Как исправить аккумулятор автомобиля

1

Сегодня мы поговорим про способы восстановления автомобильного аккумулятора, причины выхода его и строя, а также затронем тему устройства и принципы работы АКБ.

Силовая установка любого авто, будь то бензинового или дизельного, запускается при помощи специального силового электромотора – стартера.

Но чтобы стартер начал работать, его нужно запитать электроэнергией. Для этого в авто предусмотрен внешний источник электроэнергии – аккумуляторная батарея (аккумулятор, АКБ).

В основную задачу АКБ входит кратковременная отдача электроэнергии значительной мощности на стартер, чтобы обеспечить запуск силовой установки.

Помимо этого, аккумулятор обеспечивает энергией все электрические приборы авто, до того момента, пока не запустится мотор, после чего запитка бортовой сети производиться от генератора.

Сейчас производятся аккумуляторы, которые используются на авто, нескольких типов: кислотные, щелочные, недавно появились еще и гелевые.

Наибольшее распространение на автомобилях имеют кислотные батареи, поэтому их мы и будем рассматривать.

2

Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.

Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.

Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.

Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.

Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.

У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.

Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.

3

Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.

Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.

Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.

4

Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.

5

Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.

Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.

При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.

Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.

Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.

При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.

Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.

Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.

Устранение внешних неисправностей

Все неисправности аккумуляторной батареи можно разделить на внешние и внутренние.

Внешних неисправностей всего две – сильное окисление клемм, из-за чего происходит плохое соединение АКБ с бортовой сетью.

6

Второй неисправностью является пробой корпуса или из-за внешнего воздействия на него, или трещина на корпусе вызвана внутренними неисправностями.

7

По поводу клемм особо говорить нечего, если на них замечен сильный слой окислов, его счищают.

Пробой корпуса выявить несложно – из него будет протекать электролит. Трещину, если таковая имеется, можно заделать, но только в случае, если аккумулятор является обслуживаемым.

Из АКБ сливается электролит, после чего можно будет заделать трещину.

Для этого можно воспользоваться паяльником и куском пластика. Сначала пропаивается сама трещина, а затем для большей уверенности поверх припаивается подготовленный пластик.

После чего нужно проверить герметичность корпуса, залив него дистиллированную воду.

Внутренние неисправности

Внутренних неисправностей, которые возникают в АКБ значительно больше, причем большая часть из них наносит батареи вред, который устранить невозможно.

Одной из самых распространенных неисправностей батарей является сульфатация пластин.

К сульфатации АКБ приводит неправильная эксплуатация – долгое хранение батареи в разряженном состоянии, частые глубокие разряды, постоянные недозаряды батареи, поэтому важно подбирать аккумулятор по марке автомобиля.

Сама сульфатация – это образование на поверхности пластин сернокислого свинца, из-за которого электролит не может проникнуть вглубь активной массы, поэтому часть этой массы уже не может вступать в реакцию.

8

Сопротивление внутри АКБ возрастает, поэтому емкость падает, в итоге аккумулятор не может взять полностью заряд и быстро разряжается.

На ранних стадиях сульфатацию пластин можно устранить, но, если она глубокая – АКБ ремонту не подлежит.
Еще встречаются такие неисправности, как осыпание активной массы с пластин, с возможным последующим замыканием.

Обычно при несильном осыпании помогает промывка батарей дистиллированной водой.

Возможно и вздутие АКБ из-за замерзания электролита. Происходит в случае, если разряженная батарея находилась на сильном морозе.

Восстановлению автомобильный аккумулятор после замерзания не подлежит.

Способы устранения сульфатации

Способов устранения сульфатации пластин применяется несколько.

Первый метод.

Первым, самым распространенным методом является проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ). Использование этого метода позволит устранить сульфатацию на ранних стадиях и восстановить емкость АКБ.

Суть данного метода сводится к проведению цикла заряд-разряд. Для проведения КТЦ понадобиться наличие зарядного устройства, ареометра, вольтметра и источника потребления электроэнергии.

Сначала выполняется полная зарядка батареи. Зарядка АКБ производится током, по силе равным 10% от номинальной емкости, то есть при емкости батареи в 60 Ач, сила тока должна составлять 6 А. после зарядки к каждой банке проверяется плотность.

9

Данный показатель у полностью заряженной батареи должен составлять 1,27. Если это значение ниже, потребуется доведение плотности до нужного значения с последующей дозарядкой батареи в течение получаса, чтобы электролит перемешался.

10

После зарядки производится контрольный разряд. Для этого к клеммам подсоединяется источник потребления энергии. При этом потребление энергии подключенным потребителем не должно превышать 10% от емкости.

Лучше всего в качестве потребителя использовать автомобильную лампу накаливания, с определенной мощностью.

11

Высчитать мощность, которая нужна можно путем умножения силы тока и напряжения. Сила тока при расчете берется исходя из емкости батареи.

