Как детям найти своих друзей

Отношения занимают значительную часть жизни человека. Они способны влиять на настроение. Если в этой сфере все хорошо, мы чувствуем себя более счастливыми. Если все не так гладко, это удручает. Мы нуждаемся в друзьях и родных, людях, которые нас поддерживают и которым мы небезразличны. Такие отношения укрепляют наше эмоциональное здоровье, но, к сожалению, иногда разобраться в них бывает довольно сложно. Делимся с вами отрывком про отношения из книги «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль». Прочитайте и обсудите ее вместе с подростком и предложите ему выполнить практические задания. Это поможет найти новых друзей и укрепить текущие связи.

Подумай об отношениях с другими людьми

Отношения играют в нашей жизни крайне важную роль. Без них человек чувствует себя обособленным и ненужным, ему не с кем поделиться болью и успехами. Все это может привести к острому чувству тоски и одиночества.

Посмотри на перечисленные ниже категории и подумай, кто именно в твоей жизни играет указанные роли. Запиши имена этих людей. Кого-то можно записать сразу в несколько групп — просто постарайся выполнить упражнение как можно тщательнее, чтобы точно понять, над какими сферами отношений нужно поработать.

Родные

Ты близок с кем-то из родственников? Есть ли среди них те, кому тебе комфортно довериться, кто понимает тебя, на кого ты всегда можешь положиться? Это не обязательно кровные родственники — сюда можно включить и тех, кого ты просто считаешь родными людьми.

Близкие друзья

У тебя есть лучший друг или несколько друзей, которые тебя не бросят и на которых можно рассчитывать? Они не обязательно должны быть сверстниками: можно воспринимать таким образом кого-то, кто старше или младше тебя. Важно знать, что ты им небезразличен, что они придут на помощь в трудную минуту.


Источник

Люди, которых ты уважаешь

Есть ли в твоей жизни человек, которого ты искренне уважаешь и считаешь хорошим примером для подражания и который при этом поддерживает тебя и уважительно к тебе относится? Это может быть учитель, тренер, общественный активист, человек из церковного прихода и так далее.

Приятели

Бывает, что с некоторыми знакомыми ты общаешься, но не считаешь их по-настоящему близкими друзьями и не стал бы делиться с ними чем-то личным. С ними бывает весело проводить время, но нельзя считать их настоящими, надежными друзьями, которым можно довериться.

Нездоровые отношения

Можешь ли ты назвать отношения, которые каким-то образом тебе вредят? Например, человек раньше был хорошим другом, но потом начал совершать поступки, которые тебе не нравятся, и ты не знаешь, как теперь быть. Или, может быть, ты хочешь сблизиться с человеком, но он не очень хорошо к тебе относится. Подумай о любых связях, которые кажутся тебе вредными или не приносят удовлетворения. Перечисли имена этих людей.

Теперь проанализируй, каким тебе показалось это упражнение. Выполнять его было трудно или относительно легко? Вызвало ли оно у тебя какие-то эмоции? Посмотри на заполненные категории. Что это говорит о твоих текущих отношениях? Например, достаточно ли их у тебя? Доволен ли ты ими? Нужно ли тебе найти больше людей в каких-то сферах жизни? Может быть, приятелей у тебя много, но по-настоящему близких друзей не хватает. Может быть, каким-то отношениям надо уделить больше внимания, чтобы они снова стали здоровыми и приносили удовлетворение. Напиши все, что тебе приходит в голову по этому поводу.

Как увеличить число социальных связей

Может быть, ты замечал, что в период эмоционального обострения ты отстраняешься, отгораживаешься от друзей и других людей, которым ты важен. Или бывает, что ты чувствуешь сильный гнев и выражаешь его неправильно (например, срываешься на друзей), и с тобой из-за этого меньше хотят общаться. Эффект будет тем же самым: ты обособишься, чаще будешь проводить время в одиночестве, в твоей жизни будет меньше общения. Как быть, если ты чувствуешь, что тебе не хватает социальных взаимодействий?

Во-первых, можно попробовать возродить дружбу, которая у тебя была раньше. Возможно, ты поссорился или перестал общаться с хорошим товарищем и ваши отношения прервались. Если они были для тебя важны и ты жалеешь, что все так кончилось, можно попробовать связаться с ним. Учти, что он не обязательно будет в этом заинтересован и отношения между вами могут не стать такими, как раньше, однако если ты хочешь их перезагрузить — стоит попробовать.

