Как детям исправить свое поведение

Мать и дочь

Для чего мы наказываем?

Все мы хотим привить нашим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам.

И для большинства родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя неправильно? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям?

Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то что нужно и не делать то, чего делать нельзя.

Все мы привыкли к идее наказания, она запечатлена в классике: «Преступление и наказание». Раз человек совершил нечто плохое, он должен быть наказан.

Какого эффекта мы ждем от наказания? Тут может быть несколько ответов:

  1. чтобы человек понял, что так делать плохо и опасно — ждет наказание, и больше не делал;
  2. чтобы восстановить справедливость;
  3. чтобы тот, кто считает данное поведение неправильным, безобразным и возмутительным, смог бы отреагировать свои негативные чувства.

Наказание или месть?

Как видите, в 2 случаях из 3 наказание – это способ не воспитания, а, скорее, мести, хотя вряд ли в этом кто-то сознается даже себе.

Разумеется, мы, как любящие родители в первую очередь руководствуемся первой идеей — чтобы наш ребенок понял свою ошибку и больше так не делал.

И мы редко задумываемся, действительно ли наказание является эффективным способом научить человека вести себя иначе?

Вспомните все случаи, когда вы наказывали или ругали ребенка за неправильное, с вашей точки зрения, поведение, а оно повторялось вновь. Было такое?
Думаю, было.

И так происходит вовсе не только в воспитании детей. Это же мы видим и со взрослыми людьми. Например, человека могут регулярно наказывать и ругать за опоздания, а он продолжает опаздывать. Наверняка вы знаете множество случаев, когда автомобилисты платят штрафы за превышение скорости и все же продолжают иногда превышать, каждый раз надеясь, что сейчас не поймают.
Если бы наказания были эффективны, то тюрьмы не были бы полны преступников — рецидивистов.

Я уже сравнивала наказание с местью, и они имеют еще одно сходство: и наказание и месть порождают усиление вражды. Помните истории про кровную месть? Они по замкнутому кругу переходят из поколения в поколение, только усиливаясь и причиняя все больше страданий.

В результате наказания ребенок может чувствовать несправедливость и обиду. А эти чувства, как вы понимаете, не будут способствовать улучшению поведения. Вот вам и замкнутый круг вендетты. Кстати, сходство продолжается еще и тем, что вашим внукам тоже достанется. Ведь дети копируют воспитательные приемы своих родителей,  а затем применяют на собственных детях.

результат наказания - обида ребенка

Главной причиной, почему наказания не эффективны, является то, что они не совпадают по времени с поведением, на которое вы хотите повлиять.

Представьте себе, что ребенок получил замечание или плохую оценку в школе. И когда мы наказываем его за это, он уже никак не может изменить произошедшее. Он никак не может предотвратить наказание. Он и так расстроен, а тут еще мы добавим.
В результате ребенок чувствует себя беспомощным и несчастным. А эти чувства в свою очередь вызывают в нем гнев или депрессию, а вовсе не желание исправиться.

Кстати, психологические исследования совершенно точно показывают, что когда человек охвачен сильными эмоциями, такими как гнев и обида, его способность к восприятию резко снижается. Т.е. ребенок даже плохо понимает вас, когда вы его отчитываете.

Разумеется, можно применить сверхсильное наказание, например, как предлагают некоторые древние законы, например, за воровство — отрубать руку. Когда человек знает, что в случае неудачи ему действительно придется заплатить такую ужасную и несоразмерную преступлению цену, это может изменить его мотивацию, и он побоится украсть.
Но ведь такие способы неприменимы к нашим детям.
 

Результаты наказания

  1. Страх. Наказания учат бояться того, кто наказывает. В данном случае, нас – родителей.
  2. Хитрость. Наказания учат ловчее скрывать свои проступки. Ведь «не пойман – не вор».
  3. Безответственность. Получил наказание, и совесть чиста. Человеку кажется, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок. «Грешу и каюсь, каюсь и грешу».

Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки.

Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты.

Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать.
Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно.

Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев?

Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?

Как изменить поведение ребенка без наказаний

На наших тренингах Курсов «Управление Будущим» мы не используем наказания. Мы используем другие методы, которые вдохновляют ребят. Поэтому  им интересно и весело учиться у нас.

Вообще, все способы повлиять на поведение другого человека можно условно разделить на 7, из которых можно выделить «злые» и «добрые» способы.

Разумеется, какие-то методы полезнее в одних ситуациях, другие — других.
Мы с вами разберем все методы, чтобы понять, что и как работает. Вот они:

  1. Избавиться;
  2. Угашение нежелательного поведения;
  3. Подкрепление (положительное и отрицательное);
  4. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  5. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  6. Подкрепление смены поведения;
  7. Изменение мотивации.

Метод 1. Избавиться

Устраните человека или ситуацию, которая мешает вам жить. Это сработает наверняка. И вы будете избавлены от нежелательного поведения этого человека.

Представьте себе:
1. Ваш ребенок связался с плохой компанией во дворе. Вы можете переехать в другой район или даже город. А может быть, вам удастся отправить хулиганов в колонию.
Вы ничему не научите ребенка, возможно он найдет новую компанию еще хуже, но от этих конкретных хулиганов вы точно избавитесь.

2. Подросток хамит, ворует у вас деньги и, в целом, ведет себя непереносимо. Отправьте его учиться в интернат, или как временное решение — в детский лагерь на каникулы. Отдохните друг от друга.

3. Супруг или начальник изводят вас бесконечными придирками и скандалами. Разведитесь, увольтесь. Это не гарантирует, что следующий будет лучше, но этот вас точно уже не будет мучить.

4. Преступник совершает свои черные дела. Посадите преступника в тюрьму. Вы можете быть уверены, что пока преступник в тюрьме, он вам не опасен.

ребенок в клетке

Этот метод ничему не учит, но избавляет вас навсегда или на время от нежелательного поведения.

Метод 2. Угашение:

Нежелательное поведение прекратится само, поскольку оно не приносит результата.
Например, вы не разрешили ребенку играть в компьютер, пока он не сделал уроки. А он пытается нытьем выклянчить у вас разрешение. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ныть?

