Как делают монеты найти

Изготовление монет было неотъемлемой частью всех времен связанных с торговой промышленностью. Технологии производства постоянно менялись с развитием монетного дела: менялся состав, материал, методы обработки монет. В данной статье рассказывается все об актуальных видах российских монет: масса, сплавы и металлы, и даже количество рифлений на гранях. Также подробно описывается общие этапы производства монет.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

  • История монет
  • Виды и характеристики монет россии
  • Состав монет — из каких металлов и сплавов их делают
  • Масса монет
  • Количество рифлений на ребре монеты
  • Промышленное производство монет на заводе
    • Формование и гравировка штампа
    • Создание рабочих штампов
    • Пробивание заготовок
    • Отжиг и полирование заготовок
    • Сортировка монетных заготовок
    • Поражение монет
    • Проверка и сортировка
    • Подсчет и упаковка
  • Как делают монеты видео

История монет

История возникновения монет началась еще до рождения Христа, уже в 1000 году до нашей эры китайцы использовали тип металлического токена для оплаты. Человеческие цивилизации давно использовали металлы в качестве среды для обмена. В дополнение к своим долговечным свойствам металлы легко поддаются таянию и литью.

Эти артефакты были обозначены «лопатой» и «ключевыми» деньгами из-за их сходства с инструментом копания и с современным ключом Йельского университета. Оба типа имели деноминацию и были отлиты из пресс-форм. Хотя древние египтяне не чеканили монеты, использовались золотые веса и кольца для торговли продуктами и услугами.

Первая запись западных монет не происходила до 700 г. до н.э. , в Западной Малой Азии. Доказательства — монеты, сделанные из природного сплава золота и серебра, называемого электрумом, были найдены в фундаменте храма Артемиде в Эфесе на берегу Эгейского моря. Король Крез Лидии, правивший с 560 по 546 год до н. Э. , Был причислен к созданию биметаллической системы из чистого золота и чистых серебряных валютных дисков. Эти ранние монеты обычно несли отпечатки животных, таких как быки, птицы, насекомые или мифические существа. Популярны также гравюры с овощами.

Штампы были отпечатаны с одной стороны монет с помощью инструмента, несущего эту конкретную конструкцию. В этот период дизайн монеты был поднят до художественной формы, а тщательно запечатленные гравировки на токенах получили высокий статус. Многие греческие города соперничали за то, что имеют самые красиво оформленные монеты.

Александр Великий построил монетные дворы во всем своем царстве, от Македонии до Вавилона. Он установил однородные веса и типы. Именно во время царствования Александра картина монеты стала популярной. Портреты были правителями, богами и богинями. К четвертому и пятому векам нашей эры граверы в Италии, и особенно на Сицилии, в целом были признаны экспертами в разработке монет. Так почиталось их умение, что граверы начали подписывать свою работу.

До появления индустриальной эпохи поражение монет производилось вручную. Круглый затвор металла был помещен над наковальней, которая была снабжена штампом. Еще один штамп был прикреплен к пестику, который затем помещался поверх пустого. Производитель монет держал пестик на месте одной рукой, а затем сверху бил 60-ти сантиметровым молотом. При таком ударе образовывалось давление в 7 тонн и позволяло штампу проявиться на заготовке. Высокий рельеф, характерный для ранних греческих монет, иногда требовал двух или трех ударов для достижения желаемого эффекта. Нагрев заготовки перед ударом часто уменьшал количество требуемых ударов. Этот метод позволял удалять одну монету каждые две секунды.

Виды и характеристики монет россии

Ниже представлены все актуальные российские монеты. Вы можете узнать все о монетах: из какого металла, каких сплавов, состав, материал, масса, количество рифлений на грани.

Штамп данных монет был разработан в 1997 году и актуален по сей день, с некоторыми изменениями. Например на монетах номиналом в 1, 2, 5 и 10 рублей с 2016 года двухглавый орел со скипитром и державой сменился на герб российской федерации. В 2006 году изменился состав 10 и 50 копеечных токенов, а в 2009 потерпел изменения материал для 1, 2, 5 и 10 рублей.

