Как исправить букву р у подростка в домашних условиях

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Содержание статьи

  1. Причины некорректного произношения
  2. Составление коррекционной программы
  3. Гимнастика для губ
  4. Гимнастика для языка
  5. Три способа постановки
  6. Домашние коррекционные занятия

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

  1. «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
  2. «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
  3. «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

  • сначала малыш проговаривает его в слогах;
  • затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
  • подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Ребенок совершенно не выговаривает звук «р» – что делать? Эта проблема может быть решена не только педагогами-специалистами, но и самими родителями. Упражнения – вот ключ к открытию этой дверцы. Если же родители не разберутся с этим сразу, то привычка произносить «р» неправильно перейдет в дошкольный возраст. А там процесс переучивания займет гораздо более длительное время, чем если вы уделите этой проблеме внимание, когда ребенок только учится говорить, т.е. в возрасте 2-3 лет.

САМАЯ СЛОЖНЫЙ ЗВУК

Звук «р» является самым сложны для произношения звуком русского языка.  Это звание он получил вполне оправдано, потому что при его произношении язык должен занять во рту самое неуклюжее положение. Поэтому, чтобы научить чадо выговаривать этот сложный звук, подчас нужно хорошо потрудиться над его проговариванием. Существует даже научный термин, который обозначает неумение произносить «р», – картавость.

Однако нет ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут, а родительская любовь сделает даже невозможное, если она проявится регулярными выполнениями упражнений. Научить ребенка правильно выговаривать любой сложный звук можно, даже если речь идет о звуке «р». Но, прежде чем мы начнем изучать упражнения, изучим основы произношения данного звука.

Правильное положение языка при произнесении звука «р»

В каком же положении должен находиться язык, чтобы правильно произнести звук «р»? Чтобы поставить язык ребенка в правильное положение, родителю необходимо понять, что же происходит в его собственном рту, когда он выговаривает этот звук. Учебник по фонетике нам сообщает, что для правильного выговаривания этого звука необходимо язык поднять к альвеолам – зубным лункам, в которых расположен корень зуба, и проходящая в это отверстие струя заставляет дрожать кончик языка, а мы слышим звук «р».

Виды неправильного произношения звука «р»

Картавость, а по-научному – «ротацизм», заставляет вибрировать щеки, губы, заднюю часть языка, в общем, что угодно, но не кончик языка. При этом звук выходит какой угодно: «г», «ж», «л», «б», но только не «р». В зависимости от того, какие органы участвуют в создании неправильного звука, выделяют:

  • ротацизм щечный;
  • ротацизм боковой, при котором вибрирует боковая часть языка;
  • «французский», как говорят в народе, или по-научному – увулярный ротацизм;
  • когда в вибрации участвуют губы, то это «кучерский» ротацизм и т.д.

Иногда дети совсем выбрасывают неподдающийся звук из речи, чтобы с ним не было проблем. Тогда появляются неполные слова типа «ыба», «мойе», «озы» и т.п. И даже если родители не считают, что в 2-3 года это большая проблема, то когда крохе исполняется пять лет, им приходится серьезно задуматься, как научить ребенка в 5 лет выговаривать «р».

Ведь теперь малыш может встретиться с насмешками сверстников, и ему будет неприятно выслушивать упреки в свой адрес, так же как и обидные прозвища. Бывает, что родителям даже нравится «французское» произношение детей, и они не видят в нем проблему. Однако, не обращая внимания на отклонение от нормы, мама с папой оказывают своему чаду медвежью услугу.

Когда кроха станет взрослым, то многие интересные профессии, где требуется правильное произношение всех звуков речи, будут ему недоступны. Ребенок не сможет стать ни хорошим педагогом, ни диктором на радио или телевидении, ни актером. А школьная жизнь не обойдется без скептических ухмылок одноклассников во время декламации стихотворений.

Часто дети с проблемным звуком «р» замыкаются в себе, у них появляются различные комплексы, которые в дальнейшем мешают учиться и получать хорошие оценки. И все это из-за невнимательного отношения родителей к произношению всего одного звука!

