Дефекты покраски могут иметь множество причин. Вообще, чтобы лакокрасочное покрытие получилось качественным и без значительных изъянов, требуется учесть и соблюсти много правил, факторов и условий. Профессионал своего дела, покрасив много машин и изучив своё ремесло досконально, многое делает автоматически, но даже у профи не всегда всё проходит гладко.
В этой статье я расскажу о различных дефектах, которые возникают во время и после покраски. Рассмотрим причины их появления, способы предотвращения и устранения.
Подготовка к покраске
Многие проблемы при покраске автомобиля возникают по причине неправильной предварительной подготовки панелей кузова. Это очень важный этап, к котором нужно отнестись очень ответственно. Базовые моменты включают в себя матование, мойку, сушку, обезжиривание.
Важно, чтобы окрашиваемая поверхность была сухой и без малейшего намёка на конденсат. Необходимо, чтобы в помещении, где окрашивается машина была температура от +10 до +25 градусов по Цельсию. Нужно использовать нужные пропорции компонентов краски и правильно настроить краскопульт. Более подробно о подготовке машины к покраске можно прочитать в другой статье.
Дефекты покраски
Рыбий глаз
«Рыбий глаз» – это маленькие круглые образования, похожие на кратеры, которые появляются во время или сразу после нанесения слоя краски.
Причина:
- В основном, нанесение краски на поверхность, которая не была нормально очищена и обезжирена. На ней остались частицы жира, силикона, масла или воска.
- В качестве обезжиривателя могли применить растворитель, который не обезжирил нормально поверхность.
- В воздухе из компрессора присутствуют частички воды и масла.
- Использовался некачественный разбавитель.
Для предотвращения дефекта нужно тщательно обезжиривать поверхность, используя чистую безворсовую салфетку. Также можно в краску добавлять антисиликоновую добавку.
Сморщивание
Сморщивание или поднятие краски происходит, когда слой старой краски съёживается во время нанесения нового покрытия или во время сушки свеженанесённого лакокрасочного покрытия.
Причина:
- Растворители, которые находятся в новой краске воздействуют на старое покрытие.
- Окрашиваемое покрытие не полностью затвердело, либо когда второй слой нового покрытия наносился после слишком длительной сушки первого слоя.
- Несовместимость старого покрытия на компоненты нового.
Чтобы устранить такой дефект нужно либо полностью снимать старое покрытие, либо распылять слой изолирующего грунта.
Вероятность поднятия и сморщивания краски снижается, если первый слой/слои наносить не очень мокро. Для этого первые слои нужно делать «туманными» с увеличенного расстояния. Более подробно об этом дефекте можете прочитать в статье “Если подняло краску”.
Обесцвеченное пятно
Это когда на свежем покрытии появляется пятно (обычно красного или жёлтого цвета).
Причина:
- Это получается когда растворитель свежей краски растворяет пигменты на старом покрытии, и они поднимаются на поверхность нового покрытия.
- Иногда может не размешанный отвердитель от шпаклёвки так воздействовать на новое покрытие.
Чтобы справиться с этой проблемой нужно подождать, когда новое покрытие с пятном полностью просохнет, потом подготовить поверхность к покраске, нанести слой изолирующего грунта. Потом снова выждать, когда всё высохнет, подготовить поверхность и уже потом нанести свежую краску, не боясь появления дефекта.
Затуманивание/матовость
Появление матовости глянцевой поверхности после высыхания. Этот дефект возникает достаточно часто и у него может быть несколько причин.
Причина:
- Одной из причин может быть недостаточная выдержка времени после нанесения первого слоя.
- Другой причиной может быть недостаточно хорошая вентиляция в помещении, где происходит окрашивание, либо её полное отсутствие. Испарившиеся растворители от первого нанесённого покрытия как бы «зависают» в воздухе и действуют с ещё не засохшим финишным покрытием. Таким образом, они вызывают его матовость.
- Другая возможная причина – это слишком короткое время сушки между слоями и использование дешёвых разбавителей. Иногда причина – слишком толстое финальное покрытие.
Решается проблема последующей абразивной полировкой. Предотвратить матовость можно соблюдением всех необходимых условий разбавления, нанесения и межслойной сушки, а также оборудованием вентиляции.
Растрескивание
Выражается в трещинах различной длины и ширины, которые появляются на поверхности.
Эта проблема имеет множество возможных причин.
Причина:
- Наиболее частые причины – слишком толстая плёнка краски или лака.
- Cлишком короткое время межслойной сушки.
- Ускорение сушки нижнего слоя (к примеру с помощью фена)
- Использование слишком большого количества отвердителя.
Единственный путь решить эту проблему – снять все дефектные слои и перекрасить поверхность снова.
Опять же, предотвращается проблема соблюдением всех инструкций смешивания, нанесения и сушки лакокрасочных материалов.
Подтёки/смещения краски или лака
Этот дефект случается достаточно часто, особенно у новичков. Любой профессионал когда-то делал подтёки.
Причина:
- Cлишком близкое расположение краскопульта к поверхности, слишком медленное движение покрасочного пистолета во время распыления и покрытие одной области два раза подряд без сушки.
- Слишком много разбавителя при разбавлении краски и окрашивание в холодном помещении, также можно причислить к возможным причинам этой проблемы.
