Как части поэмы взаимосвязаны между собой составьте план поэмы мцыри

Поэма Лермонтова «Мцыри» — грустное повествование в стихах о мальчике, который всю свою короткую жизнь мечтал обрести свободу. Для того чтобы без труда пересказать произведение, следует составить план, который будет состоять из 26 пунктов — по числу глав в поэме.

Представляю свой план к поэтическому произведению:

1) Монастырские развалины.

2) Мцыри в обители.

3) Тайная мечта пленника о свободе.

4) Без Отчизны и родных людей.

5) Мальчик завидует старику, повидавшему жизнь.

6) Среди гор, полей и горных потоков.

7) Мцыри делится воспоминаниями о родном ауле.

8) Мальчик продумывает побег и осуществляет его.

9) Незабываемое ощущение свободы.

10) На краю бездны.

11) Наслаждение пребыванием в виноградном саду.

12) Песня девушки возле горного ручья.

13) Мцыри с восторгом наблюдает за прекрасной грузинкой.

14) Сновидения Мцыри.

15) В объятиях ночи.

16) Сила барса пробуждает в мальчике желание сразиться.

17) Начало страшной битвы.

18) Барс достойно погибает в бою.

19) Раненый мальчик бредет по лесу.

20) Мцыри осознает тщетность своих мечтаний.

21) Одиночество мальчика.

22) Отчаяние под горячим солнцем.

23) Мцыри в объятиях смерти.

24) Предсмертная тоска мальчика о родном доме.

25) Готовность променять рай на пребывание в родных местах.

26) Просьба Мцыри о захоронении с видом на Кавказ.

DSдария

+10

Решено

6 лет назад

Литература

5 — 9 классы

составьте план поэмы мцыри определите взаимосвязь ее частей

Смотреть ответ

1

Ответ

5
(1 оценка)

3

natasha1613
6 лет назад

Светило науки — 58 ответов — 369 раз оказано помощи

1. Поэма «Мцыри» — могучее проявление таланта Лермонтова. 
2. Огненная душа Мцыри. 
а. Жизнь в монастыре. 
б. Причины побега из монастыря. 
в. Три дня на воле: 
— слияние с дикой природой; 
— встреча с грузинкой; 
— бой с барсом. 
г. Смысл и счастье жизни для Мцыри. 
3. Моё отношение к герою. 

(1 оценка)

https://vashotvet.com/task/9044298

автор учебников русского языка и литературы, редактор в журналах «Русский язык в казахстанской школе».

Эксперт: в области методики преподавания русского языка, русского языка как второго родного

Учебник «Русская литература: периоды и стили» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ предлагает для текстуального изучения поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Авторы учебника дают достаточно обширный материал, повествующий об истории создания произведения и дающий исчерпывающую характеристику главного героя как романтической личности, стремящейся к свободе, воле.

Наша цель заключается в другом:  правильно выстроить систему заданий, чтобы в условиях дефицита времени, отведенного на изучение поэмы, глубоко и всесторонне погрузиться в художественный мир, созданный автором, вдуматься в текст и понять, чем так необычен Мцыри.

Вопросы и задания разделены на две группы:

  • первая – называется «Вопросы и задания»;
  • вторая – «Самостоятельные и творческие задания».

 Сначала учащиеся выполняют задания обязательного уровня, который еще называют минимальным. Поэтому их должны выполнить абсолютно все учащиеся.

Задания обязательного уровня

  1. Определите тему и идею поэмы «Мцыри».
  2. Как части поэмы взаимосвязаны между собой? Составьте план поэмы.
  3. Расскажите о трех днях жизни Мцыри на воле. Как сам герой оценивает свои поступки?
  4. Докажите конкретными примерами, что Мцыри не смирился с жизнью в монастыре. Какие качества души и характера в нем проявляются?
  5. Используя выразительные средства языка, расскажите о битве с барсом.
  6. Каково завещание Мцыри? Соответствует ли оно правилам изображения романтического героя и действительности?
  7. Выучите понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.

Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:

В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем. Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам. Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.

Самостоятельные и творческие задания

Задания повышенного уровня:

При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?

Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.

Приведем пример викторины:

  • Где расположен монастырь?

«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь».

