Как исправить детский почерк

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком.jpg

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей…расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.

— Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал…

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

— Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

— Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу…

— Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

  1. Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

  2. Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

  3. Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

  4. Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Прописи будущего первоклассника. Пособие для детей 5-7 лет

Прописи будущего первоклассника. Пособие для детей 5-7 лет

Работа по прописям позволит подготовить руку ребенка к письму, развить мелкую моторику, привить усидчивость и внимание. Прописи могут быть использованы при обучении грамоте (обучение письму) в 1 классе как тренировочные упражнения для закрепления письма рукописных букв. Пособия адресованы родителям, но также могут быть рекомендованы для работы педагогам и воспитателям ДОО. Издание соответствуют ФГОС дошкольного образования.

Купить

Моторика рук

Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия

Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут прописи «Мой алфавит» к линии УМК Обучение грамоте. Климанова Л.Ф. (Перспектива). 

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.

Упражнения на улучшение почерка.jpg

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».

— Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

— Да я их и так всегда путаю…

— И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

— Это что же за буквы такие?

— Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

— Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

— В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

— Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

— Сколько букв «И» в слове «ириска»?

— Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

— Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

— Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

— Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

— Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

— Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

как научить ребенка красиво писать

Красивый почерк у ребенка – мечта многих родителей. Однако на самом деле писать красиво и грамотно умеют немногие дети. Выработать этот навык помогут определенные системы, методики и правила.

Красиво и уверенно выводить буквы можно лишь при развитой моторике, логике и зрительной памяти. Приложив усилия, можно любой почерк превратить в изящный, и это под силу каждому человеку. Как же научиться этому? Читайте советы педагогов, как научить ребенка красиво писать:

  • Рисуйте буквы
    Для взрослого буква – это знак, обозначающий звук. Для детей же – это всего лишь картинка в виде какой-то закорючки, солнышка, месяца, лесенки, домика, человечка. Для знакомства с буквами специалисты рекомендуют в раннем детском возрасте рисовать картинки, которые у ребенка ассоциируются с определенным элементом алфавита.

  • Развивайте моторику
    Писать красиво и аккуратно невозможно без хорошо развитой мелкой моторики. С детьми полезно заниматься такими развлекательными и развивающими занятиями, как рисование и раскрашивание карандашами, лепка из пластилина, мозаика, конструирование из мелких деталей, работа с ножницами, оригами, перебирание круп. Такие регулярные задания подготовят мышцы руки к школьным нагрузкам и будут способствовать выработке красивого почерка.

  • Постоянные тренировки
    Безупречная каллиграфия возможно только при регулярных и систематических уроках. Для этого на помощь спешит пропись. Для дополнительных занятий можно купить прописи, которые используются в школе, а можно выбрать другие —  в виде забавных зверюшек и веселых картинок. Дошкольникам и первоклассникам полезно выполнять штриховку, обводку и рисование по клеточкам. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Возьмите любой текст из учебника или книги и попросите ребенка аккуратно переписать его в тетрадь.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Не все взрослые понимают, зачем иметь красивый почерк, тем более во время активного использования гаджетов и цифровых технологий. Такая категория родителей не старается развивать у своих детей навыки каллиграфии. Однако есть весомые аргументы, почему важно научиться красиво писать:

  1. При разборчивом и аккуратно написанном тексте нет сомнений, что он будет правильно воспринят адресатом.
  2. Ровные и аккуратные буквы вызывают приятные эмоции, такой текст хочется читать.
  3. Имея красивый почерк, можно без стеснения подписать поздравительную открытку.
  4. Ребенок, который прилагает усилия и стремится улучшить свой почерк, вырастает дисциплинированным.
  5. Каллиграфия способствует упорядочиванию мыслей и успокоению.
  6. Красивый почерк развивает любовь к прекрасному.
  7. Во время написания букв активно развивается мышление.

Небрежное письмо неизбежно приводит к опискам и ошибкам, что влияет на успеваемость не только по русскому языку, но и по другим школьным дисциплинам. Даже математически одаренный школьник при плохом неаккуратном почерке будет допускать просчеты и опечатки.

