Холодный шов бетона как исправить

Холодный шов при бетонировании выполняют довольно часто при наличии определенных условий и необходимости. Так, в ходе реализации монолитных работ с использованием бетонного раствора заливку производят горизонтально слоями одинаковой толщины. Обычно укладку бетона осуществляют непрерывно, перекрывая слои до схватывания.

Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.

Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.

Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.

как герметизируют холодные швы

По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.

Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.

Содержание

  • 1 Причины возникновения
    • 1.1 Недостатки рабочих швов
    • 1.2 Расположение швов по СНиП
  • 2 Технология устройства
  • 3 Рекомендации

Причины возникновения

Технология заливки монолита предполагает использование двух методов – непрерывной заливки раствора и укладки картами в виде отдельных блоков. Предпочтительный вариант – использование первого способа, обеспечивающего лучшие условия схватывания и твердения бетона.

Такая укладка предполагает пластичность нижнего слоя в момент заливки верхнего, что гарантирует хорошую адгезию, равномерный набор прочности и монолитность. Но реализовать метод удается далеко не всегда.

гидроизоляция рабочего шва в бетоне

Основные причины заливки бетона с выполнением холодных швов:

  • Ограниченное время рабочих смен, наличие перерывов в работе техники, спецтранспорта.
  • Временные затраты на монтаж арматурных каркасов, лесов, сборку опалубки.
  • Ограничение нагрузок на поверхность, которая еще не набрала достаточную прочность.
  • Бетонирование закладных деталей, вводов коммуникаций.
  • Обеспечение направленных деформаций изделий и элементов при нагружении.
  • Создание первым этапом горизонтальной части конструкции, вторым – вертикальной.

Причины спонтанного появления холодных швов:

  • Большие перерывы в работе после схватывания раствора.
  • Нехватка опалубки, технологического оборудования, лесов.
  • Недостаточный объем бетона для заливки в один цикл.
  • Недоукомплектованность бригады работников.
  • Малая мощность техники, недостаточная квалификация кадров.

как обустраивают холодные швы

В случаях, когда избежать этого невозможно, швы бетонирования и места их расположения продумывают заранее. Желательно избегать возможности появления спонтанных швов, а заранее согласовывать их с проектировщиком, делать в соответствии с технологическими перерывами, соблюдать технологию. Запрещено выполнение таких стыков в конструкциях, где есть растягивающие усилия.

В чертежах холодный шов бетонирования обозначается выноской с его названием и указанием точных размеров от осей конструкции, здания. Кроме технологических, часто в конструкции делают деформационные швы, основная задача которых – компенсировать усадочные и температурные перемещения монолита бетона.

В получившийся зазор монтируют изоляционные полосы, специальные рейки либо шнуры. Эти стыки также обязательно выносятся на проектный чертеж с обозначением.

Недостатки рабочих швов

Избежать основных минусов обустройства холодных швов можно в случае учета их в проекте и правильного выполнения. Когда же устройство швов не предполагалось, но они получились спонтанно, могут появляться существенные проблемы.

Основные минусы холодных швов:

  • В зоне стыка появляется ослабленный участок, что представляет опасность для ответственных и нагруженных конструкций, так как снижается несущая способность.
  • В микротрещины может попадать вода, провоцируя протечки и корродирование арматуры, самого бетона. Зимой вода замерзает и разрушает монолит.
  • Понижение водонепроницаемости, морозостойкости, механической прочности камня.
  • Значительное уменьшение срока эксплуатации конструкции/здания.
  • Наличие заметных дефектов на поверхности монолита.

как делать холодные швы в бетоне

В зоне стыка на поверхности бетона появляется точка внутренних напряжений с преобладанием растягивающих усилий. Бетон прекрасно работает на сжатие, а вот другие виды нагрузок выдерживает не так легко. Область шва деформируется постепенно, повышая риски разрушения всего здания или конструкции.

Ситуация становится еще более серьезной, если в холодные швы попадает вода. Она вымывает компоненты камня, ускоряет разрушение материала. Особенно это опасно в случаях, когда фундаментный монолит заглублен в почву, также есть риски для резервуаров, гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества из грунта провоцируют химическую коррозию бетона.

Если холодные швы не предусмотреть в проекте или сделать не по технологии, попавшая вовнутрь вода также будет способствовать механическому повреждению монолита зимой за счет попеременных замораживания и оттаивания.

как нарезаются холодные швы

Расположение швов по СНиП

Нормы и правила выполнения холодных швов бетонирования прописываются в соответствующих документах. Основное требование такое: независимо от условий, шов не должен стать зоной концентрации напряжения. Расположение стыка должно быть выполнено перпендикулярно оси колонн, балок, любой плиты, других бетонируемых элементов/конструкций.

Когда и где можно делать холодные швы:

  • Для отдельных балок с выполнением шва в границах средней трети пролета.
  • Для монолитно объединенных с плитами балок крупных габаритов (стык делают на отметке 20-30 миллиметров ниже поверхности плиты).
  • Для колонн при условии, что стык находится на отметке низа капителей, прогонов, подкрановых балок либо верха фундамента.
  • Для массивов, сводов, арок, резервуаров, сложных конструкций, сооружений, где швы располагают в предусмотренных проектом зонах.
  • Для плоских плит, где шов можно обустроить в любом месте, но исключительно параллельно меньшей стороне плиты.

правильное расположение холодных швов по СНиП

Идеальный вариант – это когда холодный шов совпадает с положением минимальной (нулевой) поперечной силы в конструкции монолита. Такое место находят при выполнении специальных расчетов (в эпюре сил поперечного типа).

При проведении расчетов вручную находят место пересечения эпюрой горизонтали (именно тут поперечная сила обычно стремится к нулю). При проведении расчетов с применением программ анализируют эпюры поперечных сил либо их цветных схем (так более наглядно).

На всех схемах и чертежах стык слоев бетона обозначают пунктиром. Чтобы более четко определить, делают выноску с названием «рабочий шов бетонирования». Схемы, указанные в чертежах, должны быть четко выполнены, изменять положение стыков запрещено. Все рекомендации и нормы указаны в СНиП 3.03.01-87.

Технология устройства

Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

Методы разрушения цементной пленки между старым и новым слоями:

  1. Механический

    – с применением электрических/ручных инструментов: металлических щеток с проволокой, пескоструйных пистолетов, фрезеровальной установки, струй воды, воздушного компрессора и т.д.

  2. Химический

    – предполагает промывку кислотой: обычно используют уксусную, соляную, ортофосфорную кислоты, которые растворяют цементную пленку и открывают в структуре бетона поры. После проведения травления монолит промывают водой.

правильный холодный шов в бетонной конструкции

Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

Этапы выполнения холодного шва:

  • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
  • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
  • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
  • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
  • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

заполнение холодного шва

В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги.

Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

Обязательно очищают арматуру. Растворы, залитые в разных слоях, должны демонстрировать идентичные показатели и характеристики, основными из которых являются прочность и несущая способность.

как и чем заполняют холодный шов

Рекомендации

Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.

Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.

Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.

спонтанные холодные швы в бетоне

Методы выполнения гидроизоляции холодных швов:

  1. Инъектирование цементно-песчаного раствора, силикатными и силоксановыми смесями. Шов заполняют раствором через специальные пакеты под давлением. Компоненты оказываются в структуре бетона, создают непроницаемую для воды мембрану. Актуально для влажных поверхностей.
  2. Использование пенетрирующих смесей, которые проникают вовнутрь. Шов заполняют гидропробкой, затирают пастой гидроизолирующей. Таким образом обычно ремонтируют стены подвалов, трещины на фундаменте, но не используют метод для испытывающих динамические нагрузки конструкций.
  3. Прокладка шнура на основе бетонита и каучука, который впитает влагу и защитит стык.
  4. Использование инъекционного шланга – набухающие неопреновые вставки обеспечат максимальную герметизацию стыка.
  5. Гермитовый профиль – специальная прокладка из пористой резины, которая уплотняет и не дает проникать вовнутрь влаге.

особенности выполнения рабочего шва

Несколько полезных советов для обустройства холодного шва:

  • Большую адгезию можно обеспечить, обработав затвердевший уже бетон клеевыми, битумными, грунтовочными составами.
  • В условиях высотного домостроения швы делают со специальным армированием – применяются 1 и больше сеток разного типа, двухсторонние шпонки, сделанные из оцинкованной стали.
  • При спонтанном появлении холодных стыков соединения между слоями желательно расшить по периметру и залить герметиком.

Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.

При изготовлении массивных бетонных конструкций (фундаментов, стяжек полов, плит перекрытий) неизбежно появление швов и трещин различной природы.

При изготовлении массивных бетонных конструкций неизбежно появление швов и трещин различной природы

Для того чтобы обеспечить качественное выполнение строительных работ любого объема и сложности, разработаны специальные технологические решения.

Причины появления трещин в бетоне. Типы трещин

Процесс бетонирования заключается в замешивании бетонной смеси, ее укладке в опалубку, уплотнении и уходе на этапе отвердевания. На каждом из этих этапов могут возникнуть предпосылки появления трещин по целому ряду причин, которые могут присутствовать по одной либо в различных комбинациях:

  1. ошибки на этапе проектирования конструкции (неверный расчет нагрузок, недостаточная толщина элементов конструкции, неправильно расположенное либо недостаточное армирование, отсутствие учета особенностей местности и грунта при проектировании фундамента);
  2. ошибки на этапе бетонирования (неправильно выбранная бетонная смесь, некачественный замес, недостаточное уплотнение, нарушение технологии укладки);
  3. ошибки после укладки бетона (отсутствие ухода, ненадлежащий температурно-влажностный режим, повреждения, возникшие при демонтаже опалубки).

Основные типы трещин в бетоне в зависимости от причин их возникновения:

  1. Технологические трещины. Бетонная смесь во время отвердевания не просто высыхает; в ней протекает целый комплекс реакций с образованием новых соединений и выделением тепла. Реакции протекают с разной скоростью в толще бетона и в его наружных слоях, в результате чего возникают напряжения в бетоне, что может стать причиной трещинообразования.
  2. Сквозные. Появляются в результате воздействия осевых растягивающих сил.
  3. Силовые трещины — следствие действия поперечной силы (направлены под углом к арматурным стержням).
  4. Трещины при осадке здания (параллельные арматуре).

По ширине выделяют трещины волосяные (до 1 мм), средние (до 10 мм), массированные (более 10 мм). По глубине различают глубокие, неглубокие и сквозные трещины. По расположению трещины могут быть сплошными, локальными, а также расположенными только по углам или по краям изделия.

Типы трещин

Также, в зависимости от того, когда трещины образовались, их подразделяют на первичные (образовались в процессе отвердевания бетона в ходе усадочных процессов) и вторичные, которые появляются в процессе эксплуатации.

Трещины могут по-разному влиять на прочность конструкции, в зависимости от этого выделяют три типа:

  1. не оказывающие влияния;
  2. уменьшающие прочность (если она уменьшается на 5–50%);
  3. разрушающие (при уменьшении прочности более чем на 50%).

Согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», техническое состояние здания может быть оценено в рамках следующих категорий:

  1. Нормативное. Соответствует по всем параметрам значениям, установленным в проектной документации (с учетом пределов их изменений).
  2. Работоспособное. Часть параметров не соответствует требованиям норм, но это не приводит к нарушению работоспособности конструкции и ее несущей способности.
  3. Ограниченно-работоспособное. В связи с возникновением дефектов и повреждений, несущая способность снижена, но опасность внезапного разрушения или опрокидывания отсутствует. Эксплуатация конструкции может продолжаться при регулярном контроле технического состояния либо после проведения мероприятий по усилению (восстановлению) конструкции.
  4. Аварийное. Несущая способность исчерпана, и существует вероятность обрушения конструкции.

Методы борьбы с трещинами

Появление мелких (волосяных) трещин вследствие усадочных явлений практически неизбежно. Поскольку они не оказывают влияния на прочность изделия, их считают допустимыми.

Снизить вероятность трещинообразования позволяет правильно подобранный состав бетона.

Классы бетона и состав

Прежде всего, важно выбрать бетонную смесь с соответствующими назначению изделия характеристиками. При замешивании бетонной смеси необходимо применять свежий, не лежалый цемент, чистые, не содержащие примесей заполнители.

Важно!

С целью получения качественного плотного бетона, применяют заполнители нескольких фракций. Чем больше фракций применяется, тем плотнее будет бетон.

Большое значение имеет и применение современных химических добавок.

В плане снижения образования трещин наиболее важными являются пластификаторы и фибра.

Пластифицирующие добавки для бетона служат, прежде всего, для повышения подвижности и удобоукладываемости бетонной смеси без добавления дополнительной воды, которая негативно влияет на прочность готового бетона. Высокоподвижные смеси меньше зависят от последующей обработки или вовсе не требуют ее, растекаясь под собственным весом. В результате смесь укладывается более плотно, уменьшается количество и диаметр пор и капилляров, что благоприятно влияет на такие характеристики бетона, как плотность, прочность, водонепроницаемость, морозостойкость.

Подвижность бетонной смеси

Суперпластификатор CemPlast производства CEMMIX обеспечивает следующие эффекты:

  1. повышение подвижности бетонной смеси (с П1 возможно повышение до П4, это самоукладывающая смесь);
  2. повышение прочности бетона (ранней — на 10–25%, марочной — на 10–20%);
  3. экономия цемента (до 15%) без снижения прочности;
  4. снижение водопотребности;
  5. активизация даже лежалого цемента;
  6. увеличение живучести смеси;
  7. предупреждение расслоения смеси;
  8. предотвращение трещинообразования;
  9. повышение долговечности бетона.

Важно!

Суперпластификатор CemPlast совместим с любыми типами отечественных цементов, со всеми добавками CEMMIX (например, гидрофобизаторами, противоморозными добавками). Благодаря жидкой форме, его удобно добавлять в бетонные смеси непосредственно во время замешивания. В зависимости от используемых материалов, а также требуемого уровня подвижности смеси, расход добавки может составлять от 0,5 до 2 л на 100 кг цемента. Учитывая возможность экономии цемента, добавка не удорожает бетонную смесь, а, наоборот, позволяет экономить.

Каталог продукции CEMMIX

Противоморозная добавка CemFrio

CemFrio

Универсальная комплексная противоморозная добавка для бетона.

Каталог продукции CEMMIX

Влагоотталкивающее средство CemAquaStop

CemAquaStop

Комплексное влагоотталкивающее средство для обработки поверхностей.

Каталог продукции CEMMIX

Добавка для наливного пола CemThermo

CemThermo

Cпециализированная высокоэффективная пластифицирующая и упрочняющая добавка для заливки теплых полов.

Полипропиленовая и базальтовая фибра CEMMIX представляют собой отрезки волокна, которые при добавлении в бетонную смесь равномерно распределяются в ней, обеспечивая объемное армирование бетона. В результате повышается ударная вязкость бетона, он становится более устойчивым к ударным нагрузкам, также обеспечиваются следующие преимущества:

  1. снижение усадочных явлений;
  2. уменьшение трещинообразования;
  3. повышение долговечности и прочности бетона;
  4. снижение истираемости бетона.

Фибра экономична, а также не увеличивает вес бетона, ведь на куб бетонной смеси применяется от 900 г до 3 кг добавки.

Современные методы предотвращения трещинообразования включают применение специальных добавок, таких, как пластификаторы, базальтовая и полипропиленовая фибра CEMMIX

Каталог продукции CEMMIX

Суперпластификатор CemPlast

CemPlast

Универсальная суперпластифицирующая и суперводоредуцирующая добавка для бетонов.

Каталог продукции CEMMIX

Полипропиленовое волокно Fibra

Каталог продукции CEMMIX

Фибра базальтовая

Фибра базальтовая

Базальтовая фибра (из ровинга),  предназначена для объёмного армирования бетонов, строительных растворов и композиционных материалов.

Чтобы получить бетон класса В30 плотностью 2410 кг/м3, который применяют для возведения специальных конструкций (банковские хранилища, бассейны), потребуется портландцемент высокой прочности ЦЕМ I 32,5Н ГОСТ 31108-2016 – ЦЕМ I 42,5Н ГОСТ 31108-2016 (старое обозначение М400–М500).

На кубометр смеси используется от 470 кг цемента, 700 кг песка средней фракции, 1000 кг гранитного щебня и 165 л воды. Также потребуется 1–2 л добавки CemPlast и 1–3 кг фибры CEMMIX.

