Инфекция что это за ошибка как исправить

Дисграфия у взрослых: причины и лечение
Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Дата публикации: 13.03.2019. Последнее изменение: 14.07.2022.

ОРЗ — самое распространенное заболевание в России: дети пропускают детский сад и занятия в школе в 80% случаев именно из-за заболеваемости респираторной инфекцией. Взрослые болеют ОРВИ хотя бы дважды в год. 

В основном болезнь, называемая в быту простудой, протекает легко. Но в ряде случаев ее следствием становятся тяжелые осложнения, а некоторые больные даже погибают. Поэтому важно знать симптомы вирусных инфекций и особенности их лечения.

Что такое ОРВИ?

ОРВИ (ОРЗ) – это огромная группа заболеваний, вызываемых ДНК и РНК-содержащими вирусами. Возбудители поражают дыхательную систему и передаются воздушно-капельным путем. Заболевание всегда возникает резко и протекает с ярко выраженными симптомами насморка.

Респираторные вирусные инфекции — серьезная проблема здравоохранения и экономики во всем мире. Высокая инфекционность этой группы вирусов напрямую обусловлена легкостью передачи, особенно в больших группах людей. Поэтому во время вспышек ОРВИ, включая грипп, врачи рекомендуют применять принципы активной профилактики (защитная вакцинация), а в период нарастания заболеваемости еще и пассивной профилактики (изоляция инфицированных, гигиена).

Статистика по ОРВИ

Симптомы респираторной инфекции — одна из наиболее распространенных причин посещения терапевтов. По статистике, взрослый человек имеет в среднем 4 эпизода ОРЗ в год, и до 8 у детей. Также стоит подчеркнуть сезонность этих заболеваний, с пиком в период с осени до весны (в месяцах ноябрь – апрель). При этом можно последовательно переболеть разными вирусными инфекциями или одновременно несколькими, включая сочетание вирусной и бактериальной.

Респираторные инфекции — основная причина невыхода в детсад, школу и на работу. Это связано со значительными экономическими потерями, к которым следует добавить значительные затраты на медицинские услуги. 

По данным ВОЗ, респираторные вирусы — причина подавляющего большинства случаев острого воспаления верхних дыхательных путей (60-90% случаев в разных регионах), независимо от возраста пациента. Их высокая заразность обусловлена непосредственно легкостью передачи, особенно в учебных заведениях, автотранспорте, медицинских учреждениях, торговых центрах.

Заражение и возбудители ОРВИ

Дыхательная система подвергается постоянному воздействию факторов окружающей среды, являясь основным шлюзом для проникновения патогенных возбудителей в организм. Быстрый и эффективный клеточный и гуморальный ответ, индуцированный в легких здорового человека после контакта с микроорганизмами, значительно снижает риск проникновения микробов на эпителий. 

Основные причины развития вирусных респираторных инфекций — около двухсот nbgjd различных вирусов:

  • вирусы, вызывающие грипп, парагрипп, птичий и свиной грипп;
  • аденовирус, коронавирус;
  • риновирус, пикорнавирус;
  • бокавирус и др.

Источник заражения — больной в инкубационном и продромальном (первичные симптомы) периодах, когда концентрация вирусов в биологических секретах максимальна. Путь передачи инфекции воздушно-капельный: инфекция распространяется с мелкими частицами слизи и слюны при чихании, кашле, разговорах, крике.

Заразиться можно через посуду и предметы домашнего обихода, грязные руки, пищу, загрязненную вирусами. Восприимчивость к вирусной инфекции различна – особенно податливы люди с низким иммунитетом.

Способствуют развитию болезни факторы, снижающие иммунитет:

  • стресс;
  • плохое питание;
  • переохлаждение;
  • наличие хронических заболеваний;
  • неблагоприятная экология.

Особенности распространения респираторных вирусов

Термин «респираторные вирусы» используется для описания группы, включающей порядка 200 типов вирусов, отличающихся особым тропизмом к дыхательной системе. 

Таблица 1. Распространенные вирусы, вызывающие ОРВИ

Группа вирусов Статистика, % случаев инфекции
Риновирусы (hRV) 30-50
Коронавирусы (hCoV) 10-15
Вирусы гриппа (FluAV и FluBV) 5-15
Респираторно-синцитиальный вирус (hRSV) 5-10
Метапневмовирусы (hMPV), бокавирус (hBOV) 6%
Аденовирусы (hAdV), энтеровирусы и вирусы парагриппа (hPIV) до 5

Респираторные вирусы эффективно распространяются при прямом и непрямом контакте. Прямое воздействие вирусных частиц происходит в основном:

  1. Через воздействие многомолекулярного аэрозоля, выделяемого инфицированным при кашле и чихании.
  2. Через контакт с биологическими выделениями, содержащими вирусные частицы при прикосновении, контакте с загрязненными предметами или поверхностями. 
  3. Косвенный контакт также происходит через воздух, где находится мелкомолекулярный аэрозоль.

Таким образом, капельный путь — основной путь распространения вирусов в окружающей среде, хотя доминирующие механизмы передачи респираторных вирусов чрезвычайно разнообразны. Например, вирусы гриппа распространяются в основном низкомолекулярными аэрозолями. При этом период инфекционности пациента с инфекцией дыхательных путей начинается еще до появления первых клинических симптомов.

Симптомы и признаки ОРВИ

Во многих случаях вирусные инфекции протекают в легкой форме и не представляют угрозы для здоровья, если они распознаются достаточно быстро и применяется соответствующее лечение.

Клиническая картина инфекции дыхательных путей совершенно неспецифична, характеризуется множеством необычных симптомов, таких как боль и головокружение, катаральная болезнь носоглотки, лихорадочные состояния различной степени тяжести, кашель, иногда костно-мышечные боли и слабость. Однако в результате заражения такими вирусами, как RS2, вирус парагриппа или гриппа, повреждения эпителия, выстилающего дыхательные пути, возникают нарушения мукоцилиарного транспорта (механизм, обеспечивающий санацию дыхательных путей) и индукции воспалительного процесса, что в свою очередь способствует развитию осложнений в виде вторичной бактериальной инфекции.

