Как это составить словарный диктант

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А.БОРИСЕНКО

Продолжение. См. № 2, 6/2003


В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики
первое время подходили и спрашивали: «А мы
будем писать словарный диктант? А когда?».
А
один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно
вначале дать
(так прямо и сказано было: «дать») словарный
диктант. А потом все остальное
». За три года
обучения в начальной школе у детей уже сложился
свой стереотип «правильного» начала урока.
Разрушить этот стереотип оказалось не так-то
легко.

Словарный диктант – привычная часть урока
русского языка. Настолько привычная, что многие
учителя даже не задумываются над тем, как они его
проводят. И все-таки лучше его каждый раз
проводить немножко по-другому.

Принцип вариативности – один из главных
принципов современной методики – должен
действовать и здесь. (Помните, мы говорили о нем в
связи с домашними заданиями и началом урока?) Как
же применить его к самому что ни на есть
традиционному виду диктанта – словарному?

Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому
словеснику видов словарного диктанта, я
использую и такие.

«Убить двух (трех) зайцев»

«Зайцами» являются правила и
орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на
два правила – значит, «зайцев» два, если три –
три «зайца» и т.д. Например, диктант на
правописание отрицательных местоимений (первый
«заяц»), -ться и -тся в глаголах
(второй «заяц») и не с глаголами (третий
«заяц») выглядит так:

Ничем не интересоваться, он ни о ком
не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем
поделиться секретом, нечего бояться, ему не
хочется ни с кем встречаться, ни в ком не
разочароваться, не о ком заботиться.
(Попутно
зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет
какого человека нарисован перед нами?»)

Казалось бы, простая смена названия, но
работает более эффективно, чем безликое
«словарный диктант».

Лексический словарный диктант

Читается толкование лексического
значения слова (лучше не из словаря, а
адаптированное учителем), ученики записывают
само слово.

Например, для 5-го класса подойдет
следующий диктант:

Небольшая книжка; хранилище для книг;
старый, опытный воин; изображение природы на
картине; человек одинакового с кем-либо возраста;
земельное пространство с определенными
границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с
танцами, играми, маскарадом; теплица для
выращивания южных растений; слово, в переводе с
голландского означающее «китайское яблоко».
(Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник
(или сверстник), территория, багряный, карнавал,
оранжерея, апельсин.)

Этому же диктанту можно придать вид
кроссворда, и тогда получится уже не лексический
диктант, а диктант-кроссворд.


«Словарный диктант с приключениями»

Берем какую-нибудь известную
приключенческую книжку и по ней составляем
словосочетания так, чтобы можно было узнать
произведение. (См. подробнее мою статью в
«Русском языке», № 45/ 2001.)

6-й класс. Одноногий моряк на
деревянной ноге, содержимое матросского сундука,
карта какого-то острова, участвовать в раскрытии
тайны, плавание на шхуне, судовой повар,
джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке
из-под яблок, радость исследователя неведомых
стран, неприступные скалы, возле устья какой-то
неизвестной речонки, приключения на суше и на
море, развевался черный пиратский флаг.

Узнали ли вы произведение? («Остров
сокровищ» Стивенсона.)

 Цифровой диктант, или цифровое
кодирование

Применяем в том случае, когда есть
выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е
– и
в окончаниях существительных и глаголов,
разделительные ъ или ь, -ться
или -тся и т.п. Одно из написаний
обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и
т.д.

Например, цифровой диктант по теме «И
– ы
после ц» выглядит так:

Цикада, круглолицый, акация,
мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой,
царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон,
цыганский
.

Кодируем: и –1, ы – 2.
Запись в тетрадях: 121 121 122 212. (Цифры для удобства
разбиваем на тройки, чтобы легче было их
называть: «сто двадцать один, сто двадцать один,
сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая
проверка занимает ровно одну минуту.
Единственное пожелание: слова для диктанта лучше
подбирать такие, в которых ошибкоопасное место
встречается только на это правило. В этом случае
из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист
и циферблат,
иначе есть опасность, что мы так
никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать
слова мотоциклист и циферблат.

Цифровое кодирование уместно
применять не только для проведения словарного
диктанта, но и для проверки теории по любому
разделу грамматики. Например, по темам: «Виды
предложений по цели высказывания»,
«Односоставные и двусоставные предложения»,
«Наклонения глагола», «Склонение
существительных» и т.д.

А теперь вернусь к началу.

Почему же мои пятиклассники имели повод
обвинить меня в том, что я не провожу словарные
диктанты? Дело в том, что обычные словарные
диктанты я не очень люблю, а для того чтобы
научить ребят тем видам, которые я здесь назвала,
нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с
удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и
приключенческие, и лексические диктанты. Больше
диктантов, хороших и разных.

Продолжение следует

Чтобы провести словарный диктант, учитель русского языка несколько раз прочитывает список трудных по написанию слов.

Но если ученик захочет подготовиться к диктанту в домашних условиях, он зачастую не знает, что ему делать. Ведь родители всегда слишком заняты и не могут уделить достаточно времени, чтобы диктовать ребенку слова.

А ведь для качественной подготовки к школьному диктанту необходимо писать много и долго.

И тут на помощь может прийти специальная программа, в которую можно вписать любые слова, а затем прослушивать список слов столько раз, сколько необходимо.

Как использовать тренажёр подготовки к словарному диктанту?

В текстовое поле впечатываете список слов, которые хотите заучить. Вернее, научиться правильно их писать.

Чтобы между словами была небольшая пауза, ставьте после каждого слова точку. Можно ставить запятую после каждого слова, но тогда перечисление будет не просто с паузой, но ещё и с интонацией перечисления.

