Когда речь идет о большинстве музыкальных произведений (если только вы не имеете дело с древними григорианскими песнопениями), у вас есть
мелодия
и
гармония
.
В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут преобразить музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не под силу в одиночку.
Давайте вскочим и узнаем, как гармонизировать в музыке, будь вы певец или инструменталист.
Как гармонизировать мелодию
Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.
Понимание мелодических интервалов
Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы
встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный
лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:
C-D-E-F-G-A-B
Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.
Самый основной аккорд в ключе
до мажор
состоит из трех нот
(C-E-G)
. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.
C — это
тоника
или
корневая
нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция
. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.
Нахождение интервалов от корневых нот
Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех
нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:
- C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
- C-D — мажорная секунда — два полушага
- C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
- C-E — мажорная терция — четыре полуступени
- C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
- C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
- C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
- C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
- C-A — мажорная шестая — девять полушагов
- C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
- C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
- C-C — октава — двенадцать полушагов
Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.
При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют
тональности аккордов.
Понимание разницы между мажором и минором
Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие.
Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.
В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G
, минорный аккорд читается как
C-Eb-G
. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.
Гармонизирующие ноты на практике
Независимо от того, являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на фортепиано во время практики. Однако если у вас нет дома пианино, существует множество отличных приложений для виртуального фортепиано, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.
Играя и напевая во время гармонизации, вы учитесь воплощать ноты. В конечном итоге это поможет вам гармонизировать на слух.
Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете практиковаться:
Используйте легкую мелодическую линию
Начните с мелодии, которая вам хорошо знакома. Затем сыграйте эту мелодию на фортепиано, одновременно напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете записать мелодию с
помощью MIDI
и виртуальной клавиатуры в
вашей любимой DAW
и зациклить ее.
Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать ноту гармонии вместе с ней. Когда мелодия продолжится, нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вы должны внимательно следить за тем, как сочетаются или противоречат друг другу ноты.
Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, — это совершенная пятая, нет причин поддерживать интервал совершенной пятой по мере продвижения мелодии. На самом деле, это может звучать очень скучно.
Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, когда это произойдет, спросите себя,
почему
. Вероятно, вы попали на аккордовый тон в мелодии, который диссонирует по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.
Чтобы почувствовать, как создавать свои собственные гармонии, полезно поэкспериментировать с сочетаниями нот. Если какая-то нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переставить эту ноту в гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите,
почему
она работает, посмотрев на интервал.
Прослушайте несколько своих любимых песен
Одним из лучших способов научиться гармонии на слух является прослушивание любимых песен. Будь то инструментальная или вокальная музыка, в большинстве музыкальных произведений есть мелодия. Попробуйте определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.
Пока вы слушаете, попробуйте определить, какие интервалы лежат в гармонии.
Хорошо ли гармония сочетается с мелодией?
Они напряженные или диссонирующие?
Какие бывают комбинации нот?
Используют ли они ноты гармонии, находящиеся в основном аккорде (аккордовые тона) или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?
Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Слушая разные виды музыки, вы заметите, что в разных жанрах гармония используется по-разному.
Например, в романтической песне в стиле ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и пятые, так как эти гармонии более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, группа блэк-метал может использовать более диссонансные гармонии, такие как минорные секунды или увеличенные четвертые/ уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.
Гармонизирующие аккорды
Конечно, мелодии не имеют смысла, если под ними нет
аккордовой прогрессии
. Поэтому, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда.
Именно здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.
Давайте снова воспользуемся нашим примером с
до-мажором
.
Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:
До мажор / Ре минор / Ля минор / Соль / Си
- До мажор — C-E-G
- Ре-минор — D-F-A
- Ля минор — A-C-E
- Соль мажор — G-B-D
Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются
только
аккордовые тона в каждом аккорде.
Как видите, использование C в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до-мажор), скорее всего, будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, E находится на расстоянии мажорной терции от C, а G — на расстоянии совершенной пятой.
Однако, когда мы дойдем до ре-минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались F или A, то C может сработать, поскольку F находится на расстоянии совершенной четверти от C, а A — на расстоянии минорной шестой. Однако игра D, мажорной секунды от C, может вызвать странное напряжение.
