Как быстро найти падежи

Перед учениками начальной школы частенько встает проблема: как выучить падежи, как научиться определять падеж, как запомнить падежные вопросы или поставить нужное падежное окончание? В школе частенько преподают лишь сухую теорию, удержать в голове которую бывает ой как непросто. И здесь приходит на помощь младшему школьнику волшебная палочка: стишки-запоминалки. В этой статье мы приведем самые яркие и интересные, которые легко запомнить. Тогда определить падеж для Вашего ребенка не составит труда!

Содержание

  • 1 Последовательность падежей
  • 2 Падежные вопросы
  • 3 Как научиться определять падеж?
  • 4 Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Последовательность падежей

Вопрос номер один: как запомнить последовательность и названия падежей? Не поверите, здесь нет ничего сложного. Желательно, конечно, для начала рассказать про каждый падеж, откуда взялось его название.

  • Именительный падеж – называет предметы, поэтому отвечает на вопросы кто? что? Проверочное слово – есть.
  • Родительный падеж показывает принадлежность, часть целого. Например, сын отца, дочь родителей, котенок кошки, ножка стула, поэтому называется родительным и отвечает на вопросы кого? чего? Проверочное слово – нет.
  • Дательный падеж, конечно, самый щедрый, он кому-то что-то все время дает, поэтому так называется и отвечает на вопросы кому? чему? Проверочное слово – дать.
  • Винительный падеж любит кого-то или что-то винить во всех своих бедах, поэтому отвечает на вопросы кого? что? Проверочное слово – виню, вижу.
  • Творительный – самый творческий падеж. Для этого ему нужны помощники – с кем творить и чем творить. Соответственно, падежные вопросы его кем? чем? Проверочные слова – творю, горжусь, предлог с.
  • Предложный вопрос – единственный падеж, имеющий предлоги в своих вопросах. Отсюда его название. А вот вопросы можно запомнить, если рассказать, что он любит мечтать о чём-то или ком-то. Вопросы: о ком? о чём? в ком? в чём? Проверочные слова – говорю о, мечтаю о, живу в.

Если один раз объяснить ребенку характеры падежей, вспомнить их названия будет гораздо легче. Для запоминания же их порядка есть такие запоминалки:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Имя Родители Дали бобру, не Винить, а Творить Предложили добро.

Падежные вопросы

Для быстрого запоминания падежных вопросов и вспомогательных слов тоже есть стишки-запоминалки. С ними определить падеж любого существительного не составит труда. Например:

Есть у меня монета,

Нет у меня билета.

Дам я монету кассиру,

Кассир мне протянет билет.

Сяду в автобус с билетом

И буду мечтать я о лете.

Этот стишок мы придумали с учениками. В нем есть вспомогательные слова для падежей и существительные, поставленные в соответствующий падеж.

Еще стих-запоминалка про кота:

Стих про кота на запомнинание падежей

В этом стихотворении нет вопросов, но есть слово «кот», поставленное в разные падежи в правильной последовательности. Если выучить с ребенком стих, можно вместо «кота» подставлять нужное слово.

Как научиться определять падеж?

Здесь мы приведем пошаговый алгоритм, как определить падеж существительного.

  1. Для начала нужно научиться задавать вопросы. Главное – понять от какого слова какому. Например: Кот сидит на дереве. Сидит (на чём?) на дереве.  Потренируйтесь с ребенком задавать правильные вопросы от нужного слова. Чаще всего это будет глагол: не приблизится (к кому?) к коту. Но не всегда: ручка (чего?) двери, нет (чего?) воды.
  2. Вспоминаем второй вопрос. То есть, если было кому? Второй вопрос – чему? Если было на чём? Второй – на ком?  Кого? – здесь второй вопрос может быть что? или чего?                                                                                                                       

    Обязательно, подставьте оба вопроса в предложение, чтобы определить, какой падеж. Нет (кого? чего?)  кота – Родительный падеж. Вижу (кого? что? кота) – Винительный падеж. Та же путаница может быть с Именительным и Винительным падежом. Есть (кто? что?) яблоко. Вижу (кого? что?) яблоко.

  3. Научившись задавать вопросы, думаем, какому падежу они принадлежат. Вспоминаем вспомогательные слова: кому? чему? что делать – дать. Кто? что? что делаетесть. кого? чего? – нет, кого? что? что делаю – виню  и т.д.
  4. У вопросов предложного падежа могут быть другие предлоги, помним об этом. Понимаем, что на ком? на чём? = в ком? в чём? = о ком? о чём?

Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Не поверите, и здесь нет ничего сложного! Не нужно мучать ребенка, заставляя заучивать таблицу с гласными падежных окончаний. Достаточно объяснить ему, что такое склонение, какие бывают типы склонения, и дать запомнить три контрольных слова, по одному из каждого типа.

Склонения имен существительных русского языка приведены в этой таблице:

склонения имен существительных

А теперь дело за малым. Запоминаем слова: рука (1 склонение), стол (2 склонение) и тень (3 склонение). Например, так:

Рука на стол отбрасывает тень.

Теперь, когда мы не можем определить правильное падежное окончание, определяем склонение трудного слова, подставляем одно из этих трех, в зависимости от склонения (рука, стол или тень) и –  вуаля – мы знаем окончание!

Например: Я пишу в тетрад… Что там Е или И в конце? Думаем так: тетрадь – существительное женского рода, заканчивается на мягкий согласный, значит, это третье склонение. Подставляем слово «тень». «В тени» –  там явно слышится буква И. Следовательно, пишем букву И.

Как видите, падежи и склонения – это не так уж сложно. Желаем успехов в учебе!

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Падежи русского языка

Одна из важнейших тем начальной школы — это падежи. Взрослым падежи кажутся понятными и доступными, но для детей — это новая информация, которую нелегко сразу усвоить. Им сложно запомнить названия падежей и их последовательность, вопросы и вспомогательные слова.

Как быстро запомнить падежи и научиться их различать? Читайте в нашей статье!

Падежи и их вопросы

В русском языке всего шесть падежей, и у каждого есть свои вопросы, а также слова-помощники, которые помогают верно задать вопрос к слову.

Именительный падеж 

Запоминается легче остальных, потому что он самый первый. Его вопросы «кто?» и «что?». Чтобы запомнить их, представьте, что вы вышли на улицу незнакомого города и спрашиваете: “Что это? Кто это? — это стол, а это мальчик”. У именительного падежа есть ещё одна интересная особенность: этот падеж не любит предлоги и всегда используется без них. 

падежи русского языка 

Родительный падеж

Этот падеж идёт следом за именительным и постоянно спрашивает у него «кого?” или “чего?». В быту обыграть родительный падеж поможет забавная ситуация: например, дома у вас есть кот. Вы купили колбасу и оставили её на столе. Вдруг зазвонил телефон, вы вышли из комнаты, а вернувшись, не увидели ни кота, ни колбасы. Они пропали! Нет (кого?) кота, нет (чего?) колбасы. Всё просто: хитрый кот схватил колбасу и быстро спрятался. 

падежи в русском языке

Дательный падеж

Подсказка прячется в самом названии: дать (кому?) коту, (чему?) книге. Этот падеж любят предлоги “к” и “по”, поэтому часто стоят рядом  с ними: кот бежит за колбасой (по чему?) по столу, перед сном мы ставим тапочки (к чему?) к кровати.

Винительный падеж

Этот падеж «винит» всё и всех вокруг, поэтому всегда ходит со словом-помощником «виню» (кого? что?). Например, виню (кого?) кота, он украл колбасу со стола. Виню (что?) карандаш, он сломался, и я не раскрасил картинку.

Творительный падеж

Чтобы его запомнить, можете использовать слова-подсказки “доволен” и «горжусь». Я горжусь (кем?) братом, он победил в соревновании. Доволен (чем?) своей новой книгой. 

Предложный падеж

Вновь говорящее название! Этот падеж всегда берёт с собой предлоги — обычно это на, в и о. Чтобы вопросы запомнились, называйте слова-подсказки: “говорю” и “думаю”.  Думаю (о ком?) о маме, говорю (о чём?) о погоде. 

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Как запомнить падежи? 

Самое сложное для детей — запомнить названия шести падежей, их очерёдность и вопросы. Давайте рассмотрим каждый случай и все способы, которые помогут усваивать знания эффективно и весело. 

Запоминаем названия падежей

Самый лучший вариант — придумать ассоциации к падежам. Подберите  к каждому интересное или забавное значение, которое будет вызывать приятные эмоции, например: 

Именительный — это может быть имя любимого героя мультфильмов, кличка животного, которое важно ребёнку, или собственное имя.