Для предотвращения подтёков нужно соблюдать необходимую дистанцию от поверхности, двигать пистолет сразу после начала формирования глянца и проконтролировать температуру внутри помещения, где происходит окрашивание. Не нужно забывать и о правильных пропорциях смешивания краски и лака. Подробнее о том, как красить без подтёков, можете прочитать здесь.
Убираются подтёки либо перекрашиванием, либо шлифованием места подтёка после полного затвердевания краски и последующей полировкой. О других методах устранения подтёков можете прочитать статью “как убрать подтёки после покраски”.
Шагрень (эффект “апельсиновой корки”)
Шагрень тоже достаточно частое явление.
Причина:
- Недостаточно жидко разведённый лакокрасочный материал и распыление со слишком низким давлением.
- Слишком быстрый разбавитель и слишком толстые слои.
- Неправильные настройки краскопульта.
- Первый слой был нанесён слишком сухо. Последующие слои повторяют структуру первого.
Решается проблема шлифованием абразивом P1200 – P2000 и последующая полировка. Либо же более кардинально – перекраска поверхности с нормальными настройками пистолета и нормально разведённой краской.
Окунторивание (проявление контура ремонтной области)
Такое происходит, когда растворитель из свежего слоя краски проникает и воздействует на некоторую зону подложки (обычно загрунтованную ремонтную область). Это выглядит как морщинки вокруг определённой области.
Причина:
- Это может быть область, загрунтованная однокомпонентным грунтом.
- Плохая подготовка поверхности, в частности краёв ремонтной области. Крупные царапины вокруг загрунтованного участка восприимчивы к растворителю краски.
Чтобы предотвратит такой дефект, лучше всегда грунтовать двухкомпонентными грунтами. Если на поверхности несколько небольших ремонтных областей, то лучше подготавливать и загрунтовывать большую область, включающие маленькие.
Решается проблема шлифованием дефектной области и нанесением слоя изолирующего грунта и последущее перекрашивание.
Пузырьки воздуха под краской
Пузырьки воздуха под краской служат причиной появления маленьких кратеров, которые по внешнему виду напоминают дефекты «рыбий глаз».
Причина:
- Перед нанесением краску или лак взбалтывали и не подождали, когда пузырьки исчезнут.
- Конденсат под краской.
- Вода в воздухе из компрессора.
- Неправильные настройки пистолета.
В зависимости от серьёзности, проблема решается шлифованием абразивами P1200-P2000 и последующей полировкой, либо перекраской поверхности.
Царапины от шлифования (риски)
Следы от шлифования проявляются как линии на краске.
Причина:
- Неправильная подготовка к покраске. Была использована шлифовальная бумага со слишком крупным абразивом.
- Шлифование недосушенного грунта перед покраской.
- Слишком тонкий слой нового лакокрасочного покрытия.
Иногда удаётся убрать следы от шлифования, после полного высыхания краски и её просадки в царапины. В этом случае поможет абразивная полировка. Если же царапины остались под лаком, то тогда уже, чтобы их убрать, нужно перекрашивать поверхность.
Предотвратить это можно соблюдая правила подготовки поверхности и поэтапно уменьшая градацию абразива шлифовальной бумаги.
Отслаивание
Это потеря адгезии между лакокрасочным слоем и подложкой.
Причина:
- Плохая подготовка поверхности. Обычно плохая шлифовка или очистка (обезжиривание).
- Превышено время сушки первого слоя.
- Нанесения несовместимой краски.
Предотвращение проблемы состоит в правильном выполнении всех этапов подготовки и нанесения краски.
Отверстия
Отверстия бывают внутри и сверху шпаклёвки и остаются на грунте и краске.
Причина:
- Пузырьки воздуха образуются и остаются в шпаклёвке во время смешивания. Эти пузырьки проявляются после шлифования, создавая маленькие отверстия. Иногда воздух, который собрался в этих отверстия действует на верхний слой лакокрасочного покрытия после окрашивания, поднимаясь и образуя кратер.
Чтобы предотвратить появление отверстий от пузырьков воздуха, шпаклёвка должна смешиваться правильно и наносится тонкими слоями.
Пыль и мусор
Это одна из самых частых проблем при покраске в посредственных условиях.
Причина:
- Плохая подготовка поверхности.
- Запыленность помещения, где происходит окрашивание.
- Пыльная одежда маляра.
- Неотфильтрованная краска с частицами мусора.
Для устранения пыли и мусора в краске потребуется после полного затвердевания отшлифовать окрашенную поверхность абразивами P1200-P2000 и отполировать.
Полностью от пыли, пожалуй, невозможно избавиться, но значительно сократить, возможно. Для этого нужно всё тщательно пропылесосить в мастерской, сделать влажную уборку. Можно также, по возможности, все поверхности мастерской закрыть полиэтиленовым укрывным материалом. Также важно организовать вентиляцию.
Медленное затвердевание
Медленное затвердевание или мягкость лакокрасочной поверхности проявляется, когда краска вроде бы высохла, но осталась мягкой на ощупь и восприимчивой к повреждениям и воздействию воды.
Причина:
- Cлишком толстые слои краски или лака и плохая просушка между ними.
