Говорю тихо как исправить

Присоединиться к нашему Telegram

Говорите тихо? Вас не слышат, но вы все равно говорите тихо? Да, это встречается и довольно часто. Бывает, это называют хорошим воспитанием. Но, это не так. К воспитанию это действительно имеет отношение, но к хорошему – никакого. Вы бы хотели говорить громче, спокойнее и увереннее, но не получается. И, вероятно, вот почему…

Тихо – это не главное

Проблема тихо говорящих людей, как правило, не в том, что они говорят тихо, а в том, что их не слышат. А, точнее, не слушают. Иначе, это не было бы проблемой. В самом деле, представьте себе, человек начинает тихо говорить и, вот, все вокруг прекращают свои разговоры и внимательно его слушают. Но, если этого не происходят, то ваше слово не настолько важно, чтобы окружающие отвлеклись от своих дел и обратили свое внимание к говорящему.

Это нормально. Люди реагируют на громкий голос. Если человек говорит громко, это воспринимается, как важное сообщение (как правило). Очень часто громкость и уверенность – синонимы. Поэтому, если человек говорит тихо, то, очень часто, это выглядит, как неуверенность. Надо сказать, в большинстве случаев, так оно и есть.

Почему мы с мужем перестали разговаривать?

Откуда это взялось?

Так почему некоторые люди говорят тихо, откуда это берется в их жизни?

На самом деле, тут может быть несколько факторов и они связаны с детством и, следовательно, воспитанием.

Речь – это способ, которым мы предъявляем себя другим людям. Вероятно, в большинстве случаев можно провести параллель между речью и значимостью места, на которое мы претендуем прямо сейчас. Громкость – одна из таких характеристик, но не единственная. Есть еще тембр, нотки голоса, которые могут быть не менее важны. Громкостью мы себя предъявляем, конечно, до определенного предела. Многое зависит от ситуации. Если у нас спокойный разговор, то и громкость будет «нормальная», если «громкий» конфликт, то, вероятно, громкость повышается. Если же в условиях, когда ожидается одна громкость, у человека она снижена, то тогда и есть смысл интересоваться, почему так происходит.

Когда мы учимся регулировать свою громкость? Совершенно очевидно, это происходит в детстве. Один из основных регуляторов – это позиция родителей и других родственников в семье.

Если ребенок громко заявляет о себе (кричит, громко радуется, громко злится), то ему может быть сказано, что это плохо, он своим «громким» поведением мешает разговаривать взрослым (важным) людям и ему следует удалиться и подумать над своим поведением. В общем, если ребенок наказывается за свои «громкие» проявления, то, у него так и сформируется привычка говорить тихо. И, во-вторых, он будет опасаться это делать вблизи людей. Возможно, что и вообще всех людей. Они будут ему казаться опасными, а он не слишком значительным, его мнение никого не интересует.

Может быть и немного другая ситуация. Например, родители (или только один родитель, если только он воспитывает ребенка) постоянно уставал, или болел, много лежал, то ребенок, конечно, усвоил, что для того, чтобы не беспокоить важного человека, надо вести себя тихо и молчать, или говорить так, чтобы не мешать. И, вообще, угадывать его желания.

В общем, варианты есть.

Дополнительным фактором может быть недостаток социальных контактов со сверстниками, среди которых можно было бы научиться соответствующей манере общения и приобрести полезные навыки. Очевидно, это не произойдет, если сверстники по каким-то причинам будут «травить» ребенка; тогда проблема только усугубится.

Не стоит исключать и генетическую предрасположенность, то есть темперамент ребенка. Он может сильно поспособствовать формированию такого поведения.

Очень часто родители радуются, что ребенок ведет себя очень тихо, слушается, пусть даже и стесняется попросить чего-нибудь. Они называют таких детей «золотыми». К сожалению, золото, которое достается самому ребенку, скорее лепреконское.