Бетон имеет следующие характеристики:

  1. подвижность П3–П4;
  2. морозостойкость F300;
  3. водостойкость W10.

Что такое швы в бетоне. Типы швов

При бетонировании габаритных объектов применяется такой технологический прием, как устройство швов.

Типы швов

Швы могут иметь различные функции, в зависимости от которых они классифицируются следующим образом:

  1. Температурные. Согласно законам физики, все тела расширяются при нагревании и уменьшаются при охлаждении. Если объект очень крупный, колебания его линейных размеров могут быть существенными, в результате чего могут появиться трещины. Для компенсации изменений размеров, вызванных колебаниями температур, на конструкции предусматриваются температурные швы (при бетонировании устанавливают в нужных местах ПВХ-профиль), которые впоследствии заполняют эластичным материалом.
  2. Усадочные. В процессе отверждения большой массы бетона при бетонировании стяжек, на его поверхности процессы идут быстрее, чем в глубине, из-за чего возникает напряжение, которое приводит к образованию хаотичных трещин. Для компенсации напряжений на свежеуложенном бетоне нарезают усадочные швы. Бетон прорезают не на всю глубину, а на 1/3 толщины плиты, чтобы задать направление будущей запланированной трещины. Эти швы нарезают в соответствии с правилами, например, они обязательно совпадают с осями колонн, сходятся в углах изоляционных швов по периметру колонн, также швы располагаются перпендикулярно друг другу, образуя карты с соотношением сторон не более, чем 1:1,5, а размеры карт определяются технической документацией.
  3. Изоляционные. Их устраивают на стяжках по периметрам всех вертикальных опор (колонн, стен, фундаментов под оборудование), для чего в нужных местах укладывают изолирующий материал. В процессе набора прочности бетонная плита будет уменьшаться в линейных размерах, и если она при этом прикреплена к вертикальным опорам, неизбежно возникнут трещины. Изоляционные швы предотвращают их появление. После отвердения бетона их заполняют эластичными материалами.
  4. Конструкционные. Это запланированные швы, которые устраиваются при невозможности залить всю конструкцию за один прием. Обычно их расположение должно совпадать с другими швами, чтобы они несли сразу несколько функций, а количество швов в конструкции было минимальным.

Холодные швы. Что это, и в каких случаях они устраиваются

Монолитная бетонная конструкция — это оптимальный вариант крупных по габаритам сооружений. Она имеет одинаковую прочность во всем объеме конструкций.

Однако иногда объемы бетонных работ могут быть настолько большими, что нет возможности выполнить их за один прием.

Холодные швы

В случае, когда непрерывная укладка бетона невозможна, применяют укладку бетона картами (или захватками). Места расположения швов должны быть при этом распланированы заранее и совпадать с другими типами швов.

При укладке бетона картами возможны два варианта развития событий:

  1. Перерывы в работе небольшие, предыдущая порция бетона не успела схватиться.
  2. Предыдущий бетон уже успел схватиться. В этом случае устраивается холодный шов.

Важно!

После укладки бетона начинаются процессы его отвердевания, причем, наиболее высокая скорость у них сразу после укладки, а затем она постоянно снижается. Скорость, с которой бетон твердеет, зависит от многих факторов:

  1. состава бетонной смеси;
  2. наличия тех или иных добавок;
  3. температуры и влажности воздуха.

Твердение бетона

В среднем, считается, что заливать следующую карту бетона без дополнительных мероприятий можно не позже, чем через 2–4,5 часа после предыдущей. В этом случае смежные слои бетонной смеси укладываются без образования рабочего шва. Однако более точное время устанавливается строительной лабораторией.

Важно!

Рабочие швы запрещается устраивать в конструкциях, где действуют растягивающие усилия.

Проблемы холодных швов

Спонтанные холодные швы, которые не были запроектированы, а возникли в результате нарушения технологии бетонирования, снижают прочностные расчетные характеристики конструкции, поскольку нарушают его монолитность. Бетон в этом случае похож на слоеный пирог: в месте стыка слоев возникает ослабленный участок, который уменьшает несущую способность конструкции, имеет сниженную водонепроницаемость и морозостойкость, может допускать протечки, да и просто является эстетическим дефектом. Слои разных участков заливки, как правило, разделяются цементной пленкой, которая имеет сниженную прочность, поэтому такой бетон можно рассматривать только как сборную конструкцию, разные участки которой воспринимают нагрузку по-разному.

Oчень важно правильно выполнить холодные швы при бетонировании

Поскольку на месте стыка образуется участок внутренних напряжений с преобладающими растягивающими усилиями, к которым бетон неустойчив, эта зона постепенно разрушается. При наличии высокой влажности процессы деструкции бетона протекают с еще более высокой скоростью.

Поэтому очень важно правильно выполнить холодные швы при бетонировании.

Технология устройства холодного шва

Правильное расположение холодных швов определяется на стадии проектирования. На плане его обозначают специальной линией, и отклонения от проекта не допускаются. Расположение холодных швов регулируется СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции» (СНиП 3.03.01-87):

  1. на плоских плитах холодные швы располагают параллельно меньшей стороне изделия;
  2. на балках, представляющих монолит с плитами, холодные швы обустраивают на расстоянии 2–3 см от поверхности плиты;
  3. на ребристых плитах — параллельно балкам второстепенного значения;
  4. на колоннах — на уровне верха фундамента, низа капителей и прогонов;
  5. на сложных участках (арки, своды) расположение холодных швов определяется индивидуально главным инженером проекта.

Важно!

Швы не располагают в ответственных местах. Швы должны располагаться перпендикулярно оси бетонируемого элемента. Угловые швы не допускаются.

Последовательность работ при устройстве холодных швов

Основная проблема холодного шва — это наличие ослабленного слоя, который возникает на поверхности бетона. Когда на этот слой заливают новую порцию бетонной смеси, монолитность изделия нарушается, адгезия в месте стыка также недостаточна.

Поэтому необходимо удалить этот слой, прежде чем заливать новую карту бетона:

  1. После укладки предыдущей карты, если нет возможности залить следующую карту без образования рабочего шва, выжидают 1–3 суток, чтобы бетон набрал необходимую прочность (более 1,5 МПа, в соответствии с СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции» (СНиП 3.03.01-87, п. 2,13)). Это правило касается гражданского, промышленного, а также частного строительства.
  2. Поверхность затвердевшего бетона очищают от цементной пленки. Для этого применяют обработку водной или воздушной струей, фрезой либо, если прошло не более 6–7 суток, допустимо применение металлической щетки.
  3. Очищенную поверхность промывают водой и высушивают.
  4. Проводят мероприятия для увеличения адгезии.
  5. Через 2–3 часа заливают следующую карту.

Меры по увеличению адгезии:

  1. обработка поверхности полимерными мастиками либо грунтовками глубокого проникновения;
  2. нанесение глубоких насечек при помощи перфоратора, болгарки, зубила (при длительных перерывах в строительстве);
  3. армирование мелкоячеистой стальной сеткой.

Важно!

Желательно применять одновременно несколько способов.

Холодные швы. Гидроизоляция

Холодные швы. Гидроизоляция

Для гидроизоляции холодных швов применяют следующие методы:

  1. обмазка гидроизолирующими материалами и составами глубокого проникновения;
  2. нанесение гидрозащитных смесей;
  3. закладка внутрь шва ленты из ПВХ или резины;
  4. закладка набухающих шнуров;
  5. инъектирование полиуретановыми, силикатными или силоксановыми смолами.

Современные методы предотвращения трещинообразования включают применение специальных добавок, таких, как пластификаторы, базальтовая и полипропиленовая фибра CEMMIX. Приобрести необходимые добавки для бетонных смесей можно оптом от производителя, в розничных магазинах и в интернет-магазинах. По всем вопросам приобретения и применения добавок для бетона и фибры обращайтесь к нам.

Монолитное бетонирование может быть осуществлено двумя способами:

  • С перерывами. Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают после полного затвердевания предыдущего. В результате в месте соприкосновения уже уложенного, набравшего необходимую прочность бетона и только что обустроенного образуется холодный (то есть, рабочий или строительный) шов (ХШ).
  • Без перерывов (их продолжительность не должна превышать 2÷4,5 часа в технологическом процессе укладки бетонной смеси). Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают до начала затвердевания предыдущего. Этот процесс отличается отсутствием ХШ.