- Было добавлено слишком мало или слишком много отвердителя.
- Мог быть использован неправильный разбавитель, не соответствующий температурным условиям.
- Слишком низкая температура в помещении, где окрашивается автомобиль и высокая влажность.
- Краска с превышенным сроком годности.
При такой проблеме хорошо может помочь инфракрасная сушка. Она просушивает все слои изнутри.
Если пропорции смешивания были нарушены незначительно, то просто будет увеличено время высыхания при нормальных температурных условиях. Если краска не при каких условиях не высыхает, то её нужно удалять, грунтовать поверхность и красить заново другой ераской.
Просадка
Подобный дефект может проявляться, когда ремонтная область становится видимой через несколько дней после ремонта.
Причина:
- Шпаклёвка могла полностью не затвердеть и просела уже после окрашивания.
Пузырьки от испарений растворителя (вскипание)
Пузырьки от растворителя или «вскипание», как этот дефект иногда называют, представляет собой маленькие пузырьки или кратеры на поверхности краски. Это неиспарившийся растворитель остался под плёнкой засохшего верхнего слоя.
Причина:
- Мог использоваться слишком быстрый разбавитель или другие факторы, которые ускорили слишком быстрое высыхание верхнего слоя. То есть, у растворителя не хватило времени испариться, так как сверху уже образовалась плёнка.
- Был нанесён слишком толстый слой краски или лака. Сверху образовывается плёнка, а весь остальной слой продолжает сохнуть, испаряя растворитель.
В такой ситуаци
и часто приходится перекрашивать поверхность, используя более медленный разбавитель.
Пятнистость
Пятнистость, а также полосатость бывает на красках с эффектом «металлик». Так получается, когда чешуйки располагаются неравномерно, формируются области с большой концентрацией чешуек «металлика» и места, где их очень мало. Получаются светлые и тёмные пятна и полосы. Такая же проблема может возникнуть при нанесении «перламутровых» красок.
Причина:
- Несбалансированный факел краскопульта.
- Перебор с добавлением в краску разбавителя.
- Нанесение лака до того как высох слой базы.
- Неправильное перекрывание рядов во время окраски.
Чтобы предотвратить появление таких пятен и полос нужно проконтролировать качество распыляемого факела, разводить краску в правильных пропорциях, ждать не менее 30 минут после нанесения базы, а также правильно наносить базу и лак, перекрывая ряды краски на 50–75%. При нанесении финишных слоёв базы нужно увеличивать расстояние от краскопульта до поверхности. Более подробно можете прочитать статью “как красить металликом”.
Чтобы устроить пятна и полосы, придётся подготовить поверхность заново и перекрасить.
Образование пузырей
Раздутые области могут появиться на поверхности краски спустя неделю. Такое случается из-за влаги, которая остаётся под краской.
Причина:
- Это может быть из-за повышенной влажности во время нанесения краски или невидимого конденсата на окрашиваемой поверхности.
- Влага из компрессора из-за плохого или неисправного водоотделителя.
При возникновении такой проблемы лучше перекрасить поверхность, предварительно счистив нанесённое покрытие.
Просвечивание подложки
Такая проблема наблюдается после окрашивания поверхности и иногда заметна только при определённом освещении.
Причина:
- Недостаточное количество и толщина слоёв краски.
- Краска со слабой укрывной способностью.
- Слишком большая концентрация разбавителя в красе.
Некоторые цвета краски имеют слабую укрывистость и требуют нанесения на подложку (грунт) определённого цвета. При слабоукрывистых цветах требуется нанесение большего числа слоёв краски чем обычно. Важно в этом случае соблюдать межслойную сушку каждого слоя.
Печатать статью
Всем доброго времени, поздравляю с наступившим Новым Годом и Рождеством! Хотел бы рассказать неприятную для меня историю про ремонт своего авто, берущую начало ещё несколько месяцев назад, о устранении дефектов при покраске переднего бампера, а так же масок фар.
Так получилось, что после эксплуатации новых фар в течении полугода вся краска на них сначала вздулась, а затем стала отлетать в буквальном смысле кусками после каждой мойки, внешний вид авто стал очень удручающий(((
Пришлось написать мастеру, делавшему данные фары, по этому неприятному поводу. Однако кроме сухого ответа «Отправляйте на переделку обратно на Украину» другого ответа от него я не получил — отправлять фары за свой счёт и не быть уверенным в получившемся результате было бы полным абсурдом!
К данной проблеме добавилась так же не удовлетворительная покраска переднего бампера маляром, который переделывал мне бампер, устанавливая в него модули под линзы Hella, а так же красил капот и дефендеры. Дождавшись своей очереди на покраску отдал ему авто по гарантии на устранение косяков и как говорится началось…каждый день очередная лапша про его ипотеку, аренду гаража, зарплату сотрудников работающих вместе с ним, вымогание денег на материалы для ремонта и т.д…в общем всяческое затягивание и нежелание устранять за собой косяки. После очередной партии лапши о сбитых пешеходах и очередных проблем в его жизни терпение мое лопнуло — выяснив раз и на всегда с этим муднем отношения с применением силы забрал свой авто.