Во-вторых, надо подумать, можно ли превратить свои нынешние отношения в нечто большее. Так поступил Карлос.

История Карлоса

Карлос каждое лето играл в футбол. Многие игроки из его команды ходили в ту же школу, что и он. Ребята всегда были приветливы друг с другом, но никогда не проводили время вместе. Карлос решил, что это надо изменить. Однажды вместо того, чтобы пообедать в одиночестве, как он обычно поступал, он отыскал в столовой двух ребят из команды и спросил, можно ли к ним присоединиться. Потом это повторилось еще не раз — они, видимо, были рады пообщаться с Карлосом. Вскоре они стали вместе возвращаться домой и обнаружили общие интересы помимо футбола. Со временем эти парни стали друзьями Карлоса.


Источник

В-третьих, стоит подумать о том, как познакомиться с новыми людьми. Эта мысль может казаться пугающей, особенно если новые знакомства вызывают у тебя тревогу, но помни, что здоровые отношения — отличный способ увеличить число положительных эмоций, так что это очень важно.

Заведи как можно больше социальных связей

Выполняя это упражнение, ты поработаешь над тем, чтобы отношений в твоей жизни стало больше (мы только что поговорили о том, как этого добиться), и поразмыслишь, что еще можно улучшить в этой сфере. Выполни упражнение, даже если считаешь, что друзей у тебя достаточно: дружбы много не бывает!

Разожги угасшую дружбу

  • Во-первых, подумай о тех, с кем ты дружил в прошлом, а потом по каким-то причинам перестал. Запиши имена, которые тебе приходят в голову.
  • Выбери одно имя и подумай, как восстановить контакт с этим человеком. Это может быть легко сделать, если он по-прежнему ходит с тобой в одну школу или у тебя есть его номер телефона. Но что, если он переехал и ты точно не знаешь, где он сейчас? Подумай и напиши, как вы можете связаться (например, можно поискать его в социальной сети).
  • Затем подумай, что сказать, когда ты с свяжешься с этим человеком. Надо ли разрядить атмосферу, если между вами произошла размолвка? Может быть, ты постоянно сердился и срывался и он от этого устал? В таком случае, возможно, придется объяснить, что ты признал проблему и поработал над ее решением. Может быть, потребуется извиниться. А возможно, ты слишком поддаешься тревоге и из-за этого исключил из своей жизни многих людей. Следует ли тебе объяснять это другу, чтобы он понял, что это вряд ли случится снова? Напиши варианты того, что ты можешь сказать.
  • Разумеется, следующий шаг — это связаться с этим человеком и посмотреть, можно ли восстановить дружбу. Помни, что отношения, скорее всего, будут не теми, что раньше, особенно поначалу. Дружба не появляется в одночасье, так что наберись терпения.

Развивай текущие отношения

  • Теперь подумай о своих нынешних знакомых, с которыми ты хочешь сблизиться. Может быть, как Карлос, ты занимаешься спортом и хочешь подружиться с кем-нибудь из товарищей по команде. Или, может быть, ты подрабатываешь или заниматься волонтерством и хочешь познакомиться поближе с кем-то из коллег. Запиши их имена и другие соображения по этому поводу.
  • Как развить эту дружбу? (Например, можно предложить провести вместе перерыв или сесть вместе за обедом.)

Подумай, как можно познакомиться с новыми людьми

А теперь по-настоящему трудная задача: придумай, как познакомиться с совершенно новыми людьми. Ниже перечислено несколько идей — добавь к ним свои.

  • Вступить в школьный клуб
  • Записаться на курсы испанского языка
  • Примкнуть к молодежной организации
  • Устроиться волонтером в приют для животных или благотворительную столовую
  • Пройти отбор в школьную спортивную команду


Источник

Многих пугает сама мысль о том, что надо познакомиться с новыми людьми. Но не забывай, что отношения — неотъемлемая часть жизни. Если тебе страшно, подумай: может быть, стоит заняться проблемой вместе с кем-то еще. Возможно, у тебя есть друг, который находится в аналогичной ситуации, и вам будет проще поработать над развитием отношений сообща.

Бывает полезно вспомнить о временах, когда отношений у тебя было больше — тебе было кому позвонить и поболтать, ты знал, что у кого-то всегда найдется для тебя время, было с кем просто пойти погулять. Вспомни, как это приятно, когда тебя понимают и принимают, когда ты член группы (пусть и небольшой), когда ты нравишься другим.