как исправить почерк ребенку

Причины проблем с почерком у детей

Плохой почерк не всегда вызван нежеланием ребенка красиво писать. Здесь могут быть “виновны” и другие причины:

  1. Неудобное рабочее место
    Обратите внимание на стул и стол, за которым занимается малыш. Важно отрегулировать высоту мебели, чтобы она соответствовала возрасту и росту. Чтобы написать строчку, ребенок не должен тянуться вверх или, наоборот, сильно наклоняться. Это приведет не только к некрасивому почерку, но и проблемам с позвоночником. Мебель не должна скрипеть и шататься, потому что это отвлекает и раздражает. Также на рабочем месте во время выполнения упражнений должен быть порядок – никаких игрушек и отвлекающих предметов. Проследите, чтобы для правшей свет падал слева, а для левшей – справа. В вечернее время, когда дневного света недостаточно, кроме настольной лампы следует включать и верхний свет.

  2. Неправильное положение тетради
    Часто дети пишут некрасиво лишь потому, что тетрадь на столе лежит неправильно. Важно, чтобы середина рабочего листа располагалась чуть правее середины груди ребенка. Левый нижний угол листа должен быть слегка опущен, а правый верхний приподнят.

  3. Слабая спина
    Чтобы ребенок мог красиво писать, у него должна быть достаточно крепкая спина. Многие не понимают, как физическое состояние детского организма может быть связано с почерком. Ровная спина, крепкий плечевой пояс, прямая осанка – обязательные условия для аккуратного письма.

  4. Канцелярские принадлежности
    В детском возрасте важно, чтобы письменные принадлежности были не только правильными, но и привлекательными и желанными. Учителя рекомендуют покупать тетради, ручки и карандаши, выбирая их вместе с ребенком.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Нарушение письма: виды дисграфии

Нарушение письма среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – частое явление, которое обозначается термином «дисграфия». Согласно статистике, такая проблема наблюдается от 5% до 20% младших школьников. При этом среди мальчиков нарушение встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия – длительная неспособность овладеть навыками правильного письма. Важно, что при этом отсутствуют интеллектуальные и психические нарушения. Дисграфия имеет разные степени проявления. Иногда ребенок не может овладеть написанием определенного элемента буквы, но бывают и случаи, когда сложности возникают с воспроизведением на бумаге целой буквы.

В зависимости от сложности проблемы различают акустическую, моторную и оптическую дисграфию.

Акустическая дисграфия проявляется неспособностью ребенка различать отдельные звуки, особенно сходные по звучанию. Такое нарушение приводит к неспособности выразить эти звуки с помощью букв.

Моторная дисграфия вызвана неверным движением руки во время письма. Нарушение связано со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая дисграфия – невозможность соотнести зрительное восприятие буквы с ее написанием.

Детский почерк – методы исправления

как научить ребенка писать красиво и быстро

Нередко родители интересуются у педагогов, как исправить почерк ребенку. Вам пригодятся наши советы, чтобы решить эту проблему:

  • Возьмите карандаш
    Работая над формированием каллиграфического почерка, используйте простой карандаш, чтобы исправить возможные ошибки.

  • Соблюдайте границы
    Научите ребенка не выходить за линии. Если буквы слишком большие или нет различий между строчными и маленькими буквами, используйте тетрадь с крупными клетками. Ребенку нужно объяснить, что строчную букву мы «прячем» в домике, потому остальные должны быть меньше в 2 раза.

  • Пишем алфавит
    Несколько раз в неделю давайте ребенку задание записать алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Затем попросите написать буквы парами с различными соединениями.

Чем больше ребенок занимается каллиграфией, тем более укрепляется и совершенствуется этот навык. Для идеального написания букв важна постоянная и частая практика, которая способствует красивому почерку.

Поза при письме

Во время выполнения упражнений важно сидеть с  прямой спиной и руками, положенными на край стола. Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов, а стопы должны стоят на полу или на специальной подставке. Расстояние от угла глаз до тетради около 30 см. Если развалиться на стуле или согнуться над тетрадью, то не получится красиво написать буквы.

