Как быстро составить план текста для пересказа устное собеседование

10 февраля 2021 г. всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.

Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование 2020 состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 20 баллов.

КАКИЕ КРИТЕРИИ?
Краткая сводка по критериям приведена ниже:

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное –

спокойно перейти порог в 10 баллов

. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет

ещё две попытки

. Пересдачи назначены на

10 марта 2021 г.

и

17 мая 2021 г.

. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как

дополнительные попытки

сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения

незачёта

, либо в случае

неявки по уважительной причине

. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи.

Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа.

К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи

абсолютно

не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.

КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.

ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.

НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся).

Не торопитесь!

КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение smile

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)

МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:

Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.

ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.

КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2

подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.

КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.

СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.

СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.

МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.

СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.

НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок).

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.

КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»).
Советуем использовать

прямое

цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)

ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

, А НЕ КОСВЕННОЕ!

КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.

ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении

нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.

ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.

ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.

КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а)(поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами(школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим(девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они(описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо)(радостны, печальны, сосредоточенны), потому что
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.


ПОВЕСТВОВАНИЕ

КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…


ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии –
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее:(читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)
7. Кроме того, мы увидели
8. Самым интересным оказалось …, так как(получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что(мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

Примеры ответов на вопросы в задании №4

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.


● Видеоуроки
● Примеры ответов на вопросы в задании №4

Пишите внизу свои вопросы, мы постараемся ответить smile

Удачи на Итоговом собеседовании!

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

Монголия, г. Эрдэнэт

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

ОБРАЗЕЦ ПОДГОТОВКИ ЗАДАНИЯ №2 (ПЕРЕСКАЗ С ВКЛЮЧЕНИМ ЦИТАТЫ)

Исходный текст и задание

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетёрлись.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение».

1) Готовясь выполнять 1-ое задание (выразительное чтение), помимо расстановки трудных ударений и интонационных помет сразу ВЫДЕЛЯЕМ (запоминаем, подчеркиваем) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прежде всего МИКРОТЕМЫ абзацев (выделены жирным шрифтом), а также РАЗВИТИЕ МЫСЛИ по предложениям, НЕОБХОДИМЫЕ ВАЖНЫЕ точные ФАКТЫ (названия, даты, термины и т.д.).

2) Читая текст, ВЫДЕЛЯЕМ ключевые слова логическим ударением и ЗАПОМИНАЕМ.

Подготовленный для чтения текст

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетёрлись.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

3) Готовясь выполнять 2-ое задание (пересказ), быстро записываем ПЛАН МИКРОТЕМ (еще лучше, если вы успеете это сделать во время подготовки чтения) и определяем МЕСТО ЦИТАТЫ. Как минимум, должно быть так:

1 любил с детства

2 начитанностью +цитата

3 сохранил до конца

4 бережно

5 «Прощайте, друзья!»

4) Распространяем план насколько возможно (используем сокращения, приемы стенографии и мнемотехники, если владеем).

Подготовленный для пересказа план

1 любил с детства в кабинет отца «пожирал»

2 необыкновенной памятью французскую литературу «Илиаду» и «Одиссею» начитанностью лицейских товарищей +цитата

3 сохранил до конца в изгнании с просьбой прислать

4 в путешествия брал бережно расстроен перебились

5 После дуэли окружённый книгами друзья детей «Прощайте, друзья!»

5) По плану с помощью ЛОГИКИ и ПАМЯТИ (насколько это возможно) подробно пересказываем текст, не забыв в нужном месте правильно вставить ЦИТАТУ.

Логический анализ плана

1 любил с детства (кто? что? — понятно: Пушкин, книги) в кабинет отца (кто? когда? как? откуда знаем?понятно: Пушкин, мальчиком, ночью, тайком, по словам брата) «пожирал» (т.е. жадно, много читал)

2 необыкновенной памятью (кто? — понятно: Пушкин; почему? — причина: обладал; поэтому — следствие: знал) французскую литературу «Илиаду» и «Одиссею» начитанностью (поражал кого?) лицейских товарищей +цитата (ставим здесь, т.к. «Чтение – вот лучшее учение»: учился в Лицее)