Человек — социальное существо и нуждается в отношениях, поэтому, как бы трудно ни было, необходимо найти способ удовлетворить эту потребность.

Больше интересного ищите в книге «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль»

Обложка: unsplash.com

Дружба – это форма отношений между людьми, основанная на симпатии, заботе, альтруизме, бескорыстии, взаимном уважении, привязанности, понимании, духовной близости и общих интересах. Люди, связанные между собой вышеперечисленными явлениями, называются друзьями. Детская дружба – это главная составляющая жизни маленького человека.

Два друга

Детская дружба

Дружеские отношения в раннем возрасте играют огромную роль в адаптации ребёнка в обществе. Нередко первый друг становиться другом на всю жизнь. Детская дружба обычно начинается с песочницы (3-5 лет) когда между малышами возникают первые отношения. Маленькие непоседы тянуться друг к другу, осознавая, что коллективное времяпровождение приносит больше эмоций, чем игры индивидуального характера. В этот же период времени возникаю первые разногласия, конфликты и проявления обиды. В дошкольном возрасте у мальчиков и девочек понятие «дружба» заключается в совместной игре. Порою быстро созданные отношения также скоропалительно заканчиваются, так как ребёнок не всегда понимает, что другие могут думать и действовать иным образом.

В возрасте 6-10 лет отношения между детьми меняются. Ребята начинают дорожить дружбой. Учёба в школе, посещение кружков и секций, совместное времяпровождение на улице приводит к тому, что дружественные связи постепенно теряют свою прагматичность и приобретают иной характер. Однако друзья могут меняться из-за вдруг возникших разногласий в том или ином вопросе.

Дети в подростковом возрасте (11-16 лет) стараются найти человека, который станет для них верным другом и единомышленником. Это связано также с тем, что в этот период появляются разные тайны и секреты, которыми очень хочется поделиться с преданным товарищем. Но бывает так, что друг предаёт. Многие подростки с трудом справляются с этим эмоциональным кризисом. В этом случае поддержка родителей необходима.

Как помочь ребёнку найти друзей

Никогда не принуждайте детей к дружбе. Искать и выстраивать свои дружеские отношения они должны самостоятельно. Но вы должны своими советами помочь малышам сделать правильный выбор, научить ценить настоящую дружбу, быть на равных, уметь разбирать конфликты и выходить из конфликтных ситуаций, сохраняя отношения. Как научить ребёнка заводить друзей? Предлагаем вам несколько практичных советов:

Игра

  1. Гуляя во дворе, можно подвести ребёнка к другим играющим детям на площадке и попросить взять его в игру.
  2. Самостоятельно организуйте игровые действия и вовлеките других детишек в интересный игровой процесс.
  3. Научите малышей знакомиться. В процессе знакомства происходит временный обмен игрушками, угощение сладостями (с разрешения родителей), совместное катание на качелях.
  4. Устраивайте дома различные праздники и тематические вечера с приглашёнными детьми (соседи, одноклассники, ребята из садика), а также походы на детские мероприятия.
  5. Организуйте детский досуг (посещение кружков и секций).
  6. Используйте игровой материал для обучения ребёнка дружбе и взаимопомощи. В этом вам могут помочь многочисленные театральные наборы, сюжетно-ролевые и настольные игры. Например: «Магия дружбы»; «Морская дружба»; «Щенок Бим ищет друзей», кукольный театр, театр теней. В процессе игры мальчики и девочки начинают понимать главные атрибуты дружбы. У мальчиков и девочек возникает осознание того, что дружба – это не только совместные игры и прогулки, но и помощь друг другу.
  7. Чтение художественной литературы тематического характера также поможет ребятам в поисках друзей. Прочитайте ребёнку или предложите прочитать самостоятельно следующие произведения: «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; «Поссорились»; «Мы с приятелем», «Песенка друзей»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Как хорошо дарить подарки»; «Приключения Гекльберри Финна»; «Крокодил Гена и его друзья»; «Мост в Терабитию»; «Волшебник Изумрудного города»; «Гарри Поттер и Кубок огня»; «Три мушкетёра»; «Винни-Пух и все-все-все»; «Три товарища»; «Маленькие женщины»; «Денискины рассказы»; «Маленький принц»; «Динка». Эти и многие другие произведения станут бесценным кладезем для воспитания в детях истинных дружеских взаимоотношений. Заучивание стихов тематического характера, также благотворно скажется на их воспитании.
  8. Организуйте просмотр мультиков и художественных фильмов, где идёт повествование о дружбе и взаимовыручке. Например: «По дороге с облаками»; «Тролли»; «Балто», «Мадагаскар»; «Приключения Петрова и Васечкина»; «Мой друг дельфин»; «Корпорация монстров», «Каникулы Банифация», «Паутина Шарлотты».
  9. Прослушивание музыкальных композиций о дружбе: «Когда мои друзья со мной», «Улыбка» «Песенка о дружбе»; «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»; «Если с другом вышел в путь»; «У друзей нет выходных», «Ничего на свете лучше нету» и другие.