Также важно знать, что респираторные вирусы дают схожие признаки простуды, но у каждого возбудителя разная длительность инкубации, область повреждения и общий комплекс симптомов. Также симптомы ОРЗ могут быть предвестниками смертельно опасных ВИЧ и гепатитов С и В, поэтому при появлении признаков вирусного заражения нужно обращаться к врачу.

К первым признакам острой респираторной вирусной инфекции у взрослых и детей относятся:

  • лихорадка;
  • боль в горле;
  • насморк;
  • головная боль;
  • чихание;
  • слабость, недомогание;
  • бронхит, трахеит.

Симптомы острой респираторной вирусной инфекции у взрослых

ОРВИ протекают поэтапно. Инкубационный период с момента заражения до проявления первых симптомов колеблется от нескольких часов до 3-7 дней.

В период клинических проявлений все ОРВИ имеют сходные признаки разной степени выраженности:

  • заложенность носа, насморк, водянистые выделения из носа, чихание, зуд в носу;
  • боль и дискомфорт в горле, боль при глотании, покраснение в горле;
  • кашель сухой или влажный;
  • лихорадка от умеренной (37,5-38) до тяжелой (38,5-40);
  • общее недомогание, отсутствие аппетита, головные боли, сонливость;
  • покраснение глаз, жжение, слезотечение;
  • расстройства пищеварения с диареей;
  • иногда увеличение и легкая болезненность подчелюстных и шейных лимфатических узлов.

Симптомы острой респираторной вирусной инфекции у взрослых зависят от конкретного типа вируса и могут варьироваться от незначительной простуды и кашля до тяжелой лихорадки и токсических симптомов отравления. В среднем симптомы сохраняются от 2-3 до семи и более дней, лихорадка держится 2-3 дня.

Например, картина может развиваться так:

  • Жжет и першит горло, через сутки все горло буквально «дерет».
  • Постепенно отекают слизистые верхних дыхательных путей: больной чихает, жалуется на першение в горле и заложенный нос.
  • Поражается слизистая глаз, поэтому текут слезы и развивается светобоязнь.
  • Отечность распространяется в гортань и трахею. Начинается сухой (без мокроты) болезненный кашель, голос хрипнет.

Основной признак ОРВИ — высокая заразность для окружающих, сроки которой зависят от типа вируса. В среднем максимальная инфекционность приходится на последние дни инкубационного периода и первые 2-3 дня клинических проявлений. Постепенно количество вирусов уменьшается, и больной становится не опасным в плане распространения инфекции.

Симптомы острой респираторной вирусной инфекции у детей

У маленьких детей частый симптом ОРВИ — расстройство стула – диарея. Малыши часто жалуются на боли в животе на первой стадии заболевания, затем на диарею и затем внезапно повышается температура. На теле ребенка может появиться сыпь. Кашель и насморк часто возникают позже – иногда даже через день.

Нужно внимательно следить за состоянием малыша, отслеживая появление новых симптомов.

Сколько дней держатся симптомы ОРВИ?

Длительность симптомов зависит от вида возбудителя и иммунитета больного, но можно выделить их среднюю продолжительность.

  • Воспаление в горле и чихание появляются на ранних стадиях заболевания. И обычно проходят через 3-6 дней.
  • Повышенная температура (легкая лихорадка) и мышечные боли — обычно первичные симптомы ОРВИ. Температура держится около недели.
  • Заложенность носа и другие общие симптомы обычно сохраняются в течение первой недели у трети всех больных и проходят через 7-10 дней.

Отличительная особенность ОРВИ: обычно первые несколько дней носовые пазухи не забиты. В носу выделяется обильная водянистая слизь, которая постепенно густеет и приобретает зеленый или желтый цвет. В большинстве случаев насморк проходит через 5-7 Дней.

Кашель возникает в большинстве случаев ОРВИ. Мокрота имеет цвет от прозрачной до желто-зеленой. Кашель обычно проходит через 2-3 недели, но может сохраняться в течение 4 недель.

Симптомы гриппа

Вирус гриппа не зря выделяется большинством специалистов. Его отличия от обычных простуд: молниеносное развитие, повышенная тяжесть заболевания, необходимость комплексного лечения, повышенная смертность.

Грипп возникает неожиданно и в считанные часы полностью охватывает организм больного. Характерные симптомы гриппа:

  • резкое повышение температуры (возможно повышение до 40,5);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • боли во всем теле, головные и мышечные боли.

Наиболее активная фаза гриппа наступает на 3-5 день заболевания. Окончательное выздоровление возможно на 8-10 день.

Гриппозная инфекция поражает сосуды, поэтому у больных возможны десневые и носовые кровотечения.

После гриппа можно подхватить другое заболевание в течение 3-х недель, осложнения часто опасны и могут закончиться летальным исходом.

Диагностика при ОРВИ

Врач, уточняя диагноз ОРЗ, основывается на клинических проявлениях. Для исключения других патологий больному предлагаются сдать общие анализы — крови и мочи. При тяжелой инфекции возможно повышение лейкоцитов, но аналогичная картина будет и при наличии любого воспаления.

Дополнительное обследование требуется при следующих обстоятельствах:

  • наличие симптомов осложнений или присоединения бактериальной инфекции;
  • наличие хронических заболеваний дыхательных путей и ССС;
  • ухудшение состояния;
  • во время эпидемий гриппа и других вирусных инфекций.

Для определения типа возбудителя делают анализ методом ПЦР. Исследуются кровь, моча, слизь из носа и горла.

Как лечить ОРВИ?

Лечение ОРВИ у взрослых со стандартным течением заболевания обычно проводится в домашних условиях. 