Затем нажимаете на кнопку «Создать аудио запись текста». Программа подготовит аудио со списком слов.

После этого запускаете аудио дорожку и записываете слова в тетрадке, не подглядывая в программу.

Если тебе будет приятнее прослушивать диктант и писать под диктовку детским голоском, ты можешь выбрать вариант.

Посмотри процентное соотношение голосов и выбери то, что тебе больше понравится.

Как составить диктант самостоятельно

В школе вы учитесь писать разные трудные слова. Некоторые никак не запоминаются.

Поэтому, чтобы научиться писать трудные слова, просто необходимо их много раз прописывать.

Тогда рука на механическом уровне запоминает правильное написание того или иного слова (вот так мы устроены).

Например, люди, научившиеся писать слепым методом на клавиатуре, никогда не задумываются, какую букву нужно писать в том или ином слове. Потому что пальцы сами знают, на какие клавиши ударять. Это так, для справки.

Я сама печатаю по-слепому. И до сих пор не могу понять, как мои пальцы так быстро перебирают клавиши, что печатают очень быстро и без ошибок.

Чтобы писать много, необходимо брать слово и выводить его в тетрадке столько раз, пока не запомнится его написание.

Чтобы использовать данный ОНЛАЙН тренажёр, нужно в текстовое поле напечатать внимательно (без ошибок) несколько (или даже много) трудных слов.

Можно взять слова из списка, предложенного учителем для подготовки к школьному диктанту.

Чтобы диктор диктовал не слишком быстро, после каждого слова поставьте точку. В нашей программе ТОЧКА — это ПАУЗА.

Затем нажмите на кнопку для создания аудио записи диктанта из тех слов, которые вы подготовили. И включите аудио дорожку.

После написания диктанта просто сверяйтесь с составленным в программе списком.

Если были допущены ошибки, включайте аудиозапись столько раз, сколько потребуется для написания диктанта целиком без единой ошибки.

Если хотите потренироваться в написании готовых диктантов, перейдите по ссылке.

Таким образом, с помощью нашей простенькой программы вы сможете самостоятельно подготовить себе диктант по русскому языку.

3. Пишем словарный диктант

В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики первое время подходили и спрашивали: «А мы будем писать словарный диктант? А когда?». А один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно вначале дать (так прямо и сказано было: «дать») словарный диктант. А потом все остальное». За три года обучения в начальной школе у детей уже сложился свой стереотип «правильного» начала урока. Разрушить этот стереотип оказалось не так-то легко.

Словарный диктант – привычная часть урока русского языка. Настолько привычная, что многие учителя даже не задумываются над тем, как они его проводят. И все-таки лучше его каждый раз проводить немножко по-другому.

Принцип вариативности – один из главных принципов современной методики – должен действовать и здесь. (Помните, мы говорили о нем в связи с домашними заданиями и началом урока?) Как же применить его к самому что ни на есть традиционному виду диктанта – словарному?

Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому словеснику видов словарного диктанта, я использую и такие.

«Убить двух (трех) зайцев»

«Зайцами» являются правила и орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на два правила – значит, «зайцев» два, если три – три «зайца» и т.д. Например, диктант на правописание отрицательных местоимений (первый «заяц»), -ться и -тся в глаголах (второй «заяц») и не с глаголами (третий «заяц») выглядит так:

Ничем не интересоваться, он ни о ком не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем поделиться секретом, нечего бояться, ему не хочется ни с кем встречаться, ни в ком не разочароваться, не о ком заботиться. (Попутно зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет какого человека нарисован перед нами?»)

Казалось бы, простая смена названия, но работает более эффективно, чем безликое «словарный диктант».

Лексический словарный диктант

Читается толкование лексического значения слова (лучше не из словаря, а адаптированное учителем), ученики записывают само слово.

Например, для 5-го класса подойдет следующий диктант:

Небольшая книжка; хранилище для книг; старый, опытный воин; изображение природы на картине; человек одинакового с кем-либо возраста; земельное пространство с определенными границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с танцами, играми, маскарадом; теплица для выращивания южных растений; слово, в переводе с голландского означающее «китайское яблоко». (Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник (или сверстник), территория, багряный, карнавал, оранжерея, апельсин.)

Этому же диктанту можно придать вид кроссворда, и тогда получится уже не лексический диктант, а диктант-кроссворд.

Берем какую-нибудь известную приключенческую книжку и по ней составляем словосочетания так, чтобы можно было узнать произведение. (См. подробнее мою статью в «Русском языке», № 45/ 2001.)

6-й класс. Одноногий моряк на деревянной ноге, содержимое матросского сундука, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, радость исследователя неведомых стран, неприступные скалы, возле устья какой-то неизвестной речонки, приключения на суше и на море, развевался черный пиратский флаг.

Узнали ли вы произведение? («Остров сокровищ» Стивенсона.)

Цифровой диктант, или цифровое кодирование

Применяем в том случае, когда есть выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е – и в окончаниях существительных и глаголов, разделительные ъ или ь, -ться или -тся и т.п. Одно из написаний обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и т.д.

Например, цифровой диктант по теме «И – ы после ц» выглядит так:

Цикада, круглолицый, акация, мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой, царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон, цыганский.

Кодируем: и –1, ы – 2. Запись в тетрадях: 121 121 122 212. (Цифры для удобства разбиваем на тройки, чтобы легче было их называть: «сто двадцать один, сто двадцать один, сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая проверка занимает ровно одну минуту. Единственное пожелание: слова для диктанта лучше подбирать такие, в которых ошибкоопасное место встречается только на это правило. В этом случае из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист и циферблат, иначе есть опасность, что мы так никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать слова мотоциклист и циферблат.

