Как исправить девиантное поведение подростка

Лечение девиантного поведения у подростков в Москве

Статья проверена экспертом

Шурова Екатерина Анатольевна

Врач сексолог, гештальт-терапевт, ЛГБТ терапевт, семейный терапевт

Для предотвращения девиантного поведения у подростков обращайтесь в клинику доктора Шурова в Москве. Подберем эффективную схему лечения, поможем вам найти контакт с вашими детьми и избежать осложнений. Гарантируем анонимность

Причины девиантного поведения подростков

мальчик у врачаДевиантное (отклоняющееся) поведение представляет собой поведенческий комплекс, включающий в себя действия и поступки, не соответствующие общественным нормам. Это может быть агрессивное поведение, намеренное причинение вреда окружающим, кража чужой собственности, склонность к обману, бродяжничество и т.д.

Причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте делятся на две группы:

  • социальные.
  • биологические.

К социальным предпосылкам отклоняющегося поведения можно отнести:

  • неполноту семьи, воспитание подростка единственным родителем, способное спровоцировать нездоровый климат в семье, отношения, опирающиеся на агрессивность, проявления властности, требования безоговорочного подчинения.
  • воспитание в неблагополучной семье, ссоры и конфликты между родителями, родительский алкоголизм и/или наркотическая зависимость, бедность на грани нищеты и т.д.
  • ошибки в воспитании: отсутствие контакта с родителями и педагогами, недостаточность уделяемого подростку внимания, гиперопека и т.д.

К биологическим факторам, способным спровоцировать отклоняющееся поведение, относят:

  • генетическую предрасположенность, склонность к развитию зависимостей, передающиеся по наследству когнитивные нарушения.
  • заболевания ЦНС.
  • травмы головы.
  • особенности подросткового периода, связанные с гормональной перестройкой организма, а также усиленным развитием головного мозга.

Лечением отклоняющегося поведения у подростков занимается детский психиатр или клинический психолог.

Прежде всего необходимо выявить причину плохого или асоциального поведения, проанализировать отношения ребенка с родителями, с педагогами, с ровесниками. В большинстве случаев для улучшения ситуации достаточно психотерапии и психокоррекции, но иногда (например, при ярко выраженных приступах агрессии у подростка) потребуется подключить медикаментозную коррекцию. Необходимые препараты подберет психотерапевт.

Классификация и симптомы

По характеру нарушения общественных норм различают следующие виды отклоняющегося поведения:

  • делинквентное (преступное), включающее в себя противоправные деяния: нанесение вреда здоровью или имуществу, воровство и т.д.
  • аддиктивное, характеризующееся стремлением к эскапизму (уходу от обыденной жизни) посредством психоактивных веществ или определенных действий (медитация, транс, мастурбация и т.д.)
  • патохарактерологическое, обусловленное патологическими свойствами характера и включающее акцентуации (заострение определенных черт личности) и психопатии (психопатологический синдром, проявляющийся в виде сочетания таких черт, как бессердечность по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций).
  • психопатологическое, при котором поведенческие отклонения являются частью симптоматики расстройств психики (депрессивного, биполярного, пограничного и др.)
  • гиперспособности (сверходаренность, гениальность, талантливость).

Главной особенностью девиантного поведения подростков являются затруднения в социальной адаптации, включающие в себя сложности в отношениях с родителями, сверстниками и педагогами, стремление к общению с «плохими компаниями», отказ от обучения, бродяжничество, чрезмерное увлечение серфингом в Интернете и компьютерными играми.

К основным симптомам отклоняющегося поведения относят:

  • социальную дезадаптацию.
  • сложности с обучением, отсутствие интереса и мотивации к учебе.
  • снижение воли и концентрации внимания.
  • неспособность доводить задуманное до конца.
  • инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту).
  • безответственность.
  • отсутствие самоконтроля.
  • неопрятность, пренебрежение правилами личной гигиены.
  • лабильность (неустойчивость, переменчивость) эмоционального фона (чередование подавленности, тревожности, агрессии и т.д.)
  • импульсивность (тенденция совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств).
  • неадекватность самооценки.
  • замкнутость, стремление к уединению, изоляции.

Также девиантное поведение подростков может характеризоваться физиологическими проявлениями, такими, как:

  • нарушения сна (бессонница, повышенная сонливость, кошмарные сны и др.)
  • утрата аппетита.
  • снижение иммунитета.
  • дисменорея (нарушение менструального цикла).
  • чрезмерная худоба или ожирение.