После данного инцидента отдал свой авто для исправления всех косяков по кузову серьезным людям, держащим сеть СТО в нашем городе. Буквально уже через неделю забрал железного коня, аккурат 31.12.2020 года…)) За небольшой срок были выполнены следующие работы:
— доработан передний бампер: убраны зазоры между бампером и фарой, установлены пластиковые решетки, установлены новые крепления;
— исправлены все косяки по кузову, допущенные предыдущими горе-малярами (царапины по кузову, переход краски на крыле);
— окрашены пороги в арках дверей;
— установлены форсунки омывателя фар с bmw e53 т.к наши отечественные форсунки оказались полным гав.м((;
— перекрашены маски фар (краска вспучилась, как мне обьяснили в результате применения бракованных материалов при окраске фар на Украине)
В целом все закончилось хорошо, но стало для меня хорошим уроком на будущее, вывод — скупой платит дважды! Никаких больше гаражных специалистов, только проверенные и серьезные СТО!
Дефекты покраски автомобиля: виды, методы устранения, описание всех технологий покраски автомобилей + фото
Покраска автомобиля — достаточно трудоемкий процесс, который требует соблюдения множества условий и правил для получения качественного результата.
Наличие дефектов в конечном лакокрасочном покрытии кузова может быть вызвано множеством причин.
Подготовка автомобиля перед покраской
Подготовка деталей кузова к нанесению лакокрасочного покрытия – это один из важнейших этапов, требующий очень ответственного подхода.
- Грамотная подготовка позволит избежать множества проблем при дальнейшей покраске автомобиля.
- Детали, подготовленные к нанесению покрытия, предварительно должны пройти через матирование, мойку, сушку и обезжиривание.
- Подготовленная поверхность обязательно должна быть полностью высушена и избавлена даже от малейшего конденсата.
- Помещение покрасочного цеха должно иметь температуру воздуха в пределах от +10 до +25 С.
- Нанести краску с минимумом дефектов позволит корректно настроенный краскопульт.
Дефекты могут возникать как во время, так и после покраски автомобиля.
ТОП-дефектов покраски автомобиля
Рассмотрим самые частые из проблем встречающихся мастерам.
Подтеки краски
Каждый профессионал когда-то был начинающим мастером и сталкивался с появлением подтеков на лаке и краске.
Причины:
- Краскопульт направлен слишком близко к поверхности окрашиваемой детали;
- Слишком медленные движения пистолетом при распылении красителя;
- Нанесение покрытия на одну зону несколько раз подряд без предварительной сушки;
- Превышено количество разбавителя в краске;
- Слишком низкая температура воздуха в покрасочной камере.
Предотвращение дефекта: выдерживание положенной дистанции при покраске, движения краскопультом лучше начинать после появления глянца, контроль температуры помещения.
Устранить подтеки на поверхности элемента можно либо заново покрасив его, либо отшлифовав подтек после засыхания краски с дальнейшей полировкой.
«Рыбий глаз»
Дефект выглядит как маленькие круглые кратеры, которые становятся заметны сразу же в процессе нанесения краски.
Причины:
- Отсутствие качественной предварительной очитки поверхности, на которой остались частицы масла, жир или воска;
- Использование некачественного обезжиривателя на этапе очистки;
- Попадание на окрашиваемую поверхность с воздухом из компрессора частиц воды или масла;
- Применение некачественного разбавителя для красящего состава.
Для предотвращения проблемы следует максимально тщательно проводить обезжиривание окрашиваемой детали. Допустимо прибавление в краску антисиликоновой добавки.
Растрескивание краски
Проявляется в разных по ширине и длине трещинах, возникающих на поверхности окрашенного элемента.
Причины:
- Слишком толстый слой нанесенного покрытия;
- Недостаточное время высушивания каждого слоя краски;
- Излишне быстрое просушивание первого слоя с помощью фена;
- Использовано слишком много отвердителя.
Единственно возможный способ устранить этот дефект – снять все растрескавшиеся слои и нанести краску повторно.
Появление морщин
Поднятие краски и ее сморщивание возникает из-за реакции старой краски, которая деформируется при нанесении свежего покрытия или при сушке лака.
Причины:
- Влияние растворителя в составе нового покрытия на старую краску;
- Недостаточное затвердевание покрытия;
- Нанесение второго слоя краски на абсолютно сухой первый слой;
- Несовместимость компонентов старого и нового лакокрасочного покрытия.
Для устранения сморщившейся краски необходимо полностью избавиться от старого покрытия либо нанести слой изолирующего грунта.
Цветное пятно
На свеженанесенном покрытии порой может проявиться красное или желтое пятно.
Это происходит из-за взаимодействия растворителя новой краски с пигментами предыдущего покрытия, которые появляются на поверхности окрашенного элемента.
Также подобное воздействие на свежую краску может оказать плохо размешанный отвердитель шпатлевки.
- Для устранения данного дефекта нужно дождаться полного высыхания поверхности с проявившимся пятном.
- Затем следует нанести один слой изолирующего грунта, дать ему высохнуть, подготовить поверхность детали и снова окрасить ее.
Матовость
На глянцевой окрашенной поверхности после ее высыхания могут проявиться матовые участки.