В итоге,  есть высокая вероятность, что сформируется не очень уверенный в себе человек, считающий, что следует в первую очередь думать о других людях, что сам он не слишком важен, опасающийся «предъявлять» себя обществу. И, конечно, его голос будет тих, незаметен и теряться.

Как сделать первый шаг – инструкция для женщин

Что с этим делать?

Почему я тихо говорю?

johnhain / Pixabay

Очевидно, что проблема тихого голоса – не в голосовых связках. В каком направлении работать, чтобы исправить ситуацию?

Скорее всего, здесь потребуется комплексная работа с психологом, и, возможно, дополнительные тренинги. Ниже приводятся несколько направлений для работы. Это не является техниками, это то, что позволит направить ваши мысли в направлении изменения ситуации.

Осознать ошибки в воспитании

Скорее всего, у такого человека формируется представление о том, что говорить тихо это, в общем-то правильно и соответствует желанием родителей. Если он говорит громко – то это не очень правильно. Так вот, надо осознать, что это не то, из чего надо делать фетиш. И это не обязательно является достоинством. Скорее наоборот. Это просто желание родителей и сложившиеся обстоятельства. Это означает, что человек имеет право отказаться от этой «добродетели», которая вовсе не добродетель и вовсе не его, а присвоенная ему, как знак отличия. Но не того отличия, которого бы ему хотелось.

Задавая себе вопрос «Кто сказал, что надо именно так?» можно, скорее всего, обнаружить источник. Родители делают то, что могут и то, что хотят. Дети имеют право это взять или не взять в свою жизнь и отказаться в любой момент.

Если вы не вспомните ситуации, приводящие к такому поведению, то результат тот же – вы все равно можете отказаться от «наследия».

Конкретные ситуации

Постарайтесь вспомнить ситуации, которые могли привести к подобным результатам. Это поможет наметить цели для работы. Некоторые психологи советуют их пережить самостоятельно, но это не всегда хорошо – можно «застрять» в ситуации и, в итоге, ничего не приобрести, а только погрузиться в тяжелые переживания.

Вы важны

Надо понимать, что вы не менее важны, чем любой другой человек на этом свете и в этом нет никаких оснований сомневаться. Это должно проявиться на уровне чувств и ощущений. Почти наверняка, умом вы это понимаете, но этого недостаточно.

С тревогой по жизни – как справиться?

Поработать со страхами

Когда человек говорит тихо, это очень часто бывает связано с ощущением, что другие люди опасны, что говорить громко – опасно, привлекать к себе внимание – опасно. Эти страхи, очевидно, связаны с ситуациями из детства, когда наша «громкость» раздражала родителей. Эти страхи вполне можно или снять вообще, или довести до приемлемого уровня. Посмотрите, нет ли у вас значительного страха смерти. Очень часто многие страхи наслаиваются на него. Если «выдернуть» его, то остальные страхи могут начать разваливаться, как карточный домик.

Анализируйте свои чувства

Если вам кажется, что у вас мало чувств, или их нет, то это значит, что они вытеснены опять же из-за издержек воспитания. Чувства – это ключ к нашим реальным желаниям и потребностям. Для начала, научитесь говорить о них со своими близкими. Через осознание своих потребностей, пробуйте предъявлять себя. То есть, если вы, например, раздражены, то за этим может прятаться потребность в отдыхе, о чем вы можете сообщить близким и договориться, чтобы вас не беспокоили.

Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

О нас/Назначить встречу

Избавляйтесь от иллюзий

Почти наверняка у вас много представлений о том, что думают люди, что они думают в отношении вас. Все это, как правило, не верно. Чтобы получить истинную картину, вам придется спрашивать, общаться и только тогда вы сможете сложить картинку.

Избавляйтесь от иллюзий в отношение себя. Возможно вы кажетесь себе не слишком привлекательным персонажем. Но, это просто оценка. Ваша оценка. Есть оценка ваших родителей. Есть оценка других людей. Если вас плохо оценили родители, то откуда у вас уверенность, что они вас хорошо знали? Может быть, вернее будет предположить, что они хотели видеть вас таким, как им хочется?