Цифровое кодирование уместно применять не только для проведения словарного диктанта, но и для проверки теории по любому разделу грамматики. Например, по темам: «Виды предложений по цели высказывания», «Односоставные и двусоставные предложения», «Наклонения глагола», «Склонение существительных» и т.д.

А теперь вернусь к началу.

Почему же мои пятиклассники имели повод обвинить меня в том, что я не провожу словарные диктанты? Дело в том, что обычные словарные диктанты я не очень люблю, а для того чтобы научить ребят тем видам, которые я здесь назвала, нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и приключенческие, и лексические диктанты. Больше диктантов, хороших и разных.

словарный диктант, как пишете?

Расскажите, как пишете его и как ставят оценки?
1 ошибка — «4» или «5».?
2 ошибки — «4» или «3»

У нас второй класс, учитель всегда предупреждала, что будут писать словарный диктант. На дом задавала «Повторить словарные слова». Писали вроде не плохо, но я не вникала.
Учебник у нас Канакина и Горецкий. С начала учебника идут слова, которые надо себе в словарик и записывать их перед диктантом и повторяет ребенок. Слов 15-17 но не более 25 было всегда было.

Вчера, был диктант. Пробный в тетрадках.
43 слова, 12 из них дети еще не изучали. Наляпали ошибок, соответственно результаты учителю не понравились, сказала, что будут сегодня переписывать.
Спросила у ребенка, от куда учитель диктовала слова, сказал:
— Диктовала по учебнику. В конце учебника есть все слова, которые проходят в течение всего года.
т.е. просто открыла учебник и стала диктовать.
Вот теперь и не знаю, учить их или нет, мы их будем проходить только через 50 страниц учебника, то что за пробный поставили «3»- ребенок расстроился, всегда писал их на «5».
Вообще это нормальная практика, диктовать слова, которые дети еще не проходили?
И при норме слов для 2го класса 10-12 слов, дать 43 слова?
слова такие не очень сложные. Мой ляпнул в них только 1 ошибку клаС без 1 С написал, а ошибки наляпал в тех словах, которые всегда писал без ошибок.
Новые слова которые не проходили, но были продиктованы
класс, город, магазин, машина, метро, пенал, работа, спасибо, улица, фамилия, январь, язык.

Лексические диктанты по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексические диктанты словарных слов, 3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

1 группа: аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вместе.

Учреждение, в котором изготавливают и продают лекарства. (АПТЕКА)

Топкое место, избыточно увлажнённый участок почвы. (БОЛОТО)

Обувь, закрывающая ногу по щиколотку. (БОТИНКИ)

Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи, для общего пользования. (БИБЛИОТЕКА)

Вещи, которые берутся пассажиром в дорогу. (БАГАЖ)

Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.(ВАГОН)

Разговор, обмен мнениями. (БЕСЕДА)

Документ, удостоверяющий право пользования транспортом или посещения театра, кинотеатра. (БИЛЕТ)

Совместно, сообща. (ВМЕСТЕ)

Всюду, повсюду, повсеместно. (ВЕЗДЕ)

2 группа: вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горох, горячий, группа, девочка.

Часть света, где встаёт солнце. Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное западу. (ВОСТОК)

Растение семейства бобовых, а также его круглые семена. (ГОРОХ)

Ребёнок женского пола. (ДЕВОЧКА)

Идти, находиться: в первых рядах, во главе. (ВПЕРЕДИ)

Во все стороны, со всех сторон. (ВОКРУГ)

Длинный и светлый крытый проход или с обрание картин, редкостей. (ГАЛЕРЕЯ)

Печатное периодическое издание. (ГАЗЕТА)

Предмет громадных размеров, великан. (ГИГАНТ)

С ильно нагретый, жаркий, накаленный. (ГОРЯЧИЙ)

Несколько предметов или людей, находящихся поблизости друг к другу. (ГРУППА)

3 группа: животное, забота, завод, здесь, запад, инженер, интересный, календарь, касса, картофель.

Промышленное предприятие, на котором производят машины, станки и т.д.(ЗАВОД)

Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом. (КАРТОФЕЛЬ)

Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться. (ЖИВОТНОЕ)

Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное востоку. (ЗАПАД)

Беспокойство, уход, внимание о ком-либо. (ЗАБОТА)

Специалист с высшим техническим образованием. (ИНЖЕНЕР)

В этом месте, тут. (ЗДЕСЬ)

Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный. (ИНТЕРЕСНЫЙ)

Ящик с деньгами или помещение, где производятся прием, хранение и выдачу денег. (КАССА)

Счисление дней в году. (КАЛЕНДАРЬ)

4 группа: кастрюля, когда, комната, конечно, костёр, костюм, лагерь, ландыш, лимон, лучше.

Место за городом, где останавливаются для отдыха или временно живут; детский оздоровительный … . (ЛАГЕРЬ)

Отдельное помещение для жилья в квартире. (КОМНАТА)

Металлическая посуда для варки пищи. (КАСТРЮЛЯ)

Цитрусовое вечнозеленое субтропическое дерево, жёлтые плоды которого богаты витамином С. (ЛИМОН)

Употребляется при выражении согласия. (КОНЕЧНО)

Более, чем хорошо. (ЛУЧШЕ)

Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (КОСТЁР)

Травянистое растение с маленькими белыми колокольчатыми цветками, имеющими сильный сладкий запах. (ЛАНДЫШ)

Одежда человека. (КОСТЮМ)

Наречие обстоятельства времени, спрашивающее «в какое время?» наступит событие. (КОГДА)

5 группа: магазин, малина, медленно, метро, молоток, морковь, назад, обычный, овёс, огород.

Полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами его ягоды. (МАЛИНА)

Участок земли под овощами, обычно вблизи дома. (ОГОРОД)

Такой, как всегда; постоянный, привычный. (ОБЫЧНЫЙ)

Инструмент, которым можно прибивать что-либо. (МОЛОТОК)

Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем. (МОРКОВЬ)

На небольшой скорости; не быстро. (МЕДЛЕННО)

Злак, которым обычно кормят лошадей. (ОВЁС)

Железнодорожный подземный электрический транспорт. (МЕТРО)

Помещение, в котором ведут торговлю. (МАГАЗИН)

На прежнее место, обратно. (НАЗАД)

6 группа: огромный, огурец, один, океан, окрестность, опушка, организм, орех, осина, остров.

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (ОГУРЕЦ)

Лиственное дерево с трепещущими на ветру листьями. (ОСИНА)

Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе. (ОРЕХ)

Число, обозначаемое на письме цифрой единица.(ОДИН)

Край леса или меховая обшивка по краям одежды. (ОПУШКА)

Водное пространство между материками земной поверхности. (ОКЕАН)

Участок суши, окружённый со всех сторон водой. (ОСТРОВ)

Местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство. (ОКРЕСТНОСТЬ)

Живое существо или растение с его согласованно действующими органами. (ОРГАНИЗМ)

Очень большой по величине, размеру, количеству. (ОГРОМНЫЙ)

7 группа: охрана, очень, песок, петух, пирог, победа, погода, помидор, потом, прекрасный.

Огородное растение, томат. (ПОМИДОР)

Состояние атмосферы в данном месте и в данное время. (ПОГОДА)

Самец кур. (ПЕТУХ)

Сыпучие крупинки кварца. (ПЕСОК)

Спустя некоторое время, после. (ПОТОМ)

Защита, оберегание, сохранение чего-либо. (ОХРАНА)

В сильной, высокой степени. (ОЧЕНЬ)

Печеное изделие из теста с какой-либо начинкой. (ПИРОГ)

Очень красивый, отличающийся необыкновенной красотой. (ПРЕКРАСНЫЙ)

Успех в битве, войне при полном поражении противника. Успех в борьбе за что-либо. (ПОБЕДА)

8 группа: привет, программа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, сверкать.

Летательный аппарат для полёта в космос.(РАКЕТА)

Хлебный злак, из которого приготавливают хлебную муку и пекут хлеб белого цвета. (ПШЕНИЦА)

Пространство, разделяющее два пункта. (РАССТОЯНИЕ)

Приветствие при встрече. (ПРИВЕТ)

Ярко сиять переливчатым светом. (СВЕРКАТЬ)

План деятельности, работы. (ПРОГРАММА)

Изделие из кожи или других материалов с высоким голенищем, надеваемое на ногу для защиты её от холода. (САПОГ)

Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. (ПРОФЕССИЯ)

Праздничный фейерверк. (САЛЮТ)

9 группа: север, сейчас, солдат, счастье, тарелка, территория, теперь, топор, трактор.

Машина для обработки земли. (ТРАКТОР)

Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки. (ТОПОР)

Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу. (СЕВЕР)

В настоящее время, теперь. (СЕЙЧАС)

Ощущение полной удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, (СЧАСТЬЕ)

Рядовой военнослужащий сухопутных войск. (СОЛДАТ)

Ограниченное земельное пространство. (ТЕРРИТОРИЯ)

В настоящее время, сейчас. (ТЕПЕРЬ)

Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (ТАРЕЛКА)

10 группа: трамвай, учитель, фамилия, футбол, человек, шелест, шоколад, шофёр, яблоко.

Плод яблони. (ЯБЛОКО)

Педагог, который учит детей. (УЧИТЕЛЬ)

Железнодорожный наземный электрический транспорт. (ТРАМВАЙ)

Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее обычно от отца к детям. (ФАМИЛИЯ)

Водитель автомобиля. (ШОФЁР)

Живое существо, обладающее даром мышления и речи. (ЧЕЛОВЕК)

Спортивная игра, в которой игроки каждой из двух команд ударами ног стремятся забить мяч в ворота противника. (ФУТБОЛ)

Кондитерское изделие, застывшая масса какао с сахаром. (ШОКОЛАД)

Легкое шуршанье, шорох. (ШЕЛЕСТ)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 758 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 325 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 629 человек из 79 регионов

  • Зрюмова Светлана ВладимировнаНаписать 728 18.03.2020

Номер материала: ДБ-1058644

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.03.2020 23
    18.03.2020 42
    18.03.2020 19
    18.03.2020 45
    18.03.2020 52
    18.03.2020 11
    18.03.2020 11
    18.03.2020 12

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://eva.ru/kids/messages-3326442.htm

http://infourok.ru/leksicheskie-diktanty-po-russkomu-yazyku-4201536.html

Краснодарский научно-методический центр

IХ педагогический марафон учителей русского языка и литературы

Новые подходы к совершенствованию преподавания русского языка и литературы

Словарный диктант как вид деятельности на уроках русского языка

                                                                                                    Автор: учитель русского языка                                                                                        

                                                                                           и литературы МБОУ СОШ

                                                                                                      №  93 г.Краснодара

                                                                                                      ЗАЯЦ МАРИНА                                                                      

                                                                                                      СТАНИСЛАВОВНА

г.Краснодар, 2012

Содержание:

1. Вступление………………………………………………………………………………………………………..3 стр.

2.Основная часть. Виды словарных диктантов…………………………………………………..4-14 стр.

        1) Предупредительный диктант……………………………………………………………………4 стр.

        2) Подготовленный диктант…………………………………………………………………………4 стр.

        3) Диктант по памяти…………………………………………………………………………………..4 стр.

        4) Зрительный диктант………………………………………………………………………………..5 стр.

        5) Выборочный диктант………………………………………………………………………………5 стр.

