Иссыкские курганы как нашли золотого человека

«Золотой человек» — самое известное археологическое открытие в истории Казахстана, ставшее неотъемлемой частью символики нашей страны, — на протяжении последних 45 лет продолжает будоражить умы ученых и обывателей. Мы раскроем вам некоторые загадки и малоизвестные подробности находки «казахстанского Тутанхамона».

Более 45 лет назад в 50 километрах от Алматы на окраине города Иссык была сделана находка века. Единственное на территории Казахстана нетронутое погребение сакского вождя с полностью сохранившимся церемониальным золотым облачением. Он стал известен широкой общественности под именем «Иссыкский золотой человек» или «Алтын адам». История этого открытия и последующей судьбы золотого костюма и самих останков сакского царевича связана со множеством мифов и домыслов. Мифами в этой истории обросло все, начиная с самого обнаружения знаменитого погребения. В обществе до сих пор ходят легенды о том, что «Золотого человека» случайно нашли местные жители или даже рабочие-бульдозеристы. На самом деле заслуга эта целиком принадлежит отечественным ученым, однако находка действительно была сделана практически случайно.


Бекен Нурмуханбетов

Во многих учебниках, когда пишут об открытии «Золотого человека», упоминают в основном одного из основоположников отечественной археологии — Кималя Акишева, в 70-е годы возглавлявшего отдел археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Не умаляя заслуг этого ученого, стоит сказать, что был археолог, который на тот период являлся начальником Иссыкского археологического отряда и непосредственно наблюдал за раскопками, — Бекмуханбет Нурмуханбетов. В те годы он был младшим научным сотрудником в том же институте. Наверное, именно поэтому К. Акишев подписал свой научный труд «Курган Иссык» для Б. Нурмуханбетова словами: «Участнику и соавтору иссыкского открытия». Сам Бекен-ага так вспоминает события тех дней:

Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

— В 63 году сошел мощный сель, практически уничтоживший озеро Иссык. Этот же сель смыл автобазу, располагавшуюся в городе. В 1969 году была выделена территория под строительство новой автобазы. Их главный инженер А. И. Дубкарт по закону того времени должен был согласовать выбор участка с археологами, тем более, что в том районе располагается достаточно хорошо известный ученым Иссыкский могильник. Дубкарт приехал к нашему начальнику Акишеву, а Кималь Акишевич, прежде чем дать свое согласие, отправил меня на осмотр участка будущей автобазы. Приехав туда, я сразу заметил крупный курган высотой в шесть метров и несколько других поменьше. Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

Разрез кургана

21 апреля для проведения раскопок в Иссык были командированы сам Нурмуханбетов, молодой лаборант Айтбек Амандыков, фотограф Олег Медведев, а также художник Павел Сон. Ученые не ожидали никаких сенсационных находок. Незадолго до этого на курганах Иссыкского могильника уже проводились раскопки, не давшие никаких интересных результатов. На вершине кургана, который им предстояло исследовать, была заметна воронка — верный признак того, что захоронение уже разграбили. Археологи тщательно фотографировали и измеряли насыпь. Вскоре они выяснили, что ее высота составляет 6 метров, а диаметр — 60 метров. Бульдозер начал углубляться в нее. По стандартной процедуре ученые должны были сделать разрез кургана, чтобы изучить его внутреннюю структуру технологии, по которым он был возведен.

Археологи и бульдозеристы на отдыхе

Археологи и бульдозеристы на отдыхе

— Мы фиксировали план сооружения. Если в разрезе попадались обломки сосудов, кости животных или даже пятна золы,то мы останавливали бульдозер и тщательно изучали их. Это очень кропотливая работа, но она важна. К примеру, по золе можно восстановить этапы возведения кургана.

После снятия курганной насыпи

После снятия курганной насыпи

Бекен-ага вспоминает, что в конце апреля темп работы замедлился. Техника ломалась и перебрасывалась на другие места. Прораб стройки даже ругался с учеными, требуя как можно скорее срыть курган. Им удалось убедить строителей, что по научным соображениям в этом деле нельзя торопиться. С горем пополам к 31 мая половина намеченных работ была завершена. Ученые срыли большую часть насыпи. Остатки кургана были законсервированы, а раскопки перенесли на следующий год.

В 1970-м раскопки были продолжены в начале–середине марта, после звонка с автобазы. По документам Нурмуханбетов и его верный помощник лаборант Амандыков были командированы в Иссык только 2 апреля, однако работы на кургане, видимо, начались раньше. Археологи жили и работали в небольшом строительном вагончике неподалеку от раскопа.

Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

Руководство стройки хотело как можно скорее избавиться от мешавшего им кургана и выделило для работ пару бульдозеров и двух бульдозеристов — Гугу Шмидта и Савелия Лаптева. Объяснив им, что нужно работать аккуратно и внимательно, ученые продолжили расчищать насыпь. Довольно быстро они удалили остатки кургана, добираясь до древнего горизонта земли. Неугомонный прораб вновь пытался помешать завершению раскопок, сославшись на то, что археологи уже раскопали все, что было предусмотрено. Ученым удалось вновь убедить его в том, что им необходимо продолжать работу. Археологи вскоре обнаружили подземный ход, еще раз убедившись, что курган уже разграблен. Они приступили к расчистке центрального погребения.

— Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.


Могильный сруб усыпальницы «Золотого человека»

Могильный сруб усыпальницы «Золотого человека»

К 3 апреля раскопки должны были быть завершены. Прораб уже собирался забирать бульдозер. Не иначе как какое-то внутреннее чутье подсказало Бекмуханбету попросить бульдозериста Савелия еще раз пройти ковшом по основанию кургана. Неожиданно в 15 метрах к юго-востоку от центрального захоронения под ковшом была замечена коричневая полоска. Ученые оживились, начали расчищать это место и откопали несколько бревен. Радости не было предела, когда они осознали, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана, на глубине не более 1,2 метра от древнего уровня земли.

Работы по расчистке могильного сруба. Слева лаборант Амандыков. Справа — рабочий Утелинов

Работы по расчистке могильного сруба. Слева лаборант Амандыков. Справа — рабочий Утелинов

— Перекрытие могильного сруба, состоящего из бревен тяньшанской ели, сгнило от времени, и бревна переломились. Ковш, видимо, случайно зацепил один из концов этих бревен, вот оно и показалось на поверхности. Я поехал в Алма-Ату, чтобы сообщить об удивительной находке, и мы приступили к расчистке внешней поверхности сруба. Нам помогали двое рабочих — С. Стапаев и Утеулинов, а также шофер А. С. Паршин, нанятые по поручению Кималя Акишева.

На следующий день на раскоп выехала команда во главе с начальником Отрарской экспедиции Кималем Акишевым, в состав которой и входил небольшой отряд, работавший в Иссыке. Помимо Акишева, на раскоп прибыли инженер-реставратор Владимир Садомсков, лаборант Александр Загородний, художник Тамара Воробьева, еще одна чертежница, фотограф Олег Медведев, а также студент КазГУ Алишер Акишев. Вместе они продолжили работу. К 6 апреля гробница была расчищена.