Если же вы себя оцениваете не слишком хорошо, то спросите себя, зачем вам это надо? Как может человек оценивать сам себя плохо? Кому это выгодно? Вы – это то, чем себя считаете. Если вы считаете, что вы плохи, то, возможно, таким образом, получаете некие важные для себя преференции, например, можете позволить себе что-то не делать. Или, возвести страдание в величие духа. А, с этим, довольно тяжело жить.

Подписаться на мой youtube-канал

Еще:

  • Об авторе
  • Авторские материалы

Андрей Петраков

Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3500 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или онлайн

О нас/Назначить встречу

Андрей Петраков

Как не звучать монотонно

Чек-лист оценки выступлений

Четыре аспекта, которые помогут сделать выступление живым

Монотонность в речи мешает и слушателям, и самому выступающему, поэтому от нее лучше избавляться. Есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание, чтобы сделать выступление увлекательным и запоминающимся.

Что такое монотонность

Монотонность — это однообразное, ровное звучание речи без пауз и выделения главных мыслей.

Например, выступление монотонно, когда спикер говорит слишком медленно или наоборот — тараторит. Или когда речь построена на одной эмоции, например, выступающий говорит только весело или только грустно — тогда выступление тоже получается монотонным. Речь из-за этого звучит сухо и неинтересно.

Спикеры, в первую очередь, сосредоточены на содержании, поэтому иногда не контролируют подачу, — так возникает монотонность. Выступающий не успевает отслеживать, с какой скоростью, он говорит, использует ли паузы и эмоции.

Из чего состоит питч

Почему от монотонности стоит избавляться
Когда речь однообразная, слушатели быстро устают. Они теряют нить повествования: одни уходят в свои мысли, другие достают телефоны, а третьи начинают переговариваться. Это может создать шум в зале, который будет отвлекать спикера. Выступающий начнет волноваться и сбиваться.

Вы точно вспомните хотя бы одного преподавателя, лекции которого было сложно слушать. Как этот человек проводил занятие? Скорее всего, он монотонно читал с листочка, всегда говорил тихо и не заботился о том, чтобы вы уловили главную мысль лекции. На таких лекциях студенты больше всего переговаривались между собой и отвлекались, потому что преподавателю не удавалось удержать их внимание.

И наоборот, точно был классный преподаватель, который вел скучнейший предмет, но на его лекции ходил весь поток. А все потому что учитель умел завладеть вашим вниманием при помощи подачи: заботился, чтобы вы успевали воспринимать информацию, поэтому делал паузы, эмоционально приводил примеры и голосом подчеркивал важные идеи.

Что помогает разнообразить речь
Сделать речь более живой можно с помощью акцентов и контрастов.

Акценты в речи — это выделение при помощи голоса и пауз ключевых идей выступления, которые зрители должны запомнить лучше всего. Акценты также позволяют удерживать внимание аудитории.

Контрасты — это инструмент, с помощью которого можно отделить одну часть выступления от другого, переключить внимание слушателей, всколыхнуть чувства аудитории.

Использовать акценты и контрасты в речи можно при помощи трех инструментов:

  1. голос, 
  2. паузы, 
  3. эмоции.

Далее разберем, как работает каждый из инструментов.

Мы расскажем вам про самые эффективные приемы подачи. Но если вам интересно прокачать не только подачу, но и содержание и взаимодействие с публикой, у бюро Глагол есть набор

«Карточки спикера»

 — 86 карточек с описанием приемов для публичных выступлений и примерами, как их использовать.

Работа с голосом

Опытные спикеры используют в выступлениях два аспекта, которые связаны с голосом — скорость речи и ее громкость.

Скорость речи
Скорость речи — инструмент спикера, который помогает расставлять акценты в выступлении и удерживать внимание аудитории. Лучше всего менять скорость речи по ходу выступления, чтобы сфокусировать внимание слушателей на главном.