Состав монет — из каких металлов и сплавов их делают

  • Биметалл: сталь, плакированная мельхиором — 1, 5 копеек
  • Биметалл: медь, плакированная мельхиором — 5 рублей (до 2009г)
  • Биметалл: сталь, плакированная томпаком — 10, 50 копеек (с 2006г)
  • Латунь (сплав на основе меди с добавлением цинка) — 10, 50 копеек (до 2006г)
  • Сталь с латунным гальванопокрытием — 10 рублей; 10, 50 копеек (2014-2015г)
  • Сталь с никелевым гальванопокрытием- 1, 2, 5 рублей (с 2009г)
  • Медно-никелевый сплав — 1, 2 рубля (до 2009г)

Масса монет

  • 1 копейка — 1,50 грамм
  • 5 копеек — 2,60 г
  • 10 копеек — 1,95 г (до 2006); 1,85 г (с 2006)
  • 50 копеек — 2,90 г (до 2006); 2,75 г (с 2006)
  • 1 рубль — 3,25 г (до 2009); 3,00 г (с 2009)
  • 2 рубля — 5,1 г (до 2009); 5,00 (с 2009)
  • 5 рублей — 6,45 (до 2009); 6,00 г (с 2009)
  • 10 рублей — 5,63 г

Количество рифлений на ребре монеты

Боковая грань монеты также называемая ребром, гуртом или рантом бывает рубчатая, гладкая или смешанная. Ниже описано сколько рубцов на боковой стороне каждой монеты.

  • 1 копейка — гладкая
  • 5 копеек — гладкая
  • 10 копеек — 98 рубцов; с 2006г — гладкая
  • 50 копеек — 105 рубцов; с 2006г — гладкая
  • 1 рубль — 110 рубцов
  • 2 рубля — 84 рубца с 12 гладкими участками (симметрично)
  • 5 рублей — 60 рубцов с 12 гладкими участками (симметрично)
  • 10 рублей — 72 рубца с 12 гладкими участками (6 участков по 5 рубцов и 6 участков по 7 рубцов)

Промышленное производство монет на заводе

Формование и гравировка штампа

Когда новая монета была введена в эксплуатацию, скульпторы в монетном дворе, разрабатывают набор эскизов. Когда один конкретный эскиз одобрен и уточнен, скульптор создает глиняную модель. Модель может быть от трех до двенадцати раз больше, чем настоящая монета.

Штукатурка выливается поверх модели глины, чтобы создать негативную или обратную штукатурную модель. Слова надписей вырезаны в штукатурку в зеркальном порядке. Скульптор повторяет этот процесс несколько раз, пока гипсовая модель не станет совершенной.

Далее прочную резиновую форму изготавливают путем заливки эпоксидной смолы в гипсовую форму. Эпоксидная форма монтируется на передатчик. На одном конце передатчика-гравера стилус прослеживает эпоксидную литейную форму. По мере того, как стилус перемещается, полоса коэффициентов в середине гравера уменьшает дизайн до фактического размера монеты. Этот уменьшенный размер сообщается с твердосплавным инструментом на противоположном конце, который затем режет конструкцию в стальную заготовку. Таким образом получается штамп, который скульпторы исследуют и устраняют любые недостатки.

Создание рабочих штампов

Термообработанный металл помещается под компьютерный токарный станок, где он сглаживается и полируется в точно измеренную заготовку. Главная ступица вдавливается в матрицу. Результат называется «главный штамп». Главный-штамп используется для создания рабочих концентраторов и рабочих матриц. Затем мастер-концентраторы и матрицы помещаются в хранилище.

Пробивание заготовок

Соответствующая катушка металла подается через гаситель, который выбивает круглые диски, соответствующие размерам монеты, которую нужно отчеканить. Заготовки разрезаются со скоростью 400 ударов в минуту. Оставшиеся остатки металла измельчаются и перерабатываются для будущего использования.

Отжиг и полирование заготовок

Заготовки подвергаются другому процессу отжига, а затем помещают в промышленные стиральные машины и сушилки. Смазочные материалы, используемые в этих различных процессах, заставляют заготовки окрашиваться и окисляться.
Заготовки затем помещают в вращающиеся ванны или бочки, заполненные кислотным травильным реагентом. После этой процедуры они становятся полированными.

Сортировка монетных заготовок

Заготовки просеиваются через «риддлер», металлический лист, снабженный отверстиями, которые соответствуют точному размеру конкретной монетки, которую нужно отчеканить. Таким образом отбираются дефектные монетные диски.

Поражение монет

Идеальные заготовки, с штампом с узорами и надписями, переносятся конвейерной лентой к чехлу для прессования. Стальной ошейник вставляется в прессу вокруг одной из матриц. Кубик для обратной стороны загружается в верхний рычаг пресса. Сотни тонн атмосферного давления выталкивают заглушку в воротник. В то же время верхний штамп выталкивается в воротник и на бланк. Воздействие создает впечатление на обеих сторонах заготовки. Пресса выпускает недавно отмеренную монету, и она перемещается вдоль конвейерной ленты к линии инспекции.

В некоторых случаях воротник имеет борозды, чтобы сделать ребристые края на монете. В противном случае канавки создаются после удара, на инструменте, называемом раскапывающей мельницей. Размер пресса варьируется от одной емкости до единиц, которые одновременно маркируют четыре монеты. Однотактные прессы обычно маркируют 400 монет в минуту, при нагрузке до 180 тонн. Несколько прессов могут выдавать 120 монет в минуту под давлением 250 тонн.