В этой ситуации вам не нужно никак реагировать на его нытье. Займитесь своими делами. Не добившись результата, ребенок со временем переключится на что-то другое.
Но надо учитывать важный момент: возможно, вам потребуется большая выдержка. Потому что ребенок, не получая вашей реакции, будет усиливать напор, может начать плакать или кричать и требовать. Вам же надо никак на это не реагировать — ни удовлетворять просьбу, ни раздражаться. Можно сказать ребенку, что на вас его нытье не действует. И очень спокойно повторять эту фразу, если ребенок продолжает попытки вас достать.

Кстати, дети сами тоже с удовольствием обнаруживают, что они могут прекратить издевательства и насмешки над собой со стороны сверстников, просто не реагируя на них.
Т.е. не подкрепляя их издевки. Ведь мучителям нужна именно реакция жертвы.

Это очень существенный момент. Подкрепление — отрицательное и положительное — важно не путать с наказанием и поощрением.

Но подробнее мы обсудим, как действует подкрепление, во второй части этой статьи. А также вы узнаете о том, как повлиять на поведение ребенка «добрыми» методами.

На тренингах для детей и подростков мы применяем преимущественно «добрые» методы. Поэтому дети ходят к нам с большим удовольствием и достигают заметных успехов. Выбирайте программу по возрасту Вашего ребенка!

А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство с помощью опытных тренеров. Присоединяйтесь!
 

Истерит на людях и катается по полу. Психолог – о том, как исправить избалованного ребенка

Поведение избалованного ребенка можно скорректировать, если научить его самодисциплине и уважению к окружающим, считает практикующий психолог и сооснователь детского сада Infant School Хамовники Наталия Дербенева. В колонке для «Газеты.Ru» специалист рассказала, что такое избалованность, откуда она берется и как с ней бороться.

Источник: Freepik

Почему избалованность – это плохо

Многие думают, что избалованность абсолютно безобидна, ведь любой ребенок хочет себе игрушку новее и лучше, поэтому и требует ее всеми возможными способами. Тем не менее избалованность – это не просто желание получить новую вещь, а повторяющиеся реакции, которые не соответствуют возрасту ребенка и являются манипулятивными. Причем эти реакции могут быть вызваны чем угодно: не той одеждой, не тем мультфильмом, слишком короткой игрой или прогулкой и так далее.

Очень важно отметить, что само понятие избалованности привязано к возрасту.

Если ребенку еще нет трех с половиной лет, то нужно научиться разделять виды истерик.

Одни возникают как раз на фоне избалованности, лени, неумения что-то делать, например, когда ребенок рыдает в коридоре, потому что не хочет одеваться. А вторые связаны с тем, что ему просто сложно объясниться и договориться в силу возраста.

То есть принцип таков: чем старше ребенок и чем больше у него возможностей для коммуникации, тем меньше должно быть необъяснимых истерик, когда бросаются на пол, плюются, дерутся, потому что родители не купили шоколадное яйцо в магазине.

Когда мама и папа выполняют все «хочу!» ребенка, покупают ему понравившиеся игрушки (лишь бы тот не устроил истерику) и бегают по магазинам сломя голову в поисках макарон в виде звездочек, ведь ребенок другие не ест, то он принимает это как должное, становится несамостоятельным и ждет, что все и всегда будет так, как ему надо.

Привычка получать все желаемое без каких-либо усилий, только через истерики, может привести лишь к трудностям в общении, проблемам с мотивацией и частым разочарованиям, ведь мало что в жизни происходит так, как нам того хочется.

Вы знали, что детей нужно обнимать каждый день? Вот 7 медицинских причин, почему необходимо это делать:

Что делать, чтобы исправить поведение

Сегодня на консультации к психологам редко когда приходят с проблемой избалованности. Это связано с тем, что в обществе очень много говорили о том, что нужно принимать любое поведение ребенка и позволять ему как можно больше. Сложность в том, что с возрастом эта избалованность может выглядеть как проблемы в развитии.

Родители сегодня очень удивляются, когда на консультации говоришь им, что ребенок абсолютно здоров, но избалован донельзя и педагогически запущен.

Конечно, лучше не исправлять ошибки, а сразу ставить себе цель не избаловать ребенка. Но, если предотвратить такое поведение не получилось, то вот несколько действенных рекомендаций:

  • Измените свое отношение к воспитанию. Ребенок стал избалованным не просто так, а потому что вы воспитывали его определенным образом. Спросите себя, почему вы покупаете так много игрушек и сладостей ребенку? Что чувствуете, поддаваясь его манипуляциям и выполняя то, чего сами не хотели бы? Это поможет вам понять, над чем именно стоит работать в дальнейшем.
  • Составьте план и придерживайтесь его. Вы поняли, что именно делали не так. Например, в семье до этого момента было принято, что все взрослые «обслуживают» ребенка, делая все за него. Теперь вы можете составить план работы над ошибками: не одевать ребенка, не убирать за ним игрушки, не покупать сладости во избежание истерики.

  • Устанавливайте правила. Вам может быть тяжело говорить ребенку «нет», ограничивать его, ведь это может спровоцировать очередную истерику. Тем не менее очень важно, чтобы в семье были границы и иерархия, которые родители последовательно соблюдают.

Например, если у вас есть правило, что перед сном смотреть мультики нельзя, то как бы ребенок ни сопротивлялся ему, не идите на поводу.

Постарайтесь объяснить ему, что понимаете его переживания, но правила есть правила, и каждый член семьи их соблюдает.

  • Вводите личные обязанности. Уже с трех лет ребенок может не только убирать свои игрушки, но и участвовать в семейных делах, помогать старшим. Чем старше ребенок — тем обязанностей для блага семьи должно становиться больше.

Мама и папа работают, обеспечивают семью, ухаживают за малышом во время болезни, помогают ему как могут, а ребенок вкладывается в общее благо, выполняя что-либо по дому. Например, он может поливать цветы, сортировать по цвету белье перед стиркой, протирать обувь, убирать со стола, мыть посуду.

Так он научится самостоятельности и ответственности, и, повзрослев, не будет считать своей единственной обязанностью и непосильным трудом учебу в школе.

Иногда в семье попросту не хватает этого труда: у нас в садике были замечательные дети, самостоятельные, но какая-то инфантильность все же присутствовала. Как выяснилось, они никогда в жизни не чистили себе мандарины и бананы, кто-то всегда это делал для них. Узнали мы это потому, что ребенок пытался откусить неочищенный мандарин.