То есть, при расчете мощности, которая нужна для проведения разряда батареи на 60 Ач, сила тока берется 6А, умножается это значение на 12В. Получаем значение мощности в 72 Вт, примерно такой мощности и нужна лампа.

Далее батарея разряжается лампой, при этом периодически замеряется напряжение.

Разряжая батарею нужно добиться снижения напряжения на клеммах до 10,2 В. Это значение напряжения будет указывать о полном разряде батареи.

При этом замеряется время, за которое произошла разрядка АКБ. У нового аккумулятора данное значение должно составлять около 10 часов. Чем меньше время разрядки, тем больше АКБ потерял свою емкость.

Надолго разряженный аккумулятор оставлять нельзя, его сразу же нужно ставить на зарядку до полного восстановления заряда.

При выполнении данной операции емкость батареи восстановится, а за счет снижения сульфатации снизиться внутренней сопротивление.

Следующий метод.

Вторым методом удаления сульфатации является применение реверсивных токов при зарядке батареи.

Недостатком метода реверсивного тока является потребность в специальном оборудовании – генераторе реверсивного тока.

Суть данного метода сводиться к длительному заряду батареи малыми токами.

Так при незначительной сульфатации АКБ заряжается незначительным током – 0,5-2 А. Причем зарядка производится длительный период, иногда может достигать 50 часов.

Окончанием процесса десульфатации является неизменность напряжения на клеммах, а также неменяющаяся плотность электролита в течение 2 и более часов.

12

Третий метод, использующийся для восстановления АКБ.

Является промывка батареи с последующей ее зарядкой. Но метод этот длительный и затянуться его выполнение может до месяца.

С аккумулятора сливается электролит, и на его место заливается дистиллят. После чего батарея ставится на зарядку при напряжении в 14 В.

13

После начала закипания дистиллята – напряжение несколько снижается. Основная цель – поддерживать кипение в АКБ, но неинтенсивное.

Со временем плотность дистиллята будет повышаться за счет растворения в воде сульфата свинца. После этого вода сливается, и заливается новая и АКБ снова ставится на зарядку, под небольшое напряжение.

Нужно добиться того, чтобы в дистилляте появлялись пузырьки, но до закипания он не доводился.

На зарядке АКБ нужно будет держать до тех пор, пока плотность не будет меняться на протяжении нескольких дней.

Химический способ.

Есть и быстрый способ удаления сульфатации – химический. Сводиться он к промывке батареи раствором аммиака и трилона Б

14

Перед промывкой раствором, аккумулятор заряжается, с него сливается электролит и промывается дистиллятом.

Затем в банки заливается водный раствор, в который добавлено 2% от объема воды трилона Б и 5%-аммиака.

15

Этот раствор вступит в реакцию с сульфатным раствором, сопровождаться эта реакция будет кипением раствора и брызгами.

Как только кипение прекратиться – раствор можно сливать, банки промываются водой, а затем заливается электролит и батарея заряжается.

Предотвращение неисправностей аккумулятора

Все неисправности с аккумулятором не возникают сами по себе, случаются они из-за небрежной эксплуатации и игнорирование проведения периодического обслуживания.

Батарея сам по себе требует не особо много внимания. Достаточно раз в полгода подзаряжать ее зарядным устройством.

Перед постановкой на зарядку, если батарея обслуживаемая, нужно проследить за уровнем электролита и при надобности восстановить его.

Также следует после зарядки проверить плотность электролита в каждой банке.

Отличий по показаниям плотности между банками не должно быть, или же разница между ними должна быть минимальная.

Перед установкой нового АКБ на авто нелишним будет проверить напряжение, выдаваемое генератором, чтобы исключить перезаряд.

И устанавливая новую батарею на авто нужно его хорошо закрепить, чтобы предотвратить возможное повреждение корпуса.
источник www.avto-pulss.ru

Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом постепенно изнашиваются. За несколько лет работы у них падает плотность, снижается скорость заряда и падает максимальный отдаваемый ток. Все это негативно сказывается на производимой ими работе и может стать причиной невозможности завести двигатель в критический момент. Невзирая на необратимость процессов, протекающих внутри АКБ, в некоторой степени их можно вернуть к нормальной работе. Но как восстановить батарею своими руками в домашних условиях, чтобы продлить ее жизнь на полгода-год?

Особенности работы аккумуляторов

Любой классический автомобильный аккумулятор, а речь идет именно о свинцово-кислотных моделях, работает по одному принципу. Прежде всего, он состоит из решетчатых электродов, заполненных активной пастой. Между ними имеется сепаратор, разделяющий среды и исключающий короткое замыкание через частицы вещества. Все внутреннее пространство заполнено жидким или гелевым электролитом. Независимо от его физического состояния, в виде пропитки в абсорбере — гель или жидкость — он состоит на 30-37% из соляной кислоты и на 63-70% дистиллированной воды. Активная паста накапливается ионы, которые через электролит переносят заряды с положительной на отрицательную обкладку. Раствор забивается осадком после химической реакции, а газообразные соединения улетучиваются, что приводит к уменьшению количественного состава вещества. Каждый цикл заряда-разряда приводит к испарению дополнительного количества воды.