То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть C через мажорный аккорд. В то время как C, скорее всего, будет хорошо сочетаться с G благодаря своей совершенной пятой тональности, он может не очень хорошо сочетаться с B из-за своей мажорной седьмой (или минорной второй в обратном направлении) тональности.
Конечно, это фундаментальный способ гармонизации аккордов, поскольку легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс постоянно используется в джазе, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных гармоний.
Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст возникает из аккордов. Поэтому, когда вы играете аккорды и пытаетесь играть или петь гармонии для этих аккордов, вы услышите, что сочетается, а что нет.
Тренировка слуха
Хотя вам не нужно платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонии, неплохо было бы попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы чувствовать себя более комфортно при пении и игре на гармонии.
Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, занимаясь тренировкой слуха, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.
Одним из основных направлений этого вида обучения является развитие
слуховых навыков
. Когда музыканты обладают хорошими слуховыми навыками, они могут определять звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить их. По мере развития слуховых навыков человек может импровизировать, основываясь на понимании гармонических правил.
Мы рекомендуем загрузить несколько приложений или программ для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.
Читать ноты
В Интернете существуют огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны при построении понимания гармонии. Читая ноты профессиональных авторов и композиторов, вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке.
Вы можете увидеть, как мелодии развиваются по аккордовым прогрессиям или как определенный тон аккорда используется в мелодии для придания ей уникального вкуса.
Как практиковать пение гармонии
Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.
Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.
Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».
Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.
Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке
Гармония — один из самых важных аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.
Следуйте нашим инструкциям, и вы станете экспертом в мире музыкальной гармонии.
Содержание
- 1 О создании песни вкратце
- 1.1 Горизонатальный подход к сочинению
- 1.2 Вертикальный подход к сочинению
- 2 Создание гармонии припева
- 2.1 Шаг 1 — создание последовательности аккордов
- 2.2 Шаг 2 — уточнение тональности и схемы аккордов
- 2.3 Шаг 3 — плавное соединение аккордов
- 2.4 Шаг 4 — удлинение и правка гармонии
- 2.5 Шаг 5 — выбор тембра для фона
Здравствуйте! Это 1-ый урок из пошагового видеоруководства «Как Написать Песню с Нуля».
В нём легко и понятно объяснены 2 подхода к созданию песни — вертикальный и горизонтальный и какой из них лучше. Показано, как подобрать аккорды для припева песни, разнообразить гармонию, выбрать и сменить тональность, инструмент для игры на фоне песни. Начинаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готовая гармония припева на струнных.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning!
С этого урока мы начинаем разговор о пошаговом создании песни с нуля. Пример для этого мы возьмём из курса «Из чего состоит песня на примере». Почему снова она? 3 причины:
- 1 – она уже подробно рассмотрена и знакома всем, кто смотрел курс;
- 2 – в ней очень простые нотные партии;
- 3 – всё кроме голоса записано программным образом: без игры на живых инструментах в студии.
Но главное: в том курсе она изначально была готовая и мы просто её разобрали – от целого до частей. Сейчас же мы сделаем наоборот: будем собирать её из частей до целого и увидим последовательность действий.
Одно дело изучать уже готовое и другое следить за созданием его по частям от мелких к крупным и от замысла до готовности.
Ещё мы пропустим запись голоса и обработку звука, а сосредоточимся чисто на сочинении и аранжировке песни и общей картине того, что, как и в каком порядке нужно делать. Приступим.
О создании песни вкратце
Создание песни можно начать 2-мя путями:
1-ый путь – сразу найти идею: ею может быть что угодно — мелодия, гармония, ритм или текст.
Как с нуля получить каждое из этих 4-х звеньев, мы подробно и пошагово изучили в курсе «Сочинение музыки и работа композитора».
2-ой путь – задать начальные ограничения, что были применены здесь.
Песню я сочинял для друга, поэтому спросил у него 4 вещи: какую тему, настроение, стиль и, возможно, музыкальный инструмент он бы хотел выбрать для песни.
Он сказал: про любовь, грустную, рок и с арпеджио на фортепиано. Эти условия облегчат и ускорят нашу работу в сравнении с тем, если бы мы сразу сочиняли музыку или слова без опоры на них.