Проверка и сортировка

Оператор пресса проверяет каждую партию новых монет с помощью увеличительного стекла. Монеты перемещаются через другого риддлера, который разбирает диски, которые стали деформированными или помятыми во время поразительного процесса.

Подсчет и упаковка

Автоматическая счетная машина выплескивает из предопределенного количества монет и бросает их в большие мешки из холста. Мешки зашиты, загружаются на поддоны, а затем перемещаются автопогрузчиками в хранилища.

Как делают монеты видео

   Методики создания монет прошли сложный путь: усложнялись рисунки и узоры, совершенствовались инструменты и оборудование, мастера делали все для того, чтобы работа была слаженной, а результат не удавалось подделать. Чтобы понять, как делают монеты сейчас, интересно узнать об истоках – об этом и поговорим.

Копейка, Борис Федорович Годунов, 1598-1605 Московский денежный двор

Как изготавливают монеты: с чего все начиналось
   Еще в первом тысячелетии до нашей эры на территории Китая использовали метод литья – в форме вырезали зеркальное изображение, затем в нее заливали металл через крохотное отверстие. Монеты имели региональное значение, их вид напоминал миниатюрные мотыги, ножи и лопаты.
У этой технологии был существенный недостаток – смазанные очертания изображения на монете, из-за чего сложно отличить оригинал от подделки. Поэтому в Древней Греции и Риме для нанесения рисунков и надписей использовали метод чеканки.
Заготовки получали при помощи литья, а после мастер брал штемпель – специальный инструмент с негативным изображением сторон монеты. Сначала его делали из бронзы, приспособление из мягкого металла довольно быстро изнашивалось. Нужно было разогреть заготовку в печи, зафиксировать ее между штемпелями, ударить молотком – вот так делались монеты примерно в шестом веке до нашей эры.
Такое изделие было очень сложно подделать – на поверхности четко изображались мельчайшие детали рисунка, а само изготовление монеты было многоступенчатым и трудоемким.

монета Фолис Римская империя

 
В Риме штемпели создавали граверы, которые точно передавали черты портрета императора, это была поистине ювелирная работа: маленькими пуансонами наносили силуэт головы, затем нос, губы, глаза и волосы.

монета Римская империя, Антониниан. Антиохия, имп. Галлиен

Как делают монеты: совершенствование технологий
   В XV веке был изобретен молотовой снаряд – примитивный станок, который несколько облегчал процесс изготовления (мастеру не нужно было держать в руке верхний штемпель), педальное устройство позволяло производить чеканку под действием силы тяжести.
Появлялись новые приспособления, чтобы делать монеты быстрее: вальцевальная машина на конной тяге, винтовой пресс, который вращался тяжелыми рычагами и создавал большое давление – с помощью него можно чеканить большие монеты и штамповать медали.
Но ручная чеканка молотом еще долго не сдавала позиции – этот метод использовался наряду с машинами до конца XVIII века.
Потребность в деньгах росла, и изобретатели задавались вопросом, как делать монеты максимально эффективно. В XIX веке появилась машина для чеканки с коленчатым рычагом, ее изобрели И. А. Неведомский и Д. Ульхорн. Станок был устроен так, что заготовки подавались под штемпель автоматически, а после выбрасывались уже готовые монеты. Этот прибор существенно повысил производительность труда – он мог изготавливать до 70 монет в минуту и использовался практически до конца XX века.

монета 5 копеек 1774 ЕМ

Как изготавливают монеты сейчас
   Прогресс не стоит на месте, с годами автоматизация выходит на новый уровень. Например, в Монетном дворе каждый станок выдает около 750 монет в минуту, скорость зависит от номинала. Заготовки привозят на предприятие, после конвейер распределяет их и отправляет на чеканку, затем счетная машинка распределяет их по упаковкам.

монета 25 рублей 2011 Олимпиада в Сочи

   Если вам интересна нумизматика и история монет, загляните в наш каталог – здесь вы найдете более 4 000 уникальных изделий, товары доставляем по всей России.
 

Монетный двор | Фото: chudo.tech

Практически в центре Москвы, на станции метро «Тульская», находится Монетный двор — место, где делают металлические деньги. Главный редактор нашего сайта Ким Коршунов решил разобраться, как чеканят монеты в России и обо всем рассказать.

Видео:

Самое первое, что происходит перед началом производства — в Монетный двор привозят заготовки, которые делают в Подмосковье. Есть разные виды, в зависимости от номинала. Дальше специальные автоматы извлекают их из опломбированных контейнеров и отправляют на конвейер.

Монетный двор | Фото: chudo.tech

В состав заготовок входит сталь и латунь для десятирублевых монет. Что касается одного, двух и пяти рублей, то там применяется сталь и никель. После распределения заготовки попадают в станок чеканки, который работает со скоростью 750 монет в минуту (в зависимости от номинала скорость может отличаться).

