Грассирование как исправить

Logo eva.ru

грассирующая «р»

копировать

22.10.2014 09:35

Подскажите, пожалуйста, кто сталкивался. Дочь 4.5 года стала прям вот несколько дней назад грассировать звук»р», до этого звука просто не было. Это шаг в сторону правильной постановки звука со временем или шаг в сторону картавости? Почитала интернет — многие пишут, что грассирующая р — это прям срочно к логопеду, но после 5 лет. Стоит ли ждать? Бывает ли, что именно грассирующая р становится нормальной, или такой звук без работы никогда не станет нормальным?

копировать

22.10.2014 09:39

Моя дочь грассировала лет с 3-х до 6,5. Сначала попали к неудачному логопеду, пугала, что года полтора будет звук ставить. Занятия были очень нудные, неинтересные и неэффективные. Походили к ней недолго. А потом попали к хорошему школьному логопеду, и звук установился за 6 занятий.

копировать

22.10.2014 10:12

Не стимулируйте это рычание. Не хвалите, поправляйте. Когда мой сын зарычал, бабушка очень радовалась. Все подкидывала ему новые слова с «р»… в результате навык автоматизировался и так и не ушел, несмотря на занятия с логопедом. Сейчас перед йотированными гласными говорит «р» нормально, а перед нейотированными и в начале слова — горлом. И я бы к логопеду уже заглянула

копировать

22.10.2014 19:14

Нет, сама не встанет, вернее, вероятность всегда остается, но очень и очень маленькая. Причем горловую «р» как вот у вас теперь, гораздо сложнее исправить, чем просто пропуск этой буквы, как у многих детей и бывает (ваежка, вообей и т.д.). Если бы вам было 5-5,5, я бы однозначно посоветовала срочно к логопеду. Но в 4,5… Дело в том, что к логопеду вам надо и правда срочно, исправить проще, пока звук не закрепился еще, не привык ребенок, может, даже с первого занятия сможете поставить правильный, а дальше сама пойдет. Но все осложняется юным возрастом, когда и мотивации особой еще нет, и фонематический слух не такой, так сказать, острый, чтобы себя и других слышать и контролировать, и какие-то занятия ввиду сложности вообще недоступны, или доступны в урезанном варианте и т.д. Потому, если есть на примете хороший логопед, в идеале тот, который не упражнениями и не прописями будет ребенка маять, а тот, который логомассаж делает и с помощью него звуки ставит — идите и не тяните. Если никого нет, будете искать и неизвестно кого найдете, то можно и не очень торопиться, все равно будете исправлять уже. Я не помню, когда начала грассировать моя старшая, в 5 точно уже. А до 5 логопеды говорили нам — погуляйте, пока это норма, ничего делать не надо. В 5 когда пришли: «А чего же вы так затянули, уже поздно!» С обычным логопедом занимались год, результатов 0, вернее, минус, потому что звук закрепился намертво, логопед рассказывала, что многие остаются картавыми при таких вводных, вряд ли исправите… Но повезло найти супер-логопеда специалиста по массажу (мы не в Москве, если что). В 6,5 за 2 месяца (по 20 занятий 2 курса) исправили и шипящие (их не было) и горловую «р». Все отлично. Но работа была серьезная, и ребенок тоже очень старался, очень хотел говорить правильно.

копировать

22.10.2014 19:34

Это не шаг, это просто другая разновидность неправильности))) Сходите к логопеду, она покажет Вам упражнения, будете сами потихоньку заниматься с ребёнком. Особой срочности пока нет.

копировать

26.10.2014 11:09

Исправляйте сейчас, пока не перешло в привычку. Мой с 4 лет грассировал. Сейчас почти 7. Ничего никуда не встало. Бьемся со вторым логопедом уже. Сам звук Р чистый есть у него, а автоматизация идет долго и нудно. Не запускайте! Я повелась на мнение первого логопеда, что до 5 лет не трогать.. теперь расхлебываю.

копировать

22.10.2014 14:15

Мое мнение: не переходит грассирующая Р в обычную сама по себе. Нужны усиленные занятия с логопедом, чтобы уйти от нее. Мы сына из этой Р с помощью логопеда вытащили.

Anonymous

Anonymous

копировать

22.10.2014 17:15

У нас сама «встала» в 5 лет.К логопеду мы записались и даже 1 раз сходили,но он сказал,что он нам не нужен.

копировать

23.10.2014 21:04

Т.е. ребенок именно грассировал р и потом сам стал говорить правильно? Или пропускал этот звук. а в 5 стал говорить? Я вот почитав форум, попросила дочку не «рычать», а как и раньше пропускать звук, пока она не может его произносить правильно, и оказалось, она может это делать. Т.е. сегодня, например, грассировала буквально несколько раз, хотя постоянно что-то говорит.

копировать

23.10.2014 21:38

Вряд ли грассирующая встала на место. Это маловероятно. Скорее, «Р» не было, а потом появилась.