Обвалившиеся бревна перекрытия сруба усыпальницы

Обвалившиеся бревна перекрытия сруба усыпальницы

Раскопки привлекали большое внимание жителей Иссыка и окрестных сел. Они постоянно наблюдали за ходом работ, мешая ученым. Бекен-ага вспоминает, что одна старуха дежурила у могильной ямы целыми сутками. Примерно в это же время произошел неприятный инцидент, позже породивший домысел о частичном разграблении погребения местными жителями. Когда сруб уже был расчищен, а Бекен отлучился в Алматы, группа школьников из Иссыка проникла в яму и пыталась подкопать южную сторону погребения. Им удалось извлечь несколько золотых бляшек, когда-то крепившихся к обуви захороненного. Позже Бекмуханбет вернулся и поймал этих ребят, забрав у них коробочку с драгоценными артефактами. Милиция вскоре нашла все пропавшие вещи. Подкоп привел к тому, что был нарушен порядок расположения костей правой ноги погребенного. После этого случая по ночам у ямы дежурил вооруженный отряд милиции. По Иссыку в течение многих лет ходили пересказы и различные вариации этой истории.

Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

9 апреля археологи начали разбирать бревна перекрытия и приступили к расчистке могилы. Из-за дождей и нездорового ажиотажа вокруг раскопок со стороны зевак работы шли в ускоренном темпе. В погребении работали несколько человек. Распределившись по секторам, они постепенно счищали землю. Находки и их расположение сразу фиксировались фотографом и художником отряда, лихорадочно бегавшими вокруг могильной ямы.

— Мне кажется, расчистка ямы продолжалась около 20 дней. Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

Золотые украшения на останках погребенного

Золотые украшения на останках погребенного

Вскоре в южной и западной частях камеры ученые раскопали глиняную посуду. К востоку от нее показался череп погребенного. Он был поврежден упавшим в могилу срубом. Затем из земли показались первые золотые бляшки. Чем дальше шли работы по расчистке могилы, тем более удивительное зрелище представало перед археологами. Останки погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями. Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных позвонках была обнаружена золотая гривна.

Среди костей пальцев был найден золотой перстень с изображением солнечного бога Митры. В районе уха была золотая серьга. С правой стороны лежали остатки железного меча, также украшенного золотыми пластинками, а слева находился железный кинжал — акинак. Всего в могиле было найдено свыше 4 000 золотых предметов, 31 сосуд из глины, серебряные и бронзовая чаши, деревянный черпак и блюдо, 26 бусин из сердолика, бронзовое зеркало с кусочком охры. Самым удивительным во всем этом было то, что все предметы и украшения сохранились на тех же местах, где они располагались в момент погребения.

Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске.

Начиная с 14 апреля, многие газеты с восторгом писали об открытии. Новость стала известна в Казахстане, а вскоре разлетелась во все концы СССР. С каждым днем интерес к открытию рос, а археологи торопились зафиксировать результаты раскопок и поскорее отправить все найденные материалы в Алма-Ату. Ученые работали с утра и до самых сумерек. По воспоминаниям многих участников экспедиции, к 22 апреля расчистка могилы была завершена. Еще до этого археологи начали упаковывать свои находки. Золотые изделия помещали на вату и раскладывали по маленьким коробочкам для фотопленки. Деревянную и керамическую посуду с большой осторожностью оборачивали в вату. Часть погребения была вырезана из могилы вместе с деревянными плахами (настилом) на которых лежали останки «Золотого человека». Археологи перетащили ее вместе с костями в свой вагончик. Там были сняты кости и остатки золотых украшений.

— Это был знаменательный день. Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске, — рассказывает Бекен-ага.


Алишер Акишев вспоминает, что уже глубоко затемно вместе с отцом Кималем Акишевым и реставратором Владимиром Садомсковым они погрузили весь материал в машину и двинулись в Алма-Ату. По дороге прямо перед их машиной случилась авария. В выходной день здание Академии наук, где в то время располагался Институт истории, археологии и этнографии, было закрыто. Ученым пришлось ехать в здание издательства на Пушкина – Джамбула, где находилась лаборатория институтского фотографа Олега Медведева. Кималь Акишев вместе с сыном погрузили в подвал керамику и деревянные предметы. Однако они не могли оставить там без охраны почти 4,5 тысячи золотых блях и украшений. Они решили отнести их к себе домой. Из-за запрета на проезд по центру города грузового транспорта почти два квартала археологи с опаской шли по темным улицам, неся с собой коробочки, полные золота. Дома они осмотрели находки. На следующий день золото перевезли в сейф в главном корпусе Академии наук.

Бекен-ага вместе с лаборантом Айтбеком продолжил работу по расчистке могильной ямы. Бекмуханбету не удалось обнаружить второй золотой перстень сакского вождя, по-видимому, закатившийся под настил погребения. Археологи пробыли на раскопе до 15 мая, заканчивая исследование площади курганной насыпи и наблюдая за рекультивацией участка. Вскоре на месте кургана «Иссык» — одного из самых известных захоронений в истории Казахстана — было построено здание автобазы. Археологи направились на новые раскопки, на этот раз — в городище Отрар.

Археологи отрарской экспедиции (Бекен Нурмуханбетов — на ступеньках, первый слева)

Археологи отрарской экспедиции (Бекен Нурмуханбетов — на ступеньках, первый слева)

В качестве награды за работу археологов Академия наук КазССР выделила им довольно скромную (учитывая масштабы открытия) премию в размере 500 рублей. 200 рублей достались Нурмуханбетову, и по 100 рублей дали реставратору Садомскову, фотографу Медведеву и лаборанту Амандыкову. По воспоминаниям Кималя Акишева, большую часть этой суммы ученые прогуляли в ресторане, отмечая окончание раскопок.


Зарисовка расположения предметов в могильной яме «Золотого человека»

Зарисовка расположения предметов в могильной яме «Золотого человека»

Тем временем в отделе археологии, расположенном в стенах Академии наук, начались работы по исследованию, зарисовке, реставрации, а также созданию реконструкции костюма «Золотого человека». Золотые изделия были помещены в охраняемое помещение с ограниченным доступом даже для сотрудников института. Художник Тамара Воробьева-Трифонова работала над графической реконструкцией кафтана и головного убора «Золотого человека», выполнив рисунок в натуральную величину. Кималь Акишев занялся научным осмыслением находки. Реставратор Садомсков взялся за создание первой реконструкции золотого костюма, обнаруженного в захоронении.

В своей монографии «Курган Иссык», увидевшей свет в 1978 году, Кималь Акишев отмечал, что находка «Золотого человека» способствовала росту знаний об общественном устройстве и культуре саков. По мнению ученого, захороненный в кургане человек был не просто знатным кочевником. Акишев считал, что могила принадлежала царевичу, сыну и наследнику вождя крупного объединения сакских племен. Находки, датированные V–IV веками до нашей эры, позволяют предположить, что у саков уже в то время сформировалось классовое разделение общества, социальное неравенство и культ вождей, которые обожествлялись после смерти.

Протомы тулпаров на головном уборе «Золотого человека»

Протомы тулпаров на головном уборе «Золотого человека»

Алишер Акишев считал, что пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров), являвшиеся частью головного убора, символизируют культ солнца. Головной убор с бляшками, изображавшими различных животных, отражал представления саков о мироустройстве. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. Развив эти идеи, ученый предположил, что сложное общественное устройство и религия могут быть доказательством формирования у саков ранней формы государственности.