Ребёнку будет проще в жизни, если у него будет понимание значимости дружбы. Это облегчит процессы адаптации, где бы он не находился.

Где найти ребёнку друзей на каникулах

Каникулы

Где найти ребёнку друзей, если он лето проводит у бабушки и дедушки в деревне. Наверняка, бабушка знает большую часть населения и предполагает, в какие семьи ещё приедут внуки. Стоит сходить к ним в гости и предложить совместные мероприятия для установления близких отношений (прогулка в лес, посещение речки, катание на велосипедах). Возможно, именно в процессе прогулок мальчики и девочки найдут общий язык, и их знакомство перерастёт в дружбу. Тогда нахождение на даче вдали от своих городских друзей не будет таким грустным и одиноким. Если бабушка не против, то на какое-то время в гости можно пригласить городского приятеля, чтобы дать возможность ребятам насладиться природой, свободой и всеми прелестями лета.

Во многих селах не только сохранились, но и действует клубы, в которых проводятся мероприятия разной направленности, а также мастер-классы и квесты. Стоит узнать репертуар и расписание культурного центра и при случае посетить данное заведение. На детских праздниках ребёнок обязательно с кем-нибудь познакомится. Возможно, в дальнейшем такая встреча даст толчок к дружеским отношениям.

Где найти ребёнку друзей, если вы отдыхаете на море. Планируя отпуск, следует учесть тот факт, что ребёнку будет необходимо общение со сверстниками. Среди многообразия предложений туроператоров постарайтесь выбрать направление, где преобладают детские развлечения. Их наличие гарантирует большое количество семей с детьми, а значит, есть большая вероятность того, что не только ваш малыш приобретёт новых друзей, но и вы сами обзаведётесь новыми знакомыми.

Детская дружба – это понятие непостоянное и неопределённое. Начиная с раннего возраста родителям стоит учить ребёнка дружить и общаться с другими детьми, а также объяснять малышам, что такое быть хорошим другом. Личным примером показывайте своё отношение с другими взрослыми. Ни в коем случае не запрещайте дружить с тем мальчиком или девочкой, которые не очень вам нравятся. Если у вашего ребёнка не складываются отношения со сверстниками, стоит обратить на это пристальное внимание. В приватном разговоре выясните причину, чтобы постараться помочь советом в исправлении сложившейся ситуации.

Друзья

Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.

Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.

Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.

Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.

Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).

К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:

низкую самооценку;

недостаточно развитые социальные навыки;

стеснительность;

нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;

антисоциальное поведение и агрессию.

Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.

В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.

Соберите информацию

Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.

Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.

Отделите собственные эмоции

Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.

Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.

Определите потребности ребенка

Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.

У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.

Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.

Запишите его в кружок по интересам

Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.

Поддержите комфортный формат социализации

Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.

Подтяните навыки коммуникации

Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.

Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.

Научите ребенка быть собой

Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.

Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.

Объясните ценность дружбы

Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.

Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.

Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.

Укрепите свои отношения с ребенком

Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.

Не спешите с суждениями

Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.


Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.

CHIPS JOURNAL в VK

Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

Как помочь ребенку найти друзей: советы психолога

Разбираемся, как родителям помочь ребенку, испытывающему трудности в общении, и не травмировать его еще больше.

Разбираемся вместе с Викторией Богдановой, детским психологом, сотрудником клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.

Почему ребенок не может найти друзей?

В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин —  гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.

Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.

Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким. Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.  

Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.

Признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией

Естественно, каждый человек формируется по-своему, обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка только возрастает. Поэтому, если ваш ребенок:

  • бывает агрессивен по отношению к своим сверстникам,

  • жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,

  • идет в сад или школу с неохотой,

  • ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает),

  • часто находится в одиночестве,

  • все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором,

вам стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению.