3 сохранил до конца (что? — понятно: любовь к книгам) (где?) в изгнании с просьбой прислать (что? — понятно: книги)

4 (куда?) в путешествия брал (что? — понятно: книги) бережно (что делал? — понятно: относился к книгам) расстроен почему? — причина: перебились (что? — понятно: книги, почему? — причина: понятно: в дороге, в сундуке)

5 После дуэли (кто? где? — понятно: Пушкин, в кабинете) (как?) окружённый книгами друзья детей (что делали? зачем? почему? — понятно: пришли, проститься, состояние ухудшилось) «Прощайте, друзья!» (когда? к кому обращается? — понятно: умирая, к книгам, т.е. книги приравниваются к родным и близким людям)

Образцовый пересказ

Книги Пушкин любил с детства. По словам его брата, мальчиком ночью Александр тайком пробирался в кабинет отца и жадно «пожирал» все книги.

Пушкин обладал необыкновенной памятью, поэтому с ранних лет знал французскую литературу, а также «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью он поражал лицейских товарищей. Сам Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

Любовь к книгам поэт сохранил до конца жизни. Находясь в изгнании, Пушкин обращался к друзьям с просьбой прислать ему книги.

Уезжая в путешествия, он брал книги с собой. Александр Сергеевич бережно относился к книгам. Однажды он был очень расстроен, потому что в дороге книги перебились в сундуке.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окружённый книгами своей библиотеки. Когда его состояние ухудшилось, он попрощался с друзьями и с детьми. А затем обратился к своим книжным полкам: «Прощайте, друзья!». Действительно, книги для поэта были так же близки, как друзья и родные.

Второе задание итогового собеседования — пересказ прочитанного в первом задании текста с обязательным включением предложенной цитаты, которая по смыслу связана с текстом.

Подготовка к пересказу на собеседовании

Для подготовки у тебя будут (2) минуты.

  1. Просмотри текст снова: отметь количество абзацев, определи основную мысль каждого абзаца.
  2. Используй поле для заметок, чтобы отметить ключевые моменты текста, сложные для произношения или запоминания слова, числовые данные. Этими записями можно пользоваться при пересказе (исходный текст, наоборот, заберут).
  3. Прочитай цитату, подумай, в каком месте она будет уместна. Ты можешь вставить цитату в любую часть текста, а можешь начать или закончить ею пересказ.

Обрати внимание!

Цитату запоминать не требуется, текст высказывания останется у тебя во время выполнения второго задания.

Высказывание русского поэта-символиста К. Д. Бальмонта об А. С. Пушкине:

«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии».

Цитировать можно двумя способами:

  • с помощью прямой речи.

Русский поэт-символист К. Д. Бальмонт писал: «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии»;

  • с помощью косвенной речи.

Русский поэт-символист К. Д. Бальмонт считал, что Пушкин был поистине солнцем русской поэзии.

  1. Сохранение всех микротем при пересказе.
    В твоём высказывании должны прозвучать главные мысли каждого абзаца, поэтому не забудь перепроверить в поле для заметок, что ты не пропустил ничего важного.
  2. Фактологическая точность.
    Не перепутай названия, имена, даты. Проверяют также, что текст в целом понят правильно.
  3. Цитирование.
    Проверяется уместность цитаты в твоём пересказе. Отмечают правильное построение предложения с цитатой.
  4. Точная передача всех слов.
    Искажение речи, неправильные формы слов забирают баллы.
  5. Правильная постановка ударения.

За пересказ ты можешь получить максимум (5) баллов (по критериям (1)–(3), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с первым заданием (максимум (4) балла).

Общее количество баллов за выполнение всей работы — (20).

Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь (10) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно (15) минут. 

Обрати внимание!

Для повторения темы посмотри дополнительно видео.

Устное собеседование по русскому языку 9 класс (его называют еще устным ОГЭ) является обязательным. Без него ученик не получает допуска к основному государственному экзамену. На собеседовании проверяют умение понимать и пересказывать текст, отвечать на вопросы. Как пройти собеседование по русскому языку, из чего оно состоит, как можно быстро подготовиться к пересказу текста, каким образом вести диалог с экзаменатором – мы расскажем все тонкости прохождения испытания.

Какие задания нужно выполнить

Устный пересказ прочитанного текста

Ставится ли оценка за итоговое собеседование?