Anonymous

Anonymous

копировать

23.10.2014 23:11

да,ребенок произносила «Р» на французский манер. При переводе в старшую группу сада в мае всех детей осматривала логопед и она нам сказала,что с осени будем заниматься с ней и «ставить» букву Р. И буквально за неделю-две до занятий ребенок стала произносить «Р» чисто. Логопед это подтвердила и занятия отменила.

копировать

23.10.2014 23:29

если автор не против, спрошу здесь. У дочки (сейчас ей 5,10) была грассирующая Р, весной занималась с логопедом, появилась нормальная, но «рычащая»(не грассирующая уже, рычит языком, а не горлом, но как бы утрированно) — трррракторрр и т.п. Логопед сказала, что мол каникулы, как раз все атоматизируется, и рычание уйдет. В итоге дочка продолжает грассировать, если напомнить (а напоминаю постоянно) — рычит. нормальное Р не появляется. Нужен логопед? И видимо другой? или действительно это утрированное станет нормальным? с сыном было все по-другому: Р не было вообще, за несколько занятий логопед (другая) поставила. а тут ерунда какая-то…

копировать

24.10.2014 18:59

Логопед нормальный, ее основная задача — поставить звук, она вам его поставила. Дальше автоматизация. Логопед, конечно, может заниматься с ребенком по паре часов в день, если вы заплатите, автоматизацией. Но зачем? Обычно так делают, если у родителей совсем нет возможностей (сами картавые, по времени ноль или еще что), либо жадные до денег логопеды — так как работа-то повседневная, простая, дело только в повторении постоянном. От логопеда попросить только стишки («Не боится грома Рома, ведь у Ромы папа дома» и т.д., целые книжки есть, но нам пары десятков стишков хватало :)), чистоговорки («ра-ра-ра — поздно встали мы с утра; ру-ру-ру — я малину соберу» и т.д.). На автоматизацию уходит от 2 недель до 4 месяцев. Помимо исправлений (методично исправлять КАЖДУЮ ошибку, просить повторить правильно) каждый день дома по 30 плюс-минус минут заниматься чистоговорками и стишками. Привыкнет. Звук есть, если вы будете исправлять и добиваться, будет говорить правильно, никуда уже не денется.

копировать

26.10.2014 19:49

:) Спасибо. Пошла стишки и чистоговорки искать) Видимо,действительно, одних исправлений мало .

копировать

27.10.2014 18:16

Дать вам несколько? :) Трут морковь на терке Рае и Егорке Кроит из бархата портной Роме куртку с бахромой Подруга выдра у бобра Она проворна и хитра Бобер и выдра поутру Играют в новую игру На картинках детворы Тигры храбры кобры мудры А бобры добры Играет Рая на тромбоне Играет Рома на трубе Макар играет на гармони А Герман на аккордеоне Квартет играет в парке Под кедрами у арки Ранним утром кое-как Роет нору хмурый рак Рак бы рад ее не рыть Но ведь где-то надо жить Работать раку неохота Не радует его работа Два брата у Прохора Захар и Егор Захар дрова рубит Егор метет двор Ромин папа утром рано В каждый дом идет с экрана Вот такой у папы труд Папу диктором зовут Есть у Ромы огород В нем морковка растет И горох и помидоры Рома фермер будет скоро Громыхает грозный гром Где-то в роще за бугром Не боится грома Рома Ведь у Ромы папа дома На корме кроме Ромки Егор и Артемка На корме кроме Марка Рита и Тамарка Но лучше начать с чистоговорок — я писала примеры. Все буквосочетания — ра, ро, ру, ре, ры и т.д. Сначала повторяется три раза слог с «р», затем строка, заканчивающаяся на тот же слог. Я их сама уже придумываю на ходу. Главное, чтоб не было «р» в серединах слов, для начала, потом можно и посложнее, чтоб несколько букв встречалось. Потом ар, ор, ур и т.д. — «ар-ар-ар — закипает самовар, ор-ор-ор — подмету сегодня двор» и т.д. Но это будет посложнее, чем ра-ро-ру, если не получается, остановиться на них, закрепить, а потом к ор-ар-ир. Автору. Сначала надо поставить звук. Если звука нет, то стишки и скороговорки нельзя.

копировать

27.10.2014 22:04

О! Спасибо. Несколько я обнаружила в тетради, которую нам логопед завела. Мы по ней занимались дома весной, просто я не знала, как это называется и мне никто не подсказал продолжать) Но у Вас тут еще больше, спасибо)

копировать

24.10.2014 17:30

У нас эта же проблема — спасибо свекрам, млин! Предупреждали, не трогайте, не учите! За две недели с ними на даче ребенок заполучил грассирующую Р. Логопед чуть не плакала, ставили шипящие-свистящие, а теперь еще и картавость выправлять:((( логопед говорит, что это очень и очень сложно исправлять, сейчас надо просить чтобы ребенок замещал Р на Л. Сыну почти 5, заниматься начали в 4, 6….