Глиняная посуда из кургана «Иссык»

Глиняная посуда из кургана «Иссык»

Немногие знают, что большинство золотых бляшек и пластин, украшавших кафтан и голенища сапог «Золотого человека», сделаны не из чистого золота. Они представляют собой деревянную или бронзовую основу с закрепленными на ней тонкими листами золота. Этот аналог современной золотой фольги был изготовлен в древности особым методом литья. Многие украшения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, имеют форму диких животных: барсов, архаров, оленей, тигров, львов, волков, коней. Ученые считают, что все они были изготовлены сакскими мастерами, что говорит о высоком уровне развития ремесла и искусства. Подтверждением этого также являются обнаруженные в кургане глиняные горшки, сделанные на гончарном круге, и деревянные изделия, вырезанные на токарном станке.

Одной из загадок иссыкской находки по сей день остается серебряная чаша с 26 знаками, нацарапанными на ее дне в две строки. Множество ученых и лингвистов пытались расшифровать надпись, но каждый из вариантов перевода не совпадает с остальными. Надпись на чаше является одним из немногих образцов иссыкского письма. Кималь Акишев в своей книге писал, что эта надпись доказывает существование у саков Семиречья собственной письменности и алфавита, по мнению ученых-лингвистов, основанного на орхоно-енисейской письменности или арамейском алфавите.

Образцы деревянной посуды, обнаруженные в усыпальнице «Золотого человека», такие как деревянное блюдо (табак) и черпак для кумыса (ожау), очень похожи на традиционную казахскую посуду.


Благодаря почти идеально сохранившемуся расположению всех элементов костюма «Золотого человека» (кожаная основа сгнила, но золотые бляхи лежали в изначальном порядке) у ученых появилась возможность провести точную реконструкцию погребального наряда сакского вождя. Научной разработкой первой реконструкции «Золотого человека» занимался сам Кималь Акишев. Он основывался на изображениях художников и фотографа, детально фиксировавших расположение предметов в усыпальнице погребенного. Кроме того, при воссоздании облика головного убора, кафтана и обуви Акишев изучал изображения скифов и саков на скалах в Иране, рельефы на стенах зданий в древней персидской столице Персеполе, описания Геродота, фигуры скифов, выполненные на металлической и глиняной посуде, обнаруженной в Амударьинском кладе и при раскопках курганов Солоха и Куль-Оба, а также скульптуры человеческих голов, найденные в древнем городе Халчаяна на территории Узбекистана.

Первая реконструкция «Золотого человека»

Первая реконструкция «Золотого человека»

Ученые на свои средства закупили все необходимые для реконструкции материалы, включая металл, химические реактивы и ткань, имитирующую замшу. Созданием копий золотых украшений и блях костюма занимался инженер-реставратор Владимир Садомсков. Он делал гипсовый слепок каждого отдельного украшения, на его основе создавая клише из смолы и штампуя изделия из тонких листов анодированного (золоченого) алюминия. Костюм сакского царя из коричневой искусственной замши шила супруга реставратора Тамара. Они примеряли его на подаренный ЦУМом манекен и даже на свою дочь Лену. На создание первой реконструкции «Золотого человека» у Садомскова и Акишева ушло три года. В 1973-м она уже была выставлена в зале специально учрежденного для этого Музея археологии. Там же были выставлены оригинальные золотые украшения, найденные в Иссыкском кургане. Модель «Золотого человека» с успехом выставлялась в Музее искусств народов Востока в Москве, на Международных выставках в Лейпциге (1974), Каире (1975) и Дамаске (1976). В настоящее время она хранится в Академии наук. Оригиналы золотых пластин и украшений костюма сакского царя в конце 90-х были перевезены в Астану, после переезда туда Музея золота и драгоценных металлов. Сейчас они хранятся в фондах Национального музея РК.

В последующем художником-реставратором Анатолием Танабаевым был сделан второй вариант реконструкции «Золотого человека». В 1996 году реставратор Крым Алтынбеков создал уже третий по счету вариант реконструкции костюма. Он значительно отличается от первого и второго варианта, так как был выполнен с учетом результатов новых исследований и рекомендаций сына Кималя Акишева Алишера. У третьего «Золотого человека» появилась плащ-накидка, новые декоративные элементы на ножнах кинжала, портупейный пояс. Также изменился порядок расположения элементов на остроконечном головном уборе — кулахе, — венчавшем голову сакского царевича. Костюм приобрел известный нам красный цвет. В 70-е годы ученые уже знали, какого цвета должен быть погребальный наряд, однако они просто не нашли в продаже подходящей искусственной замши.


После окончания раскопок кургана «Иссык» останки захороненного сакского вождя были направлены на экспертизу к антропологу Омурзаку Исмагулову. По остаткам лобных костей и нижней челюсти он дал устную характеристику останков как скелета юноши 16–18 лет. Он же определил, что погребенный, по-видимому, имел частичные монголоидные черты в своем облике. По какой-то причине так и не был проведен детальный антропологический анализ скелета. Это дало почву для многочисленных домыслов и теорий о том, что «Золотой человек» на самом деле был не мужчиной, а женщиной. Такие предположения делались еще на заседании отдела археологии в 1972 году. Сами первооткрыватели погребения, включая Кималя Акишева, склонялись к тому, что останки в кургане все же принадлежали мужчине.

Коробка, где много лет пролежали останки сакского царевича

Коробка, где много лет пролежали останки сакского царевича

Почти детективным образом сложилась судьба самих останков. Какое-то время они считались утерянными. Никто из участвовавших в их исследовании точно не мог сказать, где они находятся. В прессе эта тема вызывала ажиотаж и воскрешала вопрос об истинной половой принадлежности «Золотого человека». В 2014 году сотрудникам историко-культурного заповедника-музей «Иссык» удалось обнаружить большую часть костей «Золотого человека». Как оказалось, они на протяжении нескольких десятилетий лежали в картонной коробке в здании судмедэкспертизы Алматы. Видимо, Кималь Акишев или еще кто-то из ученых отправил их туда для исследований. Работникам музея так и не удалось обнаружить череп сакского царевича. Сейчас большая часть скелета «Золотого человека» хранится в фонде заповедника-музея «Иссык».


История появления этого музея также довольно интересна. После находки «Золотого человека» исследования курганов Иссыкского могильника продолжились. Ни в одном из них ученым не удалось обнаружить чего-то столь же значительного, как находка 1970 года. В 90-е–2000-е годы по собственной инициативе раскопки на территории Иссыкского могильника проводил Бекмуханбет Нурмуханбетов. Он же в начале 90-х годов организовывал на курганах полевой лагерь и передвижные выставки, посвященные «Золотому человеку» и другим находкам из этой местности. Бекен-ага стал главным популяризатором Иссыкских курганов.

Нурсултан Назарбаев на выставке, посвященной «Золотому человеку»

Нурсултан Назарбаев на выставке, посвященной «Золотому человеку»

В 1992 году в Иссыке по инициативе местной газеты и при участии Нурмуханбетова была проведена выставка «Алтын адам». Жители и гости города имели возможность увидеть реконструкцию костюма «Золотого человека» из музея археологии. Выставку посетили Нурсултан Назарбаев и тогдашний аким области Ахметжан Есимов. Бекен-ага попросил президента организовать музей, посвященный истории этого региона. Так в городе Иссык появился археолого-краеведческий музей.

В 2004 году в селе Рахат археологами было открыто городище «Рахат». По предположению исследователей, там могли находится дворцовые строения сакских правителей. Вблизи этого места спустя несколько лет Бекен-ага открыл городище «Орикты».