Родительный — отталкиваемся от  названия. Кто кого родил?

Дательный — давать и дарить. Мы любим дарить подарки. Ключевое слово — подарки.

Винительный — какой фрукт приходит на ум? Конечно, виноград!

Творительный — как чудесно творить, создавать новое своими руками! А что любит делать ваш ребёнок? Рисовать, лепить или дуть мыльные пузыри? Тогда его ассоциацией может быть рисунок или картина.

Предложный — а не пойти ли нам гулять? Предложи, куда пойдём?

Вот так у нас получилась цепочка ассоциаций: моё имя, мои родители, подарки, виноград, рисунки и прогулки. Теперь достаточно вспомнить эту фразу, а вместе с ней и падежи. Для каждого ребёнка это будет своя фраза, важная только для него.

Запоминаем последовательность падежей

Чтобы помочь детям легко и надолго запомнить названия падежей, используйте акростихи. Это рифмованные строки, в которых первые буквы указывают на названия падежей. Самый популярный вариант: 

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. 

Этот забавный акростих очень быстро запоминается. 

Существует масса других акростихов, которые можно использовать, например:

Инна Родила Девочку Верочку, Такую Припевочку.

Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку.

Иван Разрушил Дом, Вика Теперь Плачет.

Вы можете взять готовые строчки, а можете создать их самостоятельно. Пусть ребёнок придумает такой стишок, в котором будут только близкие и понятные ему слова и события.

Ещё один интересный способ запомнить падежи — тактильный. Он подходит детям, которым нравится прикасаться к предметам, поэтому и падежи должны стать для них осязаемыми. Для этого можно использовать пальцы. Именительным падежом будет большой палец левой руки, а остальные пять будут находиться на правой. Ребёнок называет падежи по порядку и по очереди загибает пальцы рук. Также можно взять счётные палочки, пуговицы на одежде, ручки или фломастеры — любые подручные средства.

падежи вопросы

Запоминаем вопросы к падежам

Здесь лучше всего помогают смешные фразы и стихи. С их помощью можно быстро усвоить материал. Важно, чтобы образы в этих небольших стихотворениях были яркими и легко запоминались.

Я первый, именительный,
Смелый и решительный
Сразу знаю: кто и что
Съел, нашёл, пошёл в кино.
Мне предлоги не нужны,
Дома пусть сидят они.

Вторым по счёту я иду,
Кого тут нет — всем расскажу!
И без чего мы суп не сварим,
Кого за главного оставим?
а все вопросы дам ответ,
Когда всех старших дома нет.
Родительным меня зови
Среди других легко найди.

Знакомься, это дательный!
Надёжный и внимательный.
Открытки пишет он кому?
Или скучает по чему?
Найти ответ нам очень просто:
Задай лишь эти два вопроса!
И про предлоги не забудь:
Нам с К и ПО проложен путь.
Хотя без них он проживёт
И один гулять пойдёт. 

К незнайкам непочтительный,
Ведь я падеж винительный.
Усердных очень я люблю,
Всегда пятёрки им дарю.
Во что сегодня поиграем?
Кого на праздник приглашаем?
Тебе готов я подсказать,
Чтоб в дневнике увидеть “пять”!
С предлогами дружить не прочь,
Но и без них смогу помочь.

Привет, творительный падеж!
Я полон радостных надежд.
Горжусь я кем?Творю я чем?
Узнаешь скоро ты совсем!
Мне все художники друзья
Любуюсь их картинами я.
С собой беру я три предлога,
Запомни их ты очень строго.
Послушай: перед, под и над.
Творительный им очень рад! 

Случай со мной сложный,
Ведь я падеж предложный.
Без предлогов не прожить —
Шагу не могу ступить.
Если рядом есть друзья,
Обо всём скажу им я! 

Для детей с логическим складом ума и развитой зрительной памятью хорошо подходят таблицы, в которых отражены названия падежей, их вопросы и слова-помощники. 

падежи и вопросы 

Отлично помогают усваивать материал практические упражнения. Например, возьмём слово “птица” и придумаем такую сказку, чтобы к этому слову мы смогли задать все падежные вопросы. Если ребёнку пока сложно придумать историю, можно составить отдельные предложения:

Именительный — однажды к нам в окошко залетела (кто?) птица.

Родительный — у (кого?) птицы было повреждено крыло.

Дательный — мы дали (кому?) бедной птице попить.