Заводские меры продления срока службы АКБ

При длительном простое в разряженном состоянии в АКБ происходит сульфация пластин. Из-за этого сопротивление батареи увеличивается, и вероятность восстановить источник тока все меньше. Аналогично невозможно оживить аккумулятор, если произошло разрушение активной пасты и высыпание в поддон корпуса. Для решения этой проблемы производители применяют ряд технологий:

  1. Штампованные пластины с окошками особой конфигурации, чтобы паста как бы застревала в них.
  2. Все пластины одеваются в волокнистые сепараторы конвертного типа. Если паста начнет обсыпаться, то она останется внутри сепаратора.
  3. Легирование электродов кальцием и серебром для повышения надежности и продления срока службы.
  4. В крышках новых моделей кислотных свинцовых батарей автомобиля имеется лабиринтная структура, благодаря которой происходит конденсация газа в жидкость.

Причины разрядки батареи

Сразу стоит сказать, что для восстановления потребуется использование как минимум заводского зарядного прибора. Также допускается возможность применения импульсного зарядно-разрядного устройства собственного производства с контролем времени, напряжения и тока заряжаемого источника. Существуют заводские изделия с программами зарядки разных типов батарей, свинцово-сурьмянистых, кальций-сурьмянистых, кальций-кальциевых и с серебряным напылением с жидким, капиллярным и гелевым электролитом. Для каждого типа батарей применяется свой особый принцип ремонта.

Чтобы выяснить, как восстановить пластины и заряд АКБ в общем, необходимо знать причины его выхода из строя. Их существует несколько:

  1. Глубокий разряд вследствие длительного отсутствия заряда. Из-за этого образуется соль на пластинах, которую при восстановительной зарядке нужно будет растворить. Возможность реанимации зависит от срока нахождения в таком состоянии.
  2. Значительная сульфатация с образованием толстого слоя. Такое состояние является следствием длительного нахождения батареи в разряженном состоянии — от нескольких лет. Восстановление возможно только с помощью специального оборудования. Аккумулятор вернется к неполным паспортным характеристикам, на 30-50% меньше заявленных.
  3. КЗ пластин в результате разрушения структуры активной пасты и ее обсыпания. Никакого восстановления в такой ситуации быть не может.
  4. Закипание и снижение уровня электролита. Для реанимации достаточно долить дистиллированную воду и зарядить длительным циклом на низком токе с использованием специального устройства. Данное состояние чаще является следствием проблемы в генераторе или регуляторе тока заряда. Если электролит остался прозрачным и пластины не осыпались, старый автомобильный свинцовый аккумулятор можно починить.
  5. Срок службы. В аккумуляторе машины протекают необратимые химические процессы, поэтому после 5-7 лет эксплуатации поднять ток и увеличить емкость батареи невозможно.

Этапы по восстановлению аккумулятора автомобиля

Процесс по восстановлению рабочих характеристик батареи состоит из нескольких этапов. Их количество и зависит от типа элемента питания. Если вы имеете дело с необслуживаемыми АКБ, то реанимация будет протекать сложнее.

Проверка уровня электролита

В обслуживаемых батареях можно проверить уровень электролита. Для этого достаточно открутить пробки и взглянуть внутрь. Во всех банках пластины должны быть прикрыты жидкостью. Если торцы электродных решеток будут видны, необходимо добавить воду, слегка прикрыв их.

Кратковременный глубокий разряд в ноль

Если батарея кратковременно разрядилась в ноль, то ее можно восстановить. Делается это методом переполюсовки, то есть зажим «+» подключается к контакту АКБ «-». Соответственно, минус с ЗУ на плюс батареи. В таком состоянии нужно подавать малый ток в течение 5 минут, не более 3 А. Затем, выполняется обратное подключение, и аккумулятор заряжается в обычном режиме до 14,8 В для обычных и 14,4 В для AGM. Ток заряда ставится на значение не более 7% от емкости.

Цикл заряд-разряд

Если батарея длительное время простояла без дела и разрядилась и пластины сульфицировались, есть способ частично восстановить источник питания. Для этого применяют технологию КТЦ или контрольно-тренировочный цикл. Сначала ее нужно зарядить с переполюсовкой, чтобы разрушить образовавшуюся соль на пластинах. После чего к АКБ подключите 3 лампы ближнего света или иную эквивалентную нагрузку и разрядите до 10,5 В. Цикл повторите 3 раза.