Научите ребенка правильно держать ручку

как исправить детский почерк

С первых минут, как только ребенок взял ручку, важно, чтобы он делал это правильно. Как правильно держать ручку? Она должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого пальца и прикрываться сверху указательным. Мизинец и указательный палец при написании служат опорой для руки и скольжения по бумаге.

В большинстве случаев практически все школьники неправильно держат ручку. Отучить от этого несложно, для этого используйте следующие приемы:

  • «Пинцет»
    С помощью этого упражнения ребенок поймет, как верно держать ручку для удобного письма. Суть метода проста: малыш должен захватить письменную принадлежность тремя пальчиками за самую верхушку – большим, указательным и средним. А затем постепенно опускаться пальцами все ниже и ниже, пока ручка сама не примет нужное положение.

  • «Контрольная точка»
    Еще один эффективный способ, который поможет быстро понять, как держать ручку правильно. Прежде чем приступать к выполнению письменных заданий, нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Она будет служить местом опоры для ручки. Затем с помощью наклейки или скотча такую же отметку сделайте на ручке. Это будет уровнем, ниже которого пальцы опускаться не должна.

  • «Салфетка»
    Дайте ребенку салфетку, чтобы он смог удержать ее мизинцем и безымянным пальцем, плотно прижав к ладошке. Объясните, что эти два пальчика заняты, потому принять участия в письме не могут. Таким образом, свободными остаются лишь верные пальцы.

Какая должна быть ручка

Выбирая пишущие принадлежности, обращайте внимание на физиологические особенности детской руки. Предмет для письма не должен быть слишком толстым, тонким и тяжелым.

каллиграфия для детей

Ручки бывают гелевые и шариковые. Для дошкольников и младших школьников подходит второй вариант. Аккуратность и красота письма зависит и от качества, и состава чернил. Гелевой ручкой надо уметь писать аккуратно, не допуская клякс и разводов. Потому детям младшего школьного возраста она не подойдет. Кроме того, такие ручки могут резко перестать писать и начинают царапать лист бумаги.

При выборе шариковой ручки тоже важно знать некоторые правила и особенности. Стержень должен быть тонким, так он будет оставлять после себя аккуратный четкий след. Перед покупкой ручку обязательно нужно проверить в деле, проведя на бумаге несколько полосок. Если предмет полностью выполнен из металла или пластмассы, это не лучший вариант – детские пальчики будут скользить по такому материалу. Желательно, чтобы место, где располагаются пальцы, имело резиновую накладку. Оптимальная длина изделия – 15 см.

Развиваем мелкую моторику

детский почерк

Плохая или недостаточно развитая моторика – основная причина некрасивого и неаккуратного почерка. У детей, которые не развивают эту способность, на письме образуется много лишних ломаных и изогнутых линий, буквы «прыгают» на строчках, их пропорции нарушены.

Развитие мелкой моторики поможет повысить подвижность пальцев и кистей руки, улучшить координации движений, которые важны при письме. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика
    Инсценируйте небольшие рассказы или сказки с помощью пальцев рук. Лучше всего выбрать рифмованные произведения, потому что они легче запоминаются. Ребенок во время таких упражнений должен заучить не только стишки, но и последовательность движений и положение пальцев. В пальчиковой гимнастике задействуются все пальцы обеих рук, при этом их сжатие чередуется с расслаблением.

  • Пальчиковый «Твистер»
    Эта настольная игра должна быть у всех детей, чьи родители желают, чтобы у них был красивый почерк. Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры – выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук.

  • Театр теней
    Такая увлекательная игра – эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость. Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером. Осветительные приборы поставьте так, чтобы тень падала на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены, чтобы тени получались нужных размеров. С помощью пальцев и кистей рук можно показывать как отдельных животных, так и целые сценарии увлекательных рассказов. Самые популярные сюжеты среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.