Задачи лечения:

  • облегчение симптомов;
  • предотвращение осложнений;
  • сокращение сроков болезни до минимума;
  • предотвращение рецидива и остаточных явлений.

Обязательные меры:

  • постельный режим;
  • обильное питье;
  • прием препаратов для борьбы с симптомами заболевания;
  • легкая, но полезная и богатая питательными веществами пища;
  • согревающие процедуры и ингаляции;
  • прием витаминов.

Температуру можно понижать только если она поднялась выше 38 градусов. Очень высокая температура угрожает мозгу и сердцу.

Антибиотики при ОРВИ не используются, так как они показаны при острых респираторных инфекциях бактериального происхождения, например, при ангине, а ОРВИ вызывается вирусами. Вирусы подавляются антивирусными средствами. Антибиотики применяют только в случае бактериальных осложнений. Бесконтрольное применение антибиотиков опасно для здоровья и приводит к появлению устойчивых к ним форм бактерий.

Лекарства применяемые при ОРВИ

Врач может выписать:

  • Противовирусные препараты: Ремантадин (с 7 лет), Амантадин, Осельтамивир, Амизон, Арбидол (с 2 лет).
  • НПВС: Парацетамол, Ибупрофен, Диклофенак. Эти препараты обладают противовоспалительным действием, снижают температуру, уменьшают боль. Эти действующие вещества входят в состав комплексных препаратов: Колдрекс, Тера-Грипп и др. Не следует снижать температуру ниже 38°С, именно при такой температуре активизируются защитные силы от инфекции. Исключение составляют случаи ОРВИ у больных, склонных к судорогам, и у малышей.
  • Лекарства от кашля. Основная цель лечения кашля при ОРВИ – разжижение мокроты. Этому способствует нормализация питьевого режима. Можно использовать отхаркивающие средства: Мукалтин, АКТС, Бронхолитин и др. 
  • Витамин С. Ускоряет выздоровление от ОРВИ и облегчает состояние.
  • Препараты, улучшающие дыхание носа. Сосудосуживающие капли: Фенилэфрин, Оксиметазон, Ксилометазолин, Нафазолин, Тетризолин и др. Препараты, содержащие эфирные масла: Пиносол, Каметон, Эвказолин.
  • Иммуномодуляторы. Повышают иммунитет и оказывают противовоспалительное действие, сокращая период ОРЗ.
  • Полоскание растворами. При болях и воспалении в горле применяется Фурацилин (1:5000) или травяные настои календулы, ромашки и др.

От аденовирусной инфекции 4, 7 типа есть вакцина. При вспышке ОРВИ, вызванной респираторно-синцитиальной инфекцией, проводят профилактику моноклональным антителом паливизумабом.

Когда нужно обратиться к врачу при ОРВИ

Обязательно обратитесь к врачу, при следующих симптомах: 

  • температура выше 38,5 С;
  • сильная головная боль;
  • слезотечение при свете;
  • боль в груди;
  • одышка;
  • шумное, частое или затрудненное дыхание;
  • сыпь, пятна на коже;
  • бледность кожи;
  • рвота;
  • необычная сонливость;
  • постоянный кашель;
  • мышечная боль.

Осложнения ОРВИ

В большинстве случаев грипп является самоограничивающимся. Угроза для больного — постгриппозные осложнения, возникающие в 6% случаев. В группах риска, включающих людей с нарушенной, как правило, вторичной, приспособленностью иммунной системы, больных с хроническими заболеваниями органов дыхания, кровообращения и почек, пациентов в возрасте до 5 и старше 65 лет – этот показатель еще выше.

Осложнения после гриппа:

  • В основном легочные: пневмония, бронхит, отит;
  • Реже кардиологические: миокардит, эндокардит, перикардит;
  • Неврологические: миелит, энцефалит, менингит;
  • Приводящие к обострению хронических заболеваний. Например, бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, недостаточности кровообращения, обострению симптомов болезни Паркинсона, ухудшению гликемического контроля при сахарном диабете.

У пациентов из групп риска грипп чаще всего приводит к опасным для жизни осложнениям: пневмонии, реже миокардиту, энцефалиту и менингиту. Почти 90% смертей от гриппа и его осложнений приходится на людей старше 60 лет.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире страдают от гриппа 330-1,575 млрд человек, до 1 млн из них умирают от осложнений.

Профилактика острых респираторных инфекций

Действительно эффективных мер по специфической профилактике ОРВИ пока не существует. Рекомендуется строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима в зоне вспышки, включающего:

  • регулярную влажную уборку и проветривание помещений;
  • тщательное мытье посуды и средств личной гигиены;
  • ношение ватно-марлевых повязок;
  • частое мытье рук и т.д.

Чтобы повысить устойчивость детей к вирусу, их нужно закаливать. Возможен прием иммуномодуляторов. Также эффективный метод профилактики — вакцинация против гриппа.

Во время эпидемии необходимо избегать мест скопления людей, чаще гулять на свежем воздухе, принимать поливитаминные комплексы или препараты аскорбиновой кислоты. Рекомендуется в домашних условиях есть лук и чеснок каждый день.

5 ошибок, которые часто совершаются больными во время острой вирусной инфекции

ОРВИ можно заразиться несколько раз в год. Обычно болезнь проходит легко, но если запустить процесс, может привести к значительным осложнениям. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к тяжелым осложнениям.

Ошибка 1. Снижение температуры без необходимости

Повышение температуры — защитная реакция организма на заболевание, когда необходимо активизировать иммунную систему и вырабатывать антитела. Поэтому, если температура поднялась до 38,5 во время вирусной инфекции, сбивать ее не нужно. Жаропонижающие средства принимают только, если температура выросла выше.