копировать

24.10.2014 18:07

Ну это смотря какой логопед. Я уже рассказывала, как одна стращала тем, что долго и мучительно будет исправлять. А другая спокойно за 6 занятий поставила звук. Причём у нас грассирующий был 3 года как минимум.

копировать

28.10.2014 13:39

Ой-ой-ой, исправлять на Л??? Это жуткий перебор.

логопед

логопед

копировать

29.10.2014 11:24

На что же исправлять, если Р ребенок грассирует страшно….пока решили на Л, но я произношу правильно, он повторяет без грассирующего Р, слышится Л

копировать

29.10.2014 13:15

Бросить все остальные звуки и заняться постановкой нормального Р. Если шипящие ставили, язык ребенок уже нормально поднимает к небу.

логопед

логопед

копировать

29.10.2014 13:19

Если ребенок сам начал уходить от Л к грассирующему Р, это значит, что он уже слышит разницу между Р и Л, фонематический слух достаточно развит. Ребенок хочет и тянется произносить корректно, только способа у него пока нет. И неправильно толкать его обратно в неразличение звуков. Лучше дать способ произносить хорошо.

логопед

логопед

копировать

24.10.2014 21:38

Моему сыну уже 8 лет. Р — горловая, Л — не выговаривает. Логопеды эти деревенские всё валят на провисающее нёбо. Младшему почти шесть, без переводчика не разобрать что говорит, а между тем, в следующем году в школу… Безвыходная ситуация какая-то. Грассирующая р всегда слух резала, а тут аж двое картавых… Шла мимо, решила вам поплакать…

Anonymous

Anonymous

копировать

24.10.2014 21:48

Ну так чего ждете? К логопеду. Старшего, возможно, уже не исправишь (теперь его желание нужно, так как уже привык говорить неправильно); но с младшим бегом к грамотному логопеду — надо помогать ему!

Anonymous

Anonymous

копировать

25.10.2014 16:29

В моей деревне два логопеда. Занимаемся несколько лет уже. Поставили только шипящие звуки. Сама, с помощью интернета, пытаюсь учить, но плохо получается. Ваше «чего ждёте?» слегка возмутило. А «бегом к грамотному логопеду», так это совсем как из сказки история. У нас, например, фельдшер одна на всех, к больным ездит на велосипеде. Логопеды — девочки, юные создания, опыта маловато. Не все в нашей стране в Москве живут.

Anonymous

Anonymous

копировать

25.10.2014 18:26

Не сдавайтесь! Прям каждый вечер, хотя б по 5 минут.

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 12:50

я исправила себе горловое Р на нормальное в 27 лет, занималась ежедневно вечером где-то по часу, звук правильный было тяжело ввести в речь, но у меня получилось

Anonymous

Anonymous

копировать

24.10.2014 21:50

Логопед моих детей говорит, что грассирующая Р это плохо, если ребенок привыкнет, то нормальную Р будет сложно поставить. Так что мой совет обратитесь к логопеду в ближайшее время.

Anonymous

Anonymous

копировать

25.10.2014 19:08

ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы Простите, наболело:)))) МЕСЯЦ мы бились с логопедом, избавляя сына от этой гррррррррррасссссиииииирррууующей «р»…. Это капец и даже хуже. Лучше вообще никак, чем так. Поэтому либо вы находите логопеда, который вас в этом возрасте возьмет (мы в свое время не нашли:(( либо не давайте говорить. Либо сами ставьте. Потому что пока мы нашему вдолбили, как оно правильно, я реально уже была недалека от Ивана Грозного. За 6 занятий исправления «Р» с сыном, которому больше ничего не надо было делать, дочь освоила «л» и «ль», «Ш», «Щ», «Ч», «С» и сейчас начала «Р», а этот только сегодня правильно заррррыычаллл *уползла пить персен с валидолом*

копировать

25.10.2014 20:08

Как всё сложно бывает оказывается с этой грассирующей Р :). То ли нам крупно повезло с логопедом, то ли остальным не везёт :). Уж насколько у дочки была укоренившаяся грассирующая Р, так ведь легко и просто избавились от неё за 6 занятий с хорошим логопедом. Вообще не напрягаясь. Повторюсь, что грассировала она 3 с половиной года, а исправили в 6 лет и 3 мес.

копировать

25.10.2014 20:20

Хе:) мой поросенок с большим трудом просто врубился, чем его РРРР не устраивает и почему ему надо говорить по-другому:) Мы избавились и тоже за 6 занятий…. Но мамадарахая… Сколько слез было пролито всеми участниками событий:))

копировать

25.10.2014 20:32

Ну теперь выдохните и расслабьтесь :). ПоздРавляю с победой!

копировать

27.10.2014 21:14

+1 У меня ребенок, как только начал говорить, а говорить он начал очень рано, сразу появилась грассирующая Р. В 5,5 лет тоже за 6 занятий исправили с логопедом. И тоже без напряга. Мне кажется, что все-таки все от квалификации логопеда зависит.