Источник: Freepik
  • Поощряйте самостоятельность. Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он в силах сделать сам. Чтобы помочь ему приобрести новые навыки, поощряйте, когда он пробует сделать что-то новое, подавайте пример. Если у ребенка не получается завязать шнурки, не бросайтесь делать это за него: сядьте рядом и покажите, как это делаете вы сами.
  • Разрешите делать выбор и «набивать» шишки. Некоторые родители склонны защищать ребенка от всего на свете, но это не всегда правильно. Ребенок может получить опыт только из собственных жизненных уроков, именно поэтому нужно позволять ему ошибаться и отвечать за свои ошибки.

Например, если он не сделал школьное задание, не рвитесь разговаривать с учителем и пытаться отсрочить сдачу работы. Пусть ребенок получит двойку, но тогда он поймет, что так вести себя больше не следует.

  • Правильно хвалите. Важно подкреплять желательное поведение положительными стимулами. И они вовсе не должны быть в виде дорогих подарков. Детям достаточно чувствовать любовь и поддержку родителей, поэтому вы можете делать комплименты, обнимать, гладить по голове в качестве похвалы за проделанную работу.
  • Не ругайте при посторонних. У любого человека должно быть личное достоинство, и как бы плохо он себя ни вел – унижать его не следует.

Ни один взрослый не обрадуется, если руководитель начнет отчитывать его за ошибку при коллегах. Так же и с детьми: не нужно привлекать внимание к нежелательному поведению, отведите ребенка в сторону, объясните, что именно он сделал не так.

Если уединиться не получается, лучше скажите: «Мне не нравится, как ты себя ведешь, мы обсудим это дома».

Ребенок должен учиться вести себя достойно, стремиться «не потерять» лицо. Если вы будете выяснять все в спокойной обстановке, то и ребенок со временем перестанет истерить на людях.

Если же вы столкнулись с чужим избалованным ребенком, не стоит читать ему нотации о правильном поведении. В этом мало смысла, ведь, скорее всего, вы видите друг друга в первый и последний раз. А вот сделать замечание нужно обязательно.

К примеру, вас в транспорте пинает незнакомый ребенок. Вполне разумной мерой будет удержать его ногу и сказать, что вы не разрешаете обижать себя и своего ребенка.

В этом нет никакой угрозы, вы никого не обидели и не унизили, но высказали свою позицию. Дело в том, что без замечаний мы как бы даем ребенку индульгенцию, а молчаливое согласие с происходящим лишь закрепляет плохое поведение.

  • С какого возраста ребенок может гулять один? Отвечает психолог
  • Как понять, что ребенок вас обманывает: 7 признаков
  • Вы не должны защищать детей от разочарований, и вот почему
  • Почему нельзя ругать детей: 5 доводов науки, к которым надо прислушаться
  • Что ни в коем случае нельзя говорить расстроенным детям: 5 стоп-фраз

Все материалы

Ребёнок не слушается: что делать? Советы детского психолога

Большинство родителей сталкивается с проблемой детского непослушания и не понимают, как лучше поступать в таких ситуациях: наказывать детей за проступки или демонстративно игнорировать детский «бунт», ругать их или, как равным, пытаться все объяснять?

Общепринято, что любое наказание должно выполнять следующие задачи:

  • Профилактика плохого поведения в будущем;
  • Исправление поведения ребёнка;
  • Поддержание авторитета родителей.

Но, как правило, у родителей не всегда есть возможность концентрироваться на этих задачах во время разговора с детьми. Чаще всего родители просто поднимают голос на ребенка или что-то запрещают ему, а не объясняют, как правильно стоило поступить в данной ситуации, приводя в пример разумные и понятные ему доводы. У взрослых не всегда есть силы и время на то, чтобы в корректной форме донести до своего чада суть его наказания. 

К каким методам чаще всего прибегают родители, наказывая ребенка?

Например: 

  • запрет на телефоны, конфеты и игры;
  • полное игнорирование ребенка;
  • телесные наказания;
  • крики и скандалы.

Важно понимать, что такие методы обижают малыша и никак не мотивируют его изменить модель поведения после наказания. 

Квалифицированные детские психологи утверждают, что личность ребенка начинает формироваться в возрасте 2 лет. К 3 годам у малыша уже присутствует собственное «Я», и он развивает его, учась у своего окружения. В этот промежуток времени малыш начинает проявлять свои эмоции как позитивные (в виде радости, смеха и нежности), так и негативные (в виде агрессии, слез и протестов). Родителям же важно не пропустить этот этап, сфокусировав на ребенке всё свое внимание, иначе исправить это упущение впоследствии будет непросто. Необходимо старательно наблюдать за детьми, грамотно наставлять их и подсказывать, быть рядом и ни в коем случае не поднимать голос. 

Большинство мам и пап задаются вопросом, почему дети могут устраивать истерики и не слушаться. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, с кого берет пример Ваш малыш. Возможно, он неосознанно копирует поведение родителей или родственников. Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок вел себя не лучшим образом, а после — проанализировать их. 

Если малыш продолжает вести себя точно также, и изменений в его поведении ничего не предвещает, то можно сделать вывод, что семья не придерживается педагогических принципов. В чем это выражается? Например, родители могут нарушать последовательность запретительных и разрешительных действий. 

Методы воспитания у папы и мамы в корне отличаются. Например, один родитель разрешает играть в игрушки на протяжении всего вечера, а второй отправляет ребенка в кровать. Получается, что у ребенка возникает внутренний диссонанс, ведь он попадает в ситуацию, в которой нет четких правил и понимания, кого нужно слушать. 

Причины, почему ребенок не слушается в 1 год

Ребенок в год не слушается, и на то есть причина. У малыша возникает конфликт возможностей и потребностей. Появляется частичное желание делать все самостоятельно, без помощи родителей, но получается так далеко не всегда. Он пробует разговаривать или дотянуться до определенных предметов, начинает ходить или самостоятельно есть. Когда это не получается, ребенок проецирует логичную реакцию – гнев, а следом – непослушание.

