Инфантильный тип глотания у взрослых как исправить

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

логопед, детский психолог центра Диал-Дент Цукор Т.Б.

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного  глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

занятия логопеда с пациенткой, исправляющей прикус

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

занятия логопеда с пациенткой, исправляющей прикус

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

занятие с логопедом Цукор Т.Б.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

занятие с логопедом Цукор Т.Б.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.

Инфантильное глотание (Реверсивный тип глотания)

Инфантильное глотание

Инфантильное глотание характеризуется прокладыванием языка между деснами (зубами) при осуществлении глотательных движений. Данный тип физиологичен для младенцев, но является аномальным для детей старше 3 лет. Сохранение младенческого паттерна глотания во взрослом возрасте приводит к формированию дефектного прикуса, фонетических нарушений речи. Диагностируется при проведении проб, иногда требуется инструментальная визуализация (ТРГ, рентген глотки, пищевода, электромиография). Лечение включает логопедическую помощь (миогимнастика, массаж, кинезиотейпирование) и ортодонтическое лечение (трейнеры, аппараты).

Общие сведения

Инфантильный, или реверсивный, тип глотания (ИТГ) физиологичен для детей от рождения до 2,5-3 лет. Благодаря его механизмам в младенческом возрасте обеспечивается акт сосания молока и другой жидкой пищи. После прорезывания молочных зубов и перехода к жеванию происходит смена реверсивного типа глотания на соматический. Сохранение инфантильного глотания в более старшем возрасте связано с неблагоприятными ортодонтическими последствиями и речевыми нарушениями. Обследование детей со сменным прикусом выявляет наличие ИТГ у 26-30% из них, у 90% ‒ в сочетании с зубочелюстными аномалиями.

Инфантильное глотание

Инфантильное глотание

Причины

Сохранению инфантильного глотания у старших детей и даже взрослых способствует целый ряд патологических факторов: от неправильного рациона и вредных привычек до сопутствующих заболеваний. У большинства детей (около 80%) в анамнезе отмечается искусственное или смешанное вскармливание. Наиболее частые причины ИТГ следующие:

  • патологические оральные привычки: продолжительное сосание соски-пустышки, сосание пальца;
  • неправильное кормление детей: отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи, употребление после прорезывания зубов пищи жидкой и пюреобразной консистенции, не требующей жевания;
  • болезни зубов и полости рта: позднее прорезывание временных зубов (запаздывание на 3 и более месяцев), раннее удаление центральных молочных резцов (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия;
  • заболевания ЛОР-органов: аденоиды, гипертрофия небных миндалин, хронические риниты, искривление носовой перегородки, заставляющие дышать ртом.

Патогенез

Глотание является одной из витальных физиологических функций организма. Оно обеспечивается скоординированными действиями мускулатуры полости рта, глотки, гортани, пищевода под контролем нервной системы. Все дети рождаются с хорошо развитыми сосательным и глотательным рефлексами. Во время сосания происходит сокращение мышц губ, языка, щек, благодаря чему в ротовой полости создается отрицательное давление, и туда поступает жидкая пища. Язык младенца, совершая реверсивные движения (вперед-назад), направляет молоко в глотку.

При инфантильном типе губы приоткрыты, зубные ряды разомкнуты, а язык проложен между ними. Во время глотательных движений язык отталкивается от губ (позднее – от язычной поверхности нижних резцов, боковых зубов). Инфантильное (младенческое) глотание расценивается как физиологическая норма примерно до 2-3 лет.

По мере появления временных зубов и введения в рацион ребенка твердой пищи происходит переход от сосания к жеванию, глотание перестраивается с инфантильного на соматический (взрослый). Происходит изменение положения языка ‒ он поднимается и прижимается к небному своду, благодаря глотательно-перистальтическим движениям перемещает пищевой комок по полости рта, продвигает его в глотку и пищевод. При наличии патологических предпосылок смены типа глотания не происходит, у ребенка закрепляется неправильный паттерн, который становится причиной аномального прикуса и речевых расстройств.

Симптомы инфантильного глотания

Реверсивное глотание можно определить по ряду характерных признаков:

  • Губы разомкнуты или сомкнуты, но при проглатывании пищи еще плотнее сжимаются, т. к. возникает сокращение мышц рта.
  • Язык находится в межзубном положении или упирается в нижние резцы.
  • В реализации глотательного акта также принимают участие подбородочная мышца и мышцы шеи.