В 2010 году наконец сбылась давняя мечта хранителя Иссыкских курганов. В рамках программы «Культурное наследие» был создан Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык». Осенью 2011 года он открыл свои двери для посетителей.

Первоначально территория музея занимала всего шесть гектаров. После долгих споров и разбирательств с владельцами самостроя, в 2000-е годы построенного на охраняемой территории Иссыкского могильника, музей вырос до 422 гектаров. Экспозиция музея посвящена не только Иссыкским курганам, но и истории и культуре саков в целом. На территории заповедника находится около 80 курганов и сакские городища «Рахат» и «Орикты».

Одним из важных направлений исследований работников музея стала история открытия и изучения «Золотого человека». После обнаружения костных останков погребенного в кургане «Иссык» их образцы были направлены для палеогенетических исследований в Данию. Возможно, уже скоро будут получены результаты этих исследований, и тайны пола и этнической принадлежности «Золотого человека» будут раскрыты.


Vox Populi выражает огромную благодарность за помощь в подготовке материала работникам Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» Галие Файзулиной и Ермеку Джасыбаеву. При подготовке репортажа использованы материалы из книг «Тайны „Золотого человека“», «Курган Иссык» Кималя Акишева и каталога-альбома «Иссык» (А. Онгар, Г. С. Джумабекова, Г. А. Базарбаева).

Однако вопрос, кто же там погребен – юноша или девушка, остается открытым до сих пор. Окончательный ответ на вопрос о половой принадлежности человека может дать он сам. Своей головой. Но она бесследно пропала в начале 70-х годов прошлого века.

Месседж из глубины веков

Открытие полвека назад (весной 1969 года) захоронения в кургане Иссык под Алма-Атой ознаменовалось целым рядом интереснейших находок. Это прежде всего напоминающая пиалу серебряная чашечка размером 75–77×22 мм, оставленная слева от изголовья погребенного человека в золотой одежде, ниже – туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски.

На ее дне была вырезана надпись из 26 знаков, что само по себе явилось сенсацией для ученого мира – до того признаков письменной культуры саков обнаружить не удавалось. Расшифровка надписи в полной мере не сделана до сих пор. Есть лишь множество версий.

Габит МУСРЕПОВ, автор сценария историко-романти­ческой драмы “Кыз-Жибек”, после этого предложил использовать в фильме бутафорию с тюркской руникой. По книге специалиста-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР Сергея МАЛОВА на стелу нанесли небольшую надпись, украсили рунами посох старейшины одного из родов, в первом кадре в них же пошло название фильма. К этому приложили руку редакторы знаменитой картины – молодые литераторы Аскар СУЛЕЙМЕНОВ и Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. По ходу дела Олжас попытался, воспользовавшись только что вышедшим “Древнетюркским словарем”, сделать перевод надписи на серебряной чаше. 31 октября 1970 года он опубликовал свое понимание надписи в “Комсомольской правде” и местных газетах: “Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли”.

Венгерский лингвист Янош ГАРМАТТА в 1999 году прочел ее по-ирански: “Чаша должна содержать виноградное вино, добавлена приготовленная пища, (пусть да) приумножится для смертного. Затем туда добавлено приготовленное свежее масло”.

Востоковеды Селахи ДИКЕР и Эдуард ХУРШУДЯН предложили свои версии прочтения также на иранском, а россиянин Сергей РЯБЧИКОВ – славянский вариант, который звучал так: “Сказочная лошадь, в ярости, стремление. Огонь, небесная тропа; поворачиваться, это пожар / верх; небо”.

Линию тюркских чтений провел и казахстанский ученый, крупный специалист в области руники Алтай АМАНЖОЛОВ. Вот его версия прочтения надписи на чаше, найденной возле Иссыкского воина (или девы): “Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища”. Вариант: “Старший брат (это) очаг для вас! Незнакомец, преклонись! Потомство (пусть имеет) еду!” (фрагменты из монографии “Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты”).

Прочтение Алтая Сарсеновича Аманжолова принял и несколько модифицировал узбекский тюрколог Насимхон РАХМОНОВ: “Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу или Уташта-хан станет хозяином”.

Еще одна версия предложена на сайте Рустама АБДУМАНАПОВА “Центрально-Азиатский исторический сервер”. Прочитав справа налево, сверху вниз и даже вверх ногами, он перевел надпись так: “Сак, испей ты клятву во имя народа! Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса”.

А вот как перевел руническую надпись на чаше из Иссыкского кургана тюрколог, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Казахского НИИ культуры Александр ГАРКАВЕЦ: “Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку”.

Однако, как бы ожесточенно ни спорили ученые, несомненным является одно – наличие у древних саков письменной культуры.

Это, как считал известный археолог, покойный ныне академик Карл Байпаков, говорит о том, что сакское общество, жившее до нашей эры, стояло на более высоком уровне развития, чем считалось до открытия захоронения Иссыкского человека. Наличие письменности, по его мнению, связывается обычно с государственностью. Оседлые поселения с элементами городской культуры (они укреплены рвами и крутыми неприступными стенами), обнаруженные возле могильника, подтверждают это.

Девичьи украшения

И еще один вопрос, который волновал многих с самого начала обнаружения находки – Алтын адама: почему центральное, собственно царское, дважды ограбленное захоронение археологами не было инвентаризовано и описано? Между тем при похороненном в боковом склепе человеке не было лука со стрелами, типичного для мужчины-воина, но была туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски, бирюзовые бусы и золотые бляшки – не цельно золотые, а лишь обернутые золотой фольгой. Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

Поэтому исподволь и появлялись время от времени не высказываемые вслух предположения о том, что это член семьи царя, но не “алтын адам”, а “алтын мадам”.

Расшифровка надписи, сделанная Александром Гаркавцом (“Дева-герой, выпей, когда мы, оторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку”), говорит в пользу этой гипотезы. Тем более что-то подобное обнаружено в могильнике Акбейит, неподалеку от Каркаралинска, где погребена 10–11-летняя сакская принцесса. При ней были золотые серьги с бирюзой и литая золотая гривна, а в ее косметичке, обтянутой кожей, лежало похожее бронзовое зеркальце. Вспоминается и головной убор 40–45-летней сакской царицы из Урджарского района Восточно-Казахстанской области – он тоже представляет собой саукеле. Но оружия ни при той, ни при другой не обнаружено.

Итак, все, что мы знаем о Золотом человеке сейчас, – надпись на серебряной чаше, адресованная, скорее всего, девушке. Но вопрос, кто похоронен в Иссыкском кургане, юноша или девушка-батыр, остается открытым.

Почему же до сих пор не сделан анализ ДНК, коль в Государственном историко-культурном музее-заповеднике “Иссык” (город Есик Алматинской области) хранится посткраниальный, то есть без черепа, скелет. Он появился здесь в 2014 году. Где же находились останки до этого? И куда делась голова национального символа? Ведь она изначально вообще-то была.

– Несколько десятков лет не то чтобы голову, все остальные костные останки не могли найти, – говорит сын первооткрывателя Золотого человека Бекена НУРМУХАНБЕТОВА Арман. – Когда они наконец нашлись, то головы в комплекте не было. К сожалению, в традициях советской археологии не был предусмотрен вопрос о том, что делать со скелетом после раскопок.

Многие археологи просто выбрасывали кости, другие (например, мой отец) после окончания раскопок перезахоранивали их.