Ускорение речи поднимает динамику и создает ощущение ажиотажа. Такая подача подходит для этапа кульминации или когда вам нужно быстро перечислить не очень значимые события.

Замедление речи помогает вернуть внимание аудитории — вы можете изменить тон выступления или подчеркнуть главное. Прием работает, когда нужно выделить важные моменты, обозначить тему или проговорить ключевой вывод.

Посмотрите выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing. В нем видно, как спикер работает со скоростью. Сначала он быстро рассказывает про историю развития науки, а затем замедляется на примере про Екатерину II и делает паузу. Зрители успевают за это время отреагировать на шутку и сделать передышку — подготовиться к новой информации. Дальше он продолжает рассказ снова на высокой скорости.

Выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing

Что делать
Чтобы научиться работать со скоростью, возьмите текст, в котором идет перечисление предметов, событий и т. п. Читайте этот отрезок быстро и замедлите темп, когда он закончится.

Громкость речи
Громкость речи помогает выделить главные мысли: когда спикер говорит что-то громче или, наоборот, шепотом, аудитория включается.

Посмотрите выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing. Обратите внимание, как он работает голосом — он то говорит спокойно и тихо, то усиливает громкость и одновременно говорит быстрее. Его интересно слушать, потому что его выступление похоже на захватывающий фильм — ждешь, что же там, в следующей сцене.

Выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing

Что делать
Изменяйте громкость по ходу выступления. Определите мысль, которую хотите подсветить, и произнесите ее громче, чем остальное выступление. Или, наоборот, перейдите на шепот, как будто делитесь тайными знаниями. Оба приема привлекают внимание зрителей и заставляют их слушать очень внимательно.

Если у вас еще нет готового выступления, потренируйтесь на отрывке любого текста или на стихотворении. Сделайте пометки в местах, где нужно говорить громче и где тише, и пробуйте менять громкость во время чтения.

Вы можете тренировать не только громкость, но и скорость: по ходу чтения говорите громче и быстрее, чтобы создать напряжение, а последние две строчки, наоборот, произнесите тише и медленнее.

Паузы
Смысловая пауза — это пауза между блоками в выступлении. Она дает зрителям возможность осмыслить услышанное и логически структурирует выступление.

Во время выступления у человека нет возможности все держать под контролем. Спикер одновременно фокусируется на нескольких вещах: думает о том, что говорить, о презентации, боится забыть текст, переживает, как он выглядит и т. п. Фокус внимания рассеивается, поэтому про паузы выступающий может забыть.

Спикеру кажется, что паузы неуместны. На сцене время тянется дольше — секундная пауза превращается в минутную в голове выступающего. Он думает, что для людей в зале слишком долгая пауза — это показатель, что спикер не разбирается в теме или забыл текст. Это заблуждение — на самом деле, зрители спокойно воспринимают даже задумавшегося спикера.

Спикеры не делают паузы по двум причинам:

Пауза показывает, что выступающий заботится о своем слушателе. Таким способом спикер дает аудитории время понять смысл сказанного и подготовиться к следующему блоку выступления. Зрителям проще слушать, когда им дают время воспринять информацию.

Паузы используются не только для разделения блоков, но и чтобы подчеркнуть главную мысль.

Например, Саймон Синек в своем выступлении на TED часто делает паузы. Его речь очень логичная, и его легко слушать. Паузы Саймона не длинные — пары секунд достаточно, чтобы слушатели подготовились воспринимать новую информацию.

Выступление Саймона Синека на TED

Для начала набросайте структуру своего выступления.

Визуально отделите каждый смысловой блок от предыдущего. Вы можете сделать отступы, выделить цветом, или прописать текстом, где должна быть пауза.

Отрепетируйте свое выступление при помощи визуальной структуры. Делайте паузу, когда переходите от одного блока к другому. Если вам сложно сразу привыкнуть к остановкам, в момент паузы хлопните в ладоши или сделайте глубокий вдох. Затем продолжайте.

