Группа риска в школе как составить

Выявление учащихся «группы риска».

        Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

        — учебная деятельность;

        — взаимоотношения со сверстниками;

        — взаимоотношения со взрослыми;

        — проведение свободного времени;

        — отношение к труду  и профессиональная ориентация;

        — проведение и поступки.

        Способы получения необходимой информации:

        — анализ классных журналов;

        — опрос мнения учителей о школьнике;

        — анализ учета посещаемости занятий;

        — анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

        — беседы с родителями школьника;

        -социометрические  исследования;

        — наблюдения;

        — беседы со школьником;

        — запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-

         производственных комбинатов (УПК);

        — запрос информации из психолго-педагогических центров, если школьнику оказывали

          там помощь;

        — запрос информации из подразделения  по делам несовершеннолетних;

        — запрос информации с последующего места учебы школьника;

        Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом:

        1.Учеба:

        — любимые и нелюбимые предметы;

        — причины школьных успехов и неудач;

        — отношение с учителями;

        — участие в общешкольной работе;

        — случаи нарушения дисциплины.

        2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

        3. Отношения со сверстниками:

        — предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

        — положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой»,

           «независимый одиночка» и т.п.);

        — критерии выбора приятелей (по определению личным качествам, по общности

           увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.);

        4. Увлечения в настоящем и прошлом:

        — под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

        -каковы достигнутые результаты;

        — почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

        5. Отношения с родителями: внутрисемейные отношения, состав семьи:

        — кто назван первым;

        — о ком забыл упомянуть;

        — кто занимался его воспитанием;

        — наиболее близкий член семьи;

— с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членными семьи, отношение к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

— прогулы занятий;

— мелкое хулиганство;

— курение и выпивки;

-знакомство с различными дурманящими  средствами;

— побеги из дома;

— был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее  тяжелые события в прошлом и реакция на них Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление  о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;

б) оценка привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения нами разработана карта наблюдения, которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной  программы и определения степени ее эффективности.

Карта наблюдений.

Ф.И. учащегося _______________________ Класс

№ п/п

Критерии  наблюдения

Не наблюдается

 Иногда

Часто

1.

Ученая деятельность:

— равнодушие;

— нежелание учится;

— низкая успеваемость;

-затруднения в освоении учебных программ;

— систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

— изоляция;

— противопоставление себя коллективу;

— положение дезорорганизатора;

— положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.

Взаимоотношения со сверстниками:

— жестокое обращение со слабыми и младшими;

— пренебрежительное отношение к сверстникам;

— принадлежность к той или иной .молодежной группе

3.

Взаимоотношения со взрослыми

С учителями:

— конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

— грубость, хамство;

— бестактность;

— ложь;

— грубость, хамство

4.

Проведение свободного времени:

— бросил заниматься в кружке, секции, студии;

— в основном проводит свободное время вне дома  (с друзьями на улице);

— употребляет спиртные напитки;

курит;

— зарабатывает себе на жизнь

5.

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

— незнание своих возможностей и способностей;

— профессиональная неопределенность;

— неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

— отрицательное отношение к работе;

— невыполнение трудовых обязанностей в школе;

— неисполнение  трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду

6.

Поведение и поступки

В школе:

— прогулы;

— нарушение школьной дисциплины;

— нецензурная брань;

— жаргонная речь;

-порча школьного имущества;

— срыв уроков;

— драки;

В семье:

— побеги из дома;

— невыполнение домашних обязанностей;

— непослушание;

— ложь.

Противоправные поступки:

— бродяжничество;

— попрошайничество;

— азартные игры;

— употребление наркотиков;

— проституция;

— кража;

— вымогательство;

— порча имущества;

— нанесение телесных повреждений (в результате драки)

Учет школьников группы «риска»

        Для комплексного  контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей заместителям директоров школ  по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем следующие формы учета:

Список «трудных» учащихся школы.

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

Состоит на учете

Дата постановки на учет

Причина постановки на учет

ФИО родителей

Домашний адрес

в школе

в ППДН

Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью.

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение

Деятельность по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Неуспевающие учащиеся за ____ четверть.

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Итоги четверти

Не успевает по предметам

Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам.

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

класс

Количество пропущенных уроков

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

                Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год.

№ п/п

Показатели

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Учебный год

1.

Постановлено на учет

2.

Снято с учета

3.

Выбыло:

а) в учебные учреждения;

б) на работу;

в) за пределы города (района)

4.

Всего успевает

5.

Всего не успевает

6.

Оставлено на повторное обучение

7.

Переведено условно

Дневник посещений учащихся на дому.

№ п/п

Дата

Ф.И.О.

Класс

Причина посещения

Результат

Прочее

План работы школы с детьми группы «риска».