Возможные причины:
- Мастер не выдержал необходимое количество времени после распыления первого слоя краски;
- Плохая или недостаточная вентиляция покрасочного помещения или ее полное отсутствие, из-за чего частицы испарившегося растворителя находятся в воздухе и оказывают влияние на незастывшее покрытие;
- Использование в работе дешевых и некачественных разбавителей;
- Недостаточное время, прошедшее между сушками слоев;
- Слишком толстый слой финишного покрытия.
Предотвратить появление матовых участков можно, обеспечив помещение хорошо работающей вентиляцией и соблюдая все требования нанесения и сушки краски. Решить уже существующую проблему позволит дальнейшая абразивная полировка.
«Апельсиновая корка»
Шагрень является очень распространенным дефектом покраски автомобиля и выглядит как мелкозернистая поверхность с частыми бугорками, похожая на апельсиновую корку.
Причины:
- Слишком густая консистенция лакокрасочного покрытия;
- Слишком низкое давление в краскопульте при распылении или его неправильные настройки;
- Нанесение покрытия излишне толстым слоем;
- Слишком сухое нанесение первичного слоя.
Дефект устраняется путем абразивного шлифования с дальнейшей полировкой. Для кардинального решения проблемы следует полностью перекрасить поверхность заново смешанной краской, отрегулировав настройки покрасочного пистолета.
Проявление контура
Вокруг ремонтируемой области могут возникнуть легкие морщинки, создавая очертания окрашенной зоны.
Причины:
- Воздействие растворителя в составе свежей краски на загрунтованную часть окрашиваемой поверхности;
- Плохая подготовка краев детали;
- Наличие крупных царапин возле участка, покрытого грунтовкой.
При необходимости грунтовки части поверхности перед покраской лучше применять двухкомпонентный грунт. Если элемент имеет несколько мелких загрунтованных участков, то лучше объединить их и загрунтовать большую часть поверхности.
Проявившийся контур на краске зашлифовывают, наносят слой изолирующего грунта и перекрашивают.
Воздух под краской
Под слоем лакокрасочного покрытия могут оказаться закупоренными пузырьки воздуха, которые позже приводят к появлению небольших кратеров на поверхности краски.
Возможные причины:
- Не было выдержано время, необходимое для оседания в краске или лаке воздуха после их взбалтывания;
- Наличие конденсата на поверхности под слоем краски;
- Неверные настройки покрасочного пистолета;
- Наличие в воздухе из компрессора частиц воды.
Мастер может выбрать для устранения дефекта шлифовку поверхности с полировкой или ее полную перекраску. Это зависит от степени серьезности дефекта.
Царапины
Риски от шлифования, появляющиеся на этапе подготовки поверхности к покраске, могут в дальнейшем проявиться как линии на высохшем покрытии.
Причины:
- Ошибка на этапе подготовки, заключающаяся в выборе неподходящей шлифовальной бумаги;
- Шлифовка непросохшего грунта;
- Недостаточно толстый слой нового покрытия.
Порой, после высыхания покрытия, проблему можно устранить с помощью абразивной полировки. Убрать царапины под лаковым покрытием нельзя, следует перекрашивать всю деталь.
Отслоение краски
Дефект проявляется в потере сцепления между поверхностями слоя краски или лака и подложкой. Обычно происходит из-за плохого обезжиривания или некачественной шлифовки поверхности перед покраской.
Но также может случиться из-за несовместимости краски с материалом детали или пересушивания первого слоя нанесенной краски. Если не нарушать логику этапов подготовки и нанесения покрытия, то дефект не образуется.
Полости краски
Сверху и внутри шпаклевки могут образоваться отверстия, которые в дальнейшем переходят на краску.
- Во время перемешивания шпаклевки в ней могут накапливаться пузырьки воздуха.
- После шлифовки они превращаются в небольшие полости.
- Верхний слой краски в таких местах поднимается и возникают неглубокие кратеры.
Чтобы избежать подобного, следует наносить шпаклевку очень тонкими слоями.
Пыль в краске
Мелкий мусор и пыль на застывшей поверхности краски является, пожалуй, одной из самых распространенных проблем.
Причины:
- Некачественно подготовленная для покраски поверхность;
- Большая концентрация пыли в покрасочном помещении;
- Пыльная одежда мастера;
- Частицы мусора в краске не прошли фильтрацию.
Для того, чтобы избежать появления данного дефекта, мастеру необходимо регулярно тщательно пылесосить покрасочный цех и проводить в нем влажную уборку, сделать хорошую вентиляцию, а все поверхности закрыть полиэтиленом.
Устранить пыль с окрашенной поверхности возможно отшлифовав ее после полного высыхания покрытия с последующей полировкой.
Мягкая поверхность
Случается, что лакокрасочное покрытие затвердевает очень медленно, остается мягким на ощупь и реагирует на воду.
Причинами могут выступать:
- Излишние по своей толщине слои покрытия и недосушенные слои;
- Закончился срок годности у применяемой краски;
- Неподходящее количество отвердителя в составе покрытия;
- Примененный разбавитель не подходит к температурным условиям;
- Недопустимо низкая температура в покрасочном цеху;
- Слишком высокая влажность в помещении.
Инфракрасная сушка поможет досушить все внутренние слои и избавиться от дефекта.