Монетный двор | Фото: chudo.tech

Следующий этап не менее интересный — монеты попадают в специальную счетную машинку, которая распределяет их по пакетикам. В один пакетик помещается сто монет.

Финальный этап включает в себя упаковку готовых пакетиков со служебной информацией, которая содержится в QR-кодах, в коробки для Центробанка. Внутрь также помещаются мешочки с силиконовым гелем от влаги, затем коробки запечатывается специальной лентой. Дальше Центробанк получает коробки и рассылает монеты по всей стране.

Монетный двор | Фото: chudo.tech

Помимо стандартного производства, есть отдельные помещения, где делают лимитированные монеты и сувенирную продукцию. Например, монеты с Георгием Победоносцем из чистого золота номиналом 50 рублей, которые оцениваются в 26 000 рублей.

Интересно, что в России нет места, где бы обучали чеканке монет. Предприятие само обучает людей, приходящих на начальные позиции, а затем развивает их дальше на более сложные должности.

Существовало два основных способа изготовления монет в древности: литье и чеканка. При литье металл заливался в форму, на которой было вырезано зеркальное изображение. Обычно отливали сразу несколько монет. Изготовляли формочки для отливки из мягкого камня. Иногда формы для отливки получали отпечатком на глине или гипсе готовой монеты. Делали это так: заполняли гипсом ящичек и тщательно выравнивали его поверхность. Затем на еще сырой массе оттискивали готовую монету. То же делали и на другом ящичке, только оттискивали оборотную сторону монеты. Оба оттиска должны были точно подходить друг к другу при соединении формочек. В формочке оттискивалось несколько углублений, чтобы сразу отливать группу монет. К углублениям подводили канальчики для металла. Этих канальчиков было соответственно несколько, и все они вели к основному канальцу, через который вливался металл. В древности таким способом литья делали обычно очень большие монеты, например, ольвийские крупные медные монеты или италийские ассы. Техника литья оказалась незаменимой при изготовлении монет из низкопробных металлов. Кружочки из таких сплавов серебра с медью были очень хрупки: их нельзя было помещать между штемпелями, чтобы выбить на них изображение. При ударе штемпелем такие заготовки ломались.

Литые монеты почти всегда можно отличить от чеканенных. Изображение на них расплывчатое. По краю всегда имеется небольшой нарост металла, затекшего в щели между формочками. Кроме того, видны следы от литников, т.е. металла, застывшего в каналах, подводящих металл к формочке. Эти литники отрубали или обрезывали, но следы такого отруба видны почти всегда.

Другой способ изготовления монеты был более употребителен. Кружок металла помещался между двумя штемпелями. На верхнем штемпеле вырезали зеркальное изображение одной из сторон монеты. На нижнем или на наковальне – зеркальное изображение другой стороны.

В древности штемпели делались из железа или бронзы. Впоследствии появились стальные штемпели.

Штемпели, которыми «печатались» монеты, можно увидеть на самих монетах. На римском денарии магистрата Тита Каризия (45 г. до н.э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано: «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В храме Юноны был расположен монетный двор. Чеканенные деньги стали в честь этого двора и богини Юноны называться «монетой». Что же может быть на оборотной стороне денария с изображением этой «монетной» Юноны? Конечно, какие-нибудь принадлежности монетного двора. И действительно, переворачиваем монету, и перед нами… целый набор инструментов монетного мастера: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик – нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком – принадлежность бога кузнецов и техники – Вулкана.

В древней Греции верхний штемпель представлял собой довольно большой стержень с вырезанным на нем обычно изображением оборотной стороны. Нижний – более устойчивую низенькую наковаленку с изображением лицевой стороны.

Самый древний верхний штемпель, судя по лидийским монетам (VII в до н.э.), имел вид одного или нескольких зажатых в пучок стержней. На наковальне было вырезано изображение в виде очень неглубокого рельефа. Бобообразный слиточек электра (сплав золота и серебра) вдавливался верхним штемпелем в это углубление, которое оттискивалось на лицевой стороне монеты.

Древнейшие эгинские монеты (VII в. до н.э.) чеканились на наковаленке с глубоко вырезанным на ней изображением черепахи. Верхний штемпель имел шины. При ударе этим штемпелем с шипами монетный слиточек вгонялся в углубление на наковаленке.

Если вы возьмете советскую монету и зажмете ее двумя пальцами так, чтобы изображение герба находилось в правильном положении, и поверните монету по вертикальной оси, то увидите, что и оборотная сторона окажется не боком, не вверх ногами, а в том положении, в каком она должна находиться при чтении букв и цифр. Если вы возьмете французскую монету и повернете ее так же, то изображение оборотной стороны окажется вверх ногами. Зато, если вы ее зажмете с боков и повернете по горизонтальной оси, то изображение оборотной стороны на французской монете окажется в правильном положении, а советской монеты – в опрокинутом.

