Исследование функции как найти нули функции

Исследование функции и построение графика

На этой странице мы постарались собрать для вас наиболее полную информацию об исследовании функции. Больше не надо гуглить! Просто читайте, изучайте, скачивайте, переходите по отобранным ссылкам.

Что будет дальше?

Исследование функции и построение графика

Общая схема исследования

график функции с точками и асимптотами

Для чего нужно это исследование, спросите вы, если есть множество сервисов, которые построят график онлайн для самых замудренных функций? Для того, чтобы узнать свойства и особенности данной функции: как ведет себя на бесконечности, насколько быстро меняет знак, как плавно или резко возрастает или убывает, куда направлены «горбы» выпуклости, где не определены значения и т.п.

А уже на основании этих «особенностей» и строится макет графика — картинка, которая на самом-то деле вторична (хотя в учебных целях важна и подтверждает правильность вашего решения).

Начнем, конечно же, с плана. Исследование функции — объемная задача (пожалуй, самая объемная из традиционного курса высшей математики, обычно от 2 до 4 страниц с учетом чертежа), поэтому, чтобы не забыть, что в каком порядке делать, следуем пунктам, описанным ниже.

Алгоритм

  1. Найти область определения. Выделить особые точки (точки разрыва).
  2. Проверить наличие вертикальных асимптот в точках разрыва и на границах области определения.
  3. Найти точки пересечения с осями координат.
  4. Установить, является ли функция чётной или нечётной.
  5. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций).
  6. Найти точки экстремума и интервалы монотонности.
  7. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости.
  8. Найти наклонные асимптоты. Исследовать поведение на бесконечности.
  9. Выбрать дополнительные точки и вычислить их координаты.
  10. Построить график и асимптоты.

В разных источниках (учебниках, методичках, лекциях вашего преподавателя) список может иметь отличный от данного вид: некоторые пункты меняются местами, объединяются с другими, сокращаются или убираются. Учитывайте требования/предпочтения вашего учителя при оформлении решения.

Схема исследования в формате pdf: скачать.

Полный пример решения онлайн

Спасибо за ваши закладки и рекомендации

Провести полное исследование и построить график функции
$$
y(x)=frac{x^2+8}{1-x}.
$$

1) Область определения функции. Так как функция представляет собой дробь, нужно найти нули знаменателя.
$$1-x=0, quad Rightarrow quad x=1.$$
Исключаем единственную точку $x=1$ из области определения функции и получаем:
$$
D(y)=(-infty; 1) cup (1;+infty).
$$

2) Исследуем поведение функции в окрестности точки разрыва. Найдем односторонние пределы:

Так как пределы равны бесконечности, точка $x=1$ является разрывом второго рода, прямая $x=1$ — вертикальная асимптота.

3) Определим точки пересечения графика функции с осями координат.

Найдем точки пересечения с осью ординат $Oy$, для чего приравниваем $x=0$:

Таким образом, точка пересечения с осью $Oy$ имеет координаты $(0;8)$.

Найдем точки пересечения с осью абсцисс $Ox$, для чего положим $y=0$:

Уравнение не имеет корней, поэтому точек пересечения с осью $Ox$ нет.

Заметим, что $x^2+8>0$ для любых $x$. Поэтому при $x in (-infty; 1)$ функция $y>0$ (принимает положительные значения, график находится выше оси абсцисс), при $x in (1; +infty)$ функция $ylt 0$ (принимает отрицательные значения, график находится ниже оси абсцисс).

4) Функция не является ни четной, ни нечетной, так как:

5) Исследуем функцию на периодичность. Функция не
является периодической, так как представляет собой дробно-рациональную функцию.

6) Исследуем функцию на экстремумы и монотонность. Для этого найдем первую производную функции:


Приравняем первую производную к нулю и найдем стационарные точки (в которых $y’=0$):

Получили три критические точки: $x=-2, x=1, x=4$. Разобьем всю область определения функции на интервалы данными точками и определим знаки производной в каждом промежутке:

При $x in (-infty; -2), (4;+infty)$ производная $y’ lt 0$, поэтому функция убывает на данных промежутках.

При $x in (-2; 1), (1;4)$ производная $y’ >0$, функция возрастает на данных промежутках.