Фото всех дефектов при покраске автомобиля
Кузов автомобиля открыт для разнообразных воздействий в большей степени, чем какая-либо другая его часть, поэтому и изнашивается быстрее. Повреждения кузова или его износ – одна из распространенных причин обращения в автосервис. Масштабный кузовной ремонт, включающий в себя стапельные, арматурные и малярные работы, могут выполнить только специалисты в условиях СТО, где есть все необходимое оборудование, а незначительные повреждения можно устранить самостоятельно.
Кузов автомобиля открыт для разнообразных воздействий в большей степени, чем какая-либо другая его часть, поэтому и изнашивается быстрее. Повреждения кузова или его износ – одна из распространенных причин обращения в автосервис. Масштабный кузовной ремонт, включающий в себя стапельные, арматурные и малярные работы, могут выполнить только специалисты в условиях СТО, где есть все необходимое оборудование, а незначительные повреждения можно устранить самостоятельно.
Причины повреждений кузова
Повреждения и износ кузова вызывают разные причины:
- технологические и конструкционные повреждения связаны с нарушением технологии обработки металла кузова, проведения покрасочных работ, низким качеством сборки, недостаточно жестким креплением деталей, недоработками в конструкции;
- эксплуатационные повреждения и естественный износ связаны с напряжением, статическими и динамическими нагрузками, которым подвергаются элементы кузова в процессе эксплуатации. В частности, это повреждения, связанные с усталостью металла, высокочастотными вибрациями рабочих узлов;
- аварийные повреждения возникают при авариях, ДТП, столкновениях;
- значительная часть повреждений является следствием неправильного ухода за транспортным средством, хранения его в неблагоприятных условиях, эти же причины приводят к ускоренному износу.
Коррозия кузова
Основные факторы, приводящие к повреждениям:
- коррозия – окисление и разрушение металла. Ее могут вызывать как атмосферные осадки, влажный воздух и конденсат, так и химически агрессивные вещества – растворы электролитов, антигололедные реагенты, содержащиеся в атмосфере выбросы. Контакт металлических деталей с деталями из других материалов тоже может приводить к коррозии. Особенно ей подвержены труднодоступные участки, зазоры, загибы кромок, которые сложно тщательно просушить, проветрить и очистить;
- абразивный износ – воздействие на кузов твердых частиц, содержащихся в загрязненном воздухе или попадающих на него с дорожного покрытия. Абразивный износ ускоряет процесс коррозии;
- контактное трение дверей, крыльев и других соприкасающихся между собой металлических деталей;
- вибрация, приводящая к появлению трещин, разрушению сварных соединений.
Езда по дорогам с плохим покрытием, буграми и выбоинами, сопровождающаяся толчками, ударами, вибрацией, – одна из основных причин повреждений кузова. Если хранить автомобиль под открытым небом или в сыром и холодном гараже, подолгу не мыть или не вытирать насухо после мытья, не обрабатывать защитными составами, ездить в агрессивной манере, неаккуратно, вероятность повреждений и ускоренного износа повышается.
По статистике, в ДТП чаще всего страдает передняя часть автомобильного кузова, повреждения задней области встречаются реже, и меньше всего фиксируется повреждений боковых областей. Масштабы аварийных повреждение прямо пропорциональны скорости столкнувшихся объектов. При столкновении выделяется кинетическая энергия, пока она полностью не погасится, будет развиваться цепная реакция, вызывающая повреждения и разрушения кузовных деталей.
Виды износов и повреждений
Кузов подвержен разнообразным повреждениям, возникающим вследствие одного из перечисленных выше факторов или их комбинации:
- деформации кузовных деталей – вмятины, складки, перекосы. Серьезные деформации кузова приводят к сдвигу отдельных деталей, чрезмерным вибрациям, излишней нагрузке на ходовую часть, нарушению устойчивости автомобиля;
- наиболее серьезные деформации – это перекосы, приводящие к изменению геометрии кузова. В результате меняются форма и размеры дверных и оконных проемов, каркаса салона, крышки багажника. Двери и окна заклинивает или, наоборот, они провисают;
- смещение лонжеронов – еще одно проявление нарушений геометрии;
- в местах соединений стоек автомобиля с кузовом вследствие ударов, вибрации, неправильной балансировки колес могут появляться трещины. Трещины также образуются на брызговике, распорке, кожухе карданного вала, лонжеронах, в местах крепления сидений, амортизаторов, распорки, кронштейнов рессор и топливного бака;
- нередко разрушаются сварные соединения в других местах, особенно точки и швы, подверженные наиболее высоким нагрузкам – соединения распорки с лонжероном, брызговика с аркой;
- крепежные детали кузова – болты, гайки, гайкодержатели – могут обрываться. Если эти повреждения сразу не устранить, они приведут к более масштабным проблемам;
- неплотное прилегание отдельных деталей кузова приводит к стукам и скрипам при статической нагрузке и движении;
- вследствие механических повреждений и воздействия агрессивных веществ разрушается лакокрасочное и антикоррозионное покрытие.
Даже косметические повреждения кузова таят опасность: если царапина затронула антикоррозионное покрытие, коррозия быстро начнет распространяться. Коррозия может быть поверхностной, охватывающей большую площадь, и местной, распространяющейся вглубь. Последняя более опасна, поскольку приводит к коррозионной хрупкости металла.