№ п/п

Мероприятия

Классный руководитель

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Совет профилак-тики

Родитель-ский комитет

I.

Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса

+

2.

Составление характеристик на детей группы «риска»

+

+

+

3.

Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации

+

+

+

4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

+

+

+

5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска»

+

6.

Организация  досуга и кружковой деятельности

+

+

7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы

+

+

8.

Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами

+

+

+

9.

Организация работы и отдыха школьников в летний период

+

+

+

+

II

Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий

+

+

2.

Контроль текущей успеваемости

+

+

3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции

+

+

4.

Проведение профилактических бесед

+

+

+

+

5.

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

+

+

6.

Направление на консультацию к психологу или  к врачам

+

+

+

7.

Содействие в трудоустройстве

+

+

8.

Проведение психодиагностики

+

9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

+

+

+

+

10

Разбор конфликтных ситуаций

+

+

+

+

III

Работа с родителями школьников

1.

Посещение семей группы «риска»

+

+

2.

Проведение консультаций для родителей

+

+

3.

Приглашение родителей и детей  группы «риска» на советы профилактики

+

+

+

4.

Выступление на родительских собраниях

+

+

+

+

+

+

5.

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

+

+

+

IV

Работа с педагогическим коллективом

1.

Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками

+

+

+

+

2.

Консультации по результатам психодиагностики

+

3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»

+

+

+

4.

Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях

+

+

+

+

5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска»

+

        Выявление и учет школьников «группы риска» ведется регулярно и систематически  в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей  профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педагоги могут использовать карты, а также дневник посещения учащихся на дому.

Карта неблагополучной семьи

  1. ФИО ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения__________
  2. Адрес проживания семьи, телефон _____________________________________________
  3. Мать (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты,

рабочий телефон).

  1. Отец  (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты,

рабочий телефон).

  1. Дети (ФИО, дата рождения, что посещают, где учатся) ___________________________

__________________________________________________________________________

  1. Сведения о других членах  семьи _____________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Условия проживания  (краткая характеристика жилья, условий, созданных для

несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) ___________________________________________________________________________

  1. Дата обследования семьи _____________________________________________________
  2. Необходимая помощь (ремонт ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные  организации), медицинская,  психологическая)
  3. Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ______________________________

___________________________________________________________________________

Карта неблагополучного школьника

  1. ФИО ___________________________________________________________________
  2. Дата рождения ___________________________________________________________
  3. Адрес, телефон ___________________________________________________________
  4. Мать (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ________________________________________________
  5. Отец (ФИО, дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ________________________________________________
  6. Медицинские показатели (группа здоровья, наличие хронических заболеваний) ____

________________________________________________________________________

  1. Педагогические показатели (отметить, по каким предметам отстает; какие предметы

даются лучше всего) ______________________________________________________

  1. Психологические показатели (особенности характера, склонности, способности) ___

________________________________________________________________________

  1. Социально-педагогическая характеристика:

— положительные черты характера;

— вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, склонность к азартным играм);

— отклонения в социальном поведении (грубость, драки, прогулы, избиения слабых, вымогательство, жестокое обращение с животными, воровство, немотивированные поступки и др.);

— социальный статус («лидер», «приветствуемый», «отверженный», «принятый без определенных условий»);

— социальная ситуация развития (неблагоприятная объективно, неблагоприятная субъективно, благоприятные факторы);

— учет в подразделениях  по делам несовершеннолетних (ППДН).

Определение причин отклоняющегося поведения.

Деятельность психолога по выявлению  причин отклоняющегося поведения.

        В определении причин отклоняющегося  поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать  с этой целью методы психодиагностики.

        Для выявления особенностей семейного воспитания  целесообразно использовать:

        -методику Рене Жиля;

        — опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

        Эйдемиллера.

        Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:

-социометрия;

— методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса;

— методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.

Для выявления психических состояний и свойств личности применяются:

— методика диагностики уровня  школьной тревожности Филипса;

— тест Люшера;

— проективная методика  НАND –тест;

— методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;

-методика многофакторного  исследования личности Р. Кеттела;

— методика определения  акцентуаций характера К. Леонгарда.

Каждый психолог имеет свои диагностические комплексы, поэтому данный список может быть продолжен или видеоизменен.

Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения педагоги и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.

Индивидуальный план педагогической профилактики.

Индивидуальный план педагогической профилактики  дает ответ на три вопроса:

  • что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
  •  как устранить (проанализировать  учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить  характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность  и т.д.);
  • кому и что надо сделать распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).

Изменение  характера личных  отношений воспитанников со взрослыми.

        Развитие взрослости происходит в условиях  сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности. При этом ребенку необычайно  трудно поделиться со взрослыми своими настоящими проблемами, приоткрыть внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в результате чего общение с ним становится сходным с разгадыванием шарад.