Винительный — я никогда не видел (кого? что?) такую птицу.

Творительный — мы с родителями неделю ухаживали за (кем?) птицей, пока она не выздоровела и не улетела.

Предложный — я долго думал (о ком?) об этой птице.

просклонять по падежам

Используя наши простые советы, вы поможете ребёнку быстро запомнить падежи, а также легко определять их и задавать к к словам верные вопросы. 

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

педагог, методист сайта для развития детей IQsha

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно – ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия – и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: “Мама ест каша” или “Папа читает газета”. Ребенок уточнит – почему маму ест каша? Или “почему газета читает папу?” Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно – какое окончание у слова.

Как объяснить падежи

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название – падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный – именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос “кто?” или “что?”. Обычно к этому слову есть действие. Например, “Мама ест.” Мама – это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

  • Родительный,
  • Дательный,
  • Винительный,
  • Творительный,
  • Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный – родил, родитель. И вопрос можно поставить такой “нет кого? чего?” Сейчас пока нет – но “родим, и будет“. Родительный падеж.

Например, “Сегодня у нас будет репетиция оркестра”. Слово “оркестр” здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова “Репетиция” мы можем задать к этому слову вопрос “чего?”

Следующий падеж “Дательный“. От слова “Давать”. От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос “дать кому?” “дать чему?” (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: “Ребенку надо объяснить падежи”. Здесь слово “ребенку” находится в дательном падеже “кому?”. Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении “Туман”.

Падеж “Винительный” – самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос “кого?” или “что?“. Однако есть важная деталь – окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

Курица снесла яйцо” – “яйцо” не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос “что?” Значит, слово “яйцо” стоит в винительном падеже.

“Мама ест кашу” – “что?” кашу – винительный падеж. Это слово имеет окончание “у“, отличное от окончания этого слова в именительном падеже “а“.

Мама положила ложку каши” – а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос “чего”. “Ложку чего?” – “каши”.

Мама увидела девочку” – слово “девочка” стоит в винительном падеже. Винить “кого?” девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос “нет кого?” – характерный для родительного падежа, то и окончание слова “девочка” поменялось бы на “девочки“.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос “винить кого?” “винить что?“. В родительном падеже вспомогательный вопрос “Нет кого?” “нет чего?“.

Соответственно, вот слово “мышь” в винительном и в родительном падежах:

“мыши” – родительный падеж (нет кого? мыши)

“мышь” – винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово “яблоко” в винительном и в родительном падежах:

“яблока” – родительный падеж (нет чего? – яблока)

“яблоко” – винительный падеж (винить что? – яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий “сделано кем?” “сделано чем?“. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа “сотворено кем?” “сотворено чем?

Примеры:

  • Слово “мама” в творительном падеже “мамой”. Отвечает на вопрос “сделано кем?” мамой.
  • Слово “собака” в творительном падеже “собакой”. Можно задать вопрос “сделано кем?” собакой.
  • Слово “груша” в творительном падеже “грушей”. Можно задать вопрос “сделано чем?” грушей.

И самый последний падеж “Предложный“. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения “предложения” – станет понятным. То есть “предложный” – предлагать и “договариваться о ком? о чем?

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах (“договариваться о чем?” о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. – слово “папе” в предложном падеже: “о ком?” о папе.

padezhi

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название “предложный” Например, если мы скажем “Маша рассказала сказку папе” – то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем “Маша рассказала сказку о папе” – то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи – подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

  • кто? – мышь – именительный падеж
  • кого? мыши – родительный падеж
  • кому? мыши – дательный падеж
  • кого? мышь – винительный падеж
  • кем? мышью – творительный падеж
  • о ком? о мыши – предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И – Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В – Винили

Т – Творили

П – Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам – чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

  • Именительный – кто? что?
  • Родительный – нет кого? нет чего?
  • Дательный – “дать кому?” “дать чему?”
  • Винительный – “винить кого?” “винить что?”
  • Творительный – “сделано кем?” “сделано чем?”
  • Предложный – “о ком?” “о чем?” – перед существительным есть предлог.

Наш русский язык очень сложный и многогранный. И именно поэтому он такой красивый.  Правила помогают нам выразить свою мысль правильно, донести то, что мы хотим сказать. Разве было бы понятно, если бы мы говорили «каша варит мама» или «сестра ползу на пол»? Согласитесь, выглядит странно и непонятно, как будто происходят какие-то чудеса! Вот чтобы так не происходило, в русском языке используют падежи.