Малотоковая зарядка

Существует еще один метод реанимации батарей. Он заключается в воздействии на пластины малым током долгое время. Так можно восстановить только те источники, которые сравнительно малое время пробыли в состоянии низкого заряда. На зарядном устройстве ставят ток не более 1,5 А, а напряжение до 19 В. Выжидают до 2 суток в зависимости от состояния батареи.

Восстановить полный заряд описанными способами невозможно. Так только частично поднимается энергоемкость и срок службы буквально на несколько месяцев. Напоминаем, что в кислотном элементе питания происходят необратимые процессы.

Интернет-магазин AKBMOSCOW

Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

11.01.2022

Как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Стартерный аккумулятор в автомобиле предназначен для накапливания электроэнергии во время работы двигателя, запуска авто и обслуживания бортовых систем во время стоянки. Первый признак умершей батареи – не загорается панель приборов и фары. Если АКБ просто подразряжен – стартер пытается прокрутить двигатель, но ему «не хватает». В данной статье мы рассмотрим способы восстановления аккумулятора в домашних условиях.

Конструкция кислотных АКБ

Свинцово-кислотные аккумуляторы являются самыми распространенными стартерными батареями. Все АКБ схожи по своему строению. Корпус выполнен из кислотостойкого пластика. В обслуживаемых батареях присутствуют пробки для контроля уровня электролита. Необслуживаемые имеют только вентиляционные отверстия для компенсации внутреннего давления. Все 12-ти вольтовые АКБ имеют 6 секций (банок), в которых находятся свинцовые пластины с нанесенной на них активной массой. Каждая заряженная банка способна хранить 2,1 Вольта, итого на 6 банок получается 12,6В – стандартный заряд исправной АКБ.

Конструкция кислотного аккумулятора

Плюсовые и минусовые пластины соединены перемычками, которые подведены к соответствующим токовыводам (клеммам). В каждую банку залит электролит – смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Либо, как в AGM технологии, электролитом пропитано стекловолокно, запрессованное между пластин.

Не будем загружать Вас научными терминами из химии, расскажем проще: во время зарядки батареи электроэнергия превращается в химическую реакцию, и АКБ накапливает электричество. Во время разрядки наоборот, из химической реакции получается электричество.

Причины выхода из строя автомобильного аккумулятора

Перечислим наиболее частые причины поломки аккумулятора:

  • Глубокий разряд. Если с момента разряда АКБ прошло не более недели – АКБ можно восстановить.
  • Сульфатация пластин наступает при продолжительно оставлении батареи в разряженном состоянии. Для восстановления работоспособности необходимо проводить десульфатацию аккумулятора на специальном оборудовании, но к прежним характеристикам она уже не вернется.
  • Короткое замыкание пластин. При сильной сульфатации или при осыпании активной массы в одной или нескольких банках, происходит смыкание положительной и отрицательной пластин. Это никак не лечится, батарея подлежит замене.
  • Выкипание электролита и оголение пластин. Происходит, как правило, в обслуживаемых батареях при отсутствии контроля со стороны автовладельца. При этом есть риск осыпания пластин и помутнения электролита. При частом выкипании также необходимо проверить работу генератора автомобиля, возможно причина кроется в нём.
  • Возраст. Ну тут ничего не поделаешь, с возрастными неисправностями, такими как потеря емкости и пускового тока, осыпание пластин, бороться можно только одним способом – купить новый аккумулятор.

В каких случаях аккумулятор нельзя реанимировать

Иногда севший аккумулятор восстановить никак не получится. К примеру, при повреждении пластикового корпуса. Как бы вы не запаивали и не заклеивали трещину, она всё равно даст течь.

При коротком замыкании, в давние времена дефицита аккумуляторов, народные умельцы вскрывали корпус, вырезали банку, вставляли из донора новую, всё запаивали и заваривали. На данный момент гораздо дешевле будет купить новую батарею. Да и мастеров таких уже не осталось.

В полностью разряженном АКБ на сильном морозе вода отслаивается от кислоты и замерзает. Льдом разрывает пластины внутри, и батарея восстановлению не подлежит.

Сульфатация пластин аккумулятора

При жесткой сульфатации пластин в АКБ страдает такая характеристика, как пусковой ток. Да, десульфатировать батарею можно, она возможно даже примет заряд, но сгодится только для подсветки в гараже, машину она не заведет в связи с понижением тока холодной прокрутки.

Если аккумулятору больше пяти лет, восстановить емкость не получится. Со временем химический ресурс пластин расходуется, и вместе с пусковым током уменьшается и номинальная емкость, это нормальный процесс.

Способы восстановления аккумулятора

Рассмотрим некоторые способы оживления аккумулятора автомобиля. Прежде всего, зимой, он должен быть разморожен. При наличии пробок необходимо проверить уровень электролита и довести до нормы.