Рассмотрим ситуацию, возникшую на уроке.

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя.)

— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, поднимай руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнорировал его чувства.

Психологи предлагают в таких ситуациях использовать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?
-Угу.

— Расскажи, как ты решал… Как можно проверить, правильно ли ты решил?

Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как делал проверку.

— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно?
Может быть, подобное реагирование покажется учителю непривычным и даже неестественным, ведь время урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание.

Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.

Правила эмпатического слушания

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время при надлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание —не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребенка, но не объяснять причину возникновения -у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.

 5. В тех случаях, когда школьник, возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так отговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими стразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребенок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задает обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» — или просто не хочет говорите с вами, применение эмпатического слушания невозможно.

Ситуации, в которых ученики мешают педагогу вести урок

В течение урока возникает масса Ситуаций, когда ученики своим поведением мешаю учителю вести урок. Чаще всего учитель использует следующие виды реагирования.  

Предписывающие замечания:

1. Приказы, команды, указания:

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Прекрати вертеться!

2. Предостережения. Угрозы.

— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.

3. Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

4. Поучения.

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.

5. Советы. Предписания.

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.


Подавляющие замечания        
1. Обвинение. Осуждение

— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачете, как стадо диких обезьян!

3. Интерпретация. Анализирование.

— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

4. Поощрение. Авансирование.

— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.

5. Допрос. Расследование.

— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!

Косвенные замечания, включающие в себя насмешку, сарказм, поддразнивание

Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление.

Все описанные выше реакции распространенные, но они редко бывают конструктивными. Ответственность за переживания учителя перекладывается на школьника, а существующая в этой связи собственная проблема не осознается. Более конструктивными в данной ситуации являются «Я-высказывания». Они помогают ученикам понять, что их поведение составляет проблему для учителя, и принять ответственность за разрешение проблемной ситуации.

«Я-высказывание»

«Я-высказывание»  состоит из четырех частей.

1. Безоценочное (неосуждающее) описание ситуации, неприемлемой для педагога:

— Когда меня перебивают во время объяснения, я…

2. Значимый эффект (проблема):

Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль (значимый эффект)…

3. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение…

4. Желаемое действие.

— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение (точное описание своего чувства) и хотела бы, чтобы вы высказывались после того, как я закончу свою мысль.

Искреннее, свободное описание того, что происходит с учителем, не может никого обидеть или вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает. «Я-высказывание» может и не дать мгновенного эффекта, но сохранит у ребенка ощущение, что к нему относятся как к равному и надеются на его ответственность. Эмпатическое слушание и «Я-высказывания» могут также успешно использовать и родители в общении с собственными детьми.

Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношений с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление

Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, учащиеся

 могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководителю и учителям-предметникам относительно работы с классом.

Формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации: молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п. Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.

Школа гражданской грамотности

 Гражданская грамотность — совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим. Формирование гражданской грамотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается выполнять проекты для различных гражданских и общественных служб и организаций. В современной школе осуществляется поиск образовательных технологий, соответствующих задаче формирования гражданской грамотности. Во многих школах  в этой связи стала использоваться  программа «Мой выбор». Программа формирует гражданскую позицию, учит смотреть на жизненные ситуации и явления с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, выбирать аргументацию и убеждать, а также грамотно общаться.

Школа выбора в сфере дополнительного образования детей

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастных групп школьников, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования детей, культурно-образовательных центров для всего микрорайона, реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками — детские проекты, направленные на включение школьников в процесс улучшения социальной среды, использование их инициативы и активности в социально ориентированном в качестве с учетом гражданской ответственности за результаты проекта.

Изменение условий семейного воспитания

Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители крайне редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях — залог изменений отношения к детям и методам воспитания.

Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители из неблагополучных семей— это отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях (Нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное — тактичность, доброжелательность и терпение.

Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи называют ее ««дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребенок совершив правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он- закоренелый преступник.»Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных, Отсутствие общения приводит к нарастанию непониманий, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет/вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выя вить общность ваших прошлых и стоящих сегодня
перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что про исходит с вашим ребенком

 Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и. изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое  отношение к ребенку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок— уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки 

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

 Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком 

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно 

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек 

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку 

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля 

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте

страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом — это не поможет, а только будет травмировать его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит. Всестороннее изучение проблем помогает понять», как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может по мочь школьный психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания. Информацию подобного рода получают классные руководители и социальные педагоги при посещении семей в беседах с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как «Моя семья», «Как я провожу свое свободное время».

Обращение в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей, целесообразно применять только в тех случаях, когда исчерпаны все меры педагогического воздействия.