Причины этого могут быть разные, например:

  • Активные физические нагрузки. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить и проявлять иную активность.
  • Выстраивание социальных связей. Если до года ребенок всегда находился рядом с мамой, то теперь ему приходится делать первые шаги по направлению к социализации и коммуникации. 
  • Изменение рациона. В меню у малыша появились новые продукты или же было прекращено грудное вскармливание. 
  • Большое количество новой информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится, и для него это далеко непросто, ведь объем незнакомых сведений слишком велик. 

Характерные признаки упрямства в 1 год: 

  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Противоречивое поведение;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Капризность.

Психологи советуют родителям:

  • Давать малышу выполнять простые задачи, чтобы он мог осознать и ощутить свою самостоятельность;
  • Придерживаться привычного режима дня;
  • Обсудить методы воспитания с семьей, чтобы не было противоречивого поведения со стороны близких людей по отношению к ребенку, когда кто-то запрещает, а кто-то разрешает;
  • Оказывать поддержку;
  • Много заниматься со своими чадом, показывать, как пользоваться разными предметами и всё объяснять.
  • Создать для него отдельное личное пространство;
  • Определить четкую систему правил и запретов; 
  • Уделять время ребенку, когда он этого требует.

Почему ребенок не слушается в 2 года?

В 2 года дети активно показывают свой характер и редко соглашаются идти на уступки. Они настроены делать только то, что пожелают сами. Но в данном случае малыш делает это, исходя не из вредности и злых умыслов, а из желания осознать грани дозволенного.

Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:

1.    Если его насильно принуждают к тому, что он не хочет.

2.    Если ему запрещают делать то, что он хочет.

В такой период становления личности ребенка от взрослых потребуется, прежде всего, умеренная требовательность и к поведению малыша, и к его поступкам. Ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки крайне нежелательно. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны маленького проказника двух лет.

Причины, почему ребенок не слушается в 3-4 года



В 3-4 года у детей начинается новый этап становления, но они еще не осознают важности социальных и семейных установок. Ребенок в 3 года не слушается, вероятнее всего, из-за своей чрезмерной эмоциональности.

Основными причинами психологи называют:

·      Тяга к тому, чтобы брать с кого-то из родных не очень удачный пример. Подражая поведению взрослых людей, ребенок в 4 года не слушается, и чаще всего копирует негативные черты их характера.

·      Неумение видеть отличие между реальным и воображаемым миром. Всё то, что он не понимает, старается объяснить своими вымыслами.

·      Отсутствие способности правильно формулировать свои желания. 

·      Недостаток социального навыка. Малыши делят людей исключительно на «плохих» и «хороших».

В такой период важно быть рядом с ребенком и стараться транслировать ему исключительно положительный пример. Рекомендуется вместе изучать мир вокруг, внимательно слушать свое чадо и социализировать его, прививая принятые обществом нормы.

Причины, почему ребенок не слушается 5-6 лет

Дети в 5 лет практически никогда не устраивают истерик без повода. Главное, что нужно сделать родителю в такой ситуации, — понять, по какой причине ваше чадо повело себя подобным образом, и постараться разобраться. Ведь ребенок не слушается в 5 лет не из злого умысла, и причину необходимо выяснять, и чем раньше, тем лучше.

Психологи акцентируют внимание на 4 распространенных причинах такого поведения:

  • Вы уделяете недостаточно внимания ребенку. Именно в 5-6 лет дети готовы на все, лишь бы взрослые поиграли с ними или поговорили. Поэтому малыши стараются заявить о себе при помощи провокаций, ведь, если он не будет слушаться, его точно заметят. 
  • Желание самоутвердиться. Если вы проводите много времени со своим ребенком, но он все равно продолжает игнорировать ваши просьбы и запреты, то причиной может являться подсознательное стремление противиться контролю взрослых.
  • У ребенка отсутствует вера в себя. Наблюдая за родителями или родственниками, у малыша формируется собственная личность. Поэтому не стоит говорить детям, что они как-то не так выглядят или недостаточно стараются. 
  • Желание выместить обиду на ком-то. Если дети вас не слушают, причиной может являться обида, которую ребенок на кого-то затаил. Чаще всего это может происходить из-за того, что родитель что-то пообещал, но потом не выполнил. 

Причины, почему ребенок не слушается в 7-8 лет

Если ваши дети большую часть времени были послушными, а потом перестали обращать внимание на ваши просьбы и огрызаться, стоит обратить внимание на ряд причин:

  • Непростой характер. Важно помнить, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте, поэтому, если ребенок 7 лет не слушается, это лишь говорит о том, что он проявляет свой характер. Непослушание в таком случае означает лишь то, что у него такой темперамент, и нужно постараться находить компромиссы.
  • Желания доминировать и показать себя. Дети в этом возрасте идут в школу, привычный распорядок дня меняется, следовательно, меняется и поведение школьника. Возможно он испытывает вас, показывает, что он тоже может быть лидером. В такой ситуации придется показать, что главой семьи являетесь вы, но без скандалов, а доходчиво это объясняя, не теряя теплоты во взаимоотношениях.

Что делать родителям, если ребенок не слушается. Совет от детского психолога

Психологи советуют придерживаться 5 основных правил при воспитании и выстраивании коммуникации с ребенком:

1.    Любой ваш запрет вы должны объяснять. Например, если вы запрещаете ребенку смотреть определенный мультик, то должны до него в дружественной и понятной ему манере донести причину запрета и предложить альтернативу. 

2.    Нужно принимать меры и разговаривать сразу же после проступка. Если пройдет продолжительное время, ребенок, скорее всего, этого не поймет или даже не вспомнит подробности ситуации.

3.    Ругать и хвалить свое чадо вы должны в одинаковой мере. Необходимо воспитывать ребенка, придерживаясь «золотой середины», когда практически на каждое замечание будет находиться похвала. 

4.    Взрослым необходимо придерживаться тех правил, которые они установили для своих детей. Например, не кричать в общественном месте — это основное правило не только для детей, но и их родителей. 

5.    Постарайтесь всегда быть другом своему ребенку, при этом не теряя авторитета в его глазах.

Хорошим выходом из ситуации будет консультация детского психолога, так как именно специалист сможет грамотно объяснить все детали и подсказать направление, в котором стоит двигаться дальше. 