Переплюсовка

Реанимировать АКБ своими руками можно даже после кратковременного разряда «в ноль». Для этого ставим зажим (+) зарядного устройства на минусовую клемму АКБ, зажим (–) на плюсовую, и 5 минут малым током в 2-3 ампера заряжаем. После чего подключаемся по нормальному, выставляем 14,8-16 вольт для обычных и 14,1-14,4 для AGM батарей, амперы ставим 5-7% от емкости и ждем полной зарядки батареи.

Контрольно-тренировочный цикл

После долгого простоя авто в АКБ происходит глубокий разряд, и пластины сульфатируются, при этом скорость электрохимической реакции замедляется или вообще прекращается. Чтобы восстановить емкость аккумулятора и пусковой ток, применяется метод КТЦ. Суть его заключается в следующем. Для начала производим зарядку методом переплюсовки. После того, как в аккумуляторе напряжение достигнет рабочих 12,6 вольт, присоединяем к батарее, к примеру, 2 лампы ближнего света, и разряжаем его до 10,2-10,5В. Затем сразу же опять заряжаем. И так 2-3 раза.

Контрольно тренировочный цикл акб

Данный метод неудобен тем, что потребуется несколько суток для выполнения полного цикла, но батарея воспрянет духом.

Зарядка малым током

В домашних условиях слегка засульфатированный аккумулятор можно оживить, имея в наличии импульсное зарядное устройство с возможностью регулировок силы тока и напряжения. Для этого на ЗУ необходимо выставить 1-1,5 ампер и напряжение 17-19 вольт. По времени может понадобиться несколько суток. Таким образом сульфатные соли растворяться в электролите и батарея хоть частично, но восстановится. Данный вариант спасения можно комбинировать с КТЦ.

Безусловно, все перечисленные методы не относятся к старым (более 5 лет) аккумуляторам. Промывка батареи и смена электролита также ни к чему не приведут. Если он мутный, значит осыпалась активная масса с пластин. При промывке и замене электролита эта масса вдруг, волшебным образом, не появится на пластинах, какие бы вы заклинания не произносили.

На данный момент на сервисных центрах по обслуживанию аккумуляторов в наличии имеются мощные зарядно-десульфатирующие устройства, с помощью которых можно вытащить с того света практически любую батарею. Если Вы сомневаетесь в своих силах – лучше обращайтесь к профессионалам.

Как продлить жизнь аккумуляторной батареи

Для того чтобы автомобильный аккумулятор полноценно выполнял свою функцию, необходимо следить за состоянием автомобиля. Прежде всего – проверить работу генератора на холостом ходу при включенной нагрузке. Напряжение должно соответствовать 13,8-14,8В.

Затем протестировать машину на наличие утечки тока, которая не должна превышать 0,05 Ом. При длительных стоянках отключать клемму «минус» от АКБ, а в зимний период снимать батарею и хранить в теплом помещении. Не допускать разряда АКБ ниже 12В. Также целесообразно проводить профилактическую подзарядку АКБ, особенно при коротких поездках в городском режиме, при сильных морозах.

При наличии необходимых навыков и простого оборудования Вы сами, в домашних условиях, сможете продлить батарее жизнь. Однако, реанимировать старый, повидавший на своем веку аккумулятор экономически нецелесообразно, проще сдать его в зачет при покупке новой батареи.

Чтобы восстановить аккумулятор автомобиля поймите причину, что произошло с батареей.

Причинами выхода из строя АКБ могут быть:

  1. Окись контактов клемм аккумулятора
  2. Аккумулятор потерял емкость и пусковые токи из-за недозарядки от генератора, либо утечки тока, др.
  3. Сульфатация пластин
  4. Короткое замыкание в одной из ячеек (банок) аккумулятора.
  5. Понижение уровня электролита внутри аккумулятора.
  6. Замерзание аккумулятора.

Окись на клеммах.

Самое простое, что может быть причиной нестабильной работы батареи. Из-за окиси на клеммах примыкание проводов к токовыводам батареи плохое. Поэтому ток от стартера на АКБ не поступает и аккумулятор не заряжается. В критический момент батарея просто не запустит стартер автомобиля.

В этом случае требуется:

— снять ветошью нарост окиси на клеммах,

— зачистить токовыводы АКБ и клемм,

— смазать клеммы технической пастой, либо обработать специальным аэрозольным спреем,

— подзарядить аккумулятор.

Аккумулятор сел и не прокручивает стартер автомобиля — самая распространенная причина. 

К полной либо частичной разрядке стартерной батареи могут привести следующие моменты:

— короткие городские поездки, длительные простои,

утечка тока из-за поврежденной изоляции проводов в автомобиле, дополнительно установленные внешние источники потребления энергии (сигнализация, рация и пр.),

просто забытый включенный свет в салоне авто, либо заклинивание концевика, например, в багажнике машины.