В случае с Иссыкским человеком останки передали антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сделал предварительное устное заключение о том, что скелет принадлежит молодому человеку. Потом следы костных останков Золотого человека надолго затерялись…

Не до головы…

– К поискам пропавших останков наш музей приступил в 2013 году, когда взялся разрабатывать проект “История открытия Золотого человека”, – рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника “Иссык” Ермек ДЖАСЫБАЕВ. – Вначале мы обратились к сыну руководителя Иссыкской археологической экспедиции, обнаружившей останки Золотого человека, Кемаля Акишева. Алишер Акишев сообщил, что их после извлечения из захоронения отец передал антропологу Оразаку Исмагулову. Тот сказал, что вернул их через несколько дней Кемалю Акишеву…

Путем опроса множества ученых и общественных деятелей удалось выйти на Казахский институт судмедэкс­пертизы, где и нашли коробку с надписью “Золотой человек”.

Московские антропологи, которые работали у нас в 2016 году, по костным останкам и фотографиям, опубликованным в 1978 году Кемалем Акишевым в книге “Древний курган Иссык”, определили, что это действительно кости Золотого человека. В своем заключении они указали, что, поскольку скелет без головы находится в очень плохом состоянии, то пол определить сложно. Тем более что у погребенного на момент захоронения только-только закончилось формирование костей. Однако по ряду признаков (например, по размерам довольно широкой ключицы) они предположили, что скелет, возможно, принадлежит юноше.

Пол Золотого человека пытались определить датские ученые. Они дважды отбирали костный материал, но его оказалось недостаточно для прочтения генетической дорожки. По их словам, если бы имелся череп или хотя бы один зуб, то они смогли бы полностью “прочитать” Золотого человека: пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти.

Увы, череп мы, к сожалению, пока не можем найти. Известно, что он был деформирован при раскопках Иссыкского кургана: на него упало одно из бревен, закрывавших погребальную камеру.

Археолог Бекен Нурмуханбетов рассказывал, что антрополог Оразак Исмагулов пытался совместить, соединить части этого черепа. Не удалось… Карл БАЙПАКОВ: О стройках на костях, бессовестных чиновниках и разграбленном наследии

По мнению лингвиста-тюрколога Александра Гаркавца, предполагающего, что погребенный был девушкой, министерство культуры и спорта проявляет безразличие к судьбе национального символа.

– В стенах музея-заповедника находится феноменальная личность, а черепа у него нет, хотя он, пусть и деформированный, все же был когда-то. Где он теперь? Может быть, в Москве? Или стоит на полке у какого-нибудь любителя археологии? Но ведь если речь идет о национальном символе, то можно и нужно поднять разные службы, вплоть до Комитета национальной безопасности.

P.S. Почему же голову национального символа не искали вплоть до 2013 года?

Александр Гаркавец дал простой ответ на этот больной вопрос:

– Мы жили в застойные годы, потом были перестройка, трудные 90-е… Занятым самовыживанием ученым было, видимо, не до чужих голов…

АЛМАТЫ

У этой находки сложная история. Пожалуй, ни одна другая археологическая находка в Центральной Азии не вызывала столь много споров. Речь идет, конечно, о «Золотом человеке» из кургана, раскопанного в 1969 году в долине реки Иссык, в 50 км к востоку от Алматы. Причем споры какие-то анекдотичные.

В этом деле я тоже принял посильное участие, написав в марте 2019 года статью, в которой выводил экстравагантную версию, что «Золотой человек» был все же девочкой, но необычной. У нее в могиле найдены железный кинжал и железный меч. Помимо множества золотых бляшек, железное оружие тогда было огромной ценностью. Отсутствие в могиле правой ноги и обломок меча позволили мне предположить, что девочка погибла в бою. Подробности можно посмотреть по ссылке.

Интересно, но через два года, в марте 2021 года, появилась статья, возражающая моей версии. Написал ее Никита Рачиловский, как следует из подписи к статье, студент исторического факультета Белорусского государственного педагогического университета. Это весьма примечательный факт. Во-первых, странно, что белорус. Впрочем, это и хорошо, что интерес к кургану Иссык не знает границ. Во-вторых, со мной мог поспорить и кто-нибудь ученым званием повыше. Просто я уверен, что статья была инспирирована казахскими товарищами, и тому, очевидно, были свои причины. В любом случае – студент так студент. Поспорим по существу, невзирая на личности. Аргументы оппонента можно посмотреть по ссылке (с. 72 и ниже).

Чтобы не загромождать статью второстепенными аргументами, которые сами по себе требуют обширного обоснования, тянущего больше на монографию, чем на статью, я возьму главные вопросы, вокруг которых зашел спор. Первое – пол погребённого. Второе – была ли правая нога в могиле или нет?

Деревянный сруб, в котором был погребён «Золотой человек». Фот сделано при раскопках 53 года назад

1 – реконструкция костюма «Золотого человека»; 2, 3 – меч и кинжал, украшенные золотом; 4, 5 – золотые накладки

Мальчик или девочка?

Сразу нужно указать – Никита Рачиловский считает, что пол погребенного точно не определен: «Однако речь снова идет про предварительные осмотры, в связи с чем всеми вышеназванными учеными было отмечено, что объективно ответить на вопрос об истинной половой принадлежности погребенного не представляется возможным без полноценного антропологического изучения костных останков «Золотого человека», данной точки зрения придерживается и автор настоящей статьи – Н.С. Рачиловский» (с. 78). Мой оппонент упоминает несколько предварительных осмотров костей: О.И. Исмагулова в 1969 году, О.И. Исмагулова и А. Исмагуловой в 2015 году, А. Биро в 2015 году. Все они считали, что погребенный – мужчина в возрасте 16-18 лет. Есть еще мнение башкирского археолога Р.Б. Исмагилова (с которым я соглашался), что погребенный – женщина.

Отсюда вопрос: что мешало в 2015 году музею-заповеднику «Иссык» провести полноценное антропологическое исследование скелета, а не ограничиваться предварительным осмотром? Вопрос важен, он много дебатируется и внести ясность вовсе не лишне.

Поскольку я лично участвовал в раскопках курганов и ранее много занимался именно курганной археологией, то для меня это положение вдвойне странно. Обычно определение пола погребенного человека не вызывает затруднений, даже более того – это рутинная процедура. Пол обычно определяется по костям таза, которые имеют хорошо различимые половые различия, известные любому антропологу.

Кости таза погребенного в кургане Иссык на момент раскопок имелись. На одной из фотографий крупным планом, ниже левой бедренной кости видна кольцевая кость. Это седалищная кость. Она прочно связана с подвздошной костью, форма которой как раз и указывает на половую принадлежность. Потому проблем и не должно было быть. Исмагулову достаточно было рассмотреть кости таза, чтобы дать точный ответ.

Фото из книги К.А. Акишева «Курган Иссык. Искусство саков Казахстана», М.: «Искусство», 1978 г.

Антропологи, предварительно осматривавшие кости, почему-то ограничивались плечевыми и бедренными костями. Хорошо, пусть так. Имеется методика определения пола как раз по бедренным костям. Исследование этого вопроса показало, что бедренные кости мужчин, как правило крупнее женских, с более крупными частями, а также имеют более крупные бугорки прикрепления мышц к костям, поскольку мускулы мужчин обычно развиты лучше. Эта методика разрабатывалась для определения частично сохранившихся скелетов или фрагментированных костей. Сравнение показало, что точность этой методики составляет порядка 85%. Таким образом, и по бедренным костям можно было сделать заключение и обосновать его.

