Как должны составить расписание уроков в школе

Составление расписания в школе является одним
из важнейших и сложных видов деятельности
заместителя директора. Умело составленное
расписание определяет эффективность работы
школы, создаёт условия для оптимальной работы
учителей и учащихся.

Активность умственной работоспособности
школьников приходится на интервал 10—12 часов.
Поэтому основные предметы должны проводиться на
2, 3, 4 уроках. Уровень умственной
работоспособности учащихся нарастает к середине
недели и остаётся низким в понедельник и в
пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки
должен быть во вторник и среду. Можно включить в
расписание либо наиболее трудные предметы, либо
в большем количестве средние и лёгкие. Следует
чередовать трудные и лёгкие предметы, а также
предметы одного цикла. Изложение нового
материала, контрольные работы следует проводить
на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно
использовать таблицу, в которой трудность
каждого предмета ранжируется в баллах.

Таблица 1.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык 11
Иностранный язык 10
Физики, химия, информатика 9
История, обществознание 8
Литература 7
Биология, география, экономика,
астрономия
6
Физкультура, ОБЖ 5
Технология 4
Черчение 3
ИЗО, МХК 2
Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день школьного расписания.

При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов для учащихся старшего возраста
должно приходиться на вторник и среду. Для
учащихся среднего возраста наибольшая
интенсивность по сумме баллов за день должна
приходиться на вторник и четверг, среда должна
быть несколько облегчённым днём. Расписание не
будет отвечать санитарным нормам, когда
наибольшее количество баллов приходится на
крайние дни недели или когда оно одинаково во все
дни недели.

Для составления расписания необходимы
следующие документы:

— учебный план;

— учебная нагрузка учителей (таблица 2);

— расписание учителей (таблица 3);

— расписание по классам на неделю (таблица 4);

— временное расписание по дням недели (таблица
5);

— перечень кабинетов (таблица 6).

Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.

Ф.И.О.

учителя

5-а

класс

6-а

класс

7-а

класс

8-а

класс

9 класс 10 класс 11 класс
а б а б а б
Математика                    
Иванов И.С. 6 6   5     5     5
Петров Н.И.     6   5 5   5 5  
Русский язык                    
Сидорова А.А. 8       5     5    
Клименко В.К.   7 7 5            
Потапова Л.С.           5 5   5 5

Аналогично заполняется учебная нагрузка
других учителей-предметников, количество
учебных часов по предметам и классам определяет
учебный план.

Таблица 3. Расписание учителей.

Ф.И.О. учителя Кл. рук-во Кабинет Нагрузка Понедельник Вторник
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Математика                              
Иванов И.С. 8-а 5 27 5-а 8-а/г 6-а 11-б/а 10-а/а              
Петров Н.И. 7-а 12 26                        
                               
Русский язык                              
Сидорова А.А. 5-а 23 18     5-а/р 5-а/л                
Клименко В.К. 6-а 41 19                        
Потапова Л.С. 9-б 32 20                        

Аналогично составляется расписание на
остальные дни недели. Через косую черту
отмечается “алгебра” или “геометрия”,
“русский язык” или “литература”, “история”
или “обществознание”, “география” или
“экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия”
или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт
один учитель. Начать расстановку часов следует с
уроков технологии, иностранного языка,
информатики и других предметов, по которым есть
деление на подгруппы. Затем следует расставить
уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не
должны совпадать в один день в одном и том же
классе.

Колонка “Классное руководство” нужна для
того, чтобы расписание классного руководителя и
класса совпадало по количеству на последнем
уроке. Это необходимо для того, чтобы классный
руководитель мог провести после последнего
урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное
мероприятие, или организовать уборку.

Колонка “Нагрузка” позволяет проверить
количество часов учителя после составления
расписания.

Колонка “Кабинет” необходима при расстановке
кабинетов в готовом расписании.

Параллельно с заполнением таблицы 3 следует
заполнять таблицу 4.

Таблица 4. Расписание по классам на
неделю.

5-а класс.

Уроки Понедельник Уроки Вторник Уроки Среда
1 математика 1   1  
2   2   2  
3 русский язык 3   3  
4 литература 4   4  
5   5   5  
6   6   6  
Уроки Четверг Уроки Пятница Уроки Суббота
1   1   1  
2   2   2  
3   3   3  
4   4   4  
5   5   5  
6   6   6  

Аналогично составляются такие таблицы для всех
классов. Это позволяет видеть свободные уроки,
делать перестановку, контролировать количество
учебных часов на неделю.

После того, как расписание составлено, его
необходимо переписать в ином виде (таблица 5).

Таблица 5. Временное расписание уроков
по дням недели.