Ошибка 2. Прием антибиотиков

Нередко больные с ОРЗ начинают лечение с приема антибиотиков. Это серьезная ошибка, ведь если заболевание вызвано вирусами, антибиотики бесполезны и даже вредны. Они не убивают вирус, а уничтожают полезные бактерии, населяющие организм. Решение о назначении антибиотиков врач принимает только при присоединении бактериальной инфекции.

Ошибка 3. Отказ от лечения

Мнение, что простуда в любом случае длится 7 дней, даже если ее лечить, ошибочно. Нужно помочь организму справиться с вирусом, и для этого необязательно пить таблетки. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут в борьбе с инфекцией: постельный режим, обильное теплое питье. Жаропонижающие препараты с ибупрофеном принимают, если температура поднялась выше 38,5о С.

Ошибка 4.  Самолечение

После появления симптомов острой вирусной инфекции, нужно обратиться к врачу сразу, так как определить, насколько опасна инфекция, может только специалист. Помимо респираторных инфекций, можно заболеть гриппом, дающим тяжелые осложнения. Если через 5 дней лечения вы не чувствуете себя лучше, нужно срочно обратиться за помощью к врачу ещё раз.

Ошибка 5.  Отказ от больничного

Это самая распространенная ошибка. Больному нужен покой, постельный режим и другие условия для быстрого выздоровления. Кроме того, вирусная инфекция заразна, и если человек выходит на работу даже с легким насморком, это подвергает риску заражения окружающих. У людей со слабым иммунитетом эта же инфекция может быть гораздо более серьезной, и даже смертельной.

Источники

  • Хейккинен Т., Ярвинен А. Простуда, 2003;
  • Thompson M. G. Shay D.K., Zhou H., Bridges C.B., Cheng PY, E Burns E., Bresee J.S., Cox N.J. Оценки смертности, связанной с сезонным гриппом, 2010;
  • Сальгадо К.Д., Фарр Б.Д., Холл К.К., Хейден ФГ. Грипп в условиях неотложной госпитализации, 2002;
  • Вайнгартен С., Ридингер М., Болтон Л.Б., Майлз., Барьеры для принятия вакцины против гриппа, 1989;
  • Монто А.С. Исследования общества и семьи: острые респираторные заболевания и инфекции, 1994.

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Дислексия

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Дислексия

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:


Вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ) – причина хронической персистирующей инфекции из группы герпесвирусных возбудителей (вирус герпеса 4-го типа). Источником заражения ВЭБ является больной человек или вирусоноситель. Передача вируса может происходить воздушно-капельным, половым и контактно-бытовым путем через слюну, мокроту, влагалищные и уретральные выделения, кровь. По имеющимся данным около 80% населения инфицированы ВЭБ.

Заболевания, вызванные ВЭБ

Эпштейна-Барр вирусная инфекция, как правило, встречается у детей и молодых людей. Однако могут наблюдаться в любом возрасте. Клинические проявления инфекции крайне разнообразны и отличаются пестрой симптоматикой, что значительно затрудняет диагностику. Как правило, проявления ВЭБ развиваются на фоне снижения иммунитета, что свойственно всем герпесвирусным инфекциям. Первичные формы заболевания и его рецидивы всегда связаны с врожденным или приобретенным иммунодефицитом. У людей с выраженным иммунодефицитом наблюдаются генерализованные формы инфекции с поражением центральной нервной системы, печени, легких и почек. Нередко тяжелые формы инфекции ВЭБ, могут ассоциироваться с ВИЧ-инфекцией.

Внимание!

В настоящее время установлено, что ВЭБ также ассоциирован с целым рядом онкологических, преимущественно лимфопролиферативных и аутоиммунных заболеваний (классические ревматические болезни, васкулиты, неспецифический язвенный колит и др.). Кроме того, ВЭБ вызывает манифестные и стертые формы заболевания, протекающие по типу острого и хронического мононуклеоза.

Течение ВЭБ-инфекции

У людей с нормальным иммунитетом после заражения ВЭБ возможны два варианта. Инфекция может протекать бессимптомно либо проявляться в виде незначительных признаков, напоминающих грипп или острое  респираторное вирусное заболевание (ОРВИ). Однако в случае заражения на фоне уже имеющегося иммунодефицита у пациента может развиться картина инфекционного мононуклеоза.

В случае развития острого инфекционного процесса возможны несколько вариантов исхода заболевания:
– выздоровление (ДНК вируса можно выявить только при специальном исследовании в единичных В-лимфоцитах или эпителиальных клетках);
– бессимптомное вирусоносительство или латентная инфекция (вирус определяется в слюне или лимфоцитах лабораторно);
– развитие хронического рецидивирующего процесса:
а) хроническая активная ВЭБ-инфекция по типу хронического инфекционного мононуклеоза;
б) генерализованная форма хронической активной ВЭБ-инфекции с поражением ЦНС, миокарда, почек и др.;
в) стертые или атипичные формы ВЭБ-инфекции: длительный субфебрилитет неясного генеза, рецидивирующие бактериальные, грибковые, часто микст-инфекции респираторного и желудочно-кишечного тракта, фурункулез;
г) развитие онкологических  заболеваний (лимфома Беркитта, назофарингеальная карцинома и др.);
д) развитие аутоиммунных заболеваний;
е) ВЭБ-ассоциированный синдром хронической усталости.

Исход острой инфекции, вызванной ВЭБ, зависит от наличия и степени выраженности иммунного дефицита, а также от наличия ряда внешних факторов (стрессы, сопутствующие инфекции, операционные вмешательства, гиперинсоляция, переохлаждения и др.), способных нарушать работу иммунной системы.

Клинические  проявления ВЭБ-инфекции

Клинические проявления заболеваний, вызванных ВЭБ, во многом зависят от остроты процесса. Также имеет значение первичность инфекционного процесса или возникновение клинической симптоматики хронической инфекции. В случае развития острого инфекционного процесса при заражении ВЭБ наблюдается картина инфекционного мононуклеоза. Он, как правило, возникает у детей и молодых людей.