Кости таза и бедренные кости должны были дать точный и бесспорный ответ. Но не дали. Сомнения всё еще остаются, и даже Рачиловский не до конца уверен.

Ну так в чем проблема? Проблема, думаю, возникла сразу же после раскопок. Было бы лучше, чтобы «Золотой человек» был мальчиком, потому что девочка с кинжалом и мечом вызывала серьезные затруднения в интерпретации. Полвека назад трудно было рассуждать о воительницах, поскольку марксистская теория разложения родоплеменного строя не допускала подобных вольностей. Матриархат был уже повержен, и на той стадии разложения родоплеменной общины, которая была у саков Иссыка, по теории должны были править мужчины. Или же пришлось бы спорить с Энгельсом, что тогда было чревато. Вряд ли К.А. Акишев хотел стать диссидентом от науки, так что ему было проще сделать из девочки мальчика и тем самым решить эту проблему.

Потом, уже в эпоху независимости Казахстана снова вмешались политические факторы. «Золотой человек», символ древнего Казахстана воспринимался в мужском обличии, а то, что это могла быть девушка считалось чуть ли не неприличным.

Медаль «10 лет независимости Республики Казахстан» с изображением иссыкского «Золотого человека»

Одна из первых почтовых марок независимого Казахстана, посвящена «Золотому человеку»

В связи с этим еще раз напомню высказывание знаменитого чехословацкого историка (и по совместительству президента Чехословакии) Томаша Масарика: «Великое не может быть ложным». Натянутыми и сомнительными аргументами казахи сами подрывают значимость своего символа.

Далее, в том что у саков могли быть воительницы, нет ничего необычного. Из греческих источников известно, что у массагетов – одного из скифских племен – правила царица Томирис. Весьма решительная была женщина. Между прочим, поднесла сюрприз персидскому царю Киру II Великому, собрав новое войско после поражения армии под командованием своего сына Саргаписа и разбив персов за Араксом. Есть разные мнения по поводу гибели самого царя Кира и бросания его головы в мех с человеческой кровью, но сам факт поражения персов в схватке с царицей Томирис не оспаривается. Почему в то же время у других сакских племен не могло быть цариц и воительниц?

«Царица Томирис перед головой Кира», картина кисти знаменитого фламандского живописца XVII века Питера Пауля Рубенса. И хотя картина весьма далека от историчности, но, как видим, сюжет с воинственной царицей был знаменит и популярен весьма далеко за пределами степей Казахстана и Евразии…

Потом, если принять мою гипотезу о том, что это была девушка, павшая в бою, то из этого следует, что саки рубились с врагами упорно; упрекнуть их в трусости нельзя. В войне они выстояли, об этом говорит сам курган и его богатство – саки не стали добычей врагов.

Наконец, вот в Таиланде очень гордятся принцессой Суриотай, которая вместе со своим мужем, королем Аюттахая в 1549 году вступает в сражение с бирманцами и погибает в бою. Тайцы сняли мощный и зрелищный фильм «Легенда о Суриотай». Почему же казахи не могут гордиться своей царицей-воительницей, к сожалению, оставшейся безымянной? Саки были предками племен, из которых потом составились казахи.

Может быть, пора уже прекратить эти игры, бросающие тень на казахстанскую науку? Но теперь уже определение костей должно быть сделано с полными доказательствами, включающими себя качественные фотографии останков, подробное описание и определение всех значимых признаков, а также сопоставление с другими скелетами, тоже с фотографиями, достоверное определенными, из курганов того же времени, того же района и той же культуры. Одних слов теперь недостаточно.

Была нога или нет?

Моя версия о том, что девушка (оснований отказываться от своего мнения я в настоящий момент не имею) погибла в бою, основывалось на том, что в погребении, сохранившемся полностью, отсутствовала правая нога ниже середины бедра. Также был обломок меча, положенный справа, а не слева, где меч и вешают. Потерять ногу в те времена можно было в очень редких случаях, и в сочетании с обломанным мечом это говорило о гибели в бою – противник царицы в схватке ударом своего меча сломал ей меч, а потом тут же отсек ей ногу. Кстати, из гипотезы следует, что тот бой, в котором погибла царица, саки проиграли; иначе бы они непременно подобрали бы отрубленную ногу и положили в могилу. Но даже в проигранном бою саки смогли вынести тело, тогда как нога досталась неприятелю.

Вот эту гипотезу Рачиловский попробовал оспорить, но сделал это поразительным образом. Мол, правая нога и меч были разрушены в результате попытки ограбления могилы при раскопках. Он ссылается на воспоминания участников раскопок, опубликованные в 2016 году. Среди них Тамара Воробьева, художник, утверждает, что кто-то залез в могильник и вырвал ногу, сунув руку под сруб. Потом, якобы грабителя нашли и он вернул похищенные из могилы предметы.

Алишер Акишев, сын начальника экспедиции, тоже утверждает: «…действительно ночью, мальчишки какие-то – двое или трое спрыгнули в этот котлован и в одном углу там между бревен стали копаться. И вот когда рылись, там же трухлявые бревна были, они вытащили золотые бляшки с правого сапога. И бежать». И далее: «Какой там, там же естественно ничего не осталось. Сапог это мы реконструировали. С того места где была нога, они что на ощупь определили, то и взяли». Он же про меч: «А до этого (железо окислившееся) мальчишки обломили его. Обломок остался. А если он был длинный, то он мог до пятки доходить. А поскольку я в этом месте расчищал, где был этот меч, то точно всё помню. Он был покрыт красной краской и там были совершенно аморфные куски, просто распадающиеся куски окиси серебра. Они даже в описание не попали».

Цитаты и ссылки на источник можно посмотреть в статье Рачиловского.

На мой взгляд, это чушь, придуманная задним числом, видимо, в ответ на многочисленные вопросы. Дело в том, что в публикации Акишева прямо говорится: «Однако боковая могила оказалась непотревоженной, останки захороненного и погребальный инвентарь сохранились полностью». И далее: «Многочисленные золотые изделия и различный инвентарь в большинстве сохранились в первоначальном положении, так, как они были размещены в могиле при погребении умершего».

Извините, но пропажа ноги и сапога на ней, а также лезвия меча, совсем не соответствует печатным уверениям о непотревоженности могилы. Могут сказать, что я докапываюсь до слов. Но ведь нам кто-то соврал. Или соврал К.А. Акишев, исказив описание погребения в своей известной публикации. Или врут Воробьева, Акишев и еще упомянутый Бекмуханбет Нурмуханбетов. Это уже серьезно – фальсификация.

Думаю, что врут именно участники раскопок в своих «воспоминаниях» 2016 года. Во-первых, их показания не сходятся. Воробьева говорит то об одном грабителе, то о нескольких. Акишев и Нурмуханбетов говорят то о школьниках, то о каких-то мальчиках. То есть, они не помнят, кто и при каких обстоятельствах пытался ограбить самое важное в их жизни погребение? Рукой или палочками? И что, они не оставили рядом с нераскрытой, но явно непотревоженной, то есть очень важной могилой дежурного для охраны? Это общая практика раскопок, поскольку местные жители, бывает, пытаются грабить могилы.