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 07:55

Это вам кажется исключительно. Двое детей. Одна качественно произносит только мягкий знак, другой только грассирует. За 6 занятий первая усваивает все ранее непроизносимые ею звуки, осталась только «Р» и автоматизация. Второй же только на 6 занятии стал нормального говорить «Р», язык вниз и все. Горлом, как хрюшка. Исправили, но не все дети сразу могут переключиться на правильное «Р», им удобнее, как проще. Логопед один и тот же, занятия одинаковые, я с каждым занималась ежедневно. Тоже 6 занятий.

копировать

25.10.2014 22:47

Месяц! Мы целый год занимались только горловым «Р». Результата никакого, кроме потраченных денег и нервов! ((((

Anonymous

Anonymous

копировать

25.10.2014 23:36

Моей 8. Грассирует. Два года занималась с логопедами плюс логопедическая группа в саду. Эффект нулевой!

копировать

28.10.2014 07:16

на французский))) а если аденоиды есть ваще идеал … мда … (только не обижайтесь)

Anonymous

Anonymous

копировать

27.10.2014 09:56

А что страшного в том, что человек грассирует? Мне вон 4 десяток идет и нормально с этим живу.

Ирина

Ирина

копировать

27.10.2014 10:08

Нормально жить не мешает. Но как минимум накладывает ограничения в выборе профессии. Учитель, певец, актер, переводчик, диктор с дефектом речи — как-то не комильфо. Мягко говоря. Правда, бывают исключения, но для меня, например, дико: на НТВ есть передача Дачный ответ, где у ведущего не просто грассирующая, а жутко картавая Р. В советские времена такого товарища и близко к телевидению не подпустили бы. Можно конечно считать это дискриминацией, но мне, честно говоря, даже в суть вникать не хочется, когда я его слышу, переключаю сразу. Нет, ну, бухгалтером, программистом, врачом, кем угодно, но в голосо-речевых профессиях звуки должны быть поставлены все.

копировать

27.10.2014 13:31

Ну наверно из за того, что у меня никогда такой цели не было, на телевидение попасть, поэтому я никаких ограничений в жизни не чувствовала. И если честно, не хотела бы что то менять. Это часть меня, такая речь. Меня и окружающих меня полностью устраивает. В так, да, я с вами согласна- грассирующему человеку в телеведущих делать нечего.

Ирина

Ирина

копировать

27.10.2014 15:57

Вы уж простите, но мне жутко не нравится грассирующая «р», она мне просто режет слух. Я не то что не фанатка французского языка, я его просто физически слышать не могу. Не знаю почему, но факт. Сама я, кстати, плохо произношу отдельное «л», в речи не всегда слышен дефект, но я знаю что он присутствует. Буду искать логопеда, кто возьмется исправить в 4.5. года.

копировать

27.10.2014 18:17

Вам 4,5 года? )))

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 13:25

И мне не нравится грассирующая «р». А у дочки(почти 6лет)-по закону подлости есть,зато младшенький в 3,5 идеально произносит.А у подруги,которая,кстати,поет в хоре театра-всю жизнь грассирующая.Мне кажется, что грассирующую сложнее исправить,да и наш логопед говорит,что надо побороться за чистую «р».Еще у дочки жутко длинный язык,не смейтесь,но логопед сказала,что такого не видела,вот и думаю,может ей язык такой длинный складывать не удобно во рту.

Anonymous

Anonymous

копировать

27.10.2014 19:03

+ много! Раздражает этот молодой человек просто ужасно! Я стараюсь выпуски с его участием просто не смотреть. Его кортавая Р просто бесит меня. В советское время его бы к телевидению близко не подпустили! Видать «чей-то», раз он на телевидении сидит. Без протекции с такими данными на телевидение не пролезть.

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 07:17

у него там бЛат, неа — сестЛа! тоже бесит это товарисч

Anonymous

Anonymous

копировать

27.10.2014 19:01

Это ужасно. Людей с грассирующей Р, ИМХО, слушать неприятно. Особенно, когда кортавят телеведущие. Буэээ… Ужасно! Лучше исправлять в детстве!

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 00:24

ужасно писать «кОртавость». Буэээ… (с). Лучше приобрести словарик.

Anonymous

Anonymous

копировать

29.10.2014 07:08

И доктор Быков бесит? Така «прррэлээсть»!

копировать

27.10.2014 22:54

Тоже картавлю 40 с лишним лет и исправлять это не собираюсь. Все это условности, как я считаю :) Мне тут учителя в школе предвещали (не мне, ребенку моему) трудности с грамматикой, якобы неправильный фонематический слух и тп. Ерунда все это, мне мое Р не мешало никогда в жизни. Но вот с тем, что дочь картавит следом за мной, будем бороться :) по мере возможности.