Это связано с соотношением осей оборотной и лицевой сторон монеты, что в нумизматике обозначается стрелками. Знак ↑↑ означает, что ось лицевой стороны и ось оборотной стороны совпадают. То есть, в той части, где верх лицевой стороны, располагается и верх оборотной стороны. Знак ↑↓ показывает, что оси сторон обращены в противоположные стороны, знаки ↑⌊, ↑→  и т.д. показывают, что оси сторон расположены друг к другу под углом, который может быть больше или меньше.

При современной машинной технике легко добиться, чтобы оси сторон находились в одно и том же соотношении у всех монет. Это достигается тем, что штемпели, между которыми зажимается кружок для монеты, всегда соединены между собой, и соединены так, чтобы оси сторон совпадали. За этим следят при настройке машины, при установке штемпелей.

В древности обычно верхний и нижний штемпели не были соединены. И потому у двух монет, выбитых одной и той же парой штемпелей, оси оборотной и лицевой сторон не совпадают, а если совпадают, то очень редко и явно случайно. Нумизматы до сих пор не знают во всех деталях технику монетного дела древности. В разные эпохи и в разных странах она была различной. Описаний древних монетных дворов и приспособлений почти нет, а находки самих штемпелей очень редки. Но нумизматы по самим монетам выясняют технику изготовления монет. Всегда можно по большому количеству монет определить, чеканили ли их соединенными штемпелями или разъединенными. Подбирают ряд монет, чеканенных одной парой штемпелей, т.е. монет-двойников, во всех чертах и деталях похожих друг на друга. Затем проверяют соотношение осей их сторон. Если все эти монеты дают одинаковый наклон оси лицевой стороны по сравнению с осью оборотной стороны, то, значит, монеты чеканили соединенными или, как говорят, «сопряженными» штемпелями. Если угол получается разный, то штемпели не были соединены.

Сохранилась пара старинных штемпелей, соединенных в виде щипцов. Это штемпели, которыми чеканились монеты римского императора Константина I (323-350 гг. н.э.), с буквами антиохийского монетного двора. Но найдены эти штемпели не в Сирии, а во Франции. В Египте были найдены штемпели, предназначенные для чеканки афинской серебряной монеты. Вообще древние штемпели для чеканки монет – это в высшей степени редкая находка. Государственные монетные дворы уничтожали свои штемпели после того, как ими переставали пользоваться. Монетчики государственных дворов боялись, что их штемпели попадут в руки фальшивомонетчиков. Но фальшивомонетчики обходились и собственными штемпелями, самодельными. Несложный труд, который требовался для изготовления гравированного стержня-штемпеля, с лихвой оплачивался той выгодой, которую приносили фальшивые монеты.

Наверное, это два античных штемпеля были орудием именно фальшивомонетчиков. Особенно интересно то, что ими биты монеты тех городов, которые очень далеко отстояли от места их находки. Штемпель для афинской монеты найден в Египте, штемпель антиохийской – во Франции. Наверное, фальшивомонетчик предпочитал делать монеты, мало знакомые населению тех мест, где он собирался сбывать продукцию своего подпольного монетного двора. Он выбирал для всех своих штемпелей образцы дальних монетных дворов, чтобы меньше была опасность попасть в руки властей.

Около Ташкента было найдено оборудование целой мастерской фальшивомонетчика XIV в. Спасаясь от какой-то беды, владелец этой мастерской закопал все свои инструменты и даже часть своей продукции. В кладе были ножницы для резки металла, молоток, штемпели и готовые монеты. Эти монеты фальшивомонетчик собирался выдать за серебряные. Но при анализе оказалось, что они почти не содержали серебра. Любопытно, что и этот фальшивомонетчик, так же как его отдаленные собратья из Египта и Галлии, предпочитал изготовлять малораспространенные виды денег. Он чеканил довольно много хорезмских монет, которые в это время на рынках этого района и соседних областей встречались очень редко.

Фальшивомонетчиков всегда наказывали жестоко. Но в данном случае «срок давности» преступления давно истек, и не нам судить тех древних фальшивомонетчиков, благодаря которым в наши руки попали замечательные образцы монетной техники древности – штемпели монет.

Штампованные, чеканенные монеты составляют основную группу монет во всех коллекциях. Большинство монет чеканено. Но как изготовлялся сам кружок для монеты?

В античности он приготовлялся часто отливкой в гладкой формочке. В средневековой Европе кружок для монеты вырезался из тонкого листа металла. Часто лист был очень тонок и мог выдержать только один оттиск изображения. Монета имела изображение и надпись только с одной стороны, а с другой – была гладкой. Эти односторонние монеты называются в нумизматике «брактеатами». Брактеаты особенно характерны для средневековой Европы.