Пространственное мышление

тренировка почерка через графический диктант

В начале обучения письму многие дети сталкиваются с нарушением межбуквенного интервала, зеркальным написанием букв, путают визуально схожие элементы, пишут слишком размашисто или чрезмерно узко. Такие нарушения указывают, что у ребенка плохо развито зрительно-пространственное мышление. Детский мозг в таком случае неправильно воспринимает положение, формы и размеры как письменных знаков, так и всех предметов в целом.

Для формирования красивого почерка выполняйте такие упражнения:

  • «Зеркало»
    Это задание поможет лучше ориентироваться в пространстве и хорошо владеть своим телом. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало, а затем провести ладошкой по лицу от носа ко рту и вернуться обратно. На следующем этапе упражнения необходимо повторить движения без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

  • Графический диктант
    Рисование в тетрадях в клетку, которое выполняется под диктовку. Взрослый говорит, на сколько шагов (клеток), ребенку нужно двигаться ручкой в тетради. В результате должен получиться законченный рисунок. Графический диктант помогает ориентироваться в пространстве тетради, а также способствует развитию зрительно-пространственного мышления. Для детей младшего возраста также полезны раскраски и лабиринты.

  • «Поиск сокровищ»
    Цель игры – найти спрятанный предмет. Вы озвучиваете подсказки, куда и как перемещаться в пространстве – дойти до окна, нагнуться, развернуться, пройти вперед. Альтернативой этого развивающего занятия также является игра «Холодно-горячо».

  • Штриховка
    Заштриховывать готовые контурные рисунки – одно из любимых занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста. Штриховать рисунок можно разными линиями и в любом направлении – по горизонтали, вертикали, диагонали, волнистыми и даже ломаными. Штриховка способствует развитию терпения, усидчивости, аккуратности и правильного пространственного восприятия.

Формируем графический навык у детей

плохой почерк у ребенка

Закреплять графические навыки также помогают уроки рисования. Во время рисования происходит развитие левого и правого полушарий мозга, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления. Также это занятие полезно тем, что:

  • тренирует координацию движений;

  • выстраивает связь между мышлением и речью;

  • упорядочивает большой объем полученных знаний;

  • закрепляет новую информацию.

Развитие графических навыков способствует формированию красивого почерка, если будут соблюдены следующие правила:

  1. Занятия проводятся регулярно и систематически.
  2. На уроках используются графические материалы.
  3. Дети поэтапно выполняют задания, то есть рисование не должно быть произвольным.
  4. Занятия должны проводиться в комнате с благоприятной обстановкой и творческой атмосферой.

Чтобы дети могли графически изобразить предмет, они должны иметь о нем представление. Перед учителем или родителем стоит задача – обратить детское внимание на основные свойства предмета, которые важны в их изображении на бумаге.

Секреты красивого почерка

научить ребенка красивому почерку

Научиться красиво писать помогут следующие лайфхаки:

  • правильная осанка;

  • правильное положение тетради на письменном столе.

  • образец для подражания — например, прописи, в которых уже прописаны буквы;

  • отсутствие спешки. Не стоит торопить ребенка, у всех разный темперамент: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Когда будет получаться хорошо писать буквы, можно немного ускориться.

  • сосредоточенность – во время занятий важно не отвлекаться на посторонние предметы. 

Тренировка навыков письма

Начинайте развивать навыки письма только тогда, когда детская рука готова к этому. Готовность руки к письму можно самостоятельно оценить с помощью простого теста. Предложите заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. Если штрихи ровные, параллельные, удаленные друг от друга на одинаковом расстоянии, не сильно выходят за контуры изображения, значит, можно приступать к обучению каллиграфии.

Начинайте тренировки с рисования обычных палочек, точек, крючков, завитков. Дайте малышу возможность выводить их на листе бумаги так, как он хочет. Когда ребенок будет справляться с этим заданием, переходите к работе в прописях.

Упражнения для каллиграфии

В 5-6 летнем возрасте уже можно приступать к освоению печатных букв. Здесь важно показать, в какой последовательности пишутся все элементы и какие пропорции должны быть между ними. Начните с самого простого — букв «о», «с», «а», «л», а затем переходите к более сложным. Для закрепления навыка можно каждый раз в конце занятия просить ребенка написать свое имя.