В разряженной батарее плотность электролита может быть 1.18-1.22 г/см куб., напряжение на клеммах под нагрузкой менее 10 В. В этом случае батарею можно просто подзарядить.

Для подзарядки АКБ подойдет любое трансформаторное, либо импульсное зарядное устройство.

Если устройство автоматическое Вам нужно последовательно подключить его к аккумулятору:

— подключить провода ЗУ к АКБ, плюс к плюсу, минус к минусу;

— подключить оборудование к стационарной сети;

— выбрать режим зарядки.

Все остальное сделает само устройство и проконтролирует силу зарядного тока до полного заряда АКБ.

Полностью заряженным аккумулятор можно считать, если напряжение и ток зарядки остаются неизменными 1-2 часа.

Если у вас зарядное устройство не автоматическое, тогда следует помнить общие правила подзарядки. Заряжать батарею следует величиной тока в 10% от общей емкости АКБ. То есть, если у вас аккумулятор 60 Аh, то заряжать его нужно током в 6 А.

После полной зарядки АКБ плотность электролита поднимется, напряжение на клеммах восстановится и батарея снова будет готова к эксплуатации.

Сульфатация пластин.

 Другими словами, это кристаллизация серной кислоты на поверхности пластин, которая препятствует их нормальной «работе».  Происходит это по причинам естественного износа источника питания, а также преждевременно, если:

— вы доливали в аккумулятор чистый электролит,

— батарея находилась долгое время в недозаряженном состоянии,

— аккумулятор неоднократно доводился до глубоких разрядов,

— неправильное хранение.

Признаком сульфатации служат следующие очевидные подсказки:

— емкость батареи стремительно падает (быстро разряжается),

—  при подключении к зарядному устройству АКБ быстро заряжается и начинает кипеть,

—  на борту авто после поездок наблюдается перегрев пластин, кипение электролита и повышение напряжения на выводах.

 Восстановить такой аккумулятор почти невозможно. Но, в незапущенных случаях батарею можно попытаться восстановить при помощи:

— специального зарядного устройства с функцией десульфатации,

— посредством длительной зарядки аккумулятора малым током, предварительно долив в АКБ дистиллированной воды.

Короткое замыкание в одной из ячеек (банок) аккумулятора. 

Короткое замыкание, как правило, происходит по причине осыпания активной массы, имеющийся шлам соприкасаясь с отрицательной и положительной пластинами замыкает их.

 Очевидными признаками будут следующие факты:

— в одной из ячеек кипит электролит;

— в одной ячейке электролит мутный;

— напряжение на клеммах после зарядки 10-10,6 В.

В домашних условиях восстановить источник питания с коротким замыканием фактически невозможно. Такой аккумулятор лучше сдать в приемный пункт.

Понижение уровня электролита внутри аккумулятора.

При длительных сроках эксплуатации, либо при негерметичной спайке крышки аккумулятора (или появления трещин) происходит уменьшение жидкости уровня внутри АКБ.

В первом случае, это происходит по причине испарения из состава дистиллированной воды. Во втором случае – по причине утечки электролита.

Восстановить АКБ при испарении дистиллированной воды просто:

— необходимо долить дистиллированную воду в заливочные отверстия АКБ, чтобы оголенные пластины были закрыты составом примерно на 1-1,5 см,

— подзарядить аккумулятор.

При негерметичной спайке крышки батареи можно самостоятельно запаять место утечки электролита и долить дистиллированной воды в ячейку, из которой уходила жидкость. Затем нужно подзарядить аккумулятор.

Замерзание аккумулятора

Замёрзшая аккумуляторная батарея приобретает округлые формы. Замерзший электролит расширяясь внутри АКБ, как правило, ломает пластины и восстановить такую батарею нельзя.

Замерзание аккумулятора происходит из-за глубокого разряда батареи или низкой плотности электролита при значительных минусовых температурах.

Видео-инструкцию по данному вопросу смотрите на YouTube канале «Первой аккумуляторной компании».

Купить подобранные батареи для вашего авто всегда можно в магазинах «Первой аккумуляторной компании». А при заказе заказе через интернет магазин 1AK.by. Вы получите бесплатную доставку АКБ к вашему дому.

Подпишитесь на рассылку

И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях

Автомобильный аккумулятор — это питающий элемент в автомобиле, он даёт заряд стартеру, который заводит двигатель, после чего питание уже обеспечивает генератор. Аккумулятор питает автомобиль с заглушённым двигателем, при высокой нагрузке подпитывает на холостых. Этот узел нельзя назвать самым важным, но и без него машина не заведётся и не поедет. С течением времени или из-за неправильной эксплуатации узел выходит из строя. В статье рассмотрим распространённые поломки АКБ, как правильно заряжать аккумулятор и какие ещё бывают поломки и способы их устранения.