Монолитное бетонирование без перерывов предпочтительнее

Естественно, второй способ предпочтительней, так как, применяя его, можно добиться очень высокого качества всей сооружаемой конструкции в целом. Но, не всегда применение этого метода возможно в силу причин технологического, организационного или конструктивного характера.

Если при возведении строения используют первый способ бетонирования, то необходимо провести правильное обустройство холодных швов: именно через них происходит проникновение влаги и все вытекающие из этого негативные последствия. Если работы по обустройству ХШ будут проведены правильно, то риск деформации всего сооружения в целом будет минимальным.

Особенность холодных швов

Особенность ХШ заключается в том, что между «старым» и «новым» бетонным слоем образуется некая плотная субстанция, которую именуют цементной пленкой. Ее источником является не только гидроксид кальция (имеется в виду его водный раствор, который выходит на поверхность бетона), вступающий в реакцию с углекислым газом; но и соли щелочных металлов, щебень, песок, вода, пластификаторы и многие другие составляющие цементных растворов. То есть, можно сказать, что в химическом отношении цементная пленка представляет собой смесь сульфатов, карбонатов, хлоридов и нитратов (некоторые из них растворяются в воде, а некоторые нет).

Что же происходит при послойном бетонировании, которое осуществляют со значительными перерывами? Наблюдается «пирог, состоящий из трех слоев»: бетон, цементная пленка и опять бетон. Средняя составляющая этой конструкции является самым «слабым звеном» при возведении любого объекта. Если холодный шов не обработать должным образом, то нельзя будет рассматривать все здание как монолитную конструкцию. Оно будет представлять собой исключительно сборное сооружение, каждая часть которого самостоятельным образом воспринимает механические нагрузки. При полном же соблюдении строительных правил и норм по обустройству ХШ можно гарантировать высокие прочностные характеристики сооружаемой конструкции, и ее долгий эксплуатационный срок.

Холодный шов является слабым звеном при возведении любого строительного объекта

На заметку! Если есть возможность обустройства бетонирования без образования ХШ, то ее стоит использовать. В этом случае конструкция сможет выдерживать еще большие нагрузки.

Правильное расположение холодных швов

Согласно строительным нормам и правилам места обустройства ХШ определяют еще на стадии проектирования и обозначают специальной линией на плане (отклонения от проекта недопустимы). В соответствии с п.2.13 СНиПа 3.03.01-87 (он введен в действие седьмого января 1988 года) при бетонировании:

  • Плоских плит холодные швы обустраивают параллельно меньшей стороне изделия.
  • Балок значительных размеров (они вместе с плитами представляют монолит) ХШ располагают в зоне, отступив на 2÷3 сантиметра от уровня нижней поверхности плиты.
  • Ребристых плит – в направлении, которое параллельно балкам второстепенного значения.
  • Других прогонов – на участке, который определен, как средняя часть трети пролета балки.
  • Колонн – на отметке верха фундамента, а также низа капителей и прогонов.

Как обустроить ХШ в области колонн

  • Что же касается сводов, арок, массивов и разнообразных бункеров, то обустройство в них ХШ производят в местах, которые определены непосредственно главным инженером проекта.

На заметку! Строительные швы разрешено обустраивать исключительно в местах, которые не занимают главенствующее место в плане обеспечения прочности конструкции в целом. Это значит, что ХШ не обустраивают на участках, которые подвержены максимальной перерезывающей силе (она равна алгебраической сумме всех сил, приложенных к балке). Также строительный шов располагают перпендикулярно оси поверхности бетонируемого элемента. И еще один момент: не следует допускать образования угловых ХШ.

Негативные последствия от образования холодных швов

В результате образования цементной пленки между уложенным (уже затвердевшим) бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается:

  • Образование микротрещин, через которые проникает вода. В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона.
  • Меньшая адгезия между пластами бетона.
  • Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции.
  • Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.
  • Ухудшение внешнего вида плиты (стены или балки).
  • Высокий риск вымывания строительного материала из зоны ХШ. Это представляет огромную угрозу для всего сооружения в целом.
  • Существенная хрупкость бетона, который быстро разрушается при каких-либо воздействиях механического характера. Возникает это из-за того, что в области ХШ происходит преобразование напряжений, а, именно, сжатия на растяжение.

Хрупкость бетона вследствие плохо обустроенного холодного шва

Всего этого можно избежать, если принять своевременные меры по правильной (в соответствии со строительными нормами и правилами) обработке уже затвердевшего бетонного слоя.

Последовательность работ при обустройстве холодных швов

Методика работ следующая:

  • В соответствии с проектной документацией определяют местоположение будущего ХШ.
  • Производят заливку цементно-песчаной смеси до определенного уровня.
  • Осуществляют трамбовку бетонного слоя с помощью вибрационного устройства (глубина погружения составляет порядка 50÷100 мм) с последующим его выравниванием.

С помощью вибрационного устройства бетонный слой трамбуют

Важно! В процессе трамбовки недопустимо опирать вибрационное устройство на какие-либо элементы опалубочной конструкции.

  • Через 1÷3 дня, когда бетон наберет необходимую прочность, с помощью либо водной струи (она может быть и воздушной), либо фрезы (электрической или пневматической), либо механической щетки, выполненной из металла, производят очистку его поверхности. Самое чистое и качественное покрытие получают в случае осуществления обработки под давлением. Использование металлической щетки значительно удешевляет технологию, но этот способ применим только в том случае, если бетон «свежий» (то есть, с момента его обустройства прошло дней 6÷7, не больше).

Важно! Каждый последующий слой можно обустраивать только после того, как прочность предыдущего превысила 1,5 МПа (СНиП 3.03.01-87, пункт 2,13). Это касается и промышленного, и гражданского, и частного строительства. Причем в период, когда начинается затвердение бетона, его надо защищать от слишком быстрой потери влаги и атмосферных осадков. Впоследствии же поддерживать определенный режим (это касается не только определенной температуры, но и влажности).

  • Перед заливкой следующего песчано-цементного слоя уже подготовленную поверхность промывают водой и просушивают струей воздуха.
  • Производят мероприятия по увеличению адгезии бетонной поверхности. Это необходимо делать, чтобы ХШ смог выдержать в будущем значительные нагрузки. Существует много методов, чтобы усилить сцепление между бетоном, уже набравшим прочность, и только что обустроенным (более подробно о них будет рассказано ниже).
  • Сначала поверх шва укладывают тонкий песчано-цементный слой (около 20÷З0 мм), который быстрее вступит в «тесный контакт» с уже затвердевшим бетоном.
  • Через 2÷3 часа укладывают весь приготовленный объем бетонного раствора.

Важно! Заливку бетона производят горизонтальными пластами (все они должны быть одной высоты) без каких-либо разрывов. Причем направление укладки цементно-песчаной смеси осуществляют во всех слоях в одну и ту же сторону. Расстояние между верхним слоем уложенного бетонного раствора и опалубкой должно составлять 5÷7 сантиметров.

Способы увеличения адгезии бетонной поверхности

  • Обработка поверхности бетона грунтовкой глубокого проникновения или битумными и полимерными мастиками. Метод довольно действенный, хотя и дорогостоящий.
  • Нанесение с помощью болгарки, зубила, молотка или перфоратора по всей площади бетона глубоких насечек. Способ актуален в случае наличия давно затвердевших поверхностей, то есть, когда строительные работы возобновляют после длительного простоя.
  • Армирование строительного стыка стальной сеткой, имеющей довольно мелкие ячейки.

Металлическая сетка в качестве армирующего элемента при обустройстве холодного шва

На заметку! Практика показывает, что лучших результатов по увеличению адгезии бетонной поверхности удается достичь при использовании нескольких способов обработки одновременно.

Гидроизоляция холодных швов

От того, насколько качественно осуществлена герметизация холодных стыков, зависит надежность, прочность и долговечность всей монолитной конструкции. Основные способы гидроизоляции:

  • Самый доступный и простой – это обмазывание любым изолирующим материалом (например, полиуретановой смолой, акрилатным гелем или жидким гидроизоляционным составом глубокого проникновения).
  • Чаще всего применяют специальные гидрозащитные смеси, в состав которых входит цемент, песок и силикаты (или силоксаны). Проникая в поры бетона, состав образуют своеобразную мембрану, отличающуюся водонепроницаемостью.