Причины появления ротацизма, или картавости

В каком же возрасте, по мнению логопедов, неумение выговаривать звук «р» начинает считаться дефектом речи? Здесь царит полное единодушие. По мнению специалистов, когда ребенок идет в первый класс, все звуки родного языка он должен выговаривать очень четко, его речь должна быть чистой. Если к этому возрасту ребенок не выговаривает какие-то звуки, то необходимо обратиться за помощью к врачу-логопеду.

Заметить предпосылки картавости можно еще в младенческом возрасте. Наличие короткой уздечки, слишком большого или слишком маленького языка, так называемые микроглоссия и макроглоссия, позволят внимательным родителям вовремя устранить возможную проблему. При этом физиологические причины не так уж страшны и устраняются сравнительно легко.

Существуют еще две более сложные причины. Одна из них – это слабость мышц языка. А вторая причина – нарушение фонематического слуха ребенка.

Слабыми подъязычные мышцы становятся от долгого сосания соски. Поэтому, дорогие родители, боритесь с этой негативной привычкой ребенка, чтобы она не переросла в более серьезную проблему. Да, это будет позже. Да, это случается не со всеми. Но случиться может.

Фонематический слух нельзя улучшить, приставая к ребенку со скороговорками про греков, раков и т.п. Лучше всего сразу же при обнаружении устойчивого наличия данного недостатка отвести ребенка к логопеду, чтобы специалист точно определил причину и способы устранения.

Если врач обнаружит наличие серьезного отклонения, родителям будет предложено поводить ребенка на занятия или отдать его в специализированный детский сад. А если специалист оценит проблему как недостаточно серьезную, которую можно устранить и самостоятельно, то вас отправят домой. Но в нагрузку вы получите целый пакет рекомендаций и упражнений по устранению дефекта речи у чада, которые необходимо будет выполнять в домашних условиях. Кроме того, логопед, проверив речь ребенка, возможно, обнаружит еще какие-то проблемы, нуждающиеся в исправлении.

Самостоятельная работа над исправлением звука «р»

Предположим, что поход к специалисту вы решили отложить. И собираетесь справиться с проблемой картавости, или ротацизма, самостоятельно. Как же научить ребенка правильно выговаривать звук «р»?

Начиная заниматься с малышом, следует помнить, что в результате необходимо получить совершенно изолированный, без всяких примесей, звук «р». Для этой цели существует несколько упражнений для губ и языка.

Упражнения для губ

  1. «Улыбка». Губки необходимо растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Улыбку удержать десять секунд.
  2. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать их в таком положении также десять секунд.

Упражнения для языка

  1. «Чистим зубы языком». Рот приоткрыт. Губки поднять. Провести кончиком языка сначала по внешней поверхности зубов, потом – по внутренней: «чистим зубки языком». При этом челюсть должна оставаться неподвижной!
  2. «Иголочка». Как можно дальше высунуть вперед язык, сделав его узким. В таком положении оставаться десять секунд.
  3. «Змейка». Делается так же, как и упражнение «иголочка», но язык нужно слегка покусать, чтобы привести в тонус его мышцы.
  4. «Хулиган». Высунуть язык и поболтать им в разные стороны.
  5. «Чашечка». Открыть ротик. Попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом к ним не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.
  6. «Лошадка». Рот широко открывается. Язык приподнимается к небу, как бы влипая в него, а затем резко отщелкивается. В этом упражнении важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом упражнении остается неподвижной!
  7. «Грибок». Здесь положение губ, языка, нёба точно такое же, как и в упражнении «лошадка». Только щелкать языком не нужно, а важно удержать его «прилипшим» к небу десять секунд. Таки образом растягивается уздечка языка.

Выполнение подобных заданий разовьет мышцы языка ребенка. А вот поставить ему звук «р» поможет один из нижеперечисленных способов.

  • Метод подражания. Кто-то из родителей показывает малышу, как правильно расположен язык при рычании. Дети любят копировать взрослых, поэтому этот способ очень часто оказывается действенным.
  • Упражнение «Дятел», еще можно назвать «Моторчик». Поставить кончик языка на альвеолы верхних зубов и быстро-быстро произносить звук «д», при этом по нижней поверхности языка нужно проводить чистым пальцем. Челюсть не должна двигаться в этот момент. И если все правильно сделать, то у малыша получится звук, похожий на «др-р-р..».