Расписание уроков на понедельник.

Уроки 5-а 6-а 7-а 8-а 9-а 9-б 10-а 10-б 11-а 11-б
1 Матем. 5                  
2       Геом. 5            
3 Рус.яз. 23 Матем. 5                
4 Литер. 23                 Алгеб.5
5             Алгеб.5      
6                    

Аналогично выписывается временное расписание
на остальные дни недели. Расписание заполняется
из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник,
затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное
расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а
можно выписывать расписание учителей (Иванов
И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение
временного расписания позволяет обнаружить
ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов
на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.

После заполнения временного расписания
необходимо сверить количество уроков по классам
по расписанию за неделю с количеством уроков по
учебному плану.

После проверки необходимо расставить номера
кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет
закреплённый кабинет. Для этого используется
таблица 6.

Таблица 6. Перечень кабинетов.

Понедельник.

1 урок.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

 Аналогично составляется перечень на
остальные уроки и на все дни недели.

При заполнении таблицы 5 номера кабинетов
учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу,
т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”.
Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые
уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты
проставляются на уроки учителей, не имеющих
своих закреплённых кабинетов, при этом
учитывается предмет и свободный предметный
кабинет.

Временное расписании вывешивается на доску
объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли
познакомиться с ним. Как правило, возникает
необходимость корректировки расписания
(поменять русский язык и литературу местами,
спарить уроки в старших классах, убрать первый
урок учителю из-за отдалённости местожительства,
перенести последний урок с одного дня на другой,
т.к. учащиеся не успевают на подготовительные
курсы и т.д.). После этого следует внести
коррективы, учитывая пожелания учителей и
учащихся. А затем перенести временное расписание
на стенд с постоянным расписанием.

Примерное расписание 5 класса

(недельная нагрузка 28 часов).

Уроки Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Ист.47 (8 б) Рус.35(11б) Ин.яз.25(10б) Лит.35 (7 б) Рус.35(11 б)
2 Рус.35(11б) Лит.35 (7 б) Мат. 8 (11 б) Мат. 8 (11 б) Муз.20(1 б)
3 Физ-ра (5б) Мат. 8 (11б) Физ-ра (5 б) Ист.47 (8 б) Мат.8 (11 б)
4 Мат. 8(11б) Прир.28(6б) Рус.35(11 б) Рус.35(11б) Ин.яз.25(10б)
5 Ин.яз.25(10б) Рус.35(11б) Техн.48 (4 б) Прир.28(6 б) Физ-ра (5 б)
6   ИЗО 36(2 б) Техн.17 (4 б) ОБЖ 10(5б)  
  45 баллов 48 баллов 45 баллов 48 баллов 38 баллов

В течение учебного года учителя могут болеть,
посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим
завучу приходится делать изменения в расписании.
Обычно предмет, который нужно заменить, проводит
другой учитель этого же предмета. Но это приводит
к тому, что необходимо делать изменения в
расписании на дополнительном стенде. Для этого
используется таблица 3 “Расписание учителей” и
таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях
указывается расписание только тех классов, в
которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в
общеобразовательной школе, должен помнить о том,
что его цель создать оптимальные условия для
учителей и учащихся при проведении
образовательного процесса.

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе «Составитель расписания» взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем — визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения — визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: «Интерактивное расписание» и «Электронное расписание». С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.


Поделиться материалом:

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

расписание-уроков-на-столе

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. ребенок-спит-на-урокеДа мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

ребенок-устал-в-школе

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

обложка-санпина

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс —  21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

ученица-тянет-руку

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

контрольная-работа

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Ваша «ШколаЛа»)

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!  


 Облегченные дни и трудность предметов

Предусмотрите облегченный учебный день, чтобы школьники не переутомились в течение недели. По санитарным правилам это должны быть среда или четверг (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Еще учитывайте шкалу трудности учебных предметов, когда будете разрабатывать расписание (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Посмотрите схему 3. Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования смотрите ниже.

Снимок экрана (632).png

СКАЧАТЬ

Шкалы трудности учебных предметов на уровне основного и среднего общего образования

Шкала трудности предметов для уровня ООО*

Учебный предмет

Количество баллов по классам

5

6

7

8

9

Физика

8

9

13

Химия

10

12

История

5

8

6

8

10

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Математика

Математика

10

13

Геометрия

12

10

8

Алгебра

10

9

7

Природоведение

7

8

Биология

10

8

7

7

7

Литература

4

6

4

4

7

Информатика и ИКТ

4

10

4

7

7

Русский язык/Родной язык

8

12

11

7

6

География

7

6

6

5

Искусство

Изобразительное искусство

3

3

1

Мировая художественная культура

8

5

5

Музыка

2

1

1

1

Обществознание (включая экономику и право)

6

9

9

5

5

Технология

4

3

2

1

4

Черчение

5

4

Основы безопасности жизнедеятельности

1

2

3

3

3

Физическая культура

3

4

2

2

2

* Таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685–21.