  • Откуда взят эпиграф к поэме?
  • Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
    «Хотя на миг когда-нибудь
    Мою пылающую грудь
    Прижать с тоской к груди другой,
    Хоть незнакомой, но родной»
  • В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
    «Он был, казалось, лет шести…»
  • Что является символом свободы в поэме?
  • Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
  • Почему Мцыри оставляют в монастыре?
  • Кого после своего побега вспоминает Мцыри?

Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.

Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках.
Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц слетал пугливый рой.

Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.

Учитывая специфику школьного предмета, задания по теории литературы выносим отдельно.

Задания по теории литературы:
1. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы Пушкина «Цыганы»? В чем их сходство? Дайте развернутый письменный ответ.
2. Найдите в тексте те художественные элементы, которые способствуют раскрытию образа романтического героя.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельные задания рассчитаны, в первую очередь, на тех учащихся, которые испытывают неподдельный интерес к чтению литературных произведений, что является нетипичным для подростков, живущих в техногенный век. Выполнение заданий должно поощряться со стороны учителя выставлением хороших оценок в журнал. Может быть, это будет стимулом для остальных учащихся к выполнению самостоятельных заданий.

Примеры заданий:
1. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Беглец». Раскройте смысл заглавия произведения. Закономерна ли смерть «беглеца свободы»?
2. Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».
3. Прочитайте в хрестоматии поэму Лермонтова «Кавказский пленник». С помощью каких средств раскрывается образ романтического героя?
4. Какое значение имеет эпиграф к поэме «Кавказский пленник»? Можно ли использовать его в качестве эпиграфа к другим романтическим поэмам Лермонтова?

Творческие работы

Вершиной учебных заданий являются творческий уровень, поэтому такие задания помещаются нами в самый конец, чтобы учащиеся, восходя по ступенькам заданий, видели, в чем же заключается истинный смысл изучения текстов художественных произведений, чтобы они понимали: они способны создать небольшую творческую работу, уникальную, неповторимую, единственную.

Такой труд будет отмечен всеми: учителем (соответствующее оценивание сочинения) и товарищами по классу (молчаливое или явное одобрение). Но самое главное заключается в другом – это творческое удовлетворение самого учащегося, который справился с самым трудным и сложным заданием – творческим.

Пример творческого задания
Напишите мини-сочинение на тему «Байронический герой романтических поэм Лермонтова».

Вывод: предложенная система работы с заданиями к тексту художественного произведения, не всегда может быть реализована. Это зависит от многих факторов: нехватки учебного времени, невысокого уровня успеваемости учащихся в классе, необеспеченности всеми компонентами УМК, неопытности учителя и др. Однако наши рекомендации как раз и направлены на повышение качества учебного процесса и показ возможный путей совершенствования учительского мастерства.

Читать статьи автора:
6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)


1

Как написать, составить план по главам поэмы «Мцыри»?

Лермонтов Мцыри план 8 класс

план не цитатный

план произведения

план поэмы

(обычный план своими словами, про цитатный план уже есть вопрос)

4 ответа:



5



0

Глав в поэме Лермонтова «Мцыри» 26, поэтому пунктов плана у нас будет столько же.

Мы пишем обычный план по тексту каждой главы, не цитатный.

1). Монастырь.

2). Пленный мальчик.

3). Начало исповеди Мцыри.

4). Тоска по свободе и родной душе.

5). Желание жить полной жизнью.

6). Что видел на воле.

7). Воспоминания об отцовском доме.

8). Исполнение давно задуманного.

9). Бегство.

10). Поток.

11). Божий сад.

12). Голос грузинки.

13). Встреча с молодой грузинкой (или Описание молодой грузинки).

14). Цель.

15). Отчаяние.

16). Встреча с барсом.

17). Начало схватки со зверем.

18). Барс побежден.

19). Следы когтей на груди.

20). Неожиданное возвращение к монастырю.

21). Темничный цветок.

22). Снова отчаяние.

23). В бреду.

24). Мцыри заканчивает свой рассказ.

25). Прощание.

26). Предсмертное желание.



3



0

Составить план поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» можно довольно легко, так как в произведение входит 26 глав, причем данные главы остались без названия, то можно выбрать из каждой главы, что-то основное(главное) и дать обозначение.