Если делать упражнения постоянно, то в конце концов проблема исчезнет. Но занятия должны длиться не менее двадцати минут. Не следует и превышать это время, чтобы занятие не превратилось для крохи в муку. Тогда можно ожидать обратного эффекта: достигнуть результата станет еще сложнее.

Заниматься нужно с терпением, потому что у малыша не сразу получится сделать все так, как делают взрослые. А если мама или папа при обучении постараются ввести еще и игровые моменты, то от этого малыш только скорее станет усваивать рекомендации. И у него получится выговорить этот злополучный звук гораздо быстрее. А если предложенное упражнение очень понравится малышу, то он будет делать его и без взрослых, вне занятий.

Как скоро дитя начнет выговаривать звук «р», не скажет вам ни один человек в мире. Одни дети овладевают этой наукой сразу, другие – через несколько дней, недель, месяцев. Иные через полгода. Если же вы почувствуете, что кроха вас не понимает или что-то пошло не так, лучше посетить логопеда еще раз. Он сможет разобраться с возникшими сложностями.

Этап автоматизации звука «р»

Вот малыш наконец-то произнес непокорный звук! Как теперь научить ребенка хорошо и во всех словах выговаривать «р»? На этом этапе вам помогут чистоговорки или скороговорки, в которых звук «р» часто повторяется. Это самые действенные упражнения.

РА-РА-РА – глубокая нора.
РО-РО-РО – красивое перо.
РЫ-РЫ-РЫ – олень поел коры и т. д.

АРА-АРА-АРА – в машине светят фары.

ОРО-ОРО-ОРО – мы едем в большой город.

ЫРЫ-ЫРЫ-ЫРЫ – залатаны все дыры.

УРУ-УРУ-УРУ – мы любим физкультуру.

ЭРЕ-ЭРЕ-ЭРЕ –  небо не имеет меры.

Позже переходите к скороговоркам. Вот самая удачная из них (но не забудьте объяснить ребенку непонятные слова):

«Баркас причалил в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы».

Надеемся, что мы доступно объяснили, как правильно научить ребенка выговаривать один из самых сложных звуков, используя упражнения. Это поможет научить его произносить и другие звуки не менее правильно и четко. Также следует научить карапуза воспринимать себя и свою проблему легко, ведь она временная и решаемая.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными. 

В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 


1 способ постановки звука [Р]

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация! 

2 способ постановки звука [Р]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук  «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам. 

3 способ постановки звука [Р]

Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. 

Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

4 способ постановки звука [Р]

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. 

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др). 

Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. 

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. 

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится 
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. 

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 

5 способ постановки звука [Р] 

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм

Ротацизм

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Логопедический массаж

Логопедический массаж

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Картавость или дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения при сохранении слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Не всегда этот дефект необходимо исправлять, а только если он приносит человеку дискомфорт. В детском возрасте, приблизительно до пяти лет, он считается функциональным и легко поддается коррекции на дому и в логопедическом кабинете под руководством специалиста. Перед тем как избавляться от неправильного произношения, необходимо выяснить причину дефекта.

СодержаниеСвернуть

  • Классификация отклонения
  • Этиология возникновения и характерные признаки
  • Диагностика нарушения речи
  • Лечение картавости
  • Профилактика картавости

Многие люди не стесняются своей особенности произношения, называя ее изюминкой. По результатам социального опроса 17% людей считают картавость недостатком, 24% это нравится и 59% придерживаются нейтральной позиции.

Классификация отклонения

Дислалия, занятие с логопедом

Дефект подразделяется на виды в зависимости от группы не выговариваемых звуков − мономорфный и полиморфный тип. Простая форма характеризуется трудностями с одной или несколькими фонемами, относящимися к одной группе «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч». Сложная, то есть полиморфная может включать звуки разных групп (например, «С-Р-К-Ш»). Кроме того, картавость может быть физиологической, связанной с отклонением в развитии органов речи в детском возрасте. Функциональной ее называют при отсутствии патологий ЦНС и артикуляционного аппарата, в том числе органов слуха. Если присутствует врожденная или приобретенная патология, говорят об органической дислалии. При выявлении расстройства слуха картавость называется сенсорной.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Картавость имеет разные причины возникновения

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы [р], [р`], [л], [л`]. Если трудности только с постановкой звука [р], [р`] — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Виды ротацизма

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Диагностика нарушения речи

С подобными проблемами обращаются к врачу-логопеду, который после визуального осмотра и оценки моторики, развития речи оценит слух, зрение пациента. Обязательным является исследование подвижности органов. Для этого специалист подберет упражнения подражающего характера.