Диагностика девиантного поведения

психолог показывает картинкуДиагностикой и лечением девиантного поведения подростков занимается психиатр с привлечением клинического психолога. К основным диагностическим методикам относятся:

  • разговор с подростком, выяснение его точки зрения на происходящее.
  • разговор с родителями или опекунами.
  • клиническое наблюдение, оценка поведения и эмоциональных реакций.
  • психологические тесты: Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) (психодиагностическая методика исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности), патохарактерологический диагностический опросник для определения типов акцентуации характера и типов психопатий, опросник Айзенка для выявления степени выраженности свойств, являющихся существенными компонентами личности.
  • методики, использующие метод проекции: тесты с применением рисунков, тест Сонди (метод портретных выборов), тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Лечение девиантного поведения подростков

Терапия девиантного поведения подростков проводится комплексно и включает:

  • психотерапевтические сеансы (основой является групповая и семейная терапия, с привлечением родителей и других родственников).
  • психокоррекцию для стабилизации настроения, обретения уверенности в себе и мотивации к обучению, укрепления самооценки.
  • фармакологическое лечение девиантного поведения подростков.

В медикаментозной терапии девиантного поведения подростков используют:

  • нормотимики для сглаживания расстройств аффективной сферы и настроенческих колебаний (например, препараты лития).
  • нейролептики (антипсихотики) для снижения выраженности агрессии и других девиаций (Эглонил, Хлорпромазин, Флуспирилен).
  • антиконвульсанты (противосудорожные препараты: Конвулекс, Топамакс).

Профилактика девиантного поведения подростков включает в себя мероприятия по установлению дружественных, доверительных отношений в семье, между родителями и детьми. К другим мерам профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте относится своевременная диагностика и лечение психических нарушений.

Мнение эксперта

«Действия подростка с аномальными формами самовыражения противоречат устоям общества. Из-за непринятия установок и норм оно тоже отталкивает своих маргиналов, делает их изгоями. Последствия антиобщественного поведения всегда тяжкие и пагубные.

Ранняя алкоголизация, формирование стойких зависимостей. Около 50% случаев алкоголизма и наркомании развиваются уже в этом возрасте. Первые пробы запрещенного вещества происходят на фоне стремления казаться своим в компании, быть похожим на ее участников, желание испытать что-либо необычное. Большая часть времени проходит в поиске алкоголя или наркотика.

Ущерб физическому и психическому здоровью. Неврозы, депрессии, одиночество, заражение венерическими болезнями — далеко не полный перечень последствий девиантного поведения подростков. Ограниченные возможности получения профессии, недостаточная социальная успешность в будущем. Деградация личности, прекращение прежних связей, уход из нормального общества. Приобщение к криминальной среде.

От девиантного поведения страдает не только сам подросток. Вырождение исторической памяти, утрата культурного наследия и национальной гордости разрушают общество и государство, делает его слабее». (с) Гайнуллин Эдуард Рифкатович, психиатр, психотерапевт, клиника «Rehab Family».

Цены

Все цены

Лечение девиантного поведения у подростков

от 2 500 руб.

Лечение девиантного поведения у подростков на дому

от 3 500 руб.

Информация о психических расстройствах

Лечение психических расстройств

Помощь врача психиатра

Отзывы о работе клиники

кавычки

Александра, 35

Лечение девиантного поведения у подростков в Москве

Обратились в клинику доктора Шурова из-за поведения сына. Ему 13, ведет себя безобразно. Учиться не хочет, в школе сплошные проблемы и конфликты, на уме только компьютер. Друзей практически нет, все общение только через Интернет, как сейчас принято среди молодёжи. Пытались и разговаривать, и наказания разные применяли, и различные стимулы, условия ставили – никакого результата. Педагогический провал. Смирились с тем, что нам поможет только психолог. В клинике были уже на трех сеансах, пока все очень нравится, появились первые положительные изменения, ребенок пошел на контакт. Учебные дела налаживаются. Надеюсь, с помощью специалистов по психологии преодолеем этот сложный возрастной кризис!