В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться. Одно дело, когда его неправильно воспитали и имеются проблемы с социализацией. Однако тут совсем другое — назрел личностный кризис, с которым самостоятельно справиться уже невозможно, и он выплёскивается наружу. Взрослым нужно понять, в чём он заключается, и помочь разрешить его.

Почему ребёнок не слушается

Если ребёнок не слушается и ведёт себя не так, как раньше, не спешите наказывать его или тащить на консультацию к психологу. Необходимо выяснить причину такого неожиданного поведения. И поверьте: дело, скорее всего, вовсе не в вашей системе воспитания, потому что тогда подобные вспышки неповиновения и упрямства носили бы постоянный характер. Если это единичный случай, он свидетельствует о каком-то переломном моменте в становлении детской личности, который нужно разрешить с минимальными потерями.

Наиболее типичные причины, по которым дети не слушаются родителей, сводятся к следующему:

  1. Возрастной кризис (3, 7, 10, 13-14 лет).
  2. Обида (несправедливо наказали, не заметили, сказали лишнего).
  3. Плохое настроение, неважное самочувствие, болезнь.
  4. Межличностный конфликт с любым человеком из окружения.
  5. Несоответствие желаемого и действительности.
  6. Неприятие поведения и убеждений кого-то из взрослых.
  7. Если при рождении второго ребёнка первый перестал слушаться, причина банальна — элементарная ревность и ощущение ненужности.
  8. Случайности: поставили незаслуженную оценку, друг предал, домашнее задание не получается, что-то потерял, не пустили на прогулку и т. д.
  9. Нехватка любви, внимания, заботы со стороны взрослых.
  10. Желание самоутвердиться, доказать всем и самому себе силу своего характера.

Нужно понимать, что это только самые распространённые причины. Не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому у него могут быть свои мотивы, выходящие за рамки типичного.

Вывод. Первый шаг на пути исправления неправильного поведения ребёнка — понять почему это происходит, и постараться устранить причину неожиданного и «внепланового» непослушания.

Случай из практики. Подчас понять, что движет ребёнком, сложно, потому что причиной может стать случайность, в которой никто не виноват, но, тем не менее, она способна перевернуть его внутренний мир. К психологу обратились родители семилетнего мальчика. До определённого момента он рос счастливым и адекватным — спокойным, вежливым, хорошо учился, ходил в музыкальную школу. Семья благополучная. В какой-то момент он неожиданно закрылся ото всех, стал мрачным и угрюмым, начал огрызаться, не слушаться, мог просто игнорировать взрослых, стал плохо учиться. Разобрали все возможные причины, начиная от булинга в школе и заканчивая возрастным кризисом.

Настоящая причина оказалась совершенно в другом — нелепая случайность, которая чуть не сломала психику мальчика. Однажды к его маме в гости пришла соседка, они сидели на кухне, дверь была приоткрыта. Ребёнок пошёл что-то спросить, но неожиданно услышал, как его мама говорила о том, что он приёмный! Она рассказывала, как его взяли маленьким из детдома, как им с папой трудно и всё в таком духе. Суть в том, что это он так понял разговор. На самом же деле его мама читала гостье заметку в соцсетях о другой семье. Это и стало причиной неожиданного бунтарского взрыва.

Чтобы убедить ребёнка, что он всё не так понял, пришлось искать ту заметку, привлекать соседку, но самое главное — проблема была решена.

Проявления непослушания

Иногда понять причины непослушания помогает анализ того, как происходит сам акт неподчинения. Психологи выделяют 5 наиболее типичных образцов.

Вариант 1. Опасное поведение

В этом случае ребёнок игнорирует родителей, когда они просят его быть осторожными и запрещают делать то, что может повлечь за собой опасные последствия. Малыши словно нарочно выбегают на проезжую часть, суют пальцы в розетку, хватают нож, тянутся к баночке с уксусом. Подростки начинают курить, пробуют алкоголь, допоздна гуляют, ищут себе в компанию друзей-неформалов.

Возраст:

  • двухлетний;
  • 14-15 лет.

Причины:

  • малыши провоцируют опасную ситуацию, чтобы увидеть, что за них переживают;
  • у подростков обнаруживается нехватка адреналина на фоне полового созревания.

Что делать:

  • в два года нельзя показывать малышу свой страх, достаточно просто обучить его сигнальным стоп-словам;
  • подростка записать в секцию экстремального спорта.

Вариант 2. Протест

Проявляется в том, что ребёнок не слушается вообще: отказывается есть, ложиться спать, идти в садик / школу, помогать по дому. Трёхлетний малыш на требования и просьбы взрослых кричит, что не будет этого делать, швыряет вещи, отворачивается, закрывает уши руками. Подростки выражают протест молча через игнорирование и уединение в своей комнате.

Возраст:

  • в три года;
  • в 13-16 лет.

Причины:

  • кризис 3 лет, когда малышу надо самоутвердиться и увидеть, что его мнение уважают;
  • в подростковом возрасте в 70% случаев отказ от еды и доверительных бесед продиктован неразделёнными чувствами, в 30% — неприятием поведения взрослых.

Что делать:

  • показать малышу, что вы считаетесь с ним (спросите, какую кашу ему сегодня сварить, какую футболку он наденет в садик);
  • окружить подростка заботой, не конфликтовать с ним, попытаться вывести на доверительную беседу, проанализировать внутрисемейные отношения.

Вариант 3. Помеха

В какой-то момент ребёнок начинает не слушаться при посторонних. Дома он ведёт себя спокойно, выполняет просьбы и требования, соблюдает запреты. Но стоит кому-то прийти в гости или вам выйти на улицу, ситуация в корне меняется. Причём неподчинение выражается в том, что он постоянно мешает взрослым: вклинивается в разговор, лезет к маме на руки, шумит, требует поиграть с ним. Родителям часто бывает стыдно за такое поведение малыша, тем более, что они не понимают, почему он такой разный наедине с ними и на людях.

Возраст: три-пять лет.

Причины: недостаток внимания.

Что делать: проявлять по отношению к нему больше любви и заботы.

Вариант 4. Игнорирование

Такой тип непослушания убивает родителей больше остальных. В ответ на все просьбы и требования они слышат одно — молчание. Подростки начинают в таких ситуациях вести себя так, словно взрослых вообще не существует. Они могут надеть наушники или кому-то звонить в самый разгар разговора.