Вся нижняя часть лица ребенка находится в высоком тонусе, напряжена, что проявляется точечными ямками на коже подбородка и в уголках рта («симптом наперстка»). Нередко происходит втяжение щек, отмечается выбухание губ в момент упора в них кончика языка. Включение в глотание шейных мышц сопровождается вытягиванием шеи и наклоном головы. Иногда возникает дрожание век.

Осложнения

Постоянное давление языка на щеки и губы при инфантильном глотании приводит к деформации зубных рядов (чаще сужению зубоальвеолярных дуг), наклону резцов вперед, образованию диастемы. У детей и взрослых формируется неправильный прикус (открытый передний или боковой, мезиальный), готическое небо. Нарушается развитие костей лицевого скелета и эстетика лица. У взрослых может возникнуть дисфункция ВНЧС, боли в ШОП и различных отделах головы. Дизартикуляция языка вызывает фонетические дефекты речи, в большинстве случаев ‒ межзубный сигматизм.

Диагностика

Как правило, родители ребенка обращаются к врачу-ортодонту с запросом на исправление прикуса. Инфантильное глотание выявляется уже в ходе дополнительного обследования:

  • Стоматологический осмотр. Обнаруживает ротовое дыхание, разобщение прикуса, дефекты зубных рядов. Самой элементарной функциональной пробой, позволяющей подтвердить механизм ИТГ, является проба с глотанием воды маленькими порциями.
  • Телерентгенография. Боковая ТРГ головы позволяет обнаружить морфологические изменения лицевого скелета, провести анализ для выработки плана лечения. После курса лечения выполняется повторное сравнительное рентгеновское и цефалометрическое исследование.
  • Рентгеноконтрастное исследование. Рентгеноскопия глотки и пищевода является функциональным методом диагностики. Помогает проследить движения языка, провести оценку времени глотания.
  • Электромиография. Необходима для исследования степени активности мимических и жевательных мышц в процессе глотательных движений. При соматическом глотании биопотенциалы жевательных мышц существенно выражены, а круговой мышцы рта незначительны, при инфантильном – наоборот.
  • Логопедическая диагностика. Консультация логопеда-дефектолога показана для выявления дефектов звукопроизношения и их связи с инфантильным глотанием. Как правило, при обследовании устной речи обнаруживаются искажения звуков (межзубное, боковое произношение).
  • Осмотр носоглотки. Пациентам с хронической ЛОР-патологией требуется осмотр оториноларинголога с проведением эндоскопии носа и фарингоскопии.

Лечение инфантильного глотания

Без устранения ИТГ невозможно полностью избавиться от стоматологических и речевых проблем, они неизбежно будут возвращаться вновь и вновь. Для выработки нового глотательного стереотипа необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше жевать твердую пищу – яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушки. Также требуется пройти курс логопедической коррекции и ортодонтического лечения.

Логопедическая коррекция

Занятия с логопедом призваны закрепить новый характер глотания взрослого типа. Они начинаются еще до ортодонтического этапа, продолжаются во время и после его окончания. Для ухода от инфантильного глотания назначается:

  • Артикуляционная гимнастика. Основная задача – выработать привычное верхнее положение языка, нормализовать дыхание через нос. В комплекс включаются упражнения на подъем языка («Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»), упражнения для губ и челюстей, дыхательная гимнастика. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя нахождение языка за верхними зубами.
  • Логопедический массаж. Активное механическое воздействие необходимо с целью расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры. В процессе массирования применяются ручные приемы, массаж зондами, вибромассажерами. После массажа рекомендуется наложение тейпов на мышцы, участвующие в акте глотания.

Стоматологическая помощь

На начальном этапе используются вестибулярные пластинки и трейнеры, ношение которых может быть рекомендовано детям с 3-х лет. Начиная со старшего дошкольного возраста, для коррекции нарушений окклюзии применяются ортодонтические аппараты (Брюкля, Френкеля).

При наличии короткой подъязычной уздечки, которая является причиной инфантильного глотания, но не может быть растянута консервативно, проводится френулопластика. Радикальное лечение гипертрофированных миндалин требует выполнения аденотомии, тонзиллэктомии.

Прогноз и профилактика

Комплексная коррекция инфантильного глотания и его последствий позволяет выработать правильный физиологический стереотип и нормализовать нарушенные функции. Совместная работа логопеда и стоматолога способствует восстановлению окклюзии, улучшению эстетики профиля лица, устранению речевых дефектов. Без ликвидации ИТГ зубочелюстная патология будет прогрессировать и рецидивировать, неблагоприятно сказываясь на качестве жизни.

Профилактика инфантильного способа глотания заключается в приоритете грудного вскармливания, своевременном отучении ребенка от пустышки и вредных ротовых привычек, лечении заболеваний носоглотки. С момента прорезывания зубов необходимы регулярные стоматологические осмотры.