Рассмотрим проблему на примере понятного каждому языка — языка мультипликации. 14 сентября на «Канале Disney» начинается показ мультсериала «Дом совы», который посвящен этой теме. Главная героиня сериала Лус настолько увлечена фантастическими книгами, что сверстники считают ее странной и не хотят с ней дружить.

Если в реальности родители столкнутся с похожей ситуацией, показанной в мультсериале, стоит ли поощрять интересы ребенка и его способы самовыражения, когда сверстники сторонятся его? Каким образом можно скорректировать такую ситуацию?

Стоит отметить, что девочка погружалась в фантастические книги не случайно: в ее отношениях с матерью изначально было что-то не так. Бегство в волшебный мир позволило Лус найти то, чего ей не хватало в реальной жизни: возможность иметь свое мнение, отстаивать волю и интересы. Ей удалось реализоваться в мире, населенном бунтарями и свободолюбивыми персонажами.

Увлечение Лус стало распространяться в форме, пугающей сверстников и взрослых, ее эксцентричное поведение в школе вредило окружающим. Однозначно родителям стоит поддерживать увлечения детей, однако, нужно рассказывать им о существовании личных границ других людей и о том, что необычная форма самовыражения может отталкивать. Чтобы закрыть потребность, нужно вместе с ребенком найти то место, где это приемлемо, а распространять свои чудачества на всех людей точно не стоит.

Родителям важно выстроить близкие доверительные отношения с ребенком, поощрять его интересы, потому что таким образом происходит сублимация детских чувств и переживаний. А скорректировать ситуацию можно, например, за счет арт-терапии или совместной работы родителя, ребенка и психолога. Первоочередная задача —  понять, какие именно потребности не удовлетворены.

Зачастую родители отдают ребенка в детский сад или отправляют в летний лагерь, чтобы он там социализировался. Но что делать, если ему некомфортно там находиться?

В таких случаях родители чаще всего убеждены в том, что знают, как и что будет лучше и правильнее для их ребенка. В большинстве подобных ситуаций они не ориентируются на реальные желания и потребности детей, а проецируют на них свои. Пожалуйста, спрашивайте ребенка о том, куда он хочет поехать или пойти, как он себя чувствует, находясь вдалеке от дома, с какими трудностями сталкивается. Очень важно не оставлять его наедине со своими переживаниями и не преуменьшать его проблемы. Помогите ребенку найти ответ на сложный вопрос, справиться с затруднительной ситуацией. В мультсериале «Дом совы» мать хочет совершить поступок против воли дочери, и это только провоцирует ее побег в мир фантазий. Девочке сложно найти дружеские взаимоотношения, а ее мать не прислушивается к потребностям своего ребенка, чем только усугубляет ситуацию. На ее месте стоило бы действовать совсем наоборот: наладить контакт с дочерью и узнать о ее желаниях (читайте также: «5 лучших книг об отношениях матери и дочери»).

Не менее важно — помочь ребенку не замкнуться в себе. Так, чтобы не позволить ребенку уходить в компенсаторные фантазии, родители должны в первую очередь развивать в нем навык принятия реальности с ее трудностями. Помочь ребенку справиться с неудачами можно только через эмоциональную поддержку: спрашивая о его состоянии, разделяя переживания, рассказывая о своем опыте из детства. Таким образом родитель сможет помочь ребенку не разочароваться и не замкнуться в себе, даже когда кажется, что окружающие его не принимают.

О чем стоит помнить родителям

Во-первых, говорите со своим ребенком. Слова «Я вижу, что тебе грустно/ты злишься/переживаешь. Я хотел(а) бы, чтобы твои отношения с ребятами складывались иначе» действительно важны, так как ребенок должен в любом возрасте чувствовать, что родитель его любит, всегда готов выслушать и осознает его трудности. Такой подход помогает выстроить доверительные отношения.

Во-вторых, самому родителю важно перестать чрезмерно опекать ребенка, беспрекословно выполнять его любое желание и потакать каждому требованию. Это нужно для того, чтобы он учился самостоятельно решать возникающие вопросы и справляться с собственным эгоизмом. Например, дети часто требуют играть по их правилам, а в случае проигрыша обижаются и расстраиваются. Но жизнь в обществе устроена не так — ребенок должен уметь играть совместно с другими детьми: порой под чужим руководством, порой по иным правилам.