Возраст: подростковый.

Причина:

  • подростковый бунт;
  • внутрисемейные конфликты (реакция на появление в доме нового человека — отчима или мачехи);
  • неприятие убеждений и принципов.

Что делать: в данной ситуации уместно проявить строгость и заставить подростка выслушать все ваши претензии. Но при этом приготовьтесь понять и его.

Вариант 5. Истерики

Одно из самых ярких проявлений неподчинения — когда ребёнок не слушается и психует, в категорическом тоне требует своё, закатывает истерики (валяется по полу, топочет ногами, кричит изо всех сил). Такое обычно случается, когда он не получает желаемого. Причём одно дело — когда причина в избалованности (в таких ситуациях он истерит постоянно) и нужно в корне менять систему воспитания. И совершенно по-другому нужно отнестись к единичному бунту, если до этого такого не случалось.

Возраст: 2-3 года.

Причина чаще всего случайная, основанная на проблемной для несформировавшейся нервной системы ситуации:

  • не выспался;
  • заставили есть утром нелюбимую кашу;
  • незаслуженно поругали;
  • заболел;
  • потерялась игрушка.

Что делать: успокоить, отвлечь, сконцентрировать внимание ребёнка на чём-то другом.

Вывод. Обязательно обращайте внимание на то, как именно ребёнок вас не слушается. Типичные образцы поведения в таких ситуациях помогут понять, что с ним не так, и вместе разрешить проблему.

Случай из практики. 15-летний девятиклассник, успешный в обучении, имеющий много друзей, общительный, вежливый со взрослыми, на уроках биологии замыкался в себе, не работал, не слушался учителя, когда его просили ответить или выйти к доске, полностью его игнорировал, даже контрольные работы не писал. Но при этом посещал все занятия. Причина была банальна. С 5 по 8 класс он обучался у другого учителя биологии, просто боготворил его и увлекался предметом на углублённом уровне. Нового преподавателя не принял, так как тот проигрывал первому в профессиональных качествах, допускал фактические ошибки при объяснении материла, которые парень замечал в силу своей увлечённости предметом.

Чем закончилось: с юношей была проведена беседа о том, что все люди разные, но все одинаково заслуживают уважения. Родители наняли ему репетитора по биологии, чтобы он смог дополнительно заниматься. Новому учителю было тактично указано на то, чтобы он тщательнее перепроверял материал на наличие ошибок и прошёл педагогическую переквалификацию.

Возрастные особенности

Поведение взрослых во многом будет зависеть от возраста бунтаря. Одно дело, если маму не слушается маленький ребёнок, и совсем другое, если это делает подросток со сформировавшимися личностными акцентуациями и дающий себе отчёт в том, что он совершает. В каждом случае методы воспитания будут разными.

Малыши (2-3 года)

Главная причина, почему ребёнок не слушается в 2-3 года, — противоречие между «я хочу» и «я могу». Причём негатив направляется на близких людей, и больше всего достаётся маме. Как проявляется неподчинение в этом возрасте:

  • негативное отношение к любым просьбам взрослым;
  • строптивость (неприятие существующего режима дня, который малыш хочет подстроить под себя);
  • упрямство;
  • деспотизм (так маленький человечек пытается установить власть над родителями);
  • обесценивание (плохо себя ведёт);
  • своеволие (пытается всё сделать сам).

Два примера помогут отличить неподчинение, обусловленное возрастным кризисом и избалованностью.

Если виновато воспитание: мама зовёт его с прогулки домой, но он не идёт, потому что просто хочет ещё гулять.

Если виноват возрастной кризис 3 лет: он не пойдёт домой только потому, что так захотела и потребовала мама, а не он сам решил. В таком случае лучше не давить, дать остыть (это происходит в течение 5-10 минут). Вот увидите, скоро он сам это сделает, без напоминаний.

Как сделать так, чтобы ребёнок слушался:

  • предоставлять ему больше свободы (в рамках нормы);
  • сохранять спокойствие;
  • уменьшить количество требований и запретов;
  • уважать его выбор.

Если родитель в проблемной ситуации теряет контроль над собственными эмоциями и начинает кричать, с каждым разом пропасть между ними будет только увеличиваться.

Дошкольники (4-6 лет)

В 4 года, когда кризис 3 лет миновал, ребёнок обычно затихает и при правильном воспитании слушается родителей. Исключениями могут стать случайности, которые способны вывести из состояния равновесия кого угодно. Это может быть болезнь, плохая погода или ссора.

В 5 лет случаи неповиновения наблюдаются чаще и связаны преимущественно с детскими фантазиями. Ребёнок может выдумать себе несуществующего друга, представлять себя космическим рейнджером, жить в сказочном мире. Иногда это выходит за рамки нормального, и он перестаёт воспринимать окружающую действительность как главную реальность, подменяя её своими мечтами. Акты неповиновения бывают редкими, обычно это случается в момент игры. Проявляется в виде полного игнорирования.

Что делать:

  • приобщать к домашним делам, объяснить обязанности (убраться в клетке хомячка, складывать игрушки);
  • чаще гулять с ним;
  • ограничить время за гаджетами;
  • увлечь спортом;
  • записать в кружок, секцию, любую студию-развивайку.

К 6 годам при соответствующих усилиях родителей ситуация выправляется и проблем с непослушанием не возникает.

Младший школьный возраст (7-9 лет)

Причины, по которым ребёнок не слушается в этом возрасте, досконально изучены психологами:

  • переход из дошкольного статуса в школьный;
  • изменения в режиме дня;
  • активное социальное взаимодействие;
  • первое осознание своего психического «Я» (раньше ощущалось преимущественно физическое).

Пик кризиса приходится на 7 лет, когда ребёнок не слушается и…

  • грубит;
  • отказывается делать домашние задания;
  • не хочет ходить в школу;
  • паясничает;
  • быстро утомляется;
  • замыкается.

Главная ошибка родителей первоклассников — они требуют от них слишком многого, заменяют учебники игрушками, записывают в различные кружки и секции, заставляют насильно делать уроки. Накладываясь на возрастной кризис, всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт слушаться.