Проникновение гидроизоляционных растворов в бетон

  • Прокладка гидрошпонки, представляющей собой ленту из поливинилхлорида (иногда из резины). Ее закладывают непосредственно внутрь шва.
  • Также используют специальные шнуры (например, бентонит-каучуковые), которые в случае наличия воды набухают, тем самым создавая защитный барьер и обеспечивая хорошую герметизацию швов.

Лучше всего кладку бетона производить в один цикл, но не всегда мастерам удается именно так реализовать работы на больших объектах. Из-за чего образуется заметный холодный шов при бетонировании, про который пойдет речь в статье. Интересно будет узнать, какими положительными и отрицательными сторонами обладает подобный подход к заливке смеси.

Содержание

  • 1 Холодные швы в бетоне — что это
    • 1.1 Что такое рабочий шов
    • 1.2 Прямое назначение
  • 2 Последовательность работ при устройстве
    • 2.1 Идеальное положение шва
      • 2.1.1 Расположение швов по СНиП
    • 2.2 Гидроизоляция швов при бетонировании
    • 2.3 Обработка стыка перед работой
    • 2.4 Недостатки рабочих швов
  • 3 Виды деформационных швов
    • 3.1 Изоляционные
    • 3.2 Конструктивные
    • 3.3 Температурные
    • 3.4 Усадочные
    • 3.5 Деформационные швы в наливных полах
      • 3.5.1 Видео: резка деформационных швов
      • 3.5.2 Использование герметиков
      • 3.5.3 Нужна ли демпферная лента для наливного пола
  • 4 Негативные последствия образования холодных швов
  • 5 Рекомендации от экспертов

Холодные швы в бетоне — что это

Что же имеют в виду профессиональные строители, обсуждая между собой такой термин как холодный шов, начинать изучение темы нужно с азов. Речь идет про своеобразный стык между старым и новым бетоном, который выражается в некой цементной пленке.

Очень важно правильно создать холодный шов при бетонировании, в противном случае постройку нельзя будет назвать монолитной. Различают несколько разновидностей стыков, одна из них носит аббревиатуру РБШ (Рабочий Бетонный Шов), про него также пойдет речь далее. Если бетонная смесь укладывается с разрывами, то продолжать работу можно при наборе прочности более 1.5 МПа с выполнением холодных рабочих швов при бетонировании.

Единственное можно сказать точно, разбираемый технологический процесс сложен в реализации, ведь от качества фундаментов зависит целостность всей конструкции здания. Поскольку свежий слой укладывают на уже схватившееся основание, химический состав прослойки должен отвечать особым требованиям.

Так и происходит, цементная пленка содержит в составе сульфаты, карбонаты, хлориды и нитраты, некоторые компоненты растворяются в воде, а другие нет. Используя холодный шов при бетонировании фундамента пола, стен, перекрытий, колонн, описание технологии нужно изучить заранее.

Что такое рабочий шов

Своеобразные стыки в бетонных конструкциях не редкое явление, шов бетонирования образуются из-за разнообразных обстоятельств, иногда причиной становится даже халатность мастера. Что же такое рабочий шов бетонирования, необходимо подробно разобрать доступную информацию.

При заливке бетонной смеси на полах, для быстрого застывания площадки строители специально создают рабочие швы. Нельзя не упомянуть крупные монолитные постройки, которые из-за теплового расширения могут запросто покрыться трещинами. Чтобы избегать этого негативного проявления, профессионалы также предусматривают компенсационные швы, выглядят они по-разному.

Прямое назначение

Любая бетонная конструкция будет подвергаться нагрузкам, холодные швы могут использоваться для улучшения технических характеристик здания, хотя и считаются многими экспертами слабым звеном монолита.

Правильно созданный стык его места расположения, позволит строителям не переживать за образование сдвигов каркаса дома или других повреждений, поэтому за всеми этапами заливки пристально следит прораб. При этом работу над конкретной постройкой можно распланировать на несколько дней, наливая свежую смесь поверх готового подстывшего основания.

Последовательность работ при устройстве

Прежде чем лично пытаться повторить все манипуляции, нужно подробно рассмотреть, как выполняется холодный шов при заливке бетона профессионалами пошагово. Важным этапом, по словам экспертов, будут подготовительные работы, на этой стадии мастер готовит инвентарь, а также все необходимые дополнительные материалы для обработки поверхности. Инструкция выглядит так:

  1. Производится зачистка старого основания в месте стыка.
  2. Плоскость обильно поливается водой.
  3. Создается выравнивающий слой с добавками акрилов, винилацетатов или латексов.
  4. Заполняют опалубку свежим бетоном.

Важно четко следить за временем, отведенным на работы, длительность выполнения манипуляций со следующим слоем смеси не должна превышать время первичного схватывания предыдущего участка конструкции. Так выглядит последовательность при монолитном бетонировании на объектах.

Идеальное положение шва

Если заливку выполняют профессионалы, то по завершении строительства на здании можно заметить только горизонтально расположенные холодные швы. Подобный подход к делу будет единственно правильным, когда речь заходит про фундамент, на полах все обстоит иначе.

Нередко стыки могут совпадать с расположением усадочных, деформационных, а также температурных швов. Иногда мастера решают устроить ХШБ в месте сопряжений углов, для примера стоит привести такие сочетания как: стена и пол, перегородка и потолок, а также колона и ригель.

Расположение швов по СНиП

Сетка для удержания бетона

Все швы разрешено обустраивать исключительно в тех местах, которые были указаны проектировщиками здания, а любые изменения предварительно обсуждаются со специалистами. Всегда манипуляции проводят на участках, где меньше всего обнаружено изгибающего момента, а также перерезывающей силы.

Имея большое желание самостоятельно изучить тонкости работы и подробные рекомендации о расположении стыков по снип, следует взять за основу положение с номером: 3.03.01-87(п.п.2.08 — 2.14).

Гидроизоляция швов при бетонировании

Чтобы здание отвечало общепринятым нормам безопасности, было прочным и долговечным, нельзя отказываться от гидроизоляции холодных швов, независимо от того, сколько стоят материалы. Выбрать вспомогательные вещества можно с учетом бюджета, выделенного на строительство.

Самым доступным материалом считают полиуретановую смолу или акрилатный гель. Опытные строители зачастую применяют специализированные смеси, в их составе уже есть песок, цемент и необходимые силикаты, а также силоксаны.

В некоторых случаях полезной станет прокладка гидрошпонки, своеобразной ленты, созданной из резины или поливинилхлорида. Следует упомянуть и шнуры, многие знают такой тип продукции как бентонит-каучуковые тросы, которые набухают после соприкосновения с водой, выполнив защитную функцию.

Обработка стыка перед работой

Сразу начинать создавать холодный шов бетонирования будет глупо, над поверхностью необходимо провести дополнительные работы, усиливающие адгезию. Речь идет об удалении загрязнений с затвердевшего основания, а также смачивании фундамента водой. Торчащие куски арматуры потребуется зачистить, только в такой последовательности мастер может рассчитывать на хорошую сцепку.

Недостатки рабочих швов

В большинстве ситуаций строители вынуждены создавать холодный шов при бетонировании, несмотря на это важно четко понимать, какими слабыми сторонами обладают такие стыки. Возможно, получится намного качественней обдумать сроки выполнения работ, чтобы избежать образования слабых мест на фундаменте. Минусы выглядят так:

  • снижается уровень гидроизоляции здания;
  • на границе соединения повысится водопроницаемость основания;
  • стыки могут испортить внешний вид монолита на первых стадиях сдачи здания заказчику;
  • технические характеристики монолита будут снижены;
  • снижается степень сопротивления бетона к химическим веществам;
  • арматурный каркас может начать быстро покрываться ржавчиной;
  • механическое воздействие на постройку иногда приводило к повреждениям в месте соединения слоев;
  • ЖБК будет менее устойчива к перепадам температур;
  • несущая способность.

Если строители могут избежать наличия холодных стыков, нужно в обязательном порядке сделать это, тогда здание не будет иметь слабых участков.