Постепенно вы научитесь осознанно делать паузы в нужных местах и уже будете чувствовать себя уверенно.

Как добавить паузы в выступление:

Эмоции
Если спикер все время говорит спокойно или звучит одинаково весело, выступление становится монотонным. Это можно исправить, если добавить разные эмоции: весело расскажите смешной случай, увлеченно приведите воодушевляющий пример, говорите серьезно о важной проблеме. Старайтесь, чтобы ваши эмоции соотносились с тем, о чем вы говорите.

Эмоции помогают спикеру вызывать чувства у аудитории или переключать внимание. Слушатели быстро считывают, как меняется настроение спикера и перенимают эти эмоции. Например, спикер может начать выступление с грустной истории и после этого бодро рассказать о том, как эта история разрешилась. Так выступление звучит более интересно, а слушатель вовлекается эмоционально — он сочувствует спикеру и радуется, когда тот говорит о решении.

Посмотрите выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing. Он часто озвучивает персонажей своих историй — но не пародирует, а добавляет эмоции, паузы, меняет темп и тембр голоса. Например, когда Дима озвучивает просьбу ребенка (01:54), он меняет манеру речи и использует паузу.

Выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing

Проанализируйте свое выступление.
Нарисуйте шкалу и отметьте на ней все элементы структуры вашего выступления:

Теперь добавьте эмоциональные элементы контента — например, историю своего провала — и чувства, которые должны испытать в этот момент слушатели — например, зрители засмеются:

Теперь пропишите приемы, которые позволят вам усилить ту или иную эмоцию у зрителей:

Разные эмоции в речи помогут сделать ваше выступление живым и запоминающимся.

Чтобы добавить эмоции, сделайте следующее.

Кликните на изображение для увелечения

Кликните на изображение для увелечения

Кликните на изображение для увелечения

Выводы

  1. Чтобы не звучать монотонно, расставляйте акценты и контрасты в речи. В этом вам помогут голос, паузы и эмоции.
  2. Чтобы выделить главные мысли, изменяйте темп речи — замедляйтесь, когда говорите о важном, и ускоряйтесь, чтобы создать динамику.
  3. Научитесь работать с громкостью голоса. Чтобы привлечь внимание слушателей к какой-то идее, усильте громкость речи или, наоборот, перейдите на шепот.
  4. Обязательно используйте паузы — они помогают вашим слушателям осмыслить информацию и структурируют выступление.
  5. Наполните выступление эмоциями. Эмоции вовлекают аудиторию и удерживают ее внимание.

Чек-лист оценки выступлений

Смотрите также


Самопрезентация — это не минута славы, а инструмент, чтобы установить контакт со слушателями и завоевать их доверие


Что такое активное и пассивное общение с залом и аудиторией. Формы активного и пассивного общения с аудиторией. Как подготовиться и правильно общаться с залом на выступлении.


Разработка гайдов, обучение и подписка на подготовку публичных выступлений



Как вести себя руководителю, если все пошло не по плану


И почему хорошая концовка важна


Три версии прогона


Как развить навык коммуникации


Дисфония: симптомы и причины возникновения

Дисфония — расстройство голосообразования, при котором нарушается качество голоса (высота, сила, тембр), вследствие чего он становится неполноценным — слабым, маломодулированным, охриплым и так далее. Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. Полное отсутствие голоса, при котором может сохраняться только шепотная речь, называется афонией.

Основные проявления

Увеличение или уменьшение тонуса в голосовых складках, неполное смыкание голосовой щели, тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, дискоординация в работе внешних и внутренних мышц гортани, вибрирующий голос, сбивчивость речевого дыхания, ощущения дискомфорта в горле.