Работу по развитию партнерских отношений с родителями можно выстроить по следующим направлениям:

— повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний», «Педагогический клуб для родителей»;

— работа психологической службы школьные  консультации, беседы, организация                семинара-тренинга «Компетентный родитель»;

— привлечение родителей к воспитательной  работе  с детьми в школе.        

Тематика родительского  всеобуча

В письме Министерства образования Российской Федерации от 22 мая 2002 г

№ 30-51-547/16 предлагается перечень актуальных тем для организации родительского всеобуче в общеобразовательных учреждениях.           

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей

  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
  • Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях
  • Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
  • Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства
  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
  • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
  • Диалог в семейном общении.
  • Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье

  • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
  • Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
  • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
  • Место традиций в современном семейном укладе.
  • Этика и эстетика семейного быта.
  • Возможности воспитания трудом в современной семье.
  • Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
  • Искусство создания детского праздника.
  • Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
  • О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
  • Традиция семейного чтения.

II.Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка

  • Школа как открытая социально-педагогическая система.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
  • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
  • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
  • Модель работы социального педагога с семьей
  • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок— здоровое общество

  • Понятие о физическом, психическом и духовном здоровье.
  • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
  • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
  • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
  • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
  • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.        

IV.Особенности детской и подростковой психологии

  • Что такое личность?
  • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
  • О развитии самосознания у детей и подростков.
  • Нравственные чувства человека и особенности их  формирования.        
  • Психология потребностей: разумные потребности  псевдопотребности.
  • Нравственный облик и поведение человека.  
  • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
  • Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей  

  • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
  • Правовая и экономическая защита личности ребенка.        

Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает  в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения
  2. Устранение причин  отклонений в поведении школьника:

— изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками  и взрослыми;

— вовлечение «трудных» учащихся в различных видах положительной деятельности;

— изменение условий семейного воспитания.

        Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.

Составление списков детей группы риска

Класс_________школа_______________________________

I.
Педагогический фактор риска:

1.Слабоуспевающие дети: Ф.И. обуч-ся,
предметы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дети, имеющие трудности в
поведении:
Ф.И. обуч-ся,
негативные поступки, частота проявления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дети-второгодники:  Ф.И. обуч-ся, в каком классе остались на
второй год.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Одаренные дети: Ф.И. обуч-ся, область одаренности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Психологический
фактор риска

1.Дети, нуждающиеся  в
защите своих прав :

Ф.И. обуч-ся, обуславливающие причины.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дети суицидального
поведения:
Ф.И.
обуч-ся, возможные причины.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дети девиантного (откл от
соц. норм)поведения:

Ф.И. обуч-ся, вид (алкоголизм, курение, др)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дети делинквентного
(асоциального) поведения :
Ф.И. обуч-ся, вид административных нарушений.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Дети аддитивного поведения
(уход из реального мира)
:
Ф.И. обуч-ся, способ воздействия на свое сознание

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Дети, имеющие разного рода
травмы:
Ф.И. обуч-ся,
род травмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III.
Медико-биологический фактор риска

1.Дети с ослабленным
здоровьем и проблемами в развитии:
Ф.И. обуч-ся, проблемы здоровья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дети-инвалиды: Ф.И. обуч-ся, проблемы здоровья.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дети из социально опасных семей: Ф.И. обуч-ся, проявление опасности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дети-сироты и дети
опекаемые:
Ф.И.
обуч-ся, причины.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Многодетные семьи: Ф.И. обуч-ся, кол-во детей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Дети из неполных семей: Ф.И. обуч-ся, кого из родителей нет, причина.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кл. руководитель___________(______________________)

Зав. по воспитат. раб._______(______________________)

Психолог____________________(______________________)

Мед.
Реботник______________(_______________________)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №53»

Г.САРАТОВА

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей №53»

_______________ И.А.Боброва

«_______»________ 20______г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

3 «В» КЛАССА МОУ «Лицей №53»

2018 — 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Мезяк Виктория Вадимовна

Содержание

  1. Выявление проблем при сопровождении учащихся «группы риска».

  2. Ходатайство Совету профилактики асоциального поведения о постановке в «группу риска» обучающегося с обоснованием.

  3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

  4. Акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося

  5. Информация – основание постановки на профилактический учёт

обучающегося.

  1. Общие сведения об обучающемся

  2. Характеристика обучающегося, психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

  3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи обучающегося.

  4. Индивидуальный план работы с несовершеннолетним и его семьей

  5. Сводная ведомость о проведённой работе с обучающимся и его родителями.