Литература

1. Распространенность инфантильного типа глотания у детей 8-11 лет/ Бахметьева А.В.// Бюллетень медицинских интернет-конференций. ‒ 2017.

2. Дисфункция языка — основной этиопатогенетический момент в коррекции class III окклюзии (клинический случай)/ Гатальский В.В.// Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2015.

3. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий/ Хорошилкина Ф. Я. – 1987.

4. Влияние факторов риска на развитие зубочелюстных аномалий у детей/ Чуйкин С.В., Аверьянов С.В.// Проблемы стоматологии. – 2008.

Код МКБ-10

R63.8

Инфантильное глотание — лечение в Москве

Инфантильный тип глотания

Глотание является одной из витальных физиологических функций организма. Оно обеспечивается скоординированными действиями мускулатуры полости рта, глотки, гортани, пищевода под контролем нервной системы. Существует два типа глотания — инфантильный и соматический. Первый присущ детям, и его сохранение во взрослом возрасте является нарушением глотания. Второй тип в норме формируется с 2-х лет, когда прорезаются все молочные зубы, и ребенок полностью переходит на прием твердой пищи.

Симптомы инфантильного глотания

Реверсивное глотание можно определить по ряду характерных признаков:

  • Губы разомкнуты или сомкнуты, но при проглатывании пищи еще плотнее сжимаются, т. к. возникает сокращение мышц рта.
  • Язык находится в межзубном положении или упирается в нижние резцы.
  • В реализации глотательного акта также принимают участие подбородочная мышца и мышцы шеи. Нередко происходит втяжение щек, отмечается выбухание губ в момент упора в них кончика языка. Включение в глотание шейных мышц сопровождается вытягиванием шеи и наклоном головы.

При инфантильном типе во время глотания напрягаются мышцы, расположенные вокруг рта, на подбородке и шее, а сам язык совершает лишь минимальные и самые простые движения. При этом он вынужден длительное время находиться на дне ротовой полости либо между зубами, что в свою очередь приводит к ортодонтическим и логопедическим проблемам.

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

  • длительным сосанием соски,
  • поздним включением в рацион твердой пищи,
  • поздним прорезыванием временных зубов,
  • короткой уздечкой языка,
  • ротовым дыханием.

Лечение инфантильного глотания

Без устранения ИТГ невозможно полностью избавиться от стоматологических и речевых проблем, они неизбежно будут возвращаться вновь и вновь. Может сформироваться неправильный прикус, недоразвитие верхней челюсти и опережающие развитие нижней, сужение твёрдого нёба, поскольку язык перестаёт выполнять свою поддерживающую функцию, страдает также процесс жевания пищи. Для выработки нового глотательного стереотипа необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше жевать твердую пищу – яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушки. Также требуется пройти курс логопедической коррекции и ортодонтического лечения.

Логопедическая коррекция

Занятия с логопедом призваны закрепить новый характер глотания взрослого типа. Они начинаются еще до ортодонтического этапа, продолжаются во время и после его окончания. Для ухода от инфантильного глотания назначается:

  • Артикуляционная гимнастика.Основная задача – выработать привычное верхнее положение языка, нормализовать дыхание через нос. В комплекс включаются упражнения на подъём языка, упражнения для губ и челюстей, дыхательная гимнастика. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя нахождение языка за верхними зубами.
  • Логопедический массаж.Активное механическое воздействие необходимо с целью расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры.

Комплекс артикуляционной гимнастики выполняется в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 2 месяцев.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Футбол

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Карандаш

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

Лошадка

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки».

Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры.

Учимся глотать

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения.

Логопед ОАНО «ГЕЛИОС» Туктагулова Эльмира Федарисовна

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

— длительным сосанием соски,

— поздним включением в рацион твердой пищи,

— поздним прорезыванием временных зубов,

— короткой уздечкой языка,

— ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

— Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

— Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

— Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

— Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать. 

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки….

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад. 

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что от регулярного выполнения Вашим ребенком предложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Открытый прикус считается одной из самой сложной проблем зубочелюстной системы. Причины возникновения этой патологии мультифакториальные: наследственные и/или зависящие от окружающих условий. Открытый прикус бывает двух типов: скелетный и зубоальвеолярный. Диагностика весьма важна в этом вопросе, так от нее зависит техника дальнейшего лечения. Обследование может быть проведено клиническое и цефалометрическое. Сложные случаи открытого прикуса, распространяющегося на зону премоляров и моляров и не корректирующиеся к моменту исчезновения смешанного прикуса, могут требовать ортодонтического или/и хирургического вмешательства. Вертикальная дизокклюзия развивается в результате влияние множества этиологических факторов, включая сосание большого и указательного пальцев, вредные привычки с губами и языком, обструкция дыхательных путей и истинные скелетные нарушения. Лечение открытого прикуса варьирует от наблюдения и простого контроля вредных привычек до сложного хирургического вмешательства. Успешная идентификация этиологии значительно повышает шансы на успех в лечении.