Что делать: терпеливо переждать трудный период (в 8 лет он будет обозначен уже не так ярко), помочь школьнику адаптироваться к новым условиям, отдавать предпочтение игровой деятельности.

Средний школьный возраст (10-12 лет)

В 10-12 лет перестают слушаться, как правило, девочки. У многих из них к этому возрасту начинается половое созревание, гормональный фон претерпевает существенные изменения и в буквальном смысле слова управляет поведением взрослеющей дочери. У неё появляются секреты от родителей, сформировывается круг друзей, которым она доверяет, она начинает интересоваться модой.

Всплески неподчинения обычно продиктованы по-детски наивными, но для самого подростка крайне важными факторами:

  • мальчик не посмотрел в её сторону;
  • подруга ушла гулять без неё;
  • одноклассница добилась больших успехов в каком-нибудь конкурсе;
  • весы показали не то, что она хотела увидеть.

В такие моменты девочки могут и дверью хлопнуть, и истерикой разразиться, и открыто объявить о своём неповиновении родителям. Если взрослые не накручивают обстановку, не срываются на крик, а пытаются понять, что происходит, эти всплески быстро проходят и случаются редко.

С мальчиками 10-12 лет таких проблем обычно не возникает, потому что половое созревание у них начинается позже.

Подростковый период

Один из самых сложных периодов в воспитании ребёнка. Однако, если у него на протяжении предыдущих лет были сформированы правильные ценностные ориентиры и приоритеты, акты неповиновения будут:

  • не столь частыми;
  • продиктованы физиологией (гормональными всплесками);
  • вполне объяснимы (с точки зрения подростка, если его выслушать);
  • не выходят за рамки (побег из дома, экстремистская деятельность и прочее исключаются).

Чаще всего неподчинение проявляется игнорированием. Если ситуация накаляется, возможен конфликт (крик, хлопанье дверями, плач). Главная задача родителя — понять, почему взрослый ребёнок так себя повёл в этой ситуации, выслушать его и вместе, успокоившись, найти выход.

Многие родители интересуются, во сколько лет ребёнок начинает слушаться, и психологи однозначно отвечают на него. При правильном воспитании — уже в 2 года. К этому возрасту он должен усвоить основные запреты и осознавать смысл слов «нет» и «нельзя».

Вывод. Чтобы правильно себя вести, когда ребёнок не слушается, необходимо учитывать возрастные кризисы.

Что делать, если ребёнок не слушается

Главное — правильно сформулировать задачу: не заставить ребёнка слушаться родителей, а научить, иначе такое целеполагание обречено на провал. И вот почему.

Фриц Перлз — выдающийся немецкий психотерапевт — постоянно приводил в пример отношения родителей и детей, когда первые брали на себя роль «собаки сверху», а вторые — «собаки снизу». Первые хотят быть для вторых властью, авторитетом, их способы воздействия — приказы, наказание, угрозы, давление. У ребёнка другое оружие — лесть, шантаж, ложь, слёзы, манипуляции, саботаж. И в конфликтной ситуации в 90% случаев побеждает «собака снизу».

В связи с этим Фриц Перлз давал родителям дельный совет: если они хотят, чтобы ребёнок их слушался, нужно перестать заставлять его это делать, командовать, поучать, стыдить.

Основные техники и методы

Соблюдать режим дня

Если с маленького возраста приучить его вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, в дальнейшем можно избежать ситуаций, когда он будет отказываться это делать. Просто это будет обусловлено привычкой его организма.

Домашние обязанности

С этим сложнее. Часто акты неповиновения связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского:

  1. Конкретная работа по дому, к которой вы хотите приучить ребёнка, сначала выполняется им совместно с родителями.
  2. Дать ему подробную инструкцию, как это сделать одному (для маленьких можно проиллюстрировать).
  3. Несколько раз он должен выполнить это в одиночку, но под присмотром взрослых.
  4. Самостоятельное выполнение нужного действия (причём регулярно!).

Игровая / соревновательная деятельность

Хотите научить ребёнка слушаться с первого раза? Нет ничего проще! Любую свою просьбу облекайте в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»). Однако здесь главное не перегнуть палку. К такой технике нужно обращаться только в крайних ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение малыша выходит из-под контроля. В остальных случаях ведите себя нейтрально («Пойдём / пора есть»).

Пример. Родители решили приобщить сына к спорту. Купили домой шведскую стенку, поставили турник во дворе. Никакие уговоры не заставляли мальчика начать заниматься. Ровно до тех пор, как папа предложил ему устраивать еженедельно домашнюю олимпиаду. Завели таблицу, кто сколько отжиманий/подтягиваний/приседаний сделает, договорились о призах. Понятное дело, что к итоговым соревнованиям нужно было готовиться в течение всей недели. Так ребёнка и приучили заниматься спортом.

Зона запретов

Чтобы научить ребёнка, как вести себя со взрослыми и слушаться, Ю. Б. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты:

  1. Зелёный сектор — что разрешено на все 100% без всяких ограничений (например, помогать по дому).
  2. Жёлтый — что разрешается с ограничениями (гулять только в определённое время).
  3. Оранжевый — разрешается в исключительных случаях (ложиться спать чуть позднее в праздники).
  4. Красный — нельзя ни при каких условиях (кричать, требовать, не слушаться).

Беседы

Это универсальный способ, который подходит для любого возраста, в том числе и для подростков, ведь с ними выбрать тактику поведения сложнее всего. Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста проговаривайте с малышом эту простую истину, чтобы она осталась в его голове.

В более старшем возрасте беседы нужны для того, чтобы выяснить причину неуправляемого поведения. Можно открыто спросить об этом — если он доверяет родителям, расскажет о своих переживаниях. Можно попытаться это выяснить посредством наводящих вопросов. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, её нужно проговорить, чтобы не упустить контроль полностью.

Способы наказания

Случается, что акт неповиновения отличается недопустимой агрессией и не продиктован никакими логическими причинами (ему просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут советы психолога.