Выявление обучающихся «группы риска»

Класс 3 «В»

Классный руководитель Мезяк Виктория Вадимовна

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

Фамилии учащихся

Количество пропусков

Фамилии учащихся

Количество пропусков

Бубуек Игнат

2 дня

Горелкин Максим

3 дня

Ерофеева Маргарита

4 дня

Журавлев Егор

5 дней

Кружилин Вадим

3 дня

Михайлова Ксения

3 дня

Фалалеева Евгения

3 дня

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

в учебной сфере (укажите предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): Горелкин Максим ( основные предметы, по причине недостаточного контроля со стороны родителей, возможного отставания в развитии, низкой мотивации к учебной деятельности ), Михайлова Ксения ( основные предметы, по причине недостаточного контроля со стороны родителей, низкой мотивации к учебной деятельности).

социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

Кружилин Вадим

Журавлев Егор

Иванов Максим

Тареев Дмитрий

Гусейнов Нихад

в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (семьи с низким достатком )

«Поздние

дети»

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям физических наказаний и др.)

Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей

Кружилин Вадим

Магас Надежда

Кружилин Вадим

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой: ——

Дата__________________

Классный руководитель ________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Психолог ________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Социальный педагог________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Председателю Совета по профилактике

асоциального поведения МОУ «Лицей №53»

И.А. Бобровой

классного руководителя 3 «В» класса

Мезяк Виктории Вадимовны

ходатайство

Прошу вас на заседании Совета по профилактике асоциального поведения обучающихся МОУ «Лицей №53» рассмотреть возможность включения в «группу риска» обучающегося

3 «В» класса Кружилина Вадима , 2009г.р.

Обоснование: нарушение устава школы (поведение на уроках и во время перемен).

Дата. __________/ ______________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ и ЕГО СЕМЬЕ

  1. ФИО ученика : Кружилин Вадим Владимирович

  2. Класс: 3 «В»

  3. Дата (число, месяц, год) и место рождения: 15.06.2009

  4. Домашний адрес: 4 –ый Чернышевский проезд д.7 кв 161

  5. Семья ребенка:

Мать: Кружилина Ольга Анатольевна

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Отец Лопаушенков Владимир Викторович

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, фактически занимающиеся воспитанием ребенка:

Жилищно-бытовые условия ____________________________________________________

Взаимоотношения в семье _____________________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье ___________________________________

  1. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________

  2. Характер ребёнка _______________________________________________________________

  3. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________

  4. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________

  5. Учебная деятельность:

успеваемость _________________________________________________________________

уровень знаний _______________________________________________________________

мотивация обучения ___________________________________________________________

посещаемость уроков__________________________________________________________

способности к обучению _______________________________________________________

познавательный интерес _______________________________________________________

  1. Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков _____________________________________________________

предпочитаемые виды труда ____________________________________________________

участие в трудовых делах ______________________________________________________

  1. Внеурочная дтельность________________________________________________________

  2. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________

  3. Круг общения (по возможности Ф.И. друзей):

в школе ____________________________________________________________________

вне школы _________________________________________________________________

  1. Относился ли ранее к «группе риска» (с какого года, причина)? ___________________________________________________________________________

  2. Состоял ли ранее на внутришкольном профилактическом учёте (дата постановки на учет, причина) _______________________________________________________________

  3. Состоит ли на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ____________________________________________________________________________

  4. Вызывался ли на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних (дата, причина) ____________________________________________________________________________

  5. Вызов на Совет по профилактике асоциального поведения (дата, причина)____________________________________________________________________

«____» _____________________20 ___г.

______________________________ _________________

(Ф.И.О. классного руководителя) (подпись)

Характеристика

Кружилина Вадима Владимировича,

15.06.2009 г.р.,

обучающегося 3 «В» класса

МОУ «Лицей №53»,

проживающего по адресу:4-ый Чернышевский проезд д.7,кв 161

Кружилин Вадим Владимирович обучается в МОУ «Лицей №53» с 1 класса.

За время обучения показал средний уровень знаний по учебным дисциплинам. В учёбе наибольший интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла: русский язык и литературное чтение, а также дисциплинам эстетической направленности.

Со сверстниками Вадим общителен, предпочитает подвижные игры.

В игровой деятельности нарушения присутствуют, ребёнок не умеет подчиняться общим правилам игры.
Учебная деятельность на низком уровне. Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, математике. Общий темп деятельности средний. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – возбужденный. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Мальчик не принимает активное участие в ходе урока, так как не уверен в правильности своих ответов. Наблюдается низкая активность внимания.
Прочность запоминания низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов, таблицы умножения, содержания задач) неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Делает много ошибок и не замечает их при проверке. При коллективном обсуждении и объяснении любых заданий, смысл не ухватывает. В его тетрадях задания выполнены неправильно, даже если эти же задания были выполнены на доске и проверялись. Мальчик любит рисовать, лепить из пластилина, с удовольствием занимается на уроках физкультуры.

Зачастую отношения с одноклассниками, учителями прибирают конфликтный характер.

Любит внимание со стороны, требует уважения к себе, к своему мнению. В разговоре со сверстниками может использовать нецензурные слова.