Какие виды аккумуляторов бывают

Современные аккумуляторы для автомобиля бывают кислотными, щелочными, одна из последних разработок — гелиевые АКБ. Но у нас в стране используют в подавляющем большинстве случаев старые и привычные всем кислотные конструкции. О них и поговорим.

Любой аккумулятор имеет свой срок использования, заряжать и пытаться восстановить АКБ, которая просто отработала свой срок, не стоит. А вот если поломка произошла с относительно новой батареей, можно попробовать всё исправить.

Стоит немного поговорить о конструкции автомобильного аккумулятора. Внешне это квадратный пластиковый корпус и две клеммы. АКБ бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Отличить одну от другой довольно просто — у обслуживаемой на верхней крышке корпуса есть закрученные пробками отверстия, у необслуживаемой ничего подобного нет, кроме небольших отверстий для спуска газов.

Внутреннее устройство гораздо сложнее. Здесь располагается 6 секций, в народе их называют банки. В них рабочие элементы аккумулятора — свинцовые пластины с положительным и отрицательным зарядом и нанесённой активной массой. Пластины чередуются — после положительной идёт отрицательная, и так заполнено всё пространство. Чтобы пластины не соприкоснулись и не замкнулись, между ними стоит сепаратор.

Группы пластин объединяются в блоки, у каждого есть выводная перемычка — баретка, она присоединяется к мосту. Баретка объединяет блоки банок в общий мост и выводит их на клемму.

Принцип работы батареи автомобиля, как и любой другой, — химическая реакция, из-за которой идёт отдача электроэнергии. То есть аккумулятор не генерирует энергию, он запасает её впрок и потом отдаёт. Для проведения химической реакции банки заполняются электролитом — кислота и дистиллированная вода в строгой пропорции.

Когда АКБ заряжается, электрическая энергия переходит в химическую, при подключении к электросети проходит процесс в обратном направлении. Если рассматривать процесс совсем на пальцах, то:

  • При включении в сеть положительные и отрицательные пластины свинца в банках и электролит вступают в химическую реакцию.

  • Высвобождается электрическая энергия и подаётся в сеть.

  • На пластинах с отрицательным зарядом образуется сульфат свинца.

Когда мы ставим заряжать аккумулятор автомобиля, идёт процесс в противоположном направлении: слой сульфата растворяет электролит и оседает слоем диоксида уже на положительных пластинах. С течением времени или от сильных разрядов этот процесс внутри аккумулятора прекращается, слой свинца не растворяется, и батарея не держит заряд.

Внешние неисправности АКБ

Поломки делятся на внешние и внутренние. Внешние — окисление клемм или нарушение герметичности корпуса. В случае с клеммами всё примерно ясно — толстый слой загрязнения нарушает контакт с бортовой сетью, из-за чего напряжение не идёт к потребителю. Устранить эту неисправность несложно — очистим клемму. Щадящие методы очистки подручными средствами:

  • содой;

  • наждачкой или металлической щёткой;

  • бензином.

Не советуем делать чистку клемм WD-40, так как в её составе есть токопроводящие вещества неизвестной природы. Не стоит использовать ацетон — он слишком агрессивный для металлов. Чтобы предотвратить окисление клемм в будущем, советуем обработать их специальными средствами. Перед тем как зарядить АКБ, обязательно очистите клеммы.

Вторая внешняя неисправность — пробой в корпусе. Возникает из-за механического воздействия, внутренних поломок.

Пробоину найти несложно, даже если она маленькая, — по вытекающему электролиту. Её можно заделывать только на обслуживаемой батарее, устройство необслуживаемой не подразумевает такого ремонта. Для этого сливают электролит, трещину пропаивают, а сверху ставят латку из куска пластика. После проведения ремонта проверяют герметичность дистиллированной водой.

Внутренние неисправности

С внутренними неисправностями всё гораздо сложнее, все они чаще всего связаны с тем, что заряжать аккумулятор автомобиля нужно правильно, не допускать глубоких разрядов, не хранить его разряженным. Проще не допустить поломку, чем устранить её. Самая частая внутренняя поломка — сульфатация пластин, о чём уже говорили выше. На отрицательных пластинах оседает слой сульфата свинца и уже не растворяется, процесс накопления и высвобождения электроэнергии прекращается либо становится хуже. Проще говоря, АКБ больше не заряжается. 

В начальной стадии можно побороть эту проблему.

Ещё одна внутренняя неисправность — осыпание активной массы и замыкание, если замыкание слабое, можно попробовать промыть АКБ дистиллированной водой.

Вздутие тоже относится к внутренним поломкам, если разряженная АКБ простояла долго при очень низкой температуре, её могло раздуть, замёрзший и раздутый аккумулятор ремонтировать, увы, нельзя.