  1. Лишение привилегий: например, ограничение или полный запрет гаджетов.
  2. Исправление сделанного: разбросал игрушки — пусть сам собирает.
  3. Осознание содеянного: оставить одного в комнате на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. При этом нужно, чтобы у него не было доступа к любимым развлечениям (компьютеру, игрушкам, телевизору, телефону).
  4. Извинение: учите ребёнка просить прощения. Причём не только за то, что он кого-то обидел, а даже за то, что он вас не послушался.
  5. Игнорирование: покажите ему своё недовольство и в течение определённого времени не общайтесь с ним.
  6. Обретение негативного опыта: разрешите ему сделать то, что он хочет, если точно знаете, что будет отрицательный результат. Так он поймёт, что слушаться взрослых всё-таки полезно.
  7. Ограничение общения: если акт неповиновения был как-то связан с друзьями (они уговорили пойти его куда-то без вашего разрешения), на время пресеките их взаимодействие.
  8. Общественно полезная работа: не слушается — пусть моет посуду или пылесосит, даже если это в его обязанности не входит.

Родители должны понять одну прописную истину: если хороший, неконфликтный, спокойный ребёнок вдруг перестал слушаться, этому всегда есть причины. Это не характер и не воспитание, которые проявляются в актах неповиновения постоянно. Это какой-то единичный фактор, личностный кризис, возрастная особенность. Их надо выявить и проработать, чтобы подобные инциденты возникали как можно реже и не портили взаимоотношения в семье.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Когда ребенок перестает слушаться, грубит и спорит, близкие люди начинают удивляться: «Что же произошло с милым чадом, как все исправить и вернуть нашего ангела?» На самом деле желание быть независимым, обостренное чувство собственности, ревность, обесценивание мнения взрослых, перепады настроения — абсолютно нормальное и закономерное развитие событий. Даже можно сказать, что слишком послушный, привязанный к родителям, пытающийся впасть в детство подросток и есть отклонение.

Но как пережить этот период? Как корректировать поведение ребенка или вовсе стоит оставить все, как есть? Ответ на этот вопрос кроется в грамотно выстроенной коммуникации. Другими словами, правильно общаясь с подростком, вы избежите многих проблем пубертатного периода.

5 правил успешной коммуникации с ребенком

Можно выделить ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться при общении с подростком. Вместе они составляют свод правил, соблюдение которых укрепит отношения в семье, поможет ребенку почувствовать себя любимым, понятым. Эти рекомендации позволят ему выстроить доверительное общение с близкими взрослыми, а значит, защитят от совершения глупостей. Самые страшные негативные последствия отрицательного прохождения кризиса в виде депрессий, алкоголизма, наркомании и связей с «плохой компанией» его минуют.

Правило № 1. Правильные привычки

Необходимо обеспечить атмосферу, которая позволит ему вырасти не только психологически, но и физически здоровым. Дети в этот период особенно болезненно относятся к внешности, и дело не только в желании общаться с противоположным полом. Взрослые должны понимать, что сейчас их ребенок меняется, он растет с невероятной скоростью, гормоны бушуют, а мозг не успевает все это анализировать.

Задача родителей — объяснить, что происходит с организмом на всех уровнях. Параллельно создать условия, чтобы дочь или сын в новом теле чувствовали себя максимально комфортно. На помощь придут правильное питание, своевременные походы к врачам, занятия спортом. Конечно, не надо забывать, что подросток хочет быть красивым, и, например, подумать о гардеробе.

Правило № 2. Абсолютная, безусловная любовь

Это один из самых сложных принципов, ведь принимать другого (даже своего ребенка) таким, какой он есть, без оговорок, критики и претензий очень сложно. Такое чувство к родителям питают дети до 4−5-го класса. Потом приходит время поменяться местами. Личность, которая сложилась к подростковому периоду, и есть результат воспитания с рождения до этого момента. Другое дело, что результат может не устраивать родителей. Вот тут и наступает работа: необходимо забыть свои детские травмы и комплексы, стать примером успешного, счастливого человека и просто любить.

Тогда ребенок увидит пример, которому захочется подражать, увидит в вас человека, к которому хочется прислушиваться, с кем можно советоваться и быть друзьями.

Правило № 3. «Я-сообщение»

Чаще всего ребенок слышит обвинения в свой адрес: «Ты все делаешь не так», «У тебя ужасный характер», «Ты плохо учишься, не слушаешься». Такое общение несет в себе лишь конфликт. По-другому выглядит коммуникация, построенная на «Я-сообщении». С ее помощью можно поделиться переживаниями, рассказать о результатах действий так, что ребенок сам захочет поступать правильно без упреков и наказаний. В «Я-сообщении» важно поблагодарить за что-то хорошее, описать собственные переживания на тему конфликта, пояснить причину переживаний и завершить сообщение просьбой к нему. Такой подход меняет окраску общения между детьми и родителями в лучшую сторону.

Правило № 4. Поддержка и объятья

Вспомните последний случай, когда вас благодарили, делали вам комплимент. Приятно, не правда ли? Ведь это важно для самооценки и настроения. Взрослым стоит проанализировать свое общение и посчитать, сколько раз в день они обнимают детей (надо хотя бы 5), говорят такие фразы, как «понимаю» или «чем я могу помочь?» «какой/какая ты у меня молодец!». Очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку взрослых, а отношения оттаивали и теплели. При этом повод для подбадривания может быть любым — от выбора одежды до успехов в какой-либо области.

Правило № 5. Вспомните себя

Один психолог сказал: «Если ты хочешь понять клиента, то должен побывать в его башмаке». Это действительно так. Родителям необходимо знать интересы своих детей, проводить вместе время, обсуждать друзей и учебу. Для налаживания отношений можно вспомнить свой подростковый период, рассказать смешные истории или переживания. Стоит подумать, что может захватить вас обоих, и использовать эти «точки соприкосновения».

Однажды меня спросили, что бы я назвала главным результатом в жизни. Подумав, я сказала, что это моменты и события, о которых мы вспоминаем с улыбкой на лице. Желаю всем родителям, и особенно родителям детей-подростков, как можно больше воспоминаний, когда они вместе улыбаются. Помните: воспитание ребенка — это прежде всего воспитание себя! Благополучие ребенка стоит всех трудов, приложенных для создания теплых и дружеских отношений и взаимопонимания навсегда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти идею для рекламы
  • Как найти угол между касательными равен
  • Как найти песню по содержанию
  • Как исправить двери на холодильнике если они не
  • Как в смарт часы исправить время