В каллиграфии есть одно важное правило – при письме не задействовать запястья. Строчные буквы необходимо писать, отрывая только пальцы от листа бумаги, а для создания завитков и заглавных букв мы используем локоть и плечо.

Рекомендации родителям по формированию красивого почерка у ребенка

каллиграфия

Не все занятия по формированию красивого почерка приносят детям пользу и дают положительный эффект. Чтобы достичь поставленных целей, важно соблюдать правила, как научить ребенка писать красиво, аккуратно и быстро:

  1. Лучше заниматься по 20-30 минут в день ежедневно, чем по несколько часов раз в 2-3 дня. Если урок длится 30-45 минут, обязательно делайте 5-ти минутный перерыв.
  2. Если у ребенка большая нагрузка в школе, чередуйте домашние задания с выполнением упражнений по развитию красивого почерка.
  3. При проверке выполненных заданий делайте акцент на успехах ребенка, а не на его неудачах. Детей обязательно нужно хватить, поощряя к получению новых знаний и совершенствованию уже приобретенных навыков. Похвала должна быть аргументированной: важно указывать, что именно ребенок выполнил правильно, чтобы он сам это видел и понимал.
  4. Занимайтесь по проверенным образовательным пособиям – прописям В.А. Илюхиной, В. Г. Горецкого или используйте специальные тетради для занятий каллиграфией.
  5. Занятия должно проходить в спокойной обстановке, без криков и резких замечаний. Обучение должно вызывать радость и вдохновение, а не страх. Важно понимать, что получаться у ребенка будет не сразу, поэтому проявляйте терпение, понимание и мягкость.

красивый почерк у ребенка

Обратите внимание, что перед школой ребенок должен обладать следующими навыками письма:

  • хорошо ориентироваться в строчках и клеточках, не теряться в них;

  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;

  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо;

  • соединять противоположные углы клетки;

  • выполнять графические диктанты.

Обладая этими базовыми навыками, малыш сможет быстро адаптироваться к учебному процессу и качественно применять новые знания и умения. Скорописание позволит ребенку легко усваивать школьную программу, не отставая от одноклассников. Что ещё нужно знать будущему первокласснику? Об этом в нашей статье Что должен знать ребенок перед школой.

Айкьюша

Айкьюша и команда

Оглавление:

  1. Зачем исправлять почерк ребенка
  2. Признаки, выдающие плохой почерк
  3. Причины формирования плохого почерка у ребенка
  4. Можно ли исправить почерк ребенку
  5. Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
  6. Упражнения для развития красивого почерка у детей

В чем проблема? Исправить почерк у ребенка зачастую не так просто, но крайне важно. От чистописания зависит, как человек доносит свои мысли через письмо, а также насколько развит мозг, в частности, мелкая моторика. Если вовремя не уделить этому навыку должного внимания, в дальнейшем, в более зрелом возрасте, его коррекция становится проблематичной.

Как исправить? На выбор педагогам и учителям сегодня предложены упражнения и техники, способные помочь детям улучшить свой почерк. Для их применения следует разобраться в причинах формирования плохого стиля написания, а также научиться выявлять признаки, выдающие те случаи, над которыми следует поработать.

Зачем исправлять почерк ребенка

В настоящее время многие родители задаются вопросом о том, нужно ли исправлять почерк ребенку, ведь сегодня мы чаще всего печатаем текст, а не пишем от руки. Весьма ошибочным считается мнение о том, что с появлением гаджетов чистописание потеряло свою актуальность.

Это совсем не так, ведь в процессе письма взаимодействуют сразу несколько элементов сенсорных систем человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У ребенка, который усердно занимается письмом, хорошо развиты внимание, мелкая моторика, память, он спокоен и усидчив.

Зачем исправлять почерк ребенка

Не стоит думать, что аккуратные тетради – это просто придирки учителей, ведь, опираясь на стандарты, разработанные Министерством просвещения РФ, можно сказать, что правильное письмо и красивый почерк являются важными критериями в системе оценивания в начальных классах. В связи с этим педагог часто вынужден снижать ребенку отметки, когда возникают трудности с этими навыками.