Теперь о плане работы. Помним, что песня состоит из 2-х плоскостей:
- вертикали – это всё, что звучит одновременно или 4 звена – мелодия, гармония, ритм и текст;
- горизонтали – это всё, что звучит последовательно или 5 частей формы песни – вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание.
Отсюда есть 2 разных подхода к работе.
Горизонатальный подход к сочинению
1-ый подход – горизонтальный или все части сразу и до конца.
Суть такая: мы выбираем любое из звеньев, например, гармонию и создаём её для всех частей песни последовательно. И пока она во всех них не будет готова, мы не переходим к другим звеньям.
Сначала подбираем аккорды для припева, потом для куплета, потом для остальных частей до полной готовности. Потом для каждой части последовательно пишем мелодии. Когда везде мелодии готовы, пишем на них текст.
Или наоборот, пишем с нуля готовый текст для всей песни – припев, куплет 1, куплет 2, возможно проигрыш и потом переходим к музыке: также полностью сочиняем гармонию для всех частей, потом мелодию и определяемся в конце с ритмом.
И только после этого переходим к аранжировке – добавлению всех инструментов и прописыванию их нотных партий.
То есть мы разделяем друг от друга не только 2 этапа создания песни — сочинение и аранжировку, но и 4 звена сочинения, порядок создания которых здесь не важен.
Такой подход сосредоточен на создании или очерчивании формы песни.
Для него достаточно одного инструмента – фортепиано или гитары.
Если его сравнить со строительством дома, то он логичен: мы создаём чертёж дома и помещений в общем.
Но по мне он скучный, так как долго работаешь над одним и тем же звеном, без разнообразия. Но вы можете его попробовать.
Вертикальный подход к сочинению
Я использую 2-ой и более интересный подход – вертикальный или часть за частью. Его мы и рассмотрим в этих уроках.
Суть такая: мы создаём друг за другом все звенья одной части песни – припева до его полной готовности и только после этого переходим к другой части — куплету.
То есть сначала придумываем гармонию припева, потом как она готова, добавляем инструменты и пишем для них нотные партии сопровождения – арпеджио, рифф на гитаре и т.д.
Когда с изложением гармонии будет всё ясно, переходим к ритму припева и добавляем ударные инструменты и бас и пишем для них ноты.
Когда музыка готова, на неё придумываем мелодию и уже потом к ней текст.
Когда припев полностью готов, мы на его основе и по той же схеме создаём куплет до полной готовности. Потом остальные части.
И только в конце работы становится понятна форма и длительность песни.
То есть в этом случае мы наоборот, смешиваем сочинение с аранжировкой и чередуем работу над звеньями песни.
Такой подход сосредоточен на создании содержания песни и выбора окончательного состава инструментов.
В сравнении с домом он нелогичен: мы будто очень подробно рисуем одно помещение, например, кухню и потом к ней и на её основе дорисовываем другие помещения.
Но при этом он интереснее – переключаешься между звеньями и не зависаешь долго на каждом.
Создание гармонии припева
Итак, начинаем работу: запускаем Сонар и создаём новый проект через меню File -> New.
Назовём его New Song – новая песня и в поле Template – шаблон выберем Blank – чистый, без дорожек.
Мы начнём с гармонии, поэтому добавим в проект фортепиано через меню Insert – вставка -> Soft Synth – программные инструменты –> True Pianos – настоящее фортепиано. Оно устанавливается вместе с Сонаром.
Двойной щелчок по дорожке слева от её названия отобразит подключенный к ней инструмент. Закроем его и откроем вид нотоносца кнопкой Staff View.
Примечание: я не буду тратить время на пояснение нотной грамоты, чтобы не затягивать уроки. Тем более, что она подробно и понятно объяснена в курсе «О нотной грамоте проще некуда».
Но я всё равно постараюсь говорить как можно проще и обращаться к теории и терминам только, если они нужны для объяснения действий на практике.
Шаг 1 — создание последовательности аккордов
Выбираем инструмент карандаш и целые ноты и думаем над гармонией. Помним, что настроение у песни должно быть грустное, поэтому начнём гармонию с минорного аккорда, например, с Am.