Падеж определяет окончание слова. То есть управляет окончаниями и как бы подчиняет одно слово другому, в результате мы составляем предложения, которые можно понять. Мама варит кашу. Сестра ползет по полу.

Как понять, какое писать окончание у последнего слова в предложении: Мы рисовали картину на урок_. Ведь на слух не совсем ясно. Сначала определим падеж. Чтобы определить падеж, нужно задать соответствующий вопрос. Мы рисовали на ком, чём? Значит, это предложный падеж, в предложном падеже слово оканчивается на букву Е. Мы рисовали картину на урокЕ. Вот для этого и нужно знать падежи и окончания слов в каждом из них.

Падежей всего шесть:

  1. Именительный. Отвечает на вопросы «кто? что?». Например, тарелка, Вася.
  2. Родительный. Отвечает на вопросы «кого? чего?». Например, тарелки, Васи.
  3. Дательный. Отвечает на вопросы «кому? чему?». Например, тарелке, Васе.
  4. Винительный. Отвечает на вопросы «кого? что?». Например, Васю, тарелку.
  5. Творительный. Отвечает на вопросы «кем? чем?». Например, Васей, тарелкой.
  6. Предложный. Отвечает на вопросы «о ком? о чём?». Например, о Васе, о тарелке.

Заметили, как меняются окончания у слов? А то, что в предложном падеже появился предлог?

Чтобы было их легко запомнить, придумали веселые присказки. Самая популярная:

Памятка

«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это падежи.

Есть еще такие варианты:

Иван рубил дрова,
Варвара топила печку.

Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.

Можно придумать такой небольшой стишок самостоятельно из других слов на выбор ребенка, главное, чтобы он хорошо знал эти слова и их значения, и мог быстро достать их из своей памяти.

Еще один вариант запоминания падежей.

  • И —Имя.
  • Р —Рождения.
  • Д — Дали.
  • В — Винили.
  • Т — Творили.
  • П — Предлоги давали.

Запомнив слова-подсказки, можно  легко запомнить порядок падежей и их смысл.

Если запоминание дается сложно, можно нарисовать табличку-подсказку, чтобы пользоваться ей первое время. Запомнив падежи однажды и научившись их применять, ребенок сможет строить предложения грамотно всю оставшуюся жизнь.

Веселее и легче, конечно, учить падежи при помощи рифмованных строк с веселым сюжетом. Давайте копнем глубже и почитаем стихи про падежи для детей.

Стихи про падежи

Как выучить падежи имен существительных? Прочитать и повторить веселый стих — правило русского языка про падежи:

Правила про падежи

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют:

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Выучи все 6:

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!

(Полак Фрида)

Лирические падежи

Именительный – это ты,
Собирающая цветы,
А родительный – для тебя
Трель и щелканье соловья.
Если дательный – все тебе,
Счастье, названное в судьбе,
То винительный… Нет, постой,
Я в грамматике не простой,
Хочешь новые падежи
Предложу тебе? – Предложи!
– Повстречательный есть падеж,
Узнавательный есть падеж,
Полюбительный, обнимательный,
Целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж –
Ожидательный и томительный,
Расставательный и мучительный,
И ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
А в грамматике только шесть!

(С. Кирсанов)

Вспомогательные слова

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
– Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
– ТОГО, – сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, –
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
– ТОМУ, – ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, –
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
– ТОГО, – сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, –
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
– С ТЕМ, – заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, –
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
– О ТОМ, – сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, –
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

(А. Тетивкин)

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.(Н. Ключкина)

Узнали правила и познакомились со стихами про падежи? Поможет разобраться до конца с падежами и закрепить грамматические правила Ирина Александровна и ее полезные ролики:

Смотрите и другие статьи-помощники:

Как выучить мягкие и твердые согласные звуки

Как выучить таблицу умножения

Как ориентироваться на местности и выучить стороны света.

Еще больше подсказок к урокам в рубрике «Школа»)))

Приятного и веселого обучения!!!

С любовью,

«Цветы жизни».

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить соглашение по передачи денег
  • Как найти зону лесов
  • Java lang exception что за ошибка как исправить
  • Муж жена как найти общий язык
  • Как найти текст в презентации