Старый монастырь.

Маленький ребенок в обители.

Начало рассказа.

Грусть по Родине.

Старик.

Мысли о Кавказе.

Воспоминание.

Гроза и побег.

Погоня за беглецом.

Лес.

Очарованный природой.

Красивая грузинка.

Восхищение девушкой.

Ночь и луна.

И снова лес.

Зверь.

Борьба с барсом.

Победа.

Ранение.

Возвращение.

Цветок в темнице.

Отчаяние и грусть.

Последние минуты.

Конец рассказа.

Прощайте.

Кавказ.



2



0

Поэма Лермонтова «Мцыри» разделена на 26 частей, которые можно называть главами. У автора эти главы озаглавлены только цифрами. Поэтому я предлагаю составить не просто план поэму, но дать названия этим главам. Тогда каждый пункт плана будет состоять из названия которое мы выберем для соответствующей главы.

Вот как можно озаглавить все главы «Мцыри» стем, чтобы получился план пересказа:

  1. Разрушенный монастырь.
  2. Жизнь мальчика в монастыре
  3. Пламенная страсть Мцыри
  4. Тоска по Родине
  5. Упрек старику
  6. Седой Кавказ на воле виден
  7. Мцыри вспоминает дом и отца
  8. Мцыри и гроза
  9. Погони нет
  10. Мцыри над бездной
  11. Волшебные природы голоса
  12. Голос молодой грузинки
  13. Прекрасная незнакомка
  14. Лунная ночь
  15. Бесконечный лес
  16. Барс на поляне
  17. Нападение барса
  18. Смерть врага
  19. Раненый Мцыри
  20. Знакомый колокольный звон
  21. Судьба темничного цветка
  22. Огненная земля
  23. Предсмертный бред
  24. Последняя печаль
  25. Думы о рае
  26. Прощальный привет Кавказа.



2



0

Жанр произведения «Мцыри» — поэма. Главный герой поэмы мальчик по имени Мцыри, который мечтал попасть к себе на Родину.

План поэмы «Мцыри» по главам:

1.Суровый монастырь.

2.Мцыри еще маленьким ребенком попадает в монастырь.

3.Мцыри мечтает в монастыре о свободе.

5.Мцыри думает о своих родителях, которых он не помнил.

6.Мцыри и чернец.

7.Суровый Кавказ.

8.Воспоминания Мцыри Родине.

9.Гроза и побег Мцыри.

10.После грозы

11.Утес.

12.Жажда.

13.Встреча у ручья с прекрасной грузинкой.

14.Красота незнакомки.

15.Лунная ночь и пробуждение.

16.Незнакомый лес.

17.Поляна.

18.Встреча с барсом.

19.Бой с барсом.

20.Израненная грудь.

21.Снова монастырь.

22.Цветок.

23.Жара

24.Приветливые рыбки.

25.Монахи находят Мцыри, мрачные мысли.

26.Мцыри думает о смерти.

27.Последняя просьба Мцыри.

Читайте также

Эта романтическая поэма написана 180 лет назад.

Мальчик из горного аула живет в монастыре, куда попал еще в детстве, будучи пленником.

Монахи выходили его, заботятся о нем, но настоящей свободы юноша не чувствует и мечтает лишь об одном: снова оказаться в родных местах. Однажды он убегает из монастыря, чтобы осуществить свою мечту, и три дня проводит на воле.

Он почти все время в движении: бежит, карабкается, мчится, идет и даже ползет, но в итоге, описав большой круг, возвращается к тому месту, откуда начал побег. За эти три дня, однако, он увидел столько, сколько не видел за всю свою размеренную жизнь в монастыре.

Лес, девушка с кувшином у источника, барс, с которым Мцыри бесстрашно сражается… — все это только больше вдохновляет его, но жизнь покидает юношу, он изувечен барсом и истощен голодом.

Но Мцыри не хочет возвращаться в прежний мир, он познал свободу и плена больше не переживет.

Можно сказать, что его сжигает огромное желание свободы и умирает он сознательно.

И удручает его, что тело останется на чужбине, а не в родной земле будет покоиться.