При этом $x=-2$ — точка локального минимума (функция убывает, а потом возрастает), $x=4$ — точка локального максимума (функция возрастает, а потом убывает).

Найдем значения функции в этих точках:

Таким образом, точка минимума $(-2;4)$, точка максимума $(4;-8)$.

7) Исследуем функцию на перегибы и выпуклость. Найдем вторую производную функции:

Приравняем вторую производную к нулю:

Полученное уравнение не имеет корней, поэтому точек перегиба нет. При этом, когда $x in (-infty; 1)$ выполняется $y» gt 0$, то есть функция вогнутая, когда $x in (1;+infty)$ выполняется $y» lt 0$, то есть функция выпуклая.

8) Исследуем поведение функции на бесконечности, то есть при .

Так как пределы бесконечны, горизонтальных асимптот нет.

Попробуем определить наклонные асимптоты вида $y=kx+b$. Вычисляем значения $k, b$ по известным формулам:


Получили, у что функции есть одна наклонная асимптота $y=-x-1$.

9) Дополнительные точки. Вычислим значение функции в некоторых других точках, чтобы точнее построить график.

$$
y(-5)=5.5; quad y(2)=-12; quad y(7)=-9.5.
$$

10) По полученным данным построим график, дополним его асимптотами $x=1$ (синий), $y=-x-1$ (зеленый) и отметим характерные точки (фиолетовым пересечение с осью ординат, оранжевым экстремумы, черным дополнительные точки):

Примеры решений по исследованию функции

Разные функции (многочлены, логарифмы, дроби) имеют свои особенности при исследовании (разрывы, асимптоты, количество экстремумов, ограниченная область определения), поэтому здесь мы пострались собрать примеры из контрольных на исследование функций наиболее часто встречающихся типов. Удачи в изучении!

Задача 1. Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и построить график.

$$y=frac{e^x}{x}.$$

Задача 2. Исследовать функцию и построить ее график.

$$y=-frac{1}{4}(x^3-3x^2+4).$$

Задача 3. Исследовать функцию с помощью производной и построить график.

$$y=ln frac{x+1}{x+2}.$$

Задача 4. Провести полное исследование функции и построить график.

$$y=frac{x}{sqrt{x^2+x}}.$$

Задача 5. Исследовать функцию методом дифференциального исчисления и построить график.

$$y=frac{x^3-1}{4x^2}.$$

Задача 6. Исследовать функцию на экстремумы, монотонность, выпуклость и построить график.

$$y=frac{x^3}{x^2-1}.$$

Поможем с исследованием функции: быстро, подробно

Задача 7. Проведите исследование функции с построением графика.

$$y=frac{x^3}{2(x+5)^2}.$$

Задача 8. Построить график функции $y=y(x)$, заданной параметрически

$$x=frac{t^2}{t+1}, y=frac{1}{t}-frac{t^3}{3}.$$

Задача 9. Исследовать функцию и построить ее график $r=1+tg phi$.

Задача 10. Исследовать функцию и построить ее график $(x^2+y^2)^3=4x^2y^2$.

Задача 11. Провести полное исследование периодической функции
$y = cos 3x – 2 sin 6x$ и построить её график.

Задача 12. Провести полное исследование и построить график функции $y=f(x)$ с помощью Excel. Найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке $[-3; -1]$.

$$y=frac{4-x^3}{x^2}.$$

Задача 13. Провести полное исследование и построить график функции.

$$f(x)=frac{x}{2}-arccosfrac{2x}{1+x^2}.$$

Еще примеры исследования функции (контрольные работы)

Как построить график онлайн?

Даже если преподаватель требует вас сдавать задание, написанное от руки, с чертежом на листке в клеточку, вам будет крайне полезно во время решения построить график в специальной программе (или сервисе), чтобы проверить ход решения, сравнить его вид с тем, что получается вручную, возможно, найти ошибки в своих расчетах (когда графики явно ведут себя непохоже).

Ниже вы найдете несколько ссылок на сайты, которые позволяют построить удобно, быстро, красиво и, конечно, бесплатно графики практически любых функций. На самом деле таких сервисов гораздо больше, но стоит ли искать, если выбраны лучшие?