Нехирургическое ортодонтическое лечение открытого прикуса у взрослого пациента

Клинический случай

Описание случая

Девушка европеоидной расы, возрастом 20 лет, обратилась в клинику White Clinic в феврале 2008 с жалобами на нарушение пережевывания пищи, а также эстетику, и высказывала желание пройти ортодонтическое лечение. Анамнез без особенностей, ранее ортодонтическое лечение не проходила. У нее определялся инфантильный тип глотания, и она пользовалась соской-пустышкой до 6-летнего возраста.

Клинический осмотр

Внешний осмотр (Фото 1). У пациентки определялся симметричный доликофациальный тип лица, губы не смыкаются и обнажают по крайней мере 70% верхних центральных резцов. При улыбке обнажается 1-2мм десны, средняя линяя на верхней челюсти смещена на 2 мм вправо. Определяется изогнутый профиль лица с тупым назоорбитальным углом и увеличенной высотой нижней трети лица.

Фото 1: Внешний вид до лечения

Внутриротовой осмотр (Фото 2): хорошая гигиена полости рта, здоровые ткани пародонта, передний открытый прикус в промежутке 13-23 размером 4-5 мм, I Класс соотношения моляров справа и слева, крайнее положение I класса соотношения по клыкам. Верхние резцы скошены справа налево из-за привычки кусать ручку. Открытый прикус (4 мм) и саггитальное перекрывание 3 мм.

Фото 2: Внутриротовой осмотр до лечения

Анализ гипсовых моделей

Верхняя зубная дуга симметричной овоидной формы, а нижняя зубная дуга – симметричной клиновидной. Скученность на верхней челюсти 1 мм и на нижней челюсти 2 мм. На верхней челюсти клыковое расстояние 28 мм, молярное расстояние 37 мм. На нижней челюсти клыковое расстояние 22 мм и молярное расстояние 32 мм. Верхняя и нижняя кривые Шпее искривлены по причине интрузии и наклона резцов.

Рентгенографическое исследование

На ОПГ все зубы присутствуют, отмечается задержка прорезывания 48 из-за упора в коронку 47. Патологии костной ткани и мыщелковых отростков не обнаружено, дно носовой полости и верхнечелюстные синусы без изменений. Временная коронка на 21, 16 и 26 запломбированы (Фото 3).

Фото 3: Фотографии гипсовых моделей до лечения

Фото 4: ОПГ до лечения

Фото 5: ТРГ до лечения

Цефалометрический анализ

У пациента определяется Класс II скелетный доликофациальный тип с протрузией верхних и нижних резцов. Нижняя треть лица и угол нижней челюсти увеличены по причины поворота нижней челюсти по часовой стрелке.

Цели лечения

— Устранить инфантильное глотание
— Зубная коррекция открытого прикуса

1. Установить ретрузию верхних и нижних резцов
2. Коррекция косого наклона верхних резцов
3. Добиться правильного перекрывания в саггитальной и в вертикальной плоскостях
4. Коррекция средней линии

План лечения

— Усечение уздечки языка
— Пластинка Hawley с заслоном для языка + упражнения для языка
— Работа с логопедом
— Увеличить ширину верхнего клыка
— Экструзия верхних и нижних резцов

1. Биопрогрессивная техника по Риккетсу
2. Межчелюстные эластики

— Достижение должного перекрывания в саггитальной и вертикальной плоскостях
— Сохранить Класс I соотношения моляров и добиться Класса I соотношения клыков.

Лечение

02/2008 – установка брекет-системы на нижней челюсти 6-6 (edgewise esthetic 0.18 брекет) + 0.14 NiTi + изготовление пластинки Hawley с заслоном для языка (Фото 6).