В древней Руси делали монетные болванки из проволоки. Кусочек серебряной проволоки помещался между штемпелями. От удара молотком по верхнему штемпелю проволока расплющивалась и расплющенная пластинка серебра одновременно получала клеймо – оттиск штемпеля. Русскую монету XIVXVII вв. очень легко отличить от других монет, — она имеет вид овальчика, на краях которого видны следы отрезанных концов проволоки. На некоторых тверских монетах есть изображение мастера-денежника, сидящего у верстака. Чеканщик держит в руке молот, перед ним находится укрепленный в верстаке нижний штемпель. Мастер готовится, по-видимому, ударить по верхнему штемпелю, наставленному на монетную заготовку.

Чем больше развивалась торговля, тем больше и больше денег требовал рынок. И вот на некоторых монетных дворах стали думать, как упростить изготовление штемпеля. Штемпель требовал больших затрат труда опытных и тонких гравировщиков, а снашивался очень быстро.

На монетных дворах Европы в средние века часто употребляли пуансоны для оттискивания букв на штемпелях. Пуансоны – это небольшие штемпельки на каждую букву. Набором таких пуансонов оттискивались на штемпеле надпись. Подобно тому, как наборщик из отдельных литер-букв набирает строчку, так и монетный мастер из отдельных пуансонов-букв набирает легенду для монетного штемпеля. Недаром изобретатель книгопечатания Гуттенберг принадлежал к майнцскому роду Гансфлейшей, которые работали на монетном дворе в Майнце. И недаром в XV в. французский король Карл VII, чтобы узнать секрет книгопечатания, посылал в Германию не кого-нибудь, а начальника монетного двора в Туре.

Чтобы облегчить изготовление большого числа штемпелей, на Руси с XV в. стали делать специальный «штемпель для штемпелей», т.е. маточник. На железном стержне-маточнике вырезалось изображение в том виде, в каком оно должно быть на монете. Затем этим маточником оттискивали зеркальные, негативные изображения на рабочих концах штемпелей. Этими штемпелями можно было уже чеканить монету. Таким способом одним маточником изготовляли сразу много совершенно одинаковых штемпелей.

Ни одного старинного маточника не сохранилось. Догадаться о их существовании можно только по самим монетам. Разберем такой случай. Вот две монеты. Их лицевые стороны чеканены совершенно одинаковыми штемпелями. Это монеты-двойники. На одну монету обезображивает след от трещины, которая была в штемпеле. Можно подумать, что эта монета выбита позднее другой, т.е. тогда, когда штемпель треснул. Но при внимательном изучении второй монеты оказывается, что и у нее есть след от трещины, но идущий совсем в другом направлении. Вывод может быть один: монеты хотя и совпадают совершенно точно во всех деталях, но чеканены разными штемпелями. Следовательно, сами эти штемпели изготовлены путем оттискивания каким-то одним штемпелем, т.е. маточником. Иначе быть не может, так как самый искусный гравер не может сделать два одинаковых штемпеля с совершенно одинаковыми буквами и даже с совершенно одинаковыми неровностями в линиях и рисунке.

Перед нами куча русских монет XVIXVII вв. На них есть имена царей. По времени правления царей их определить нетрудно. На некоторых есть знаки монетного двора в виде букв. Эти монеты легко определить и по месту чеканки. Но почти все монеты не имеют даты. Мы можем сказать только, в период какого царствования чеканилась монета. А царствование могло быть довольно длительным. Во время такого правления могут произойти важные изменения, в том числе в монетном деле. Как их уловить, если мы не знаем, в начале или в конце царствования, скажем, Михаила Федоровича или Алексея Михайловича чеканены наши монеты? Наконец, некоторые монеты не имеют букв, обозначающих монетный двор. Где же они чеканились? Сопоставим несколько монет, чеканенных одним штемпелем.

И вот ученые берутся за тяжелую работу: они сравнивают штемпели лицевых и оборотных сторон сотен тысяч монет. Советский нумизмат И. Г. Спасский придумал прибор для такой работы. Кладутся две монеты под стекла обыкновенного детского стереоскопа. Если монеты совершенно одинаковы, получается слитное и выпуклое изображение, как при рассматривании сдвоенных фотографий.