Графический калькулятор Desmos

Desmos.com

Невероятно гибкий и функциональный графический калькулятор. Интутивно понятно вводятся формулы (прямо на ходу преобразуются), автоматически подбираются масштаб и цвета графика для максимальной наглядности. Например, для функции $y(x)=frac{x^3}{4(x-2)^2}$ буквально за минуту построены основной график и асимптоты, вот что получилось:

ввод функций в Desmos

график функции в Desmos

При этом сайт сам пометил важные точки на графике (см. серым): локальный экстремум, пересечение с осями.

Вы можете менять масштаб, цвета, вид линий; добавлять на график точки, линии, кривые, табличные данные и даже анимацию!

Посмотрите, какую красоту Desmos умеет рисовать (точнее, его пользователи):

художественные графики в Desmos

Сайт для построения графиков y(x).ru

y(x).ru

Это уже наш продукт, возможно, не такой красивый и интерактивный, но вполне подходящий для учебных целей. Можно строить онлайн несколько графиков одновременно, при этом выбирать и обычный, и параметрический вид, и даже задание в полярных координатах. Цвет и масштаб можно менять вручную. Вот так вводятся графики:

ввод функций в yotx.ru

И такой график получается в итоге:

график функции в yotx.ru

Из минусов можно заметить, что вводить, например, горизонтальные асимптоты не так просто: если в Desmos мы просто написали $x=2$, то здесь пришлось вводить параметрическую функцию $x(t)=2, y(t)=t$. Цвета и масштаб тоже пришлось подбирать вручную (иначе все графики оказались бы красными и мелкими).

Другие сайты

Еще несколько сервисов, которые обладают меньшим удобством/функциональностью, но тоже достойны внимания:

  • ru.numberempire.com Можно построить сразу несколько функций, цвета подбираются автоматически, график интерактивный (положение и масштаб меняются мышкой).
  • mathsolution.ru Можно строить несколько графиков, выбирая толщину линий и цвет, скрывать/отображать сетку, менять масштаб, сохранять картинки в файл.
  • easyto.me При построении нескольких графиков на одном поле предыдущие не редактируются. В остальном функции как у прежних: выбор цвета, толщины линии, масштаба чертежа.
  • grafikus.ru Кроме обычных графиков можно также строить трехмерные (3d). Можно построить несколько графиков разного типа (обычный,параметрический, в полярных координатах). Цвет и толщину линии выбрать нельзя. Интерактивности нет

Больше знаний: теория и практика

Еще немного ссылок для тех, кто хочет углубиться в тему. Первая ссылка на теоретический материал, где вы найдете и подробные примеры, и отсылки к предыдущим разделам теории (а исследовать функцию не зная пределов, производных, понятия непрерывности и т.п. нельзя) с не менее подробным объяснением. Все это сдобрено порцией юмора, отчего очень «съедобно» даже для полного чайника в математике: Исследование функций от Александра Емелина.

Вторая ссылка практическая, для тех, кто хочет научиться строить красивые графики в Desmos.com (см. выше описание): Полная инструкция по работе с Desmos. Эта инструкция довольно старая, с тех пор интерфейс сайта поменялся в лучшую сторону, но основы остались неизменными и помогут быстро разобраться с важными функциями сервиса.

Официальные инструкции, примеры и видео-инструкции на английском можно найти тут: Learn Desmos.

Решебник

Срочно нужна готовая задача? Более сотни разных функций с полным исследованием уже ждут вас. Подробное решение, быстрая оплата по SMS и низкая цена — около 50 рублей. Может, и ваша задача уже готова? Проверьте!

Полезные видео-ролики

Вебинар по работе с Desmos.com. Это уже полноценный обзор функций сайта, на целых 36 минут. К сожалению, он на английском языке, но базовых знаний языка и внимательности достаточно, чтобы понять большую часть.

Классный старый научно-популярный фильм «Математика. Функции и графики». Объяснения на пальцах в прямом смысле слова самых основ.

Закажите полное исследование функции в МатБюро

Спасибо за ваши закладки и рекомендации

Прежде чем перейти к изучению темы «Нули функции»
внимательно изучите уроки
«Что такое функция в математике»
и
«Как решать задачи на функцию».