Пишем 3 ноты в столбик от ноты ля. Звучит высоко и ярко, и грусть от этого не явно выражена, поэтому опустим аккорд на октаву: выделяем его и тащим вниз.
Для наглядности отображения подпишем аккорд буквами сверху. Для этого нажмём кнопку C – chords – аккорды и щёлкнем в пустоте над аккордом. По умолчанию записывается буква C – обозначение до-мажора. Щёлкнем по ней ПКМ и в поле name – имя пишем Am – ля-минор.
2-ой аккорд тоже можно взять минорный, например, Dm. Выделяем Am, нажимаем клавишу Ctrl и копируем его во 2-ой такт на высоту ноты ре. Слушаем.
Звучит неплохо, поэтому продолжим. Попробуем Em и вернёмся снова в Am.
Чтобы долго не ждать смены аккордов, нажмём кнопку Scrub Tool – поскребок и будем проводить по нотоносцу указателем мыши. Да, звучит грустно, но не выразительно, потому что нет разнообразия: все аккорды минорные.
Пробуем заменить Em на его мажорного брата – G. Они братья, потому что у них 2 общие ноты – соль и си и нужно лишь ноту ми, нижнюю в Em, перенести вверх и сделать её нотой ре. Звучит лучше, но высоко. Опустим G на октаву.
Но теперь переход G -> Am звучит не выразительно. Сменим Am на его брата – C: также нижнюю ноту ля сделаем верхней соль. Теперь звучит выразительно: и аккорды обоих видов – 2 минорных и 2 мажорных, и движутся аккорды по ломаной линии – вверх-вниз-вверх.
Шаг 2 — уточнение тональности и схемы аккордов
Теперь, когда гармония готова на практике, её можно оценить с точки зрения теории.
И для песни здесь важно понятие тональности или к какому семейству принадлежат аккорды.
Так как у скрипичного ключа нет знаков диезов или бемолей, то все ноты в аккордах – основные или белые клавиши фортепиано. Это признак тональности C – самой простой и распространённой. Вот её аккорды от каждой ступени, обозначенные римскими цифрами.
Тональность явно выражена и слышна, если аккорды следуют по схеме: I-IV-V-I или по-научному в виде названий ступеней «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника».
В тональности до-мажор она в виде аккордов C-F-G-C и звучит радостно.
А в тональности ля-минор она была у нас изначально в виде аккордов Am-Dm-Em-Am и звучит грустно.
И такая схема звучит выразительно с переменным напряжением, поэтому её используют в припеве песни.
А теперь заметьте, что со схемой в нашей гармонии:
- 1-ая половина – аккорды Am-Dm – это движение ступеней I-IV в ля-миноре,
- 2-ая половина – аккорды G-C – движение ступеней V-I в до-мажоре.
То есть обе тональности смешались друг с другом: начало гармонии в Am, а окончание в C. Дело в том, что они параллельные тональности или как сёстры-близнецы: состав нот и аккорды у них одинаковые, только на 1-ой ступени разные аккорды — C и Am.
И настроение зависит от того, что звучит первым.
Если проиграть последовательность задом наперёд, начиная с C, то она звучит радостно. А если с Am, как в нашем случае, то грустно.
И тональность – это одна из главных характеристик песни. Она задаётся изначально или определяется после создания гармонии припева. Как правило, она одинакова во всех частях песни – куплет, проигрыш.
И мы можем остаться в этой тональности и продолжить создание песни в ней, а можем поменять для разнообразия. Для этого выделим аккорды и перенесём их выше, к примеру, на 3 ступени.
Теперь гармония начинается с Dm, а заканчивается в F. Они тоже параллельные тональности.
Единственно, в них вместо аккорда G – Gm. Чтобы сделать мажорный аккорд минорным, нужно опустить его среднюю ноту на полутон. Для это щелкнем по ней ПКМ для вызова меню и в поле Pitch – высота перед буквой ноты, в нашем случае си, поставим маленькую букву b – бемоль. В итоге настроение и звучание аккордов, переходы между ними не изменилось.