Стоит ли бояться незачета?

Можно ли пересдать итоговое собеседование, если не явиться по неуважительной причине?

Что делать, если у меня дефект речи?

Какие задания нужно выполнить

Устный экзамен длится в среднем 15 минут. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования – 20.

Что нужно знать:

  • Собеседование должно проходить в специальных аудиториях.
  • Нельзя использовать дополнительные материалы и оборудование.
  • Экзаменатором-собеседником может быть учитель любого предмета.
  • Во время экзамена ведется аудиозапись.
  • Допускается, чтобы собеседование проводилось без прерывания учебного процесса, т. е. участники будут находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования.
  • Пересдать собеседование можно два раза. Для пересдачи назначены 2 даты: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
  • Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
  • Спецификация и критерии оценивания собеседования размещены на сайте ФИПИ.

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс включает 4 задания, которые подразумевают развернутый ответ:

  • Чтение отрывка текста.
  • Устный пересказ прочитанного текста.
  • Монолог по одной из предложенных тем.
  • Общение с экзаменатором.

Чтение отрывка текста

Тексты носят научно-публицистический характер. Какие могут быть направления:

  • культура;
  • техника;
  • искусство;
  • спорт;
  • выдающиеся деятельности науки и т. д.

Как проходит испытание:

  • Дают текст объемом 160–200 слов.
  • У школьника есть 2 минуты, чтобы подготовиться к устному собеседованию по чтению.
  • Далее ученик читает текст.
  • Производится оценка интонации и темпа.
  • Максимальный балл 2 балла.

Оптимально придерживаться среднего темпа чтения. Нельзя торопясь проглатывать слова, однако читать слишком медленно также не допустимо. Нужно читать текст ровно, спокойно и уверенно.

Интонация должна совпадать с пунктуацией в тексте. Голос должен понижаться в конце повествовательного предложения. Если есть вопрос, голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается. В восклицательных предложениях к концу голос повышается. На месте запятых или точек нужно сделать паузу.

На что нужно обратить внимание при подготовке к чтению:

  • Чтобы внятно прочитать ФИО людей, которые упоминаются в тексте.
  • Без ошибок произнести труднопроизносимые, новые, непонятные слова, географические названия, термины, числительные.
  • Чтобы правильно прочитать слова, по которым проставлены ударения.
  • Обозначьте главную мысль текста, запишите ключевые слова.

Когда вы читаете числительные, соблюдайте правила склонения, иначе можно лишиться одного балла:

  • При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. Пример: к две тысячи двадцать третьему году, двадцать девятого мая.
  • При склонении составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Пример: не хватает одной тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.
  • Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста. Пример: Существует более ста способов обработки.
  • Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего склонения.
  • Если существительное сложное, склоняются оба корня. Пример: Он стоял в двухстах метрах.

Критерии оценивания:

  • 1 балл – если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
  • 1 балл – если темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Устный пересказ прочитанного текста

Самый сложный этап собеседования. Получить за него можно максимально 5 баллов.

Подготовка к устному собеседованию по пересказу также занимает 2 минуты.

Как производится оценка:

  • Пересказ всех микротем текста;
  • соблюдение фактологической точности;
  • уместно ли включено в пересказ высказывание;
  • способы цитирования.

Какие должны быть выполнены требования:

  • Пересказ должен быть подробным, в него нужно постараться включить все микротемы текста. Обычно их количество соответствует количеству абзацев в тексте. Стандартно текст разделен на 4 абзаца. Дословно зубрить все определения и выражения не требуется. Главное суметь правильно донести основную мысль.
  • Вам будет дана дополнительная карточка. Нужно постараться использовать с нее максимум информации. На ней будет дана характеристика персонажа текста, которую нужно суметь уместно и логично вставить в пересказ.

Советы, как правильно сдать устный экзамен по чтению:

  • Начинайте готовиться к пересказу уже при подготовке к чтению, выделяйте главные мысли, ключевые слова.
  • При подготовке делайте записи в поле для заметок, для уверенности.
  • Если вы боитесь ошибиться в датах, обобщите их, например, «в девяностых годах прошлого века».