Запомните!
!

Нули функции — это
значения « x »
(аргумента функции),

при которых « y = 0 ».

В заданиях «Найдите нули функции» чаще всего сама функция задана через формулу

(аналитически). Разберем алгоритм решения

подобных задач.

Как найти нули функции, заданной формулой

Важно!
Галка

Чтобы найти нули функции, нужно:

  • в формулу функции вместо

    « у » (или « f(x) »,
    « g(x) » и т.п.)
    подставить «0»;
  • решить полученное уравнение
    относительно « x »;
  • записать полученные решения уравнения для « x » в ответ.

По традиции разберемся на примере.

Разбор примера

Найдите нули функции:

Подставим вместо значения функции « f(x) » ноль.

0 = 0,2x + 3

Решаем полученное линейное уравнение
и записываем полученный ответ
для « x ».

Перенесем неизвестное « 0,2x » из правой части уравнения в левую с
противоположным
знаком.

      −0,2x = 3     | · (−1)

0,2x = −3

Переведем десятичную дробь «0,2» в
обыкновненную для упрощения дальнейших расчетов.

0,2x = −3

· x = −3     | · 10

· x · 10 = −3 · 10

· x = −30

2x = −30

x =

x = −15

Ответ: x = −15 является нулем
функции    f(x) = 0,2x + 3

Разбор примера

Найдите нули функции:

Вместо « f(x) » подставим ноль.

0 = x 3 − 4x

−x 3 + 4x = 0     | · (−1)

(−1) · (−x 3 + 4x) = 0 · (−1)

x 3 − 4x = 0

Вынесем общий множитель
« x » за скобки.

В левой части полученного уравнения у нас два множителя:
« x »
и «(x 2 − 4)». Результат их умножения равен нулю.

Это возможно, когда любой
из множителей равен нулю. Поэтому рассмотрим оба варианта: когда множитель
« x » равен нулю и когда множитель «(x 2 − 4)»
равен нулю.

Решаем квадратное уравнение
«x 2 − 4 = 0».
Используем формулу
для решения квадратного уравнения с дискриминантом.

a · x 2 + b · x + c = 0

x1;2 =

x 2 − 4 = 0

x1;2 =

0 ±
02 − 4 · 1 · (−4)
2 · 1

x1;2 =

x1;2 =

Запишем все полученные корни уравнений в ответ в порядке возрастания. Они будут являться нулями функции.

Ответ: x = −2; x = 0; x = 2 являются нулями функции
   f(x) = x 3 − 4x

Разбор примера

Найдите нули функции:

Подставим вместо « h(x) » ноль.

Перенесем правую часть

в левую, изменив ее знак на минус.

Единственный вариант, когда дробь будет равна нулю, только если
ее числитель
«x 2 − x − 6» будет равен нулю. Знаменатель
«x + 3» не может быть равен нулю, так как на ноль делить нельзя.

Решим полученное квадратное уравнение через формулу с дискриминантом.

a · x 2 + b · x + c = 0

x1;2 =

x 2 − x − 6 = 0

x1;2 =

−(−1) ±
(−1)2 − 4 · 1 · (−6)
2 · 1

x1;2 =

x1;2 =

x1;2 =

x1 = x2 =
x1 = x2 =
x1 = 3 x2 = −2

Ответ: x = −2; x = 3 являются нулями функции   

h(x) =

Разбор примера

Найдите нули функции:

Заменим «f(x)» на ноль.

Единственное число, квадратный корень которого равен нулю — это сам ноль.
Поэтому, квадратный корень
« x 2 − 4 = 0 »

будет равен нулю, когда его подкоренное выражение
« x 2 − 4 »
будет равно нулю.

Осталось решить полученное квадратное уравнение, чтобы найти нули функции
«f(x) = x 2 − 4».

x1;2 =

x 2 − 4 = 0

x1;2 =

−(−0) ±
(−0)2 − 4 · 1 · (−4)
2 · 1

x1;2 =

x1;2 =

Ответ: x = −2; x = 2 являются нулями
функции   f(x) = x 2 − 4

Как найти нули функции на графике функции

Важно!
Галка

Графически нули функции — это точки пересечения графика функции
с осью «Ox»
(осью абсцисс).