Ребенок воспитывается в полной семье (мать Кружилина Ольга Анатольевна, Лопаушенков Владимир Викторович. Воспитанием на данный момент времени занимается бабушка, так как родители заняты работой с раннего утра, до позднего вечера).Родители не принимают активного участия в жизни класса, школы.

Вредные привычки или их отсутствие.

Дата. Директор школы ____________ И.А.Боброва

Классный руководитель ________

«Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей №53»

_____________ И.А.Боброва

«_______»__________ 20______г.

АКТ

первичного  обследования  социально – бытовых  условий  жизни  семьи

«___»____________20__г.

Мы, комиссия в составе:

  1. ____________________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________

провели обследование жилищно-бытовых условий семьи:

1.      Фамилия  семьи __________________________________________________________________________________

2.      Адрес  семьи:

фактический __________________________________________________________________________________

по  регистрации __________________________________________________________________________________

3.     Состав  семьи

Мать (сожительница,  опекун)

Ф.И.О. __________________________________________________________________________________

дата  и  место  рождения __________________________________________________________________________________

образование __________________________________________________________________________________

место  работы  и должность (или  род  занятий) __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

документ (№ и серия, кем и когда выдан) _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отец (отчим, сожитель,  опекун)

Ф.И.О. __________________________________________________________________________________

дата  и  место  рождения __________________________________________________________________________________

образование _________________________________________________________________________________

место  работы  и должность (или  род  занятий) _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

документ (№ и серия, кем и когда выдан) _________________________________________________________________________________

Сведения  о  детях (Ф.И.О., дата  и  место  рождения,  место  учёбы  (работы)

Ф.И.О. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

дата  и  место  рождения __________________________________________________________________________________

место  работы  и должность (или  род  занятий) __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

документ (№ и серия, кем и когда выдан) __________________________________________________________________________________

Ф.И.О. __________________________________________________________________________________

дата  и  место  рождения __________________________________________________________________________________

место  работы  и должность (или  род  занятий) _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

документ (№ и серия, кем и когда выдан) __________________________________________________________________________________

Другие  совместно  проживающие  члены  семьи (степень  родства, дата  и  место  рождения,  образование, степень родства , документ)

Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Категория  семьи

      • полная;

      • приёмная;

      • опекунская;

      • многодетная;

      • ребёнок  инвалид;

      • семья  одинокой  матери  с  незарегистрированным  браком;

      • семья  с  одной  матерью;

      • семья  с  одним  отцом;

      • семья  с  неработающими  родителями;

      • семья,  где  один  из  родителей  находиться  в  учреждении  исполнения  наказания;

      • семья  мигрантов,  беженцев  или  вынужденных  переселенцев;

      • семья,  имеющая  безнадзорных  детей.

5.      Основания  для  обследования  семьи (нужное  подчеркнуть)

      • родители,  не  занимающиеся  воспитанием  и  содержанием  детей;

      • дети,  употребляющие  ПАВ;

      • беспризорность  детей;

      • безработица  по  объективным  причинам;

      • родители  употребляют  ПАВ;

      • родители  страдают  хроническими  заболеваниями  в  тяжёлой  форме  или  есть  психические  расстройства;

      • ребенок  совершил  правонарушение  или  преступление;

      • один  из  родителей  совершил  преступление  против  личности  ребёнка  или  других  членов  семьи;

      • один  из  родителей  отбывает  наказание  по  приговору  суда;

      • другое ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Жилищные  условия

Описание  жилищных  условий:

      • квартира  благоустроенная;

      • квартира  неблагоустроенная;

      • дом  благоустроенный;

      • дом  неблагоустроенный;

      • общежитие;

      • коммунальная  квартира;

      • нет  постоянного жилья;

      • жильё  в  размене.

Статус жилья:(принадлежит семье на правах собственности (приватизировано или приобретено); является собственностью родственников; находится в муниципальной собственности (не приватизировано); принадлежит ведомству, предприятию; снимается). (подчеркнуть соответствующие варианты)

Размеры жилой площади _______м, количество комнат __________________________

санузел _____________________________________________________________________________, размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена семьи (меньше 7 м; 7-9 м; свыше 12 м)

Наличие отдельной комнаты для детей (Да, Нет)________________________________________

__________________________________________________________________________________

Санитарная культура.

(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного белья и т. п.). (подчеркнуть соответствующие варианты)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительные  сведения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Экономическое положение семьи.

Выше среднего, средний, ниже среднего, малообеспеченная семья со статусом

Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии, алименты, другое (что именно)___________________________________________________________________________

Реализация социальных льгот.(какими льготами пользуется данная семья)

жилищно–коммунальными льготами, льготами по оплате за содержание детей в ДОУ,

бесплатным школьным питанием; дотационным школьным питанием, бесплатными лекарственными средствами, другое (что именно) _________________________________________________________________________________.