Оценка правильности речи в итоговых собеседованиях производится следующим образом:

  • 2 балла, если все основные микротемы исходного текста сохранены.
  • 1 балл за отсутствие фактических ошибок, связанных с пониманием текста.
  • 1 балл, если приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно и логично.
  • 1 балл, если нет ошибок в цитировании.

Монолог по одной из предложенных тем

Подготовка занимает 1 минуту. В монологе должно быть от 10 фраз, он должен длиться максимально 3 минуты. Максимально можно получить 3 балла.

Ученик получает карточку с 3-мя темами, можно выбрать любую:

  • Описать фотографию. Под фотографиями будет написан план повествования, можно придерживаться его, но ничего не приукрашивать.
  • Рассказ на основе жизненного опыта. Нельзя фантазировать, необходимо рассказывать про реальные факты. Называйте конкретные даты, место, где произошло событие, имена тех, с кем оно произошло. Сделайте анализ поступков лиц и скажите свое отношение к этому событию.
  • Рассуждение по теме поставленного вопроса. Подходит для тех, кто имеет собственное мнение по заданной теме.

Любой монолог должен заканчиваться заключением, которое подытоживает вышесказанное.

Как оценивается монолог:

  • 1 балл, если коммуникативная задача выполнена, т. е. в тексте не менее 10 предложений, отсутствуют фактические ошибки.
  • 1 балл, если лексика соответствует теме.
  • 1 балл за правильное речевое оформление, т. е. речь должна иметь смысл, быть цельной и последовательной, в ней должны отсутствовать логические ошибки.

Общение с экзаменатором

Устное собеседование заканчивается диалогом с экзаменатором. Проверяющий задает вопросы по тексту третьего задания, ученик отвечает без подготовки. Максимально можно получить 2 балла.

Какие требования к ответам:

  • Он должен быть полным, содержать 2–4 предложения.
  • Не обязательно говорить «правильный ответ», важнее рассказать о своей точке зрения на проблему и суметь аргументировать ее.
  • Говорить нужно громко и четко, проговаривать все слова.

При оценке по одному баллу дается, если даны все ответы на поставленные вопросы и учтены условия речевой ситуации.

Дополнительно производится оценка правильности речи по заданиям 3 и 4. Проверяется, как соблюдаются грамматические, орфоэпические, речевые нормы, богатство лексикона и разнообразие конструкций. При отсутствии ошибок добавляется до 4 баллов.

Ставится ли оценка за итоговое собеседование?

Нет, правилами проведения собеседования предусматривается два варианта оценки – зачет и незачет. Зачет получают те, кто набрал 10-20 баллов, незачет – соответственно до 0-9 баллов.

Стоит ли бояться незачета?

Бояться любых видов контрольных работ не стоит в принципе, в т. ч. и итогового собеседования по русскому языку. Это приводит к проблемам со здоровьем, что не сопоставимо с получением незачета, тем более, что ученику предоставляется дополнительно 2 попытки пересдачи испытания.

Можно ли пересдать итоговое собеседование, если не явиться по неуважительной причине?

Прогулять итоговое собеседование нельзя. Это приведет к тому, что вы не сможете сдать ОГЭ со всеми вытекающими последствиями. Пересдача собеседования возможна только в трех случаях: если вы не смогли пройти собеседование; вы не явились по уважительной причине (при наличии соответствующей справки); вы не смогли завершить итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально. Поэтому идти на собеседование следует обязательно даже, если вы думаете, что завалите его. Для пересдачи назначены 2 даты: вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Когда будут результаты?

Оценка результатов может быть произведена по двум схемам:

  • Проверка ответов каждого участника осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет», поэтому результат будет уже в день собеседования.
  • Проверка ответов осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования. В этом случае ждать результат потребуется до 5 дней.

Что делать, если у меня дефект речи?

Дефекты речи никак не могут повлиять на оценку собеседования. Таким детям может быть увеличено время проведения экзаменов до 30 минут. Общая продолжительность итогового собеседования составит в среднем 45 минут. Для отдельных категорий детей с ВОЗ обеспечиваются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, могут быть привлечены специальные ассистенты. Если же дефекты таковы, что совсем нет возможности пройти испытание, нужна будет соответствующая рекомендация ПМПК. 