Первый метод устранения сульфатации

Этот метод используют чаще всего, и заключается он в проведении КТЦ, то есть контрольно-тренировочного цикла. На начальных стадиях образования сульфатов метод помогает восстановить ёмкость батареи.

Суть этого способа очень проста — разряжаем и заряжаем батарею в несколько циклов. Для этого нужны:

  • зарядное устройство;

  • ареометр;

  • вольтметр;

  • потребитель электрической энергии.

Первым делом полностью заряжаем аккумулятор током по силе равным 10% от номинальной ёмкости. Сколько нужно для батареи в 60 A·ч? Сила тока здесь составит 6 А. По окончании в банках замеряют плотность, при полном заряде она должна равняться 1,27 при +15оС. При более низком показателе подключаем к зарядному устройству ещё на полчаса, чтобы электролит перемешался.

Следующий цикл — разряд. Подключаем к АКБ потребителя не более 10% от ёмкости батареи. Оптимально использовать для этого автомобильную лампу с нужной мощностью, для ускорения процесса советуем брать лампу накаливания. Нужную мощность высчитываем по такой формуле: умножаем силу тока на напряжение. То есть если у АКБ 60 A·ч сила тока 6 А умножается на 12 В, то получаем нужную мощность лампы в 72 Вт.

Во время разрядки периодически проверяем напряжение, доводим его до 10,2 В — полный разряд. Одновременно замеряем необходимое для полного разряда время, у новой детали на это уйдёт примерно 10 часов. Чем короче нужный промежуток времени — тем больше потери в ёмкости.

После выполнения нескольких таких циклов мы снизим сульфатацию и внутреннее сопротивление, что восстановит ёмкость, может, не на 100%, но хоть на какую-то часть. Сколько таких циклов понадобится? Всё зависит от сложности ситуации.

Источник изображения

Второй метод устранения сульфатации

Здесь в основе реверсивные токи, но для реализации понадобится генератор реверсивного тока. В процессе АКБ нужно заряжать малыми токами, если сульфатация незначительная, то достаточно тока 0,5–2 А и зарядки на протяжении 50 часов или около того. Когда на протяжении 2 часов напряжение на клеммах и плотность электролита не меняются, процесс считается завершённым.

Третий метод устранения сульфатации

Этот метод уже проще реализовать в домашних условиях — это промывка и зарядка. Но процесс это длительный, иногда до месяца. Для проведения с АКБ сливают электролит и вместо него заливают дистиллированную воду, деталь подключают к зарядному устройству с напряжением 14 В. Ждём, когда вода закипит, снижаем напряжение. Наша цель — поддерживать кипение внутри батареи, но не сильное.

Источник изображения

Понять, что процесс приносит результаты, можно по увеличению плотности воды, так как в ней будет растворяться сульфат свинца. После повышения плотности воду меняем и снова подключаем к зарядному электрическому устройству с небольшим напряжением. Наша цель — образование пузырьков в воде, но до кипения не доводим. Процесс проводим, пока плотность не перестанет повышаться.

Химический метод

Для проведения этого метода промываем батарею раствором аммиака и Трилона Б. Для начала АКБ разряжаем, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Готовим раствор: на 3 литра раствора 60 г порошка Трилона Б, 662 мл 25% раствора аммиака, 2340 мл дисводы. Если используете раствор аммиака 10%, то его берём в количестве 1560 мл, дисводы 1140 мл, Трилона Б 60 г. 

Раствор активирует химическую реакцию с кипением и даже брызгами. Ждём окончания реакции и сливаем раствор, заливаем электролит и заряжаем АКБ.

Как не допустить поломки АКБ

Сколько времени служит новая АКБ? В среднем 3–5 лет, зависит от интенсивности использования, качества самого устройства и правильности его подбора под потребности автомобиля.

Если аккумулятор ещё не отработал свой срок, но у него уже есть поломка, это в большинстве случаев следствие небрежного обращения и отсутствие обслуживания. При этом устройство не требует сложного ухода — заряжать аккумулятор периодически, правильно и нужное количество часов, обрабатывать клеммы, доливать электролит в обслуживаемые модели — и он проработает гарантийный срок.

Перед тем как поставить заряжать аккумулятор, проверяем плотность электролита, она должна быть примерно одинаковой в каждой банке, допускается только небольшое отклонение. Также к уходу за АКБ можно отнести и проверку напряжения, которое выдаёт генератор, чтобы не допускать перезаряда или недозаряда. Для длительной работы аккумулятора поможем подобрать генератор, подходящий для вашей модели авто. Ну а если он уже просто отслужил свой срок, то ничего не поделать, старый нужно сдавать в переработку и приобретать для своего автомобиля новый. А с этим мы с радостью поможем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти в хроме свойства обозревателя
  • Как можно найти относительную влажность воздуха
  • Как найти телефон если потерял в снегу
  • Как найти свой природный талант
  • Как найти абсолютную погрешность табличного значения