Фото 6: пластинка Hawley с заслоном для языка

05/2008 Нижняя 0.16 SS проволока с изгибом от 43-33 (экструзия нижних передних зубов). Продолжение использования пластинки Hawley с заслоном для языка. Фото 7

Фото 7: Внутриротовой вид 0.16 SS с изгибом

07/2008 Удаление нижние проволоки и постановка 0.16 x 22 SS. Нижнее пространство закрыто при помощи цепочек от 46-36

10/2008 Открытый прикус уменьшен на 1 мм в зоне центральных резцов

11/2008 Постановка брекет-системы на верхней челюсти 6-6 (edgewise esthetic 0.18 брекеты) + 0.14 NiTi проволока. Завершение использования Hawley. Фото 8

Фото 8: Внутриротовой вид в процессе лечения

12/2008 обратное отображение кривой Шпее на верхней проволоке

30/2008 Начало Ricketts utility терапии на верхней зубной дуге при помощи 0.16х22 (TMA) от 16 до 26 пересекая 15,14,24,25 (Фото 9). Начало использования межчелюстных эластиков от 13 к 43 и от 23 к 33 (цель выдвинуть нижние и верхние резцы и закрыть прикус).

Фото 9: Внутриротовой передний и боковой вид биопрогрессивной техники Ricketts

05/2009 Реактивация Ricketts + Межчелюстные эластики от 13 к 44-43 и от 23 к 34-33 (Фото 10).

Фото 10: внутриротовой передний вид применения эластиков

08/2009 Продолжение применения межчелюстных эластиков. Постановка 0.16 SS проволоки на верхней челюсти и 0.17×25 на нижней TMA. Выполнены фотографии для оценки прогресса (Фото 11;12;13).

Фото 11: Прогресс лечения при внешнем осмотре

Фото 12: Прогресс лечения при внутриротовом осмотре (слева). Достигнута хорошая форма зубной дуги. Боковой вид (сверху). Правильное перекрытие в двух плоскостях практически достигнуто.

Фото 13: Внутриротовой передний и боковой виды. Прогресс лечения.

12/2009 Снятие нижних брекетов 6-3 и 3-6, задняя окклюзия достигнута, избегая любые нежелательные перемещения. Цепочка на нижних 3-3, межчелюстные эластики от 13-12 к 43 и от 23-22 к 33 (Фото 14).

Фото 14: Внутриротовой фронтальный вид

03/2010 дебондинг, постановка проволоки 3-3 и изготовление пластинки Hawley с заслоном для языка. Сделаны окончательные записи (фотографии, слепки, рентгенограммы).

У пациентки наблюдалось более полное смыкание губ, было небольшое увеличение заметной десны при улыбке, что даже превзошло ожидания от нехирургического лечения и выдвижения резцов. Благодаря закрытию прикуса и повороту нижней челюсти произошло снижение нижней трети лица (Фото 15).

Фото 15: Окончательный внешний вид

В результате удалось добиться I класса соотношения моляров и клыков, правильного перекрытия в саггитальной и вертикальной плоскостях и гармоничной улыбки (Фото 16). Получены выровненные зубные дуги.

Фото 16: Внутриротовой боковой и фронтальный виды результата

Фото 17: Вид верхней и нижней челюсти после лечения. Боковой передний сегмент

Фото 18: ОПГ после лечения

Фото 19: Окончательная ТРГ

Цефалометрические изменения

Единственное, что возможно изменить при нехирургическом лечении, это зубной комплекс. В данном случае получено увеличение межрезцового угла за счет инклинирующего движения нижних и верхних резцов. В результате задней интрузии нижняя челюсть слегка повернулась по часовой стрелке.

Окончательный анализ моделей

Получены параболические формы зубных дуг. Соотношение по I классу моляров и клыков. Выровнена кривая Шпее и получены верные средние линии обоих челюстей.

На верхней челюсти молярная ширина 38мм и клыковая 30 мм. На нижней челюсти молярная ширина 33 мм и клыковая 24 мм.

Фото 20: Окончательный вид гипсовых моделей

Фотографии до и после лечения

Внешний вид пациентки

Внутриротовой вид

Гипсовые модели до и после лечения

Заключение

Существует несколько способов коррекции открытого прикуса. Для правильного выбора варианта лечения необходимо точно выяснить этиологическую природу патологии. В данном случае пациентка дала согласие на все виды конструкций, что является важным фактором успешного лечения, особенно когда дело касается межчелюстных эластиков.

Данный клинический случай демонстрирует успешную коррекцию открытого прикуса при помощи биопрогрессивной техники Ricketts и правильного применения эластиков. Эстетически профиль пациентки заметно улучшился, также заметно изменение анатомии на цефалометрических снимках.

Пациентка получила красивую улыбку, речь улучшилась, девушка осталась полностью довольной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти самые смешные анекдоты
  • Почему мои письма приходят в спам как исправить
  • Как исправить 2 ндфл за прошлый год по одному сотруднику
  • Как найти контакты на симке в андроиде
  • Как найти сбежавшее число