Виды деформационных швов

Качественное бетонирование – это достаточно сложный, трудоемкий и долгий процесс, который требует максимум внимательности со стороны мастера. Прежде чем приступать к самостоятельной реализации инструкции по созданию стыка, важно ознакомиться со всеми типами швов. О каждом соединении следует приводить информацию отдельно.

Изоляционные

Этот тип шва предназначен для снижения динамической нагрузки на здание, чаще всего обустраивается в заранее рассчитанном месте. Нередко разрез можно увидеть на полах из бетона, вдоль монолитных перегородок или колон, а также с лицевой части фундамента. Все манипуляции производят только профессиональные строители, поскольку от правильности действий зависит надежность всей конструкции.

Конструктивные

Наблюдается сходство назначения с усадочными типами швов, но от создания вертикальных подвижек стоит отказаться. Для улучшения водонепроницаемости мастера применяют герметики и гидрошпонки. Этажность здания бывает разной, проект постройки разрабатывается с учетом всех предстоящих работ на объекте со стороны строителей.

Температурные

Подобные швы способны защитить дом от влияния перепадов температур, становятся актуальными не во всех климатических зонах. Особенно востребованными температурные швы будут в тех регионах, где теплые дни резко сменяются холодными.

Такие изменения свойственны даже городам, расположенным в умеренных климатических зонах. Из-за перепадов температуры могут возникать очень глубокие трещины, а также множество мелких повреждения монолита, об этом нельзя забывать.

Усадочные

шоф после заливкишов после заливки

Применяются значительно реже остальных типов швов, но иногда становятся попросту незаменимыми. Формируются стыки по всей высоте постройки, нижняя часть фундамента, находящаяся под землей не исключение.

При правильной реализации технологии, основание будет защищено от образования трещин, а все здание станет намного надежней. Не исключается создание еще одного комбинированного типа шва, температурно-усадочного, такой подход к работе над строительством выручал неоднократно.

Деформационные швы в наливных полах

Чтобы разобраться в сути процесса, стоит привести пошаговое устройство наливных полов, которое выглядит так:

  1. Основание под заливку подготавливается к работам.
  2. Поверхность грунтуется.
  3. Участок заполняют полимерной смесью.
  4. Производится нарезка деформационных швов.

Благодаря стыкам полы намного быстрее схватываются и набирают критическую прочность. При этом наличие трещин сводится к минимуму, что позволяет получать качественное, идеально ровное покрытие.

Видео: резка деформационных швов

Использование герметиков

Подобные вспомогательные материалы становятся очень полезными на завершающей стадии создания любых типов швов. Профессионалы советуют использовать герметики вместе со специальными прокладками, в таком случае стык получится намного качественней.

При этом смесь будет расходоваться экономичнее, что важно для оснащения больших объектов. Расход герметика следует рассчитать заранее, для этого можно воспользоваться одной из доступных формул, материалов по этому поводу предостаточно.

Нужна ли демпферная лента для наливного пола

Если подходить к заливке серьезно, то от такого полезного материала отказываться нельзя, демпферная лента может существенно улучшить технические показатели поверхности. Это дополнение способно изолировать полы от фундамента, стен и других объектов, которые контактируют с улицей.

В таком случае влага никогда не сможет проникнуть в структуру плоскости, находиться в комнате будет комфортно, а полы прослужат намного дольше, без трещин или других дефектов.

Негативные последствия образования холодных швов

неверное бетонирование

Изучая всю доступную информацию, люди начинают искать причины возникновения холодных швов в железобетонных конструкциях. Происходит это из-за того, что мастера заливают бетон не одним циклом, зачастую строительство прерывается на больших объектах, а также, когда поставка смеси была задержана.

Долговременная остановка укладки смеси

Своевременно исправить положение поможет гидроизоляция холодных швов, от этого процесса лучше не отказываться. Разобрав причины появления, в дополнение можно привести последствия образования своеобразных стыков, выглядят они так:

  • эксплуатационные качества бетона будут снижены;
  • гидроизоляция может снизиться в соединительной границе;
  • усиливается растягивающее напряжение на здание;
  • возможны губительные воздействия химических веществ;

Проблем у холодных швов очень много, профессионалы выделяют основные из них. В первую очередь важно помнить о повышении риска вымывания монолита со временем, затем обратить внимание на возможные физические воздействия, которые приведут к разрушениям.

Если гидроизоляция холодных швов была произведена неправильно, то грунтовые воды постепенно просочатся в структуру монолита. Лучше в точности следовать технологии проведения работ, иначе силы, приложенные на создание конструкции, будут потрачены зря.

Рекомендации от экспертов

Каждый холодный шов, независимо от размеров бетонного здания нуждается в дополнительной защите и обработке специализированными смесями. При добавлении слоев бетона, цементная пленка будет помогать добиться надежной, качественной сцепки старого и свежего основания постройки.

Чтобы усилить адгезию в несколько раз, достаточно нанести на твердое основание клеевые, битумные или грунтовочные составы. Если речь заходит о возведении многоэтажной постройки. Лучше предварительно закрепить на старом основании один или больше рядов специальной сетки, двусторонние шпонки, которые зачастую создают исключительно из нержавеющей стали. В ситуациях, когда холодных швов при бетонировании возникает неожиданно, следует расшить весь периметр. С уважением БЕТОН-инфо.

Описание и виды деформационных швов

Деформационный шов — это, специальным образом подготовленный участок фундамента здания, задачей которого является защита основания от перемещений грунта и противостояние резким температурным изменениям

Особое внимание защите фундаментных оснований устройством деформационного шва принято уделять в районах с повышенной сейсмической активностью

Сейчас при строительстве применяются основные виды деформационных швов. Их четыре:

  • осадочный шов;
  • температурный шов;
  • усадочный шов;
  • сейсмические швы.

Выбирают подходящие виды деформационных швов для фундаментных оснований, основываясь на анализе собранных данных о температуре, типах грунта и сейсмической активности региона, в котором планируется вести строительство.

Особенности применения сейсмических и осадочных швов

Сейсмический деформационный шов для фундаментных оснований, как это понятно из названия, применяется чаще всего на регионах с повышенной опасностью неожиданных передвижений грунта. Его основная задача – смягчить опасные деформации фундамента при возникновении сейсмической активности.

Особенностью сейсмического компенсатора, является разделение им фундаментной конструкции на несколько отдельных квадратов.

Деформационный шов плитного основания

Расчет размеров таких блоков производится на предварительном этапе. Между этими квадратами с равными сторонами и выполняется устройство компенсатора этого типа

Особое внимание следует уделить такой работе, как гидроизоляция сейсмического шва, поскольку постоянное воздействие влаги и резкие перепады температуры значительно снижает износостойкость материалов и уменьшает общий срок эксплуатации строения

Качественная рулонная гидроизоляция продлит срок жизни фундамента.

Задачей осадочного компенсатора для фундаментных оснований является обезопасить фундаментную конструкцию от появления трещин в плите при усадке грунта под зданием. Усадочные передвижения почвы во время эксплуатации здания могут возникать из-за разной плотности грунта под частями здания и неравномерно распределенной нагрузки.

В современной архитектуре зданий зачастую используется переменная этажность, конструктивные особенности разных частей здания, всевозможные надстройки. Здания, строящиеся на однородном грунте с одинаковой плотностью почвы по всей площади строительства, встречаются крайне редко.

Расчет деформационных швов осадочного типа происходит для каждого здания отдельно, основываясь на данных анализа плотности почвы. Их основная задача – компенсировать смещения отдельных блоков здания, вызванные осадкой.

Устройство рабочего шва при бетонировании перекрытия

Немногие из нас знают, что представляют собой рабочие швы бетонирования. Или для чего нужны швы сжатия и расширения в бетоне и есть ли какие-то правила относительно их устройства в разных случаях. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Один из видов швов делит монолит на участки с четко очерченными границами.

Определение

Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном внутри монолитной конструкции.

Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, поскольку снижает итоговую прочность монолита. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием

Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием.

Однако в силу технологических, финансовых или организационных причин это не всегда возможно.

Компромиссное решение, позволяющее избежать падения прочности  — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания старого.

Правила устройства

Что делать, если бетонирование все-таки приходится выполнять со значительными перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?

По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.