Неоднородность форм нарушений голоса определяет разнообразие их клинических проявлений. Различия между ними обусловлены прежде всего природой нарушения (органические или функциональные, врожденные или приобретенные); локализацией и размерами очага поражения. Специфику нарушения голосовой функции при каждой из форм Дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная, мутационная, спастическая) также определяют: длительность нарушения (кратковременные или стойкие изменения) степень тяжести (грубая, средняя, легкая), этап заболевания (ранний или поздний восстановительный), патогенетические механизмы (характер нарушения).

Каковы причины возникновения Дисфонии?

Причинами могут являться острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты); черепно-мозговые травмы; последствия хирургических операций в области шеи; онкологические заболевания; различные нейродегенеративные процессы; осложнения, вызванные перенесенными инфекционными заболеваниями; чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат и другие причины.

Каковы симптомы Дисфонии?

  • изменение силы голоса (слабый, тихий, шепотный, повышенной громкости, истощающийся в процессе говорения)
  • изменение тембра голоса (осиплый, тусклый, глухой, хриплый, с носовым оттенком, напряженный)
  • изменение тональности голоса (маломодулированный, монотонный)
  • свистящее, шумное речевое (певческое) дыхание

Можно ли восстановить голосовую функцию при Дисфонии?

Чтобы восстановить голосовую функцию, необходима помощь логопеда. Специалист в ходе диагностического обследования устанавливает, какие именно аспекты голосообразующей деятельности нарушены; составляет индивидуальную программу восстановления; проводит индивидуальные занятия (процедуры), включающие в себя дыхательную гимнастику, речевые и вокальные упражнения, логопедический массаж, вибростимуляцию речевой и шейной мускулатуры. При необходимости подключает медикаментозную терапию (консультации невролога, психотерапевта). Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Чем раньше больной будет направлен к специалисту за помощью, тем быстрее он достигнет максимального уровня социального функционирования, улучшив, таким образом, качество жизни.

Как развить голос, дикцию и речь?

Как развить голос, дикцию и речь?

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней», а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Причины тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это неуверенность в себе, низкая самооценка и закомплексованность. Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, застенчивость и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что—то не так (комплексы), охватывает чувство страха и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос, если Вы хотите развить дикцию, если Вы хотите развить речь, Вам необходимо провести огромную работу над собой. Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Как развить голос?

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5—10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» — произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Текст скороговорки здесь.

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5—7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7—12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов». Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20—30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10—15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка — улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь». Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь». Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть». Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА — ПТКО — ПТКУ — ПТКЭ — ПТКИ — ПТКЫ

ТПКА — ТПКО — ТПКУ — ТПКЭ — ТПКИ — ТПКЫ

КПТА — КПТО — КПТУ — КПТЭ — КПТИ — КПТЫ

БИ — ПИ — БЭ — ПЭ — БА — ПА — БО — ПО — БУ — ПУ — БЫ — ПЫ

ПИ — БИ — ПЭ — БЭ — ПА — БА — ПО — БО — ПУ — БУ — ПЫ — БЫ

МВСТИ — МВСТЭ — МВСТА — МВСТО — МВСТУ — МВСТЫ

ЗДРИ — ЗДРЭ — ЗДРА — ЗДРО — ЗДРУ — ЗДРЫ

ЖДРИ — ЖДРЭ — ЖДРА — ЖДРО — ЖДРУ — ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться, а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, книги. И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

2) Второе, что Вам необходимо сделать, это исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин» и т. п. Наличие таких слов в Вашей разговорной речи никак не украсят Вашу речь.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

Нарушения голоса

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Нарушения голоса

Нарушения голоса

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

  • хронические ларингиты;
  • ожоги и травмы гортани;
  • периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва);
  • «певческие узелки»;
  • опухоли (папилломатоз) гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани;
  • состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Нарушения голоса — лечение в Москве

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти базовый приоритет
  • Как найти гадалку в москве форум
  • Как исправить сертификат на файле
  • Как найти относительную ссылку
  • Как найти картинки похожие на тебя