По определению
нули функции — это значения « x »,
при которых
« y = 0 ». Другими словами, у точек
графика функции, которые являются нулями функции,
координата « x » равна нулю.

нули функции на графике функции

Чтобы найти нули функции на графике
нам остается, только найти, какая у них
координата
по оси « Ox ».

координаты нулей функции на графике функции

Рассмотрим на примере.

Разбор примера

На рисунке ниже изображен график функции « y = f(x) », определенной на множестве действительных чисел. Используя график,
найдите нули функции.

найдите нули на графике функции

Отметим на графике функции его точки пересечения с осью « Ox ».

нули на графике функции в задании

Назовем полученные точки «(·)А» и «(·)B».
В точках «(·)А» и «(·)B» график функции пересекает
ось

« Ox » , то есть координаты точки «(·)А» и «(·)B»
по оси « Oy »
равны нулю.

Точки «(·)А» и «(·)B»
— нули функции. Теперь определим, чему равны их координаты по оси « Ox ».

точки нули на графике функции в задании

На графике видно, что у точки «(·)А» координата « x » равна
« 0 », а у точки «(·)B» координата « x » равна
« 2 ».

полученные точки нули на графике функции в задании

Запишем полученные значения координат « x » в ответ.

Ответ: x = 0; x = 2 являются нулями функции.

Как найти нули функции, заданной таблицей

В некоторых заданиях, где требуется найти нули функции, сама функция задана не вполне привычно с помощью формулы,
а с помощью таблицы. Поиск нулей в таких примерах является легкой задачей.

Разбор примера

Найдите нули функции, заданной таблицей.

x −2 −1 0 1 2 3
y −3 −1,5 0 2 1 0

Вспомним определение нулей функции.

Запомните!
!

Нули функции — это
значения « x » в функции,
при которых « y = 0 ».

Согласно определению нулей функции нам достаточно найти значения « x » в таблице,
где
« y = 0 ». Выделим их цветом.

x −2 −1 0 1 2 3
y −3 −1,5 0 2 1 0

Остаётся только записать в ответ значения « x » из таблицы.

Ответ: x = 0; x = 3 являются нулями функции, заданной таблицей.


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:


исследование функции

Для того, чтобы построить график функции необходимо провести полное исследование заданной функции. Затем поэтапно, используя полученные результаты, построить график.

Как построить график функции?

После краткого описания пунктов исследования, приведем ряд примеров по теме построения графиков функции с полным предварительным исследованием.

Приведем примерный алгоритм получения необходимых данных.

1.Нахождение области определения функции

Определение интервалов, на которых функция существует.

!!! Очень подробно об области определения функций и примеры нахождения области определения тут.

2.Нули функции

Для вычисления нулей функции, необходимо приравнять заданную функцию к нулю и решить полученное уравнение. На графике это точки пересечения с осью ОХ.

3.Четность, нечетность функции

Функция четная, если y(-x) = y(x). Функция нечетная, если y(-x) = -y(x). Если функция четная – график функции симметричен относительно оси ординат (OY). Если функция нечетная – график функции симметричен относительно начала координат. 

4.Промежутки знакопостоянства

Расстановка знаков на каждом из интервалов области определения. Функция положительна на интервале — график расположен выше оси абсцисс. Функция отрицательна — график ниже оси абсцисс. 

5. Промежутки возрастания и убывания функции.

Для определения вычисляем первую производную, приравниваем ее к нулю. Полученные нули и точки области определения выносим на числовую прямую. Для каждого интервала определяем знак производной. Производная положительна — график функции возрастает, отрицательна — убывает.

6. Выпуклость, вогнутость.

Вычисляем вторую производную. Находим значения, в которых вторая производная равна нулю или не существует. Вторая производная положительна — график функции выпукл вверх. Отрицательна — график функции выпукл вниз. 

7. Наклонные асимптоты.