        6) Словарный диктант с табу (ограничением)………………………………………………5 стр.

        7) Распределительный диктант…………………………………………………………………….6 стр.

         8) Объяснительный диктант………………………………………………………………………..7 стр.

        9) Свободный диктант…………………………………………………………………………………7 стр.

        10) Творческий диктант………………………………………………………………………………7 стр.

        11)Словарный диктант с грамматическим заданием…………………………………….8 стр.

        12)Заместительный диктант………………………………………………………………………..9 стр.

        13)Сопоставительный диктант……………………………………………………………………10 стр.

        14)Сигнальный диктант……………………………………………………………………………..10 стр.

        15)Перфокартный диктант………………………………………………………………………….10 стр.

        16) Алгоритмический диктант…………………………………………………………………….11 стр.

        17)Немой диктант……………………………………………………………………………………….11 стр.

        18) Игровой диктант……………………………………………………………………………………12 стр.

        19)Контрольный диктант………………………………………………………………………..13-14 стр.

3.Заключение…………………………………………………………………………………………………………15 стр.

Вступление

        На уроках русского языка по каждой теме принято использовать диктанты двух видов: обучающие (состоящие из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности орфограммами  и пунктограммами) и контрольные, для которых,в основном, берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.        Формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости — одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем-словесником. Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической зоркости и являются словарные диктанты. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта — не реже 1 раза в неделю — способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь.  Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая работа над словом (слово может быть употреблено в словосочетаниях и предложениях).

Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н, тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят, от шесть десятков – шестьдесят и т.д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард

        Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.

        Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.

2.Виды словарных диктантов

2.1.Предупредительный диктант. 

        Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту.

         При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске или проектируются на экране, затем разбираются, после этого написанное на доске или на экране проектора закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

        При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Затем текст диктанта проецируется на экран. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта  – от 10 до 15 минут.

2.2.Подготовленный диктант.

         Этот вид упражнения предлагают учебники русского языка различных УМК. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика известна. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. В УМК С.И.Львовой данная работа носит название орфографический минимум.

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

2.3.Диктант по памяти.

        Это разновидность подготовленного диктанта. Учитель задаёт на дом упражнение, состоящее из группы слов, или любой текст — стихотворный или прозаический, который надо выучить наизусть. В процессе заучивания происходит запоминание орфограмм. Если текст связный, то и пунктограмм. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку. Можно надиктовать текст соседу по парте, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

        Примеры.

Видимо-невидимо, вмиг, волей-неволей, впоследствии, давным-давно, точь-в-точь, с налёту, с разбегу, нисколечко, на цыпочках, на совесть, ни разу, никогда.

Делегат, депутат, директор, дипломат, президент, конгрессмен.

Концерт, ансамбль, маскарад, фестиваль, фантазия, репетиция, режиссёр, пьеса, драма, спектакль, театр, эксперимент.

2.4.Зрительный словарный диктант.

        Такой словарный диктант развивает зрительную память, формируя орфографическую зоркость учащихся, создаёт благоприятные условия для прочного усвоения орфографического материала. Наиболее хорошо воспринимаются диктанты из тематически подобранных групп слов или групп слов на одну орфограмму.

        Задание: Запомните слова, записанные на интерактивной доске, затем постарайтесь записать их в тетрадь без ошибок, не пропуская ни одного слов. Порядок соблюдать необязательно.

        Примеры.

Диктант с единоначатием (анафорический):

Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер.

Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат.

Тематический диктант ( слова можно располагать по алфавиту):

Попугай, малиновка, соловей, синица, дятел, дрозд, ворона, грач, снегирь, сорока, колибри.

Диктант на тему «Правописание слов с удвоенными согласными»:

Ванна, гамма, группа, искусство, класс, колонна, масса, металл, профессия, тонна.

2.5.Выборочный диктант. 

        Выборочный диктант не только содействует формированию орфографической зоркости, но и дисциплинирует внимание учащихся.При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов или словосочетаний.

Например, при отработке навыков различения приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

        Пример.

        Задание: Выпишите из текста, помещённого на экране проектора или диктуемого учителем, слова с чередованием в корнях -РАСТ-// -РАЩ-// -РОС-.

        Текст:

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. Разве может РОСТ или ВОЗРАСТ быть помехой для добрых дел?

        Пример.

        Задание: Выпишите из предложений слова с мягким знаком Ь.

Хорошо к огню прилечь да в золе картошку печь.

Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Учиться в школе начал брат, и я помочь братишке рад.

Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.

Кащей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ.

Серенькая мышь забрела в лесную глушь. Вот наступила ночь, надо дорогу найти ей помочь.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

2.6. Словарный диктант с табу (ограничением).

        Это разновидность выборочного словарного диктанта. Подобный вид работы мобилизует внимание учащихся, создаёт условия для прочного усвоения орфографического правила, учебного материала.

        Пример.

        Задание: Из расположенных на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) слов не выписывайте слова табу. ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.

Почтальон, подъезд, съёмка, семья, вьюга, объявление, съесть, бьёт, объём, шьёт, необъятный, серьёзный, съёжиться, отъехать, пьеса, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян, бульон, объедки, побережье.

2.7.Распределительный диктант.

        Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.

        Пример.

        Задание: Из предложенных на доске (карточке) слов с чередованием в корне -ЛАГ-// -ЛОЖ- образуйте два столбца: в один выпишите слова с буквой А в корне, в другой — с буквой О в корне.

Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.

2.8.Объяснительный диктант.

         Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

2.9.Свободный диктант. 

Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

2.10. Творческий диктант.

        Творческие диктанты активизируют познавательную деятельность школьников, развивает логическое мышление, способствует развитию навыков грамотного письма.

        Пример.

Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Ненадолго умолкли (приумолкли),              близкий к школе( пришкольный).

близко подошли ( приблизились),               зашёл в дом (пришёл),

очень добрый ( предобрый),                        не совсем открыл (приоткрыл),

ненадолго лег (прилёг),                                нарушил закон (совершил преступление),

немного хромает (прихрамывает),              не совсем заглушил (приглушил),

очень скверный (прескверный),                   ненадолго сел (присел)

ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),

близкий к берегу (прибрежный),                  вбежать в дом (прибежать).

Разновидностью творческого словарного диктанта является словарный диктант с продолжением. Он учит классифицировать орфограммы, развивает навык грамотного осмысленного письма. Методика проведения: учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, затем к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.

        Пример.

Цирк…(циркуль, цыган).

Пришить…(прибежать, приколоть).

Изложить…(положить, предположение).

Полмандарина…(пол-листа, полминуты).

Берёзка…(дорожка, беседка).

Сосна…(гнездо, лесок).

Чувство…(лестница, сердце).

Ванна…(масса, металл).

Также это может быть упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, его изменение. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, воспроизведёнными на экране проектора, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

2.11.Словарный диктант с грамматическим заданием. 

Подобный словарный диктант способствует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, предлагаемое учащимся, помогает им выбрать правильное написание, например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

        Пример.

        Задание: Укажите род и склонение имён существительных.

Речь, мяч, тишь, ветошь, вещь, плащ, ночь, молодёжь, луч, дочь, ложь, пейзаж, богач, врач, полночь, пустошь, брошь, шалаш.

        Дополнительное задание: Дайте толкование выделенных слов.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

2.12.Заместительный словарный диктант.

Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Слова целесообразнее группировать по темам.

        Примеры.

Синонимический диктант.

        Задание: Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.

Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (Размышлять), тревожиться (беспокоиться).

Антонимический диктант.

        Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.

Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), немного увеличивать (приувеличивать), немного уменьшать (приуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).

Собственно лексический диктант.

        Задание: Запишите слова, угадав их по лексическому значению.

 1. Род деревьев и кустарников семейства мимозовых (Акация).

2. Геометрическое тело, образованное путём вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон (Цилиндр).

3. Вид искусства объединяющий выступления акробатов, фокусников, клоунов, дрессировщиков (Цирк).

4.Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (Цитата).

5. Свойственный цыганам, характерный для их быта, образа жизни (Цыганский).

6. Пренебрежение к нормам морали, нравственности: наглость, бесстыдство (Цинизм).

7. Птенец курицы, а также индейки, цесарки (Цыплёнок).

8. Ходить на кончиках пальцев (На цыпочках),

9. Одежда для защиты тела от ударов холодным оружием, а также твёрдый покров некоторых животных (Панцирь).

10. Устное изложение учебного предмета, чаще в высшем учебном заведении, а также запись этого изложения (Лекция).

2.13. Сопоставительный словарный диктант.

Данный вид работы учит школьников выявлять сходное и различное в сопоставляемых словесных явлениях, различать условия выбора орфограмм.

        Пример.

        Задание: Преобразовать слова с гласной И в корне слова в однокоренные слова с гласной Е.

Собирать (соберёшь), избирать (изберёшь), запирать (запер), отдирать (отдеру), замирать (замер), расстилать (расстелю), замирать (замер), выжигал (выжег), вычитать (сочетание).

2.14. Сигнальный словарный диктант.

Активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет учителю провести быструю диагностику уровня знаний учеников и выявить степень усвоения учебного материала. Сигнальный диктант можно провести по любой теме, изучающей орфограмму, предполагающей двойной выбор, например, «-Ться и -тся в глаголах», «О,Ё и Е после шипящих и Ц», «Чередования в корнях слов», «Н и НН в словах различных частей речи», «Правописание НЕ с различными частями речи» и т.д.

        Пример.

        Задание: Поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку, если пишется НН.

Мышиный, каменный, ветреный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.

2.15. Перфокартный словарный диктант.

Вызывает интерес учеников к изучаемой орфограмме, позволяет провести закрепление учебного материала сразу же после объяснения новой темы, позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала. Проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г.А.Богдановой).

        Пример.

        Задание: Вставьте в окошки перфокарты букву О или букву Ё.

Бечёвка, бесшовный, зачёт,

дешёвый, шок, щётка,

жёсткий, чопорный, чёрствый,

пчёлка, мажор, расчёска,

шорох, шотландец, кошёлка,

крыжовник, трущоба, жокей,

печёнка, жёрнов, жеваный,

шорты, жёлудь, чечётка,

шёпот, обжора, капюшон.

2.16. Алгоритмический словарный диктант ( опорный, диктант «с подсказкой»).

Позволяет учащимся сосредоточиться на изучаемом лингвистическом материале, организует мыслительную работу школьников.

        Пример.

        Задание: Опираясь на схему (алгоритм), запишите данные слова.

ПРИСТАВКИ

                                      …З  звонкий согласный        …С  глухой согласный

Бесценный, безвкусный, разбудить, расписание, вздрогнуть, всходить, разгибаться, испортиться, бесплатный, раздать, рассмешить, взмахнуть, вскрикнуть, воссоздать, низвергаться, восславить, исцарапать, исцелить, расколоть, раздумать.

2.17. Немой словарный диктант.

Данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.

Пример.        

Задание: Запишите слова на тему «Е или И в суффиксах существительных».

Пальчик, стульчик, порожек, глазик, носик, лобик, орешек, животик, стаканчик, листик, кусочек, свёрточек, столик, голосочек, платочек, ножик, ветерочек, ключик, замочек, барабанчик, горошек, домик, колокольчик, ёжик.

2.18.Игровой словарный диктант.