Но оценки это, к сожалению, лишь часть проблемы в этой ситуации:

  • У учителей, которые преподают другие предметы, тоже появляются вопросы о том, как же все-таки исправить почерк ребенка, потому что им бывает сложно разобрать неаккуратное письмо, что также ведет к снижению успеваемости.
  • Если ребенок медленно пишет, он быстро утомляется. В этом случае отставание от одноклассников становится все более очевидным.
  • Детям с неправильным почерком сложно вести тетради, конспектировать материал на уроках, сдавать вовремя контрольные работы, что опять же приводит к неудовлетворительным оценкам и переживаниям.

Совокупность всех этих тревожных моментов приводит к ухудшению морального состояния ребенка. Неминуемо снижается уверенность в себе и мотивация к обучению, соответственно, существенно страдает качество усвоенного материала. Можно сказать, что неряшливый или сложно читаемый почерк способен сильно усложнить детям всю их школьную жизнь. Родителям стоит задаться вопросом о том, как же помочь ребенку исправить почерк.

Признаки, выдающие плохой почерк

  1. Стоит обратить внимание на написание ребенком таких букв, как «н», «и», «к», «п». Тревожным сигналом служит их практически идентичное написание, при котором сложно понять, какой именно графический знак написан.
  2. Помимо орфографических ошибок, существуют недочеты в самой манере написания. Их легко выявить, достаточно лишь заглянуть в рабочие тетради ребенка. Если буквы «прыгают», вылезая за строчку сверху и снизу, отличаются друг от друга высотой, наклоном, можно говорить о несоответствии почерка общепринятым нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, недопустимое нормами письмо на полях, перескакивание текста на другую страницу, дописывание к буквам дополнительных элементов – яркое подтверждение несоответствия почерка ребенка нормам, которые используются для оценивания оформления работ в учреждениях образования.

Признаки, выдающие плохой почерк

Чтобы помочь ребенку исправить почерк, необходимо сначала выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Одной из основных причин, формирующих неправильный почерк у ребенка, является неверное положение тела, рук и ног при письме, нарушение осанки.

Следует обратить особое внимание на частые ошибки ребенка при выполнении письменных заданий. Неправильный наклон букв и их элементов при письме говорит о том, что он неверно сидит, неправильно располагает тетрадь, скорее всего, держит ручку под неестественным углом.

  • Не менее важно правильное расположение тетради на парте. От такого вроде бы несущественного момента зачастую зависит аккуратность почерка. Имеет значение и то, под каким уклоном ребенок держит ручку при письме.
  • Проблема «прыгающих» букв довольно актуальна среди школьников. Если ребенок пишет слова, искажая округлые элементы, а линия, которая должна быть прямой, выглядит как ломаная, значит, есть трудности с развитием мелкой моторики.

Причины формирования плохого почерка у ребенка

  • Еще одной причиной искаженного почерка у детей считается невысокий уровень развития пространственного восприятия. Родители надеются, что это быстро пройдет, заставляя ребенка заново писать один и тот же текст несколько раз. Однако проблема гораздо глубже. В этом случае просто переписывание никак ее не решит, скорее, только создаст школьнику еще больший психологический дискомфорт.

Можно ли исправить почерк ребенку

Конечно, можно выждать время, пока дошкольник или младший школьник не приобретет навыки мелкой моторики. Однако в этом случае есть все шансы упустить время, ведь у ребенка уже сформируется стойкая привычка неправильного письма.

Родители и специалисты, обнаружив проблемы с письмом, обязаны сразу выяснить причину и предпринять необходимые действия, чтобы помочь малышу.

Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка

Аккуратность и правильная манера письма зависят от множества факторов, тесно связанных между собой. Рассмотрим некоторые из них с учетом различных моментов.

