Глаголы как найти 4класс

Глагол – это
самостоятельная  часть речи, которая обозначает  действие предмета  и
отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что делал? что
делает? что будет делать? что делала? что делали? и т.д.
   Например: 
играют,  пишем, будут  читать, выучат,  нарисовали.

Глаголы 
называют  не  только  действия (работать, учиться, варить),  но  и 
состояния  (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В
предложении глагол чаще всего является   сказуемым.

На
вопросы  что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают
глаголы несовершенного    вида.

На
вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы  совершенного
вида.

Как определить  вид глагола

1.     Чтобы
определить  вид глагола,  необходимо задать к нему вопросы.

2.    
Если
глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет
делать? – это глагол несовершенного вида.

3.    
Если
глагол отвечает на вопросы  что сделать? Что сделал? что сделает? – это
глагол совершенного вида.

Например:
прочитал  — что сделал? Глагол  совершенного вида.

                    
Рисовал – что делал? Глагол   несовершенного вида.

Глаголы
не употребляются  с предлогами.  У глаголов есть только приставки.

Частица не
с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме
слов, которые без не не употребляются:  ненавидеть, негодовать,
недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится 
и др.

Вид
глагола – это его обязательный постоянный признак.  Глаголы несовершенного 
и  совершенного вида – это  разные слова с разными значениями:  читает –
прочитал; дочитывает – дочитал.

В
русском языке есть глаголы несовершенного и  совершенного вида, которые имеют
близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить,
говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол  имеет
следующие формы:

начальную
говорить, писать, везти, беречь;

личные — 
говорю, говоришь, говорит,    говорим,  говорите,  говорят.

Глагол
имеет начальную форму. Начальная форма  образуется   с помощью суффиксов –ть,
ти, чь : бежать, ходить,  нести, беречь, жечь.

Начальная
форма глаголов не изменяется (у  неё  нет окончания).

В
начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного
вида  в начальной форме  отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы
–ть, -ти, -чь   в основу глагола не включаются,   так  как они образуют  не 
новое слово, а  начальную  форму.

Глаголы
в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в 
личной форме  указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают,
ты выполняешь.

К
глаголам  в  личной  форме  можно  подставить  местоимения  я, ты, он, она,
оно, мы, вы, они.

Личные
формы  образуются с помощью окончаний:  я говорю, ты говоришь,  он  она  оно 
говорит,  мы говорим, вы говорите,  они говорят.

Суффиксы
–ть, -ти и личные окончания  глаголов  образуют форму слова, поэтому в
основу  не включаются.

Глаголы
могут употребляться  в форме  единственного и множественного числа:
я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании
личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку –
печёшь.

[г]//[ж],  
[к]//[ч,],  [д]//[ж],  [ц]//[ч,], [с]//[ш], [ст]//[щ,
[т]//[ч,], [з]//[ж],  [м]//[мл]

Во всех
глагольных  формах
после  шипящих  пишется  мягкий знак:
знаешь, нарежь, стеречь.

Если 
глагол употреблён в начальной форме  (отвечает на  вопросы      что делать?
что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если  глагол
 употреблён  в   форме 3 лица единственного  или множественного  числа  (отвечает
на вопросы что делает? что делают?,  что сделает? что сделают?), на конце
пишется  -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение

это изменение глагола по лицам    и числам и система его личных окончаний.

Если у
глагола  безударное личное окончание, то его спряжение  определяется по
начальной форме
. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в
начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов  брить, стелить);  на 
-ать (гнать, дышать, держать, слышать)  на –еть (вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1
спряжению
  относятся  все остальные глаголы.

Как  определить спряжение глагола

1.     Если 
личное  окончание  ударное, спряжение  глагола  определяется  по  окончанию.

2.    
Если 
личное  окончание  безударное, спряжение глагола  определяется  по 
начальной  форме.

3.    
Если
в начальной форме глагол оканчивается на  -ить (кроме глаголов брить,
стелить), то это    глагол  2 спряжения.

4.    
Если
в начальной форме глагол оканчивается  не на –ить  и не относится  к 
глаголам-исключениям, то это глагол  1 спряжения.