кавычки

Наталья, 40

Лечение девиантного поведения у подростков в Москве

Спасибо большое специалистам клиники доктора Шурова, что вернули мне дочь! Я всем рекомендую эту клинику, мы ходим сюда уже больше года. Дочка попала под влияние плохой компании, стала выпивать, курить, сразу упала успеваемость. Оказалась на грани отчисления из-за поведения. Но самое страшное, что она совсем перестала меня слышать, стала очень замкнутой, ни в какую не шла со мной на контакт. Врачи сотворили просто чудо, подобрали к моей дочке подход, правильный «ключик» и помогли нам найти общий язык. Сейчас ребенка не узнать, учеба на первом месте, помирилась с прежними подружками, снова начала болтать со мной, как с подругой. У нее появилась цель, приняла решение поступать в МГУ на социолога. Не нарадуюсь! Спасибо за вашу работу!

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особенно остро. Нежелательную реакцию у молодежи вызывают разные факторы: экономическое неравенство, массовая глобализация, ограниченный или, напротив, свободный доступ к нерецензированной информации, демократическое развитие, интеграционные мероприятия.

Юные бунтари выступают против несправедливости, установленной или навязанной моральными принципами, сформированными окружением или СМИ. Часто этот протест принимает опасные формы, вредные для всего общества.

Что такое поведение в общем смысле

Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.

Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.

В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.

Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.

Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.

Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.

Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций –  изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами

Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.

Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.

Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.

В основе аномального поведения лежат:

  • Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения классифицируются в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, законы), мотивации (эгоистичная, агрессивная, пессимистическая), масштаба (индивидуум, группа людей, организация).

Разнообразие девиантного поведения

Можно выделить две большие группы поведенческих отклонений. Они принципиально отличаются целым рядом диаметрально противоположных мотивационных элементов.

  • Психические расстройства – наличие у подростков врожденной или приобретенной патологии. Поведенческие отклонения чаще всего наблюдаются у людей с шизофренией, слабостью, глупостью, умственной отсталостью и другими нарушениями сознания. В эту группу могут также входить люди, находящиеся в состоянии стресса, когда некоторые отклонения в поведении находятся на грани нормы и патологии. Эти люди часто не проходят необходимого лечения, поскольку могут жить полной жизнью, не находя у себя психических расстройств.
  • Антисоциальное поведение. Негативные действия совершают абсолютно вменяемые люди. Их бунт имеет множество разных причин: от скуки и праздности до попытки перевернуть все устои общества из-за несправедливого распределения в нем богатства. Если преступления, совершенные этими людьми, не приносят большого вреда обществу, за нарушения на них налагаются штрафные санкции в соответствии с нормами трудового и административного права. В компании, учреждении или офисе людям грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если преступление является уголовным преступлением, к виновным применяются более суровые наказания.

Дивиантное поведение

Дивиантное поведение. Фото лицензировано LICENSE CERTIFICATE: Envato Elements Item

Акцентуация личности

Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Она определяет поведение и поступки человека, накладывает отпечаток на все сферы его жизни: отношение к себе, к окружающим, к миру. Эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних, переходящих во взрослую жизнь. У подростков ярко проявляется определенная черта характера, часто отрицательная, что приводит к проблемам в общении с окружающими.

Например, он может открыто грубить учителям и родителям, не выполнять домашнее задание, игнорировать просьбы взрослых о помощи. Причин такого поведения может быть несколько: общеобразовательная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние подросткового возраста. Если добавить к этому неприятности личного характера или пережитый стресс из-за проблем в семье, можно получить большое число извращенцев, готовых отомстить всем и за все.

Бывает, что детский протест неактивен, выражается в пассивной форме. Эта поведенческая реакция приводит к депрессии, которую тщательно маскируют от взрослых. Она может развиваться из-за воображаемых физических недостатков, которые дети приписывают себе в подростковом возрасте.

Кроме того, подростки иногда неразумно берут на себя ответственность за важные или трагические события: например, испытывают чувство вины после потери любимого человека, смерти животного или считают себя виновным в тяжелой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Существует несколько теорий девиативного поведения. Первая – биологическая. Ее автор – К. Ломброзо. Долгое время ученый работал тюремным врачом, в результате чего им было выявлено множество биологических и наследственных факторов. Он также указал, что окружающая среда также влияет на формирование поведения, но ключевая роль принадлежит генетике. 

Другой ученый, Эмиль Дюркгейм, разработал социологическую теорию девиантного поведения. Он изучал самоубийства (это тоже можно считать отклонением от нормы) и определил понятие аномии – ситуация в обществе, при которой старые нормы разрушаются, а новые еще не сформированы. 

По его мнению Дюркгейма, нормы – стандарты, уместные для всего общества, а девиативное поведение – это то, что не принимается большинством людей. Аналогичную теорию вывел Т. Селлин. Он писал, что девиантное поведение – результат столкновения двух культур. 