Развитие данного заболевания приводит к появлению следующих клинических признаков:
– повышение температуры,
– увеличение различных групп лимфоузлов,
– поражение миндалин и гиперемии зева.
Достаточно часто наблюдается отечность лица и шеи, а также увеличение печени и селезенки.

В случае развития хронически активной ВЭБ-инфекция наблюдается длительное рецидивирующее течение заболевания. Пациентов беспокоят: слабость, потливость, нередко боли в мышцах и суставах, наличие  различных кожных высыпаний, кашель, дискомфорт в горле, боли и тяжесть в правом подреберье, головные боли, головокружение, эмоциональная лабильность, депрессивные расстройства, нарушение сна, снижение памяти, внимания, интеллекта. Часто наблюдаются субфебрильная температура, увеличение лимфоузлов и гепатоспленомегалия различной степени выраженности. Обычно эта симптоматика имеет волнообразный характер.

У пациентов с выраженной иммунной недостаточностью возможно возникновение генерализованных форм ВЭБ-инфекции с поражением центральной и периферической нервной систем (развитие менингита, энцефалита, мозжечковой атаксии, полирадикулоневритов), а также с поражением других внутренних органов (развитие миокардита, гломерулонефрита, лимфоцитарного интерстициального пневмонита, тяжелых форм гепатита). Генерализованные формы ВЭБ-инфекции могут  привести к летальному исходу.

Достаточно часто хроническая ВЭБ инфекция протекает стерто или может напоминать другие хронические заболевания. При стертых формах инфекции пациента может беспокоить волнообразно возникающие субфебрильная температура, боли в мышцах и лимфоузлах, слабость, нарушение сна. В случае течения инфекционного процесса под маской другого заболевания наиболее важными признаками являются: длительность симптоматики и устойчивость к терапии.

Лабораторные исследования

Учитывая то, что клинически диагноз «ВЭБ-инфекция» выставить невозможно, ведущим в определении заболевания являются методы лабораторной диагностики.

Их можно разделить на две группы скрининговые и уточняющие:

1. К скрининговым можно отнести те, которые наряду с клинической  симптоматикой позволяют заподозрить ВЭБ-инфекцию. В клиническом анализе крови: могут наблюдаться: незначительный лейкоцитоз, лимфомоноцитоз, возможно, тромбоцитопения. В биохимическом анализе крови выявляются: повышение уровня трансаминаз  и других ферментов, белков острой фазы – С-реактивный белок, фибриноген и др. Однако эти изменения не являются строго специфичными для ВЭБ-инфекции (их можно обнаружить и при других вирусных инфекциях).

2. Важным исследованием, позволяющим установить наличие возбудителя в организме, является серологическое обследование: повышение титров антител к ВЭБ, является критерием наличия инфекционного процесса в настоящее время или свидетельством контакта с инфекцией в прошлом. Однако наличие антител не позволяет однозначно говорить о том, что клинические проявления заболевания вызваны ВЭБ.

3. Для получения наиболее достоверных результатов используется ДНК-диагностика. С помощью метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) определение ДНК ВЭБ проводят в различных биологических материалах: слюне, сыворотке крови, лейкоцитах и лимфоцитах периферической крови. При необходимости проводят исследование в биоптатах печени, лимфоузлов, слизистой кишечника и т. д. Таким образом, для постановки диагноза ВЭБ-инфекции, помимо проведения общеклинических обследований, необходимы серологические исследования (ИФА) и ДНК диагностика инфекции в различных материалах в динамике.

Лечение ВЭБ-инфекции

В настоящее время общепринятых схем лечения ВЭБ-инфекции не существует. Объем терапии больных, как с острой, так и с хронической активной ВЭБ-инфекцией может быть различным, в зависимости от длительности заболевания, тяжести состояния и иммунных расстройств. В комплексном лечении данного заболевания используются различные группы препаратов, в том числе рекомбинантные интерфероны, которые подавляют размножение вируса, защищают незараженные клетки, укрепляют иммунитет. Кроме того, применяются ациклические синтетические нуклеозиды и другие противовирусные препараты, обеспечивающие остновку репликации вируса в пораженных клетках, а также глюкокортикоиды, действие которых направлено на купирование воспалительных процессов в органах и тканях. В зависимости от выраженности тех или иных симптомов заболевания назначается различная симптоматическая терапия (анальгетики, антиоксиданты, нестероидные противовоспалительные средства, муколитики и др.).

Интерферон в лечении болезни

Препаратом выбора при лечении ВЭБ-инфекции может стать интерферон-альфа, в среднетяжелых случаях назначаемый в виде монотерапии. Обоснованием включением в терапевтический комплекс противовирусных средств иммунного действия (интерферонов) является то, что клинические проявления инфекции обычно связаны с иммунодефицитными состояниями различной степени выраженности. При ВЭБ-инфекции всегда наблюдается сниженная выработка собственного интерферона. Учитывая, что ВЭБ-инфекция является хроническим, персистирующим заболеванием, интерферонотерапия может быть рекомендована и в качестве профилактики обострений. В этом случае назначается курсовое лечение, длительность которого зависит от тяжести течения заболевания.

Из группы рекомбинантных интерферонов может назначаться препарат ВИФЕРОН® Суппозитории. Сочетание основного действующего вещества интерферона альфа-2b и высокоактивных антиоксидантов: альфа-токоферола ацетата и аскорбиновой кислоты (в составе лекарственной формы представлена в виде смеси аскорбиновая кислота/натрия аскорбат) позволяет снизить терапевтически эффективную концентрацию интерферона альфа-2b и избежать проявления побочных эффектов интерферонотерапии. В присутствии аскорбиновой кислоты и ее соли и альфа-токоферола ацетата возрастает специфическая противовирусная активность интерферона, усиливается его иммуномодулирующее действие и нормализуются показатели интерферона.

