сочувствием и сопереживанием к таким детям.

Советы, которые помогут школьным учителям, дошкольным воспитателям, частным педагогам лучше взаимодействовать с ребенком в процессе обучения:

  1. «Неусидчивого» воспитанника стоит посадить за первую парту, чтобы лучше контролировать его деятельность.
  2. Можно использовать часы со звонком, чтобы отделить одно задание от другого.
  3. Полезно давать небольшие поручения и вовлекать в общественные мероприятия. Такие меры помогут повысить собственную значимость у школьников и дошколят.
  4. Больше хвалить и поощрять ребенка.
  5. Необходимо проводить двигательные разминки в перерывах между занятиями.

Как обеспечить хорошее будущее детям с СДВГ

Рекомендации родителям детей с СДВГ, которые помогут выстроить комфортное взаимодействие и обеспечить им хорошее будущее:

  1. Если у ребенка имеются признаки гиперактивности и дефицита внимания, нужно обязательно показать его специалисту.
  2. Коррекция состояния должна включать работу с детским психологом или нейропсихологом, лекарственную терапию, по необходимости занятия с логопедом.
  3. Четко планировать распорядок дня.
  4. В домашнем режиме проводить коррекционные игры.
  5. Заниматься с ребенком спортом.
  6. При появлении признаков эмоционального выгорания обращаться к специалистам. Психотерапия поможет родителям сохранить силы для дальнейшего воспитания ребенка.

Медики клиники La Salute специализируются на нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Диагностика направлена на выявление первопричин, которые привели к дезадаптации. Поэтому, если у сына или дочки наблюдаются трудности с усидчивостью, проблемы со счетом, орфографией, восприятием и усвоением материала, врачи и психологи медицинского учреждения помогут разобраться в проблеме и при необходимости проведут нейропсихологическую коррекцию.

Наш специалист – Антонова Стелла Леонидовна более 30 лет занимается решением проблем, связанных с психическими процессами у детей. Нейропсихолог помогает поставить правильный диагноз, разрабатывает индивидуальные программы коррекции.

Комплексные программы

Педиатрия

Здоровье школьника

4 консультации + 8 лабораторных диагностик

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

15 350 ₽
10 745 ₽

Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

54 080 ₽
41 600 ₽

Гиперактивный ребенок. Как правильно себя вести?

2 ноября 2021

1946

Статью подготовила врач-психиатр-нарколог (заведующий) диспансерного психо-наркологического отделения для детей
Шостко Наталья Николаевна

Пики проявления гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития:

  • 1–2 года — закладываются навыки речи;
  • 3 года — увеличивается словарный запас;
  • 6–7 лет — формируются навыки чтения и письма.

Рекомендации дл родителей при общении с гиперактивным ребенком: ️

  1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать рекомендуется с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом нужно быть терпимыми к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если одергивать ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.
  2. Рекомендуется предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
  3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых можно обменять на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением одобрения его действий.
  4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
  5. Используемые игры рекомендуется подбирать в следующих направлениях:
  • игры на развитие внимания;
  • игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
  • игры, способствующие закреплению умения общаться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить email рассылку
  • Как составить декларацию по пиву в егаис
  • Как найти своего учителя эзотерика
  • Как исправить домофон в квартире
  • Как составить расписку деньги под проценты