Психологи, в свою очередь, выдвинули несколько теорий. Так, Фрейд отмечал, что в дивиантное поведение связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман, напротив, писал о том, что речь идет только о страхе. Поэтому девиативное поведение возникает как защита.

Социологи называют три основных источника публичного подросткового поведения, выходящего за рамки общепринятых норм.

Социальное неравенство Морально-этический фактор Окружающая среда, общество
С этим феноменом сталкивается ребенок, еще учась в начальной школе: одноклассники одеты лучше, чем он сам, имеют больше карманных денег и так далее. Ребенок чувствует себя слабым. Он не может полностью развить свои способности и таланты из-за отсутствия материальных благ: даже самореализация иногда бывает затруднительной, когда нет денег, на которые можно купить книги, атласы, энциклопедии. Подросток зол на весь мир, но больше всего – на своих родителей, даже если они стараются изо всех сил. Он не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями. Он выражается в низком духовном развитии общества, равнодушии к науке и искусству. Ребенок наблюдает за упадком нравственности среди людей: потребительским отношением к жизни, вседозволенностью, жестокостью, массовым алкоголизмом, половой распущенностью.

Некоторые люди благосклонно относятся к девиантам, жалеют их, обвиняя во всем образование и жизнь в неблагополучных семьях, забывая при этом, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Многие люди выросли во враждебной среде, но благодаря целеустремленности и силе воли сумели достичь определенных высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Для девиантного поведения характерны полное отсутствие у подростков сильных черт и апатия ко всему, что их окружает. Они выбирают в жизни легкий, но опасный путь, который дает ложное забвение в виде алкоголя и наркотиков или воображаемое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология девиации

Типология поведения, несовместимого с принятыми в обществе нормами, нашла отражение в трудах американского социолога Роберта Крола Мертона, известного своими исследованиями по этой проблеме. Его типология основана на определении девиации как разрыва между одобряемыми обществом целями и методами их достижения. Ученый выделил 4 типа девиации.

  • Инновации. Люди признают социально одобряемые цели, но отрицают законные способы их достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие ученые).
  • Ритуализм. Социальные цели игнорируются, но принимаются традиционные, одобряемые обществом пути их достижения (бюрократ).
  • Ретритизм – бегство от реальности. Выражается в отказе от социально одобренных целей и всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  • Бунт. Отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционер).

Алкоголизм и наркомания в молодежной среде

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем другие.

Алкоголизм – чрезмерное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, угрожающее их физическому и психическому здоровью, патологическое пристрастие вызывает привыкание. Причин тому множество: генетическая предрасположенность, врожденный синдром, индивидуальные особенности личности, неблагоприятная среда, любопытство. Также подростки употребляют алкоголь из-за низкого уровня развития, отсутствия значимости в коллективе, незащищенности. 

Чтобы уберечь ребенка от пагубного воздействия алкоголя, необходимо найти ему увлекательное занятие, а также хороших знакомых, показывающих примры самоутверждения другими методами. Общество приняло правовые меры по предотвращению алкоголизма среди молодых: запрет на продажу алкоголя лицам младше 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Более того, приучение детей к употреблению алкоголя является преступлением, которое карается административным и уголовным законодательством.

Наркомания – еще одно отклонение от нормы поведения. Оно означает систематическое употребление опьяняющих веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток попадает в зависимость от таблеток, порошков и инъекций из-за пренебрежительного отношения к нему общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние выражают себя или удовлетворяют свое любопытство. Наркоманы нередко встают на преступный путь, чтобы незаконно добыть деньги на покупку зелья. Такие дети должны пройти лечение в специализированных учреждениях.

Проституция и гомосексуализм в молодежной среде

Предоставление сексуальных услуг за деньги или бесплатно, к сожалению, не является чем-то необычным в подростковой среде. Основная причина этого – желание заработать деньги, улучшить собственное материальное положение, если родители не в состоянии удовлетворить все прихоти ребенка, стремящегося к продиктованной модой и продвигаемой СМИ «красивой жизни». К этому можно добавить низкий уровень подростковой культуры и ее социальную распущенность, проблемы в семье и равнодушие взрослых. 

Проституция становится своего рода спасением от трудностей и невзгод. С целью снижения уровня детской проституции до минимума рекомендуется разработать специальные программы по половому воспитанию, выравниванию социального неравенства, повышению культуры населения.