Лечение ВЭБ-инфекции необходимо проводить под контролем клинического анализа крови (один раз в 7—14 дней), биохимического анализа (один раз в месяц, при необходимости чаще), иммунологического исследования — через один-два месяца.

Справочно-информационный материал

Автор статьи

Врач дерматовенеролог, клинический иммунолог, д.м.н., профессор

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Томнюк Н.Д.

1

Мунин А.М.

2

Брюханов Н.Е.

2

Гапоненко В.О.

2

Данилина Е.П.

1


1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

2 КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича»

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебных вмешательств. Цель исследования – на основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения. Статья посвящена проблеме врачебных ошибок, допускаемых врачами как в постановке диагноза, так и в процессе лечения. Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача, который формируется в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди». На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже. Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Огорчает слабое понимание некоторыми врачами важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только лишь заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Авторы подробно анализируют причины возникновения врачебных ошибок и дают рекомендации, как можно уменьшить их количество. Практика показывает, что полностью избежать врачебных ошибок невозможно, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия.

врачебные ошибки

причины врачебных ошибок

неправильный диагноз

полипрагмазия

медицина

диагностика

1. Дац А.В., Горбачёва С.М., Дац Л.С., Прокопчук С.В. Структура врачебных ошибок и выживаемость пациентов в отделениях интенсивной терапии // Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2015. Т. 12. № 4. С. 44–49.

2. Савощикова Е.В. Дефекты оказания медицинской помощи: правовые последствия профессиональной некомпетентности // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 12. № 4. С. 64–69.

3. Морозова А.М. Врачебная ошибка в хирургической практике // Современный ученый. 2018. Т. 12. № 5. С. 308–314.

4. Махамбетчин М.М. О врачебных ошибках // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. № 62. С. 323–329.

5. Султангалиева Д.А. Современные критерии ограничения компетенций пациента: категории и группы с позиции биоэтики // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4. С. 184–185.

6. Лесниченко А.М. Врачебная ошибка // Вопрос науки и образования. 2018. Т. 12. № 9. С. 66-78.

7. Strepetova V.D., Ten A.R. Medical errors. Colloquium-journal. 2019. Vol. 12. No. 6. P. 68–70.

8. Засыпкина Е.В. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 12. № 6. С. 243-247.

9. Paul Greve. Medical malpractice claim trends in 2017. Healthtrek. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wtwco.com/en-US/insights/2017/06/insights-healthtrek-medical-malpractice-claimtrends-in-2017 (дата обращения: 14.01.2022).

10. Доскин В.А., Деринова Е.А., Картоева Р.А., Соколова М.С. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. 2014. Т. 12. № 4. С. 57–63.

11. Jiaquan Xu, Sherry L. Murphy, Kenneth D. Kochanek. Deaths: final data for 2013. National Vital Statistics Reports. 2016. V. 64(2). Р. 1-119.

12. Чурляева И.В. О криминализации врачебной ошибки в уголовном законодательстве Российской Федерации // Юристъ – Правоведъ. 2018. № 4. С. 147–151.

13. Топчиев П.М., Хитров Д.И. Сущность и проблема решения врачебной ошибки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 5. С. 835.

14. Батюкова В.Е. Об ответственности врачей за допущенные ошибки // Государственная служба и кадры. 2019. Т. 12. № 1. С. 108–110.

15. Варданян Г.Д., Аветисян Г.А., Джаноян Г.Дж. Врачебные ошибки: современное состояние проблемы // Медицинская наука Армении. 2019. Т. 59. № 4. С. 105–120.

16. Ерошина Т.А., Столяров Э.В. Проблема врачебной ошибки в свете учения о познании И. Канта // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 2. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/01_Eroshina_Stolyarov_2015_02.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

17. Махамбетчин М.М. Врачебная ошибка и наказание несовместимы // Клиническая медицина. 2015. № 5. С. 72–76.

18. Ялалетдинова И.Р. Врачебная ошибка // Аллея науки. 2017. № 16. С. 686–689.

19. Дыбец А.А. Ответственность за врачебную ошибку // Наука через призму времени. 2017. № 8. С. 65–70.

20. Смирнов А.В. Врачебные ошибки в социальном и этическом измерении // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. 2015. № 60. С. 64–69.

21. Колоколов Г.Р. Врачебная ошибка и ее место в структуре неблагоприятных последствий лечения (ятрогений) // Вопрос современной юриспруденции. 2015. № 45–46. С. 74–78.

22. Кулькина И.В. Вопросы ответственности за врачебную ошибку // Сборник трудов конференции. 2015. С. 80–84.

23. Кирова Т.А. К вопросу об эффективности исполнения наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью // Медицинское право: теория и практика. 2015. № 1. С. 238–243.

24. Кунц Е.В. Проблемы отграничения преступного деяния врача и врачебной ошибки // Сборник трудов конференции. 2017. С. 92–95.

25. Савощикова Е.В. Причинение вреда жизни или здоровью пациента в порядке «врачебной ошибки» – понятие и классификация // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. С. 14–19.

26. Шмаров Л.А. Логический анализ понятия «медицинская ошибка» // Судебно-медицинская экспертиза. 2018. № 61. С. 61–63.

27. Нагорная И.И. Неосторожность медицинского работника при причинении вреда здоровью или смерти пациенту // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 81–90.

28. Ерохина А.В., Доника А.Д. Современный контент автономии и ответственности в клинической медицине // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 14. С. 53–54.

29. Айвазян Ш.Г., Доника А.Д., Элланский Ю.Г. Общая врачебная практика как предмет исследования социологии медицины М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 116 с.

30. Асаев И.В. Врачебная ошибка в современной медицинской практике // Сборник трудов конференции. 2019. С. 334–338.