Пример исследования функции и построения графика №1

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №2

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №3

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №4

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №5

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №6

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №7

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

 

Пример исследования функции и построения графика №8

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №9

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №10

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №11

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №12

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №13

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №14

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

 

Пример исследования функции и построения графика №15

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №16

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №17

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №18

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №19

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №20

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №21

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

 

Пример исследования функции и построения графика №22

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №23

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №24

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №25

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Пример исследования функции и построения графика №26

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

 

Пример исследования функции и построения графика №27

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Скачать файл решения можно в конце данной статьи.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график. Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график.

Построение графика функции методом дифференциального исчисления

Существует способ построения графика функции, основанный на аналитическом исследовании функции. Исследование проводится по следующей примерной схеме:

1) выяснение области определения функции;

2) решается вопрос о четности или нечетности функции;

3) исследуется периодичность функции;

4) находят точки пересечения кривой с осями координат;

5) находят точки разрыва функции и определяют их характер;

6) проводят исследования на экстремум, находят экстремальные значения функции;

7) ищутся точки перегиба и интервалы выпуклости и вогнутости кривой;

8) отыскание асимптот кривой;

9) полученные результаты наносят на чертеж и получают график исследуемой функции.

Построить график без исследования функции (получить просто рисунок) можно с помощью этого сервиса.

  • Решение онлайн
  • Видеоинструкция
  • Оформление Word

Правила ввода функции

Примеры

x^2/(x+2)

cos2(2x+π)(cos(2*x+pi))^2

x+(x-1)^(2/3)

Пример №1. Провести полное исследование функции Провести полное исследование функции и построить ее график.

1) Функция определена всюду, кроме точек .

2) Функция нечетная, так как f(-x) = -f(x), и, следовательно, ее график симметричен относительно начала координат. Поэтому ограничимся исследованием только для 0 ≤ x ≤ +∞.

3) Функция не периодическая.

4) Так как y=0 только при x=0, то пересечение с осями координат происходит только в начале координат.

5) Функция имеет разрыв второго рода в точке , причем , .
Попутно отметим, что прямая  – вертикальная асимптота.

6) Находим  и приравниваем ее к нулю: , откуда x1 = -3, x2 = 0, x3 = 3. На экстремум надо исследовать только точку x=3 (точку x2=0 не исследуем, так как она является граничной точкой промежутка [0, +∞)).

В окрестности точки x3=3 имеет: y’>0 при x<3 и y ’<0 при x>3, следовательно, в точке x3 функция имеет максимум, ymax(3)=-9/2.

Найти первую производную функции

Для проверки правильности нахождения минимального и максимального значения.

7) Находим . Видим, что y’’=0 только при x=0, при этом y”<0 при x<0 и y”>0 при x>0, следовательно, в точке (0,0) кривая имеет перегиб. Иногда направление вогнутости может измениться при переходе через разрыв кривой, поэтому следует выяснить знак y” и около точек разрыва функции.
В нашем случае y”>0 на промежутке (0, ) и y”<0 на (, +∞), следовательно, на (0, ) кривая вогнута и выпукла на (, ∞).

Найти вторую производную функции

8) Выясним вопрос об асимптотах.

Наличие вертикальной асимптоты  установлено выше. Ищем горизонтальные: , следовательно, горизонтальных асимптот нет.

Найдем наклонные асимптоты: , , следовательно, y=-x – наклонная двусторонняя асимптота.

9) Теперь, используя полученные данные, строим чертеж:

Алгоритм исследования построения графика функции

Построить график функции

Пример №2. Построить график функции .

Решение.

1. Область определения функции D(y) = (-∞;0)U(0;∞).

2. Функция не является четной или нечетной.

3. Найдем точки пересечения графика с осью ОХ; имеем

; .

4. Точки разрыва x=0, причем ; следовательно, x=0 является вертикальной асимптотой графика.

Найдем наклонные асимптоты:

;

.

Наклонная асимптота имеет уравнение y=x.

5. Найдем экстремум функции и интервалы возрастания и убывания. Имеем . Существует единственная критическая точка x=2. В промежутках x∈(-∞ ;0)∪(2; +∞) y’>0, следовательно, функция возрастает; в промежутке x∈(0;2) y'<0, функция убывает. Далее, находим ; y»(2)>0, следовательно, x=2 – точка минимума ymin=3.

6. Найдем интервалы выпуклости и вогнутости кривой и точки ее перегиба. Так как y’’>0 (x≠0), то график функции всюду вогнут. Точек перегиба кривая не имеет.