копировать

27.10.2014 23:12

Ну мне вот слушать неприятно людей с явными «фифектами фикции» (не только с грассирующей Р; встречала тех, кто Л не выговаривали). Я их не считаю никакими-то убогими и т.п., но если приходится долго с ними общаться, ловлю себя на том, что раздражает их речь. Поэтому считаю, что в настоящее время родителям надо приложить усилия и помочь детям научится говорить правильно. Это и логопед, и обязательные ежедневные домашние упражнения.

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 01:04

А как раздражают люди, пишущие на родном языке с ошибками! И ведь от этого избавиться намного легче, чем от картавости :)

копировать

28.10.2014 08:54

По ситуации. У меня и сестры не прошло и логопед не помог. Такое строение речевого аппарата. Не страдаем, слышно это слабо и не во всех словах.

Anonymous

Anonymous

копировать

28.10.2014 10:57

Моя ситуация.3 логопеда объяснили моё грассирование особенностью речевого аппарата. Я 1,5 года занималась по 2 раза в неделю, делала массаж, домашние задания… Но грассирование бесит только меня, окружающие его не замечают, пока я сама не обращаю их внимание на это ))

копировать

28.10.2014 13:42

Автор, я бы не затягивала и срочно обратилась к логопеду. Я легко ставлю и до 4 лет, если артикуляционный аппарат готов, а ребенок хочет правильно говорить. И действительно лучше сейчас, чем потом уходить от горлового звука.

логопед

логопед

копировать

28.10.2014 17:26

Спасибо. Прислушаюсь к вашему совету.

копировать

29.10.2014 05:24

мы в 4 года пошли с такой Р, за два занятия исправили

Картавость – это дефект произношения буквы «р», возникающий в результате нарушения артикуляции речевого аппарата. Он звучит мягко, наблюдается сходство с другими звуками. Отклонение редко вызывает существенный дискомфорт у людей. Степень его выраженности зависит от причины возникновения. К логопеду обращаются для устранения дефекта речи, а при желании «приобрести» этот навык занимаются в домашних условиях.

СодержаниеСвернуть

  • Типы грассажа
  • Как поможет звук «Х»?
  • Механизм развития
  • Способы постановки звука

Французский язык считается одним из самых красивых в мире и многим нравится. Это обусловлено его фонетикой. Особое произношение буквы «р» называется грассированием, что в переводе означает «картавить». Кстати, если француз четко проговаривает этот звук, его считают необразованным. Это примерно, как у нас относятся к «ГХ». С точки зрения лингвистики, различают латинскую и французскую «R», представленные разными буквами одного значения.

Французы не картавят, а грассируют

Типы грассажа

По характеристике образования фонемы выделяют три вида «р»:

  • апикальный, или переднеязычный, – его произношение основано на участии кончика языка;
  • дорсальный (заднеязычный), соответственно формируется с помощью задней части спинки языка или края мягкого неба; при его подаче отсутствует вибрация;
  • «грассированный», образуется за счет вибрации маленького язычка.

В современном французском языке чаще звучит дорсальный, или парижский, вариант. Его отличие от обычного «р» в том, что участвует в его образовании не только кончик языка.

Как это проверить: произнесите привычный звук, и запомните расположение органа в это время. Затем постарайтесь задействовать в процесс основание языка. Картавость появится после прохождения потока воздуха через горло и ротовую полость. Картавить по-французски сейчас модно у взрослых людей, молодежи. А в детском возрасте, напротив, стараются избавиться от этого отклонения.

При произношении «г» на украинский манер, если количество колебаний будет больше одного, получится уже немецкое произношение «р».

Как поможет звук «Х»?

Постановка грассированного "р" от "х"

Механизм образования этих двух фонем похож. Упражнение для постановки грассированного «р»:

  1. Несколько раз произнесите слово с буквой «Х» (хлеб, халва). Обратите внимание на движения языка в это время.
  2. Далее воспроизводите звук отдельно, постепенно стараясь заменить его на звонкий.
  3. По мере окончания тренировки вы должны услышать дефектное «Р».

Быстро добиться стойкого результата не получится, главное, не прерывать занятия и проводить их ежедневно. После того, как ваш звук станет картавым, его необходимо полностью ввести в речь. Если использовать этот навык не систематически, его легко потерять. В таком случае придется начинать уроки сначала. Максимальный результат выглядит таким образом, что человек может без особых усилий в любой момент перестроить артикуляцию звука.

Механизм развития

Почему люди картавят? Причин тому может быть много. Для их выяснения необходимо обратиться к дефектологу, логопеду. Этот дефект встречается у взрослых и детей. Если картавость, или ротацизм, возникла в раннем возрасте, причина может быть в короткой уздечке. В таком случае ребенку непонятно, как произносить этот звук. Также необходимо убедиться в отсутствии проблем с фонематическим слухом.

