Губное произношение звука ш как исправить

В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Дыхательная гимнастика

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 — 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков — Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

МДОУ детский сад «Багульник»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ  

ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ]

  • развиваем артикуляционную моторику
  • развиваем фонематический слух
  • изучаем звуко-буквенный анализ слова
  • развиваем внимание, память, мышление

Для индивидуальных

занятий дома и

 в группах детского сада.

Составитель

Цыбенова Т.В.

ГО «Поселок Агинское»

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА [ Ш ]

  При произнесении звука [ Ш ] губы вытянуты вперед («рупором») и округлены, расстояние между зубами больше чем при произнесении звука [ С ] (примерно 4-5мм).

  Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат, боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть языка приподнята т.о.   язык образует «чашечку» в ротовой полости. Воздух выдыхается равномерно воздушная струя идет   посередине языка. Если поднести тыльную сторону ладони ко рту, то ощущается теплая воздушная струя, в отличии от звука [ С ], при произнесении которого   она холодная.

  Голосовые связки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.

Артикуляторная гимнастика для постановки звука   [ Ш ]

«Лопатка», «Пирожок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Фокус»

Звук Ш. Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Наказать непослушный язык («Лепешка»)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы вы не задерживали при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: попросить кого-нибудь поднести ватку ко рту, если вы делаете упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Сделать язык широким («Блинчик»)

 Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

 Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Приклей конфетку 

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 Грибок

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить за произношением именно звука [ф], а не звука [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 

Вкусное варенье

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [м].
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх–она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

Фокус

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

Гармошка

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания:

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнения для вызывания и уточнения произношения звука [ ш ]

  Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п.

«Как шипит змея»

  Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш — ш — ш — ш».   Девочка спросила,   как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».   Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

  Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

  Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

«Шумит лес»

  Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес (парк) и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

  Встаньте и поднимите руки вверх, руки — это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите   ш-ш-ш-ш.

«Воздушный шар»

  Ребенок встает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!».   Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук:    ш-ш-ш-ш

«Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

  Ребенок произносит звук [ Ш ] , а взрослый добавляет к нему целое слово.

Например: Ш…(утки), Ш…(лак), Ш….(топка), Ш…(куры), Ш…(рамы) и т.д.

«Договори слово»

  Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например:   Каранда…(Ш), малы…(Ш), голы…(Ш), шала…(Ш), ланды…(Ш)

Работа по развитию слухового и фонематического восприятия отрабатываемого звука.

  «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши (подпрыгни, подними флажок, и т.п.), когда услышишь «как шипит змея, шелестят листья деревьев»

  Взрослый произносит звуковой ряд (на начальных этапах работы звуки должны быть далекие по акустическому и артикуляторному образу, на более поздних этапах — близкие)

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш.

Игра «Договори слово»

   Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог

 Например: слог — ША

КА…(ША), ГРУ…(ША), ТУ…(ША), ЛАП…(ША), ЧА…(ША), КЛУ…(ША)

Игра на развитие фонематического восприятия.

  Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .

Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ — ПА-ША-РА-КА-ШО   и т.д.

Работа по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия

   Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ Ш ]: Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.

«На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» 

Шар — в начале слова, лапШа — в середине слова, малыШ- в конце слова

  «Придумай слово», чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»

 «Повтори цепочку слогов»  

Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д

Упражнение «Какое слово получилось?» 

Я начну, а ты продолжи ША — …, ШУ — …, ШО — …, ШИ — … и т.д., чтобы получилось слово.

Автоматизация звука [ Ш ] прямых   слогах:

Ш-ш-ш -а

Ш-ш-ш — е

Ш-ш-ш — о

Ш-ш-ш — у

ША-Ша-Ша

Ше-Ше-Ше

Шо-Шо-Шо

Шу-Шу-Шу

Ши-Ша-Ше-Шо

Шо-Ша-Ши-Ше

Шу-Шо-Ша-Ши

Ши-Ша-Шо-Шу

Автоматизация звука [ Ш ] в обратных   слогах:

А-Ш-Ш-Ш

И — Ш — Ш — Ш

О-Ш-Ш-Ш

У — Ш — Ш — Ш

АШ-аШ-аШ

иШ — иШ — иШ

ОШ-оШ-оШ

уШ-уШ-уШ

АШ-иШ-ыШ-уШ

ОШ-аШ-иШ-ус

ИШ-аШ-уШ-оШ

ЯШ-аШ-иШ-уШ

Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции

АШа-аШа-аШа

ИШи-иШи-иШи

ОШо-оШо-оШо

УШу-уШу-уШу

АШа-оШа-уШа

аШэ — оШэ — уШэ

АШо-оШо-уШо

АШи-оШи-оШу

еШа-еШо-иШа

Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных

Шма-Шмо-Шму

Шпо-Шпа-Шпи

пШа-пШо-пШи

мШа-мШо-мШу

тШа- тШи — тШо-тШу

Шта-Што-Шты-Шту

Шпо-Шпа-Шпы-Шпу

Шны-Шно-Шну

Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков

Шум

Шут

Шея

Шаг

Шик

Шах

Шёпот

Шина

Шуба

Шайба

Шапка

Шахта

Шить

Шайка

Шпоры

Шарф

Шахматы

Шиповник

Автоматизация звука [ Ш ] в конце слова без стечения согласных звуков

Камыш

Мякиш

Финиш

Шалаш

Голыш

Малыш

  Карандаш

Детёныш

Ландыш

Гуляш

Автоматизация звука [ Ш ] в середине слова в интервокальной позиции

Камыши

Каша

Ландыши

Лошадка

Машина

Мешок

Мишень

Мышата

Мышонок

Ноша

Ошейник

Ошибка

Петушок

Пушок

Тишина

Ушанка

Уши

Ушиб

Автоматизация звука [ Ш ] в словах со стечением согласных

Бабушка

Букашка

Вишня

Дедушка

Кашка

Каштан

Пышка

Тушканчик

Квакушка

Кошка

Кувшин

Кукушка

Ладошка

Лапша

Лукошко

Лягушка

Мышка

Окошко

Пашня

Петушки

Пешка

Пушка

Лапша

Лепешка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Букашка на ромашке

Лягушка-квакушка

Малышка с пышкой

Мешать кашу

Мешок с пшеном

Острый карандаш

Вкусный шоколад

Широкий ремешок

Широкий шаг

Шорох мышки

Бабушка Маша

Петушиное перышко

Пушистая кошка

Пшённая каша

Теплая шуба

Хорошая рубашка

Шаловливая лошадка

Дедушка Миша

Шелушить шишки

Шерстяной шарф

Шикарная машина

СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ

 ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ] В РЕЧИ

Ша-ша-ша — нет карандаша.

Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу.

Ши-ши-ши — притихли малыши.

Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Мыши широкими шагами

Шагали по мостовой.

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

Шли шестнадцать мышей,

Нашли шесть грошей,

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши.

Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишка на макушке

У бедного мишки.

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

Помогу-ка я малышке.

У мышонка у Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашу кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Широкие шины

Шикарной машины

Бесшумно шуршат по шоссе.

Шуршат камыши,

В камышах малыши.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

У Маши — котенок Тимошка,

У Миши — мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка с Тимошкой

Не шуметь хотя б немножко

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ландыши хороши.

В шалаше шалят ребятишки.

Маша ест пшённую кашу.

Паша и Миша гоняют шайбу.

Даша надела широкий шарф.

Малыши шагают в школу.

Миша и Паша едут на лошадке.

Наш Мишутка любит шутки.

Готовит Наташа пшённую кашу.

У нашей машины шипы на шинах.

Идет пешком мышонок с мешком.

Миша нашёл камешки.

По шоссе идет машина.

Наташа пишет письма Маше.

У Лёши ландыши и ромашки.

У Маши шляпа и шарфик.

У шиповника острые шипы.

Хороша уха из ершей.

Маша и Даша шьют шубу Наташе.

У Ксюши на подушке вышита кукушка.

Маша вышивает мышку.

Мыши шуршат.

Мыши шуршат в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине.

Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.

Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше.

Пушистая кошка.

Пушистая кошка на окошке.

Пушистая кошка на окошке слушает

Пушистая кошка на окошке слушает шорох.

Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.

«Измени первый звук в слове»

Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и   замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .  

«Какое слово у тебя получилось?»

Тапка- шапка, жаль — шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот — шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

«Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово

       Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .

«Какое слово у тебя получилось?»

Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.

«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано» 

   Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .

      Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ], четко проговаривая звук [ Ш ] (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.). Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их.

«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] 

  Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр).

Нарисуй картинки, в названиях которых есть звук [ Ш ] (в любой позиции).

Перейти к содержанию

Звук Ш

Постановка звука Ш

Звук Ш формируется на 3 – 5-ом году жизни. Сначала ребенок произносит шипящую фонему нечетко, может заменять ее на свистящую. Произношение быстро нормализуется. Но оно остается неправильным при низкой подвижности нижней челюсти, патологическом строении речевого аппарата. При искаженном произношении твердой формы шипящего почти всегда искажается и мягкая форма. Речевой дефект требует исправления. Постановка звука Ш осуществляется в несколько этапов, включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, занятия на автоматизацию произношения.

Причины нарушения произношения звука Ш

Причины нарушения произношения звука ШЕсли ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Постановка звука Ш поэтапно

При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.

Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:

  1. Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
  2. Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
  3. Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
  4. Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.

Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Дыхательная гимнастика



Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука Ш механическим способом



Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Постепенно тренировки с применением зонда нужно усложнять, переходить от простого шипения к проговариванию шипящих слогов и слов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

Артикуляция следующая:

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях



Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

Автоматизация звука Ш в слогах

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Автоматизация звука Ш в словах

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Способствование развитию речи у детей



Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

  • сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
  • объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
  • постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
  • показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
  • играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».

  • проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей
    присутствует
    дизартрия
    , мышцы языка плохо развиты.

  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах
    звук «ш» на
    глухой
    «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Важным фактором является также манера общения родителей с малышом. Часто взрослые специально подражают ребенку, считая такое произношение забавным. Однако малышу кажется, что так и нужно говорить, поэтому он со временем привыкает к неверному произношению.

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно.

При плохой артикуляции

происходит снижение качества произношения звуков. Также
при короткой уздечке
возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Артикуляционные упражнения

Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.

Прием
«Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.

тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

Домашнее
задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки
звука «ш». Он поможет
научить ребенка
управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.

неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.

Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику

чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное
индивидуальное занятие
, которое отвечало бы всем проблемам произношения.

Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Детям 4-5 лет

проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом
щечная
часть полости рта участия не принимает.

Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

Артикуляция следующая:

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Хороший результат дают упражнения на подражание, игровые методы.

Способы постановки фонемы «Ш»

Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:

  1. Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
  2. Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.

На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.

Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

1.

Механизм образования шипящих фонем
«ш», «ж», «ч», «щ».
2. Недостатки произношения шипящих фонем «ш», «ж», «ч», «щ»

сигматизм и парасигматизм шипящих.

1.Механизм образования фонемы шсостоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык под­нят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он приле­гает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо под­нято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и рото­вую полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесе­нии с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигает­ся округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ши жсостоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание го­лосовые связки, несколько слабее становится напор струи выды­хаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.

Фонема щ,как мягкая, отличается, от фонемы шболее высо­ким положением спинки языка и легким перемещением его кпе­реди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ.

В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и бо­ковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме
щ.Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.
2.Основные виды нарушений звуков ш

и
ж.
Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж

к шуму прибавляется голос; проне­сение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ,

произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

Заднеязычноепроизношение ш и ж.Щель образуетсясближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х

звонком фрикативном
г,
как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения
ш
и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.

Недостатки произношения звуков щ

и
ч.
При наличии шнедостатков в произношении фонем щи ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щна с’ и ч на ц’.

Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой
шнаблю­дается правильное звучание фонем щи ч.
Для исправления фонемы щ,произносимой как с′проще всего воспользоваться зондом или шпателем.

При замене фонемы чпосредством ц’(или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.

Лекция 8. Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).(4ч.)

План:

1. Механизм образования «j».

2. Недостатки произношения «j» — йотацизм.

3. Приемы постановки «j».

4. Механизм образования фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».

5. Недостатки произношения «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,» каппацизм, гаммацизм, хитизм.

6. Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,»

1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимуще­ственно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.

Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется ниж­ний или верхний вариант артикуляции фонемы л’.

3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.

Постепенно длительность гласного и сокращается и из слого­вого звука он превращается в неслоговой.

Можно воспользо­ваться механическим способом постановки j от фонемы з’. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на са­мую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з’а) и (ж’а). Затем шпатель продвигается несколь­ко глубже, пока не послышится четкое йа.

4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Поло­жение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку.

Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при
ка
оно находится примерно на границе между твер­дым и мягким нёбом, при
ко
и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь нахо­дящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает про­ход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличается отклишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состо­ит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, ос­тавляя по средней линии щель, проходя через которую струя вы­дыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х

Мягкие фонемы к′, г’, х’отличаются от парных твердых пере­мещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, впе­ред, к средней части твердого нёба.

5.Встречаются три основных вида каппацизма.

В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы кна т. В третьем случае взрывная фонема кзаменяет­ся фрикативной х,

что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

6.Исправление недостатков произношения фонем «к» — «к,», «г» — «г,», «х» — «х,».

Если не удается исправить фонему к

на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изобра­жения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки
кот тс помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та.
По­вторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпа­телем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижни­ми резцами. При таких условиях вместо
та
должно получиться
кя.
Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое
ка.
Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.

Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

⇐ Предыдущая5


Закрепление

После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.

для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и
словосочетаний
, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную
домашнюю тетрадь для закрепления
результатов, куда дети, начиная с
1 класса
смогут записывать
тексты
с обильным содержанием буквы «ш».

Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически

правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в
грамматике
. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.

В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).

Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.

Существует богатый выбор стихов

и
чистоговорок
, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.

Дыхательная гимнастика

Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:

  1. «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
  2. «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти письмо по инн
  • Как найти формулу числа кратного 12
  • Как найти тангенс 390 градусов
  • Как найти индекс цен на товары
  • Как найти провод зажигания на замке зажигания