Строим график функции.

Исследование
функции.

1) D(y)
– Область опрделения: множество всех
тех значений переменной х. при которых
алгебраические выражения f(x)
и g(x)
имеют смысл.

Если функция задана формулой,
то область определения состоит из всех
значений независимой переменной, при
которых формула имеет смысл.

2) Свойства функции:
четность/нечетность, периодичность:

Нечётными
и
чётными
называются
функции,
графики которых обладают
симметрией
относительно
изменения знака аргумента.

  • Нечётная
    функция
     —
    функция, меняющая значение на
    противоположное при изменении знака
    независимой переменной
    (симметричная относительно
    центра координат).

  • Чётная
    функция
     —
    функция, не изменяющая своего значения
    при изменении знака независимой
    переменной (симметричная относительно
    оси ординат).

  • Ни
    чётная ни нечётная функция
     (функция
    общего вида)
     —
    функция, не обладающая симметрией. В
    эту категорию относят функции, не
    подпадающие под предыдущие 2 категории.

  • Функция  называется
    чётной, если справедливо равенство

  • Функция  называется
    нечётной, если справедливо равенство

  • Функции,
    не принадлежащие ни одной из категорий
    выше, называются ни
    чётными ни нечётными
     (или
    функциями общего вида).

Нечётные
функции

Нечётная степень  где  —
произвольное целое
число.

  • Синус .

  • Тангенс .

Чётные
функции

Чётная
степень  где  —
произвольное целое
число.

  • Косинус .

  • Абсолютная
    величина (модуль) .

Периоди́ческая
фу́нкция
 ― функция,
повторяющая свои значения через некоторый
регулярный интервал аргумента, то есть
не меняющая своего значения при добавлении
к аргументу некоторого фиксированного
ненулевого числа (пери́ода функции)
на всей области определения.

  • Говоря
    более формально, функция называется
    периодической, если существует такое
    число T≠0 (период), что на всей области
    определения функции выполняется
    равенство .

  • Исходя
    из определения, для периодической
    функции справедливо также равенство ,
    где  —
    любое целое число.

  • Все тригонометрические
    функции являются
    периодическими.

3)
Нули
(корни) функции — точки, где она
обращается в ноль.

Нахождение
точки пересечения графика с осью Oy. Для
этого нужно вычислить значение f(0).
Найти также точки пересечения графика
с осью Ox,
для чего найти корни уравнения f(x)
= 0 (или
убедиться в отсутствии корней). 

Точки, в
которых график  пересекает
ось ,
называют нулями
функции
.
Чтобы найти нули функции нужно решить
уравнение ,
то есть найти те
значения «икс»
,
при которых функция обращается в ноль.

4)
Промежутки
постоянства знаков, знаки в них.

Промежутки,
где функция f(x) сохраняет знак.

Интервал
знакопостоянства – это интервал, в
каждой точке которого
 функция
положительна либо отрицательна.

ВЫШЕ
оси абсцисс.

НИЖЕ
оси .

5)
Непрерывность (точки разрыва, характер
разрыва, ассимптоты).

Непрерывная
функция
 —
функция без «скачков», то есть такая, у
которой малые изменения аргумента приводят
к малым изменениям значения функции.

Устранимые
точки разрыва

Если
предел функции существует,
но функция не определена в этой точке,
либо предел не совпадает со значением
функции в данной точке:

,

то
точка  называется точкой
устранимого разрыва
 функции  (в комплексном
анализе —устранимая
особая точка).

Если
«поправить» функцию  в
точке устранимого разрыва и положить ,
то получится функция, непрерывная в
данной точке. Такая операция над функцией
называется доопределением
функции до непрерывной
 или доопределением
функции по непрерывности
,
что и обосновывает название точки, как
точки устранимого разрыва.

Точки
разрыва первого и второго рода

Если
функция имеет разрыв в данной точке (то
есть предел функции в данной точке
отсутствует или не совпадает со значением
функции в данной точке), то для числовых
функций возникает два возможных варианта,
связанных с существованием у числовых
функций односторонних
пределов
:

  • если
    оба односторонних предела существуют
    и конечны, то такую точку называют точкой
    разрыва первого рода
    .
    Точки устранимого разрыва являются
    точками разрыва первого рода;

  • если
    хотя бы один из односторонних пределов
    не существует или не является конечной
    величиной, то такую точку называют точкой
    разрыва второго рода
    .