Короткая уздечка языка

Еще один фактор, влияющий на аспект речи, это подражание родителям. Когда в семье аналогичные трудности наблюдаются у одного из родителей, ребенок непроизвольно за ними повторяет. Правильно выговаривать эту букву можно научиться за несколько сеансов занятий у специалиста.

Другие причины картавости:

  • парез языка;
  • врождённые дефекты речевого аппарата;
  • нарушение прикуса;
  • слабая мускулатура языка;
  • недоразвитие челюсти;
  • национальность, если родители говорят на разных языках;
  • генетическая предрасположенность.

Как возникает такое особенное произношение звука? При сближении языка с нижним краем мягкого нёба, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию. Так образуется дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], так называемое велярное [р]. Кроме того, могут возникать колебания маленького язычка (увулярная, или горловая, форма картавости).

Подобному французскому произношению «р» можно научиться искусственным путем.

В этом языке необходимый горловой звук получается за счет корня органа.

Способы постановки звука

Необязательно сразу обращаться к специалисту, попробуйте заняться коррекцией произношения на дому самостоятельно. Примеры упражнений:

  • Расслабьте язык и слегка прикоснитесь его спинкой края неба. Касание должно быть легким. При регулярных занятиях появится небольшая картавость. Многим помогает на начальных этапах зеркало, как предмет наблюдения за движениями артикуляционного аппарата.
  • Каждый из нас полоскал горло при першении. Когда вы запрокидываете голову и «булькаете», произносите украинское «г». Такие тренировки также должны быть регулярными.
  • Самым простым способом является аудиовоспроизведение французской речи и повтор. Это могут быть уроки, понравившиеся песни, поговорки с этим звуком. Например, попробуйте сказать: «Rat vit riz rat mit patte à ras rat mit patte à riz riz ciut patte à rat».

Полезным будет записывание своей речи на диктофон. Так вы будете наблюдать за динамикой проявления ротацизма.

Самое главное, если вы учитесь картавости с целью посещения этой удивительной страны или переезда на постоянное место жительства, даже, когда вы будете говорить не очень грассируя, француз все равно поймет вашу речь.

1. Картавость можно исправить только в детстве

Звук [р] — самый сложный в артикуляции, поэтому чаще всего логопедические проблемы возникают именно с ним. В зависимости от того, как он звучит, профессионалы делят этот недостаток на два вида. Если [р] произносится на французский манер, это ротацизм. А если звук заменяют другим — параротацизм, это когда «рыба» человек произносит как «лыба».

— Ко мне обращаются и дети, и взрослые. Были ученики, которые осваивали звук [р] и после 40 лет. В целом и для тех и для других подход одинаковый: артикуляционные упражнения, дыхание, автоматизация (введение звука в речь). У детей дольше может идти постановка звука, а автоматизация проходит быстрее. У взрослых наоборот. Это часто происходит потому, что им надо преодолеть психологический барьер. И здесь обязательна помощь специалиста: не только логопедическая, но и психологическая, — рассказывает логопед Татьяна Баталова.

У взрослых постановка звука [р] происходит медленнее, потому что в их мозгу уже установилась нейронная связь, за многие годы сформировался патологический стереотип — чтобы его разрушить, нужно время. Кроме того, влияние на взрослых оказывает и окружение: семья, друзья, коллеги наверняка уже привыкли, что человек говорит определённым образом, и будут обращать внимание каждый раз, когда он будет пробовать произносить трудный звук по-другому. Этот страх быть замеченным, смущение, стыд тоже важно преодолеть.

«В самом начале работы мы составляем небольшой текст, который помогает настроиться перед каждым занятием. Это своего рода аутотренинг: я говорю красиво. Я правильно произношу звук [р]. Я произношу звук [р] легко. Кроме того, мы периодически делаем аудиозаписи, чтобы человек мог сравнить, как он произносил звук на первых занятиях и как он изменился в процессе».

Разница между взрослыми и детьми ещё и в мотивации. Пока ребёнок маленький, желание исправить звук [р], скорее всего, исходит от родителей. И специалисту, помимо работы с речью, нужно постоянно поддерживать мотивацию дошкольника. У взрослых с мотивацией всё в порядке, и это уже первый шаг на пути к результату.

2. Грассирование передаётся по наследству

Проблемы со звуком [р] действительно могут встречаться у членов одной семьи, однако это не повод думать, что этот дефект речи проявляется на генетическом уровне и бороться с ним бесполезно. Логопед Мария Орешкина уверена: даже если дома все произносят звук [р] не так, как нужно, ребёнок всё равно слышит разницу — по речи сверстников в саду, например, или других взрослых. Значит, и артикуляционный уклон может сформироваться по верному образцу.

«Картавость — это не вирус и не зараза. Понятно, что ребёнок больше всего общается со своими близкими. Но коррекционная педагогика в принципе подразумевает участие родителей, и если они страдают тем же дефектом, то на этапе автоматизации звука обычно учатся вместе с ребёнком и повторяют артикуляционные упражнения дома. Специалисту нужно уделить время, чтобы родители поняли, когда они говорят правильно, а когда нет».