8.   Установленная  система  патронажа

      • посещение  семьи  1  раз  в  неделю;

      • помещение  семьи  1  раз  в  месяц;

      • посещение  семьи  раз  в  квартал.

 9. Виды помощи, необходимые семье.

(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая, социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса трудоустройства).

Другое (указать) ______________________________________________

10. Выводы и рекомендации  комиссии:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дата  проведения  обследования:       «____»_____________________20__г.

Члены  комиссии:

 ____________________________                        _________  /___________________________/

     должность                                                           подпись    расшифровка  подписи          

 ____________________________                        _________  /___________________________/

     должность                                                           подпись    расшифровка  подписи          

 ____________________________                        _________  /___________________________/

     должность                                                           подпись    расшифровка  подписи          

Сводная ведомость занятости во внеурочное время

обучающегося(ся) _____ класса МОУ «Лицей №53»

______________________________

фамилия, имя учащегося

Сроки

Кружок, секция, клуб и т.д.

Место расположения кружка, секции, клуба и т.д.

1 полугодие

«Развитие Речи»

Прыжки в воду

МОУ «Лицей №53»

Бассейн «Саратов»

Осенние каникулы

«Развитие Речи»

Прыжки в воду

МОУ «Лицей №53»

Бассейн «Саратов»

Зимние каникулы

2 полугодие

Весенние каникулы

Летние каникулы

Июнь

Июль

Август

Тетрадь профилактической работы с «группой риска»

(одна на всех – на каждого обучающегося отдельные 1-3 страницы).

Оформляется не реже 1 раза в месяц.

Примерные графы:

Дата проведения профилактического мероприятия

Отметка о проделанной работе

1.Форма работы: индивидуальные беседы, групповые беседы, беседа при родителях, беседа при завуче, участие в мероприятиях и прочее)

2. Тема

3.Краткие тезисы

Результат

Подпись обучающегося или законных представителей, классного руководителя

Тетрадь профилактической работы может вестись в произвольной форме, если отражает суть указанных выше требований.



Список учеников «группы риска» (образец)

Код для использования на сайте:


Ширина блока

px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

.

Утверждаю:

Директор

(название образовательного учреждения)

_______________(ФИО директора)

Список

учеников «группы риска»

І семестр 20 20 учебного года

п/п

Ф.И.О ребенка

Дата

рождения

Кла

сс

Кате

гория

Домашний

адрес

К какому

правонарушению

склонен

Заместитель директора

по воспитательной работе

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Скачать материал

Скачать материал

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Выступление на родительском собрании «Что такое ВПР»
  • «Весенний КВН» для детей подготовительной группы
  • Положение о работе с детьми «группы риска»
  • Дидактическое пособие — лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста
  • Конспект познавательного занятия в средней группе «Уход за зубами»
  • Анализ работы по предотвращению детской беспризорности и предупреждению преступности

В каждой школе есть ребята, которым сложно учиться, справляться с эмоциями, общаться с одноклассниками и учителями. Таких детей ставят на внутришкольный учет и начинают с ними работать. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», как ребята попадают в группу риска и как с ними работать.

Как ученики попадают в группу риска

Группа риска – это очень широкое понятие. Им характеризуют детей, у которых более трёх месяцев наблюдаются проблемы в социальной, эмоциональной, учебной, мотивационной сферах. То есть в группу риска попадут дети:

  1. которые постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями;
  2. пропускают занятия или плохо усваивают учебную программу;
  3. постоянно находятся в состоянии депрессии;
  4. у которых в семье есть алко- или наркозависимые.

Главный критерий – впоследствии такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Даже жертвы травли могут сорваться и отомстить.

Обычно классный руководитель наблюдает за ребятами из своего класса, отмечает проблемы, с которыми ученики не могут справиться самостоятельно, и обращается к психологу с просьбой о полномасштабной диагностике. По результатам такой диагностики некоторые ребята попадают в группу риска, то есть, их ставят на внутришкольный учёт.

Иногда при постановке на учёт принимают во внимание семейный фактор. Если у ребёнка все хорошо с эмоциями, учёбой и поведением, но в его семье есть алко- или наркозависимые, то его тоже запишут в группу риска.

Кто работает с детьми группы риска

Классный руководитель. Именно он работает на краю – чаще всего видит детей и может заметить проблемы, которые возникают у них. Если данных не хватает, он может запросить их у других учителей. Если классный руководитель может в прямом общении узнавать о проблемах и состоянии детей, то ему не нужны никакие дополнительные инструменты. Если общения недостаточно, можно использовать включённое наблюдение. Для этого нужно попросить психолога, и он составит бланк наблюдения. Например, ежедневно классный должен будет отмечать настроение, состояние и прочие показатели каждого ребёнка.