Для формирования правильного с точки зрения каллиграфии почерка необходимо соблюдать несколько важных условий:

Ребенок должен правильно сидеть при рисовании и письме

  • Держать ровно спину и плечи.
  • Расстояние от стола до глаз должно быть минимум 30 см.
  • Локоть ведущей руки следует поместить на столе, свободная рука также может располагаться на парте, создавая упор.
  • Тетрадь должна лежать под наклоном.
  • Промежуток между письменным столом и телом должен быть равен ширине ладони.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться карандашом и ручкой при письме

От того, насколько верно дошкольник или младший школьник держит в руке карандаш или ручку, зависит, как быстро он устанет. Чтобы исправить почерк у ребенка самостоятельно, сделайте с ним несколько простых упражнений:

  • Сначала согните указательный и большой пальцы.
  • Далее направьте большой палец в сторону так, чтобы он оказался почти параллельно поверхности стола, но не приникал фалангой к ручке.
  • Теперь проверьте, чтобы ручка легла точно в «ямку» из пальцев, а ее колпачок был направлен строго в плечо.
  • Попробуйте выполнить данные движения с помощью салфетки. Пусть ребенок зажмет ее кусочек мизинцем и безымянным пальцем. Именно таким образом он должен держать ручку или карандаш, чтобы исправить почерк.
  • Затем опустите кисть. Косточка запястья должна касаться поверхности стола, а кисть располагаться ниже рабочей строки.

Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности

У ребенка должны быть те письменные принадлежности, которые ему нравятся

В настоящее время существует огромное количество ярких и интересных канцелярских товаров, радующих глаз. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша была ручка, которая ему очень нравится. Разве возможно писать красиво, если карандаши, фломастеры или тетрадки совсем не радуют?

Купите ему принадлежности для письма с персонажами любимых мультфильмов. Но во всем нужно соблюдать меру, ведь многие новомодные письменные приспособления зачастую просто не подходят для детской руки или вызывают неудобство при работе с ними.

Как исправить почерк

Ручка для письма должна быть средней толщины – очень тонкой или слишком толстой писать крайне неудобно. Говоря о качестве и составе чернил, стоит отметить, что, например, от гелевых стержней обычно намного больше грязных разводов в тетрадках. Обратите на это внимание, особенно если ваш ребенок пишет левой рукой.

Кстати, для левшей разработаны специальные ручки с чернилами, которые высыхают быстрее и не пачкают тетрадные листы. Использование письменных принадлежностей с очень толстым стержнем также дает предпосылки для неопрятного письма и грязи в тетрадках. Лучше приобретать ручки со специальным прорезиненным корпусом, которые не натирают кожу, рука меньше устает.

По мнению специалистов, идеальная длина ручки – 15 см. Помните – правильно подобранные принадлежности для письма не царапают и не цепляют бумагу.

Тетрадку надо располагать под углом не менее 10–15° относительно ребенка. Рука должна свободно перемещаться вдоль строки. По мере того как страница заполняется, нужно приподнимать тетрадь. В зависимости от того, кто пишет – правша или левша, страница должна быть наклонена влево или вправо соответственно. Выбирая обложки, стоит отдать предпочтение мягким полиэтиленовым вариантам, которые менее подвержены скольжению по столу при письме.

Работа над формированием графических навыков

Ключевой целью данного процесса является аккуратное и быстрое письмо.

Характеристики, демонстрирующие уровень развития умения красиво писать:

  • Графическая грамотность, то есть верный подбор необходимой буквы к определенному звуку, сопоставление печатных и письменных вариантов исполнения графических символов.
  • Каллиграфическая четкость при написании букв и их соединений.
  • Безотрывность письма.

Связанность определяется количеством знаков, написанных в слове за один прием. Безотрывность способствует повышению четкости и скорости письма. Чтобы проверить эти навыки, зачастую применяют особую методику написания вслепую. Так, детям надо записать слово, не глядя на него. Количество остановок при написании покажет, сколько раз рука отрывалась от стола, и, следовательно, позволит определить уровень владения ребенком техникой безотрывного письма.