Логопедическое обследование при картавости выявляет с помощью дидактического материала дефектные звуки, их отсутствие, замещение и искажение. Обязательно проверяют слуховой аппарат при осмотре у отоларинголога. При необходимости может потребоваться консультация смежных специалистов: стоматолога, ортодонта, хирурга. В случае функционального отклонения консультирует детский невролог.

Лечение картавости

Схема терапии определяется видом картавости, перед тем, как ее убирать, устраняют причину образования дефекта. Основными методиками являются: массаж языка и его механическая вибрация, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, соблюдение тактильного контроля. Разогрев языка начинают с артикуляционной гимнастики. Это поможет уменьшить его напряжение и сделать более податливым. Далее происходит правильная постановка звуков «ш» и «ж», только потом «р». Это одновременно активизирует кончик языка и устранит лишнюю вибрацию неба.

Артикуляционные упражнения со звуком р

Отучаться картавить нужно с помощью специально подобранных упражнений. Делать это нужно каждый день без перерыва в домашних или амбулаторных условиях. Занятия для постановки звука «р»:

  • Открыть широко рот и улыбнуться, обнажив верхний ряд зубов. Языком двигать изнутри ряда из стороны в сторону.
  • Для разрабатывания мышц можно облизывать верхнюю губу на протяжении 5 минут.
  • Открыть рот и положить язык на нижнюю губу.  При этом пытаться произнести букву «ф».

Словарный запас должен пополняться словами с проблемным звуком, он может присутствовать в одном и нескольких слогах. Хорошей тренировкой является произношение скороговорок с буквой «р» или чтение стихотворений.

Как правильно произносить звук «р»:

  • губы должны быть слегка раскрытыми, зубные ряды разомкнуты;
  • положение языка такое, что своим кончиком он касается альвеол за зубами, по бокам он плотно прилегает к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки также включены в процесс и вибрируют;
  • направление воздушной струи должно быть к кончику языка, не в стороны.

При произношении мягкого звука «рь» также поднимается средняя часть спинки языка к нёбу, сам он направлен вперед.

Чтобы закрепить постановку фонемы, упражнения делают перед зеркалом и неоднократно повторяют. Только после доведения навыка до автоматизма, правильное «р» вводят в обиход.

Первое время ребенка необходимо контролировать, иначе он снова начнет картавить. Особенно уязвимыми в этом плане являются подростки возрастом 13-14 лет. Лучше устранить дефект еще в детстве, но и в 15-17 лет это возможно. В этот период дети могут замкнуться в себе, им нужна поддержка близких и уверенность. С терапевтической целью необходимо регулярно посещать стоматолога, ежедневно три раза в день проводить логопедические занятия (лучше перед едой или через час после приема пищи).

Профилактика картавости

С целью предупреждения дефектов произношения отдельных звуков необходимо, начиная с дошкольного возраста, показывать ребенка логопеду. Эта мера поможет вовремя диагностировать анатомические патологии артикуляционного аппарата. Большое значение имеет правильный пример со стороны родителей, при наследственной предрасположенности необходимо сообщить специалисту для подбора адекватной терапии.

Картавость не представляет угрозы физическому здоровью человека. Однако, негативно отражается на самооценке, что может коснуться профессиональной и личной жизни. В некоторых случаях может быть рекомендовано хирургическое лечение. При этом сроки терапии зависят от сложности диагноза, наличия сопутствующих патологий органов речи или нарушения функции центральной нервной системы. У детей картавость устраняется легче, чем в подростковом возрасте, потому что артикуляционный аппарат еще не до конца развит. При ежедневных занятиях положительные изменения отмечаются через неделю, весь курс займет от нескольких месяцев до года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заботливую девушку
  • Как найти недорогого дизайнера в москве
  • Как на реке найти косы
  • Свойства диагоналей квадрата как найти
  • Как составить ссылку на книгу