Раз тональность мы поменяли с Am на Dm, это нужно указать на нотоносце. Выбираем меню Insert – вставка – Meter/Key Change – смена размера/ключа и в списке Key Signatures – знаки при ключе выбираем 1 Flat , то есть тональность F, она же Dm с 1 бемолем при ключе на ноте си.
Шаг 3 — плавное соединение аккордов
Итак, когда тональность и аккорды гармонии выбраны, нужно на нотоносце соединить аккорды более плавно, чтобы сгладить переходы между ними в звучании.
Для этого применяются обращения – переносы звуков аккордов на октаву вверх или вниз, чтобы их ноты были примерно на одном уровне по высоте.
Обращение похоже на то, как мы делали из одного аккорда его брата , только нужно отступить ещё на 1 шаг. Так мы опустили ноту ля — квинту Dm.
У G квинту опустим переносом, а терцию, чтобы сохранить бемоль, через меню ноты и понижением на единичку номера октавы — цифры рядом с буквой ноты. C уже на нужной высоте, а у F опустим 2 ноты.
Совет – создавайте гармонию из трезвучий – самых простых видов аккордов. Септаккорды и другие сложные аккорды можете не использовать в начале сочинения или вообще. Лично я ими не пользуюсь.
Шаг 4 — удлинение и правка гармонии
У нас готовы 4 такта гармонии припева. Если поместить указатель воспроизведения в начало 5-ого такта, то в поле выше видно его положение – 9 секунд. Это слишком мало для звучания припева. Нужно как минимум 8 тактов.
И здесь 2 пути: 1 — добавить другие аккорды или 2 — скопировать уже имеющиеся, что мы и сделаем. Послушаем переход от F к Dm.
Мне хочется добавить в 4-ый такт движения, поэтому сделаем смену аккорда внутри него.
Для этого выберем половинные ноты и заменим на них целые в F: жмём клавишу E – Erase Tool – ластик и убираем ноту, жмём клавишу D – Draw Tool – карандаш и добавляем ноту.
Теперь выберем аккорд после F. Пробуем аккорды, которых ещё не было: Am, Em. Оба они звучат блекло. Пробуем повторить C, но не в основном виде, а в 1-ом обращении с другим оттенком звучания. Отлично и C здесь называется вспомогательным к F.
Шаг 5 — выбор тембра для фона
Итак, гармония припева готова и осталось выбрать для неё инструмент. Фортепиано здесь не подходит, потому что аккорды на нём звучат в начале резко и к концу такта затухают.
А они должны играть на фоне не выделяясь и ровно в течение такта.
И здесь отлично подойдут смычковые струнные – виолончели и скрипки.
Тем более жанр нашей песни рок, и состав инструментов в нём – живой: акустические барабаны, бас-гитара, гитары, то же фортепиано и фон из струнных или органа.
Знакомым способом добавим в проект расширение sfz: оно как и True Pianos устанавливается вместе с Сонаром и откроем его.
Это простой проигрыватель звуковых библиотек формата sf2 – сокращение от sound font 2 – звуковые шрифты. Это готовые записанные звуки разных музыкальных инструментов. Их нужно заранее скачать на компьютер, так как их встроенных в sfz нет.
Чтобы их загрузить, щелкнем по полю File и укажем путь до них. Нам нужны струнные, поэтому идём в папку Strings, далее Section — группы и выбираем для начала Big & Slow Strings – большие и медленные.
Теперь перенесём аккорды с фортепиано на струнные перетаскиваем прямоугольного участка с нотами и послушаем. Звучание слишком массивное и гнетущее. Всё-таки песня грустная и про любовь, а не трагичная и про похороны.
Пробуем другую библиотеку – Eletigna Cuerdas Final. Звучание, наоборот, более тонкое и мягкое.
Нужна золотая середина. Её я нашёл в звучании из папки Collections – наборы разных инструментов, папка Acoustic – живые инструменты, Rob и Full Strings 88.
Звучание одновременно и плотное, и резкое, только громкое – сделаем его тише ползунком громкости.