Сравнивая монеты друг с другом, нумизматы обнаружили, что иногда две монеты с одинаковыми оборотными сторонами имеют разные лицевые стороны, и, наоборот, две монеты с одинаковыми лицевыми сторонами имеют разные оборотные стороны. Дело, оказывается, в том, что штемпели изнашиваются не одновременно. По верхнему штемпелю бьют все время молотком. Его ставят на монетный кружок не всегда точно, а иногда даже наклонно. От этого он сбивается быстрее, края его клейма уже не оттискиваются на монете. Приходится этот штемпель заменять. А старый, нижний штемпель еще жив, еще может служить в монетном производстве. Иногда на один нижний штемпель приходится несколько верхних. Наконец и нижний штемпель сносился, его надо заменить. Но верхний штемпель, недавно пущенный в работу, еще в хорошем состоянии. Им продолжают пользоваться при чеканке на новом нижнем штемпеле…

Таким образом получается цепь монет. Вот монета, чеканенная верхним и нижним штемпелем (обозначим их соответственно – а, А). С ней связана монета, чеканенная тем же нижним, но другим верхним штемпелем (б).

Далее идет монета, чеканенная опять другим верхним штемпелем (в), но все на том же нижнем штемпеле (А). Наконец отыскивается монета, чеканенная на новом нижнем штемпеле (Б), но тем же верхним штемпелем (г). Затем следуют другие сочетания при новых заменах штемпелей (Б нижнего и е верхнего, Б нижнего и з верхнего, В нижнего и з верхнего штемпелей и т.д.).

Получив такую цепь монет, мы сразу не можем сказать, что все эти монеты чеканили в одном месте. Монетные штемпели очень редко перевозили с места на место. Их постоянно хранили на монетном дворе. Следовательно, логически может быть сделан только один вывод: все монеты чеканены на одном монетном дворе. А теперь предположим, что одну из тысячи связанных друг с другом такой цепью монет все-таки можно будет определить по месту чеканки. Длительный, тяжелый труд нумизмата, сидевшего месяцами над кучей слепых, темных, ничего не говорящих монет, портившего глаза над стеклами стереоскопа, наконец, вознаграждается.

Иногда удается все монеты этой цепочки расположить так, что становится ясно, какая монета чеканена раньше, а какая позднее. При работе штемпели изнашиваются неравномерно. Прежде всего стираются наиболее тонкие, хрупкие части рельефа. Они постепенно уничтожаются на маточниках, а следовательно, пропадают и на штемпелях, и на самих монетах. Так, на русских копейках с изображением всадника у коня постепенно исчезали ноги, а у человека – развевающийся плащ.

В группе монет, чеканенных одним штемпелем, можно установить, какие монеты старше, а какие младше. Например, мы имеем две монеты с одинаковой лицевой стороной, но с разными оборотными. Другими словами, перед нами тот случай, когда штемпель оборотной стороны вышел из употребления и был заменен новым. Старый штемпель лицевой стороны остался в производстве. Теперь нужно решить вопрос, какой из двух представленных на монетах штемпелей оборотных сторон старше, а какой младше. На помощь приходит сравнение одинаковых, битых одним штемпелем, лицевых сторон монеты. Оказывается, что они хотя и биты одинаковыми штемпелями, но совершенно непохожи друг на друга. У первой монеты все детали хорошо видны, значит, штемпель был еще новый, чистый, не сбитый и не засоренный частичками серебра. На другой монете оттиск того же штемпеля плохо виден, рельеф нечеткий, расплывчатый края оттиснулись плохо. Значит, вторая монета бита тогда, когда штемпель уже сильно износился. Следовательно, можно совершенно точно сказать, что оборотный штемпель второй монеты моложе первого, что он сменил лицевой штемпель первой монеты, а не наоборот.

Эти наблюдения, повторенные тысячу раз, дают нам возможность перестроить цепь монет, связанных штемпелями, в том порядке, в каком штемпели действительно сменяли друг друга. Это огромная работа. Нам мешает то, что при чеканке монет иногда использовали старые, уже давно вышедшие из употребления штемпеля, по каким-то соображениям снова введенные в производство. Множество других причин путает картину. Но терпеливый нумизмат добивается успеха. Теперь перед ним не просто монеты царствования Михаила Федоровича, а группа монет, чеканенных в такие-то и такие-то краткие отрезки времени правления этого царя; т.е. проведена работа по хронологическому определению монет.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. Москва, 1963. С. 51-61.

Методы, используемые для изготовления монет, эволюционировали с годами. Монеты впервые были изготовлены в древнем королевстве Лидия колодец. более двух тысяч лет назад. Процесс чеканки древние монеты было довольно просто. Небольшой кусок золота, серебра или меди помещали на кубик для монеты, врезанный в твердую поверхность, например камень. Затем рабочий брал второй кубик для монет, помещал его поверх него и ударял по нему большим молотком.

Средневековые монетные дворы использовали предварительно отформованные круглые металлические диски и винтовой пресс для производства монет. Хотя это был ручной процесс, он был проще и давал более стабильное качество, чем древний процесс чеканки.

винтовой пресс для изготовления монет.

Ранний винтовой пресс для изготовления монет на Монетном дворе США. Монетный двор США.