Вообще, у Алишера Акишева что-то происходит с памятью и он утверждает, что от сапога ничего не осталось. Между тем, есть подробное фото сохранившегося сапога, и на фото видно, что под золотыми бляшками явно видны остатки перегнившей кожи; непрочной, но в основном сохранившей форму голенища. Это подрывает веру его словам. Он что, могилу и сохранившийся сапог не видел, что ли? Если нет, то какая цена его свидетельству?

Фото из книги К.А. Акишева «Курган Иссык. Искусство саков Казахстана», М.: «Искусство», 1978 г.

Во-вторых, на фото 2 и 3 в книге Акишева видно, что солнце светило сначала с востока (фото 2), потом с юга (фото 3). Это видно по тени. Можно даже вычислить время съемки по положению солнца. Раскрытая могила также освещалась солнцем с юга (фото 4). Погребенный лежал головой на запад, стало быть, левая стена могилы южная, а под ней тень. То есть вскрытие могилы делалось, скорее всего, одним днем, в течение нескольких часов, благо земли в могиле почти не было, а нужно было лишь снять бревна упавшего перекрытия. Это делает версию о ночном ограблении неубедительной.

В-третьих, некие грабители так аккуратно вытащили кости и бляшки, что ничего не осталось? И правую бедренную кость «вытащили» так, что сломали ее пополам? И на рисунке Воробьевой, и на фото верхняя часть правой бедренной кости есть и она in situ. Крайне сомнительно!

Просто Рачиловский стал спорить, видимо, не зная по малолетству, что в ситуации, когда слова археологов сомнительны, я пользуюсь для выводов фотографиями – объективным свидетельством. Фотообъектив не обманешь.

Хорошо, можно принять версию Воробьевой, Акишева и других. Но из этого следует, что они фальсификаторы. Дело в том, что художник, которой была Тамара Воробьева, это очень важный человек на раскопках. Она рисует всё, что видит при раскопках, каждую вещь и каждую деталь. Это обязательное требование документирования раскопок. Причем рисует не как придется, а на миллиметровой бумаге (для Рачиловского – специальная бумага для черчения, разлинованная по всей площади сеткой с ячейкой 1х1 мм, сейчас в эпоху компьютеров она вышла из употребления, а тогда была обязательной).

Пример из элементарного учебника по археологии

Рисунок делается с многочисленными замерами и переносом всех находок, в размере и положении, в выбранном масштабе на миллиметровую бумагу. Требование к художнику – тщательность и точность. Плохих художников в экспедициях не держали.

Методика фиксации раскопок требовала также отмечать на рисунке нарушенные или плохо сохранившиеся объекты, которые прослеживались с трудом. В этом случае художник наносил контуры такого объекта пунктирной линией. Следовательно, если им было достоверно известно, что правая нога в погребении была, то Воробьева должна была нанести ее примерные контуры пунктирной линией. Но на опубликованном рисунке Воробьевой ничего подобного нет. Более того, Воробьева нарисовала контуры досок пола могилы в этом месте. Меч, о котором так вдохновенно рассказывал Алишер Акишев, тоже должен был быть нанесен на рисунок, сколь бы плохо он не сохранился. Особенно, если он был покрыт краской и имел какое-то серебряное украшение. Мечи всегда фиксируют, даже если они дошли в виде бесформенных кусков или комков ржавчины. Только вот меча на рисунке Воробьевой нет.

Если могилу нарушили, а Воробьева это не нанесла на рисунок, то она, фактически, совершила фальсификацию. Если руководитель раскопок Кималь Акишев точно знал, что нога была и была похищена, но увидел, что на рисунке это никак не отображено, почему он не потребовал исправить рисунок или просто не погнал Воробьеву с раскопа? Получается, что и он оказывается замешанным в этой фальсификации? В его книге, которую он сдавал в печать за своей подписью, об этом обстоятельстве ничего не сказано.

Вопросов от этой версии получается больше, чем ответов. Причем вопросы касаются уже профессиональной компетенции археологов, раскапывавших курган. Ну так что, считать их фальсификаторами?

Моя точка зрения по этому поводу такова. Во-первых, и Воробьева, и Кималь Акишев тогда, в 1970 году, свою работу сделали хорошо. Воробьева нарисовала то, что видела, то есть, образно говоря, отсутствие правой ноги и лезвия меча. Во-вторых, спустя 50 лет они, под давлением чисто политических обстоятельств, стали сочинять «воспоминания», но настолько нелепые и неуклюжие, что ставят под сомнение их квалификацию. «Воспоминания» они излили в малотиражном сборнике заповедника-музея, в надежде на то, что их никто читать не будет, а в особенности тщательно. Но через несколько лет возникла моя версия, возникла необходимость что-то ответить. Они, прекрасно понимая шаткость и смехотворность своих утверждений, нашли в Беларуси студента, который согласился написать мне ответ, вероятно, не очень понимая, во что его втягивают.

В общем, получилась в итоге «бешбармачная наука», вроде той, что я раздавил критикой в теме о «казахском геноциде», которого не было. Не стоит торговать своей научной репутацией. Бешбармак насытит один раз, а научная репутация будет испорчена раз и навсегда. И для будущих поколений тоже.

Это, разумеется, ещё не все. Заинтересованные лица прекрасно знают, что я перед лицом фактов могу признать ошибки и отказаться от изначального мнения. Я не отрицаю их права попытаться меня переубедить. Но для этого должны быть представлены особо веские и бесспорные доказательства, которые пройдут оценку и критику. Могу их заверить, что оценка и критика будет особенно придирчивой. Но ведь в этом наука и состоит – нам нужны точные и бесспорные сведения о прошлом. Если будете увлекаться байскими сказками, то получите ярлык кандидатов или, там, докторов «бешбармачных наук».

Тайна «Золотого человека»

7 лет назад · 1847 просмотров

Иссыкский «Золотой человек», или Алтын адам, найденный в 1970-м году, стал одним из национальных символов. Образ воина в золотом костюме с высоким головным убором запечатлен в музейных реконструкциях и учебниках, на монументе Независимости и деньгах, в сувенирных изделиях и на вывесках. Тем удивительней, как мало до сих пор известно о казахском Тутанхамоне даже специалистам, не говоря уже о людях, далеких от науки.

Тайна "Золотого человека"

Сенсационной находке, обнаруженной неподалеку от жемчужины Зайлийского Алатау — озера Иссык, предшествовал страшный сель. Гигантский поток из камней и грязи смел всё на своем пути. Погибли сотни людей, исчезли строения, было уничтожено и само древнее озеро. Иссыкский сель 7 июля 1963 года был одним из самых крупных и разрушительных на территории СССР. Через несколько лет началось восстановление водоема и пострадавших объектов. На месте возведения одного из них и произошло знаменитое открытие.

Из приказа №54 дирекции Института истории, археологии, этнографии КазССР, 21 апреля 1969 года: «Командировать в г. Иссык сроком на 10 дней экспедицию в составе: мл. научного сотрудника отдела археологии Б. Нурмуханбетова, инженера-фотографа О. Медведева и художника П. Сон. Фронт предписанных работы — снос двух курганов Иссыкского могильника».