Врачебные ошибки и непрофессионализм медработников приводят к более чем 70 тыс. случаев осложнений каждый год, а случаи смерти бывают даже при использовании простых лекарств и медоборудования, начиная от неосторожного использования каталок и заканчивая ошибками во время операций [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 0,7 % больных страдают от врачебного вмешательства. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что на каждую отрасль медицины есть свой процент медицинских ошибок. Лидером в данном рейтинге являются хирургические вмешательства – 25 % [2]. В России статистика по данному вопросу не ведется. Это связано с тем, что в законодательстве нашей страны нет понятия «врачебная ошибка». Проблема весьма актуальна в современном мире, поскольку затрагивает не только сферу здравоохранения, но и правовой аспект как пациента, так и врача. Данное явление встречается повсеместно [3].

На основании литературных данных проанализировать структуру врачебных ошибок, а также выявить наиболее частые причины их возникновения.

Материалы и методы исследования

Проведен поиск в базах данных Pubmed, Web of Science, Scopus, eLibrary и академии Google, используя следующие ключевые слова: врачебные ошибки, причины врачебных ошибок, неправильный диагноз, полипрагмазия, медицина, диагностика. Исключены статьи с дублирующей информацией. Всего найдено 63 статьи, из них релевантных – 32 статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает практика, полностью избежать врачебных ошибок нельзя, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия [2]. Неизбежность врачебных ошибок определяется спецификой клинического мышления, заключающегося в отсутствии в нем однозначных решений, вследствие чего клинический диагноз может содержать определенную долю гипотезы [1, 2]. Многие авторы считают, что термин «врачебная ошибка» следует заменить на «невиновная ошибка». Однако с юридической точки зрения данные понятия не являются синонимами [4]. Наличие врачебных ошибок как феномена само по себе абсурдно, так как противоречит главному правилу всех медицинских работников – «не навреди» [5].

Врачебным ошибкам противостоит клинический опыт врача. Он формируется, к сожалению, только в течение многих лет по не изученным до настоящего времени законам [6, 7]. Клиническая медицина характеризуется недоразвитостью, которую можно объяснить недостаточным вниманием клиницистов и системы обучения врачебной профессии к теории диагностики. Знание патологии и владение теорией диагноза могут восполнить недостатки клинического опыта врача, предостеречь пациентов от многих ошибок [3]. Важно, что все люди разные, и конкретные клинические случаи должны рассматриваться с учетом основных клинических рекомендаций, а также дополнительных приказов по маршрутизации [7].

Чаще все же говорят об ошибках диагностики. К примеру, распознавание опухоли желудка или инфаркта миокарда достаточно определено, и это, в меньшей степени, относится к дефектам хирургического лечения, которые выявить относительно проще [8, 9]. С ошибками в лечении все гораздо сложнее. Исключая грубые дефекты, взгляды на лечение той или иной болезни у представителей различных школ отличаются. Это касается отношения к всевозможным методам, тактикам, рекомендациям применения или неприменения различных лекарств, диет, физиотерапии и т.д. [10]. Одни и те же болезни по-разному лечатся в разных странах и даже в разных клиниках одного и того же региона [11, 12]. Тем не менее заключение об ошибочном лечении возможно на основе обширных в стране установок. Любопытные данные обнаруживаются при анализе приема больных в поликлиниках [13]. Выявлены ошибки в диагностике и лечении у каждого третьего-пятого пациентов в разных группах болезни [14]. В стационарах, по тем же данным, эти ошибки обнаруживаются не реже, но они несколько иного характера. Так, в поликлиниках не всегда мотивированно заменяют один медикамент другим, а в стационарах наблюдается другая картина: назначенное лекарство могут давать со дня поступления и до самой выписки, хотя надобности в этом и нет [15].

Возникает вопрос: каковы же причины ошибок? Ответить на прямой вопрос довольно сложно. Здесь уместно вспомнить, что включает в себя весь лечебный процесс. Условно можно выделить четыре главных направления: диагностика основного заболевания, недооценка хронических сопутствующих заболеваний и осложнений, отсутствие преемственности в лечении больного и ошибки в самом лечении [16–18].

Таким образом, ошибка диагностики – это неспособность к концептуальному мышлению в распознавании конкретного заболевания, которая оборачивается хаотичным лечением. По существу, к этой группе можно отнести недооценку сопутствующих заболеваний и осложнений [19]. На фоне старения населения и хронизации многих заболеваний пациенты, страдающие только одним из заболеваний, встречаются все реже [20]. На сегодняшний день множественность болезней присуща не только больным пожилого и старческого возраста, но и многим молодым [21]. К сожалению, современная система подготовки врачей мало учитывает это обстоятельство, отсюда и нередкие случаи лечения, например, без учета уровня артериального давления, состояния печени, наличия сахарного диабета, состояния других органов и систем [22].

Недостаточная преемственность, как причина дефектов в лечении, отмечается в дублирующих системах территориальной и ведомственной медицины, но особенно между врачами разных специальностей [4]. При этом необходимо иметь в виду не только прямую, но и обратную связь. Например, много споров возникает в лечении язвенной болезни между хирургами и терапевтами: хирурги выступают за активные действия, а терапевты являются сторонниками выжидательной тактики. В результате резко увеличилось количество пациентов с перфорациями и кровотечением как осложнениями хронических язв [5]. Относится это и к преемственности лечения в поликлиниках после выписки больного из стационара [23]. Всем хорошо известен афоризм: кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Безусловно, правильно установленный диагноз – предпосылка «адекватного» лечения. Но и при распознанной болезни возможно её неправильное лечение.

Собственно, ошибки в лечении, как вообще врачебные ошибки, могут иметь в своей основе объективные и субъективные причины [7, 24]. Однако грань между ними относительна и не всегда отчетлива. К объективным факторам можно отнести отсутствие необходимых медикаментов, хотя и в этом случае могут оказываться субъективные обстоятельства.

Если при неправильной диагностике большой процент ошибок вызывается субъективными причинами, то при ошибочном лечении их удельный вес – подавляющий [24]. Обычно при этом всё сводят к врачебному незнанию, забывая о таких факторах, как особенности личности и мышления врача.