Неправильное для русского языка произнесение звука [р] часто встречается и в билингвальных семьях, например если один из родителей еврей или француз, или семья, владеющая русским, живёт за границей. В этом случае причина картавости — в особенностях более привычного для слуха произношения.

— У меня были клиенты, которые приводили на занятия детей, родившихся во Франции и владеющих русским и французским языками. Они грассировали по привычке, но это можно исправить. В еврейской среде эта особенность речи имеет исторические корни. В прежние времена еврейские дети росли в изолированной языковой среде, с малых лет слыша речь родителей на иврите или идише. Одновременно их учили говорить по-русски, однако ребёнок, который нечасто слышал русскую речь вживую, перенимал гортанное произношение [р]. Так что дело здесь не в генах, — поясняет логопед Екатерина Минеева.

3. Бывает картавость, которую невозможно исправить

Если человек уже обращался к специалисту, но [р] выговаривать так и не начал, это не значит, что его невозможно научить. Возможно, причина кроется в том, что проблема решалась не комплексно, к примеру, нужно было укреплять мышцы всего артикуляционного аппарата, а не концентрироваться на одном упражнении. Или человек недостаточно практиковался. Сам звук можно научиться выговаривать за два занятия, однако потребуется больше времени, чтобы перестать задумываться о нём и окончательно ввести в речь.

— Единственная ситуация, когда нельзя устранить дефект, это нежелание человека заниматься. Некоторые родители думают, что нужно дождаться, пока ребёнок поменяет молочные зубы на постоянные. Но здесь нет никакой связи. То же можно сказать и про специфику анатомии артикуляционного аппарата. Бывает узкое, готическое нёбо, короткий или длинный язык — со всем этим можно работать, — говорит Мария Орешкина.

от картавости можно избавиться

4. От дефекта можно избавиться самостоятельно

В попытке сэкономить многие пытаются решить проблему своими силами — сейчас много учебников и материалов в интернете. Люди по ошибке думают, что смогут устранить картавость, если просто будут повторять за дикторами на телевидении — кажется, тогда речевой аппарат автоматически перестроится на правильную речь.

«Повторять можно, если понимаете, как сделать это правильно. А если не знать, как устроены артикуляционные механизмы, толку от прослушивания новостей не будет. Часто взрослые, которые пытаются исправить картавость самостоятельно, не понимают, почему у них не получается. Им кажется, что надо говорить громче, более утрированно, но это может просто усилить эффект неправильного произнесения».

Специалисты не скрывают: артикуляционные упражнения действительно в большинстве случаев достаточно простые, и найти их можно в открытом доступе. Но у каждого человека с дефектом речи свои нюансы, и оценить их может только профессионал.

«Лучше не заниматься самодеятельностью, ведь даже люди без картавости, которые хотят развить свою дикцию, мало чего добьются, повторяя за дикторами новостей. Не зря актёры учат специальные скороговорки, пословицы».

5. Дефект речи портит человека

Последний миф довольно обидный. Людей, которые неправильно произносят звук [р], сегодня можно встретить среди радиоведущих, актёров, дикторов федеральных каналов. Но несмотря на это, картавость всё равно воспринимается как препятствие для карьеры.

— Недостаток это или нет, зависит от человека: кто-то очень переживает, кто-то легче к этому относится. Если неправильное произношение звука [р] мешает, то над ним надо работать. Однако ко мне приходят не только те, кому нужна чистая речь в профессии, но и те, кто просто хочет исправить этот дефект, — говорит Татьяна Баталова.

Некоторым кажется, что стоит человеку собраться, быть внимательнее, и он начнёт говорить правильно. Но эксперты единодушны: конечно, не начнёт. «Эта особенность речи не связана ни с интеллектом, ни со складом характера. Человек может быть раздражительным, нервным, потому что его дразнили в школе или детском саду. Но это не значит, что все люди с такой особенностью будут неуравновешенными, и скорее говорит о поведении социума по отношению к ним», — объясняет Екатерина Минеева. Будьте терпимее, это важно.

Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить. Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка. Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).

Подражание – способ изучения картавости

Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.

Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.

При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.

Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.

Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.

Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».

Упражнения для желающих картавить

Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:

  • Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
  • Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
  • В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.

Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit riz Rat mit patte à ras Rat mit patte à riz Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Музыка для изучения грассирования

Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.

Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.

Как можно применить русский звук «Х»?

Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.

Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».

Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.

Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.

От дефектов речи большинство людей старается избавиться. Но произношение некоторых иностранных языков предполагает звуки, отличные от нашей нормы. Тогда люди задумываются о том, как научиться картавить.

Во французском и немецком языках звук «р» несколько отличается от привычного нам по звучанию. Для его произношения используются другие мышцы и положение языка. Поэтому нужно учиться говорить эту букву правильно с преподавателем иностранного или с логопедом.