Например:  стира[и]шь
– окончание безударное; начальная форма  стирать; оканчивается на –ать, не
исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь.

Вер[и]шь
– окончание  безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить,
значит, это глагол  2 спряжения.

В
русском  языке есть два разноспрягаемых глаголахотеть,
бежать
. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1  и 2 
спряжения. Вот как они спрягаются:

Хочу,
хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Бегу,
бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

Не
забывай, что начальная форма глагола не изменяется.  По начальной форме, не
поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение  определить
нельзя. К начальной форме  необходимо обращаться только тогда, когда личное
окончание глагола безударное.

Под
ударением  в  окончаниях глаголов после шипящих  пишется буква  ё. 
Например: стрижём, печём. Буква  о  в окончаниях 
глаголов  не   пишется.

http://as6400825.ru/russkij_yazyk_4.2/95.jpg

http://bacenko.ru/wp-content/uploads/2014/10/Skrinshot-22.10.2014-22-47-58.jpg

Глаголы
изменяются  по временам.

Глагол в
форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается
тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

 Например:
Я читаю правило.

Глаголь
в форме  прошедшего времени указывает, что действие  совершалось до
момента речи.

Например:
Я  читал  правило.

Глагол 
в форме  будущего времени указывает, что действие  совершится после
момента речи.

Например: 
Я буду читать правило.

В формах
настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное
окончание глагола является  показателем настоящего или будущего времени . В
форме  прошедшего времени глаголы  по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного
вида
не имеют форм настоящего времени, так как  совершенный вид
обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс
–ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным.
Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс
–у-/-ю-.

Форма прошедшего
времени
образуется  с  помощью суффикса –л-.  Этот суффикс  
образует форму слова, поэтому  в  основу   не   включается.

Форма
прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида:
варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная
форма глагола и форма прошедшеговремени  имеют одинаковую основу.  Эта основа
так и называется – форма  прошедшего времени(начальной формы). К основе 
прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма;  прибавляется
суффикс  -л-  — образуется форма прошедшего времени.

В форме
прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, 
стояло, стояли.

Написание 
безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я-   перед –ть  в
начальной форме нужно  запомнить, а в случаях  затруднений проверять
по  словарю.

Глаголы несовершенного
вида
образуют составную форму будущего времени с помощью глагола
быть в личной форме: буду   делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного
вида
образуют простую форму  будущего времени: сделаю, сделаешь,
сделает.

Глаголы
в форме  настоящего времени могут называть действия, которые совершаются
постоянно, всегда.

Например:
Волга впадает  в Каспийское  море.

В
предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле.
Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения.
Например: Мне подарили собаку.

Если о
действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного
наклонения.

Например:
Подарили бы мне собаку.

Если в
предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного
наклонения
.

Например:
Подарите мне собаку!

Глаголы
в форме изъявительного наклонения изменяются  по временам. Глаголы в
форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы
в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о
возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью
глагола в форме прошедшего времени и частицы  бы: поехал бы, отдыхала
бы, ныряли бы.

Глаголы
в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма
повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего
времени с помощью суффикса –и-:

Уберу –
убери  , сниму – сними

Или без
суффикса:

Бросим –
брось, сядем – сядь.

Глаголы
в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори
– говорите, иди – идите.

Глагол  в 
форме  наклонения
  в  предложении  всегда  является  сказуемым.

В
словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при
изменении  главного слова  (глагола)  зависимое  (существительное)  не
изменяется. Глагол управляет  (командует)  определённой  падежной  формой
существительного:  сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь
называется управлением.  

Например:
вспомнил о встрече,  помогала подруге.

Вид и
спряжение

глагола – это его постоянные признаки.  Остальные признаки глагола – наклонение,
время, лицо, число, род
непостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического  разбора глагола

1.    
Укажи
часть речи.

2.    
Запиши
глагол в начальной форме.

3.    
Укажи
постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

4.    
Укажи
непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

5.    
Определи,
каким членом предложения   является глагол.