Изменения геометрии кузова, перекосы, трещины деталей и разрушения сварных соединений могут привести к ухудшению управляемости автомобиля и спровоцировать аварийные ситуации. Поэтому кузовные повреждения любой природы (коррозионные, механические) и масштаба нужно устранять как можно скорее.
Способы устранения повреждений кузова
При наличии механических повреждений по возможности восстанавливается исходная форма поврежденной детали, если она не подлежит восстановлению, то ее заменяют новой.
Самая простая категория ремонта – устранение наружных повреждений обшивки, не затронувших каркас салона, подрамник. Если вследствие деформаций кузова изменились расстояния между точками крепления основных узлов, необходимо восстанавливать геометрию. Не всегда это возможно, иногда повреждения настолько масштабные, что рентабельнее и безопаснее заменить кузов целиком. Ремонт обойдется дешевле, если заказать подходящий кузов с разборки в хорошем состоянии.
Основные методы и приемы кузовного ремонта:
- предварительное черновое выравнивание – выколотка;
- окончательное выравнивание – рихтовка;
- устранение образовавшихся в ходе рихтовки пузырей путем нагрева металла горелкой или аппаратом точечной сварки с последующим охлаждением;
- напайка – заделка вмятин оловянным припоем, устранение излишков напильником и полирование. Применяется, если вмятина небольшая, а демонтировать деталь для проведения выколотки и рихтовки затруднительно;
- шпатлевание небольших вмятин с последующим опиливанием и полировкой шпатлевки. Обычно шпатлевка наносится в несколько слоев;
- вытяжка пустотелых деталей с помощью специального инструмента – гвоздодера. К очищенной вмятине привариваются цилиндрические стержни, напоминающие формой гвозди, затем их тянут гвоздодером, используя как рычаг;
- сварка трещин;
- выпрямление перекосов с помощью силового оборудования;
- малярные работы.
Набор инструментов для рихтовки
Для устранения поверхностных деформаций необходимо удалить слой краски и мастики, полностью освободив место утяжки. Глубокие вмятины выравнивают постепенно, от краев к центру. Если в зону повреждения попали детали разной жесткости, начинают с более жестких. Если образовалась складка, начинают с ее выравнивания. Под выпрямляемую поверхность подставляют наковаленку нужного профиля. Съемные элементы лучше рихтовать на верстаке.
Для выпрямления перекосов необходимо силовое оборудование – домкрат, гидравлический угольник с удлинителями, вставками и цепями. Цепи должны крепиться под прямым углом к поврежденной зоне, чтоб правка выполнялась в направлении, противоположном деформации. Растяжка начинается с минимального хода, затем усилие плавно увеличивается.
После правки может сохраняться остаточное напряжение, которое при движении автомобиля передается на втулки и амортизаторы и нередко приводит к их отрыву. Чтоб этого избежать, правка кузова со значительными деформациями должна производиться при снятых механических агрегатах. Если вследствие деформации доступ к ним ограничен, нужно выполнить предварительную правку, не снимая этих агрегатов. Растяжение рекомендуется сопровождать выстукиванием складок. После завершения правки весь выпрямленный участок выстукивается рихтовочным молотком через деревянную прокладку для снятия внутреннего напряжения.
Вытяжка деформированного лонжерона
Безрамный кузов, в котором основание не отсоединяется от остова, можно отремонтировать только в сервисном центре на особом оборудовании с жесткой базой. Покраску тоже лучше осуществлять в специальной покрасочной камере, нельзя ее выполнять на открытом воздухе, поскольку на свежую краску сразу налипнет пыль и мошка. Если лакокрасочные работы осуществляются в гараже, нужно предварительно сделать там уборку.
Перед покраской кузов лучше разобрать на отдельные детали для лучшего прокрашивания труднодоступных участков. Тщательно зачищаются от коррозии поврежденные участки, грунтуются кислотным грунтом. Вся окрашиваемая поверхность шлифуется машинкой или вручную с помощью наждачной бумаги, обезжиривается, обрабатывается из пульверизатора акриловой грунтовкой. После высыхания грунта поверхность еще раз шлифуется. Обычно наносится три слоя краски, ее вязкость с каждым слоем уменьшается.
Помимо неизбежных в процессе эксплуатации повреждений кузова автомобиля и его естественного износа возможны аварийные и связанные с неправильным уходом повреждения, ускоренный износ. Любые повреждения кузова необходимо устранять как можно быстрее, поскольку они могут спровоцировать цепочку новых неисправностей. Работу по рихтовке вмятин можно выполнить в гараже своими руками, а при серьезных нарушениях кузовной геометрии лучше обращаться в сервис, где есть необходимое силовое оборудование.
В ходе эксплуатации автомобиля на поверхности кузова могут возникнуть дефекты в виде сколов и царапин. Тогда целесообразно позаботиться об их устранении, особенно если производится подготовка авто к продаже. Даже если транспортное средство не будет продаваться, дефекты покрытия лучше устранить в кратчайшие сроки, чтобы избежать коррозии. Рассмотрим подробнее дефекты лакокрасочного покрытия и методы их устранения.