Шкала трудности учебных предметов на уровне СОО*

Учебный предмет

Количество баллов

Физика

12

Математика (геометрия), Химия

11

Математика (алгебра)

10

Русский язык/Родной язык

9

Литература, Иностранный язык

8

Биология

7

Информатика и ИКТ

6

История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК)

5

География

3

Основы безопасности жизнедеятельности

2

Физическая культура

1

* Таблица 6.11 СанПиН 1.2.3685–21.

Продолжительность занятий и перемен

Установите длительность урока не более 45 минут. Учитывайте, что для первых или компенсирующих классов верхняя граница меньше, а требований к нижней границе нет. Не планируйте перемену между уроками меньше 10 минут, иначе нарушите саннормы и право детей на отдых (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Определите продолжительность перерыва между уроками и внеурочной деятельностью. По санитарным правилам такая перемена должна быть не менее 30 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а по СанПиН – не менее 20 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Чтобы не нарушить санитарные требования, рекомендуем запланировать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в 30 минут. Исключение – индивидуальная программа развития для детей с ОВЗ, так как урочная и внеурочная деятельность могут чередоваться в течение дня (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Снимок экрана (633).png

 Проверьте, что перерыв между началом факультативных или дополнительных занятий и последним уроком составляет не меньше 20 минут (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите требования к продолжительности занятий и перемен на схеме 4.

Снимок экрана (634).png

 СКАЧАТЬ

Первый урок по понедельникам

Запланируйте в расписании цикл занятий «Разговоры о важном» (письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871). Ведомство рекомендует включить такие занятия в качестве внеурочных и проводить по понедельникам первым уроком во всех классах. Смотрите схему 5.

Снимок экрана (635).png

СКАЧАТЬ  

 Если решили проводить занятия «Разговоры о важном» в качестве курса внеурочной деятельности, предусмотрите после них перерыв в 30 минут. Так вы выполните санитарные требования и рекомендации Минпросвещения. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с внеурочным занятием, которое стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с внеурочным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (637).png
 Занятия «Разговоры о важном» удобно проводить как элективный курс. Тогда сможете включить его в учебный план и установить перерыв в расписание как между уроками. К тому же элективные курсы должны посещать все школьники, а курсы внеурочной деятельности – по желанию. Смотрите образец расписания звонков на понедельник с элективным курсом, который стоит первым уроком.

Образец расписания звонков по понедельникам с элективным курсом «Разговоры о важном»

Снимок экрана (638).png

 Дистанционное обучение

Если в вашем регионе действуют антиковидные ограничения и вам пришлось уйти на дистант, соблюдайте санитарные требования к продолжительности и времени окончания дистанционных уроков (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Смотрите схему 6 и пример расписания дистанционного дня.

Снимок экрана (639).png

СКАЧАТЬ  

Пример расписания дистанционного дня

Расписание дистанционного дня в 9 «А» классе

№ урока

Начало урока

Окончание урока

Предмет

Формат

1

08:30

09:10

Литература

Лекция-беседа по Zoom

2

09:30

10:10

Геометрия

Лекция-презентация темы по Zoom

3

10:30

11:10

История

Просмотр и конспектирование видеолекции на YouTube

4

11:30

12:10

Русский язык

Онлайн-тестирование на платформе «Решу ОГЭ»

5

12:30

13:10

Иностранный язык (английский)

Урок-беседа по Zoom

6

13:30

14:10

Обществознание

Самостоятельное изучение темы

Как составлять расписание. Коллеги, вы всегда довольны, составленным расписанием в ваших школах?

В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
Расписание должно соответствовать учебному плану.
Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
Какие есть общие требования к расписанию
Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
• учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
• проведение нулевых уроков не допускается;
• в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
• обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
• образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
• расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
• чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
• перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
• предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
• наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
• деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
• учебный план профильных классов;
• занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
• расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
• тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
Что учесть при составлении расписания в начальной школе
В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
• для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
• для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
Занятия по плану внеурочной деятельности:
1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
• в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
• в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
• в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81.
В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
• для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
• для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
В каких случаях возможные сдвоенные уроки
Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
• оптимизация нагрузки на обучающихся;
• переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
• модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

© Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Нигириш Светлана Владимировна

Почти всегда довольна своим расписанием. Но , конечно, бывают исключения, когда физра или английский первым уроком(если это вторник среда)…Вот это не очень удобно.