Пример В конце февраля  сильнее 
пригревает солнышко.

1.    
Пригревает
– глагол.

2.    
Нач.ф.
– пригревать.

3.    
Пост
. призн. – несов. в., 1 спр.

4.    
Непост.
призн.: изъявит.накл., наст. вр.,   3 л.,  ед.ч.

5.    
В
предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что делает? что будет делать? что делала? что делали? и т.д. Например: играют, пишем, будут читать, выучат, нарисовали.

Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить), но и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

Как определить вид глагола

  1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы.

  2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? – это глагол несовершенного вида.

  3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? Что сделал? что сделает? – это глагол совершенного вида.

Например: прочитал — что сделал? Глагол совершенного вида.

Рисовал – что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы не употребляются с предлогами. У глаголов есть только приставки.

Частица не с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.

Вид глагола – это его обязательный постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида – это разные слова с разными значениями: читает – прочитал; дочитывает – дочитал.

В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол имеет следующие формы:

начальную – говорить, писать, везти, беречь;

личные — говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят.

Глагол имеет начальную форму. Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить, нести, беречь, жечь.

Начальная форма глаголов не изменяется (у неё нет окончания).

В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму.

Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь.

К глаголам в личной форме можно подставить местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные формы образуются с помощью окончаний: я говорю, ты говоришь, он она оно говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят.

Суффиксы –ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь.

[г]//[ж], [к]//[ч,], [д]//[ж], [ц]//[ч,], [с]//[ш], [ст]//[щ,] [т]//[ч,], [з]//[ж], [м]//[мл]

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.

Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если глагол употреблён в форме 3 лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают?, что сделает? что сделают?), на конце пишется -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов брить, стелить); на -ать (гнать, дышать, держать, слышать) на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1 спряжению относятся все остальные глаголы.

Как определить спряжение глагола

  1. Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

  2. Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

  3. Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.

  4. Если в начальной форме глагол оканчивается не на –ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Например: стира[и]шь – окончание безударное; начальная форма стирать; оканчивается на –ать, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь.

Вер[и]шь – окончание безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

В русском языке есть два разноспрягаемых глаголахотеть, бежать. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1 и 2 спряжения. Вот как они спрягаются:

Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё. Например: стрижём, печём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Глаголы изменяются по временам.

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

Например: Я читаю правило.

Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи.

Например: Я читал правило.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи.

Например: Я буду читать правило.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени . В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.

Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса –л-. Этот суффикс образует форму слова, поэтому в основу не включается.

Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная форма глагола и форма прошедшеговремени имеют одинаковую основу. Эта основа так и называется – форма прошедшего времени(начальной формы). К основе прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма; прибавляется суффикс -л- — образуется форма прошедшего времени.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, стояло, стояли.

Написание безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я- перед –ть в начальной форме нужно запомнить, а в случаях затруднений проверять по словарю.

Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.

Глаголы в форме настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Например: Волга впадает в Каспийское море.

В предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле. Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения. Например: Мне подарили собаку.

Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения.

Например: Подарили бы мне собаку.

Если в предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного наклонения.

Например: Подарите мне собаку!

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам. Глаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и-:

Уберу – убери , сниму – сними

Или без суффикса:

Бросим – брось, сядем – сядь.

Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори – говорите, иди – идите.

Глагол в форме наклонения в предложении всегда является сказуемым.

В словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при изменении главного слова (глагола) зависимое (существительное) не изменяется. Глагол управляет (командует) определённой падежной формой существительного: сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь называется управлением.

Например: вспомнил о встрече, помогала подруге.

Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, роднепостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического разбора глагола

  1. Укажи часть речи.

  2. Запиши глагол в начальной форме.

  3. Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола.

  4. Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.

  5. Определи, каким членом предложения является глагол.

Пример В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

  1. Пригревает – глагол.

  2. Нач.ф. – пригревать.

  3. Пост . призн. – несов. в., 1 спр.

  4. Непост. призн.: изъявит.накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

  5. В предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.

Глаголэто часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В предложении является  СКАЗУЕМЫМ.

Начальная форма глагола – это неопределённая форма.