Как устранить царапину с поверхности кузова
Для начала необходимо вымыть автомобиль химическими моющими средствами. После того как поверхность высохнет, можно объективно оценить ее состояние.
Если на лакокрасочном покрытии наблюдаются мелкие дефекты (неглубокие царапины), их можно устранить достаточно просто. Для этого потребуется выполнить полировку кузова. Обычно после этих работ мелкие царапины исчезают, а поверхность обретает эстетичный вид. Стоит отметить, что полировка должна выполняться только в специализированной мастерской с применением профессиональных средств и составов. Только тогда она сможет дать желаемые результаты.
Если царапина глубже и лакокрасочное покрытие повреждено основательно вплоть до грунтовки, тогда в устранении данного дефекта придется применить краску. При этом краска должна быть правильно подобрана, чтобы ее цвет не отличался от основного цвета кузова. Подбор краски также лучше доверить профессионалам, ведь недостаточно просто купить краску соответствующего цвета. Некоторые краски после высыхания могут менять цвет, обретая более светлые или темные оттенки. Очень важно учитывать данные факторы, чтобы получить желаемый эффект. Когда краска подобрана, останется нанести краску в область царапины, подождать пока она высохнет и выполнить полировку.
Если дефекты лакокрасочного покрытия имеют более глобальный характер, может возникнуть потребность в полной покраске определенной детали кузова. Данная процедура достаточно трудоемкая, также сопровождаемая профессиональным подбором краски.
Ту деталь кузова, которая подлежит окрашиванию, требуется демонтировать, чтобы работать с ней было удобнее. Далее ее нужно тщательно вымыть, чтобы избавиться от загрязнений и пыли, а затем просушить. После этого необходимо снять старое лакокрасочное покрытие одним из следующих способов:
механическим – используются стамески, металлические щетки, скребки;
химическим – применяется специальная кислота.
Иногда при помощи стамески или другого острого предмета невозможно счистить краску с труднодоступных участков поверхности, поэтому лучше применить комбинированный метод очистки поверхности. Сперва следует снять лак и краску механическим способом там, где это возможно, а потом обработать поверхность кислотой при помощи специальной кисточки.
Шпатлевание
После этого деталь нужно хорошо вымыть, просушить, обезжирить антисиликоном. Затем можно приступать к шпатлевке. Она необходима в тех случаях, когда на поверхности имеются неровности. Определить их наличие очень просто: достаточно провести рукой по поверхности детали. Так определяются все неровности размером до 0,3мм.
Шпатлевку следует развести с отвердителем и быстрыми движениями наносить на поверхность подходящим шпателем, чтобы избежать преждевременного затвердевания шпатлевки.
После того как шпатлевка нанесена, ей нужно дать время подсохнуть, а затем обработать поверхность наждачной бумагой с соответствующими размерами зерна. Причем сначала нужно использовать бумагу с крупным зерном, чтобы убрать грубые неровности, а потом – с более мелким, чтобы сделать поверхность идеально ровной.
Далее производится грунтование с использованием аэрозольного баллончика. После этого поверхность снова очищается мелкой шкуркой. Если, проводя рукой, не ощущается неровностей, можно приступать к покраске. Прежде всего, следует провести подготовку помещения. Если пол в нем бетонный, его необходимо тщательно вымыть.
Также нужно проследить, чтобы температурные показатели воздуха не были слишком низкими. Оптимальная температура – 20°С. Также в помещении, где производится покраска, не должна быть слишком высокая влажность, поскольку в этом случае возможно возникновение дефектов на покрытии.
Обычно краска наносится на поверхность из краскопульта, который работает при помощи давления сжатого воздуха. После того как краска разведена растворителем, ее нужно залить в бак краскопульта, при этом процеживая через специальное сито или капроновый чулок.
Очень важно производить окрашивание поверхности с соблюдением расстояния (около 20-25 см) между ней и краскопультом. После нанесения каждого слоя краске нужно дать просохнуть, а по завершении всего процесса покраски деталь должна около 20 минут сохнуть в естественных условиях. Только потом ее можно поместить в сушильную камеру.
Как устранить дефекты покраски
Если покраска автомобиля или одной из его деталей был произведена неправильно, могут наблюдаться следующие дефекты: зернистость, подтеки, «шагрень», завивка или отслаивание лака, изменение цвета, кратеры на краске. Причин возникновения дефектов несколько.
В первую очередь, это неправильный подбор компонентов: краски, разбавителя, лака. Они могут быть несовместимы, провоцировать изменение цвета, завивку лака, его отслаивание, «шагрень». Поэтому подбирать лакокрасочные материалы рекомендуется очень внимательно.
Также нужно соблюдать пропорции, в которых смешиваются компоненты, чтобы на поверхности не возникали подтеки или не проявлялась завивка лака.
Очень важно соблюдать температурный режим в помещении, где выполняются работы, чтобы краска распылялась должным образом и не темнела после высыхания. Чтобы избежать таких дефектов, как зернистость или «шагрень», нужно проверить исправность краскопульта, подачу в него воздуха, отрегулировать распыление и соблюдать расстояние до поверхности.
Все мелкие изъяны устраняются шлифовкой и полированием, но если имеют место более серьезные дефекты, как правило, деталь приходится перекрашивать.