На левом берегу реки Иссык около полусотни сакских курганов. Под руководством известного археолога Кемаля Акишева специалисты проработали два сезона над несколькими усыпальницами. Раскопки ничем не порадовали, курганы оказались разграбленными. И вот, когда уже сворачивались все работы, археолог Бекен Нурмуханбетов попросил бульдозериста снести пласт земли чуть в стороне от последнего кургана. Тот стал расчищать указанное место, вдруг выскочило бревно, оказавшееся частью деревянной усыпальницы, в которой чуть позже обнаружат останки древнего кочевника.

Из воспоминаний археолога Бекена Нурмуханбетова: «1970 год, 22 апреля. «Золотой человек» блестел, лежал. А как думаете, почему я запомнил дату? Сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это был Всесоюзный субботник. Я сорвал этот субботник. Все участники субботника были вокруг этой могилы».

В нетронутой могиле были найдены свыше четырех тысяч золотых блях и пластин. Здесь же лежала сумочка с остатками охры, зеркальце, перстни, серьга, гривна, оружие, различные сосуды. А еще серебряная чаша, на которой были начертаны знаки на каком-то неизвестном языке. Тут важно отметить, что иссыкский курган в разные века уже дважды грабили, но ворам даже в голову не пришло, что есть еще боковое погребение.

Найденные украшения в зверином стиле и остроконечный головной убор дали подсказку – две с половиной тысячи лет назад на территории Семиречья жили разные сакские племена, и археолог Кемаль Акишев предположил, что найденный кочевник был саком-тиграхауда. Во время извлечения останков сильно пострадал череп, и, к сожалению, мы теперь вряд ли узнаем, каким было лицо Алтын адам. Его возраст — 18-25 лет, рост около 165 см. Жил он, вероятно, в 4-5-м веке до нашей эры.

Из интервью антрополога О. Исмугалова, май 2010 года: «Нижняя челюсть была достаточно стройная, тонкая и при этом большого размера. Для женщины это редкость. Надбровные дуги, носовые кости дали возможность говорить о том, что найденные останки принадлежали именно мужчине. Но элемент сомнения всегда есть».

Так «Золотой человек» — юноша или девушка? Это самый живучий вопрос. Все находки из могилы можно трактовать как в пользу первой версии, так и второй. Например, штаны и оружие в древности носили и кочевницы. Погребальные сосуды, подобные тем, что нашли в кургане Иссык, встречались в могилах сарматских жриц. А знаменитый головной убор Иссыкского человека напоминает головной убор, найденный недавно в комплексе Таксай (на западе Казахстана). Он принадлежал «Золотой женщине», или, как ее называют, «Алтын ханшайым». С годами народная молва пошла дальше — в царском кургане покоилась ни много ни мало… легендарная Томирис — царица массагетов, убившая персидского царя Кира. Или другая сакская правительница — Зарина, которой, по легенде, на могиле возвели пирамиду, а на вершине установили позолоченную статую.

Советская наука не знала современных методов исследования ДНК. Возможно, новая экспертиза останков «Золотого человека» пролила бы свет и положила конец спорам вокруг того, женщину или мужчину похоронили в древнем кургане.

Находки в боковой усыпальнице поражают, но и основное (дважды разграбленное) захоронение до сих пор не дает ученым покоя. Одежда и погребальный комплекс Иссыкского человека указывают на то, что он принадлежал к очень знатным кочевникам, царской элите. Но если таких почестей удостоен усопший в боковом погребении, тогда кто мог лежать в основной могиле? В руке у «Золотого человека» камча. Тогда где его конь? И тут вновь вспоминается опустошенное основное погребение. Конечно, после смерти хозяина животное не всегда приносили в жертву. Но на востоке Казахстана есть захоронение примерно этого же периода и статуса – в Берельских курганах покоилась сакская элита, – там вместе с человеческими останками лежат останки лошадей, полностью снаряженные, в специальных масках. Ведь конь – верный друг и вечный спутник кочевника.

Тайна "Золотого человека"

Необычная деталь — на одном из золотых перстней Иссыкского человека как будто изображен… индеец. Как объяснил в передаче «Тайны Великой степи» реставратор Крым Алтынбеков, это изображение древнего божества, бога Митра. Экспертиза показала, что украшение долго носили и даже несколько раз ремонтировали.

Тайна "Золотого человека"

Еще одна загадка кургана Иссык – таинственные руны на серебряной чаше. Она лежала у изголовья «Золотого человека» , и, по всей видимости, 26 знаков рассказывали о том, кто нашел здесь вечный покой. Говорит ли это о том, что у саков две с половиной тысячи лет назад была письменность? – тогда это ставит степную цивилизацию на очень высокий уровень развития. Ученые из разных стран предложили уже 25 вариантов расшифровок древних рун, но так и не пришли к единому мнению.

Наконец, то, о чем не подозревает большинство казахстанцев, полагающих, что «Золотого человека» нашли в одном из курганов вблизи от нынешнего музея-заповедника «Иссык». На самом деле после завершения раскопок знаменитый курган Иссык сравняли с землей и на его месте построили автопредприятие.

Источник:

В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь… шесть с половиной метров. Всего лишь — потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности… К счастью для науки, грабители не заметили одно — причем боковое, то есть не главное даже — погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка».

«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были дакскими луками и кинжалами…»

В общем-то, Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного — лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.

Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и вознесясь впоследствии на гребне дворцовой интриги, сын знатного перса Камбиса Кир свергнул индийскую династию, правившую персами. Став «владыкой Азии», он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет «отец истории», вначале Кир на самих эллинов не обращал никакого внимания, считая их в военном отношении противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Сочетание таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с одним из многочисленных скифских племен на первый взгляд кажется странным. Но объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьезную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.

Древнеперсидокие хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории этих племен. Саки, согласно древним источникам, делились на три большие группы: носящие остроконечные шапки, варящие напиток хаом и заморские. Часть этих племен в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до нашей эры саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана, где и осели. Вскоре они были полностью ассимилированы местными жителями и уже в первых веках нашей эры как самостоятельный народ исчезают из исторических хроник.

В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам — скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков, азиатских скифов, как бы легло в основу традиционно сложившегося представления о месте их в историческом процессе — только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные русскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту исторического внимания. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, был центр всей скифской культуры.

Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII—XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К. А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу — без всякого учета катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота — основы существования кочевых обществ.

И еще — на этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определенной среде и в определенной обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…».

Но со временем новые исторические и археологические данные все больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б. Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах — протяженностью свыше 7000 километров — сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчетливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифосибирском зверином стиле» — золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображенных с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.

В 1947 году советские археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае — в. тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребенных — спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощренности татуировку погребенного знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шелковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М. П. Завитухина. — Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства».

Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот науке открылось богатство сакского кургана Иссык…

Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователю право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…»

И этот вывод исследователя, кроме того, подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!

(К. А. Акишев осторожен в своих выводах относительно этой находки, поскольку надпись из кургана Иссык еще не расшифрована. Кроме того, пока эта находка — единственная, хотя, как пишет исследователь, в свое время археологами были найдены отдельные знаки, указывающие на возможность существования письменности в Семиречье эпохи саков.) Тщательный анализ показал,, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведенный крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».

Скифы не оставили после себя письменности, среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов ее существования. И сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без нее. И вот так несправедливо обойденные историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое.

В. Левин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти боевой путь ветеранов вов
  • Как найти период обращения зная радиус
  • Как найти общую стоимость в excel формула
  • Как найти производителя постельного белья
  • Как найти меньшую сторону параллелограмма зная периметр