Что касается гомосексуализма, то в большинстве случаев это врожденная предрасположенность. Признавая, что он не такой, как другие, подросток впадает в депрессию, начинает употреблять большое количество наркотиков и алкоголя, страдает неврозами и психическими расстройствами. Такие изменения требуют квалифицированной помощи специалиста.

Самоубийства и преступления в молодежной среде

Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу. 

Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.

Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.

Помощь трудным подросткам

Как помочь подросткам выбраться из юношеской антиобщественной бездны, в которую они погрузились?

  1. Во-первых, поможет специальная госпрограмма. Аномальное поведение детей нужно контролировать, это задача специалистов. В этом плане большое значение имеет открытие реабилитационных центров, где работают опытные специалисты, способные вылечить подростков с зависимостью, направить их энергию в мирное русло, на решение продуктивных задач.
  2. Во-вторых, в каждом городе должны работать неоценимые телефонные линии доверия, а также горячие линии, где предлагают помощь семейные психологи национального и регионального уровня.
  3. В-третьих, изучение экологической адаптации подростков нельзя прекращать ни на день. Аномальное поведение требует постоянного контроля, который должен осуществляться на основе полного взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, милицией, представителями опеки. В случае необходимости детей с девиантным поведением органы опеки забирают из семьи, если причиной отклонения в их поведении является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для профилактики девиантного поведения разработаны следующие меры:

  • Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции предназначены для обучения молодежи и формирования у подростков устойчивого отвращения к наркотикам и алкоголю.
  • Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет на рекламу табака и алкоголя.
  • Организация интересного и познавательного досуга молодежи. Работа с детьми с девиантным поведением требует разработки развлекательного сценария, соответствующего современным тенденциям.
  • Забота о материальном благополучии детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, религии, уровня образования и других факторов. Основная задача – наладить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы ученик обратится за помощью к своей матери или отцу, а не к сомнительному другу.

Чтобы избежать проблем в будущем, родители должны с раннего детства правильно воспитывать ребенка и уделять ему максимум внимания: дарить ему любовь и нежность, не ругаться в его присутствии, разговаривать с ребенком на разные темы, делиться своими чувствами и переживаниями, прислушиваться к его мнению. Дружеские семейные отношения – гарантия того, что родители никогда не столкнуться с девиантным поведением сына или дочери.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

В подростковом возрасте ребёнок меняется, приобретает новые привычки и избавляется от старых. Родителям полезно знать об этом, чтобы подготовиться к тому, когда кризисный период вступит в свои права и начнет оказывать влияние на детско-родительские отношения. Подростки могут проявлять демонстративные формы характера, а также — девиантность поведения. Этот термин обозначает отклонение от нормы и, в тех случаях, когда это происходит, родители должны показать ребёнка специалисту. В данной статье рассмотрим: какие проявления в поведении и психике подростков являются возрастной нормой, а какие требуют психологического и, даже, медицинского вмешательства?

Психика детей и девиантное поведение

Статистические данные исследований в области подростковой психологии показывают, что отклонения в поведении у детей составляют от 40 до 60%. Причины, которые провоцируют их, кроются в биологических, социальных и психологических особенностях детской психики. Специалисты, также, установили, что формы девиантного поведения часто проявляются у детей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, имели тяжелую наследственность — склонность родителей к психическим расстройствам, алкоголизму, наркомании.

Однако, отклоняющееся поведение свойственно, также, детям, которые росли в безопасных условиях, где взрослые понимали и поддерживали их, заботились о здоровье, развитии, помогали учиться и взрослеть. Так бывает, если ребёнок подвергается гормональной перестройке организма или имеет патологии центральной нервной системы. В то же время, подростки могут вести себя социально неприемлемым образом, если родители проявляют необъективность: чрезмерно контролируют ребёнка, унижают, сравнивают, высмеивают стремление быть самостоятельным.

Что лежит в основе девиантного поведения? Дезориентация подростка во внутренней системе собственных ценностей и норм, а также, социальных требований. Дети, в период с 14 до 16 лет, остро нуждаются в том, чтобы удовлетворять потребность в самовыражении и самоопределении. Если для этого не создано благоприятных условий или родители, напротив, препятствуют развитию независимости подростка, то он «потеряется» среди того, что ему хочется делать и чему приходится соответствовать.

Ниже описаны признаки в поведении подростков, которые не свидетельствуют о серьезных поведенческих нарушениях, а говорят лишь о том, что ребёнок взрослеет, активно отделяется от родителей, отстаивает свои права на голос, мнение, отдельную жизнь.