Раз на дорожке струнные, то переименуем её для удобства в Strings и переместим её вверх.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с 2-мя подходами к созданию песни – горизонтальным и вертикальным и сочинением последовательности аккордов. Поняли, как выбрать тональность, схему движения аккордов и тембр гармонии исходя из требований к песне. В следующем уроке мы поговорим про сочинение мелодии и текста припева.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов
Время на прочтение
6 мин
Количество просмотров 22K
Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число — значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:
В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг
Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным, против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:
Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.
Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру «Пила»:
Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:
Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.
На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.
Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.
Рассмотренный выше подход к созданию прогрессий я назвал линейным. Ниже будет рассмотрен второй — квинтовый. Оба подхода связаны и один другому не мешает — можно их комбинировать.
В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:
Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся — мажорные звуки, ниже — минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).
Секрет золотой секвенции
Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im
Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:
Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.
В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.
Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл
Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.
На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).
Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:
Нисходящий лад Шепарда дают также ходы dim7 по полутонам вниз, увеличенные по полутонам вверх, и уменьшенные по квартам вверх что часто можно увидеть в цепочках доминантсептаккордов:
Вернёмся к простым аккордам.
Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической:
Сопоставление минорных аккордов с мажорной доминантой звучит динамично так как при этих ходах сильно меняется линейное значение. Максимальное изменение гармонического минора можем наблюдать в прогрессии VI-V-I(крайний круг справа):
Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:
Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm…) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных «измерений».
А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi «Седьмой лепесток»(тоника Bb).
Анализ гармонии
Куплет начинается с обратной осевой. Во втором проходе аккорд -7 меняется на +8(ход в него более динамичен) что создает сопоставление двух квадратов или вопрос-ответ(рисунок выше).
Перед припевом гармония останавливается на Db(IIIb) и плавно выходит на припев(Δ-3). Припев начинается уже не с тоники, а с минорного аккорда Gb. Создается метрическая и гармоническая неустойчивости и это запускает фазу движения: минорный аккорд Gb(-7) на сильном времени, а тонический Bbm на слабом. Гармония замедляется в 2 раза, один аккорд на 2 такта, и плавно идёт на подъём. На стыке первого и второго прохода(красная стрелка выше) возникает самый динамичный ход натурального 7 звучного лада Δ8.
Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:
Весь гармонический путь песни:
Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними — линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.
Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры).
Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности
После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке «Установка тоники».
Квинтовые круги аккордов(файлы «Круг для печати» и «Круг для печати sus,dim,aug») и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.
Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:
Предыдущие статьи:
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.
Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.
Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.
Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).
Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
Содержание статьи
- Как правильно подбирать музыкальную гармонию
- Примеры аккордовых последовательностей
-
- До мажор
- Ре мажор
- Ля минор
- Как найти тонику
-
Как правильно подбирать музыкальную гармонию
В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.
Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.
Примеры аккордовых последовательностей
Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:
До мажор
- до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
- ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
- ми мажор, реже — ми минор (трезвучия 3-й ступени);
- ре минор (2-я ступень);
- си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.
А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.
Ре мажор
- ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
- си минор (трезвучие 6-й ступени)
- фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
- ми минор (2-я ступень)
- до# уменьшенное 7-й ступени.
Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.
Ля минор
Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:
- ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
- ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
- фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
- до мажор (трезвучие 3-й ступени);
- соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
- ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).
Как найти тонику
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.
Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.
Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент». Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:
- Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
- Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
- Играем аккорды в указанных выше блоках — то есть стандартные аккорды
- Поем (или играем) мелодию и «подбираем» на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, «щупаем» другие трезвучия.
- Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.
Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.
Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.
Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. Для тех, кто никогда не работал с бэк-вокалом, SAMESOUND.RU рассказывает, как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.
Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист.
Вокальные гармонии в основных интервалах
Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.
Пение в октаву
Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день), который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.
Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.
Пение в терцию
Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.
Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.
- Мелодия в терцию без исправления несоответствий в транспонировании (программно, через питч-шифтинг) 0:15
- Пение в терцию с исправлениями (программно, через питч-шифтинг) 0:15
Вокальные гармонии в других интервалах
Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).
Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.
Выборочные гармонии
Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.
Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.
Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.
- Пример выборочного гармонирования 0:29
Гармонические мелодии
Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:
- Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
- Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.
Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.
ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ
Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.
В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.
Ускорение и замедление
Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.
Разные голоса
Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.
Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.