Как пройти устное собеседование без проблем

Как пройти устное собеседование без проблем? Что делать? Этим вопросом задавался ещё Чернышевский. Реально ли успеть подготовиться или уже поздно? А с чего начать? А как всё запомнить? Я уже не успею? Вопросов много. Но ответы на них уже есть.

И так, начнём.

Что такое устное собеседование?

Устное собеседование состоит из четырех этапов:

  • Чтение текста вслух (на подготовку дается 1 минута).
  • Пересказ текста, который ты читал вслух (на подготовку дается 2 минуты).
  • Третье задание предполагает выбор из трех заданий: описание фотографии, рассказ о событии из жизни или устное сочинение-рассуждение на предложенную тему.
  • Четвертое задание — беседа с экзаменатором.

Давайте подробно разберем каждый из этапов собеседования.

Чтение текста вслух

На подготовку чтения текста вслух дается одна минута. В течение этой минуты ученик про себя прочитывает текст. Одной минуты хватает, чтобы прочитать и осознать, что написано. Время засекается экзаменатором. После этого ученик прочитывает текст вслух. И здесь возникает первая ошибка — ученик старается прочитать текст как можно быстрее! Помните: текст нужно прочесть выразительно, а не быстро. Придерживайся среднего темпа чтения (не слишком быстро);
 Читай осмысленно.
 Знаки препинания – это паузы: запятая – небольшая пауза, точка, двоеточие, тире – пауза дольше.
 Между микротемами (абзацами) тоже должна быть пауза.
 Интонацией необходимо передать восклицательные и вопросительные предложения.

Второй этап устного собеседования — пересказ текста

Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного. На подготовку дается две минуты. При прочтении текста во второй раз постарайся:

  • Запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения.
  • Количество микротем (абзацев) должно сохраниться. Нельзя исключить целый абзац.
  • При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.
    • Включение цитаты в текст:
  • Цитата может быть в начале, в середине или в конце пересказа. Место определяем по смыслу и роли высказывания.
  • Цитату нужно связать с текстом при помощи дополнительного предложения. Задание звучит следующим образом:

«Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Случевского, писателя и журналиста, о Ростове Великом: «Здесь возросло и окрепло великорусское племя»

Когда вы включаете цитату в текст, помните о её оформлении. Сформируйте предложение следующим образом: «Как сказал Писатель и журналист Константин Случевский: «Здесь возросло и окрепло великорусское племя«.

Помните, что цитату заучивать не надо, она будет перед вами. Главное не забудьте включить её в текст. Просто прочитайте по бумажке.

Третий этап устного собеседования — раздел «Монологическое высказывание»

Помните, что в этом случае вам необходимо составить связный-текст описание, в котором должно быть не менее 10 предложений. Никто не требует от вас способностей Пушкина или Достоевского. Главное, чтобы текст был связный и правильно построенный. Советую вам в этом случае воспользоваться клише:

Описание фотографии

  1. Передо мной интересная фотография.
  2. Я думаю, что на ней изображено(а)…………..
  3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
  4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
  5. На переднем плане мы видим….
  6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
  7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
  8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
  9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
  10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Четвертый этап — беседа с экзаменатором

В чем заключается данное задание? Экзаменатор задаст вам четыре вопроса, на которые вы должны дать развернутые ответы. Помните: ответ да, нет, согласен не учитываются. Внимательно слушайте вопрос. Ответ может включать часть вопроса. Пример: «Какой школьный праздник запомнился вам больше всего?» «Больше всего мне запомнился…»

В общей сложности экзамен длится около пятнадцати минут. Помните, что экзаменатор ваш друг. Никто не заинтересован в вашем провале. Если вы не можете успокоится, вы знаете, что на нервной почве вы можете забыть самые простые вещи, начинаете путаться в мыслях — посоветуйтесь с родителями и выпейте успокоительное. Ваше спокойствие залог хорошей работы на экзамене.

Желаю вам удачи на собеседовании, но это не конец ваших мучений: впереди у вас письменный экзамен, а это уже другая история!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не играет клавиша на пианино как исправить
  • Как в айфоне найти настройки звука
  • Точка миллион долларов у мужчин как найти
  • Как найти валентные электроны в химии
  • Нашел работу как правильно писать