Включает в себя элементы игры, поэтому пробуждает интерес школьников к предмету и выполняемой работе, содействует развитию памяти и быстроты мышления.

Задание: Превратите имена существительные нарицательные  в имена собственные. Составьте с ними словосочетания.

Птица орёл (город Орёл), цветок роза (девушка Роза),, воздушный шарик (собака по кличке Шарик), плодородная земля (планета Земля), наша школа (повесть Гайдара «Школа»), малая родина (кинотеатр «Родина»), известный путешественник (журнал «Путешественник»).

Задание: Напишите и запомните мнемонические правила «НЕ с глаголами».

НЕ выучил — НЕ делай!

НЕ знаешь — НЕ спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

К игровым словарным диктантам можно отнести и диктанте на основе загадок, и диктанты с заданием «Продолжи строчку» и многие другие.

Пример.

Задание: Запишите отгадки, используя в ответах слова на тему «Правописание гласных после шипящих и Ц» .

Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щётка)

По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор,

Моя профессия — … (Шофёр)

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Пчёлы)

Зубастая пчела

В лес густой с утра пошла,

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Расчёска)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

Задание: Продолжите строчку стихотворения Д.Чиарди «Доскажи словечко», употребляя антоним.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …(близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу.

Ну. отвечай …(конец)!

Задание: У В.И.Даля, известного создателя «Словаря живого великорусского языка», было 4 дочери 1 сын. Для них он придумывал разные лингвистические игры. Например, «Кузовок».

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что оканчивается на -ОК. (Клубок, чулок, утюжок, мешок и т.д.).

2.19. Контрольный диктант.         

        Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.

        Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Заключение

        Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Словарный диктант можно составить по усмотрению учителя, используя вышеперечисленные формы, варьируя их или разрабатывая новые.

        Материалом для словарных диктантов могут служить отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из специальной методической литературы для учителя, и из периодической печати. Но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

        Важно помнить, что лишь при систематическом использовании этого многоаспектного вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной  деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма школьников.

Обновлено: 27.05.2023

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Виды диктантов и методика их проведения.

МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А.В. г. Владикавказ

Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ

Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 – 7 минут урока.

Такова методика проведения контрольного диктанта.

Остальные виды диктантов представляют с собой методический прием обучения правописанию. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.

Словарный диктант . Они включают слова с непроверяемыми написаниями; слова на то или иное правило правописания, связанные с составом слова (корень, приставка, суффикс); слова и формы слов на правописание безударных окончаний (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов).

Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют работу. Диктант может быть осложнен дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные, проверяемые и непроверяемые ударением; выделить окончания имён прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила правописания.

Зрительные диктанты отличаются тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.)

Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Ценность предупредительного диктанта состоит в том, что в этом орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Объяснительные диктанты в большей степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.

Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и записывают в тетрадь. Затем кратко объясняют написанное.

Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами предупреждения ошибок. По усмотрению учителя, для предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а остальные предложения записываются с последующим обсуждением. В заключение этой работы проверяется написанное. Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов, включающих основные изучаемые орфограммы.

Контрольное списывание. Этот вид работы имеет немаловажное значение для формирования у учащихся орфографических навыков. Обучение целенаправленному списыванию способствует развитию орфографической зоркости, умения видеть как предложение в целом, так и его отдельные части. Сначала дети читают текст (зрительно его воспринимают) анализируют слова на изучаемое правило (происходит осмысливание текста), затем текст списывается, после чего происходит самопроверка — написанного. Учить детей списывать текст правильно, т. е. не по отдельным словам или буквам, а предложениями.

Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.

Творческие диктанты тоже обучающие, но с существенным отличием в том, что ученики, опираясь на данные слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения и закрепления изученного материала. Методика разнообразна и может включать элементы зрительного и слухового диктантов. Материал должен постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися, обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. Дети выбирают лучшие варианты предложений, обосновывают свой выбор. Примерно в такой же последовательности идёт работа с творческими диктантами по опорным словам.

Интересный для учащихся вид — творческие диктанты по данному началу. Учитель читает начало текста, ученики составляют предложения, которые являются продолжением прочитанного. В эти предложения должны войти слова на повторяемые правила.

Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем, что дети запоминают не одно, а несколько предложений, связанных по смыслу.

В этом виде диктанта дети свободно выбирают слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Дети должны обязательно употреблять

определённые слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и интересен учащимся.

Методика такова: сначала учитель читает весь текст для общего восприятия содержания. Затем читает его по логически законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по логически законченным частям, учащиеся записывают его, как запомнили (по 3-5 предложений). Добиваемся не дословной передачи содержания текста учащимися, а их умения понять главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская наиболее существенного.

Затем проводится проверка написанного. Надо обращать внимание на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и правильное построение предложений.

Ценность этого вида диктанта в том, что он способствует совершенствованию навыков грамотного письма и правильному употреблению грамматических форм, а так же развитию письменной речи.

Контрольные диктанты даются после изучения большой орфографической темы. Цель — контроль за формированием навыков правописания. Тексты насыщены словами на изученные правила. К контрольному диктанту предлагаются 1-2 грамматических заданий, связанных с текстом. Задания выполняются в тексте или выписывают слова из текста. Тексты должны содержать те орфограммы, которые изучены к моменту проведения диктанта. Если встречается слово на неизвестное правило, даются слова для справок

Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов, соответствующего действующим нормам.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу.

Методика проведения словарного диктанта с учащимися начальных классов на уроках русского языка достаточно полно и доступно отражена в трудах А.М. Айтберова, И.В. Баранникова, Г.Г. Буржунова В.Г. Горецкого, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, и других.

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов В.Г. Горецкий, А.В. Текучёв и учителей-практиков В.С. Безрукова, В.С. Библер, М.П. Щетинин и др. особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык.