Работа над формированием графических навыков

Скорость письма

Если ребенок в первом или во втором классах пишет не менее 4–6 слов в минуту – это прекрасный результат. До 12 слов в минуту должны писать ученики третьих и четвертых классов.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Одним из основных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Недостаточно развитая подвижность кистей и пальцев малыша непосредственно связана с определенными проблемами при письме. Для того чтобы совершенствовать координацию, снять напряженность мышц, необходимо выполнять комплекс упражнений, который способен помочь ребенку исправить почерк самостоятельно.

Упражнения для развития красивого почерка у детей

Часто в начальной школе перед уроком письма или даже во время занятия учителя проводят с детьми специально разработанную пальчиковую гимнастику. Не все из таких упражнений легко выполняются учениками, многие требуют больших усилий или совсем не получаются у младших школьников. Но не стоит опускать руки при первых неудачах, целенаправленные тренировки обязательно приведут к отличному результату при выполнении письменных заданий.

Таким образом, если в тетрадке ребенка вы обнаружите ошибки, о которых говорилось выше, – выполняйте упражнения на развитие моторики в игровой форме. Приведем примеры некоторых развивающих игр:

«Пальчиковый твистер»

Положите игровое поле на стол. Одной рукой ребенок играет («танцует»), то есть осуществляет какие-либо перемещения по полю, второй – бросает кубики. Для левши и правши ведущей является та рука, которая используется для письма. Ходы в игре выполняются по очереди.

Тот, кто начинает игру, бросает два кубика, которые определяют цвет и палец, обозначенный белым цветом на черной руке. Если выпадает белая ладошка, то участник может сделать перемещение по полю тем пальчиком, каким ему наиболее удобно. Следующий игрок выполняет свое задание, которое получил на основании брошенных им кубиков.

Далее участники продвигаются по игровому полю, не отрывая расставленные на нем пальцы, занимая нужным пальчиком кружочек выпавшего цвета. На поле «танцуют» все игроки сразу, причем сделать это все сложнее. Если один из играющих не смог выполнить задание, он считается проигравшим. Последний оставшийся на поле – победитель.

Театр теней

Театр теней – уникальное времяпрепровождение для детей 1–3 классов, которым требуется исправить почерк. Данная игра дает возможность добиться точных и согласованных движений пальцев и кистей рук, способствует поддержанию интереса к выполнению упражнений, помогает концентрировать внимание, развивает усидчивость и позволяет продолжительное время быть активным на занятиях.

Вас заинтересовала игра? Хотите создать дома театр теней? Это несложно. Понадобится лишь настольная лампа и хорошо развитое воображение. Направьте свет лампы на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии не более 3-4 м от стены, чтобы фигурки получились нужного размера. Для того чтобы малышу было интересно, придумайте увлекательный сюжет. Например, бабочка летает с цветка на цветок, щенок радостно гавкает, глядя на нее, и т. д.

Театр теней

Полет «бабочки» изображают легкими, но довольно резкими движениями запястий с прямыми пальчиками. Затем уставший «мотылек» плавно садится и складывает «крылья». Для детей более старшего возраста можно изобразить зарисовку на тему «Появление бабочки из кокона», когда из сформированного двумя ладошками «кокона» появляется невесомая «бабочка».

Очень полезны для формирования мелкой моторики несложные упражнения, которые подразумевают умения застегнуть и расстегнуть пуговицы, крючки, зашнуровать ботинки, завязать узелки на веревке, нанизать бусы, сплести косички, перебрать крупу, вылепить фигурку из пластилина.

Современные исследования специалистов позволяют сделать вывод о том, что первоклассники на уроке письма испытывают физическое и психическое напряжение, которое сравнимо с ощущениями космонавта в минуты старта.

Теперь вы понимаете, насколько нелегко ребенку изучить эту сложную науку – каллиграфию! Поэтому детям так необходимо понимание и поддержка со стороны педагогов. При помощи описанных техник и рекомендаций у вас обязательно получится исправить почерк ребенка!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти быстро бамбук майнкрафт
  • Как могут найти микронаушник
  • Как найти размер заработной платы рабочего
  • Как исправить ошибку прекращена работа программы gldriverquery exe
  • Как найти процент от депозита