Также классный руководитель отвечает за меры коррекции на уровне класса. Например, он может проводить мероприятия, направленные на улучшение психологического климата в классе: игры на сплочение, чаепития, совместные просмотры фильмов с обсуждением.

Психолог. Именно на него ложится ответственность за диагностику и выбор форм работы, как коллективной, так и индивидуальной. Он помогает педагогам и другим специалистам: находит или разрабатывает диагностические материалы, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует школьников с актуальными проблемами.

Социальный педагог. Он дополняет психолога, отвечая за работу с семьёй и внешними службами. Именно социальный педагог должен проверить условия проживания детей из группы риска, наладить контакт с родителями. Если это невозможно, он подключает специалистов из комиссии по делам несовершеннолетних. Он же отрабатывает их запросы: посещает заседания по поводу ребят, совершивших правонарушения, координирует совместную работу по профилактике и коррекции.

Как проводить занятия с детьми группы риска

Составить план. Для этого нужны результаты диагностики. С ними легко понять, сколько детей в группе риска, какой у них возраст и какого рода проблемы. Тогда их можно разбить на группы и организовывать некоторые мероприятия для всех, некоторые – для отдельных групп. Лучше составлять план на полгода, чтобы провести итоговую диагностику и вывести часть детей из группы риска. Важно назначать ответственных за определенные мероприятия, а также прописывать ожидаемые результаты. С последним обычно возникает больше всего проблем: часто в результат оформляют размытые понятия, например «у детей сформировано представление о дружбе». Конечно, результаты подобной работы сложно измерить, потому что вряд ли после одного классного часа дети начнут чаще знакомиться и дружить. Но можно через пару недель проверить, помнят ли дети информацию, используют ли её, а если нет, то что мешает.

По факту план будет выглядеть примерно так:

Название

и содержание мероприятия

Сроки/Дата проведения

Ответственный

Планируемый результат

Определить формы. Лучше собрать на мозговой штурм психолога, социального педагога, ответственного за воспитательную работу, представителя ученического совета. Вместе вы сможете придумать самые неочевидные формы. Важно расширять инструментарий: проводить опросы, ролевые игры, выезды, индивидуальные консультации, командные мероприятия и другое. Но важно, чтобы форма помогала работать с конкретной проблемой. Если большая часть детей из группы риска не могут справиться с агрессией, то спортивные мероприятия помогут выплеснуть её. Но поможет и книжный клуб, если вы будете разбирать книги, герои которых также пытаются справиться с гневом.

Проводить диагностику. Если о предварительной диагностике помнят почти все, то итоговой во многих школах пренебрегают. Итоговая диагностика позволяет замерить результаты работы с детьми из группы риска: если правильно поставить цели выбрать критерии, то можно понять, насколько эффективно работают специалисты.

Сочетать индивидуальную работу с коллективной. Даже если вы придумали суперэффективные мероприятия, важно хотя бы раз в 1–2 месяца проводить индивидуальную консультацию с каждым ребёнком. Это позволит ему привыкнуть рассказывать о своих проблемах, а специалист сможет держать руку на пульсе.

Находить правильный подход. Важно помнить, что работа с детьми из группы риска проводится не ради галочки, а для помощи. Если мероприятия и консультации не помогают конкретному ребёнку, то нужно отказаться от этой формы в пользу других. Можно испробовать тысячу разных методов и только потом найти работающий, но это будет победа.

Как проводить профилактику, чтобы ребята не попали в группу риска

Проводить диагностику. Дети уязвимы. Вовремя выявить факторы риска и негативные внешние воздействия на нестабильную психику ребёнка – одно из сложных, но важных направлений работы педагога. Даже массового анкетирования в сентябре хватит, чтобы «просеять» через это сито ребят с подозрением на группу риска и потом работать с ними.

Следить за атмосферой в школе и классах. Неблагоприятный психологический климат может стать триггером для разнообразных негативных состояний у учеников. Конфликтность, тревожность, стеснительность – всё может быть последствиями недружелюбной, неоткрытой атмосферы.

Создавать условия для полноценного развития. Важно, чтобы у школьников были все инструменты для развития вне зависимости от их интересов: книжные и дискуссионные клубы, самоуправление, проектная деятельность, спортивные секции и т. д.

Материалы для работы с учениками из группы риска

  1. Алгоритм работы с учениками группы риска
  2. Социальная карта класса
  3. Опекаемые
  4. Образец дневника индивидуальной работы с учениками группы риска
  5. Образовательный уровень родителей обучающихся

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диагональ куба зная площадь сечения
  • Как найти скрытую папку программой
  • Как составить рацион правильного питания для подростка
  • Как найти долговое обязательство
  • Как исправить настройки роутера асус