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit riz Rat mit patte à ras Rat mit patte à riz Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Виды картавости

Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:

  • Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
  • Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.

В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):

  • Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
  • Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
  • Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
  • Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
  • Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.

Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.

Ротацизмы

Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:

  • В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
  • Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
  • Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
  • Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
  • Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
  • Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
  • Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
  • Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
  • Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
  • замена «Р» твердого на мягкое.
  • Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
  • Ларингеальный или гортанный.

В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.

Параротацизмы

Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:

  1. в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
  2. д: получается «рука – дука»;
  3. г: «рука – гука»;
  4. п: рука – пука;
  5. л: рука – лука;
  6. ы: рука – ыука;
  7. й: рука – йука.

Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.

Функциональная картавость

Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.

Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.

Органическая картавость

Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.

Сенсорное косноязычие (дислалия)

Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.

Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.

Советы опытных логопедов

Родителям стоит быть внимательными к развитию речи своего ребенка, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам. Опытные логопеды дают родителям следующие советы:

  1. Не паникуйте, а обратитесь к детскому специалисту (логопеду и стоматологу, если требуется). Чтобы ребенок начал правильно разговаривать, придется долго и упорно трудиться, но это забота о ребенке, чтобы он не картавил во взрослом возрасте.
  2. Обязательно занимайтесь с ребенком домашним заданием, которое дает логопед. Специалист не может отрабатывать упражнения с малышом каждый день, это полностью ваша ответственность.
  3. Развивайте мелкую моторику ребенка, это поможет ему лучше заговорить. Нервные окончания на пальцах связаны с мозговыми центрами, отвечающими за речь.
  4. Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. В атмосфере ласки, любви и поддержки проблемы с речевым аппаратом преодолеть проще.
  5. Занятия должны вызывать интерес у ребенка. Продумывайте гимнастику для разминки в игровой форме, меняя ее каждые 2 недели.
  6. Один из принципов логопедии — постепенность. Нельзя научить ребенка сразу выговаривать сложные слова и поговорки, начинать нужно с малого: исправлять ошибки, двигаться от освоения простых звуков и слогов к более сложным элементам. Лишь тогда можно будет исправить все проблемы и прийти к нужному результату.

Процесс постановки звука «р» требует от детей и родителей много сил, времени и затрат. Но положительный результат получится лишь при планомерной и регулярной работе с ребенком. Даже после того, как правильный звук «р» появится в речи, нужно работать над его закреплением и автоматизмом, учить и проводить занятия регулярно, но без давления на малыша.

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Что можно сделать в домашних условиях

Сталкиваясь с проблемой картавости ребенка, многие родители начинают задумываться, как быстро научить его произносить звук «р». Лучшим способом будет разрабатывание речевого аппарата посредством простых упражнений. Их можно делать дома, ничего сложного в них нет. Кроме картавости, они помогут преодолеть и шепелявость речи ребенка.

В начале работы следует использовать речевую гимнастику: именно она в сочетании с поэтапной постановкой звука поможет добиться четкости в произношении звука.

Симптомы речевого дефекта

Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:

  • неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
  • затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
  • патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
  • проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
  • патология [й] (йотацизм);
  • замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
  • нарушение мягкости звуков.

Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.

Как научиться картавить букву

К данной цели, необходимо проделать несколько упражнений: • Людям, ранее изучавшим иностранные языки в школьной программе, является достаточно просто это вспомнить. Во время его выполнения, центральная часть язычка прилегает к нёбу, кончиком прикоснитесь нижних зубов. Приняв это положение, производите попытки выговорить звуки Р.

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту

Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто.

Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.

По результатам обследования будет составлен индивидуальный план лечения и коррекции, где будут учтены сложности проблемы, ее причина, а также другие обстоятельства.

Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях.

Способы коррекции

Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:

  • логомассаж;
  • упражнения для вибрации передней части языка;
  • скороговорки на букву «Р» от картавости;
  • занятия для автоматизации «Р»;
  • логопедические упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • контроль за речью.

Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.

У детей

Для детей логопеды используют такие упражнения:

  1. «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
  3. «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
  4. «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
  5. «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
  6. «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.

У подростков

При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:

  1. На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
  2. Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
  3. При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
  4. Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
  5. Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
  6. Массаж для укрепления мышц.

Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.

У взрослых

Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.

Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.

Упражнения для подъязычной связки:

  • кончиком языка дотянуться до носа;
  • прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
  • открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
  • проводить языком по обратной стороне зубов;
  • сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.

Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.

Для кончика языка существуют другие упражнения:

  • слегка покусывать кончик языка;
  • прижать его плотно к небу, пощелкать им;
  • высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
  • открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».

После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:

  • Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
  • Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
  • Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
  • Пытать проговоравить слова с «Р»;
  • Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.

Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Музыка для изучения грассирования

Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.

Как научиться картавить

Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как через телеграмм найти человека где находится
  • Как найти скрипт на странице js
  • Как найти размер растрового файла
  • Как найти выкройку по фото в интернете
  • Как найти главную тему фильма