  • Первое и основное: если бетон успел схватиться, дальнейшие работы по бетонированию выполняются лишь при достижении им прочности не менее 1,5 МПа (150 кгс/см2).
  • Поверхность старого бетона перед возобновлением работ обязательно очищается от цементных пленок. Эта работа может быть выполнена как своими руками (металлической щеткой или ручным инструментом), так и с использованием пескоструйной техники.
  • Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется использовать грунты, клеи или битум.

С фундаментом разобрались. Есть ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?

Конструкция Требования
Колонны Шов располагается на уровне низа прогона, балок или верха фундамента.
Балки, залитые заодно с перекрытием Шов на 2 — 3 сантиметра ниже нижней поверхности плиты перекрытия.
Плиты любого типа (включая перекрытия) Шов параллелен меньшему из сечений плиты.

Рабочие швы расположатся на уровне низа  несущих балок.

Компенсационные

Компенсационные швы в бетоне, как несложно догадаться по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и прочих воздействий, способных привести к появлению трещин. Они полностью рассекают бетонную конструкцию (включая армирование), фактически разделяя ее на несколько независимых монолитов.

Они необходимы:

При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.

Любопытно: законодателем в области максимального размера монолита является Британская Энциклопедия бетонщика.

Однако на Британских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше максимальное тепловое расширение.

С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум вдвое меньших размеров.

  • По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента вызвать растрескивание его поверхности).
  • Вокруг колонн, опирающихся на подсыпку или уплотненный грунт.

На фото хорошо виден шов вокруг опорного элемента металлоконструкции.

И в этом случае, разумеется, есть несколько правил.

  • Термошвы в бетоне должны иметь ширину не менее 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
  • Вокруг колонн опоясывающие их швы могут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (таким образом, чтобы напротив угла колонны он был прямым).

На первых двух рисунках колонны изолированы правильно. На третьем изоляция колонны от стяжки не выполнена. Цена ошибки — трещины в монолите.

Получившиеся полости обязательно заполняются герметиком или каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.

Усадочные

Усадочные швы в бетонных полах призваны компенсировать неравномерность высыхания стяжки после ее заливки.

Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сразу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в результате чего стяжка пытается деформироваться.

Гидроизоляция швов при бетонировании

Необходимо учитывать, что в области размещения швов изоляционная функция бетонной конструкции значительно сокращается. Место расположения рабочего шва может стать зоной скопления влаги, что создает серьезную угрозу химического разложения бетона и коррозии арматуры. В условиях эксплуатации объекта при низких температурах попавшая в полость бетонной конструкции влага замерзает, а при оттаивании становится причиной возникновения внутренних напряжений, и, как следствие, механического разрушения бетона.

Во избежание износа строительного материала в зоне размещения рабочего шва предусматривается качественная гидроизоляция. Широко используются несколько основных методов гидроизоляции:

  • Гидрошпонки;
  • Разбухающие шнуры;
  • Проникающая и инъекционная гидроизоляция;
  • Безусадочные цементные составы.

Работы по гидроизоляции, выполненные качественно, обеспечат эластичность холодных швов, устойчивость к влаге, плесени и значительным температурным колебаниями. Помимо этого, гидроизоляция позволяет избежать засорения швов, что положительно влияет на срок их службы, как и конструкции в целом. Необходимо помнить, что холодный шов — ответственный элемент бетонного или железобетонного сооружения, и от правильного устройства и дальнейшего ухода зависит надежность и долговечность будущей постройки.

Возврат к списку

Уточните стоимость доставки бетона до вашего объекта

у нашего менеджера по телефону или через форму запроса

Какие материалы используются для гидроизоляции швов и стыков

  • Гидрошпонка – Это специальная гидроизоляционная лента, сделанная из пластифицированного ПВХ или полимерных материалов. Гидрошпонка применяется в основном в монолитном строительстве и закладывается в холодные и деформационные швы, для того чтобы служить в качестве гидроизоляции.     
  • Бентонитовый набухающий шнур – это гибкий каучуковый или резиновый гидроизоляционный профиль, набухающий при попадании на него воды или влаги. При набухании бентонитовый шнур, служит гидроизоляционным барьером, не дающим воде пройти. Бентонитовый или набухающий шнур предназначен для гидроизоляции холодных швов бетонирования.       
  • Гидроизоляционная лента – гидроизоляционные ТПО-ленты, выдерживают динамику и подвижки стенок швов в различных направлениях, сохраняя при этом высокую степень герметизации.
  • Герметики – когда речь идёт о герметизации стыков, то тут в основном применяются безусадочные и расширяющиеся герметики. При попадании влаги расширяющиеся герметики, имеют свойства расширяться, не давая влаги пройти.
  • Инъекционная гидроизоляция – Подаётся в шов, под давлением используя оборудование, через пакера или заранее подготовленные трубки внутри шва. Применяется для того, чтобы заполнить все пустоты, микротрещины и поры бетона.

Подробно об инъекционной гидроизоляции вы можете прочитать в статье – Инъекционная гидроизоляция.

Как выполняются холодные швы при бетонировании

Монолитное бетонирование может быть осуществлено двумя способами:

  • С перерывами. Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают после полного затвердевания предыдущего. В результате в месте соприкосновения уже уложенного, набравшего необходимую прочность бетона и только что обустроенного образуется холодный (то есть, рабочий или строительный) шов (ХШ).
  • Без перерывов (их продолжительность не должна превышать 2÷4,5 часа в технологическом процессе укладки бетонной смеси). Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают до начала затвердевания предыдущего. Этот процесс отличается отсутствием ХШ.

Естественно, второй способ предпочтительней, так как, применяя его, можно добиться очень высокого качества всей сооружаемой конструкции в целом. Но, не всегда применение этого метода возможно в силу причин технологического, организационного или конструктивного характера.

Если при возведении строения используют первый способ бетонирования, то необходимо провести правильное обустройство холодных швов: именно через них происходит проникновение влаги и все вытекающие из этого негативные последствия. Если работы по обустройству ХШ будут проведены правильно, то риск деформации всего сооружения в целом будет минимальным.

Особенность холодных швов

Особенность ХШ заключается в том, что между «старым» и «новым» бетонным слоем образуется некая плотная субстанция, которую именуют цементной пленкой.

Ее источником является не только гидроксид кальция (имеется в виду его водный раствор, который выходит на поверхность бетона), вступающий в реакцию с углекислым газом; но и соли щелочных металлов, щебень, песок, вода, пластификаторы и многие другие составляющие цементных растворов.

То есть, можно сказать, что в химическом отношении цементная пленка представляет собой смесь сульфатов, карбонатов, хлоридов и нитратов (некоторые из них растворяются в воде, а некоторые нет).

Что же происходит при послойном бетонировании, которое осуществляют со значительными перерывами? Наблюдается «пирог, состоящий из трех слоев»: бетон, цементная пленка и опять бетон. Средняя составляющая этой конструкции является самым «слабым звеном» при возведении любого объекта.

При полном же соблюдении строительных правил и норм по обустройству ХШ можно гарантировать высокие прочностные характеристики сооружаемой конструкции, и ее долгий эксплуатационный срок.

Размещение рабочих стыков


Рабочую холодную стыковку делают в бетоне с учетом технических условий, производственных процессов, специфики эксплуатации, конструктивных характеристик изделия. Существует три схемы размещения стыковки цементных слоев.

Горизонтальными рабочими стыками железобетонное изделие разбивается по периметру на отдельные секции

При этом важно осуществлять непрерывную заливку каждого блока. Такое размещение соединительных частей позволяет повысить влагонепроницаемость конструкции

Это достигается за счет применения особой структуры стыковки, которая преграждает путь воде. Каждый последующий слой блоков, за счет своего веса, создает более плотную конструкцию. У горизонтального размещения рабочих стыков есть преимущества:

  • облегчение процесса бетонирования;
  • уменьшение объемов;
  • улучшение оборачиваемости опалубки;
  • создание оптимальных условий уплотнения цементной смеси.

Вертикальное размещение стыковки предполагает разделение сооружения на отдельные секции, перпендикулярные основе. Заливка бетоном осуществляется непрерывно. Максимальная влагонепроницаемость обеспечивается структурой стыков. Комбинирование первых двух способов. Рабочие границы размещаются и горизонтально, и вертикально. Схема используется в массивных сооружениях больших размеров.