Всем известно, что дети копируют поведенческую модель родителей, а значит можно корректировать их поведение через собственный пример. Передать важный опыт без нотаций и нравоучений можно, рассказав ребенку историю знакомства со своими друзьями детства, о том, как протекала дружба, о ссорах и примирениях.

Инициируйте походы в гости и контакты с другими детьми. По возможности как можно реже меняйте условия жизни и круг общения ребенка: из-за частых переездов ему будет трудно выстраивать близкие отношения со сверстниками.

Смотрите вместе фильмы и мультики, в которых поднимается эта тема, и обязательно обсуждайте после просмотра поступки и поведение героев. Со стороны всегда проще оценить ситуацию, а затем попробовать переложить ее на собственный опыт (читайте также: «Как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми (и почему это важно)»).

Что поможет ребенку влиться в коллектив?

Есть основные навыки и умения, которые помогут ребенку освоиться в коллективе, но работа над их развитием, несомненно, должна проводиться родителями.

  • Умение понимать свои чувства и эмоции, а также способность ими управлять и выражать в адекватной форме. С самого раннего возраста родителям необходимо развивать эмоциональный интеллект своих детей. Например, нужно научить ребенка выражать обиду словесно, не провоцируя при этом конфликт.

  • Желание самого ребенка поддерживать эмоциональный контакт и близость с другими людьми, разделять и уметь понимать их чувства. Важно, чтобы ребенок хотел принимать участие в играх со сверстниками, выполнять коллективные задания, и при этом не боялся брать инициативу в свои руки или поддерживать инициативу других людей.

  • Не менее ценным навыком является понимание границ, а также умение принимать отказы и говорить «нет» самому. Ребенок должен знать о существовании частной собственности — своих и чужих игрушек.

  • Умение поддерживать разговор, шутить и задавать вопросы. Важно обучить ребенка умению слышать и слушать другого человека, а также адекватно реагировать на раздражители.

Где и как ребенку искать друзей

Отношения, друзья

Всем доброго времени суток. Хотелось бы спросить у мам, может быть, более опытных чем я, услышать совет, мнение других людей, а может кто-то даст конкретную наводку на какой-то клуб или кружок. Проблема собственно в том, у сына (7лет) нет друзей. Вроде бы он и не дерется и не обзывается и вообще беззлобный мальчик, но в школе в первом классе отношения с ребятами не сложились от слова совсем. Его отвергают, иногда даже в грубой форме и не то чтобы друга, а даже приятеля он там не нашел. Учитель говорит что это из-за того что очень активный и шобутной, да и сам не хочет. Но я вижу что ему грустно от того что он все время один. Даже когда все ходят парами на обед или физкультуру, с ним ни кто не хочет идти. Я пыталась давать ему какие-то советы, помочь, стала давать в школу всякие вкусности, чтобы он мог кого-то угостить. Надеялась что так к нему будут подходить дети, но в итоге оказалось что свою еду он отдает мальчику за то, что тот разрешает моему сыну смотреть как он играет в телефоне. Без вкусностей не разрешает даже рядом постоять. Ужасно за сына обидно и грустно. Стараюсь ему не показывать растройство, а поддерживать и акцентировать внимание на хороших моментах, но неочень выходит. Все равно он один. Характер у сына не простой, в плане того, что он гиперактивный, иногда не думает что говорит и может ляпнуть ерунду. Наблюдается у невролога и даже пичкали его фенибутом по назначению врачей, чтобы немного успокаивать нервную систему. Так что объяснениями, что нужно быть потише и поспокойней не поможешь. Вне школы тоже друзей нет, как-то не получается у него. Почему-то все игры на площадках заканчиваются тем что дети начинают играть против него. Это нужно талант иметь, чтобы все время так получалось. Я на площадке каждый раз пытаюсь эти ситуации разруливать, то останавливать его вовремя, то уже разводить по разным углам площадки, даже пробовала невмешиваться (пару раз побили его), я думала может быть после этого он поймет что не так делает. Но похоже все тщетно. Так вот, может быть кто-то знает места, где учат детей играть вместе, общаться не ссорясь. Может быть есть какое-то место, куда можно придти именно для того чтобы ребенок мог найти себе друзей. Где родители детей так же как и я пытаются помочь ребенку с проблемами общения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Потеряла телефон как найти разряженный телефон
  • Как найти высоту дуги зная длину дуги
  • Как найти длинну хорды окружности
  • Как найти майнеры в сети
  • Как найти работы фотографом