Неопределённая форма глагола отвечают на вопросы: Что делать?  Что сделать? Не изменяется по  числам и временам,  оканчивается на  -ть, -чь, -ти (инфинитив)

Глаголы бывают совершенного вида и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида, отвечают на вопрос что сделать?  

Глаголы несовершенного вида, отвечают на вопрос  что делать?

Глаголы изменяются по числам и временам.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Действие происходит в момент речи.

Действие, которое уже  произошло .

Действие, которое еще произойдет.

Что делает? Что делают?

Изменяются по родам ( м.р,  ж.р, ср.р.)

Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

Что будет делать?

Что сделает?

Что будут делать? Что сделают?

Отличительный признак суффикс [Л]

Спряжение глаголов

Число

Лицо

І спряжение

ІІ спряжение

окончания

окончания

Единственное

1 – я

2 – ты

3 – он, она, оно

-у, -ю

-ешь

-ет

-у, -ю

-ишь

-ит

Множественное

1 – мы

2 – вы

3 – они

-ем

-ете

-ут, -ют

-им

-ите

-ат, -ят

ВЫУЧИ!

СеЯть,  веЯть, реЯть, блеЯть, лаЯть, хаЯть, затеЯть , кашлЯть, кланЯться, лелеЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

 ( это глаголы I спряжения)

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).
  • Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Источник статьи: http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-glagol/

Все правила о глаголе 4 класс

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Изменение глаголов по числам
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: ребёнок играет, мяч прыгает, колесо вертится. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают, колёса вертятся. Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Изменение глаголов по временам

Время Значение Вопросы Примеры
Настоящее Действие происходит в момент речи Что делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Что делаем?
Что делаете?
Что делают?
Пою,
Поёшь,
Поёт,
Поём,
Поёте,
Поют
Прошедшее Действие происходило до момента речи Что делал?
Что сделал?
Что делали?
Что сделали?
Пел,
Спел,
Пели,
Спели
Будущее Действие будет происходить после момента речи Что сделаю?
Что сделаем?
Что сделаешь?
Что сделаете?
Что сделает?
Что сделают?
Что буду делать?
Что будем делать?
Что будешь делать?
Что будете делать?
Что будет делать?
Что будут делать?
Спою,
Споём,
Споёшь,
Споёте,
Споёт,
Споют,
Буду петь,
Будем петь,
Будешь петь,
Будете петь,
Будет петь,
Будут петь

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л : стоя л , освети л о, задума л ась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело, дошёл – дошла, дошло.
Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн.ч Ед. ч. Мн.ч
1-е -у(-ю) -ем (-ём) Иду, узнаю Идём, узнаём
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) Идёшь, узнаёшь Идёте, узнаёте
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) Идёт, узнаёт Идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн.ч Ед. ч. Мн.ч
1-е -у(-ю) -им Горю, научу Горим, научим
2-е -ишь -ите Горишь, научишь Горите, научите
3-е -ит -ат (-ят) Горит, научит Горят, научат

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

I спряжение II спряжение
Все глаголы на – ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ, -ОТЬ, — УТЬ, — ТЬ: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.
Исключения:
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Видеть, слышать и смотреть,
Ненавидеть и зависеть,
Да ещё терпеть, вертеть.
Все глаголы на – ИТЬ: просить, лечить, ловить.
Исключения: брить, стелить, зиждиться

Особенности спряжения глаголов будущего времени

Число Лицо При употреблении одного глагола При употреблении двух глаголов
Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить
2-е (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить
3-е (Что сделает?) Поможет, наклеит (Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить
Множественное 1-е (Что сделаем?) Поможем, наклеим (Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить
2-е (Что сделаете?) Поможете, наклеите (Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить
3-е (Что сделают?) Помогут, наклеят (Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.

Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).

Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.

НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

Проверь себя, выполнив тест.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

4. Изменяется ли глагол по числам?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

2) Что сделает? что будет делать?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/glagol

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в майле найти письмо по годам
  • Как найти расходы в сбербанк
  • Как составить предложение с наречиями 4 класс
  • Подключение к сайту не защищено как исправить эксплорер
  • Как найти одну часть периметра