Современные монеты чеканят с помощью гидравлических прессов для чеканки монет, которые автоматически загружают заготовки в машину. Когда автомат работает на полную мощность, можно получить скорость более 600 монет в минуту. Эта скорость необходима для такой операции, как Монетный двор США, который должен производить миллиарды монет каждый год.

Хотя процесс сложен из-за автоматизации, используемой для производства миллиардов монет, есть несколько общих шагов, которые использует каждый монетный двор по всему миру. Монетный двор США — крупнейший монетный двор в мире, и мы сосредоточимся на процессе его производства.

Принципиальная схема производства монет на Монетном дворе США.

Монетный двор США.

1. Горное сырье

Процесс чеканки начинается с добычи сырья. Шахты США и всего мира поставляют золото, серебро, медь или другие необходимые металлы. Необработанный металл, полученный на этих рудниках, содержит примеси, неприемлемые для чеканки.

Помимо добычи руды для получения необходимого металла Монетный двор США также использует переработанный металл, полученный из различных источников. Эти источники включают монеты, которые больше не поддаются механической обработке и изъяты из обращения. Их возвращают на монетный двор, где они перерабатываются в новые монеты.

2. Рафинирование, плавка и литье

Сырой металл очищается от почти всех примесей. Некоторые монеты требуют сплава двух или более различных типов металлов. Очищенный металл плавится, и добавляются дополнительные металлы в соответствии с требованиями спецификаций. Например, Монетный двор США делает свою пятицентовую монету из сплава, состоящего из 75 процентов меди и 25 процентов никеля.

После достижения необходимой чистоты или сплава металл отливают в слиток. Это большие металлические слитки, которые содержат необходимое количество металла в соответствии с требованиями монетного двора. Металл проверяется на протяжении всего процесса, чтобы убедиться в получении необходимой чистоты.

3. Прокатка

Процесс прокатки слитка до нужной толщины может быть долгим и трудоемким. Слиток прокатывается между двумя роликами из закаленной стали, которые непрерывно перемещаются все ближе и ближе друг к другу. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока слиток не свернется в металлическую полосу, имеющую надлежащую толщину для изготавливаемой монеты. Кроме того, процесс прокатки смягчает металл и изменяет молекулярную структуру, что позволяет легче чеканить его и производить монеты более высокого качества.

4. Гашение

Монетный двор США использует рулоны металла шириной около 13 дюймов и весом несколько тысяч фунтов. Металлический рулон разматывают и разглаживают, чтобы исключить кривизну в процессе производства. Затем он проходит через машину, которая вырубает металлические диски, которые теперь имеют надлежащую толщину и диаметр для изготавливаемой монеты.

5. Загадки

До этого момента производственный процесс, используемый для изготовления металлических заготовок, был грязным и проходил в суровых условиях. Небольшие кусочки металлического мусора могут смешаться с заготовками монет. Рифленая машина отделяет заготовки нужного размера от любых посторонних предметов, смешанных с заготовками для монет.

6. Отжиг и очистка

Затем мята пропускает заготовки монет в печи для отжига, чтобы смягчить металл для подготовки к чеканке. Затем заготовки пропускают через химическую ванну, чтобы удалить масло и грязь, которые могут быть на поверхности монеты. Любой посторонний материал может попасть в монету во время процесса чеканки, и ее придется утилизировать.

7. Огорчает

Чтобы защитить дизайн, который будет запечатлен на металлической заготовке для монет, каждую заготовку для монет пропускают через машина, которая имеет набор роликов, которые становятся немного меньше и придают приподнятый металлический обод с обеих сторон бланк монеты. Этот процесс также помогает гарантировать, что заготовка для монет имеет надлежащий диаметр, чтобы она правильно попадала в пресс для чеканки монет. После этого процесса заготовка монеты теперь называется дощечка.

8. Штамповка или чеканка

Теперь, когда планшеты должным образом подготовлены, размягчены и очищены, они готовы к нанесению ударов. Бизнес поражен монеты автоматически подаются в пресс для чеканки монет со скоростью, которая может достигать нескольких сотен монет в минуту. Пробные монеты изготовленные для коллекционеров, вручную загружаются в чеканочный пресс и получают не менее двух чеканок на монету.

Оператор пресса для монет на монетном дворе США осматривает монету.

Оператор пресса для монет Монетного двора США осматривает монету. Джеймс Баки.

9. Распределение

Монеты, прошедшие проверку, теперь готовы к раздаче. Отчеканенные монеты упаковываются в мешки для массового хранения и отправляются в Федеральный резервный банк для распределения в местные банки. Коллекционные монеты помещаются в специальные держатели и коробки и отправляются коллекционерам монет по всему миру.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить проводку вручную
  • Как найти контрольную папку
  • Как найти список товаров в 1 с
  • Save bot telegram как найти
  • Как найти клад в костроме