Аси́мпто́та
— прямая,
обладающая тем свойством, что расстояние
от точки кривой до этой прямой стремится
к нулю при удалении точки вдоль ветви
вбесконечность.

Вертикальная

Вертикальная
асимптота — прямая вида  при
условии существования предела .

Как
правило, при определении вертикальной
асимптоты ищут не один предел, а два
односторонних (левый и правый). Это
делается с целью определить, как функция
ведёт себя по мере приближения к
вертикальной асимптоте с разных сторон.
Например:

Горизонтальная

Горизонтальная
асимптота — прямая вида  при
условии существования предела

.

Наклонная

Наклонная
асимптота — прямая вида  при
условии существования пределов

Замечание:
функция может иметь не более двух
наклонных (горизонтальных) асимптот.

Замечание:
если хотя бы один из двух упомянутых
выше пределов не существует (или равен ),
то наклонной асимптоты при  (или )
не существует.

если  в
п. 2.), то ,
и предел  находится
по формуле горизонтальной асимптоты, .

6)
Нахождение
промежутков монотонности.
Найти
интервалы монотонности функции f(x)(то
есть интервалы возрастания и убывания).
Это делается с помощью исследования
знака производной f(x).
Для этого находят производную f(x) и
решают неравенство f(x)0.
На промежутках, где это неравенство
выполнено, функция f(x)возрастает.
Там, где выполнено обратное неравенство
f(x)0,
функция f(x)убывает.

Нахождение
локального экстремума.
Найдя
интервалы монотонности, мы можем сразу
определить точки локального экстремума
там, где возрастание сменяется убыванием,
располагаются локальные максимумы, а
там, где убывание сменяется возрастанием
— локальные минимумы. Вычислить значение
функции в этих точках. Если функция
имеет критические точки, не являющиеся
точками локального экстремума, то
полезно вычислить значение функции и
в этих точках.

Нахождение
наибольшего и наименьшего значений
функции y = f(x) на отрезке [a; b]
(продолжение)

1. Найти
производную функции: f(x).

2. Найти
точки, в которых производная равна
нулю: f(x)=0x1, x2,…

3. Определить
принадлежность точек х1, х2, …отрезку
[ab]:
пусть x1a;b ,
а x2a;b .

4. Найти
значения функции в выбранных точках
и на концах отрезка:f(x1), f(x2),…, f(xa),f(xb),

5. Выбор
наибольшего и наименьшего значений
функции из найденных.

Замечание. Если
на отрезке [ab]
имеются точки разрыва, то необходимо
в них вычислить односторонние пределы,
а затем их значения учесть в выборе
наибольшего и наименьшего значений
функции.

7)
Нахождение
интервалов выпуклости и вогнутости
.
Это делается с помощью исследования
знака второй производной f(x).
Найти точки перегиба на стыках интервалов
выпуклости и вогнутости. Вычислить
значение функции в точках перегиба.
Если функция имеет другие точки
непрерывности (кроме точек перегиба),
в которых вторая производная равна 0
либо не существует, то в этих точках
также полезно вычислить значение
функции. Найдя f(x) ,
мы решаем неравенство f(x)0.
На каждом из интервалов решения функция
будет выпуклой вниз. Решая обратное
неравенство f(x)0,
мы находим интервалы, на которых функция
выпукла вверх (то есть вогнута). Определяем
точки перегиба как те точки, в которых
функция меняет направление выпуклости
(и непрерывна).

Точка
перегиба функции
 —
это точка, в которой функция непрерывна
и при переходе через которую функция
меняет направление выпуклости.

Условия
существования

Необходимое
условие существования точки перегиба:
 если
функция дважды
дифференцируемая в некоторой выколотой
окрестности точки ,
то  или .

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точку пересечения графиков функций формула
  • Как найти марийские песни
  • Как найти связь с сыном
  • Как найти количество электронов по таблице менделеева
  • Как найти поставщика для авито