Технология устройства

Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

Методы разрушения цементной пленки между старым и новым слоями:

  1. Механический – с применением электрических/ручных инструментов: металлических щеток с проволокой, пескоструйных пистолетов, фрезеровальной установки, струй воды, воздушного компрессора и т.д.
  2. Химический – предполагает промывку кислотой: обычно используют уксусную, соляную, ортофосфорную кислоты, которые растворяют цементную пленку и открывают в структуре бетона поры. После проведения травления монолит промывают водой.

Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

Этапы выполнения холодного шва:

  • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
  • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
  • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
  • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
  • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги. Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев

Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит

Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

Обязательно очищают арматуру. Растворы, залитые в разных слоях, должны демонстрировать идентичные показатели и характеристики, основными из которых являются прочность и несущая способность.

Особенности устройства и применения техники «холодный шов»

Рабочую холодную стыковку делают в бетоне с учетом технических условий, производственных процессов, специфики эксплуатации, конструктивных характеристик изделия.

Температурные швы нарезают алмазным диском по затвердевшему бетону. После предварительной подготовки швы заполняют эластичными компенсационными составами на различных основах.

Статья знакомит со способом решения прикладной задачи по устройству водонепроницаемых конструкций заглубленных частей зданий и подземных сооружений различного назначения из бетонов высоких технологий. Изложены взгляды на способы устранения последс- твий возникновения усадочных трещин. Предложены апробированные технологические подходы к устройству периметральных ограждающих и несущих элементов строительных конструкций. Приведены практические рекомендации и конструктивные решения по устройс- тву трансверсальных строительных швов с целевым направленным раскрытием усадочных трещин.

Роль компенсаторов могут выполнять резиновые шнуры, полимеры, мастики. Основное качество всех этих материалов — способность к лёгкому деформированию.

Рабочие швы при бетонировании — необходимость и правила их грамотного устройства При создании бетонных элементов оптимальной является укладка смеси на полный объём установленной опалубки. Причины образования рабочих швов Рабочие швы иначе называются холодными, строительными или швами бетонирования.

Способы их преодоления: устранение простоев; увеличение количества используемой техники; повышение грузоподъёмности лесов. В каких случаях допускается устройство холодных швов Швы бетонирования представляют собой ослабленное место в бетонной конструкции, поэтому их можно устраивать только на тех участках, где границы старого и нового бетона не оказывают отрицательного влияния на общую прочность конструкции. Холодные швы можно устраивать при бетонировании: Колонн.

В данном случае стыки располагают на уровне низа прогонов, подкрановых консолей, балок, верха подкрановых балок, верха фундамента.

Что представляет собой рабочий шов?

Балок значительных размеров, которые монолитно соединяют с плитами. Швы должны находиться на мм ниже линии нижней поверхности плиты. Рабочие швы по согласованию с проектной организацией допускается устраивать при бетонировании: колонн — на отметке верха фундамента, низа прогонов, балок и подкрановых консолей, верха подкрановых балок, низа капителей колонн;.

ТР «Технологический регламент на установку гидроизоляционных шпонок АКВАСТОП при устройстве и восстановлении гидроизоляции деформационных и технологических швов бетонирования в железобетонных конструкциях подземных и заглубленных сооружений», Опалубка для рабочих швов Stremaform.

ТКП Правила возведения» нормы Республики Беларусь , п.

Рекомендации по определению прочности и деформативности технологических швов монолитных зданий 1. Запись в общих указаниях на листе общих данных : «Места устройства рабочих швов указываются в ППР.

Рабочие швы выполнять согласно СНиП 3. Места устройства рабочих швов согласовать с авторами проекта».

Устройство швов бетонирования с целевым направленным ослаблением сечения

Колонн — на отметке верха фундамента, а также низа капителей и прогонов. Что же касается сводов, арок, массивов и разнообразных бункеров, то обустройство в них ХШ производят в местах, которые определены непосредственно главным инженером проекта. Негативные последствия от образования холодных швов В результате образования цементной пленки между уложенным уже затвердевшим бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается: Образование микротрещин, через которые проникает вода.

В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона. Меньшая адгезия между пластами бетона. Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции. Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.

Последовательность работ при устройстве

Прежде чем лично пытаться повторить все манипуляции, нужно подробно рассмотреть, как выполняется холодный шов при заливке бетона профессионалами пошагово. Важным этапом, по словам экспертов, будут подготовительные работы, на этой стадии мастер готовит инвентарь, а также все необходимые дополнительные материалы для обработки поверхности. Инструкция выглядит так:

  1. Производится зачистка старого основания в месте стыка.
  2. Плоскость обильно поливается водой.
  3. Создается выравнивающий слой с добавками акрилов, винилацетатов или латексов.
  4. Заполняют опалубку свежим бетоном.

Важно четко следить за временем, отведенным на работы, длительность выполнения манипуляций со следующим слоем смеси не должна превышать время первичного схватывания предыдущего участка конструкции. Так выглядит последовательность при монолитном бетонировании на объектах

Идеальное положение шва

Если заливку выполняют профессионалы, то по завершении строительства на здании можно заметить только горизонтально расположенные холодные швы. Подобный подход к делу будет единственно правильным, когда речь заходит про фундамент, на полах все обстоит иначе.

Нередко стыки могут совпадать с расположением усадочных, деформационных, а также температурных швов. Иногда мастера решают устроить ХШБ в месте сопряжений углов, для примера стоит привести такие сочетания как: стена и пол, перегородка и потолок, а также колона и ригель.

Расположение швов по СНиП

Все швы разрешено обустраивать исключительно в тех местах, которые были указаны проектировщиками здания, а любые изменения предварительно обсуждаются со специалистами. Всегда манипуляции проводят на участках, где меньше всего обнаружено изгибающего момента, а также перерезывающей силы.

Имея большое желание самостоятельно изучить тонкости работы и подробные рекомендации о расположении стыков по снип, следует взять за основу положение с номером: 3.03.01-87(п.п.2.08 — 2.14).

Гидроизоляция швов при бетонировании

Чтобы здание отвечало общепринятым нормам безопасности, было прочным и долговечным, нельзя отказываться от гидроизоляции холодных швов, независимо от того, сколько стоят материалы. Выбрать вспомогательные вещества можно с учетом бюджета, выделенного на строительство.

Самым доступным материалом считают полиуретановую смолу или акрилатный гель. Опытные строители зачастую применяют специализированные смеси, в их составе уже есть песок, цемент и необходимые силикаты, а также силоксаны.

В некоторых случаях полезной станет прокладка гидрошпонки, своеобразной ленты, созданной из резины или поливинилхлорида. Следует упомянуть и шнуры, многие знают такой тип продукции как бентонит-каучуковые тросы, которые набухают после соприкосновения с водой, выполнив защитную функцию.

Обработка стыка перед работой

Сразу начинать создавать холодный шов бетонирования будет глупо, над поверхностью необходимо провести дополнительные работы, усиливающие адгезию. Речь идет об удалении загрязнений с затвердевшего основания, а также смачивании фундамента водой. Торчащие куски арматуры потребуется зачистить, только в такой последовательности мастер может рассчитывать на хорошую сцепку.

Недостатки рабочих швов

В большинстве ситуаций строители вынуждены создавать холодный шов при бетонировании, несмотря на это важно четко понимать, какими слабыми сторонами обладают такие стыки. Возможно, получится намного качественней обдумать сроки выполнения работ, чтобы избежать образования слабых мест на фундаменте

Минусы выглядят так:

  • снижается уровень гидроизоляции здания;
  • на границе соединения повысится водопроницаемость основания;
  • стыки могут испортить внешний вид монолита на первых стадиях сдачи здания заказчику;
  • технические характеристики монолита будут снижены;
  • снижается степень сопротивления бетона к химическим веществам;
  • арматурный каркас может начать быстро покрываться ржавчиной;
  • механическое воздействие на постройку иногда приводило к повреждениям в месте соединения слоев;
  • ЖБК будет менее устойчива к перепадам температур;
  • несущая способность.

Если строители могут избежать наличия холодных стыков, нужно в обязательном порядке сделать это, тогда здание не будет иметь слабых участков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить панель от царапин
  • Как составить план на дипломную работу образец
  • Как говорил знает где найти
  • Как найти свой рус код
  • Компьютер стал сильно тормозить как исправить