Подростковый возраст — время отделяться

Подростковый возраст — время отделяться

В это время подросток сознательно увеличивает дистанцию между собой и родителями — это необходимый процесс для того чтобы повзрослеть. Как правило, мать и отец очень расстраиваются, наблюдая за такими процессами в изменении ребёнка. Многие из них чувствуют себя обиженными, стараются все вернуть на свои места. Взрослые делают это по-разному: одни ругаются и манипулируют, угрожают детям, что, если те не изменят свое поведение и не станут покладистыми, то лишатся привилегий, которые у них есть в семье. Другие молчат и закрываются от ребёнка, желая продемонстрировать ему собственную боль и мечтая о том, что он отзовется на чувства родителей и вновь станет вежливым и дружелюбным. Как правило, в обоих случаях этого не происходит.

Почему дети грубят?

Проявление грубости и агрессии в поведении говорит о том, что ребёнок перестал воспринимать родительский авторитет. Поэтому родителям нужно изменить отношение к нему. Чем больше взрослые демонстрируют эмоций в ответ на грубость подростков, чем больше удовольствия, бессознательно, получают дети, чувствуя свое всемогущество и возможность управлять настроением матери и отца. Как относиться к детскому хамству? Нельзя позволять ребёнку вести себя грубо, но и «эмоционально уничтожать» его за это тоже не стоит. Уверенность в себе, хладнокровие, способность ставить надежные родительский границы — ключ к тому, чтобы ребёнок стал уважать взрослого человека, прислушиваться к нему, соблюдать требуемые правила.

Когда подростки ничего не хотят

Подавленность, депрессивный настрой, бесконечное нытье и жалобы на жизнь, отсутствие определенных желаний и, в то же время, возбужденное эмоциональное состояние — проявления в детском поведении, которые относятся к норме подросткового возраста. Психика детей в это время активно развивается, поэтому они сами не знают, что придет им в голову в следующий момент и как они захотят поступить — грустить или смеяться, испытывать разочарование или злость. Лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации — не бороться с поведением с подростков, не смеяться над ними и не критиковать, а спокойно наблюдать за тем, как ребёнок меняется, взрослеет, пробует разные формы поведения, примеряет на себя новые роли.

Когда подростку нужна помощь психолога?

Когда подростку нужна помощь психолога?

Существуют проявления в психике и поведенческие нарушения, которые требуют от родителей обратится за консультацией к психологу. Помощь со стороны необходима всей семье, если у детей наблюдаются следующие симптомы в поведении и самочувствии:

  • подростки обнаруживают склонность к преступности: воруют деньги у родителей или продукты в магазине, совершают разбой, демонстрируют склонность к насилию эмоциональному или физическому — над собой, другими людьми, животными;
  • подростки стремятся уйти от реальности, или их тянет осуществлять деятельность, которая вызывает возбуждение, сильные эмоции. Трансовые состояния, употребление алкоголя, табака и других наркотиков, зависимости, в которых «живут» дети — компьютер, телефон, социальные сети, видеоигры. В настоящее время трудно найти подростков, которые не знакомы с современными гаджетами, однако, если привязанность к ним является чрезмерной, формируется зависимость — ребёнок отказывается от еды, общения, его не интересует ничего, кроме желания уйти в свой мир. В таком случае требуется обязательная помощь психолога или психотерапевта;
  • дети ведут себя необъективно. Такие проявления характера возникают по причине неправильного, обесценивающего детскую личность воспитания в семье. Истерический невроз, приступы психопатии, неконтролируемые вспышки ярости и агрессии — не являются нормой, детская психика страдает и нуждается в помощи, возможно медикаментозной;
  • многие подростки, когда взрослеют, ведут себя депрессивно, и родителям стоит отличать особенности возраста от заболевания. Обычно, уныние у детей легко сменяется на радостное возбуждение, стоит их привлечь к чему-то интересному или неожиданному. Если депрессия длится долгое время и ничто не может «вытащить» ребёнка из нее, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Основные подходы к изучению девиантного поведения / Кошарная Г. Б., Мордишева Л. Н. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки 2010

Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты / Конева О. Б. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология 2010

Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. 2013

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Читайте также:

  • Безопасная утилизация агрессии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти файл гта 5 exe
  • Как найти друзей советы детям
  • Как найти что компания банкрот
  • Как найти напряжение в цепи пример
  • Как найти главаря разбойников