Исходная врачебная специальность во все времена несет в себе философскую нагрузку. Врач в определенной и достаточно большой мере является философом, так как в повседневной диагностической практике ему приходится решать вопросы, требующие владения аналитическим, пространственным и концептуальным мышлением [19, 22]. Поставив больному диагноз, врач лечит его и наблюдает за ним. Он всегда учитывает широкий круг неожиданностей, и это необходимо для защиты от врачебных ошибок.

Философский аспект в работе врача обнаруживается в следующих положениях: знании свойств, характерных для всех без исключения симптомов, синдромов и диагнозов; знании, что в медицине нет абсолютно специфических симптомов и синдромов, а диагноз в определенной степени является гипотезой [25]. Врач систематически занимается проверкой диагностических гипотез, выстраивает план дифференциального диагноза, размышляет далеко за пределами частной формы патологии, используя важнейшие законы логики, философии, общей патологии и в достаточной мере владеет ими в процессе размышления над клинической картиной [18]. Таким образом, данные факторы определяют содержательность творческой личности и творческого характера труда врача-клинициста. Это дает основание гордиться своей профессией, носящей на себе особую печать благородства. Именно этим, несмотря на трудности и ошибки, медицина привлекает молодых людей, наполненных жизненной силой служения людям и, конечно же, ожиданием достойной оценки обществом своего труда [26].

Корни незнания прежде всего в том, что высшая школа не учит будущих врачей систематически учиться. Усовершенствование — это прежде всего самоусовершенствование. Молодой специалист переоценивает только что полученные знания, врач со стажем – свой опыт. И тот и другой забывают, что информация имеет неодолимую «привычку» устаревать [16].

Личность врача в лечебном процессе трудно переоценить. Слабость синтетического мышления является одной из причин полипрагмазии и преимущественно симптоматического лечения [27]. Неуверенность приводит к отсутствию динамичности в понимании болезненного процесса, что в свою очередь приводит к длительному неэффективному лечению. Между тем, помимо знания и понимания всего комплекса взаимоотношений, необходимо уметь подстраиваться под психологическое состояние пациента, учитывать разные аспекты его состояния здоровья, возраста, пола и т.д. К слову сказать, именно это, по высказыванию С.Н. Боткина, занимает важное место в системе подготовки врача [28].

Огорчает слабое понимание некоторыми врачами (особенно узких специальностей) важности комплексного подхода в лечении пациента. Порой врачи лечат только заболевание, забывая, что перед ними живой человек. Именно комплексный подход к здоровью пациента поможет избежать такого распространенного явления, как полипрагмазия [29]. Тенденция такова, что большинство врачей упускают из вида диетотерапию, реабилитацию, физическую активность человека, хотя все эти направления терапии являются важным составляющим общего здоровья населения. Диету обычно упрощают, сводя все, независимо от болезни, к запрету острых, жареных и жирных блюд, в итоге – не есть ничего вкусного. То же самое можно отметить и в применении физиотерапии. Она чаще применяется при болезнях опорно-двигательного аппарата и крайне редко в кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии. Забывают терапевты и хирурги о лечебной физкультуре, санаторно-курортном лечении, как профилактике многих заболеваний, а ведь именно грамотный подход к профилактике позволяет избежать хронизации процесса, что, в свою очередь, также является пусть не халатным обращением, но совершенно точно упущением со стороны медицинских работников.

На сегодня нужно отметить, что имеется много ошибок в фармакотерапии. Никак не прививается разумное начало: где можно лечить без лекарств, лучше их не использовать [30]. Особенно распространена полипрагмазия, увеличение частоты функциональных расстройств нервной системы. Больные обращаются к нескольким врачам, получая от них различные рекомендации.

Неудовлетворительно знают терапевты, хирурги и другие специалисты диапазоны дозировки лекарств, их совместимость, побочные эффекты, противопоказания, особенности применения у людей пожилого возраста, беременных и детей [27]. Не случайно в наше время заговорили о все более опасной терапии. Хотелось бы еще отметить несомненные успехи анестезиологии и реаниматологии, которые порождают у отдельных врачей, чаще хирургов, эйфорическую веру в действенность оперативного вмешательства как такового, без учета фона, на котором оно проводится. К сожалению, даже при отсутствии ургентности приглашают консультанта только после проведенной операции, когда наступают осложнения. Умирает такой больной не от операции, которая технически проведена безупречно, а от болезни внутренних органов, состоянию которых не придали должного значения.

Нельзя не затронуть тот момент, когда лечение задерживается по вине других специалистов и вмешиваться приходится уже по жизненным показаниям [23]. Нет надобности доказывать, что прогноз при этом ухудшается или оказывается неблагоприятным.

Заключение

Как же уменьшить число ошибок при лечении? Прежде всего, этой проблеме нужно уделить больше внимания при повышении квалификации врачей. В медицине, как вообще в жизни, негативные примеры педагогически более конструктивны, чем позитивные. Как отметил А.Ф. Билибин, хороший врач отличается от плохого тем, что первый знает, как не надо лечить.

Таким образом, при обсуждении общих принципов лечения и допускаемых при этом ошибок следует учитывать влияние специализации, стремление к усовершенствованию, что должно помочь врачу и начинающему, и опытному противостоять врачебным ошибкам, а также уменьшить негативное влияние неизбежных врачебных ошибок на здоровье пациентов.


Библиографическая ссылка

Томнюк Н.Д., Мунин А.М., Брюханов Н.Е., Гапоненко В.О., Данилина Е.П. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 1.
– С. 51-55;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13345 (дата обращения: 27.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в телефоне андроид процесс медиа
  • Как найти время дружить
  • Как найти тепло пара
  • Синяя дота как исправить
  • Как исправить ошибку синтаксического анализа пакета при установке на андроид