Вадия

У меня 34 часа нагрузки, расписание без окон, но параллельные классы ( 3 параллели по 2 класса) чаще всего идут не по порядку. Многое нужно писать на доске по несколько раз. Да и переключаться с одного материала на другой не совсем удобно. Сколько ни беседовали с завучем, никак она не может составить расписание, чтобы устраивало всех.

Отредактировано 26-07-2017 10:41

Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)

А у меня всегда либо отвратительное расписание (когда часов мало), либо каждый день по 6-7 уроков(когда много). Я привыкла и не ругаюсь. Чего из-за плохого расписания расстраиваться.

Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)

Расписание меня почти всегда устраивает, завуч идет нам навстречу, если это возможно, корректирует. Для всех ведь составить сложно, нужно еще учитывать баллы на каждый день и в каждом классе.Есть еще дни с меньшей нагрузкой для учащихся.

Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)

Я не всегда довольна своим расписанием. Я — жаворонок. И мне лучше всего начинать рабочий день с первого урока и без окон. Тогда я чувствую себя хорошо и не устаю, даже если 6 уроков подряд. Но если у меня уроки начинаются со второго или третьего, то я очень устаю уже с трех уроков в день. И окна меня просто вышибают из процесса. Во время окон я не отдыхаю, а устаю и мне трудно снова включаться в работу. Английский — первым уроком — намного лучше, чем 7 в пятницу после физкультуры.

Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)

А я люблю ко второму или третьему приходить (я сова, да ещё какая сова!::smile0::) И наш завуч по расписанию это знает.::smile6::

Аралова С.И.

Я своим довольна, поскольку школа небольшая, классов мало, то наша завуч при составлении расписания старается соблюдать и параллельность и предметность. У меня в прошлом году было три дня биологии и один день ОБЖ. А вот когда работала в большой школе то там да, расписание было ужасным. Могли быть семь уроков и все разные (5, 7, 8 (первый раз) и 8 (второй раз), 9, 10 и 11). Но я не расстраиваюсь, ибо в жизни столько всего, что неудобное расписание — меньшее из зол.

Потемкина Алевтина

Спасибо за информацию! Нашла для себя новое и полезное. В начале года напомню администрации, что по ФГОС уроки можно чередовать с внеурочкой.

Рябухина З.А.

Расписание почти всегда составлено удобно. Бывает неудобное, если кого-то нет или кто-то ушел на больничный

Смирнова Маргарита Александровна

Составить расписание, чтобы и детям и учителям было хорошо, очень сложно. Сама составляла и понимаю, что идеально не бывает, поэтому отношусь очень спокойно к маленьким неудобствам.

Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)

Мало того составить, чтобы практически всех устраивало, так ещё каждый день у нас ответственный за расписание что-то перестраивает: то кто-то куда-то уехал, то кто-то заболел. Это огромный труд!

Цибульская Елена Васильевна

Расписание мне уже в течение двух лет составляют на 4 дня в неделю: с понедельника по четверг в две смены работаю, в пятницу — методический день, почти всегда есть работа, так как наше МО дает по два городских семинара в месяц, суббота, воскресенье — выходной. Мне нравится. А что касается требования СаПина к расписанию, так их все невозможно выполнить. Ну и в школе никогда не будут все довольны расписанием.

Мишечкина Светлана Александровна

Расписание больной вопрос. В день 3-4 урока. Имеются и «окна» и «двери». Прихожу в 7.30, а ухожу в 17.00-18.00, У нас школа односменная, но в связи с ФГОС, внеурочкой, расписание растянуто. Тяжело так работать, планы пишу ночью и нет методического дня, при том, что у меня нет класса. У на такое расписание из-за физ-ры.

Амина Михайловна

Наша школа работает в две смены. Учитель с нагрузкой в 20 часов вынужден находиться в школе сутра до вечера. С восьми утра два урока и вечером два урока. Это напрягает и тратится неимоверно много сил и времени впустую.

Самойлова Наталья Владимировна

К сожалению, в нашей школе такая же ситуация. Кроме того, во время огромного количества «окон» не всегда есть возможность попасть в свой кабинет, т.к. там уроки у другиx коллег… В лучшем случае можно расположиться в учительской: проверить тетради, подготовиться к следующему уроку, обсудить насущные проблемы с коллегами, у которыx тоже «окна». Когда подобное повторяется изо дня в день, положение становится невыносимым… .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти апартаменты в дубае
  • Как найти смартфон samsung
  • Почему моргает светодиодная лампа в выключенном состоянии как исправить
  • Нитки наматываются на челнок как исправить
  • Как в ворде найти повторяющиеся строки