Эта поэма Лермонтова относится к самым читаемым и в ней повествуется об монахе, в детстве попавшим в монастырь, но всю жизнь мечтавший об воле и свой родине. Монах ушел из монастыря и в течении трех дней скитался по горам, пережил бурю и сразился с горным барсом. Мцыри сбился в дороге и его больного нашли монахи со своего монастыря, где он и умирает.

Со слов биографа Лермонтова, у Мцыри был прототип монах- монах, которого еще ребенком взял в плен генерал Ермолов, но ребенок заболел и генерал его оставил в одном из монастырей. Этот мальчик вырос в монастыре но никогда не мог свыкнуться с монастырской обстановкой и собственно все что случилось с ним и было Лермонтовым описано в своем произведении.

Если судить по биографии генерала Ермолова, то он был командующим Отдельного Грузинского корпуса с 1816 по 1827 годы, следовательно он мог взять в плен того мальчика именно в эти годы.

Саму историю Лермонтову поведал другой монах, с которым писатель повстречался во время своей ссылки. Это случилось с Мцхете в 1837 году.

Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри» — безымянный юноша, чьего имени мы не знаем. Сам поэт назвал поэму словом Мцыри, которое вроде бы означает Послушника в монастыре по-грузински. Но нигде в самом тексте поэмы автор не называет своего героя даже словом мцыри — оно вынесено лишь в название.

Точно также ничего не говорит автор и родине Мцыри, о его национальности. По воспоминаниям Мцыри мы понимаем, что его родина в горах, что он горец, но точно не грузин.

Еще мальчиком Мцыри привозит в монастырь русский генерал, прототипом которого видимо стал Ермолов, то есть речь идет о событиях Кавказской войны, где против России боролись горцы многих племен.

Но в принципе и не важно для понимания поэмы, кем был Мцыри по национальности, главное его стремление к свободе.

Характеристика Мцыри, героя поэмы Лермонтова.

Мцыри — совсем молодой человек, вряд ли достигший восемнадцати лет. Это юноша, который живет в монастыре, среди чужих ему людей, в который он был привезен совсем маленьким мальчиком. Родина мцыри — горы, кто он по национальности мцыри и сам не знает, ведь когда его забирали от родителей он был мал и воспоминания об родных у мцыри стерлись. Он вновь их обретает вместе со свободой, но они отрывистые как видения.

Мцыри упорный, целеустремленный решительный человек. Он может многие годы вынашивать планы о побеге, поджидая удобного случая. А когда тот подворачивается не медлит.

Мцыри очень смелый, даже бесстрашный, хотя конечно может испытывать стах, как любой человек. Но мцыри умеет преодолеть собственные страхи, как было когда он чуть не разбился, спускаясь с утеса к ручью.

Мцыри очень одинокий. Он считает всех людей вокруг чужими. Он в какой-то мере превращается в зверя, отождествляя себя то со змеей, то с барсом.

Мцыри гордый, честный, принципиальный человек. Он ни от кого не ждет жалости и сочувствия. Он не ищет помощи, потому что хочет добиться всего сам.

Мцыри одержим одной идеей, он испытывает разочарование, но сожалеет не о своей жизни, а о том, что не исполнил своей мечты. Мцыри не злопамятный. Он обещает никого не проклинать умирая.

Мцыри несчастный, он так и не достиг исполнения своей мечты.

Главным и единственным героем произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является маленький мальчик, послушник монастыря по имени Мцыри. Ну и старик-монах наверно тоже тут герой, который выслушивает исповедь мальчонки.

Размещено 3 года назад по предмету
Литература
от druzhininairin

составьте план поэмы Мцыри.Определите взаимосвязь ее частей

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    ilovemars

    1. Поэма «Мцыри» — могучее проявление таланта Лермонтова. 
    2. Огненная душа Мцыри. 
    а. Жизнь в монастыре. 
    б. Причины побега из монастыря. 
    в. Три дня на воле: 
    — слияние с дикой природой; 
    — встреча с грузинкой; 
    — бой с барсом. 
    г. Смысл и счастье жизни для Мцыри. 
    3. Моё отношение к герою. 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти лекарство в гта 5
  • Сахар не растворяется в белке при взбивании как исправить
  • Гугл процесс гапс произошла ошибка как исправить
  • Как найти глубину экрана
  • Как найти песню если есть только мелодия