Таким образом, ученые-методисты (В.Г. Горецкий, А.В. Текучёв и др.) связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, А.В. Текучёв, Д.И. Тихомиров), можно сделать важный вывод о том, что специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

Таким образом, возникает необходимость в проведении словарного диктанта в школе. По мнению А.В. Текучева словарный диктант — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Словарный диктант — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Приемы словарного диктанта на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Таким образом, чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарному диктанту в школе уделяют мало времени, нередко он носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Проверочные работы являются ключевым способом определения качества усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Существуют разные виды проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения. Разберем подробнее на примерах уроков русского языка.

При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:

    ;

  • списывание;
  • тесты;
  • изложение; .

В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.

Как проводить диктанты на уроках?

Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.

Виды диктантов

  • объяснительный;
  • словарный;
  • выборочный;
  • контрольный;
  • творческий.

Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.

Объяснительный диктант

Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.

  1. Прочитать весь текст для ознакомления.
  2. Прочитать первое предложение.
  3. Продиктовать это предложение по частям для записи.
  4. Повторное чтение предложения для проверки выполняет ученик. Он должен назвать и кратко объяснить имеющиеся в словах орфограммы.
  5. Следующие предложения диктуются в аналогичном порядке.

При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.

Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.

Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.

Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.

При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.

Словарный диктант

Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.

Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.

Проверке подлежат все записанные слова.

Выборочный диктант

Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.

  1. Ознакомительное чтение текста.
  2. Повторение изученного правила, знание которого нужно проверить. Приводя примеры, можно назвать некоторые слова из текста диктанта.
  3. Поочередное чтение предложений. Дети самостоятельно выбирают нужные слова и записывают их в тетрадь.

При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.

Контрольный диктант

Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.

Методика проведения следующая.

  1. Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия. Объяснение непонятных или незнакомых слов. Ознакомление со словами на неизученное правило.
  2. Чтение первого предложения. Диктовка его по частям. Учитель должен соблюдать равномерный темп, позволяющий всем детям успеть записать озвученные словосочетания.
  3. После того, как дети запишут под диктовку предложение в тетради, учитель читает его с начала, а дети проверяют и расставляют разделительные знаки.
  4. Аналогичная работа проводится поочередно с каждым предложением.
  5. Когда весь текст будет записан, учитель начинает читать его с начала, дети проверяют.
  6. Ученикам дается время для самостоятельной проверки текста.
  7. После написания контрольного диктанта предлагается выполнить несколько грамматических заданий.

При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.

Способы исправления ошибок в диктантах

Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.

  • Учитель зачеркивает неправильно написанную букву и сверху пишет правильную.
  • Учитель только зачеркивает ошибку, а ученик сам ее исправляет.
  • Учитель подчеркивает слово, в котором допущена ошибка, а ученик ее находит и исправляет.
  • Учитель делает пометку на полях, указывая, что в этой строчке есть ошибка, ученик ищет и исправляет.

На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.

Как проводить контрольное списывание?

Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу.Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.

Необходимо соблюдать такую последовательность.

  1. Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия.
  2. Самостоятельное чтение текста детьми.
  3. Повторение правил списывания. Следует напомнить ученикам, что необходимо запоминать все слово и диктовать его себе по слогам, а не списывать побуквенно.
  4. Списывание.
  5. Самостоятельная проверка написанного текста.

Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.

Виды контрольного списывания

Можно использовать разные виды такой проверочной работы:

  • выборочное списывание (выписывают только слова с нужными орфограммами);
  • списывание с группированием (выбирая из текста отдельные слова, дети должны их разделять и записывать по указанным группам);
  • творческое списывание (в процессе списывания ученикам необходимо выполнить грамматические изменения слов, например, поставить в нужном падеже, или восстановить деформированное предложение и т.д.).

После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.

Как проводить изложение?

Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.

Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.

Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.

Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.

Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.

С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.

После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.

При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.

Как проводить сочинение?

Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.

  1. Беседа по теме сочинения для накопления и упорядочивания материала.
  2. Составление и записывание (на доске и в тетради) плана.
  3. Речевая подготовка, составление списка опорных слов.
  4. Устное составление сочинения, обсуждение различных вариантов текста, усовершенствование формулировок.
  5. Орфографическая подготовка. Можно проанализировать слова с орфограммами, которые прозвучали в устном сочинении.
  6. Самостоятельная работа над сочинением. Учитель может оказывать индивидуальную помощь ученикам.
  7. Самопроверка.

Как оценивать сочинение?

Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:

  • соответствие теме, полнота ее раскрытия;
  • целостность композиции текста, соблюдение последовательности;
  • наличие логических взаимосвязей между частями текста;
  • правильность построения предложений и словосочетаний, употребления слов и выражений;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.

Как проводить тесты на уроке?

Тесты могут содержать различные типы вопросов:

Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.

Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.

В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или «подлавливающим» ученика.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

За диктант выставляет одна отметка:
«5» – если в диктанте нет ошибок;
«4» – если в работе допущены 2 ошибки;
«3» – если допущены 4 ошибки;
«2» – если в работе допущено 5 и более ошибок

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты:
1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

Ошибкой считается:
1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);
3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Орфографическое задание оценивается так:
«5» – за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» – за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.

Читайте также:

      

  • Цели задачи и функции управления школьной библиотекой в учебном учреждении
  •   

  • Основные цвета это кратко
  •   

  • Форма передачи информации о правилах поведения в школе
  •   

  • Специфика изучения общения в социальной психологии кратко
  •   

  • Внутренняя политика словакии кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наименьшую сумму в питоне
  • Как инвестору найти заказчика
  • Как найти родословную щенка
  • Как составить название для курса
  • Портрет клиентов b2b как составить